Чем является тюнинг, каким он бывает, и зачем его делают


Тюнинг автомобиля – значение данного словосочетания нельзя описать одной фразой. Это настолько емкое и обширное понятие, что охватить все стороны и аспекты данного процесса просто невозможно. Поэтому мы остановимся на определении что такое, и основных его формах и видах. А так же, какие преимущества сулит тюнинг автомобилей их владельцам.

Тюнинг придаёт автомобилю уникальный вид и увеличивает производительность

Понятие тюнинг автомобиля

Термин тюнинг дошел до нас из английского языка «tuning». Дословно оно переводится как настройка или регулировка. В современном понятии данный термин обозначает не только изменения или настройку технических параметров того или иного агрегата в авто, но и затрагивает вопросы комфортности и дизайна. Поэтому под понятием тюнинг подразумевают любое изменение или доработку конструкции автомобиля, отличное от заводской комплектации и сборки.

Различают три основных вида тюнинга в отношении автомобилей:

  • технический;
  • внутренний;
  • внешний.

Смотрите видео о тюнинге автомобилей

О преимуществах

Еще нужно сказать несколько слов о том, какие все же плюсы подобных глобальных переработок. Во-первых, это повышение мощностных характеристик мотора. Это прямым образом сказывается на динамике автомобиля. Переработка подвески дает повышенную проходимость или собранность и жесткость в зависимости от назначения. В общем и целом из обычной неприметной машины можно сделать настоящий шедевр, именно такие результаты дает качественный тюнинг. «Мазда» у вас или ВАЗ, это не имеет значения: как один автомобиль, так и другой будут притягивать взгляды прохожих.

Технический тюнинг

Данный термин охватывает любые технические изменения и доработки в конструкции силового агрегата, подвески, системы управления, системы световой индикации. Поэтому само понятие технического тюнинга делится на подвиды.

Тюнинг двигателя

Это наиболее распространенный вид тюнинга. Ведь для того, чтобы выполнить элементарные операции по модернизации, даже не нужно иметь технического образования или навыков. К примеру, популярные ныне воздушные фильтры нулевого сопротивления могут устанавливаться даже школьником, а это влияет на повышение мощности мотора. Но существуют и трудоемкие операции, которые требуют специального оборудования и квалифицированного персонала. К таковым можно отнести установку облегченных поршней, коленчатых валов, расточку двигателя, замену распредвала и клапанов, установку турбин и нагнетателей, модернизацию системы выпуска газов. Нередко грамотный тюнинг двигателя позволяет увеличить его мощность на порядок. Поэтому не стоит удивляться, если вас на дороге обгонит устаревший образец советского автопрома. Кстати, большинство автолюбителей тренируются именно на автомобилях данного класса. На профессиональном уровне данный вид изменений и модернизации двигателя активно используется в автоспорте.

Чип-тюнинг

Нередко понятия чип-тюнинга и тюнинга двигателя отождествляют. Но это неправильно. Так как чип-тюнинг затрагивает лишь электронную систему управления двигателем. По сути, это обновление или переустановка программного обеспечения в блоке управления двигателем, а так же настройка данного ПО под заданные параметры.

Чем-то данная процедура схожа с настройкой ПО на компьютере. Поэтому выполнить чип-тюнинг на автомобиле ВАЗ 2101 или ЗАЗ 969 невозможно по причине отсутствия на данных моделях электронных систем управления. Для его выполнения необходимо уметь пользоваться специальным программным обеспечением и специальными устройствами. Современные технологии позволяют выполнить данную процедуру самостоятельно, однако, специалисты не рекомендуют это делать непрофессионалам. Так как пользы от такого вмешательства может быть мало, а вот вред, нанесенный мотору, может привести к печальным последствиям вплоть до выхода его из строя или разрушения.

В наше время чип-тюнинг можно сделать прямо дома

Тюнинг трансмиссии

Как видно из названия весь процесс связан с модернизацией коробки передач и сцепления. В данном сегменте тюнинга большинство операций связаны с установкой в коробке передач, отличных от заводских валов и шестерен с другими передаточными числами, а так же установкой усиленных механизмов и компонентов сцепления.

