Как узнать дату изготовления аккумулятора по маркировке


Каждый завод-изготовитель аккумуляторов ставит на свою батарею специальный код, который называется маркировкой. Технологически маркировка можеn либо выжигаться лазером (как например маркировка на Тюменскмо Медведе), либо выплавляться клише (как курских аккумуляторах). Как правило, маркировка даты выпуска ставится по факту готовности аккумулятора, то есть является фактической, но на практике, некоторые заводе грешат и ставят дату выпуска из будущего, что позволяет продавать с батареи, пусть и произведенные 2 месяца назад. Скорее всего, это делается в летнее-осенний период с целью оптимально загрузить производство и запастись АКБ к сезону.

Считается, что чем аккумулятор свежее, тем выше его стоимость, поэтому частенько, по низким привлекательным ценам пытаются избавиться от старых АКБ. Во время хранения аккумулятор теряет часть своей емкости из-за протекающих внутри химических процессов. Так, например, АКБ, выполненные по гибридным технологиям можно хранить без потери качества 6 месяцев, кальциевые – 12 месяцев. При этом Джонсон Контролс (производитель Варты, Бош, Энерджайзер и других брендов) сообщает, что их АКБ могут храниться и 18 месяцев. По сути это является только маркетинговым ходом и инструментом для облегчения дилерам распродажи «залежавшихся» АКБ, которые попадают на прилавки магазинов через большой путь.

Поэтому, собираясь приобретать новый аккумулятор, обязательно возьмите в магазин распечатку маркировки дат выпуска АКБ. Это позволит сделать правильный выбор.

Помимо маркировки дат выпуска, у АКБ есть маркировка согласно принятым стандартам (ГОСТ, SAE, DIN, EN, JIS), о которой наш сайт напишет чуть позже.

В данной статье приведены примеры маркировок, используемых с 2014 года, так как в 2015 году на рынке АКБ произошли серьезные изменения, и некоторые владельцы частных марок сменили заводы-производители.

  • Forse, FB, FireBall, Uno, Dominator, Курский аккумулятор
  • Тюменский медведь, Tyumen Batbear, Arctic Batbear, Ямал
  • Актех, Орион, Зверь
  • Cobat, Titan (Standart, Euro Silver, Arctic Silver, Asia Silver, Vaiper)
  • VARTA, BOSCH
  • Mutlu
  • Panasonic, Furukawa Battery (SuperNova)
  • Topla, Moratti
  • Banner
  • Atlas, Bost, Numax
  • Аком (Forward, Bravo, Reactor)
  • Bars, Unikum (Кайнар)
  • Тюменский аккумуляторный завод (аккумуляторы Tyumen Battery)
  • Как узнать год и месяц выпуска у АКБ E-Lab, Razor, MAQ, Onics, Odin и другие от завода Bars Technology
  • Маркировка аккумуляторов Европейский стандарт EN
  • Американский стандарт SAE J537

Forse, FB, FireBall, Uno, Dominator, Курский аккумулятор

Код маркировки наносится на крышку аккумуляторных батарей и включает в себя:

дату производства аккумуляторных батарей,

сведения о батарее и условиях производства.

Код состоит из двух групп цифр: в первой группе четыре цифры, во второй группе — шесть цифр: 1234 567890.

Схема маркировки:

1 – номер производственной линии

2, 3, 4 – индивидуальный код партии

5 – последняя цифра года

6 – полугодие

7 – порядковый номер месяца в полугодии

Первое полугодие Второе полугодие
1 Январь 1 Июль
2 Февраль 2 Август
3 Март 3 Сентябрь
4 Апрель 4 Октябрь
5 Май 5 Ноябрь
6 Июнь 6 Декабрь

8,9 — день (число месяца)

0 — номер бригады (возможны 2 цифры)

Пример маркировки:

2260 311321

Расшифровка:

Аккумуляторная батарея была произведена на производственной линии №2, 260 — индивидуальный код партии. Дата изготовления: 2013 год, 1-е полугодие, 1 месяц, 21 число (21 января 2013 года). Бригада №1

В связи с переносом производства на Курский завод, с 2015 года изменена система маркировки:

Пример: 0713 1 25346 0713-дата производства батареи, где 07-месяц, 13-год 1-номер смены 25346-порядковый номер изготовленной батареи. Порядковый номер обнуляется в начале каждого месяца.

Тяжелая группа аккумуляторов маркируется несколько иначе.

