Причины, почему руль стал тяжело крутиться, и что делать


Чтобы понять почему туго крутится руль, нужно выяснить какой тип рулевого управления установлен на вашем автомобиле – обычный с рулевой рейкой, в дополнении с гидроусилителем (ГУР) и электроусилителем (ЭУР), комбинированный (ЭГУР), с превмоусилителем. Рассмотрим первые четыре случая, которые являются наиболее распространенными.

Сначала остановимся на общих причинах тугого руля, затем распределим их по типам рулевого управления, подробнее акцентируем внимание на ВАЗ 2105, 2106 (и других моделей из этой линейки), 2109, Шевроле Лачетти, BMW e39, Mazda 3, Volvo xc90, Рено Симбол и Газель.

Но важно понимать, что усилие на рулевом колесе проверяется только в движении или на вывешенных передних колесах. Если машина стоит на месте возникают большие нагрузки на элементы рулевого управления. Особенно это опасно для заднеприводных авто, к примеру, ВАЗ классика, где рулевая колонка крепится к лонжерону, который от больших нагрузок может треснуть.

Общие причины

Существуют причины, которые не зависят от типа и состояния элементов рулевого управления, к ним относятся низкое давление в шинах и неправильный развал-схождение колес, нарушение геометрии кузова и т.д.

В первом случае из-за большого пятна контакта шины с дорогой не только увеличивается износ резины, но и усиливается нагрузка на руль, который начинает туго крутиться. Во втором случае неправильные углы расположения колес тоже приводят к данной неисправности. Про влияние геометрии кузова мы поговорим позже.

Также следует обратить внимание на подшипник поворотного кулака, на примере Nissan Primera показано ниже. Из-за износа пыльника он ржавеет, в результате приходится больше прилагать усилия при повороте.

И еще, важно понимать, что, если на авто были установлены другие шины и они больше и шире, чем предыдущие, то крутится руль будет туго и это естественно, тут паниковать не стоит.

Также стоит обратить внимание на крестовины (карданчики) рулевой колонки. Их может быть одна или две (нижняя и верхняя), все зависит от конструкции. Крестовины могут закусывать или после установки новых, руль некоторое время будет тяжело вращаться.

Обязательно обратите внимание на пыльник кардана, к примеру, на Toyota Caldina 2.0 MT 4WD FULL он выглядит так.

Если он порван, то замените его, так как через время попавшие туда вода и грязь приведут к нехорошим последствиям. Первый признак, что проблема именно в крестовинах, это тугое вращение руля с циклическими рывками.

Также разное поведение руля возможно в результате линейного расширения деталей. Как правило, если допуски и посадки в деталях подобраны правильно, а это касается и крестовин, то после их нагрева или охлаждения не возникает заеданий, руль крутится легко и плавно.

Если же данные параметры выдержаны неправильно, а это больше касается не оригинальных запасных частей, тогда руль будет туго крутиться, с заеданиями как при холодном двигателе, так и на прогретом.

Отклонения в развал-схождении

Развал-схождение отвечает за то, чтобы колеса находились под правильными углами относительно друг друга и дороги. Если углы будут неправильными, тогда мы получаем всю ту же большую площадь соприкосновения колес с дорогой, что затрудняет поворот руля, а также это в целом серьезно подрывает устойчивость машины на дороге. Если руль стал тяжелее крутиться после того, как вы поездили по бездорожью, попали в глубокую яму, ударились в бордюр или слишком быстро проехали лежачего полицейского, то обязательно стоит одним из первых проверить развал-схождение.

Рулевое управление с гидроусилителем руля

На большинство современных автомобилей, к примеру, Шевроле Лачетти, Volvo xc90, BMW e39 (не на всех моделях), Рено Симбол, Газель ГАЗ-3302 (не на всех моделях, на последних стоит ЭУР) устанавливался и продолжает устанавливаться гидроусилитель руля. Именно неисправности в его работе могут привести к тому, что придется прилагать не мало усилий для управления автомобилем.

Уровень и состояние масла

Первое, на что следует обратить внимание, если начал туго крутится руль, это наличие и состояние масла в бачке ГУР. Низкий его уровень — это наиболее вероятная причина проблемы. Но нужно учитывать, что уровень прогретой жидкости может отличаться от холодной.

