Причины возникновения дисбаланса колес
Появление разбалансировки возможно в процессе обычной эксплуатации автомобиля, но обычно этому предшествуют следующие события:
- попадание колеса в существенную ямку, либо проезд по дороге с большим количеством выбоин;
- удар колесами о бордюр, например, при неудачной парковке;
- смена покрышек, вызванная сезонностью или износом старой резины;
- большое количество грязи на колесах, например, после выезда за город;
- тюнинг автомобиля некачественными пластиковыми колпаками с нарушенной развесовкой;
- процессы усадки, возникающие после обкатки новой покрышки;
- проводились реставрационные операции с диском;
- произошел прокол покрышки.
Особенности балансировки
Прежде всего, перед выполнением этой работы необходимо очистить колесо от налипшей на него грязи и удалить с него пыль. Если в протекторе шины есть куски льда или камни, то их также нужно обязательно удалить. Удаляются и старые грузики, и если «забывчивый» либо неквалифицированный шиномонтажник не сделал этого, то вам стоит напомнить ему о такой необходимости.
После того, как колесо закрепили на стенде, нужно провести предварительные измерения биения шины в боковом и радиальном направлениях. Делается это для сравнения с полученными в конце процедуры результатами.
Для качественной посадки покрышки на колесный диск используют специальную смазку. Если по какой-либо причине этого не сделать, то возникает большая вероятность монтажа шины на диск с небольшим перекосом, после чего полностью отбалансировать колесо становится невозможным. Визуально снаружи неправильную посадку не определить. Если колесо не балансируется, то поднимите давление в шине и простучите ее по периметру дискового обода.
В арсенале современного оснащения некоторых СТО есть новые балансировочные станки, которые автомобилисты называют «ЗD-шиномонтаж». При помощи лазера происходит точнейшее измерение геометрии, как самой шины, так и диска. Величина биений при этом измеряется в трех координатах.
Это оборудование практически идеально осуществляет монтаж покрышки на диск, потому как учитывает отдельные дефекты каждого из этих двух компонентов, и выполняет их взаимную компенсацию. 3D-стенд очень дорогой, кроме того, для работы на нем нужна специальная квалификация. Вы не найдете подобного оборудование на небольшой СТО, оно есть только на крупных станциях в больших городах — большой поток клиентов позволяет быстро отбить его высокую стоимость.
Нужно ли балансировать колеса, если не менять диски
Как определить износ тормозных дисков
Задаваясь вопросом, как часто нужно делать балансировку колес, многие задумываются, а нужно ли ее делать вообще при езде на одних и тех же дисках. Ответ будет однозначным: при ежесезонной смене резины с летней на зимнюю и обратно такая операция необходима. Но стоит ли балансировать диски, если каждый сезон менять полный колесный комплект?
Прежде всего, следует обратиться к прилагаемой автомобильной инструкции. Как правило, в ней дается рекомендация проведения балансировки по достижению 10000-15000 км пробега. Если за один сезон проезжается меньшее расстояние, то делать балансировку нет необходимости, исключая некоторые случаи, описанные далее.
Но одно дело придерживаться инструкции, а другое — смотреть за фактическим поведением автомобиля. А именно, стоит отслеживать биение руля. Если его нет, балансировать колесные диски не нужно. Биение задней оси отражается на руле слабее, хотя и страдает она реже передней оси. Тем не менее, значительный дисбаланс в любом случае будет ощутим.
При самостоятельной замене колес дважды в год рекомендуется делать следующее. Нужно поездить на новых шинах пару дней — за это время деформации в шинах, возникшие при хранении, устранятся. Если во время езды отсутствуют какие-либо вибрации на всех используемых скоростях, балансировку можно не делать.
Необходимость в балансировке возникает в следующих ситуациях:
- пробег за сезон превысил 15000 км;
- после очередной балансировки машина проехала этим же колесом по глубокой выбоине на высокой скорости;
- в предыдущем сезоне была отмечена вибрация, но балансировка не проводилась;
- в автомобиле отсутствует система ABS, при этом часто применяется торможение юзом на асфальте;
- автомобилем управляет начинающий водитель, еще не способный ощутить колесный дисбаланс.
Что такое балансировка колёс
Балансировка колёс – это процедура предотвращения дисбаланса между колёсами, дисками, ступицами, деталями подвески и креплениями. Необходимость периодического проведения операции обусловлена центробежной силой.
В процессе балансировки масса колеса располагается равномерно относительно его центра. При правильном выполнении процедуры уменьшается вибрация во время эксплуатации автомобиля, увеличивается срок службы подшипников и автомобильных шин.
