Компонентная акустика
Компонентная акустика состоит из нескольких динамиков, их может быть два, тогда это двухкомпонентная система, а может быть три, в таком случае это система является трехкомпонентной. Как правило, такая акустика устанавливается с фронтальной стороны от слушателя.
Динамики для компонентной системы можно подобрать отдельно, либо приобрести в готовом комплекте. Тут нужно отметить, что в комплекте все компоненты сбалансированы между собой. В случае, если вы хотите приобрести динамики отдельно, то нужно будет учитывать их диапазоны частот и подбирать кроссовер.
Кроссовер нужен для того, что бы разделить сигнал между разными динамиками и отдать высокие частоты на твиттеры или высокочастотные динамики (ВЧ), а средние на мидбас или среднечастотник.
Одним из плюсов компонентной акустики является то, что ее можно правильно расположить в авто. Это усложняет монтаж, но значительно повышает качество звучания системы.
Высокочастотные динамики в силу своих особенностей имеют узкую направленность, то есть не искаженный звук распространяется близко к оси направления. По этому располагать их нужно развёрнутыми на слушателя, примерно на высоте головы (ушей).
Пример установки ВЧ
Тогда вы получаете максимально качественный и детальный звук высоких частот, который могут дать эти высокочастотные динамики. Обычно они устанавливаются в уголки боковых зеркал заднего вида, либо в стойки лобового стекла.
Пример: ВЧ в уголке зеркала
В трехкомпонентной акустике у среднечастотного динамика (СЧ) угол распространения звука не на много больше чем у твиттера, поэтому его направленность также имеет очень важное значение. Устанавливают их по таким же правилам, обычно совместно с твиттерами
Пример установки СЧ и ВЧ
У мидбаса же распространение звука происходит намного шире. Поэтому они подходят для установки в штатное место в двери. Правда для максимальной отдачи хорошего звука их слегка разворачивают на слушателя, давая лучшую направленность. Именно для этого изготавливаются подиумы или переделываются дверные карты.
Пример подиума с доворотом
Не пренебрегать этим, если у вас есть такая возможность, такой нюанс ощутимо улучшит качество звучания всей системы.Так расположение динамиков является одной из ключевых составляющих хорошего звука вне зависимости от цены и уровня компонентов. После правильной установки компонентов появляется ощущение, как будто с колонок сняли пленку или убрали какую-то преграду. Звучание становится чище и легче. Потому до слушателя доходят прямые, не отраженные звуки.
Компонентную акустику можно подключить и без кроссоверов — поканально (каждый динамик к отдельному каналу усилителя). При этом будьте осторожны с настройкой среза ВЧ, так как если частота воспроизведения будет слишком низкой для твиттеров, то они могут сгореть. Для каждой модели эти значения индивидуальны.
Пример схемы поканального подключения
В таком случае, при наличии звукового процессора открывается множество возможностей для настройки звучания аудиосистемы. Процессор может полностью управлять фильтрами, их срезами и порядками.
А также процессор управляет временными задержками, компенсируя разность расстояний от динамиков до слушателя.
Внешний звуковой процессор
Пример: процессорная магнитола Pioneer DEX-P99RS
Именно с их помощью выставляется так называемая сцена, когда создается впечатление, что инструменты позиционированы в пространстве и кажется что источники звука находятся на некотором отдалении впереди, но это уже тема для другого материала.
Первичные вводные
Для начала было бы неплохо понять то, что какая бы акустическая система вам не понравилась, она все равно будет представлять собой компоновочную схему, которая представляет собой не только автомобильную магнитолу и пару динамиков, но еще и усилитель, чейнджер, сабвуфер, множество проводов и монтажных приспособлений (пример на следующем фото).
Отличие компонентной от коаксиальной акустики
Коаксиальная акустика
Отличие коаксиальной от компонентной акустики
Если судить по ценовому возрастающему фактору, то первым в данном списке находится обыкновенный широкополосный динамик.
Далее по списку идет коаксиальный динамик для автомагнитолы, чье преимущество перед широкополосным заключается в большем охвате полосы воспроизведения звуковых частот. Конструктивная особенность самой коаксиальной акустической системы такова:
- В одном корпусе наличествуют несколько динамиков;
- Воспроизведение звуковых колебаний различных частот разбиваются по областям;
- Для разделения электрического сигнала идущего от «головы» к динамику используется специальный фильтр – кроссовер* (в более «серьезных» моделях выполняется в отдельном корпусе, в болеe «простых» в качестве фильтра используется обыкновенный конденсатор).
Кроссовер представляет собой схему «конденсатор — катушка индуктивности», назначение которой: разделение определенных значений всего спектра частот по звуковым дорожкам. Применяется как в компонентной, так и в коаксиальной акустической системе.
Совет! Выбор правильных компонентов фильтра играет огромную роль в звучании всей акустической системы.
Главным преимуществом коаксиальной акустической системы является то что, не имея на руках большой денежной суммы вполне возможно скомплектовать «под себя» достойный вариант компоновочной акустической схемы. И более того, установка данной системы не вызовет у владельца авто каких либо сложностей, все работы по монтажу и подключению можно сделать своими руками в несколько этапов:
- Устанавливаем новое оборудование на штатное место (более дорогие модификации, как правило, устанавливаются нестандартно, на пьедестале и т. п.);
- Подключаем выхода динамиков непосредственно к самой магнитоле или же к усилителю сигнала.
К недостаткам вышеописанной системы можно отнести, вопреки вышеописанным похвалам, качество звучания, которое несколько в стороне от идеальных параметров. Все дело в том, что один динамик просто физически не может четко воспроизвести весь спектр звука, смешение частот неизбежно, что и отражается на качестве звучания.
Компонентная акустика
Чем отличается коаксиальная акустика от компонентной
В более выгодном свете по качеству звучания и неискаженными частотами выглядит компонентная акустическая система, в которой каждый динамик воспроизводит именно свой частотный диапазон и подключается к своему индивидуальному каналу автомагнитолы/усилителю, за счет чего вся акустическая схема работает слажено и её составляющие не мешают, не перебивают друг друга.