Тут важно выяснить почему так произошло:

  • естественный расход (вы просто долго не заглядывали в бачок);
  • возникло подтекание в результате износа или повреждения уплотнительных элементов, шлангов и т.д.

Если масла в бачке минимальный уровень, то от дальнейшей эксплуатации авто в данной ситуации лучше отказаться, так как это может привести к выходу из строя насоса. В крайнем случае можно снять ремень привода ГУР и таким образом попытаться доехать или вызвать эвакуатор.

Также обратите внимание на состояние масла, спросите себя – «Когда вы его меняли и какое заливали?». Бывали случаи, когда простая его замена решала проблему. Но тут важно залить масло, прописанное в руководстве по эксплуатации именно вашей модели авто, а не экспериментировать.

Воздух в системе

Воздух в гидросистему усилителя может попасть по разным причинам, основная из них — неправильная замена рабочей жидкости (масла).

Понятно, что наличие воздушных пузырей в системе негативно скажется на передаче усилий в результате снижения давления, что и приведет к тугому вращению руля.

Чтобы решить эту проблему будет достаточным при заведенном двигателе несколько раз полностью вывернуть руль в правую и левую стороны. Этим вы обновите все масло в расширительном бачке и выдавите воздух.

Натяжение ремня ГУР

Проверьте состояние приводного ремня ГУР. При его проскальзывании, которое часто сопровождается звуком в виде свиста, насос не будет создавать нужного давления в системе. По этой причине руль будет вращаться туже.

Перетянутый же ремень будет создавать не нужную нагрузку на приводной вал и, соответственно, на двигатель, тем самым провоцируя быстрый износ подшипника, уменьшая КПД работы насоса и мотора.

Если же ремень натянут правильно, но заметно быстро изнашивается, то снимите его со шкива и проверните последней. Он должен свободно вращаться без скрежета и заеданий. В ином случае придется менять подшипник.

Принципиальная схема натяжения ремня ГУР УАЗ Патриот показана ниже.

Густое масло

Зимой, если начался туго крутится руль, обратите внимание на состояние масла в бачке. Если оно сильно загустело, значит не подходит для данных условий эксплуатации.

Убедитесь, что было залита рабочая жидкость согласно рекомендациям автопроизводителя. При необходимости замените на другое посовестившись со специалистами.

Антитечь в гидроусилитель

Временное восстановление работы гидроусилителя возможно с помощью специальных герметиков, которые благодаря своим свойствам и находящимся в них присадкам улучшают работу ГУР и устраняют течки в системе.

Но существует и обратная сторона медали. Не правильное их применение или использование поддельных средств приводит к изменению вязкости и других эксплуатационных качеств масла и, как следствие, оно может стать гуще и придется больше прилагать усилий для управления автомобилем.

Решается проблема путем замены масла и причин его подтекания с последующим исключением использования герметиков.

Забит фильтр ГУР

Выясните, предусмотрел ли конструктивно в ГУРе вашей модели авто масляной фильтр, который, как правило, находится в бачке. Первый признак что он забит, это когда крутить руль становиться туго при еще не разогретом двигателе.

Это происходит потому, что еще холодное и вязкое масло тяжело преодолевает фильтр. В дальнейшем проблема пропадает, так как оно уже разогретое и становиться более текучим.

Клапан регулировки давления

Клапан может перестать работать по многим причинам, от банального засорения, до перекоса поршня в результате механических воздействий по его корпусу, к примеру, при замене насоса.

Если давление в системе упало, стоит проверить состояние данного клапана.

Скорый конец насоса

Низкое давление в системе при нормальном уровне масла, правильном натяжении ремня привода, отсутствие перекручивания шлангов, целом клапане, может сигнализировать о том, что насос ГУР работает на приделе в результате износа его деталей. Решается проблема только его ремонтом или заменой.

Потеря мощности двигателя при поворотах

Бывают ситуации, когда руль начинает крутиться туго только на поворотах, а при движении прямо такая проблема не возникает. При этом мощность двигателя на повороте «просаживается».

Тут все дело в рулевой рейке. Полностью эта теме раскрыта в разделе про ВАЗ 2109.

