Как установить или заменить гидрокомпенсаторы и в чём суть их работы?

Газораспределительный механизм моторов с течением времени существенно модернизировался. Развитие не обошло стороной и клапанное устройство ДВС. Поначалу возникающие зазоры между клапанами и распределительным валом корректировались вручную, затем появились механические регуляторы, однако вершиной настройки стали гидравлические компенсаторы. Мало знаете о подобных деталях? Тогда обязательно ознакомьтесь с приведённой ниже статьёй, которая поможет всем желающим понять, почему стучат гидрокомпенсаторы, что они собой представляют и поддаются ли ремонту.

Как работают гидрокомпенсаторы

Гидрокомпенсаторы на ВАЗ-2107 позволяют при работе двигателя устранить тепловые зазоры в клапанах. Функционирование происходит в полностью автоматическом режиме, корректировка и любая другая настройка не требуется.

При ремонте механизма газораспределения достаточно только менять клапаны и производить их притирку. Никаких шайб или регулировочных гаек в конструкции не предусмотрено. Моторное масло двигается к гидрокомпенсаторам, за счет давления изменяются размеры этих элементов. Происходит смещение клапана под воздействием толкателя гидравлического типа с одной стороны и пружины с другой.

Диагностика ГКК

Прислушиваться к стукам и следить за динамикой мотора ВАЗ 2107 – привычка, конечно, полезная. Но засучивать рукава и загонять машину в гараж все же придется. Ведь для точной диагностики необходимо достать устройство и лично его осмотреть.

  1. Снимите клапанную крышку.
  2. С помощью специального ключа проверните коленвал так, чтобы поршень цилиндра попал в такт сжатия.
  3. Попробуйте нажать на плечо коромысла на впускном клапане.


Если коромысло легко поддается на ваши усилия, гидрокоменсатор требует замены.
Вы также можете проверить работоспособность гидроопор с помощью отвертки. Если нажать на неисправный механизм, он даст люфт.

Преимущества гидрокомпенсаторов

Если на автомобиль ВАЗ-2107 установить гидравлические компенсаторы, то вы получите такие преимущества:

  1. Полностью пропадут высокочастотные звуки, которые появляются при работе двигателя.
  2. Общий шум мотора снижается в несколько раз. Конечно, звук движущейся цепи все равно не пропадет.
  3. Снижается уровень шума от мотора в салоне. Если ехать со скоростью менее 80 км/ч, звука почти нет.
  4. Уменьшается, причем существенно, износ элементов газораспределительного механизма. Пропадают постоянные ударные нагрузки, которые происходят при наличии зазоров в элементах.
  5. Сохраняется целостность кулачков и рокеров, независимо от величины пробега автомобиля. Обязательно нужно знать, как проверить гидрокомпенсаторы самостоятельно – это позволит улучшить эффективность их работы.
  6. Если смонтировать гидравлические толкатели на механизм газораспределения, в котором изношены рокеры и кулачки на распредвале, все поверхности постепенно выравниваются.
  7. Все параметры мотора остаются прежними – мощность и приемистость не изменяется при установке гидротолкателей. Зато из-за того, что нет различия в зазорах клапанов, работает мотор максимально равномерно.
  8. При наличии достаточного количества смазки все элементы гидрокомпенсаторов имеют огромный ресурс – износа практически нет.

За 20-30 тыс. км пробега после установки гидравлических толкателей происходит притирка втулок и плунжеров, их соприкасающиеся поверхности приобретают зеркальный вид. Впоследствии выработка не появляется, размеры не изменяются.

Что это такое

Гидрокомпенсаторы – это детали для тюнинга двигателя автомобиля. Устройство в автоматическом режиме регулирует зазор клапанов.

На старых семерках ГКК заводом никогда не устанавливались. На некоторых автомобилях тех времен стояли регуляторы механического типа. Но эффективность их работы оставляла желать лучшего.

Владельцы Ваз 2107 должны каждые десять тысяч километров пробега вручную регулировать зазор клапанов. Для этого приходится демонтировать крышку и с помощью щупа выставлять зазоры.

Встроенные механические элементы подвержены износу. Неправильно отрегулированный зазор приводит к повышению шумности мотора. В результате динамика автомобиля падает, а расход топлива растет. Через 50 тысяч пробега приходится осуществлять ставить новые клапаны.

Гидрокомпенсаторы на ВАЗ 2107 лишены этих недостатков. Деталь служит долго: исправно работает до 150 тысяч километров пробега. Зазор выставляется в автоматическом режиме и постоянно поддерживается на нужном уровне.