Преимущества балансировки колёс:
- Комфортная езда на дорогах любого вида и качества.
- Отсутствие лишних шумов из автомобильных колёс.
- Увеличение эксплуатации колёс.
- Удобство в управлении автомобилем на различных скоростях.
- Автомобильные шины изнашиваются со всех сторон одинаково и равномерно.
Балансировка колёс требуется любому автомобилю, независимо от состояния дисков, покрышек и новизны модели.
Последствия отказа от балансировки колёс:
- Частая поломка подшипников.
- Вибрация руля во время эксплуатации автомобиля.
- Ранний и неравномерный износ автомобильных шин.
- Шум в салоне.
- Скорая неисправность амортизаторов.
- Небезопасность движения, по причине приобретения каждым колесом своей центробежной силой.
- От вибрации колёс в запущенных случаях болты выкручиваются, шаровая опора вылетает или отваливается.
Как часто нужно балансировать колеса автомобиля?
Чаще всего вопрос о том, насколько часто нужно балансировать колеса автомобиля возникает и новичков. Нет четких нормативов, когда нужно балансировать или после какого километража пробега. Но водители с опытом выделяют все же некоторые предложения, когда стоит проводить балансировку колес автомобиля.
Первое и самое главное правило – при каждой смене покрышек, будь-то они новые или б/у, проводится балансировка колес автомобиля, чтоб выровнять центробежную силу, так как переобувка дисков или шин смещает центр тяги. По километражу рекомендуют проводить балансировку после каждых 5000 километров пробега автомобиля на одних колесах.
В случае ремонта подвески или частой езде по плохой дороге (попадание в выбоины) стоит чаще проводить балансировку колес, нежели 5000 километров, обычно рекомендуют после 1000-1500 километров. В случае появления вибрации кузова, в салоне, на рычаге кпп или руле, зачастую на скорости 60 км/час и выше, балансировку не стоит откладывать.
Вывод достаточно прост, балансировку колес автомобиля нужно проводить каждый раз, когда вы проводите процедуру переобувки или смене шин, плюс ко всему, учитывая состояние дорог, балансировку колес нужно проводить чаще.
Правильная балансировка колеса
Максимально качественную балансировку гарантирует выполнение ряда правил:
- Диск обязательно необходимо очистить от любой грязи. Довольно часто ее очень много и не только на внутренней части, но и на внешней. Автоматика рассчитывает какое количество груза необходимо повесить в ту или другую часть колеса. Если вы сбалансировали грязное колесо, то вы рискуете потерять весь баланс на первой же кочке, после того как комки грязи отвалятся от вашего диска;
- Рекомендуется снимать все старые балансировочные грузы;
- Довольно часто встречаются такие ситуации, когда шина до конца не встает на свое место. Заметить снаружи это не всегда удается, а влиять на балансировку подобное может довольно сильно;
- Колпаки из пластмассы, которые очень часто одевают сразу после процедуры балансировки, тоже способны значительно увеличить дисбаланс в только что сбалансированных колесах.
Отзывы
Мнение автомобилистов о процедуре.
Делаю балансировку два раза в сезон и каждый раз, когда менял резину. Некоторые кричат, что не надо так частить и потом колдуют над подвеской.
Дома стоит самодельный станок еще с совковских времен. Балансирую себе и соседям по гаражу, точность нормальная, никто не жаловался.
Специализация: Закончил государственный автомобильный университет, проработал 20 лет на ГАЗ-56, сейчас езжу на жигулях.
Источник
Примерная стоимость балансировки колес
Стоимость зависит от расценок выбранного автосервиса или конкретной шиномонтажной мастерской. Обычно балансировку делают за относительно небольшие деньги. На стоимость влияет в первую очередь диаметр колеса — чем он больше, тем дороже будет стоить процедура.
Кроме того, имеет значение тип используемого колесного диска. Балансировка стального диска обычно обходится дешевле, чем устранение дисбаланса в диске из алюминия. Наконец, конечная стоимость процедуры учитывает тип применяемых грузиков.
В большинстве шиномонтажных мастерских балансировку делают в составе работ по сезонной замене шин.
На текущий момент средняя стоимость балансировки одного колеса диаметром 15 дюймов со стальным диском в России равна 170 рублей. Соответственно, полная стоимость для всех четырех дисков составит 680 рублей.
Это усредненные расценки. Существуют как небольшие мастерские гаражного типа, предлагающие эту услугу дешевле, так и сервисы премиум-класса, где стоимость подобной операции может быть даже выше, чем у официальных дилеров.
