Затяжка болтов головки блока цилиндров (без динамометрического ключа): расчет усилия, схема и порядок протяжки болтов

Разъем головки блока цилиндров (ГБЦ) и блока пересекает камеры сгорания и полости, в которых циркулируют масло и охлаждающая жидкость (ОЖ). Важность правильной затяжки крепежей ГБЦ объясняется необходимостью разделения этих рабочих сред. Момент затяжки болтов ГБЦ удерживает головку, на которую действует давление газов и тепловая нагрузка. Сложная деталь испытывает и сложные деформации, что вынуждает производителя тщательно разрабатывать технические условия затяжки ГБЦ, основными из которых являются момент и порядок затяжки.

Почему важно прикладывать правильное усилие для затяжки болтов ГБЦ

Несоблюдение технических требований может стать причиной неисправности двигателя внутреннего сгорания как следствие утечки и смешивания рабочих составов. Причиной таких проблем является негерметичность прокладки либо непосредственно ГБЦ.

Если усилие выполнено неграмотно, прокладка головки блока будет укрыта неодинаково: плохо затянутый болт не зафиксирует ее с необходимой мощью, а чересчур натянутый станет значительно дольше и не будет хорошо держать. Головка начнет изменять форму, прогибаться, что впоследствии приведет к утечке прокладки.

В большинстве случаев охлаждающая жидкость направляется в масло. Несоблюдение технологии смазывания становится причиной неисправности вкладышей и шеек коленвала, тогда как нехватка охлаждающей жидкости — к перегреванию и непригодности головки блока цилиндров в будущем.

Порой в воду проходят выхлопные газы, но исход также неблагоприятный.

Где находится прокладка ГБЦ на ВАЗ 2114?

В автомобиле ВАЗ 2114 инжектор с двигателем 8 или 16 клапанов уплотнитель устанавливается в месте соединения ГБЦ с самим блоком. Конструктивно этот элемент состоит из нескольких слоев. Качественное уплотнение обеспечивается благодаря листовой стали, фибре, картону и другим материалам, которые спрессовываются между собой и покрываются одним слоем герметика.

Поврежденная прокладка ГБЦ ВАЗ 2114

В каких случаях выполняется затяжка ГБЦ

Натяжка болтов головки блока цилиндров осуществляется во всех процедурах, включающих монтаж данной запчасти. В большинстве случаев необходима смена прокладки под головку. Починка непосредственно головки, смена поршневых колец и множество иных также требует установки либо снятия головки.

Нормами сервисного обслуживания нередко предусматривается натяжка болтов головки блока цилиндров. Такая операция считается устаревшей, однако используется и сегодня при растягивании болтов, снашивании прокладки либо деформирования непосредственно головки.

Применяемый инструментарий

Производители предлагают различные типы ключей, помогающих лимитировать усилие затягивания резьбовых соединений. Наиболее часто встречаются три типа динамометрических ключей:

  • щелчковые (механические);
  • стрелочные (аналоговые);
  • электронные (цифровые).

Автомобилисты подбирают оптимальные по характеристикам модели. Иной раз, сделать правильный выбор помогают советы знакомых или статьи в интернете.

Щелчковый

Свое название ключ получил благодаря издаваемому специфическому звуку. Такая трещетка является востребованной в небольших автомастерских или у водителей, предпочитающих проводить ремонт самостоятельно.

Позитивными характеристиками являются доступная стоимость и приемлемая погрешность момента в 5%. В интернет-магазинах устройство имеет цену в 2–2,5 тыс. рублей. Популярными моделями являются «Арсенал» и Berger.

Момент затяжки болтов

Отверстие ГБЦ и блока проходит через камеры сгорания и пространства, где находится масляная и охлаждающая жидкости.

  • Значимость грамотной затяжки болтов головки блока цилиндров аргументируется потребность изолирования таких рабочих сред.
  • Усилие держит головку, на которую оказывает влияние натиск газов и тепловое воздействие.

