Регулятор холостого хода (РХХ) ВАЗ 21083, 21093, 21099


Немного из истории

Автомобиль отечественного автопрома ваз 21099 инжектор стал достаточно популярным еще с выходом с конвейера первых моделей. Его основными преимуществами перед своим собратом, имеется ввиду 6 модель по популярности, стало использование переднего привода и инжекторных силовых агрегатов. Использование таких двигателей значительно повысило качество работы самого агрегата и соответственно увеличилась мощность.
Это связано с более эффективным сжиганием и приготовлением топливной смеси за счет применения впрысковых нагнетательных систем. А при увеличении КПД увеличилось качество отработанных газов. Но, хоть двигатель и имеет по сравнению с шестерошным, на порядок больше датчиков, проблемы с его работой все равно время от времени проявляются. Они могут быть связаны со следующими факторами:

  • некачественное топливо;
  • дефект в самом агрегате, в двигателе или в инжекторе;
  • дефекты, вызванные температурой и влажностью окружающей среды;
  • неправильная регулировка устройства впрыска топлива.

Одной из самых типичных и частых неисправностей является нестабильность работы двигателя от небольших колебаний в пределах 100 оборотов и до больших скачков, вплоть до останова двигателя. Такая неисправность чаще всего начинает проявляться при минусовых температурах, а в особенности при переходе из плюса в минус и при высокой относительной влажности.

В таком случае во всех воздуховодах и полостях образуется конденсат, а при понижении температуры он превращается лед, потому что не успевает полностью высохнуть. Что приводит в свою очередь к залипанию штока, как самой дроссельной заслонки, так и конусовидного клапана регулятора холостого хода. Его еще называют и датчиком ХХ.

Установка нового РХХ

Установка нового устройства на ВАЗ 2109 и 21099, проводится в обратной последовательности: подсоединяем провода, ставим на место крепления, и фиксируем двумя болтами. Но, иногда случаются ситуации, когда после замены, обороты двигателя по-прежнему плавают, и не происходит никаких изменений. Так вот, для того, чтоб избежать такой неприятности, перед установкой, обязательно следует проверить новую деталь.

Для этого, отсоединенный датчик подключаем к мультиметру. Плюсовой провод – к катушке, а минус – на двигатель. Далее, включаем зажигание, и проверяем показания прибора. Если они плавают в районе 12 V, то устройство исправно, и готово к эксплуатации. А вот если показания шкалы прибора показывают 0 V, то однозначно, деталь неисправна.

Если, при такой-же самой проверке, старый, сломанный датчик, будет показывать также 12 V, но при этом, обороты двигателя плавают во время его работы, то старое устройство исправно, и ему нужна прочистка.

Процесс прочистки данной детали, включает в себя полную разборку. Поэтому, это дело лучше доверить специалисту, так как самостоятельное проведение процедуры очистки, может окончательно сломать устройство.

Что же представляет собой датчик ХХ?

Датчик холостого хода ваз 21099 представляет собой маленький шаговый электродвигатель, заключенный в металлический корпус. Он состоит из:

  1. корпуса из порошкового сплава вместе со статором и множеством обмоток;
  2. якоря с постоянными магнитами;
  3. штока;
  4. запорного конусовидного наконечника;
  5. пружины
  6. уплотнительного кольца.

Регулятор холостого хода ВАЗ 21099

Принцип действия шагового двигателя объясняется исходя из его устройства. Так как обмотки расположены не на якоре, а на статоре, то соответственно и магниты находятся уже не на статоре, а на якоре. Такое размещение элементов позволяет получить от двигателя поворот якоря за один импульс на некоторый определенный угол, который будет зависеть от количества обмоток и соответственно полюсов на статоре.

Самые простые шаговые двигателя, например, датчик холостого хода, имеет 4 обмотки и 4 полюса. Следовательно, при подаче импульса на одну пару, происходит поворот якоря на угол 450, при подаче импульсов на вторую пару, а с первой при этом они снимаются, происходит поворот еще на 450. И так далее.

Чтобы контролировать количество сделанных шагов, двигателем должен управлять контроллер или сложная триггерная схема, обеспечивающая необходимое количество импульсов и при этом она их будет считать. Современные устройства управления ШД свелись всего к одной микросхеме, которая может делать и то, и другое одновременно. Такими микросхемами стали микроконтроллеры.

