Как проверить антифриз или ТОСОЛ: какую плотность должны иметь охлаждающие жидкости

Начнем с того, что в автомобиле используются разные технические жидкости, при этом за их качеством и состоянием нужно постоянно следить. Прежде всего, внимания требует охлаждающая жидкость, так как она меняется реже моторного масла, тормозной жидкости и т.д. При этом важно понимать, что необходимо контролировать не только уровень антифриза или ТОСОЛа в системе, но и плотность.

Дело в том, что антифриз или ТОСОЛ проверять на плотность необходимо по причине того, что от данного показателя фактически будет зависеть температура замерзания охлаждающей жидкости, температура кипения и некоторые другие свойства.

Также проверка плотности антифриза позволяет снизить риски заливки в систему охлаждения контрафакта в виде окрашенной воды. Далее мы рассмотрим, как проверяется антифриз, плотность ТОСОЛа или антифриза, каким в норме должен быть показатель плотности ОЖ и т.д.

Проверка антифриза на плотность: для чего необходима и как выполняется

Прежде всего, охлаждающая жидкость представляет собой концентрат антифриза, смешанный с дистиллированной водой в определенных пропорциях. При этом воду добавлять необходимо, так как концентрат замерзает при относительно небольшом понижении температуры ниже ноля, в то время как готовая смесь концентрата и воды не кристаллизуется при -20, -30, -40 и даже ниже.

Также меняется и температура кипения антифриза, если сравнивать чистый концентрат и готовую ОЖ. Получается, ошибочно полагать, что именно чистый концентрат будет лучшим решением. На самом деле, такую жидкость обязательно нужно разбавлять.

  • Идем далее. В процессе эксплуатации автомобиля вода в составе ОЖ имеет свойство выкипать, то есть уровень охлаждающей жидкости даже в полностью исправной системе охлаждения постепенно понижается. В этом случае рекомендуется доливать дистиллированную воду для нормализации уровня. Однако, частые доливы воды, а не концентрата или готового антифриза, могут привести к тому, что плотность антифриза или ТОСОЛа изменится.

Другими словами, активно доливая воду в антифриз или ТОСОЛ, плотность охлаждающей жидкости будет отличаться от рекомендуемой. Само собой, добавка 50-100 грамм воды не сильно повлияет на ситуацию, однако в случае, если охлаждающая жидкость используется 3 — 4 года, таких доливов бывает несколько, что неизбежно приведет к изменению плотности.

Если летом данная проблема зачастую не заметна, зимой, особенно с наступлением сильных морозов можно столкнуться с определенными неприятностями. Бывает и так, что некачественная жидкость просто разрывает радиаторы и даже становится причиной трещин блока двигателя. Естественно, чтобы избежать неполадок и добиться качественной работы системы охлаждения, необходимо периодически проверять плотность ТОСОЛа или антифриза. Давайте разбираться, как это сделать.

Как проводится замер ареометром

Необходимо хорошо сжать грушу, а затем погрузить пипетку в жидкость. Не спеша отпускать грушу, тем самым колба с расположенным в ней ареометром наполниться веществом для замера. В колбе не должно оставаться пузырьков воздуха, если они есть немного покрутите прибор. Удерживая в вертикальном положении устройство, дождаться полной остановки ареометра внутри. Совпадение уровня жидкости и отметки на шкале ареометра укажут на величину плотности.

Важно! Чтобы получить точные показания ареометр не должен соприкасаться с корпусом колбы.

Для большей точности замеры следует снимать при температуре жидкости близкой к 20 °C. В противном случае полученное значение необходимо скорректировать в соответствии с таблицей.

Таблица поправок на температуру

Температура замеряемого вещества, оС— 20— 10+ 10+ 20+ 30+ 40
Поправка
Антифриз, оС+ 27+ 21+ 12+ 5— 7— 12
Электролит, г/см3— 0.035— 0.025— 0.014— 0.007+0.007+0.014

Как проверить плотность антифриза/ТОСОЛа своими руками

Прежде всего, плотность охлаждающей жидкости будет зависеть от того, в каких пропорциях залит антифриз (концентрат) и вода. Другими словами, на плотность ОЖ будет влиять массовая доля антифриза в дистиллированной воде.

С учетом того, что антифризы и ТОСОЛы могут быть разного типа, цвета и поколения (например, концентрат антифриза красный G11 или зеленый G12+), а также отличаются по составу (пропиленгликоль, этиленгликоль, присадки, краситель и другие компоненты), плотность того или иного концентрата также не одинакова.