Двигатель положительно откликается на такую заботу, что выражается в повышении ресурса мотора, его мощности и в понижении расхода бензина.

Установка гидрокомпенсаторов на ВАЗ 2107

Чтобы самостоятельно произвести установку элементов на «семерке», вам нужно иметь под рукой инструменты и приспособления:

  1. Ключ динамометрический.
  2. Набор гаечных ключей (накидных, торцовых головок, рожковых).
  3. Сверла и электродрель.
  4. Медная и стальная проволока.
  5. Новая прокладка под крышку газораспределительного механизма.
  6. Угловая шлифовальная машинка или несколько напильников.
  7. Ветошь.
  8. Мелкоабразивный точильный диск.
  9. Комплект гидравлических компенсаторов.
  10. Оправа для шайб головки блока.
  11. Механизм для замены плунжеров.

Даже перед тем как проверить гидрокомпенсаторы, нужно подготовить специальный инструмент – без него провести все работы довольно сложно.

Прежде чем приступить к установке гидрокомпенсаторов на ВАЗ 2107 потребуется подготовить необходимые детали, материалы и инструменты.

Перечень элементов, которые понадобятся для работы:

  1. одна шпилька распределительного вала;
  2. распределительный вал в сборе ВАЗ 21214;
  3. 8 гидрокомпенсаторов от той же модели;
  4. масляная рампа от ВАЗ 21214;
  5. 8 рокеров.

Если старые рокеры находятся в хорошем состоянии, то необходимости в их замене нет. Из инструментов и материалов понадобятся:

  1. динамометрический ключ;
  2. стандартный набор гаечных ключей;
  3. набор головок;
  4. плоская отвёртка;
  5. проволока;
  6. прокладка крышки ГРМ;
  7. ветошь.

Обеспечиваем доступ к клапанной крышке, демонтируя корпус воздушного фильтра, карбюратор и трамблёр. Последние два устройства снимают только для удобства.

Для доступа к механизму ГРМ демонтируем фильтр с корпусом, карбюратор и трамблёр, после чего снимаем клапанную крышку

  • Проворачивая коленвал ключом на 38, устанавливаем его в положение, при котором метка на распредвале совпадёт с отливом на корпусе подшипников.

Путём проворачивания коленвала устанавливаем такое положение, при котором метка на шестерне распредвала будет совпадать с выступом на корпусе подшипников

  • При помощи отвёртки отгибаем стопор болта шестерни распредвала и отворачиваем крепёж ключом на 17. Фиксацию цепи на звёздочке производим проволокой.

Чтобы избежать падения цепи внутрь двигателя, подвязываем её проволокой к шестерне распредвала

  • Головкой на 13 отворачиваем крепление корпуса подшипников и снимаем полностью распредвал.

Отворачиваем крепление распредвала головкой на 13 и снимаем механизм

  • Демонтируем рокеры с пружинами. Каждое коромысло необходимо будет установить на своё место, поэтому при разборке учитываем этот момент, например, нумеруем.

Демонтируя пружины и рокеры, последние необходимо пронумеровать чтобы установить в таком же порядке

  • Головкой на 21 выкручиваем втулки регулировочных болтов.

Регулировочные болты отворачиваем вместе с втулками головкой на 21

  • Перед монтажом масляной рампы, продуваем её воздухом при помощи компрессора.
  • Устанавливаем гидрокомпенсаторы через рампу, предварительно демонтировав стопоры. Сперва затягиваем ГКК слегка, а после моментом 2–2,5 кг/м.

Перед монтажом гидрокомпенсаторов с них снимают стопорные элементы

  • Производим монтаж нового распредвала и помещаем кольцо масляной рампы на шпильку №1.

При установке распредвала на ГБЦ помещаем кольцо масляной рампы на шпильку №1

  • Затяжку производим в определённой последовательности.

Затяжку распредвала необходимо проводить в определённой последовательности

  • Придаём магистрали такую форму, при которой она не будет мешать монтажу клапанной крышки. Затем устанавливаем и закрепляем звёздочку распредвала.

Чтобы масляная магистраль не упиралась в клапанную крышку, ей следует придать определённую форму

  • Производим обратную сборку всех демонтированных элементов.

Устранение неисправности

Поскольку гидрокомпенсаторов в автомобиле несколько, стоит применить акустическую диагностику для определения неисправного. Опытный мастер знает, как проверить гидрокомпенсаторы на работоспособность с помощью акустической диагностики, то есть на звук.