Стоит учитывать, в указанные расценки не включена услуга по замене колес. Поэтому для полной картины нужно делать корректировку, прибавив к стоимости примерно по 50-100 рублей за каждое 15-дюймовое колесо.
Нужна ли балансировка каждый сезон при замене колес в сборе?
При сезонной смене шин некоторые водители проводят балансировку колес, считая, что такая процедура позволяет устранить биения руля или проблемы с подвеской. Другие же автомобилисты, напротив, считают, что при замене колес в сборе вовсе не обязательно проводить балансировку, а потребность в ней объясняется просто желанием салонов обслуживания заработать больше денег.
Польза балансировки колес. Балансировка колес — полезная процедура, позволяющая выравнять центральную ось колеса относительно двух сторон. Для этого на диски навешиваются небольшие грузики. В итоге водитель получает несколько преимуществ:
- Улучшается управляемость автомобиля
- Исключается возможность биения руля
- Предупреждаются стуки в подвеске
- Поездка становится более комфортной
Большинство мастеров считают процедуру балансировки необходимой, ведь без нее на скорости будет ощущаться дискомфорт из-за биений руля, в дальнейшем рассыпается подвеска, машиной тяжело управлять. Вряд ли какой-нибудь мастер добровольно откажется проводить процедуру балансировки, ведь это для него хороший дополнительный доход.
Большинство салонов предлагают балансировку колес с помощью специального оборудования, оно помогает определить отклонения колес и устранить их. Поместив на диски небольшие грузики, мастера добиваются идеального положения колеса, владелец может быть уверен, что на скорости колесо не раскрутится и не отвалится при езде, подвеска прослужит намного дольше.
Проблемы при балансировке колес. Несмотря на преимущества, балансировка колес не является способом ремонта и избавления от всех бед. К тому же, следует учитывать, что качество процедуры во многом зависит от опыта мастера. Бывает, что автомобилисты сразу после балансировки отправляются в другую мастерскую, проводят повторную проверку и выясняется, что колеса разбалансированы и требуют срочной балансировки.
В данном случае, скорее всего, было использовано некачественное оборудование. Как результат, водители платят дважды и думают, для чего же тогда вообще проводить балансировку, если делают ее плохо. На не очень больших СТО, как правило, используется более дешевое оборудование, более того, его поддают корректировке вместо замены, что также оставляет след.
Чтобы избежать проблем, лучше всего провести балансировку в центре, где мастера используют современное оборудование, постоянно его тестируют и улучшают. Так можно быть уверенным, что процедуру проведут правильно и качественно. Отказываться от балансировки полностью все же не стоит, так как от этого напрямую зависит безопасность водителя и пассажиров на дороге.
Итог. Хотя многие автомобилисты считают балансировку колес совершенно не обязательной процедурой, не стоит отказываться от нее. Лучше будет обратиться в специализированный шиномонтажный центр, где занимаются только балансировкой колес, используется самое современное оборудование, тестируется и постоянно улучшается.
Стоит помнить, что от положения колесных дисков зависит не только комфорт при езде, но и безопасность пассажиров и водителя.
Источник
Миф: вулканизации портят шины, чтобы к ним вернулись
Ни одна нормальная шиномонтажка, а тем более в переобувочный сезон, не желает, чтобы клиент вернулся со спущенным колесом. Это лишняя работа, за которую не платят. Да и график в этот период жёсткий — стоят очереди. Куда им ещё эти хлопоты? Но бывают ситуации, когда при бортовке колеса герметизирующий состав наносят неудачно (тот самый момент, когда шину смазывают специальной пастой либо в крайнем случае маслом или мылом). В таком случае колесо за ночь может спустить, особенно если водитель сразу же после переобувки дал нагрузку, решив подрифтовать по свежему снежку.
И всё же не стоит забывать о криворукости некоторых работяг. Такие могут и резину ненароком порезать, и ободы частенько портят, особенно в случае работы с низкопрофильными шинами. К сожалению, рынок этих услуг не подразумевает профессионального образования, тут много дилетантов и шиномонтажником может стать даже школьник.
Балансировка колес собственными силами
Теперь рассмотрим вопрос, как же производится балансировка колес собственными силами.
Самое главное при этом — не торопиться! Спешка может негативно отразиться на конечном результате и тогда все равно придется отправляться в пункт технического обслуживания.
Первый этап: подготовительный. Во время подготовки к процедуре балансировки нужно купить специальные самоклеющиеся грузы. Данные грузы будут выполнять функцию балансиров, размещающихся на самом диске. Их главная задача — сохранять баланс.