Однако, общее количество присадок, красителя и добавок обычно не превышает 10% от общего объема, то есть на плотность они не особо влияют. Получается, основную плотность дает базовая основа антифриза.

  • Что касается того, как проверить плотность охлаждающей жидкости, для этого нужен ареометр. Если просто, это груша и колба. Внутри колбы есть поплавок и шкала. Набрав в колбу жидкость, поплавок поднимается. Остается только отметить показания на градуированной шкале, чтобы определить плотность жидкости.

Еще добавим, что плотность меняется при разных температурах. По этой причине на поплавках есть шкала грамм на см3 и шкала с указанием температуры. Получается, можно точно определить, при какой температуре жидкость будет иметь нужную плотность. Главное, знать необходимые показатели.

Нормальная плотность антифриза будет зависеть от температуры замерзания, которой нужно достичь. Например, у жидкости до – 30 градусов плотность будет одной, тогда как у антифриза до – 40 уже другая плотность. Фактически, показатель будет зависеть от концентрации веществ.

При этом еще раз напомним, не разбавленный водой этиленгликоль в антифризе замерзнет уже при – 13, то есть самая высокая концентрация еще не означает лучшую стойкость к замерзанию.

На деле, чтобы получить антифриз до – 40 градусов, этиленгликоля должно быть чуть больше 50% или 1,071 г/см3, или же целых 85%, что равно 1,104 г/см3. При этом стойкость жидкости к замерзанию будет одинаковой как в первом, так и во втором случае. Естественно, для получения более плотного готового антифриза 85% нужно будет приобрести больше концентрата.

Некоторые автолюбители задаются вопросом, так какой же состав будет лучше, если порог замерзания при 53% и 85% одинаковый. С одной стороны, больше концентрата будет автоматически означать большее количество полезных присадок в ОЖ (антикоррозийных, чистящих и т.д.). С другой стороны, избыток присадок не всегда полезен для системы охлаждения, так как может формироваться осадок.

Также потребуется больше концентрата, то есть расходы на получение антифриза нужной плотности увеличиваются. На практике, сами изготовители антифриза указывают рекомендуемый показатель плотности на отметке 1,071 г/см3 или 53% при необходимости получить ОЖ до — 35 или -40 градусов по Цельсию.

Если же нужна «подгонка» ОЖ с учетом климатических особенностей региона, в этом поможет таблица плотности антифриза, а также изучение этикетки на таре с концентратом. Как правило, сами изготовители антифризов указывают, в каких пропорциях смешивать воду и концентрат для получения тех или иных показателей.

Кстати, если показатель плотности будет ближе к 1.0, заливать такой антифриз в систему охлаждения зимой категорически запрещено. Игнорирование данного правила приведет к тому, что радиатор и блок двигателя может разорвать даже при относительно небольшом понижении температуры.

Как пользоваться оптическим рефрактометром?

Последовательность производимых действий зависит от типа рефрактометра. При использовании аналогового рефрактометра образец помещается на крышку и призму, а затем удерживается на свету для просмотра шкалы, которая расположена внутри корпуса.

Цифровые рефрактометры требуют, чтобы капля тестируемого раствора была помещена в специальную скважину. Эта скважина освещается источником света, обычно светодиодным, а измерительное устройство интерпретирует светопропускание в показатель преломления или любую единицу измерения, которую прибор запрограммировал на считывание.

Для получения результата достаточно поместить в призму или скважину 2…4 капли исследуемой жидкости и закрепить крышку – это позволит повысить точность измерения, поскольку жидкость будет более равномерно распределена по призме. Затем (для прибора оптического действия) следует направить призменный участок рефрактометра на источник света, и сфокусировать окуляр до тех пор, пока шкала не будет чётко видна.

Показания шкалы считываются в точке, где встречаются тёмные и светлые участки. Для цифрового рефрактометра искомый результат индицируется через несколько секунд на экране дисплея.

Эталонной температурой для измерений считается 200С, хотя автоматическая компенсация рассчитана на диапазон 0…300С. Длина рефрактометра не превышает 160…200 мм. Содержать его следует в сухом и чистом состоянии.

Рефрактометр для антифриза пригоден для определения концентрации смазочных масел, если их коэффициенты преломления входят в технологический диапазон этого прибора. Для этого предварительно готовят диаграмму Брикса и преобразовывают полученные значения в показатель плотности измеряемой среды.