Наиболее часто встречаемым примером такой модернизации является установка на ВАЗ классику вместо заводских четырехступенчатых агрегатов новых пятиступенчатых. Или же установка шестерен и валов, которые обеспечивают большую разгонную динамику автомобилю. Реже тюнингованные автомобили используют трансмиссии от других моделей авто, хотя не исключены и такие варианты.

Тюнинг подвески

Довольно специфичный вид модернизации автомобиля. Операции, связанные с данным видом тюнинга зависят от класса авто, и тех характеристик, которыми должен обладать автомобиль после их выполнения. К примеру, если предполагается в процессе тюнинга создать скоростной и динамичный автомобиль, то устанавливаются элементы, которые занижают дорожный просвет и имеют небольшой запас хода по высоте. И наоборот, для преодоления труднопроходимых участков при помощи подвески существенно завышают дорожный просвет, а все ее новые элементы имеют большой запас хода по высоте. Таким образом, во многом изменения конструкции подвески определяются средой, где будет использоваться автомобиль в дальнейшем, и стилем вождения. К процедуре тюнинга подвески относят замену амортизаторов, пружин, установку дополнительных рычагов, установку проставок, замену колес на колеса большего или меньшего диаметра, замену элементов тормозной системы, и т.д.

Модернизация подвески на лицо

Внутренний тюнинг

Одна из первых и наиболее важных целей, которую преследует внутренний тюнинг – это создание комфортных условий для водителя и пассажиров в салоне автомобиля.

Данный вид преобразований автомобиля затрагивает лишь изменения в дизайне и оборудовании салона. Наиболее распространенными вариантами считается замена стандартных кресел на другие более удобные. Установка дополнительной тепло- и звукоизоляции. Замена стандартных тканевых материалов отделки кожаными, врезкой вставок под дерево и алюминий на передней консоли и дверях. Замена или модернизация панели приборов, установка дополнительного внутреннего освещения. В данном аспекте практически любой автомобиль может быть подвергнут трансформации. Для этого автомобильная промышленность выпускает огромное количество аксессуаров и оборудования. Итогом внутреннего тюнинга будет комфортная и приятная атмосфера в салоне, улучшенная эргономика посадки, и уникальный дизайн салона.

Внешний тюнинг

Именно благодаря внешнему виду автомобиля, большинство людей выделяет его из общего потока транспортных средств на дороге. Так как не стандартный внешний вид сразу привлекает внимание окружающих.

Возможностей изменить внешний облик автомобиля существует просто огромное множество, от наклейки обычных наклеек до установки обвесов и спойлеров в совокупности с дополнительной подсветкой. Что такое тюнинг внешнего вида:

  • установка дополнительной светооптики;
  • установка дополнительных обвесов и спойлеров;
  • замена заводских элементов кузова на новые (карбоновые, стекловолоконные);
  • нанесение уникальных рисунков на поверхность кузова – аэрография;
  • установка дополнительных аксессуаров (накладок, отражателей, молдингов);
  • оклейка стекол автомобиля светоотражающей пленкой;
  • замена штатной головной и дополнительной оптики на альтернативную.

Но иногда неуместный или бестолково выполненный внешний тюнинг может свести на нет все, что было сделано ранее, и придать автомобилю абсолютно несуразный внешний вид. Для того, чтобы избежать этого дизайнеры активно используют цифровое 3D-моделирование. Где при помощи компьютерной модели подбираются наиболее эффективные и красивые варианты, которые потом претворяются в жизнь на реальном авто.

Автомобиль может стать произведением искусства

Тормозная система

Ну а сейчас давайте представим, что мы полностью выполнили технический тюнинг «Хендай» и забыли о тормозах. Машина, скажем, с двигателем на 106 л. с. перешла на 200, а еще была установлена спортивная подвеска и продвинутая выхлопная система. А тормоза остались штатные, которые просто-напросто не рассчитаны на такую нагрузку. В этом случае они вряд ли будут эффективно работать, обеспечивая оптимальный тормозной путь.

Именно поэтому необходимо заняться вопросом основательно. Первым делом меняют барабанный тип тормозов на дисковый. Это касается задней оси. Дальше устанавливаются более широкие тормозные диски, для наилучшего охлаждения желательно перфорированные. Замене подлежат и колодки с суппортами. В некоторых случаях меняют и ГТЦ. На последнем этапе заливается новая тормозная жидкость и прокачивается система. Вот теперь тюнинг «Хендай» можно считать законченным.