- Цена на данный вид акустики на порядок выше;
- Высокие требования к самой автомагнитоле(см.Сравнить автомагнитолы и выбрать лучшую), цены на которую так же «кусаются» (подключив весь профессиональный «фарш» к обычной «голове» вы вряд ли станете ценителем хорошего звука);
- Сложности монтажа (своими руками правильно разнести по частотам и установить динамики в салоне автомобиля будет несколько проблематично, хотя как знать, не боги ведь горшки обжигают, да и видео инструкций в сети полным полно…);
- В большинстве случаях не удастся избежать применения в салоне автомобиля дополнительных звукоизоляционных материалов.
Canton Chrono 503.2
Лучшая компонентная акустика в авто
Chrono 503.2 — настоящая немецкая колонка: превосходное качество исполнения, 100-процентный контроль качества каждого экземпляра, Made in Germany. Несмотря на заявленную глянцевую отделку, колонка обклеена пленкой, и лишь передняя панель сделана глянцевой. Размер колонки не очень большой, но динамик удалось разместить впечатляющий — 180 мм. Разумеется, он оснащен традиционным для Canton алюминиевым диффузором. Подвес выполнен в форме волны для максимально линейного и длинного поршневого хода диффузора. Купол 25-мм твитера изготовлен из очень легкого, но прочного сплава алюминия и магния. Для надежности он защищен металлической решеткой. На днище предусмотрены два отверстия с резьбой для крепления на стойку или кронштейн.
Полочная акустика Canton Chrono 503.2
ЗвукМузыкальный материал преподносится очень аккуратно. Частотный баланс почти идеален. Тембры инструментов передаются с высокой достоверностью, а мелкие детали не упускаются из вида. Повышенной эмоциональности не наблюдается, но благодаря широкому и ровному динамическому диапазону колонкам удается точно передавать музыкальную идею композиции. Бас собранный, аккуратный, точно на своем месте. Однако он не очень глубок, а на низкой громкости еще больше сдает свои позиции. Поначалу кажется, что высоких частот многовато, но они появляются ровно тогда, когда действительно нужно, и в нужном количестве. Верхний регистр очень чист, что, безусловно, оценят любители современной электронной музыки.
Измерения
Частотный отклик ровный, хотя довольно сильно зависит от угла прослушивания — направленность АС сравнительно узкая. КНИ очень низок, и заметен хороший запас на низких частотах. Импеданс нестабилен.
Разница в качестве звучания
По качеству звучания компонентная акустика в автозвуке выигрывает у коаксиальной. И причина не в самой конструкции, не в кроссоверах и даже не в точности их настройки. Доказательством тому служит факт, что коаксиальные динамики изначально использовались в Hi-Fi-аппаратуре — они впервые были представлены компанией Tannoy еще в 1947 году. Фирма эта была настолько популярна среди аудиофилов того времени, что «танно́ями» часто называли вообще любую Hi-Fi-акустику. Главным преимуществом новинки стало отсутствие фазовых сдвигов при работе высокочастотного и среднечастотного динамиков. Звук исходит из одной точки, поэтому область комфортного прослушивания более четкая. Коаксиальная акустика и поныне широко используется в профессиональной аудиотехнике — студийных мониторах, порталах и т.п.
Коаксиальная акустика звучит лучше это правда
Какой сабвуфер в машину лучше активный или пассивный
Коаксиальные колонки по звучанию отличаются тем, что у них звуковой план – узкий, по сравнению с компонентными. Но зачастую именно такой план и необходим, если основная подача звука ведется для передних пассажиров. В таком случае, динамики, имеющие единое конструктивное исполнение, оказывают лишь вспомогательное действие – подзвучку. То есть, они улучшают общий звуковой фон в салоне авто. Основная же роль в создании звуковой панорамы отводится компонентной акустике, которая располагается во фронтальной части салона.
Поэтому зачастую установка коаксиальной акустики производится в задней части салона (двери, полка), где разделение частот не особо требуется, или же установить систему компонентных колонок просто невозможно из-за ограниченного пространства.
звучание коаксиальных колонок
Что касается качества звучания, то здесь многое зависит от физического расположения составных элементов, ориентации звукового источника в пространстве, а также переходной характеристикой кроссовера, который у коаксиальных динамиков имеет несколько упрощенную конструкцию.
В целом считается, что звучание компонентных колонок лучше, но здесь больше роль играет качество самих динамиков, поскольку в конструкции обеих систем они одни и те же. Но при правильном расположении и соблюдении определенных условий, хорошая коаксиальная акустика может звучать ничем не хуже раздельной системы.
Итоги
Переосмыслив вышеизложенную информацию и ответив на свой вопрос о том, чем отличается коаксиальная акустика от компонентной, предлагаю подвести некоторые итоги:
- Не стоит менять штатную акустику тем, кто раз в день, по полчаса использует свой радиоприемник лишь для прослушивания новостей;
- Маленький автомобиль так же не совсем удачный вариант для установки компонентной акустической системы, поскольку небольшое пространство салона такого автомобиля просто физически не сможет полностью раскрыть весь спектр частот, а сама акустика займет практически всю полезную площадь багажника (если конечно её туда удастся запихать);
Чем отличается компонентная от коаксиальной акустика
- Ну а тем кому «медведь на ухо наступил» или же просто не является большим поклонником качественного звучания просто не целесообразно платить высокую цену за «прокаченную» систему, ощутимую разницу вы, скорее всего, не почувствуете;
- Если вы все-таки являетесь фанатом качественного звука или же считаете себя таковым, то экономия на акустике для вас просто не приемлема, для вас проложена одна дорога – компонентная акустическая система хорошего качества.
Чем отличается компонентная акустика от коаксиальной
В заключение хотелось бы вас попросить не пренебрегать полученными знаниями во время выбора нужной вам акустической системы, и пожалуйста, будьте аккуратны – излишний шум является отвлекающим фактором, что не может не сказываться на качестве управления автомобилем.
Содержание:
Громкоговоритель — групповой излучатель.