Полезные советы

Как советуют специалисты, если антифриз куплен в виде концентрата, нужно после заливки в систему охлаждения готовой жидкости обязательно замерить плотность такого состава. Если же был приобретен готовый антифриз или ТОСОЛ, еще до заливки в систему нужно сразу промерять его плотность.

Дело в том, что в продаже есть большое количество подделок под охлаждающие жидкости известных брендов (Shell, Liqui Moly, Bizol и т.д.). Если просто, там нет этиленгликоля/пропиленгликоля. Вместо базовой основы используют кислоты, сахар соль.

Опасность таких продуктов в том, что изначально замер плотности может показать норму, а также жидкость не будет замерзать на холоде. Однако через небольшой промежуток времени после нагревов и охлаждений поддельный антифриз потеряет свойства и замерзнет при небольшом морозе со всеми вытекающими последствиями.

Рекомендуем также прочитать статью о том, как слить антифриз из блока двигателя и радиатора автомобиля. Из этой статьи вы узнаете об особенностях, которые нужно учитывать при сливе и замене охлаждающей жидкости в системе охлаждения ДВС.

Чтобы избежать подобных рисков, через пару-тройку дней после замены антифриза лучше снова проверить плотность жидкости. Если заметны явные изменения в сторону уменьшения плотности, тогда это подделка. Нужно срочно сливать такой антифриз, тщательно промывать всю систему охлаждения и заливать качественный оригинальный продукт.

На практике, именно готовые антифризы (уже смешанные с водой) подделывают чаще всего, но исключать аналогичные манипуляции с концентратом тоже нельзя. Для страховки можно порекомендовать покупку антифризов, ТОСОЛов и других технических жидкостей исключительно в официальных или проверенных точках продажи.

Ареометр для аккумулятора

Автомобильный ареометр Помимо универсальных приборов, чтобы измерить плотность электролита, выпускаются и специальные ареометры.

Помимо цифрового обозначения шкалы, на устройствах делается и цветовая разметка: зеленая зона – все в норме, красная – низкая плотность и т.п. Определив таким образом плотность автовладелец уже знает, как ему необходимо поступать – либо доливать воду, либо кислоту.

Измерения электролита немного усложнены слабой его прозрачностью. Снимать замер лучше сначала опустив взгляд ниже поверхности жидкости, а после медленно поднимать глаза до того момента пока шкала и верхняя граница вещества не станут одной линией.

Проверка плотности электролита АКБ в домашних условиях

Измерение плотности довольно простой процесс и не требует особых навыков. Последовательность действий при замере плотности жидкости автомобильным ареометром с грушей:

  • с авто снимается аккумуляторная батарея и заносится в помещение (оставить на 5 – 6 часов, чтобы электролит нагрелся до комнатной температуры, примерно 20 °C);
  • выкручиваются пробки с батареи;
  • пипетка ареометра погружается в первую банку аккумулятора и при помощи груши набирается электролит;
  • только после полной остановки ареометра в колбе нужно записывается результат проверки;
  • далее в такой же последовательности проверяются все банки АКБ;
  • исходя из результатов замеров, принимается решение о доливке воды или кислоты.

Во время проведения работ важно помнить, что электролит это раствор серной кислоты, поэтому следует соблюдать правила безопасности. Используйте перчатки, следите за тем, чтобы он не попал на открытые участки кожи, одежду и особенно в глаза.

Как использовать ареометр с палочками

Помимо упомянутых устройств, довольно распространены также и ареометры с палочками. Работают они по следующему принципу – колба заполняется электролитом, и в зависимости от его плотности на поверхность всплывает поплавок определенного цвета. Соответствие расцветок палочек и плотности указано на корпусе прибора.

Для правильно снятия показаний работая с таким прибором не следует спешить. Нужно после забора образца электролита из аккумуляторной батареи выждать 10 – 15 секунд. При проведении измерений на грани плотности индикатор может всплыть с небольшим запаздыванием.

Подведем итоги

С учетом приведенной выше информации становится понятно, что плотность антифриза или ТОСОЛа является важнейшим показателем, на который нужно обращать особое внимание перед наступлением холодов. Также важно замерять плотность охлаждающей жидкости при замене, чтобы получить готовую ОЖ с необходимыми свойствами для круглогодичной эксплуатации ТС.