В качестве устройства управления регулятором холостого хода для Самары используется микроконтроллер от компании Bosch. Он программируется на заводе изготовителе для использования его на определенных двигателях, поэтому к каждому двигателю подходить только свой регулятор ХХ. И устанавливать его на более мощный двигатель не рекомендуется, потому что его режимы работы будут отличные от необходимых. Так как работа регулятора полностью зависит от версии и типа прошивки. На корпусе двигателя для подключения к блоку управления имеется пластмассовый разъем с 4 контактами.

Датчик холостого хода предназначен для управления потоком воздуха при закрытой дроссельной заслонке, то есть при отпущенной педали газа. Он определяет стабильность оборотов на холостом ходу, которые составляют от 800 до 1000 об/мин. При этом он должен удерживать заданную частоту на одном уровне и не варьировать ей.

Как отремонтировать холостой ход на карбюраторном двигателе ВАЗ 2109

На автомобилях семейства ВАЗ 2109 применяются карбюраторы типа «Солекс», которые имеют в системе холостого хода электромагнитный клапан (ЭМК) с жиклером холостого хода. Управляет клапаном электронный блок принудительного холостого хода.

Существуют три наиболее часто встречающиеся причины исчезновения холостого хода:

  • засорение жиклера холостого хода ЭМК;
  • перегорание ЭМК;
  • отсутствие питания ЭМК.

Для работы необходимы: гаечные ключи на “8”, “10”, “12”, “13”, “14”, пробник или контрольная лампа на 12 В с проводами, отрезок провода с зачищенными концами, компрессор или воздушный насос.

Снимаем крышку корпуса воздушного фильтра, отвернув гайку ключом на “10” и отстегнув пружинные зажимы. Снимаем воздушный фильтр.

Откручиваем четыре гайки ключом на “8”, отверткой ослабляем хомут шланга вентиляции картера в месте подсоединения к клапанной крышке и снимаем корпус воздушного фильтра.

Включаем зажигание. Снимаем провод питания с электромагнитного клапана.

Пробуем несколько раз дотронуться клеммой провода питания до клеммы ЭМК. В момент касания должны быть слышны отчетливые щелчки. Если этого нет, то выкручиваем ЭМК из крышки карбюратора. Используя дополнительный отрезок провода, подаем “+” от аккумуляторной батареи на клемму ЭМК, корпусом его несколько раз касаемся клеммы “–” аккумуляторной батареи. В момент касания должны быть слышны отчетливые щелчки.

Если щелчков нет, значить клапан перегорел. Меняем его на исправный, предварительно проверив.

Чтобы доехать до ближайшего автомагазина, можно переделать неисправный ЭМК на принудительно открытый. Для этого двумя пальцами снимаем топливный жиклер холостого хода, обламываем пластмассовый наконечник клапана, и ставим жиклер и ЭМК на место.

Ставим провода на место и запускаем двигатель. При использовании такого клапана могут возникнуть проблемы с выключением двигателя: он будет пытаться работать после выключения зажигания. В такой ситуации не нужно сразу его глушить, а нужно дам ему поработать 1-2 минуты, а после выключения зажигания плавно нажимаем педаль “газа” до упора.

Если же ЭМК нормально работает, необходимо проверить жиклер холостого хода. Для этого выкручиваем клапан из крышки карбюратора. Двумя пальцами извлекаем топливный жиклер холостого хода. Обращаем внимание на центральное отверстие: удаляем из него соринки, используя компрессор или воздушный насос.

Устанавливаем жиклер и ЭМК на место и закручиваем до упора.

Если же электромагнитный клапан исправен, жиклер не засорен, а холостого хода все равно нет, то может, вышел из строя электронный блок управления принудительным холостым ходом.

Где же установлен регулятор ХХ на ваз 21099 с инжектором?

Автопром решил не усложнять задачу по замене датчика ХХ на разных моделях ЛАД. Например, автомобили ваз 21214 и 21074 имеют практически такое же расположение органов, как и на 21099. Датчик находится слева в верхней части двигателя, если смотреть на машину спереди лицом к двигателю, и прикреплен на корпусе дроссельного устройства. Он может быть прикручен двумя винтами, а может быть просто приклеен на клей. Датчик своим конусовидным штоком устанавливается в отверстие на корпусе дроссельного приспособления и своим конусом перекрывает воздуховод в дроссельную камеру.