Про устройство и эксплуатацию автомобиля Что лучше лада приора или 2112. Что лучше ваз2112 или приора. Подсчеты и просчеты
Групповым излучателем называется совокупность однотипных динамических головок, размещенных в одной плоскости на определенном расстоянии друг от друга и соединенных между собой синфазно, последовательно или параллельно либо последовательно-параллельно. Для обеспечения хорошей работы громкоговорителя типа групповой излучатель необходимо, чтобы все головки были однотипными и к каждой головке подводилась одинаковая мощность. Невыполнение этих требований или нарушение синфазности работы головок снижает эффективность работы группового излучателя.
Широкое распространение громкоговорителей этого типа за рубежом объясняется несколькими причинами. Первая заключается в том, что с помощью нескольких головок небольшой мощности можно создать громкоговоритель большой мощности. Так, в шведском радиолюбительском журнале публиковались описания любительских громкоговорителей, содержащих до 6-8 однотипных широкополосных головок по 20 Вт каждая. Такие громкоговорители могут работать с усилителями, имеющими выходную мощность до 100-200 Вт.
Другой причиной распространения групповых излучателей является свойственное им улучшение отдачи на средних и особенно самых низких частотах. Это улучшение обусловлено увеличением площади раскрыва диффузоров, пропорциональное количеству головок. На самых низких частотах это увеличение составляет 6 дБ для четырех головок, 8 дБ — для шести и 9 дБ — для восьми. За счет этого происходит расширение полосы эффективно воспроизводимых частот в область более низких частот примерно на треть или половину октавы по сравнению с полосой пропускания одиночной головки в том же оформлении.
Третьей причиной является то, что глубина ящика корпуса такого громкоговорителя может быть в 1,5-2 раза меньше, чем громкоговорителя с одной головкой, т. е. групповой излучатель может быть достаточно плоским и его можно разместить на полу у стены или даже повесить на стену.
Остановимся на двух вариантах конструкции громкоговорителя типа групповой излучатель, содержащего четыре динамические головки по 6 Вт каждая. В этих громкоговорителях наиболее удобно использовать низкочастотные головки типа 6ГД-2. При уменьшении диаметров отверстий возможно применение головок типа 4ГД-4 или 4ГД-7, 4ГД-ав. 4ГД-35, 4ГД-36. Предпочтение следует отдать первой и двум последним головкам.
Конструкция корпусов обоих вариантов показана на рис. 3,а, б. Корпуса выполняют из древесно-стружечной плиты толщиной 20 мм. Детали собирают на шурупах и клею. Различие между вариантами заключается в форме передней стенки: на рис. 3,а она плоская, на рис. 3,6 — чуть сложена по середине. Обе конструкции имеют примерно одинаковые характеристики в области нижних частот Результаты проведенных автором расчетов показаны на рис.4, из которого видно, что заметный рост отдачи головок при расстоянии между центрами их диффузоров, равном 260 мм, наблюдается начиная с частоты сигнала ниже 600 Гц.
Главным достоинством громкоговорителя с изломанной передней панелью (рис. 3,б) является несколько лучшая равномерность излучения на средних и верхних частотах в обеих плоскостях. У громкоговорителя с плоской передней панелью (рис.3,а), наоборот, диаграмма излучения на этих частотах сужается.
Широко шрименяются в последнее время групповые излучатели, их нередко попользуют в качестве излучателей нижних частот систем с несколькими полосами разделения частот сигнала. Такие системы, рассчитанные на подводимую мощность до 50-100 Вт и более, широко применяют для озвучивания эстрады, танцевальных залов и дискотек.
Зарубежные радиолюбительские конструкции. Москва, «Радио и Связь», 1982.
Акустика, с которой мы живем → ← Лучшее — друг хорошего
Широкополосник
Частотный диапазон, воспринимаемый человеческим слухом, как уже говорилось, находится в пределах приблизительно от 20 Гц до 20 кГц. Логичнее всего было бы иметь такой динамик, который способен воспроизвести его полностью. И такие динамики есть. Они называются широкополосными.
Вопрос в том, насколько качественно они способны работать в крайних значениях частот этого диапазона. Дело в том, что для эффективного воспроизведения низких частот диффузор классического динамика должен иметь достаточно большие размеры. Например, для частоты 40 Гц его диаметр должен быть около 30 см. Это достаточно просто реализовать.
Широкополосный динамик ScanSpeak 10F/4424G00
Но на высоких частотах такой диффузор попросту не сможет «успевать» передавать колебания всей своей поверхностью. Именно поэтому чаще всего широкополосные динамики являются результатом компромисса.
Для качественного воспроизведения верхней части частотного диапазона в центр диффузора широкополосника зачастую вклеивается дополнительный высокочастотный диффузор — «рупорок» (конус-визер, «дудка»), который способен воспроизводить «быстрые» колебания в то время, как основной, большой диффузор работает гораздо медленнее.
Применяемые в аудиофильских системах широкополосники — предмет серьезных инженерных разработок, граничащих с искусством. Здесь используются материалы с максимально возможными параметрами, ноу-хау, позволяющие все-таки получить полнодиапазонный драйвер.
Широкополосный динамик Lii Audio 2PCS Fast-10
Наиболее проблемным для широкополосного динамика является воспроизведение крайних частот слышимого диапазона. Если широкополосник способен работать в диапазоне 60–16000 Гц с неравномерностью ± 10 дБ — это уже неплохой результат.
При этом в связи с простотой конструкции и отсутствием фильтров (кроссоверов) акустическая система с широкополосником способна демонстрировать высокую чувствительность — от 90–92 дБ и выше. Это делает колонки с широкополосными динамиками особо востребованными среди любителей ламповых усилителей, имеющих, как правило, ограниченную мощность.
В связи с этим голосовые катушки таких широкополосников обладают повышенным сопротивлением. Общепринятые значения для всех остальных динамиков, предназначенных для установки в акустические системы — от 2 до 8 Ом.