Сами колеса должны быть чистыми, в них не могут быть какие-либо мелкие предметы, например, камни. С покрышек нужно полностью удалить грязь. Непременно снимите колпак, при его наличии. Затем возьмите домкрат и с его помощью поднимите одну из сторон авто, освободив 2 колеса. Проверьте свободное вращение колес.
Второй этап: определяем самую тяжелую точку колеса. С этой целью делаем следующее:
- Крутим колесо по направлению движения часовой стрелки до упора. При достижении упора отмечаем наинизшую точку . Для этого специальным ярким маркером ставим метку.
- Крутим колесо против часовой стрелки. В случае, когда при достижении упора, метка опять в самом низу, мы нашли наиболее тяжелую точку.
- После этого приступаем к балансу противоположного колеса. Устанавливаем грузы по обе стороны от ободка диска.
- Крутим колесо и добавляем грузы до тех пор, пока колесо отмеченное точкой не остановится в разных положениях.
Эти четыре стадии нужно провести на каждом колесе. А чтобы быть уверенным, что вы все сделали правильно, нужно проехать два-три км на транспортном средстве. В случае, если, вы что-то сделали неправильно, вы ощутите вибрацию руля.
Какие последствия могут возникнуть при неправильно выполненной балансировке?
Неправильно либо несвоевременно выполненная балансировка может привести ко многим неблагоприятным последствиям. И хорошо, если вы просто почувствуете вибрацию руля, или неудобство при вождении. В самых запущенных случаях, это может привести к весьма неприятным и даже опасным последствиям.
- Это не безопасно, так как увеличивается тормозной путь. Машиной становится труднее управлять. Как результат, это может привести к возникновению аварийных ситуаций.
- Становится труднее управлять транспортным средством. Возникает биение руля, которое не только отвлекает водителя, но и затрудняет управление. Увеличивается нагрузка на подвеску.
- Сокращается срок эксплуатации подвести, а отдельные детали могут вообще разрушиться.
- Изнашивается резина. Резина приходит в негодность неравномерно, что и приводит к нарушению балансировки. Чаще всего, износ происходит с внешней и внутренней стороны колеса.
Какие нарушения баланса колес могут быть?
Существует два типа нарушения баланса колес вашего транспортного средства. Первый из них: динамичный. Он наблюдается, когда вес колес начинает колебаться при движении. Колесо начинает двигаться из стороны в сторону. Динамичный тип дисбаланса развивается, если вес смещен на одну из сторон осевой линии колеса.
Второй тип: статистический. Данный тип развивается когда колесо обладает излишне тяжелым или легким участком. Колеса начинает колебаться вверх и вниз.
Хотелось бы сказать, что балансировка колес собственными силами не представляет особой сложности, если проделать ее несколько раз, то вы обретете необходимые навыки и будете проводить ее на отлично.
Однако для самого первого раза лучше просмотреть тематические видео, которые можно найти в интернете в большом количестве.
Еще один совет: после первых раз проверяйте правильность проведенной процедуры на станциях технического обслуживания.
Если вы хотите быть стопроцентно уверенными в безопасности проведенной процедуры собственными руками, конечную балансировку можно выполнить на той же станции технического обслуживания, но уже с использованием специализированного оборудования.
И еще одна рекомендация: для достижения наилучшего результата перед началом процедуры проверьте взаимоположение диска и шин. Очень часто встречается смещение шин относительно ободка диска, что обуславливает возникновение дисбаланса. Такое часто случается после ремонта и демонтажа покрышки либо камеры.
И в заключение считаем необходимым еще раз повторить, что от того, насколько качественно вы проведете самостоятельную балансировку колес вашего транспортного средства зависит безопасность на дороге, ваша собственная жизнь и здоровье членов вашей семьи. Балансировку нужно проводить регулярно, а еще лучше составить собственный график технического обслуживания автомобиля, в который включить и данную процедуру.
Нужна ли балансировка при переходе на зимнюю резину
Вне зависимости от вариантов эксплуатации ответ здесь однозначен: да, балансировка нужна.
Рассмотрим вариант с двумя комплектами резины на дисках.
Отъездив зиму, водитель отправляет зимний комплект на хранение в гараж или на балкон. Колеса вернутся на автомобиль только ближе к следующему первому снегу. За время эксплуатации колесо с большой долей вероятности не раз влетало в яму, возможно, шина несвоевременно подкачивалась, эксплуатировалась в режимах, для неё не предназначенных. Все это может привести к потере грузиков, изменению развесовки покрышки незначительному, но достаточному, чтобы нарушить балансировку колеса.