Регулятор холостого хода ВАЗ 21099 находится на дроссельной заслонке

Расположение и устройство датчика

Регулятор холостого хода располагается в посадочном отверстии на корпусе дросселя. Она представляет собой небольшого размера цилиндр, который имеет два небольших ушка, с помощью которых и происходит непосредственное крепление датчика с конусообразной иглой на конце.

За счет того, что датчик имеет небольшие размеры и максимально упрощенную конструкцию, вероятность появления различных неисправностей и проблем достаточно высокая, а потому важно обращать внимание на появление первых же признаков неисправности. В том случае, если наблюдаются проблемы, использовать транспортное средство не рекомендуется, так как работа внутренних конструкций ухудшается.

Расположение РХХ ВАЗ 2115

Принцип регулирования ХХ

Датчик ХХ следует называть регулятором, потому что он ничего не контролирует. Но просто регулятором все привыкли называть всю схему управления в сборе.

Структурная схема

Структурно же можно схему регулятора разбить на несколько функциональных блоков, которые выполняют конкретные операции:

  • управляемый;
  • управляющий;
  • контролирующий.

Управляемый блок включает сам датчик-двигатель, он открывает и закрывает воздушный канал.

Последовательность работы всех блоков

Управляющим блоком является схема управления. В установлен микроконтроллер, который и выдает управляющие импульсы на датчик, контролируя при этом частоту вращения. Это осуществляет датчик коленвала ваз 21099 инжектор. Затем полученные с него данные контроллер обрабатывает и при необходимости выдает очередную последовательность импульсов.

В начальный момент времени, когда двигатель еще холодный и не заведен, запорный шток датчика ХХ перекрывает воздуховод полностью. И контроллер не выдает никаких импульсов. При повороте ключа и запуске двигателя, блок управления считывает показания о частоте вращения с датчика коленвала. Так как выясняется, что вращение уже есть, а клапан еще не открыт, то контроллер выдает первые импульсы на открытие воздуховода. При этом им контролируется и количество расходуемого воздуха при помощи соответствующего датчика.

Затем данные с датчика коленвала опять считываются контроллером и выясняется, что обороты ниже требуемых. Тогда контроллер выдает следующий импульс на датчик ХХ, который повернувшись еще на некоторый угол, открывает канал больше, тем самым смесь обогощается лучше. Следовательно, это приводит к повышению частоты вращения коленвала. При достижения заданной частоты вспомогательными механизмами, котроллер перестает подавать импульсы на двигатель.

При плавающей частоте вращения двигателя автомобиля ВАЗ 21099 инжектор датчик холостого хода скорее всего вышел из строя, но может быть и неисправность в блоке управления.

Так как диагностическая система самой машины не способна выяснить неисправность датчика ХХ, то приходится использовать комплексные меры. Заменить датчик, если не помогает заменить блок управления. Если же двигатель ревет полной мощью, а оборотов на тахометре нет, то тогда уже будет неисправен датчик вращения коленвала.

Визуальный осмотр и чистка регулятора и клапана холостого хода

Шаг 1: Доступ к клапану. Информацию о положении клапана IAC на вашем автомобиле см. В руководстве по техническому обслуживанию автомобиля.

Шаг 2: Отсоедините клапан. Найдите электрическое соединение клапана и отсоедините клапан холостого хода.

Шаг 3: Снимите клапан с автомобиля . Используйте процедуру, описанную в руководстве по техническому обслуживанию автомобиля, чтобы снять клапан.

Шаг 4: Проверьте клапан холостого хода. Осмотрите клапан и место установки на наличие отложений углерода, ржавчины или грязи. Проверьте штифт клапана и место установки на наличие повреждений.

Шаг 5: Очистите клапан и обводной канал . Используйте угольный очиститель или растворитель для впускного очистителя, чтобы удалить мусор и грязь с клапана. Используйте соломку, прилагаемую к аэрозольному баллончику, для очистки места установки клапана и обходного канала.

Предупреждение . Не используйте металлические проволочные щетки для очистки клапана или обходного контура. Очистка стен или колышков металлической проволочной щеткой может изменить функцию клапана.