Кроме того, именно широкополосный динамик максимально приближен по своим параметрам к точечному источнику звука — идеальному акустическому объекту с точки зрения его локализации. Направление на источник в таком случае определяется слушателем максимально точно. Такой излучатель позволяет создать самую точную стереосцену (звуковую сцену), поскольку источник звука в стереоканале — всего один и он имеет минимальную площадь.
С другой стороны, простейшая колонка с широкополосником — самое дешевое решение, но говорить о полнодиапазонном воспроизведении в этом случае не приходится.
Достоинства и недостатки
Основными достоинствами «коаксиалок» являются:
- Простота установки. Конструкция их включает элементы, воспроизводящие все частоты, при этом для подключения используется всего два вывода. В случае с компонентной системой каждый динамик приходится подключать отдельно;
- Из-за несколько упрощенной конструкции стоимость коаксиальной акустики несколько ниже, что часто и является основным фактором при выборе оборудования в автомобиль;
- Рынок предлагает такой тип акустики с самыми разными размерными параметрами, что позволяет подобрать оптимальную модель для любого авто;
Но и недостатков у них вполне хватает:
- Очень часто качество изготовления таких колонок не на высоте, особенно у малоизвестных производителей. В результате они могут очень быстро поломаться;
- Коаксиальные автомобильные колонки очень чувствительны к пыли и сору. Попадая между головками, загрязнения приводят к сильному ухудшению качества звучания;
- Часто количество полос не соответствует действительности. То есть, внешне все выглядит будто, установлено несколько головок на низкочастотный динамик, но они на деле имеется только одна головка, а остальное – обманка;
- На недорогих моделях в качестве кроссовера выступает конденсатор, что естественно, сказывается на качестве звучания.
Примечательно, что некоторые производители выпускают комбинированные модели акустики. То есть, имеется набор разночастотных динамиков, входящих в компонентную систему. Но существует возможность установки высокочастотных головок на низкочастотный динамик и закрепление их при помощи специальных защелок, в итоге получается коаксиальный тип.
Размышления вслух, сравнение
К сожалению, в настоящий момент не существует компании производителя, которая бы выпускала идеальные компонентные акустические системы, у каждой имеются как свои преимущества, так и недостатки. А если предположить что автомагнитола большую часть своего рабочего времени занимается радиовещанием, то возникает резонный вопрос о целесообразности таких высоких материальных затрат. Достаточно будет уже установленных автопроизводителем обыкновенных широкополосных динамиков, так как всё равно никакая акустика не сможет качественно раскрыть глубокие басы и высокие частоты вашей любимой радиостанции. Главное же отличие коаксиальной акустики от компонентной в том, что коаксиальная играет из одной точки, а компонентная, так как установят её динамики. Что же касается диапазона воспроизведения, то у обоих он разбивается на несколько частей, но в обоих случаях «высокочастотники» не мешают распространяться низкочастотным волнам. В принципе, динамики в обоих случаях должны находиться как можно ближе друг к другу, особенно данное условие актуально для «высокочастотников» подключенных в трехполосной системе. Акустические системы различаются по количеству подключенных динамиков и по форматам воспроизведения звука (реализуются за счет сочетания нескольких систем акустик):
- Двухполосная включает в себя НЧ/СЧ (мидбасы) и СЧ (твитер) динамики;
- Трехполосная — добавляется еще один СЧ динамик.
Число полос определяется кроссовером – число полос равно количеству входящих динамиков:
- Стерео формат (2-х канальный) – пара фронтальных широкополосных акустических систем;
- Dolby Surround, объемный звук (4-х канальный) – пара фронтальных + пара тыловых систем;
- Эффект присутствия, 5.1, Dolby Digital (6-ти канальный) — пара фронтальных + пара тыловых + центральная система, а так же сабвуфер.
Помимо этого необходимо учитывать и физический размер динамиков, так как качество звучания динамиков работающих в областях низкой и средней частоты сильно зависит от размера футляра (акустического оформления). Например:
- Для воспроизведения «глубоких» басов рекомендуется устанавливать 16-17 сантиметровые динамики (но даже с такими «блинами» вам не угнаться за самым заурядным сабвуфером, который просто незаменим на низких частотах);
- Размерность динамиков в 10, 13 и в 16 сантиметров рассчитаны на объем эквивалентный двери автомобиля, что предполагает их установку в корпус двери (бывают и исключения, необходимо смотреть индивидуально в рекомендациях по установке, которая иногда может быть просто напечатана на упаковочной коробке);
- К высокочастотному динамику в силу его небольших размеров не стоит относиться с пренебрежением, он играет очень большую роль во всей компоновочной акустической схеме.
Основные отличия компонентой акустики от коаксиальной
Наверняка вы знаете, что акустика бывает коаксиальной и компонентной. И если вы не уверены какую выбрать, если хотите узнать о разнице этих типов или о том, как правильно провести установку, то этот материал будет вам полезен.
Основное отличие коаксиальных динамиков от компонентных, это их формфактор или устройство. В принципе, отсюда и вытекают плюсы и минусы. Название коаксиальных динамиков идет от латинских слов КО – совместный и АКСИАЛ – ось. Название говорит само за себя, потому что здесь на одной оси совместно находятся два или три динамика – высокочастотный и мидбасовый и/или среднечастотный. В компонентной же акустике они разделены и являются отдельными элементами — компонентами. С названиями разобрались.
Ответ на вопросы — что лучше, какой тип предпочтительнее для улучшения звучания музыки в машине и что покупать – простой. Это компонентная акустика, но не во всех случаях. Читайте дальше, если хотите узнать почему.
Какая лучше и для каких целей?