Пример маркировки тяжелой группы аккумуляторных батарей:

14010243

Расшифровка:

Батарея имеет ёмкость 140 А/ч, произведена в 2010 году, 2-ое полугодие, 4 месяц второго полугодия (октябрь), бригадой №3.

Расшифровка в длинном коде

Часть производителей (Varta, Bosch) используют для индикации даты выпуска и конструктивных особенностей аккумулятора 13-разрядный шифр. Для отображения даты с 2014 г. используются 4, 5 и 6 символы. Первый знак обозначает год изготовления, для указания параметра используется последний регистр (например, 2022 г. производства отображается цифрой 9). Остальные 2 числа указывают на номер месяца

Для указания месяцев применена сложная схема, период с января по апрель отображается цифрами из интервала 17-20. Для оставшихся месяцев применен диапазон чисел 53-60. Основная 13-разрядная маркировка нанесена лазером на корпусе, дополнительный 3-значный цифровой код находится на этикетке круглой конфигурации. Идентификатор наклеивается на верхнюю крышку или боковину корпуса аккумулятора.

Тюменский аккумуляторный завод (аккумуляторы Tyumen Battery)

Первые две цифры это месяц производства, следующие две — год, следующие две — месяц, последняя цифра — смена.

Gillette Magico, Extra Start, Graisburg, Golden Horse, Asian Horse, Black Horse, Power Horse, White Horse Фабрика аккумуляторов SOMBOR (Сербия)

Место нанесения маркировки на крышке: 1,2 — последние цифры года, 3,4 — неделя года, 5,6 — службная информация. Пример: 115022 — 2011 год, 50 неделя (конец декабря).

Пилот, Пилот Silver, Электроисточник OOO «Электроисточник», Россия, Саратов

Место нанесения маркировки – верхняя крышка корпуса. Пример: ЗАЛИТА 0512 (май 2012 года).

Зубр ООО СП «Полесские аккумуляторы»

Место нанесения маркировки – левый верхний угол крышки батареи. Пример: 2G03E1. 2 – 2012 год, G – месяц (июль), 03 – число, Е – линия сборки, 1 – код емкости (55 А*ч). (А–январь, В–февраль, С–март, D–апрель, E–май, F–июнь, G–июль, Н-август, J–сентябрь, K–октябрь, L–ноябрь, M–декабрь)

Как быстро определить дату на аккумуляторе в складском хозяйстве

При складировании аккумуляторов на базах хранения или заводских складах используется принцип FIFO, по которому детали сортируются по дате производства или поступления. На упаковку или корпус батареи клеится специальная идентификационная этикетка, позволяющая узнать дату поступления изделия на склад.

Маркировка состоит из цифры (отображающей год) и буквы латинского алфавита из интервала A-F (каждая литера обозначает интервал 2 месяца). Например, код 6E указывает на дату изготовления сентябрь-октябрь 2016 г.

Маркировка аккумуляторов

Помимо зашифрованной даты выпуска на аккумуляторе также существует основная маркировка. В ней зашифрованы пусковые характеристики и исполнение корпуса. Разберем для начала существующие стандарты маркировки.

ГОСТ РФ 2002 года (устарел, новый ниже от 2008 года)

6СТ-60АПЗ

6 — обозначает количество банок в аккумуляторе

СТ — обозначает, что АКБ предназначены для запуска двигателя, т.е. является стартерной

60 — обозначает емкость батареи в Ампер часах.

А — батарея с общей крышкой.

П — Пакетированный сепратаор из полиэтелина (М — мипласт, но их уже давно не выпускают)

З — Залитый

Европейский стандарт EN

5 55 065 042

  1. Обозначает диапазон значений емкости 12-вольтовой батареи: (5 – от 1 до 99 А·ч; 6 – от 100 до 199 А·ч; 7 – от 200 до 299 А·ч)
  2. Емкость батареи, А·ч (55, 60, 66, 77)
  3. Информация об исполнении батареи
  4. Ток холодной прокрутки (в данном случае 420 А)

«Tubor» («Cobat», «Titan»)

Маркировка даты изготовления на нижегородских батареях отпечатана по центру крышки, при помощи принтера. Код короче, чем у предыдущих батарей, но не менее головоломный.

Он имеет такой вид: 12345, где

1 – день недели, 2,3 – номер недели в году, 4 – год, записывается латинской буквой (2014 (Z), 2015 (P), 2016 (A), 2017 (S), 2022 (T), 2022 (X), 2022 (L)), 5 – номер смены.