Для опытного мастера такие манипуляции не сложны. После определения проблемного гидравлического компенсатора, для устранения стука, необходимо его промыть, вернуть на место и повторно запустить двигатель. Если данная мера не помогла, придется заменять его. Рассмотрим поэтапные действия в случае обеих процедур.

Как промыть гидрокомпенсатор?

Промывать рассматриваемый механизм необходимо в условиях защищенного от пыли и сквозняков помещения. Не разбирать двигатель совсем не получится, но избавлять его от каждого винтика тоже нет никакой необходимости.

На подготовительном этапе приготовьте три глубоких емкости под размер компенсатора, а также промывочную жидкость, в роли которой может выступить керосин или хороший 92-й бензин.

Также перед промыванием оставьте автомобиль на сутки в гараже, чтобы в поддон стекло как можно больше масла. Дальнейшие действия следующие:

  1. Отключите аккумуляторную батарею, чтобы обесточить авто.
  2. Избавьтесь от воздушного фильтра.
  3. Открутите болты, чтобы снять крышку ГБЦ.
  4. Извлеките гидравлический компенсатор из гнезд после снятия осей коромысел.
  5. Используйте щетку с синтетической щетиной для очищения наружных сторон деталей.
  6. Промойте гидрокомпенсаторы в первой емкости. Для этого погрузите в жидкость каждый из них и надавите на шариковый клапан через отверстие в плунжере с помощью проволоки. Будьте аккуратны и не сломайте пружину. Далее нажимайте на сам плунжер. Как только вы заметите, что ход стал более легким, тщательно отожмите шарик клапана и слейте жидкость из компенсатора. Используйте шприц для дополнительного промывания каналов в корпусе и переходите к аналогичному промыванию во второй емкости.
  7. На завершающем этапе вас ожидает проверка, для этого понадобится третья емкость с промывочной жидкостью. Как проверить гидрокомпенсаторы перед установкой на место? Достаточно окунуть их в третью емкость, набрать жидкость в ГК и опустить клапан, после чего плунжером вверх вынимайте деталь. Если надавить на плунжер пальцем, он не должен двигаться.
  8. При отсутствии движения возвращайте детали на место путем установки коромысел, крышки головки блока цилиндров и остальных элементов. Помните о необходимости зажимать болты от середины к краям.

После того как сборка будет завершена, запустите двигатель и подождите пару минут, пока он поработает на холостых оборотах, на которых стука не должно быть после промывки. Очистка также помогает избавиться от стука после прогревания двигателя и его выхода на рабочий температурный режим.

Недостатки использования гидрокомпенсаторов

Недостатков при установке гидрокомпенсаторов на ВАЗ-2107 практически нет. Но один момент следует учитывать – нужно использовать только качественное масло и фильтры. При попадании мелких частиц внутрь гидравлических толкателей происходит полный или частичный отказ.

Изменяется величина зазора, что приводит к появлению нагрузок ударного типа. А они-то и являются причиной уменьшения ресурса механизма. Аналогичные последствия произойдут и в том случае, если уменьшится давление масла в системе. Поэтому если решите установить гидрокомпенсаторы на ВАЗ-2107, придется приобретать только качественное масло и фильтры, а также следить за уровнем.

Почему стучит гидравлический компенсатор?

Появился стук во время работы силового агрегата автомобиля? Таким образом гидравлический механизм оповещает водителя о том, что подошел к концу его ресурс. Но могут быть и другие причины. Чаще всего неисправности раньше положенного времени возникают по причине некорректного уровня масла или использования некачественного продукта. К остальным причинам относятся:

  1. Недостаток масла, либо не создается нужное давление для закачки смазывателя внутрь плунжерной пары
  2. Забились масляные каналы, произойти это может в случае образования нагара
  3. Заклинила плунжерная пара
  4. Пришел в пригодность шариковый клапан
  5. Образовался нагар снаружи корпуса плунжера

Если в каком-либо месте образовался нагар, то достаточно всё разобрать, тщательно почистить и установить обратно на место. Такой механизм сможет продолжать свою работу и далее. Но при больших пробегах автомобиля подобная работа вряд ли принесет должного результата. Необходимо действовать уже кардинальней, а именно – заменять гидрокомпенсатор.

Работа гидрокомпенсатора зависит от качества масла. Желательно пользоваться синтетикой и производить её замену чаще положенного срока. Если производитель указал, что смазывающее вещество подлежит замене спустя каждые 10 тыс. км, меняйте спустя 7-8 тыс. км. Элементы двигателя прослужат намного дольше

Замена коромысел на ВАЗ 2107

Рокеры (коромысла) являются одним из элементов механизма газораспределения двигателя ВАЗ 2107. Назначение детали — передавать энергию от кулачка распределительного вала на шток клапана. Поскольку рокер постоянно подвергается механическим и тепловым нагрузкам, со временем происходит его износ.