Автоакустика: широкополосная, коаксиальная и компонентная
Итак, пред нами стоит непростой выбор — чего бы поставить в машину из музыки? Широкополосную, компонентную или коаксиальную акустику? Коаксиальную? Что это еще за коаксиальная акустика? — Такой вопрос, увы, не редкость. Сегодня расставим все «точки над i» и узнаем об этих категориях автомобильной акустики по-подробнее. Начнем с коаксиальной, так как уж очень интересное и многообещающее она имеет название:
Коаксиальная акустика — получила своё название от типа конструкции. Коаксиальный, или соосный. Все динамики, находящиеся в корпусе устройства расположены на одной оси. Это позволяет значительно сократить занимаемый ими объём в салоне автомобиля, при этом разделив воспроизводимый частотный диапазон между низко-среднечастотным динамиком и твитером — высокочастотным динамиком. Такое разделение необходимо для улучшенного, по сравнению с широкополосной акустикой (о которой речь пойдет далее) звучания. Каждый динамик имеет свой диффузор и оптимальную, для воспроизведения отведенных ему частот, конструкцию. Разделяет частоты между динамиками встроенный кроссовер, а в совсем бюджетных моделях его роль исполняет конденсатор.
Главным достоинством такой конструкции, как уже было сказано выше, является улучшенное качество звука, по сравнению со звучанием одного широкополосного динамика, при небольшом увеличении стоимости такой акустики в сравнении с той же широкополосной. Достоинствами так же является простота установки и значительная экономия места в салоне, на фоне, к примеру, компонентных акустических систем. К недостаткам можно отнести узкую направленность звуковых волн, так как все динамики сосредоточены в одном месте и имеют одинаковое направление. По этой причине не получится создать эффект сцены, что позволяет, в свою очередь, компонентная акустика, элементы которой можно разнести по салону. В некоторых колонках производитель пошел на хитрость и сделал устройство, позволяющее отделить твиттер от основного динамика (или основных, их бывает нескольеко) и установить его к примеру в двери. Но штука в том, что по качеству такая акустика все равно уступает компонентным системам, поскольку на рынке автомобильной акустики уже давно определены ценовые рамки сегмента коаксиальной акустики, уложившись в которые производитель упирается в качество материалов и затраты на технологию производства. Коаксиальная акустика является промежуточным звеном между широкополосной и компонентной и вмещает в себе как достоинства, так и недостатки обоих этих решений.
Широкополосная акустика проста как две копейки — это динамик воспроизводящий всю широту частот самостоятельно. Все преимущества и недостатки очевидны — цена, экономия места, простота подключения — просто прекрасны. Но один динамик, пусть даже и очень замечательный, не справится со всем спектром частот, он осилит низкие частоты и пусть даже справится со средними, но высокие частоты (а это вокал), ему дадутся с трудом, если даже колдовать над технологиями воспроизведения, то вряд ли удастя уйти намного дальше мидбаса (динамика, качественно справляющегося со средними и низкими частотами), но можно упереться в ценовой потолок ниши широкополосной акустики, превысив котроый устройство уже сложно будет продать. Поэтому, в качестве звучания широкополосная акустика уступит как коаксиальной, так и компонентной.
Итак, компонентная акустика, о которой выше было уже сказано не мало. Следует сказать, что, так как эта акустика самого дорогого ценового сегмента, то и технологии, применяемые в ней, являются самыми передовыми. На фоне рыночной конкуренции, уже за 12 — 15 т.р. мы сможем получить акустическую систему состоящую из средне- и высокочастотных динамиков, сабвуфера и даже внешнего кроссовера для фильтрации частот. Технологии материалов и сборки таких динамиков позволяют получить прекрасный гармонический сигнал с низкими колебаниями АЧХ, дадут высокую чувствительность и позволят выдерживать высокую мощность, что вкупе даст громкий и качественный звук. Такие динамики и сабвуферы (если не активные), уже заточены на использование в системе усилителя мощности. К недостаткам компонентной акустической системы можно отнести сложность сборки, подключения и настройки, большое занимаемое пространстово, необходимость в дооснащении автомобиля подиумами, шумоизоляцией, а возможно и новым аккумулятором или даже генератором.
Какая лучше и для каких целей?
В итоге мы получаем три ценовых ниши по различному типу акустики в каждой. Перва — широкополосная акустика, самая недорогая и нетребовательная, подойдет такому же нетребовательному слушателю, который будет с её помощью слушать радио, или музыку на невысокой громкости. Штатная, широкополосная акустика в недорогих авто вполне справится с такими задачами.
Wharfedale Jade 3
Британская компания Wharfedale традиционно не жалеет ни сил, ни материалов даже на бюджетные линейки. И модель Jade 3 в очередной раз подтверждает это. В нашем тесте это самый большой и тяжелый полочник, и единственный 3-полосный. Корпус с гнутыми стенками — признак топовых линеек у многих прочих производителей, но не у Wharfedale. И форма корпуса, и дополнительные переборки делают корпус максимально акустически инертным, предотвращая нежелательный окрас звука. Высокие частоты берет на себя твитер с алюминиевым куполом. На границе 3 кГц его подменяет СЧ-динамик с диффузором из алюминиево-целлюлозного композита. И уже в районе 350 Гц инициативу перехватывает НЧ-динамик, оснащенный плетеным диффузором из смеси углеи стекловолокна. Комбинация таких материалов с плетеной структурой приближает диффузор к идеальному поршню, исключая проблемные резонансные явления, присущие металлическим диффузорам.
Полочная акустика Wharfedale Jade 3
Динамики работают в закрытом объеме. Кроссовер для колонки оптимизировался на компьютере для максимальной линейности передачи фазы сигнала.
Звук Колонки Wharfedale звучат традиционно красиво. Все инструменты четко расставлены пространственно. Музыкальная сцена чиста и просторна.
Бас колонки подают аккуратно, ненапористо, будто боясь повредить баланс общей звуковой картины. То же самое можно сказать и про верхний регистр.
Интересно и благозвучно сочетается мягкость подачи музыкального материала с прекрасной детализацией звука. Кроме того, колонки очень неплохо играют и на малой громкости.
Измерения
АЧХ модели ровная, но на ВЧ ведущая себя своеобразно — спад и резкий подъем. Бас глубок. КНИ почти идеально ровный и предельно низкий. Очень солидный запас по низким частотам. Импеданс довольно стабильный.