Достоинства тюнинга

Не секрет, что все процедуры, связанные с тюнингом автомобилей, выполняются с единственной целью: улучшить его технические и эстетические характеристики. В случае если все процедуры выполнены правильно, автомобиль может получить существенную прибавку в мощности, и стать более динамичным и управляемым. Изменить свой внешний облик от стандартного заводского до уникального и неповторимого.

Улучшить комфорт в движении, что позволит преодолевать на авто большие расстояния без усталости.

Изменение подвески

В этом направлении также есть где разгуляться. Обычно штатная подвеска перерабатывается на:

  • внедорожную;
  • спортивную.

Причем оба эти вида несовместимы друг с другом. Дело в том, что для организации внедорожной подвески увеличивается клиренс, устанавливаются тяжелые массивные детали ходовой, различные усиления и грязевые колеса. Здесь не берут во внимание такой показатель, как скорость, главное, чтобы ходовая справлялась с ухабами и грязью.

Совсем другое дело — спортивная подвеска. Посмотреть хотя бы на такой отечественный автомобиль, как «Приора». Тюнинг такой машины – это практически всегда переработка её ходовой. Чаще всего машину занижают и якобы придают ей спортивности. Но если просто срезать виток пружины амортизатора – это ничего не изменит. Спортивная подвеска должна быть жесткой и собранной. Валкость в поворотах тут просто недопустима.

Устанавливаются жесткие пружины и стойки, сайлентблоки меняют на полиуретановые. Но это еще не все, тюнинг «Мазды», к примеру, очень часто подразумевает установку облегченных деталей ходовой для снижения веса, что полностью оправдано.

Недостатки тюнинга

Однако, несмотря на большое количество достоинств, существуют и недостатки. Во-первых, даже самая простая процедура тюнинга требует финансовых затрат. Во-вторых, большинство тюнинг операций предполагают изменения в конструкции авто, что очень негативно воспринимается сотрудниками патрульно-постовой службы. Кроме этого, нередко неправильно выполненная процедура может стать причиной поломки автомобиля или даже привести к созданию аварийной ситуации на дороге (неправильно установленная световая оптика, обвес, спойлер и т.д.).

Тюнинг – за и против

Так зачем делать тюнинг? Дать простой ответ на данный вопрос невозможно. Но можно вывести краткое резюме: тюнинг- это своего рода показатель статуса владельца авто, определитель его характера вождения, и предпочтений дорожных условий, в которых ему комфортно передвигаться.

Порой тюнинг заводит в тупик

Поэтому взгляните на свой автомобиль, соответствует ли он вашим представлениям. Комфортно вам в нем или нет, хотите ли вы что-то изменить. Думаю, большинство ответит утвердительно, так как авто как и дом должно быть удобным для хозяина. Единственное над чем стоит задуматься, так это над глубиной масштабами преобразований, который вы решились выполнить. Не забывайте, что кроме финансовых затрат и затраченного времени, вы, приобретая те или иные характеристики, можете утратить другие технические или эксплуатационные характеристики авто (дорожный просвет, расход топлива, мощность мотора, управляемость и т.д.)

Для чего это делают?

Многих автомобилистов не устраивают заводские характеристики машины. Исправить это можно несколькими способами. Приобрести такой автомобиль, который полностью оправдает ожидания или же заняться своей машиной и существенно её переработать. Стоит отметить, что серьезный тюнинг будет стоить очень дорого. Именно поэтому не каждый себе может такое позволить.

Когда же автомобиль полностью устраивает в техническом плане, то многие занимаются его внешним видом. Устанавливают так называемые «обвесы», спойлеры, перекрашивают кузов и т. п. Естественно, что многие не касаются технической стороны, а выполняют визуальное оформление кузова транспортного средства. Если подходить к этому вопросу основательно, то подобные работы также отнимают много времени, сил и денег. Но это не останавливает большинство, поэтому миллионы водителей делают тюнинг. Что такое техническое и внешнее усовершенствование, мы более подробно сейчас и разберем на примерах нескольких популярных марок авто.