Возможная маркировка: 418P1. По ней можно сказать, что выпущен аккумулятор в четверг 18-й недели (примерно, начало мая) 2015 года первой сменой рабочих.

Общая информация

Отечественные водители не привыкли обращаться по любому поводу в сервисный центр. Многие из них умеют самостоятельно обслуживать свои транспортные средства, пытаясь максимально улучшить их работу и надежность.

Через несколько лет использования машины возникает необходимость заменить некоторые узлы, в том числе и аккумуляторную батарею. Дело в том, что такая система обладает своим сроком службы и со временем теряет рабочие характеристики. Выбор новой детали — задача, к которой нужно подойти внимательно, обращая внимание на несколько важных параметров. Один из них заключается в расшифровке даты выпуска аккумулятора.

Чтобы новый узел прослужил гораздо дольше, бесперебойно справляясь со своими обязанностями, важно выбирать проверенные модели, которые были выпущены недавно. Важно самому знать, как определить год выпуска аккумулятора: не каждый продавец готов предоставить такую информацию клиенту.

К сожалению, не все владельцы автомобилей уделяют нужное время и внимание расшифровке даты выпуска АКБ, что приводит ко многим неприятностям.

Сложности в определении года выпуска объясняются тем фактом, что на корпусе конструкции отсутствуют точные данные о времени, когда устройство поступило в продажу, а вместо них выбивается определенная маркировка, которую нужно самостоятельно расшифровывать. Многие модели АКБ имеют такой код на заводской наклейке. Если это так, нужно уметь разобраться в маркировке даты выпуска аккумулятора. Научившись выполнять такую задачу, можно не только успешно выбрать новый узел, но и установить возможную причину дефекта в случае поломки.

Отзывы владельцев

Положительные и отрицательные отзывы об аккумуляторах Титан разделились поровну. Сначала о сроке службы. Разброс большой, поскольку у некоторых аккумулятор служил больше шести лет, а у кого-то едва протянул полтора года. Но если смотреть в среднем, то в большинстве случаев АКБ Titan прослужили 2−3 года. Причём довольно многие отмечают неожиданную смерть аккумуляторов. То есть, батарея умирает не постепенно или в холода, а сразу без видимых причин.

Справедливости ради нужно отметить, что такая «смертность» батарей Титан не носит массовый характер. Но есть другая беда – работоспособность в морозы. Если верить отзывам владельцев этих АКБ, то тут все грустно. В мороз 10−15 ниже ноля начинаются проблемы с запуском двигателя. На фоне того, что производитель заявляет об адаптации аккумуляторов Titan к российским условиям, это выглядит печально. Причём этой же «болезнью» страдают модели линейки Arctic, которая по своему названию такого допускать никак не должна.

Встречались случаи почернения электролита при добавлении дистиллированной воды. Но здесь, может быть вина и самих владельцев. Неизвестно кто и что заливает в банки. Пожалуй, все отзывы сходятся в одном. Это отличная цена аккумуляторов Titan. На январь 2016 года в онлайн-магазинах модели Titan Euro Silver стоят 2500–2800 рублей. Цена действительно отличная. Особенно на фоне остальных аккумуляторов, цена которых подскочила до средних 4−5 тысяч. Так, что за эти деньги можно закрыть глаза на некоторые недостатки АКБ. Конечно, если вы живете в южном регионе, где не бывает сильных морозов.

Азиатский стандарт

Имеет название JIS и является одним из самых сложных ведь общего стандарта маркировки аккумуляторов «азия» нет. Может быть сразу несколько вариантов (старый или новый тип) обозначения размеров, мощности и других характеристик. Для точного перевода значений из азиатского стандарта в европейский необходимо пользоваться специальными таблицами соответствий. Также нужно помнить, что указанная на азиатском аккумуляторе емкость отличается от аналогичной на европейских АКБ. Например, 55 А·ч на японской или корейской батарее соответствует лишь 45 А·ч на европейской.

Расшифровка маркировки на аккумуляторе автомобиля стандарта JIS

В самой простой трактовке стандарт JIS D 5301 состоит из шести символов. Они означают:

  • первые две цифры — емкость батареи, умноженная на поправочный коэффициент (эксплуатационный показатель, который характеризует соотношение между ёмкостью аккумулятора и работой стартера);
  • третий символ — буква, которая указывает на отношение АКБ к определенному классу, определяющий форму батареи, а также его размеры (его описание смотрите ниже);
  • четвертый и пятый символ — число, соответствующее базовому размеру аккумулятора, обычно так обозначается его округленная длина в [см];
  • шестой символ — буквы R или L, который обозначают расположение отрицательной клеммы на аккумуляторе.