Производители шин рекомендуют балансировать каждые 10-15 тыс. км. У каждого водителя свой режим вождения, поэтому эти рекомендации соблюдать достаточно сложно. Целесообразнее проводить проверку и балансировку перед началом сезона.
На счет зимней шипованной резины существует особое мнение, что пробег до следующей проверки составляет 5 тыс. км. Причина в вылетающих шипах и повышенных нагрузках на колесо, которые образуются из-за налипшего льда.
Так же рекомендуют балансировать после того, как произведен ремонт прокола или пореза, после серьезного удара.
Что влияет на качество балансировки
На качество работ влияет, прежде всего, оборудование. Здесь важен как уровень стенда, так и его износ.
Самый лучший результат дают стенды с компьютерным управлением.
Такое оборудование позволяет отбалансировать диски с использованием системы разнесенных грузов даже для колес с большой разбалансировкой.
Стенды могут быть откалиброваны на разные точности: 1, 5, 10 грамм. Чаще всего используют 5-граммовую точность. Этого вполне достаточно, чтобы добиться хороших результатов для большого диапазона автомобильных шин.
10 грамм не дают такой точности, однако за неимением лучшего вполне достаточны. Калибровка станка на 1 грамм необходима автомобилям, эксплуатируемым с повышенным скоростным режимом.
Однако каким бы современным ни было оборудование, со временем происходит износ элементов. Чаще всего вырабатывается крепление колес, что вносит погрешности в балансировку. Реже приходят в негодность подшипники стенда. При повреждении подшипника в нем самом присутствуют биения. Такая ситуация приводит к неадекватным показаниям датчиков и нарушению балансировки.
Нужно ли делать балансировку при смене колес на дисках
При замене покрышек на литых или штампованных дисках балансировка делается обязательно. Это обосновано нарушенной развесовкой самой покрышки и диска. Выходя с конвейера, изделия имеют погрешности, способные нарушить идеальную симметрию оси вращения. Последствием эффекта является быстрый износ ходовой части и наличие вибрации на кузове или рулевом колесе.Если не делается перебортовка покрышки, процедура не обязательна, но рекомендована. При эксплуатации грузики могут сбиться, также не отметается вероятность проворота самой покрышки. Таким образом, обслуживать шины необходимо при каждой манипуляции с колесами.
Обязательно ли делать балансировку колес каждый сезон
При установке сменного комплекта покрышек или колес в сборе после хранения проводить повторную балансировку критически необходимо. Особенно, требование актуально при смене шин на одном комплекте дисков. Каждый скат имеет собственную развесовку. К примеру, зимняя шипованная модель будет существенно отличаться от летней версии. Если ее поставить вместо старой шины – грузики будут стоять в неправильных местах, что вызовет сильную тряску или вибрацию.
Таким образом, ежегодная переброска с зимы на лето и наоборот, сопровождается обязательной поставкой колес на специальный станок.
Нужна ли балансировка новых шин
Каждая покрышка, выходя с завода имеет огрехи баланса. При этом модели от проверенных брендов могут иметь большую погрешность, чем варианты бюджетного типа. При постановке такой покрышки на обод колеса, непропорциональность передается на изделие в сборе, что гарантирует биение на подвеске или вибрацию рулевого механизма.Опытные автомобилисты при покупке нового комплекта резины в обязательном порядке делают балансировку всех колес. При этом старые грузики или метки полностью удаляются с ободьев.
Есть ли смысл делать балансировку задних колес
Правильная развесовка скатов или дисков – это обязательное условие для адекватной работы подвески. Неправильно сбалансированные колеса сильно вредят автомобилю, независимо от оси расположения.
Таким образом, процедуру требуется выполнять для всех четырех покрышек, установленных на машину.
Важная информация о балансировке
При проведении балансировки колес требуется соблюдать определенные правила. Если их проигнорировать, то результат заметно ухудшится.
- Требуется удалить свинцовые грузы с обода диска;
- Диск очищается от грязи;
- Проверяется, насколько качественно установлена шина на обод диска;
- При наличии пластиковых колпаков на колесах балансировка колеса нарушается.