Боевая классика

Еще одно российское изобретение. Название расшифровывается просто: классика — потому что применяются здесь в основном заднеприводные ВАЗы, а боевая — потому что используют эти машины для тренировок и соревнований по дрифту. Из небольшой тусовки вчерашних школьников, нарезавших круги вокруг столбов на парковках на дедушкиных «Жигулях», это течение за пару лет выросло в целую автокультуру со своими канонами и мероприятиями. Главная особенность «боевой классики» — не важно, как машина выглядит, главное — как она едет. Дрифт — достаточно контактная дисциплина, поэтому кузов таких «Жигулей» после столкновений в лучшем случае рихтуют молотком и красят из баллончика. Некоторые из автомобилей имеют совсем уж неприглядный вид и не соответствуют никаким требованиям безопасности, что не мешает их владельцам ездить по улицам. Поэтому отношение к обладателям этих машин у других водителей и полицейских соответственное. Впрочем, здесь есть и качественные аккуратные проекты, которые часто можно увидеть на полупрофессиональных соревнованиях.

Фото: ShutterStock/Fotodom.ru

Офф-роад

В связи с неважным качеством дорог в России, этот стиль тюнинга всегда будет популярным. Акцент здесь не на внешности, а на внедорожных качествах автомобиля. Решения под стать цели: длинноходные амортизоторы, увеличенные пружины, проставки для подъема кузова — это первые покупки начинающего джипера. Огромную роль играет резина — на «зубастых» шинах даже стандартный внедорожник может творить чудеса. Внешних «украшательств» тут мало: шноркель спасет мотор от попадания воды во впускной тракт, «люстра» на крыше осветит препятствия, а лебедка вытащит из самого топкого болота. Даже красят такие машины функционально: популярной специальной матовой краске для внедорожников нипочем царапины и сколы.

Фото: diy13/Fotolia.com

DONK

Смешной, нелепый и удивительно классный стиль, главная отличительная особенность которого, – несуразно огромные колеса. Стиль появился относительно недавно: в начале 2000-х. И естественно, местом его зарождения стали американские гетто. Те, кому удалось вырваться из нищеты, всеми силами старались подчеркнуть свое благосостояние. Так и зародился Donk. Характерные черты его следующие:

  • Гигантские колеса и очень дорогие диски
  • Хромированные, а лучше позолоченные детали
  • Яркие цвета и аэрография
  • Очень дорогая и видимая всем окружающим аудиосистема
  • Покрашенные в контрастные цвета все видимые части ходовой
  • Яркая и дорогая обивка салона. Часто для обивки используются дорогие натуральные меха, позолота и пр.

Hot Rod

Если JDM предполагает тюнинг олдскульного японского автомобиля, то вот Hot Rod предполагает модификации классических американских ретрокаров. История стиля Hot Rod берет свое начало в далеких 1930-х годах. В смутные времена Великой депрессии калифорнийская молодежь начала устраивать нелегальные гонки на тюнингованных двухместных автомобилях. Эти машины модифицировались благодаря ценным находкам, найденным на различных свалках. Часто с таких родстеров снимали все съемные части кузова, чтобы облегчить вес гоночного автомобиля.

Если изначально термин Hot Rod значил тюнингованный для гонок родстер (двухместный ретрокар 1930-х годов), то с течением времени термин стал использоваться для определения целого стиля, образа жизни и мыслей. В 19540-50-х годах Hot Rod приобрел особенную популярность и вскоре распался на два течения. Классический стиль Hot Rod предполагал тюнинг автомобиля путем замены оригинальных автозапчастей, а Street Rod допускал возможность замены старых, но оригинальных запчастей на новые.

Лоурайдинг

Еще одна культура, пришедшая к нам из США, где у лоурайдинга богатое культурное наследие. Как нетрудно догадаться, главная особенность лоурайдера — стремящийся к нулю клиренс, но при этом автомобиль должен уметь передвигаться самостоятельно. Достичь этого помогает регулируемая подвеска — пневматическая или гидравлическая. Также для лоурайдера крайне важны колесные диски. Каноничными считаются многоспицевые хромированные диски, обутые в резину с белой полосой. На третьем месте — покраска. Чем она ярче и сложнее — тем круче хозяин лоурайдера в глазах коллег по увлечению. За океаном для создания лоурайдеров обычно используют полноразмерные седаны и купе выпуска второй половины прошлого века, в России выбор моделей для создания таких проектов существенно меньше, поэтому из отечественных машин образ лоурайдера чаще всего примеряет ГАЗ-24.