В некоторых моделях авто тугое вращение руля обусловлено и другими, специфическими причинными, к примеру, на Volvo xc90 проблема может возникнуть из-за износа кольцевых насечек редукционного клапан FO 044VALVE и эллипса, по которому скользят лопатки ротора. Замена клапана может спасти ситуацию без замены всего насоса.

Но вся сложность здесь в том, что ГУР придется снимать. Для удобства работ понадобиться вороток с «Торекс 50».

Замена жидкости и правила подбора

Для решения данной проблемы не нужно разбирать механизм полностью.

  1. Расширительный бачок соединяется с двумя патрубками. У них не должно быть хомутов после подготовки.
  2. Дополнительные крепежи и ременные элементы так же удаляются, если это необходимо.
  3. Можно просто слить отработавшую жидкость, а затем залить новую.

Но желательно демонтировать сам руль, чтобы провести как можно более полную диагностику. Устройство надо отдельно проверить на предмет сохранения герметичности. Лучше всего промыть внутренности, прополоскать их обычной водой. Когда расширительный бак высохнет, его возвращают на место.


Не менее ответственными надо подойти к вопросу выбора подходящей жидкости. Оптимальное решение – это синтетические гидравлические смеси. Фото: drive2.ru

Главное, чтобы при изготовлении использовались только компоненты высокого качества. Обычные машинные масла в подобных ситуациях оказываются под строгим запретом.

Среди особенностей, присущих именно специализированным составам:

  1. Способность работы при экстремальных температурах.
  2. Вязкость.
  3. Текучесть.

Проблемы подобного рода часто возникают в зимнее время. Ведь промерзания просто не даёт жидкости справляться со своими главными функциями.

Также решить проблему замены жидкости в ГУР вам поможет это видео:

Рулевая рейка

Является неотъемлемой частью рулевого управления автомобиля. Именно для облегчения перемещения ее элементов, а также рулевых тяг были разработаны ГУР, ЭУР и другие типы усилителей. Последние могут как устанавливается на машину, так и не устанавливаться.

В последнем случае управление авто осуществляется только за счет физического воздействия водителем на руль с последующем преобразованием вращательного момента в поступательное движение рулевых тяг.

Это преобразование осуществляется за счет зубчатой рейки именно из-за перетяжки которой крутить руль становится туго.

Проблема легко решается путем послабления регулировочного болта, который присутствует практически на всех рулевых рейках или рулевого редуктора как, к примеру, у ВАЗ 2105.

Рассмотрим на конкретных примерах.

ВАЗ 2105, 2106, 2107

Первое на что нужно смотреть, когда на ВАЗ 2105, 2106, 2107 и других машинах из этого модельного ряда, начал туго крутится руль, особенно при вывешенных передних колесах – редуктор (колонка) рулевого механизма.

Внешним осмотром убедитесь, что в узле нет подтекания масла через сальники. Проверьте уровень трансмиссионного масла в редукторе через заливную (контрольную) пробку. Убедитесь, что рулевая колонка отрегулирована правильно и не зажата.

Второе, что нужно сделать, проверить состояние шаровых опор. Их четыре, по две с каждой стороны, верхняя и нижняя. Если они износились и в них присутствует люфт, то это тоже может повлиять на увеличение усилий для вращения руля.

Далее проверяем не подклинила ли одна или обе шаровые опоры. Для этого отсоединяем рулевые наконечники от колонки. Делается это для того, чтобы можно было свободно вращать поворотный кулак.

Если он вращается тяжело со стуком, значит шаровые опоры подклинило и их придется заменить.

Далее проверьте на подклинивание левый и правый маятниковые рычаги, для этого отсоедините от них рулевые тяги и подвигайте рукой. Они должны ходить свободно, без скрежета. В ином случае замените их. К примеру, их может подклинить из-за перекоса капроновых втулок.

А лучше сразу замените маятники на втулках на аналог с шариковыми подшипниками. Сразу почувствуете, как легче стал крутиться руль.

Также проверьте наконечники рулевых тяг на наличие люфтов. Если наконечники были установлены новые, то некоторое время управлять авто будет тяжело, пока они не разработаются, приобретя легкий ход.

Угол наклона стойки (кастер).

Казалось бы, причем тут кастер и тугой руль. Как правило, угол наклона стойки (положительный или отрицательный) задан заводом производителем, и он не меняется при развале-схождении колес.