Коромысла предназначены для передачи энергии от кулачка распредвала на шток клапана

Если в процессе эксплуатации «семёрки» наблюдается снижение мощности двигателя или слышится характерное постукивание в ГБЦ, то вероятной причиной является поломка коромысла. Во время проведения ремонтных работ необходимо очистить рокеры от загрязнений, нагара и проверить их на предмет износа и повреждений.

При сильном износе коромысла или присутствии видимых повреждениях деталь нуждается в замене

При регулировке клапанов или ремонте ГБЦ можно заметить, что коромысла стоят несколько наперекос по отношению к распредвалу, т. е. расстояние между плоскостью рокера и шейкой распредвала неодинаково. Некоторые владельцы «классики» для устранения такого нюанса выравнивают или меняют пружины, прижимающие коромысла, заменяют сам рокер, но проблема по-прежнему может остаться.

При перекосе коромысла некоторые автомобилисты меняют саму деталь, пружины, иногда распредвал, но желаемого эффекта не так и не достигают

Если возникает необходимость в замене коромысел на «семёрке», например, 1 детали в случае её поломки, то распредвал демонтировать необязательно. Для этого будет достаточно поддеть отвёрткой пружину, вынуть её, а после извлечь сам рокер. Новую деталь устанавливают в обратном порядке. Если производится замена всех коромысел, то распределительный вал разумнее демонтировать.

Как работают гидрокомпенсаторы

Предварительная подготовка включает в себя такие манипуляции:

  1. Демонтаж корпуса воздушного фильтра и элемента.
  2. Снятие троса привода дроссельной заслонки. Устанавливается она на крышке газораспределительного механизма. Можно произвести монтаж гидрокомпенсаторов на ВАЗ-2107 (карбюратор). Не только на инжекторные моторы они ставятся.
  3. Проворачивание коленвала, чтобы распределительный установился таким образом, чтобы произошло совмещение меток на звездочке и корпусе.
  4. Развальцовывание шайбы под креплением звездочки распределительного вала.
  5. Выкручивание болта крепления.
  6. Выкручивание гайки крепежа пастели распределительного вала, последующий ее демонтаж вместе с рокерами. Обязательно пометьте, в каких местах они устанавливались – при сборке монтируйте их точно так же.
  7. Полный демонтаж распределительного вала, выкручивание регулировочных кулачков.

После подготовительных работ нужно спилить прилив, который находится около второго клапана – он будет мешать.

Нюансы сборки

После замены 16 гидрокомпенсаторов, необходимо все привести в первоначальный вид. Самые ответственные операции по порядку:

  1. Зачищаем и обезжириваем распредвалы и посадочные места постели и клапанной крышки, как на деталях так и на двигателе.
  2. Меняем сальники, заглушки и ставим на места оба вала. Впускной имеет специальный поясок, которого нет на выпускном. Это его отличительная особенность.
  3. Наносим герметик Gasket на установочное место постели распредвалов и монтируем ее (прокладки не требуется).
  4. Обрабатываем герметиком посадку для клапанной крышки и монтируем ее (прокладки не требуется).
  5. Ставим форсунки, трубки конденсатора, монтируем коллектор, генератор, его ремень, шкивы и ремень механизма ГРМ.
  6. Восстанавливаем работу дроссельной заслонки, фильтра и присоединяем все провода.

Монтаж гидрокомпенсаторов

Намного проще окажется приобрести в сборе ГБЦ с гидрокомпенсаторами на ВАЗ-2107. Но если все же решили самостоятельно переделать, тогда выполняете такие действия:

  1. Все каналы, по которым поступает масло, необходимо на время проведения работ закрыть.
  2. Установить втулки гидротолкателей.
  3. Прижмите шайбы головки блока.
  4. Запрессуйте уплотнительные кольца в пластину гидравлических толкателей.
  5. Смонтируйте весь механизм на головке.
  6. Установите пружины и плунжеры, после чего поставьте рычаги привода 4, 6, 7, 8 клапанов.
  7. Проверьте ход плунжеров и при необходимости произведите корректировку.
  8. В пастели распределительного вала необходимо сделать отверстие и в него поставить трубку.
  9. Производите монтаж гидравлической системы, чтобы все трубки были направлены правильно.

Обычно в комплекте с гидротолкателями имеется подробная инструкция, в которой указывается схема прокладки трубок для каждого типа двигателя.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]