Фото: Вадим Рощин

DUB

Этот стиль зародился в бедных кварталах Америки. На самой заре хип-хопа первые рэперы (Ice-T, Ice Cube Eazy E и пр.) первыми начали модифицировать свои автомобили. Такая машина должна была выделяться на фоне мусора и нищеты гетто. Зачастую сам автомобиль для стайлинга был таким же «мусором», но вот тюнинговали его на славу.

Основа стиля: низкая подвеска, огромные колеса, тонированные стекла (и плевать, что в Америке тонировка запрещена почти во всех штатах), и самое главное: очень много блестящих хромированных деталей. Особый шик: откидывающаяся крыша, разлетающиеся вверх двери и аэрография. Всё как любят негры (на DUB выставках кроме них никого и нет).

Raggare

Родина этого направления вовсе не Америка, и даже не Япония, а Швеция. В далеких 1970-х годах в Штатах разгорелся очередной энергокризис, благодаря которому в далекие скандинавские страны хлынул бешеный поток старых, несуразно огромных для европейских улочек американских автомобилей.

В большинстве своем они были в довольно плохом состоянии, но зато стоили сущих копеек. Их стали покупать молодые люди, причисляющие себя к панк-рок-культуре или называющие себя Raggare. С тех пор постепенно стало развиваться это откровенно «трешовое» направление автомобильного тюнинга, которое и по сей день весьма популярно в Европе.

Немного о минусах

Безусловно, нельзя не сказать о недостатках, которые тут все же имеются. Начнем с самого начала. К примеру, вы решили выполнить тюнинг «Ниссана-Альмеры» и начали с двигателя. Полностью заменили поршни, коленвал и многое другое. В этом случае любая неисправность будет стоить немалых денег.

Если капремонт штатного мотора обойдется в 30-50 тысяч рублей, то тюнингованный отремонтировать можно будет за 100 000 рублей. Понятное дело, что это довольно дорого. Это касается практически всех переработанных узлов и агрегатов. Обычно устанавливают более дорогостоящие комплектующие, поэтому и их ремонт или замена обходятся в копеечку.

Ну и еще одна довольно важная деталь – нарушение закона. «Колхозный» ксенон, глухая тонировка или прямоток – все это нарушение закона, и каждый сотрудник ГИБДД будет выписывать вам штраф, в чем ничего хорошего нет.

WOODY

Весьма сомнительный вид модификаций автомобилей, предполагающий максимальное количество деревянных деталей. Цель в данном случае: полностью деревянный автомобиль. Идеал, конечно, недостижим, но вот приблизиться к нему считается особенным шиком.

Почти обязательно: деревянные двери и салон из натурального дерева, во всем остальном автовладельцу предоставляется простор для творчества. Бесспорно, дерево в оформлении салона и кузова ретрокаров 1920-1930-х годов смотрится органично, но вот на современных автомобилях такой тюнинг выглядит «фриковато».

Фитмент (fitment)

Этим термином в среде автомехаников принято называть расположение колес относительно кузова. Существует более десятка различных стандартных положений колес. Суть данного стиля тюнинга заключается в том, чтобы видоизменить стандартное положение колес. Поскольку зародилось направление в Японии, в абсолютном большинстве случаев в рамках этого стиля делают отрицательный развал.

WRC

Автомобили, максимально похожие на те, что участвуют в ралли. Причем зачастую соблюдается лишь внешняя схожесть, такие как накладки на колёсные арки, аутентичные цвета винила, люстра из фар, защитный каркас в салон. Но истинные поклонники стиля подгоняют также и технические характеристики под классическое авто для ралли. Данному тюнингу, естественно, подвержены производители участвующие или участвовавшие раньше в WRC: Subaru, Mitsubishi, Ford, Peugeot.

Kustom

Кастомайзинг зародился на базе постепенно растущего интереса к Hot Rod. В переводе с английского слово «custom» обозначает «сделанное на заказ», но в названии термина допущена намеренная ошибка, подчеркивающая общий «неправильный» посыл, который несет в себе Кастом Культура. Родоначальником этого направления стал ярый приверженец культуры Hot Rod Джордж Баррис, основавший в 1950-х годах журнал «Kustoms Car Club».