Что касается третьей буквы в обозначении, то они означают ширину и высоту аккумулятора. Иногда может отображать форм-фактор или размер боковой поверхности. Всего есть 8 групп (на легковых авто используются только четыре первых) — от A до H:

Маркировка автомобильного АКБ азиатского стандарта на примере аккумулятора Rocket

  • A — 125 × 160 мм;
  • B — 129 × 203 мм;
  • C — 135 × 207 мм;
  • D — 173 × 204 мм;
  • E — 175 × 213 мм;
  • F — 182 × 213 мм;
  • G — 222 × 213 мм;
  • H — 278 × 220 мм.

Азиатские размеры могут отличаться в пределах 3 мм.

Аббревиатура SMF (Sealed Maintenance Free) в переводе означает, что данная батарея является необслуживаемой. То есть, доступ к отдельным банкам закрыт, доливать в них воду или электролит невозможно, да и не нужно. Такое обозначение может стоят как в начале, так и конце основной маркировки. Кроме SMF также встречается MF (Maintenance Free) – обслуживаемая и AGM (Absorbent Glass Mat) – необслуживаемая, так само как и первый вариант, поскольку там абсорбированный электролит, а не жидкий, как это есть в классическом варианте свинцово-кислотных аккумуляторов.

Иногда код имеет в конце дополнительную букву S, которая дает понять, что у батареи токовыводы тонкие «азиатские» клеммы или стандартные европейские.

Исполнение аккумуляторных японских аккумуляторных батарей может быть следующим:

  • N — открытая с нерегламентированным расходом воды;
  • L — открытая с малым расходом воды;
  • VL — открытая с очень малым расходом воды;
  • VRLA — открытая с регулирующим клапаном.

Азиатский стандарт (старого типа) аккумуляторов
1
— Технология изготовления.
2
— Потребность в периодическом обслуживании. SMF (Sealed Maintenance Free) – полностью необслуживаемая; MF (Maintenance Free) – обслуживаемые, нуждаются в периодическом доливе дистиллированной воды.
3
— Маркировка параметров АКБ (старый тип) в данном случае это аналог аккумулятора 80D26L.
4
— Полярность (расположение клеммы).
5
— Номинальное напряжение.
6
— Ток холодного запуска (A).
7
— Пусковой ток (A).
8
— Емкость (Ah).
9
— Индикатор заряженности АКБ.
10
— Дата изготовления. Год и Месяц подчеркиваются маленькой отметкой.

Ниже приведена таблица соответствий размеров, массы и пусковых токов различных азиатских аккумуляторов.

Аккумуляторная батареяЕмкость (Aч, 5ч/20ч)Ток холодного запуска (-18)Общая высота, ммВысота, ммДлина, ммМасса, кг
50B24R36 / 45390
55D23R48 / 60356
65D23R52 / 65420
75D26R (NS70)60 / 75490/447
95D31R (N80)64 / 80622
30A19R(L)24 / 301781621979
38B20R(L)28 / 3634022520319711,2
55B24R(L)36 / 4641022320023413,7
55D23R(L)48 / 6052522320023017,8
80D23R(L)60 / 7560022320023018,5
80D26R(L) NX110-560 / 7560022320025719,4
105D31R(L)72 / 9067522320230224,1
120E41R(L)88 / 11081022820640228,3
40B19 R (L)30 / 37330
46B24 R (L) NS6036 / 45330
55B24 R (L)36 / 45440
55D23 R (L)48 / 60360
75D23 R (L)52 / 65530
80D26 R (L)55 / 68590
95D31 R (L)64 / 80630

Итоги

Всегда выбирайте аккумуляторную батарею в точном соответствии с требованиями производителя вашего авто. Особенно это актуально для значений емкости и пускового тока (особенно в “холодного”). Что касается торговых марок, то лучше покупать более дорогие или АКБ из среднего ценового диапазона. Это обеспечит их продолжительную эксплуатацию, даже в сложных условиях. К сожалению, многие иностранные стандарты, в соответствии с которыми выпускаются аккумуляторные батареи, не переведены на русский язык, и более того, предлагаются в интернете за немалые деньги. Однако в большинстве случаев приведенной выше информации вам будет достаточно для того, чтобы правильно выбрать аккумулятор для своего автомобиля.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]