Нюансы при выборе
Теперь о том, какие коаксиальные колонки лучше
Подбирая акустику, в первую очередь следует обратить внимание на производителя. Малоизвестные бренды далеко не всегда выпускают качественную продукцию
Также следует смотреть на материалы изготовления диффузоров динамиков. Лучше всего звучат низко- и среднечастотные динамики, диффузоры которых сделаны из специальной бумаги, чем из любых других материалов. Что касается высокочастотных элементов, то здесь оптимальным вариантом является диффузор из шелка.
Еще один нюанс – чувствительность динамика. Чем выше этот показатель, тем громкость звучания – лучше.
В высококачественных акустических коаксиальных системах Hi-End для получения высокого качества звучания кроссовер делают выносным.
Напоследок разберем, что же выбрать – коаксиальные или компонентные колонки. Здесь стоит отметить, что у каждой из этих систем свое назначение, и они дополняют друг друга. Если на авто вообще нет никакой акустики, то после установки только коаксиальных динамиков невозможно получить хорошее звучание. Но и монтаж только компонентной системы не даст объемного звука. Поэтому рекомендуется ставить на авто обе этих системы, причем впоследствии можно акустическую систему усовершенствовать установкой дополнительных компонентных динамиков и более лучших коаксиальных колонок.
Как выбрать широкополосную акустику для автомобиля
Если автолюбитель слушает радио или музыкальные записи в фоновом режиме, то такая акустика будет подходящим вариантом. Водитель сможет слушать музыку и радиошоу и сэкономит на установке акустического оборудования.
При выборе акустики для автомобиля нужно оценить характеристики:
- Типоразмер. Это стандарт, задающий геометрические размеры динамиков. В автомобилях заводской конструкцией предусмотрены штатные места для монтажа акустики. Эти точки рассчитаны на овальные или круглые динамики. Стандартные размеры – 10, 13, 16 см, но производитель может указать в дюймах. Модифицировать штатные места самостоятельно нельзя. Это приведет к нарушению герметизации, что означает ухудшение звучания. Чем больше размер динамика – тем меньше проблем с воспроизведением низкочастотного диапазона.
- Частота. Производители указывают значение показателя в технической документации. Поскольку у такой акустики наблюдаются провалы в низко- и высокочастотном диапазонах, нужно искать колонки, у которых нижний предел составляет менее 20 Гц, а верхний – 48 кГц.
- Чувствительность. Для авто этот показатель должен составлять 90 Дб. Если воспроизводящее устройство не отличается мощностью, нужно искать прибор с чувствительностью выше 90 Дб (устройства с показателем до 150 Дб хватит, иначе динамики начнут реагировать на электро- или радиопомехи, возникающие в автомобиле).
- Показатели номинальной и пиковой мощности. Номинальная мощность – это та, при которой акустика воспроизводит звук без дефектов в течение продолжительного времени. Пиковая мощность – это предельный показатель, рассчитанный на подачу максимального тока в течение пяти минут. Поэтому рекомендуется выбирать устройство по номинальной мощности.
- Добротность – это объективный физический показатель, отражающий способность контурного блока диффузора, изготовленного из резины, сохранять заданную амплитуду. Для динамиков, устанавливаемых в дверях автомобиля, рекомендуется значение выше 0,6.
- Импеданс – электрическое сопротивление динамика или колонки. Значение показателя выбирают в соответствии с величиной, указанной в техпаспорте усилителя. Это снижает риск искажения сигнала.
Одновременно приобретают сабвуфер. Устройство работает в низкочастотном диапазоне и отвечает за воспроизведение баса. Устанавливают в сабвуфер в багажнике или под задним сидением. Такое расположение способствует равномерному распределению колебаний по объему салона, и басы не искажают звучание композиции.
Приобрести акустику – колонки, сабвуфер, наушники – можно в интернет-магазине. Перед покупкой онлайн нужно не только рассмотреть фото и почитать показатели, но и изучить условия поставки. Некоторые магазины предлагают доставку только по Москве, другие – по территории России. Нужно уточнить и условия оплаты, а также сроки гарантийного обслуживания.
Triangle Color Bookshelf
Очень симпатичные на вид колонки французского производителя Triangle исполняются в трех цветах лака — белый, черный и красный. Линейка Color выделяется ярким, жизнерадостным стилем среди всей продукции Triangle и занимает место линейки начального уровня.
Полочная модель использует твитер с титановой мембраной и СЧ/НЧ-динамик с бумажным диффузором. Вообще динамик довольно интересный, его подвес широкий, рифленый и в основе своей матерчатый. Бумажный диффузор покрыт специальным составом. Пылезащитный колпачок выполнен в виде пули. Конструкция кроссовера использует наработки от топовой линейки Magellan. Порт фазоинвертора находится на задней стенке колонки.
Полочная акустика Triangle Color Bookshelf
Коаксиальная акустика
Итак. Плюсами коаксиальной акустики является простота установки. Берете динамик, монтируете его в штатное место, подключаете и ваша акустическая система готова. Также «коаксиалки», как правило, стоят дешевле. А основной минус как ни странно вытекает из удобства установки и расположения динамиков в одной корзине. Дальше вы поймете почему.
Чаще всего «коаксиалы» используют для подзвучки тыловой зоны автомобиля, а так же в ситуациях, когда не нужен физический разнос высоко-, средне- и низкочастотных динамиков, либо он попросту невозможен.
Обычные места установки – задние двери или задняя полка.
Итоги
Коаксиальная акустика: удобство установки, сравнительно низкая цена, но качество звучания по сравнению с компонентной акустикой ниже. Лучше использовать для подзвучки тыловой зоны автомобиля, если таковая нужна. Распространенные места установки – задние двери или задняя полка.
Компонентная: стоит дороже, требует подхода к установке. Но качество звучания намного выше. Имеет широкие возможности для настройки. Устанавливается с фронта от слушателя.
Описание коаксиальной акустики
Здесь одна конструкция объединяет более двух динамиков. Обычно устанавливают один динамик с низкой частотой, а на нем располагают от одного до трех высокочастотных приборов. Существуют модели с добавлением и среднечастотных динамиков. Но они дороже в цене.
Систему можно разделять на полосы. Тогда динамики будут воспроизводить частоты каждый по отдельности. Чтобы это сделать, в конструкцию встраивают специальный фильтр — кроссовер. На простые модели подсоединяют конденсатор. Он выполняет функцию фильтрации.