Но бывают ситуации, когда на ВАЗ классиках 2101 – 2107 на сервисе этот показатель меняют, к примеру, с 0 (заводской) на 1. Это приводит к тому, что руль начинает тяжелее вращаться, но при этом он быстрее возвращается в нулевое положение после завершения поворота.

Если вы больше ездите по городу, то кластер 0 более предпочтителен, так как руль при нем легче вращается, но и возвращается в исходное положение он не так быстро.

При кластере 1, происходит все наоборот, руль крутиться туго, а возвращается обратно быстро. Такой кластер предпочитают водителя, которые больше перемещаются за пределами города.

Геометрия кузова.

Про это мало кто знает, но на старых ВАЗ классиках возможно изменение геометрии кузова. По этой причине нарушаются кастеры и руль начинается туго крутиться.

Чтобы решить эту проблему найдите две шайбы толщиною 4 мм и подложите их в нижние рычаги с обеих сторон, но только в тем места, которые находятся со стороны водителя и пассажира, а не со стороны радиатора.

Благодаря этому рычаг будет расположен под углом по отношении к балке. Далее сделайте развал схождение, руль должен крутится легче.

ВАЗ 2109 и другие модели

Здесь устанавливается рулевая рейка. В результате износа ее внутренних деталей и увеличения зазора между ними со временем она начинает стучать. Это касается и других авто со сходим типом рулевого управления, ВАЗ 2110, 2114, 2115, Лада Приора, Калина, Гранта и т.д. Последние три модели уже идут в дополнении с ЭУР.

С помощью специального регулировочного болта зазор между приводной шестерней и зубчатой рейкой уменьшается и стук прекращается.

Но если перетянуть болт, как раз и возникнет ситуация, когда руль будет крутиться туго. Поэтому тут важно с этим не переборщить.

И еще. Важно понимать, что сама зубчатая рейка больше всего изнашивается в центральной своей части (движение прямо). На краях (при поворотах) износ меньший. Поэтому при регулировки центральная часть рейки прижимается нормально, а края пережимаются. В итоге, если авто движется прямо руль крутиться нормально, а при поворотах туго.

По этой же причине, если на авто стоит гидроусилитель руля, при поворотах возрастает нагрузка на насос. Через шкив и ремень она передается на двигатель, который и «просаживается», т.е. теряет мощность.

Выход из ситуации, немного ослабить болт или заменить рейку.

Другие причины:

  1. Износ подшипников на верхнем валу рулевой колонки;
  2. Заклинивание опоры стойки или подшипника;
  3. Нет смазки в рулевой рейке.

Как устроен ГУР?

Система гидроусилителя является многокомпонентной, но замкнутой. Отчасти таким устройством и обусловлена сложность ремонта конструкции. Типовой механизм включает в состав насос, резервуар с жидкостью в виде бачка, регулятор давления, силовой блок и золотник. Насос подключается к приводной системе двигателя машины, а регулятор давления обеспечивает сбалансированность расхода усилия относительно золотника. Рабочий перепад в показателях давления зависит от запаса управляющей жидкости.

Именно эта часть функционала в большинстве случаев и приводит к неполадкам, из-за которых требуется выполнять ремонт ГУР в виде коррекции положения отдельных частей конструкции или же посредством обновления масла. В свою очередь, гидроцилиндр взаимодействует с рулевой рейкой, транслируя дополнительное усилие. Чтобы конечная нагрузка, требуемая для приведения руля в активность, была сбалансирована, на колонку устанавливается сам золотник – в дальнейшем он будет реагировать на вращательный момент при совершении манипуляций водителем.

Электрогидроусилитель руля (ЭГУР)

ЭГУР по принципу действия мало чем отличается от обычного ГУР. Основное отличие в том, что здесь насос гидроусилителя приводится в движение не от ДВС, а от электродвигателя. Также в системе предусмотрен электронный блок управления.

Сам насос (моторедуктор) может быть двух типов, лопастной и шестеренчатый. Второй тип считается более надежным.

ЭГУР устанавливается на многие иномарки, к примеру, Форд Фокус 2, Skoda Fabia, Mazda 3. А также на некоторые отечественные авто, к примеру, Lada X-Ray.