Сложно устроенный элемент подвергается и непростым изменениям конфигурации, из-за чего изготовителю приходится детально продумывать способы затяжки головки блока цилиндров, где наиболее важными является усилие и алгоритм затяжки.

Затягивание соединений без динамометрического ключа

Когда динамоключа нет и для затяжки используется самодельное приспособление или безмен, нужно высчитывать усилие. Рекомендуемый момент в мануале указан в Ньютонах на метр, а весы выдают значение в килограммах. Важно знать параметр кгс·м, который рассчитывается по формуле:

кгс·м=m/L, где кгс·м – кг силы на метр, m – значение на весах, L – расстояние от центра болта до крепления весов.

1 кгс·м = 9,81 Ньютонов.

Отсюда формула для определения нужного усилия затяжки в кг, если известно это значение в Н:

m = Н · 0,102 · (1 / L),

где:

  • m – значение на весах,
  • Н – требуемый момент затяжки,
  • L – расстояние от центра болта до крепления весов.

Схема и алгоритм затяжки головки блока цилиндров

План натяжки болтов головки блока цилиндров идентичный для различных видов двигателей внутреннего сгорания, разница будет лишь в максимальном усилии натяжки.

  1. Прежде чем поместить болт в колодец, нужно обработать резьбу фиксирующей детали масляным составом. Применяют небольшой объем жидкости.
  2. Затем вкручиваются болты. Сперва фиксирующий компонент ставится в зазор головки и блока цилиндров и натягивается ручным способом.
  3. Рядом с камерами сгорания расположены два ряда фиксирующих компонентов. Натягивать их начинают от середины, сперва прилагая усилие не больше 1 кгс·м. Центральные болты находятся в ДВС L4 между вторым и третьим цилиндрами, в L6 – на противоположной стороне от третьего цилиндра, в V6 – вблизи с центральной камерой сгорания.
  4. Потом с идентичным усилием натягивают по 2 винта с левой и правой стороны от центральной части, и в завершении по 2 крайних болта с левой и правой стороны.


Допускается изменения в последовательности натяжки, притягивая после центральных болтов сперва левые и правые винты, находящимся по бокам от центральных, по одному ряду, а затем по второму. Это не станет причиной возникновения неисправностей, если соблюдать подходящее усилие.

После механического ввинчивания болтов используются динамо-ключ и прилагают сперва усилие величиной 3-4 кгс·м, потом 7-8 кгс·м, а в завершении натягивают болты с оптимальным моментом, в соответствии с документацией на транспортное средство.

К примеру, изготовитель ВАЗ 2109 советует для данной марки после натягивания с усилием 7,5-8,5 кгс·м, добавочно провернуть все винты в аналогичном порядке на девяносто, и потом опять на девяносто.

Динамометрический ключ своими руками


Контроль момента затяжки с помощью безмена
Динамометрические ключи, особенно те разновидности, которыми удобно пользоваться, стоят весьма дорого, поэтому многих автомобилистов интересует, как сделать такое устройство из подручных средств с минимальными затратами. Понимая принцип работы динамоключа, можно сделать его из обычного рожкового или накидного ключа, безмена на 20 кг и трубы длиной 0,5 м. Труба должна быть металлической и такого диаметра, чтобы в ней легко помещалась рукоятка ключа. Проделав отверстия в трубе, закрепляют весы под углом 90 градусов к трубе. Изготовленный из указанных деталей динамо-ключ позволяет затягивать болты, гайки с моментом не более 100 Нм. Однако точность этого прибора оставляет желать лучшего.

Руководство по затяжке болтов ГБЦ

Инструкция по починке определенного мотора там, где упоминается о монтаже головки блока цилиндров, должен строго соблюдаться. Включая потребность применения динамо-ключа. Разрешенное от установленного по руководству несоответствие момента не должно быть больше 0,5 кгс·м.