Коаксиальная акустика — это ветеран автомобильного звучания. Но она не теряет популярности у автолюбителей. Так как система проста в установке и доступна по стоимости. Кроме этого, такой вариант больше других подходит для малогабаритных авто. Ведь в небольших салонах добиться качественного звучания тяжело. Тогда зачем вкладывать крупные суммы на звуковое оформление?
Чем отличается акустика компонентная от коаксиальной
Чем отличается компонентная от коаксиальной акустика
Пожалуй, нет такого автовладельца который не оказывался бы перед кажущемся сперва несложным выбором: приобрести штатную, недорогую автомагнитолу или же пробить серьёзную брешь в своем бюджете, приобретя качественную аппаратуру, цена которой заставляет взвесить все «за» и «против» при принятии данного решения. Подойдя со всей серьезностью к выбору автомобильной акустики невозможно обойти стороной главный вопрос — чем отличается компонентная акустика от коаксиальной? Поиск ответа на данный вопрос заставляет автовладельца длительное время балансировать при принятии решения, изучать недостатки и преимущества каждой из систем, взвешивать свои предпочтения и возможности. Но правильный выбор имеет место быть только в том случае, когда наименования и технические характеристики являются не простым набором букв, а являются много говорящими за себя терминами. Как раз для проведения четкости вашему вниманию представлена данная инструкция, объясняющая, в чем отличие компонентной акустики от коаксиальной?
Виды, особенности конструкции
Сразу разберемся, какие виды колонок предлагает рынок этих товаров и в чем их различия. Существуют они двух типов:
- Коаксиальная акустика;
- Компонентная акустика;
Сначала о том, что значит – коаксиальная акустика? Если ответить по-простому, то это динамики, которые в одном устройстве объединяют элементы с разными частотами звучания. В компонентных же каждый динамик со своей частотой устанавливается отдельно.
коаксиальные колонки Infinity
Конструкция коаксиальной колонки такая: имеется низкочастотный динамик (достаточно габаритный), у которого на одной оси установлены головки (они же полосы) меньшего размера, и звучащие в средних и высоких частотах. Дополнительно в конструкцию входит кроссовер – блок фильтров, разделяющих между собой частотный диапазон. Именно особенности конструкции – это то, чем отличается коаксиальная акустика от других типов.
Количество установленных головок может быть самым разным, но самой распространенной является 2-х и 3-полосная коаксиальная акустика, в которой входящие в конструкцию динамики воспроизводят звук на низких, средних и высоких частотах. Можно встретить даже 5-полосные колонки, но на деле от такого количества головок особого толка нет.
Здесь раз возникает следующий вопрос: коаксиальная или компонентная акустика – что лучше? Здесь однозначно ответить невозможно, поскольку каждая из них выполняет определенную цель. По сути, у этих двух типов динамиков составные компоненты одни и те же, но в случае с компонентой, они разделены.
Среднечастотный динамик
Динамик, который играет средние частоты (его еще иногда называют мидренч или, правильнее, мидрейндж — этот термин, от английского midrange speaker, пришел из автозвука), обычно наиболее близок по конструкции к классическому динамику. Важно, что этот динамик воспроизводит именно тот диапазон частот, в котором располагается человеческий голос и на котором наш слух особенно чувствителен к искажениям.
Пример поведения динамика, замеры получены лазерным интерферометром
Ахиллесовой пятой среднечастотника является эффект появления специфических деформаций диффузора — так называемой изгибной волны, когда периферическая область диффузора не успевает за движениями центральной зоны, где крепится голосовая катушка. То есть разные зоны диффузора (кстати, расположенные, как правило, пятнами, а не концентрически, как следовало бы из логики процесса) колеблются не синфазно — одни участки отстают от других.
Звучание становится «рыхлым», неточным. Значит, диффузор должен быть максимально жестким. Если решать проблему в лоб — получим действительно жесткий диффузор, который будет весить так много, что не сможет звучать. Поэтому, как и в твитере, и в широкополоснике, в конструкции диффузора заложен сложнейший компромисс — между жесткостью и легкостью.
Среднечастотный драйвер Morel SCM 634 с карбоновым диффузором
Для колонок высокого класса конструкция диффузоров — важнейший момент. В экзотических вариантах среднечастотники (так же, как и твитеры, но гораздо реже) получают диффузор из бериллия. Но гораздо чаще в среднечастотниках можно видеть диффузоры из композитных материалов на базе углеволокна, стекловолокна, кевлара, древесного волокна или классической целлюлозы.
Magnat Quantum 753
Основательно смотрится колонка из линейки Quantum 750 среднего ценового диапазона компании Magnat. Передняя стенка сделана толстой (40 мм), чтобы кардинальным образом бороться с резонансами корпуса. Солидный подиум толщиной 30 мм также подчеркивает основательность конструкции. Любопытно, что передняя панель и подиум отполированы до блеска, а остальная поверхность корпуса матовая. F-max твитер оснащен куполом из двойного текстильного компаунда и обладает расширенным рабочим частотным диапазоном. Диффузор СЧ/НЧ-динамика изготовлен из керамики/алюминия. Звуковая катушка хорошо вентилируема. Конструкция корзины динамика из алюминия оптимизирована для оптимального прохождения потока воздуха и снижения резонансов.
Полочная акустика Magnat Quantum 753
Порт фазоинвертора с большим рупором вынесен на заднюю стенку. Кроссовер оптимизирован по фазе и амплитуде сигнала и собирается из отборных высококачественных элементов.
Звук Колонки играют эмоционально, динамично, быстро. При этом отлично передаются тембры инструментов, а музыкальная сцена не заслоняется посторонними призвуками — они чиста и глубока. Локализация источников звука превосходна. Детализация также на высоком уровне.
Уровня ВЧ хватает на открытое звучание с присутствием воздушности, и при этом верхний регистр очень аккуратный, ненавязчивый.
Бас средней глубины, собранный и быстрый. Немного не хватает телесности, плотности подачи. На малой громкости задор колонок теряется, эмоциональность притухает.