Рекомендуем также прочитать статью о том, как выбрать антифриз для автомобиля. Из этой статьи вы узнаете об особенностях подбора антифриза, а так же почему нельзя заливать неподходящие виды охлаждающих жидкостей в систему охлаждения.

Напоследок отметим, что на рынке сегодня представлено большое количество охлаждающих жидкостей, которые отличаются по цвету, типу, группам и т.д. При этом в разные автомобили важно заливать только рекомендуемый тип антифриза, а также избегать произвольного смешивания жидкостей, отличающихся по цвету и поколению (G11, G12, G12+ и т.д.).

Также антифриз или ТОСОЛ нужно регулярно менять, учитывая, что на интервалы замены влияют определенные факторы. Только с учетом пониманию всех нюансов, обслуживания, качественного ремонта и своевременной замены ОЖ можно получить полностью работоспособную систему охлаждения двигателя, которая будет в полной мере справляться со своей задачей как в летний, так и в зимний период.

На что обратить внимание при замерах

Следует помнить, что на точность ареометра оказывают влияние некоторые условия:

  1. Чистота. Прибор и его комплектующие должны быть прозрачными и чистыми, особенно это касается шкалы и колбы. Тщательно промывайте прибор после каждого замера.
  2. Температура. Для более точных показаний прибор и измеряемая жидкость должны быть одинаковой температуры (идеально – 20 градусов).
  3. Конструктивные особенности. Колба должна превышать в диаметре сам ареометр на 2 – 3 см, так при заборе жидкости измеритель не будет касаться стенок корпуса и даст более точные показания.

При покупке обращайте внимание на размер шкалы, она должна быть как можно крупнее и более точная. Для электролита лучше 0.01 г/см3. Выбирая материал из которого состоит устройство – помните, что некачественный пластик со временем может помутнеть, зато он безопасен в использовании. Стекло не теряет прозрачность, однако требует бережного обращения.

Смешивать ли антифриз с водой?

Целенаправленно разбавлять антифриз водой для экономии не стоит. Если жалко выливать исправно работающий состав, но его уровень недостаточно высок, то есть смысл добавить отфильтрованную или дистиллированную воду для поддержания объема. Например, если до нормативного уровня не хватает порядка 200 мл. Но можно ли разбавлять антифриз водой, если речь идее о больших объемах недостающего состава? Теоретически можно, однако, как и в случае с совмещением двух антифризов, повышается риск изменения эксплуатационных свойств. Применение воды предпочтительнее в том смысле, что она не ведет к крайним модификациям антифриза с выпадением определенных компонентов в осадок. Тем не менее, при больших пропорциях смешивания она вполне может ослабить антикоррозийные качества и понизить пределы температурной стойкости на 15-20%.

Свойства антифризов, имеющие значение при их эксплуатации

Они следующие:

  • Эксплуатация в течение долгого времени. Без замены теплоносителя антифризные системы можно смело эксплуатировать в течение длительного срока. Этим достигается еще и увеличение продолжительности срока службы всей отопительной или вентиляционной системы в целом.
  • Антифризы устойчивы к действию коррозии. Именно благодаря наличию в составе антифризов специальных присадок внутри отопительных систем не образуется ржавчина. Это способствует повышению эффективности обогрева помещения, и одновременно с этим существенно снижает энергетические затраты.
  • Устойчивость к кавитации. В обычной воде, если снижается давление в системе, неизбежно происходит появление пузырьков. В случае с антифризами такого не наблюдается. Таким образом, они еще и сберегают системы от гидравлических ударов и вибраций.

При производстве антифризов присадки используются обязательно. Неприменение этих компонентов в пропиленгликоле или этиленгликоле было бы необоснованным с экономической точки зрения.

Сколько весит 5 литровая пластиковая бутылка?

Вы знаете, сколько весит в среднем одна пластиковая бутылка? Возьмем одну из самых ходовых тар — 1,5 литра. Ее вес будет 41 грамм.

Интересные материалы:

Как утеплить баню изнутри своими? Как утеплить дверь в частном доме? Как уточнить СНИЛС? Как утверждается график сменности? Как уведомить арендатора о расторжении договора аренды? Как уведомить о виде на жительство? Как увеличить чистые активы предприятия? Как увеличить фпс в Пубг Мобайл? Как увеличить футболку? Как увеличить громкость через инженерное меню Samsung?

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]