Часто от автолюбителей можно слышать мнение о том, что балансировка не требует особого внимания, а качество эксплуатации автомобиля никак не зависит от нее. При неправильной балансировке можно столкнуться с такими проблемами:
- Шины изнашиваются неравномерно;
- Отдельные элементы подвески подвержены ускоренному износу;
- Управляемость автомобиля заметно снижается;
- Ощущается биение руля;
- При движении авто может уводить в сторону;
- Тормозной путь заметно увеличивается;
- Сцепление с дорожным полотном снижается;
- Кузов начинает вибрировать;
- Степень комфорта при использовании автомобиля заметно снижается;
- Затраты на машину возрастают в разы.
Несколько советов по улучшению балансировки колес
Чтобы проверить точность проведенной шиномонтажной процедуры, вы можете после её проведения снять колесо с балансировочного стенда, а затем надеть обратно. Повторная диагностика наверняка покажет наличие дисбаланса. Для дисков, изготовленных по технологии легкосплавного литья, допустимым является расхождение в 3 грамма, приходящегося на каждую из сторон. В случае стальной штамповки «плюс-минус» может достигать пяти грамм.
В некоторых шинных центрах существуют специальные установки, помогающие провести «финишную» балансировку. Она ни в коем случае не является альтернативой процедуры, проводимой на классических стендах, а служит важным дополнением, с помощью которого можно определить статический дисбаланс не только колеса, но и всего собранно узла, состоящего из колес, ступицы и тормозного диска. Максимальный вес грузов, применяемых при «финишной» балансировке, не должен превышать 15 грамм.
Как делают балансировку колес
Станок для балансировки колеса
Перед сдачей колеса на компьютерный стенд для балансировки желательно тщательно вымыть, очистить протектор и диск от грязи, мелких камней и песка. Их наличие не позволит правильно провести процедуру, и вы не получите ожидаемый результат. Также перед началом балансировки мастер должен удалить все, установленные ранее балансировочные грузы, независимо от мест их расположения.
Подвергать регулярной балансировке нужно как передние, так и задние колёса. Не стоит выделять только ведущую пару, уповая на то, что механическое воздействие на два других колеса меньше. Неравномерный износ может появится на любом из четырёх протекторов, что повлечет за собой уже описанные выше последствия.
Сама процедура балансировки колеса проводится на специальном балансировочном станке или стенде. Принцип его работы заключается в установке колеса на вращающийся конус, который автоматически управляется компьютерной программой. Последняя определяет точный вид дисбаланса, и указывает куда необходимо установить специальный грузик, выравнивающий центр тяжести.
Средний вес цинковой или свинцовой огрузки колеблется от пяти до шестидесяти грамм, и устанавливается мастером вручную. Также специалистом подбирается вариант балансировочного груза (клеящийся или набивной), который используется в соответствии с типом колёсного диска.
Современный способ компьютерной диагностики и балансировки позволяет выявить малейшие аспекты смещения осей, невидимые человеческому глазу. И даёт возможность оптимально исправить имеющуюся ситуацию, негативно влияющую на общее техническое состояние автомобиля.
Как делают балансировку колёс?
Прежде чем начинать балансировку, колесо следует подготовить. Сначала его тщательным образом очищают, снимают все старые грузики, моют, сушат. Проверяют правильность установки шины. Колесо должно быть слегка приспущено, давление воздуха в нём не должно превышать 0,2–0,3 кгс/см2.
На шиномонтажах балансировка осуществляется с помощью специальных балансировочных стендов или станков. Но устранить дисбаланс можно попытаться и дома без стенда, правда, точность такой процедуры будет гораздо ниже.
Для того чтобы устранить дисбаланс в домашних условиях, необходимо приподнять машину, используя домкрат, чтобы колесо беспрепятственно вращалось. Сначала оно раскручивается вправо. После остановки в самой верхней точке ставится отметка мелом. Потом раскручивается влево, процедура повторяется. Расстояние между отметками нужно поделить напополам и поставить новую метку. После этого по обе стороны метки на шинах для балансировки устанавливаются специальные грузики с пружинными фиксаторами, которые монтируются под покрышку, а грузики при этом держатся на ободе колеса. Потом колесо опять раскручивается рукой. Если после остановки грузик занимает нижнее положение, то всё нормально, его веса достаточно. Если же он окажется вверху, то следует заменить его на более тяжёлый. Двигая грузики на одинаковую удалённость от метки, необходимо добиться того, чтобы после раскручивания каждый раз автопокрышка приостанавливалась в новом положении, хаотично. Если это удалось сделать, то колесо подкачивается и можно приступать к уравновешиванию другого. Дисбаланс на передних колёсах устраняется на своих ступицах. А вот задние стоит открутить и переместить на одну из передних ступиц для проведения балансировки.
