Большинство из представленных сегодня на рынке охлаждающих жидкостей окрашены в яркие цвета – зеленый, синий, желтый, красный и т. д. Многие из них поставляются с флуоресцентными добавками. С помощью такой окраски решаются самые разные задачи – как маркетинговые, так и практические. Броская расцветка, например, помогает быстрее обнаружить течь, если она возникнет. Со временем оттенок может меняться, но незначительно, а нетипичные отклонения в цвете свидетельствуют о неполадках или низком качестве жидкости. Если антифриз стал коричневым, это повод проверить работоспособность узлов системы охлаждения, а также качество самой смеси.
Причины коричневого оттенка
В процессе эксплуатации антифриз испытывает тепловые нагрузки, вступает в химические взаимодействия, работает в режимах с повышенным давлением. Рабочий ресурс базового состава и присадок ОЖ расходуется на обеспечение благоприятных условий функционирования системы охлаждения двигателя, а также на повышение износостойкости ее компонентов. С течением времени и под воздействием внешних факторов меняются физико-химические свойства хладагента. В некоторых случаях это сопровождается обретением коричневого оттенка.
Окончание срока годности
. Как и любая другая техническая жидкость, используемая в автомобиле, антифриз имеет определенный срок годности. В самом общем случае принято считать, что охлаждающая жидкость сохраняет рабочие характеристики в течение 50 000 км пробега. Но ориентироваться следует прежде всего на рекомендации производителя, а также на марку автомобиля, условия эксплуатации, возраст транспортного средства. К моменту истечения срока годности ОЖ ее цвет может преобразоваться из первоначального – зеленого, синего, желтого или любого другого – в коричневый. Такая расцветка говорит о том, что присадки уже не справляются со своими функциями и выпадают в осадок, который и придает жидкости ржавый оттенок.
Перегрев мотора и закипание ОЖ
. Антифриз может закипеть из-за некачественного состава самой жидкости или в результате неисправностей отдельных компонентов системы охлаждения и силового агрегата. Двигатель после этого перегревается, а хладагент становится коричневым и требует замены. Перегрев мотора может произойти из-за недостаточного количества ОЖ: в этом случае ухудшается охлаждение ГБЦ (наиболее горячей части ДВС), а впоследствии циркуляция жидкости прекращается вовсе. Перегретый двигатель нужно отправлять на диагностику, т. к. последствия могут быть достаточно серьезными.
Разрушение резиновых патрубков
. Если охлаждающая жидкость эксплуатируется дольше предписанного производителем срока, она начинает разрушать резиновые патрубки системы охлаждения. В результате частицы резины попадают в антифриз, вызывая его потемнение.
Окисление металлических деталей системы охлаждения
. От постоянного соприкосновения с жидкими средами на поверхности металлических деталей могут возникать очаги коррозии. Вероятность появления ржавчины возрастает по мере приближения к окончанию срока годности ОЖ. Т. е. чем старее антифриз, тем хуже его присадки справляются с защитными функциями. Очевидно, что эта жидкость требует замены.
Смешивание с маслом
. Контакт хладагента с моторным маслом может случиться из-за повреждения прокладки ГБЦ или дефектов головки и блока цилиндров (например, трещин на их поверхности). Эксплуатировать двигатель с такой неисправностью крайне не рекомендуется. Признаком смешивания антифриза со смазочным материалом будет парообразный выхлоп, а сама жидкость изменит не только цвет, но и консистенцию – станет более густой и вязкой.
Использование воды в качестве ОЖ
. Добавлять обычную воду в систему охлаждения можно только в ситуации, когда другого выбора нет. Например, когда в дороге случилась утечка жидкости, которую вы устранили с помощью герметика. После этого нужно долить ОЖ до требуемого уровня, а антифриза с собой нет. В этом случае обычно доливают воду, т. к. лучше с таким хладагентом, чем ехать совсем без него или с недостаточным количеством жидкости. Если не заменить этот состав в ближайшее время, он гарантированно станет коричневым, т. к. металлические детали начнут ржаветь.
Применение химических средств для устранения течи
. В торговой сети сегодня предлагается множество присадок в антифриз, предназначенных для устранения протеканий, очистки системы и т. д. Действуют такие добавки с разной степенью эффективности, но цвет охлаждающей жидкости изменить могут. Если после использования химических средств хладагент стал коричневым, существует вероятность, что вместе с расцветкой изменились и свойства ОЖ. Чтобы избавить себя от проблем с системой охлаждения в дороге, такую смесь лучше заменить.