Проверка исправности и восстановление работоспособности РХХ

Проверяют работоспособность регулятора следующим образом:

  1. Подключают АКБ к бортовой сети автомобиля и, удерживая РХХ в руках, ставят на место колодку питания.
  2. Включают зажигание. При этом шток регулятора должен втянуться внутрь, а затем выдвинуться обратно на определенное расстояние. Если РХХ действует именно так, то он работоспособен. В противном случае он подлежит замене.

Иногда работоспособность регулятора восстанавливается после очистки пружины, клапанного отверстия и иглы.

Чистят РХХ очистителем типа WD-40. При этом разборки устройства не потребуется — достаточно обработать растворителем шток, иглу и пружину. Не помешает также брызнуть очистителем внутрь канала ХХ, что позволит очистить от загрязнений отверстие клапана. Как только очиститель высохнет, заново проверяют работоспособность регулятора и только после этого принимают решение о целесообразности его замены.

ВАЖНО! Перед установкой вновь приобретенного или отремонтированного РХХ рекомендуется:

Удостовериться в соответствии изделия прошивке ЭБУ автомобиля; проверить работоспособность; смазать пружину и шток консистентной смазкой.

Выбирая РХХ ВАЗ2109 инжектор, избегайте приобретения, контрафактной продукции. Подделку отличают следующие признаки:

  • информация на упаковке не позволяет определить изготовителя;
  • желтый цвет стикера на корпусе изделия;
  • темный наконечник запорной иглы;
  • тонкое уплотняющее кольцо.

Отличить датчик старого образца (справа) от датчика нового образца (слева) поможет и приведенный ниже рисунок:

Что нужно знать при покупке подержанного авто

Начиная с 1998 года ВАЗ 21099 начали оснащать инжекторными двигателями, покупать которые приоритетнее. Став владельцем подержанного автомобиля, вам придется часто ремонтировать его самостоятельно. В этом нет ничего зазорного, поменять датчик детонации ВАЗ 21099, инжектор у которого начал капризничать, не составит особого труда. Большинство операций не потребует специальной подготовки или особых знаний — все можно сделать самому, просмотрев ролик из «Ютьюба» или прочитав пошаговую инструкцию в Сети.

Самой лучшей проверкой состояния мотора станет замер компрессии в цилиндрах. Для 21099 лучшим станет результат в 13 единиц, а если будет меньше 10, то понадобится капитальный ремонт двигателя. Стоит учитывать тот факт, что разница в показаниях при замерах в разных цилиндрах не должна превышать 1 %. Нежелательно покупать автомобиль с грязным, в масле, двигателем, так как это говорит о серьезных поломках. Остерегайтесь автомобилей с проблемами ЭБУ, так как вышедший из строя датчик дроссельной заслонки ВАЗ 21099 или 21115 может надолго испортить нервы, вы устанете искать причину поломки.

Клеммы в моторном отсеке требуют дополнительного ухода

После покупки ВАЗ 21099 желательно обработать специальным средством все электрические контакты на клеммах моторного отсека, включая блок предохранителей. Эксперты советуют при покупке подержанного ВАЗа тосол и масло не менять сразу же, а присмотреться, — может, купленное авто в этом и не нуждается.

Преимущества покупки ВАЗ 21099:

  • дешевизна запчастей;
  • низкая стоимость автомобиля;
  • крепкие и упругие бамперы, выдерживающие не очень сильные удары;
  • низкий расход топлива, особенно у инжекторных моделей;
  • хорошая тяга на малых оборотах для такого объема двигателя.

Минусы у 21099 тоже имеются:

  • низкокачественное навесное оборудование двигателя, бракованные детали;
  • сильное дребезжание салона, низкая шумоизоляция;
  • постоянные проблемы с системой охлаждения летом и с электроникой зимой;
  • качество датчиков оставляет желать лучшего.

Так, датчик дроссельной заслонки ВАЗ 21099 боится влаги и выходит из строя уже после 5 000 километров, в частности датчик холостого хода — беда «девяносто девятой».

https://youtube.com/watch?v=yj3rXyRVerI

Учитывая, что эту модель в РФ производили до 2004 года, а в Украине до 2011, найти подержанный автомобиль без проблем довольно сложно. Однако если вас не пугает перспектива делать небольшой ремонт своими руками, такой бюджетный вариант будет идеален.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]