Измерения
Неравномерность АЧХ минимальна, но частотный дисбаланс в сторону ВЧ налицо. КНИ меняется в пределах 1% и заметно зависит от громкости, но явных резонансов не отмечается. Хороший запас КНИ по низким частотам. Импеданс нестабилен.
Как устанавливается звуковая система
Располагается коаксиальные приборы в тыловых частях салона. На задних полках или дверях. Более простые варианты устанавливают в панелях спереди. Но надо понимать, что передние панели перегружать не рекомендуется. При желании подсоединить звук в передней части машины, элементы монтируют в передние двери.
Установка звуковой системы
Лучшая коаксиальная акустика должна радовать не только водителя, но и пассажиров
Поэтому качество системы очень важно. Установить эффективное звучание просто
И многие делают работу самостоятельно. Не требуется проводить сложные расчеты и изготавливать специальные подиумы. На звуковое качество это не влияет.
Соблюдая следующие рекомендации с установкой справитесь без труда.
- Подберите колонки с подходящим диаметром. Если колони не соизмеримы с отверстиями, используйте кольца переходники.
- При подключении звука в авто, нужно знать характеристики мощности магнитолы и колонок. Также, грамотно выбирайте усилитель.
- Энергетический источник для электроники машины — ее аккумулятор. Поэтому учитывайте то, что при большом количестве аппаратуры, мощности будет не хватать. Повышается вероятность «заглохнуть» в неподходящее время. Чтобы решить эту проблему устанавливаются конденсаторы. Приборы уменьшают расход электричества.
- Чтобы закрепить колонки, изготавливают проставочное деревянное кольцо.
- Задняя полка авто предназначена для колонок. Чтобы их закрепить, нужно снять полку. Только грамотное крепление не позволит элементам скрипеть и дребезжать.
- Провода подбирают отдельно. Лучше купить их с сечениями до 4 мм. Провода прилагаются к системе, но бывает, что не подходят по мощности и могут быть подключены только к маломощным головкам (до 20 Вт.). Если присоединить провода с малым сечением, не получится качественного звука и нормальной работы колонок.
- Перед началом подсоединения элементов и проводов, проверьте все предметы на соответствие по мощности.
Динамики для авто
Разница в монтаже
Несомненным плюсом коаксиальных динамиков является простота их установки в автомобиле. Пару таких динамиков легко вмонтировать в двери или в полку багажного отделения — в предусмотренные конструкцией авто штатные места. Профессионалы советуют монтировать их в задние двери, поскольку при установке в передние высоких частот почти не будет слышно из-за узконаправленности твитеров.
Чтобы оборудовать авто коаксиальной акустикой, потребуется лишь пара динамиков, провода и автомагнитола достаточной мощности. Останется лишь смонтировать и подключить — система готова!
В компонентной акустике больше элементов — как минимум 4 динамика, пара кроссоверов и значительно больше проводов. При этом далеко не у каждой автомагнитолы достаточная номинальная мощность, чтобы справиться с такой системой. Поэтому нередко требуется еще и усилитель, а для тонкой настройки и максимального качества звучания — звуковой процессор. Монтаж всего этого великолепия также представляет собой нетривиальную задачу. Потребуется вмешаться в конструкцию салона и создать подиумы для динамиков, развести проводку и грамотно все подключить. Кроме того, рекомендуется сделать шумо- и виброизоляцию салона, чтобы избежать шума улицы и различных скрипов кузова или салона.
Источник: club.dns-shop.ru
Громкоговоритель — органная труба.
Высокие требования к качеству работы акустической установки, с одной стороны, и ограниченность площади жилого помещения, где могут быть размещены громкоговорители, с другой, заставляют конструкторов искать решения, удовлетворяющие этим требованиям, или находить приемлемый компромисс. В этом отношении определенный интерес представляет конструкция однополосного громкоговорителя с двумя широкополосными динамическими головками, включенными синфазно, последовательно. Громкоговоритель описан в американской радиолюбительской литературе. Эскизы его передней панели и поперечного сечения показаны на рис.2.
Описываемое акустическое оформление имеет корпус в виде колонки с поперечным сечением 200х200 мм, высотой 800 мм с двумя щелями у основания, образованными между полом и укороченными на 26 мм боковыми стенками, как показано на рис.2. В верхней части корпуса имеются два отверстия для установки динамических головок на передней и задней стенках корпуса. Размеры выреза и характеристики головок позволяют использовать в данной конструкции отечественные динамические головки типа ЗГД-38. Стенки корпуса изготавливают из фанеры или древесно-стружечной плиты толщиной около 15 мм.
Вытянутая форма корпуса громкоговорителя, малая площадь пола, занимаемого им, .позволяют использовать такие громкоговорители в стерео- и квад-рафонических установках. Кроме того, громкоговоритель описываемой конструкции отличается улучшенной отдачей на нижних частотах и расширенной диаграммой излучения в горизонтальной плоскости.
Первое достоинство обусловлено явлением стоячих волн, наблюдаемым внутри корпуса громкоговорителя, который ведет себя как органная труба, настроенная на частоту около 100 Гц. Именно на этой частоте вдоль корпуса громкоговорителя укладывается одна четверть волны, что способствует подъему нижних частот. На частоте вдвое выше, равной 200 Гц, наоборот, по длине корпуса укладывается точно половина длины волны. При этом наблюдаются подавления излучения из нижней части корпуса, что устраняет неприятный бубнящий призвук, свойственный акустическим установкам с большими линейными размерами.
Второе достоинство связано с использованием двух головок, излучающих в противоположных направлениях. Меняя направления излучений колонок путем вращения их относительно продольной оси, можно добиться наилучшего воспроизведения звука в условиях конкретного помещения. При этом не следует сожалеть о том, что половина излучаемой мощности направлена в противоположную сторону относительно слушателя. Нижние и средние частоты, отражаясь от стен и мебели, дают многократное переизлучение звука, как бы размывая небольшие размеры самих источников звука и создавая впечатление пространственного звучания.