Сам стиль зародился в Солнечной Калифорнии, но постепенно стал набирать популярность по всей стране. Как и следует из названия, никаких четких рамок у этого стиля не было. За основу брался олдскульный американский автомобиль и модифицировался, как душе угодно.

Целью тюнинга теперь было вовсе не превращение дешевого транспорта в гоночный автомобиль, а просто создание эксклюзивного произведения искусства на колесах.

Стиль Kustom ставил себя в оппозицию «засилию заводского ширпотреба». Больше всего этот стиль полюбился жителям Сан-Франциско, которые известны своей ненавистью к корпорациям. К характерным особенностям стиля можно отнести следующее:

  • Особое внимание к дискам автомобиля
  • Необычные цвета, большое количество хромированных деталей
  • Низкая посадка

Постепенно Kustom распался на несколько направлений, основными из которых были:

Декотора (Dekotora)

Яркий, красочный, несуразный и совершенно невероятный стайлинг японских грузовых машин. Здесь важно понимать, что это именно декор транспорта. Декотора не предполагает каких-либо серьезных модификаций. Самый элементарный пример: всевозможные брелоки, которые крепят дальнобойщики к лобовому стеклу. Приверженцы этого стиля идут значительно дальше: в ход идут всевозможные предметы обихода, вешаются неоновые таблички, новогодние лампочки, делают меховую оторочку лобового стекла и пр. Здесь есть только один принцип: чем веселее и ярче – тем лучше.

Добавьте ПроКроссоверы в избранное

Хеллоу Китти (Hello Kitty)

Нетрудно догадаться, что этот безумно-розовый стиль зародился в Японии. Пожалуй, нет в мире человека, который бы ни разу не видел японскую кошечку с красным бантиком, ставшую своего рода символом массовой культуры Японии. Особое внимание в этом стиле тюнинга уделяют фасаду авто и внутреннему убранству салона.

Главная отличительная особенность стиля: взрыв розового цвета. В идеале: в машине абсолютно все должно быть розового или белого цветов. Очень часто используются чехлы из искусственного меха, пушистые чехлы для руля, на кузове обычно рисуется изображение знаменитой кошечки. Можно подумать, что этому стилю тяготеют девушки, но на самом деле особым шиком считается, когда за рулем такого автомобиля сидит мужчина утрированно брутального вида.

Подведем итоги

Вот мы и разобрались с тем, что такое тюнинг и в чем заключается его суть. Как видите, тут есть преимущества и недостатки. Если владелец действительно любит свой автомобиль, то он будет им заниматься в любом случае, ведь ухоженная машина все равно смотрится отлично. Хотя можно выполнить минимальный тюнинг. Седан, к примеру, в отличие от хэтчбека не заносит шум в салон из багажника. Поэтому каждый владелец хэтчбека почти всегда начинает шумоизоляцию с багажника.

Некоторым водителям лучше вообще не знать, что такое тюнинг, ведь лихачей на дороге и так хватает. Если же говорить о пределах разумного, то небольшая переработка салона автомобиля, установка качественной шумоизоляции и внешнего вида сделают свое дело: машина станет более комфортной, привлекательной внешне и внутренне. А это порой все, что нужно. И если дорогой тюнинг «Мерседеса» может обойтись в сотни тысяч рублей, то отечественный ВАЗ можно изменить относительно недорого.

Чоп топ (Chop top)

Главная отличительная особенность этого стиля: срезанная, или другими словами – “заниженная” крыша автомобиля. Если Япония прославилась своей любовью к низкой посадке, то вот в Америке напротив, нежно любят низкую крышу.

В рамках этого направления обычно искусственно занижают крышу автомобиля и подрезают стойки. Одно время считался разновидностью Hot Rod, но затем выделился в самостоятельный стиль.

Босодзоку

Японский стиль тюнинга, родившийся в среде байкеров 1950-1960-х годов. Чуть позже это превратилось в целую субкультуру. Причем каждая банда привносила в этот стиль нечто свое.

К наиболее характерным чертам этого тюнинга можно отнести: минимальный клиренс, отрицательный развал. В классическом варианте это обязательно должен быть олдскульный японский ретрокар, но чуть позже появилось ответвление стиля под названием вип, предполагающее тюнинг новых японских машин.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]