Несоблюдение правил эксплуатации
. Независимо от причины, по которой антифриз стал коричневым, его нужно менять, и лучше с этим не затягивать. Но ошибки при замене могут привести к тому, что уже через несколько недель новая жидкость также поменяет цвет. Чтобы этого не произошло, необходимо:
- предварительно устранить причину, по которой пришла в негодность предыдущая жидкость (если смена цвета не связана с ее естественной выработкой);
- перед заливом нового охладителя промыть всю систему охлаждения, чтобы ликвидировать остатки старого. В противном случае они могут начать смешиваться с новым и ухудшать его свойства.
Вам будет интересно: Почему потемнел и помутнел антифриз в расширительном бачке
Есть несколько нюансов, которые помогут увеличить ресурс «Тосола» или антифриза:
- Первое, что нужно помнить, это то, что расходный материал всегда должен быть высшего качества. Если вы не хотите сталкиваться с проблемой потемневшего «Тосола», то нельзя использовать жидкость, купленную у торговцев на обочине дороги или в непроверенных магазинах. Если вы используете оригинальную продукцию, то уделите внимание проверке места ее производства. Иногда качественные европейские антифризы изготавливаются в Китае или Монголии, что, разумеется, свидетельствует об их плохом качестве.
- Рабочим характеристикам жидкости также следует уделить внимание. Вы должны знать, какой конкретно «Тосол» рекомендует использовать производитель вашего авто. Есть определенные присадки, использование которых допускается или не допускается производителем машины. Поэтому такие нюансы следует учитывать.
- Всегда перед заменой расходного материала систему охлаждения следует промывать. Вне зависимости от того, видны ли явные отложения в расширительном бачке или нет. Промывка всегда поможет избавиться от осадков, которые могут быть не видны невооруженным взглядом. В любом случае, даже после года эксплуатации ОЖ в патрубках системы будут присутствовать отложения, чего уж говорить о трех-четырех годах использования хладагента.
Как решить проблему
это важно! Если антифриз потемнел или приобрел ржавый оттенок, его однозначно нужно менять. Изменение цвета ОЖ говорит о том, что хладагент утратил способность защищать внутренние поверхности системы от вредных воздействий и обеспечивать нормальные режимы работы двигателя. Не менее важно установить причину, по которой хладагент изменил оттенок. Если это износ и истечение срока годности, будет достаточно промыть охлаждающую систему и залить новую качественную жидкость. Если же причина связана с неисправностью одного из узлов автомобиля, предварительно необходимо ее устранить.
Проверить нужно:
- патрубки и прочие резиновые элементы;
- прокладку ГБЦ;
- теплообменник.
При симптомах перегрева двигателя следует провести вдумчивую диагностику, чтобы выяснить, почему он перегревается, и ликвидировать возможные неполадки.
Замена прокладки ГБЦ
. Если в результате диагностирования было установлено, что антифриз поменял цвет на коричневый и превратился в масляную эмульсию из-за повреждения прокладки головки блока цилиндров, автомобиль отправляют на ремонт. Машину эксплуатировать нельзя, пока не будет выполнена замена герметизирующего уплотнителя. Этот вид работ выполняют в условиях автосервиса или самостоятельно. Если вы намерены заменить прокладку между ГБЦ и блоком цилиндров своими руками, нужно выполнить следующее:
- купить новую деталь (по VIN-коду);
- демонтировать навесное оборудование – фильтры, патрубки и пр.;
- снять крышку головки блока;
- открутить все крепежные болты ГБЦ;
- демонтировать головку блока цилиндров;
- заменить уплотнитель и выполнить сборку в обратном порядке.
Чистка системы охлаждения
. Если перед заменой поржавевшего антифриза необходимо промыть радиатор и другие элементы системы охлаждения, это выполняют следующим образом:
- машину устанавливают на ровной поверхности. Если мотор горячий, дают ему остыть;
- открывают и фиксируют капот, под радиатором и мотором размещают емкости для сбора старой жидкости;
- откручивают сливные пробки двигателя и теплообменника, сливают отработанный материал в заранее подготовленную тару;
- закручивают пробки и заливают в систему дистиллированную воду. Для более эффективного промывания внутренних поверхностей в воду добавляют лимонную кислоту или специальные химические средства, которые в широком ассортименте предлагаются в торговой сети;
- заводят двигатель на 15-20 минут, затем выключают его и через 2-3 часа повторяют процедуру;
- если использовались кислота или присадки, выполняют финишную промывку дистиллированной водой, после чего заливают в систему новый антифриз.