Накидные или рожковые ключи лучше не применять, так как в момент в данной ситуации не поддается контролю. Последовательность также играет огромную роль: в первую очередь необходимо затянуть головку в центральной части, а потом медленно перейти к краевым областям.


Чтобы притянуть винты грамотно, нужно почистить зазоры для фиксации от накопившихся грязевых частиц. В случае безуспешных стараний, можно обработать резьбу болтов масляным составом, однако запрещается выливать жидкость непосредственно в колодец. Такой шаг ведет к повреждению зазора винтов в будущем.

Исходя из вышеупомянутого, самые часто встречающиеся ошибки, которые допускаются во время притягивания винтов такие:

  • Перетягивание фиксаторных компонентов;
  • Применение использованных или новых несоразмерных крепежей;
  • Несоблюдение последовательности натяжки;
  • Притягивание винтов неподходящими приспособлениями;
  • Проникновение технической жидкости в фиксаторные зазоры.

Распространенные ошибки

Несмотря на то, что автопроизводители четко указывают порядок и нюансы затяжки ГБЦ, многие автолюбители допускают ошибки при сборке мотора. Самыми распространенными из них являются:

  • Заливка масла в крепежные отверстия для смазки резьбы (жидкость несжимаема, поэтому залитое масло не даст нормально затянуть головку);
  • Перетяжка (превышение усилий при затягивании приводит к повреждениям ГБЦ и самих крепежных элементов);
  • Применение поврежденных или несоответствующих ключей (возможен срыв граней головок болтов, после чего нормально затянуть или выкрутить их будет проблематично);
  • Использование на замену неподходящих болтов (крепежи с разных двигателей могут отличаться по длине, межвитковому расстоянию резьбы, высотой и диаметром головки);

Чтобы в дальнейшем проблем не возникло, следует использовать только крепежные элементы, предназначенные для конкретного двигателя и полностью соблюдать условия выполнения работ.

Некоторые особенности

Момент натяжки – один из основополагающих факторов хорошей фиксации головки блока. Однако на эту характеристику оказывает влияние не только усилие, а и собственно крепежи:

  • Состояние винтов – новые либо использованные;
  • Присутствие смазки на резьбовой области;
  • Состояние резьбы.


Разновидность мотора и число клапанов на способ натягивания головки блока цилиндров не повлияет.

Общие правила проведения работ

Рекомендуем придерживаться при сборке блока с головкой определенных правил. Внимательно ознакомьтесь с ними:

  • необходимо соблюдать установленные автопроизводителем значения, касающиеся момента затяжки и схемы очередности;
  • в работе используется исправный динамометрический ключ, а применение обычных накидных, шестигранных или рожковых инструментов не допустимо;
  • применяемые метизы обязаны быть в исправном состоянии, нельзя задействовать в работе «съеденные» по диаметру болты или с поврежденными нитками резьбы;
  • завинчивать повторно пружинные болты не стоит, так как они снова не обеспечат первоначального усилия и станут пропускать смазку под прокладку;
  • категорически запрещено ввинчивать динамометрическим инструментом крепеж типа TTY, который применяется в алюминиевых головках, так как он рассчитан на затягивание по градусам, а не за счет усилия, о чем предупреждает сопровождающая его инструкция;
  • применяемые прокладки должны быть рекомендованы производителем и обладать соответствующей сертификацией, а сопровождающие документы содержат в таком случае допустимые нормативы по затягиванию, чтобы подобрать сочетание момента для ДВС и прокладки;
  • использовать смазку в глухих отверстиях необходимо с максимальной осторожностью, так как в противном случае при ее переизбытке болт не вкрутится в полной мере.

На величину момента затяжки и необходимые условия оказывает влияние материал, из которого изготовлена ГБЦ. Если для производства головки применялся чугун, то он должен быть прогретым до температуры около 80С. В том случае, когда изделие создано на основании алюминия, то работы проводятся на полностью остывшем моторе.

Фото правильной затяжки болтов ГБЦ

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]