Рассмотрим, причины по которым туго крутится руль, на примере Mazda 3:

  1. Деформация рулевой рейки. Решается проблема только путем замены последней;
  2. Низкое напряжение в бортовой сети. Сел АКБ, сбой в работе генератора.
  3. Неправильная калибровка руля или ЭБУ вообще не видит его положение. Предыдущая и эта проблемы хорошо диагностируются на сервисе.
  4. Вышло из строя реле. На Мазда 3 оно находится под капотом в блоке предохранителей. Но возможно реле не вышло из строя, а сгнили контакты под самим блоком – это болезнь Мазда 3.
  5. Вышел из строя силовой предохранитель ЭГУР или обрыв цепи питания к электродвигателю.


    Иногда, чтобы найти обрыв цепи приходится снимать полностью насос. Проблема диагностируется на сервисе.

  6. Неправильно установлена рулевая рейка после ее ремонта или замене.
  7. Другие причины, связанные с гидроусилителем руля.

Сбилась балансировка колес

Многие сомневаются, нужно ли делать балансировку колес в принципе. Нужно обязательно, так как она отвечает за равномерное распределение массы колеса относительно его центра. Ее неравномерное распределение приводит к скорейшему износу шин, дисков и подвески, а также вызывает сильную вибрацию кузова, которая хорошо чувствуется в салоне. Если руль ходит ходуном в руках, то поворачивать его и просто удерживать на месте будет крайне сложно. Поэтому при возникновении сильной вибрации, стоит провести балансировку колес.

Если у вас электроусилитель

Если рулевое колесо стало тяжело крутиться, то с вероятностью в 99 процентов ремонта уже не избежать. Наиболее частые неисправности электроусилителя руля заключаются в перегоревшем предохранителе или связаны с перегоранием мотора из-за контакта с влагой. Немного реже проблема кроется в отказе датчика вращения рулевого руля, ну и, конечно, банальный износ деталей отметать не стоит. В любом случае, чтобы выяснить точно и выполнить ремонт, вам понадобиться помощь профессионального автоэлектрика.

Если у вас гидроусилитель

Он, как уже отмечалось, имеет более сложную конструкцию, поэтому, чтобы выявить причину неисправности, придется попотеть.

Электроусилитель руля

ЭУР по сравнению с ГУР и ЭГУР конструктивно проще, а значит надежнее. Он состоит из электромотора, который устанавливается непосредственно на рулевую колонку, набора датчиков и ЭБУ.

ЭУР устанавливается на большинстве современных автомобилей. Причислим отечественные модели – Лада Приора, Гранта, Калина, Нива (с 2009 года), последние модели Газель (ГАЗ 3302, 2705, 3221, 33023).

Если на авто с электроусилителем начал туго крутится руль проверьте:

  1. Горит ли индикатор ЭУР на панели приборов. При включении зажигания лампа должна загореться, после запуска двигателя погаснуть.
  2. Работает ли датчик скорости и спидометр, они работают синхронно с ЭУРом и взаимосвязаны. Чем выше скорость, тем меньше усилия передается на рулевую рейку и наоборот;
  3. Исправен ли датчик крутящего момента;
  4. Какое напряжение в бортовой сети;
  5. Перегорел или подгорели контакты у предохранителя ЭУР на 50 А. К примеру, на Лада Приора он находится под капотом, показан на схеме ниже.

Если проблема не пропала проверьте состояние рулевой рейки, опорных подшипников, карданов и т.д. Все это уже описано выше.

Если у вашего авто начал туго крутится руль, и вы не можете найти причину, задавайте вопросы в комментариях, мы постараемся ответить.

По каким признакам можно обнаружить неполадку?

Ощущение тяжести при управлении рулевым колесом не всегда появляется резко и в один момент. Это может быть долгий процесс, на протяжении которого могут возникнуть предупреждающие признаки. В частности, первичная диагностика поможет обнаружить проблему по образованию течи, шума и чрезмерных вибраций. Со временем к этому списку добавится и тугой руль, если та же течь не будет остановлена, а запас жидкости – восполнен. Разумеется, вышеперечисленные признаки могут свидетельствовать и о появлении других проблем, причем не только с гидроусилителем. Поэтому общая диагностика в данном случае будет не лишней. Она же позволит точнее определить и возможную причину утяжеления рулевого колеса.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]