Устранение причин закипания
. В тех случаях, когда хладагент ржавеет после закипания, помимо его замены, нужно разобраться, почему перегрелась жидкость, чтобы не допустить подобного в дальнейшем. Следует проверить такие детали и узлы, как:
- термостат. Если он работает с перебоями, большой контур циркуляции может не открываться, и жидкость движется только по малому кругу;
- крышки расширительного бачка и радиатора. Их неисправность может привести к разгерметизации, снижению давления и, как следствие, – к уменьшению температуры кипения антифриза;
- температурные датчики. Если они работают некорректно, температура ОЖ будет определяться неверно, что приведет к ее перегреву;
- электромотор вентилятора, который отвечает за охлаждение радиатора;
- водяной насос. Важно не допустить чрезмерного износа деталей помпы;
- радиатор охлаждения. Каналы, по которым течет жидкость, забиваются отложениями, становятся уже, и протекающий по ним хладагент перегревается.
Почему тосол стал рыжим
Тосол в бачке стал коричневым
Иногда тосол со временем приобретает рыжий цвет. Причиной этому может быть интенсивная работа двигателя, которая приводит к долгим нагрузкам высокой температуры. К примеру, если автомобиль очень часто попадает в дорожные пробки или двигается длительное время с максимальной скоростью. То есть, тосол не справляется с нагрузкой и начинает приобретать рыжий цвет. Этот цвет, кстати, получается в результате растворения частиц железа с цилиндровых блоков.
При самом неблагополучном исходе, при потере тосолом своих свойств, двигатель может выйти из строя.
Причиной этому процессу может послужить некачественная или устаревшая рецептура тосола, которая просто не справляется с нагрузками на двигатель автомобиля. Дело в том, что современная конструкция охлаждающих систем в автомобилях (даже в современных ВАЗах) сделана таким образом, что часто возникает излишнее давление в тосоле, и температура кипения повышается до отметки в сто двадцать или сто тридцать градусов. И при такой высокой температуре ингибиторы коррозии перестают осуществлять необходимую защиту. Отсюда можно сделать вывод о том, что тосол, который производили в Советском Союзе, не всегда является пригодным для современных транспортных средств.
Выбор качественного антифриза
При выборе ОЖ будет правильным ориентироваться не на оттенок, а на состав смеси и репутацию бренда. Выбирайте качественные смеси, защищенные от подделок и подходящие для Вашего автомобиля. SINTEC Multifreeze – оптимальное решение, универсальное и подходящее для разных видов нагрузок и двигателей. Мультифриз сочетает в себе достоинства обоих типов охладителя, так как содержит и неорганические присадки, и карбоновые кислоты. Может использоваться на протяжении длительного времени и не становится коричневым. Его инновационные свойства делают возможной долгую эксплуатацию без ухудшения характеристик.
#Устранение неисправностей
Что будет если не менять?
Вопрос как говорится риторический. Любая даже самая совершенная «охлаждайка» со временем теряет свои свойства и уже не может работать на все 100%.
Если ее не сменить, тогда вполне вероятен перегрев системы (особенно летом в пробках) что может повлечь за собой перегрев двигателя. А это мягко сказать не хорошо, его либо заклинит, либо маслосъемные и компрессионные кольца подсядут – потеряется мощность и будет большой расход моторного масла. В любом случае рано или поздно такой силовой агрегат придется капиталить.
Вам также может быть интересно
Почему свернулся антифриз: причины и что делать
В некоторых случаях автомобилист может обнаружить под крышкой вспененное и неоднородное нечто ржавого цвета. Бывалые водители в таком случае констатируют: «Антифриз свернулся». Почему так происходит и как с этим бороться? Именно это обсудим с экспертами в статье на нашем сайте.
Антифриз уходит в двигатель: признаки и причины
Если антифриз уходит в двигатель, то это серьезная проблема, требующая максимально быстрого решения. Поэтому каждый автомобилист должен уметь распознавать ее признаки, знать меры предосторожности и способы устранения.