На СТО, в шиномонтажных мастерских эта процедура проводится с использованием специального оборудования. После всех подготовительных процедур колесо устанавливают на балансировочный станок с конусом крепления.
Правильная балансировка колёс, наиболее точная, делается на специальном компьютерном стенде. На него устанавливают колесо, задают его параметры. После этого, раскручивая его в разные стороны, с помощью компьютера выявляется самое лёгкое место и недостающий вес. Специалист автосервиса просто довешивает грузики в необходимых местах на диск для устранения дисбаланса.
Стоит учитывать, что общий вес установленных грузиков не должен превышать 60 гр. Если их суммарный вес выше, стоит задуматься о том, правильно ли собрано колесо, нет ли деформаций диска, не залежалась ли шина. Если же шина только с магазина, при этом установлена правильно, повреждений диска нет, то потребность крепления грузиков общим весом больше 60 гр. свидетельствует о её браке и может служить поводом для возврата в магазин.
После обычной в некоторых шинных центрах делается финишная балансировка колёс. Её проводят уже после установки покрышки на автомобиль, так как здесь проверяется, устраняется дисбаланс колеса одновременно со ступицей и тормозным диском. Колесо для этого раскручивается и путём применения аппарата финишной балансировки выявляется дисбаланс всего узла. Выравнивается он с помощью всё тех же грузиков. При этом их вес не должен быть больше 15 грамм
Важно понимать, что это не альтернатива компьютерным стендам или станкам, это просто способ повысить качество балансировки
Балансировать ли новые шины
Процедуру балансировки обязательно следует проводить после монтирования новых покрышек. Это обусловлено удаленным расположением шины относительно оси вращения диска. При монтаже самую легкую точку на шине совмещают с самой тяжелой на диске (в области вентиля).
Выполнение балансировки колес
Дисбаланс после монтажа новой шины может доходить до 50-60 грамм, и для балансировки под ноль потребуется налепить большое количество грузиков на внешней и внутренней части диска. Это не всегда приемлемо в плане эстетики, поскольку большое количество грузиков портят внешний вид колеса. Поэтому перед балансировкой целесообразно сделать оптимизацию: прокрутить покрышку на диске, чтобы совпали обе точки масс.
Все этапы процесса
На СТО и станциях шиномонтажа мастера устраняют дефекты неравномерно разделенной массы с помощью компенсирующих грузов в определенных местах. Процесс выполняется на специальном оборудовании.
Оборудование автоматически определяет место, куда нужно установить грузик. В компьютер вносят размеры колеса. Затем оборудование выберет оптимальную точку для дополнительно груза. Это статическая балансировка.
Какой тип груза использовать, зависит от диска и его параметров. Это может быть цинковый либо свинцовый груз. Они отличаются по весу – обычно вес составляет от 5 до 100 грамм.
Существует и динамическая балансировка, правда, эту услугу оказывают далеко не везде. Дело в оборудование – в большинстве случаев оно очень старое. Чем шире колесо, тем больше шансов, что появится динамический дисбаланс.
Финишная балансировка выполняется после статической и если это возможно – после динамической. Когда автомобиль вывешен, под колеса устанавливают специальное оборудование, колеса раскручивают до высоких скоростей, система выполняет замеры и отмечает места, куда должен быть установлен груз. Также система сама рассчитывает вес груза.
Для такого процесса необходимо серьезное оборудование, имеющееся только в профессиональных колесных центрах.
Существует и автоматическая балансировка, но она не для легковых, а для грузовых авто. В колесо мастер засыпает специальную гранулу, бисер, песок. В процессе движения за счет центробежной силы материал притягивает к шине внутри. В результате получается самобалансировка. Очень жаль, что технология недоступна для легковых авто.
Оборудование
Оборудование бывает разное – стационарное и мобильное. Стационарные станки могут определять величину неуравновешенности только демонтированного колеса. Данные станки могут иметь электрический или же ручной привод.
На первых моделях диск крутится за счет электромотора. Во втором случае – его нужно крутить вручную
Не важно, что заставляет диск вращаться – на точность это ни капли не влияет
Простые модели станков работают со стальными дисками и с несколькими видами литых. Более сложное оборудование может без проблем работать с дисками любых конструкций. Программа сама способна размещать грузик в любой точке.
Электронная часть серьезных стендов способна выполнять массу полезных функцией. К примеру, она может делить большие грузы на много мелких с разнесением их в разные точки. Данные режим действует, если дисбаланс огромный.
В этом случае стенд показывает несколько точек. Еще полезная функция – оптимизация. Электроника анализирует дисбаланс шины и диска, затем находит оптимальное положение друг относительно друга, тем самым обеспечивая максимальный баланс. С помощью данной функции можно снизить количество грузов на диске.
Мобильное оборудование – это подкатные стенды под автомобиль. С ними можно проводить балансировку, не снимая колес. Плюсы в том, что стенд учитывает и другие вращающиеся массы – это могут быть ступицы, тормозные диски или барабаны. Чаще всего такие стенды применяют для финишных работ после стационарного стенда.
Как правильно делается балансировка
Колесо тщательно очищают, затем устанавливают на станок. Далее оборудование рассчитывает вес грузиков и точки для монтажа.
Слесарь устанавливает грузик и проверяет баланс. Если все показатели в норме, то колесо устанавливают на автомобиль. Если баланса нет, то процесс продолжается дальше.
Ошибки
Существует ряд правил, которые нужно соблюдать:
- Диск нужно тщательно очистить. Грязи обычно много на внешней и на внутренней части. Автоматика рассчитывает вес грузиков. Если работать с грязным диском, то можно потерять баланс уже на первой кочке, когда от диска отвалится крупная грязь;
- Обязательно снимают все старые грузики;
- Часто бывает, что покрышка просто не встала на место. Снаружи этого не видно, а на процесс балансировки это влияет;
- Колпаки и другие аксессуары могут добавить дисбаланс.
Эти ошибки часто допускают на шиномонтажных мастерских, ведь там работают не на качество, а на объем и скорость.
Можно ли самостоятельно отбалансировать колеса
Теперь, когда мы с вами разобрались с тем, что такое балансировка колес, для чего нужна эта процедура и как она выполняется в условиях специальных сервисов, самое время поговорить о том, можно ли ее осуществить самостоятельно.
Ничего невозможного нет, особенно если ситуация не позволяет обратиться в шиномонтаж. Добиться высоких показателей баланса без специального оборудования, конечно, не получится, однако произвести грубую его настройку вполне возможно.
Балансировка колес своими руками осуществляется с использованием таких же грузов, какие используют в сервисе. И предпочтение тут следует отдать набивным. Они свободно продаются в любом автомагазине или на авторынке.
Из инструментов понадобятся только домкрат, гаечный ключ для откручивания гайки ступицы и небольшой молоток. Балансировка колес своими руками подразумевает осуществление всех мероприятий без съема колеса со ступицы.
Домкратом приподнимаем одну сторону автомобиля, где расположено колесо с подозрением на дисбаланс. Выключаем передачу, если это колесо – одно из ведущих. Расшплинтовываем и немного отпускаем гайку крепления ступицы.
Далее внимательно осматриваем покрышку на наличие прилипшей грязи или застрявших в протекторе камней. Все это необходимо удалить. Если на диске есть старые грузы, их также нужно снять.
Желательно, чтобы давление в шине соответствовало рекомендованному показателю.
Раскручиваем колесо против часовой стрелки и ждем, пока оно остановится. Помечаем его верхнюю точку мелом. Теперь вращаем колесо вправо, и снова отмечаем верхнюю позицию. Между этими отметинами находится самое легкое место колеса. Напротив каждой метки с помощью молотка устанавливаем грузы весом по 30 г.
Далее крутим колесо в любую сторону. После остановки грузики должны будут оказаться внизу. Это нижняя точка балансировки. Теперь крутим колесо и смещаем грузы, разводя их друг от друга до тех пор, пока колесо не станет останавливаться в разных положениях. Такую же процедуру производим и с другими колесами.
Балансировка колёс своими руками
Здравствуйте, уважаемые читатели и посетители блога Автогид.ру. Сегодня в статье можно будет узнать порядок выполнения балансировки колёс автомобиля своими руками. Конечно, можно возразить и сказать о том, что зачем самостоятельно выполнять действия по балансировке колёс машины, если можно обратиться в шиномонтаж. Отчасти эти возражения правильны, но если взглянуть, с другой стороны, всегда хочется узнать больше новой, интересной и полезной информации.
Приятно выполнить любые действия собственными силами без привлечения посторонней помощи. Балансировка колёс своими руками, помимо всего прочего – это отличная возможность сэкономить на эксплуатации транспортного средства. В принципе если всё детально разобрать на проведение балансировки колёс автомобиля не уйдёт много времени.Самое главное побороть собственную лень и усталость. Поэтому не стоит балансировать колёса в будние дни после работы эффективность будет нулевая и качество пострадает в первую очередь. Лучше выбрать для этого выходной день и спокойно выполнить работу без спешки и нервотрёпки.