Проверка регулятора напряжения генератора автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099


Реле зарядки ваз 2109 карбюратор где находится


В данной статье рассказывается, как проверить своими руками генератор, установленный на автомашине ВАЗ-2109.
Стоит отметить, что нет разницы, какой мотор установлен на авто – инжектор или же карбюратор. В обоих случаях диагностика производится по тому же алгоритму.

Назначение генератора и реле в нем

Электрогенератор в машине предназначен:

  • Для получения электрической энергии, от которой осуществляется электропитание аккумулятора
  • Когда нарушается нормальная работа автомобильного электрогенератора, батарея аккумуляторная начинает разряжаться, и проедете вы не долго после этого
  • Бывает, когда аккумулятор мощный его хватает приехать домой, однако с утра машина уже не заводится
  • Электрогенератор находится под капотом вашей машины и работает от ременной передачи
  • Существует ряд причин поломки электрогенератора, среди которых выработка щеток, неисправность зарядного реле, поломка диодного моста и заклинивание подшипников, а так же разрыв в цепи одной из обмоток

Регулятор напряжения (реле — регулятор) служит:

  • Для поддержания напряжения в бортовой сети машины в необходимых пределах при любых режимах работы, таких как изменение частоты вращения ротора электрогенератора, скачки электрической нагрузки, изменение температуры окружающей среды
  • Вдобавок, он выполняет такие дополнительные функции как защита элементов генераторной установки от работы в аварийных режимах и от перегрузок, обеспечивает автоматическое включение в бортовую сеть машины силовую цепь электрогенератора либо обмотку возбуждения

Замена регулятора напряжения старого образца на нового образца генератора

Рассмотрим пример замены РН старого образца на нового (14,5В с номером РН 9333.3702-04) на генераторе 9402.3701 КЗАТЭ. По отзывам владельцев автомобилей ВАЗ именно штатный КАТЭК, КЗАТЭтм (г.Самара) является лучшим генератором.

Регуляторы напряжения старого образца не видят реального напряжения в бортовой сети автомобиля, а только пытаются угадать его по напряжению на дополнительных диодах моста, что не совсем хорошо получается. С апреля 2004 года на генераторах начали использоваться регуляторы напряжения нового образца, которые видят реальное напряжение в бортовой сети благодаря обратной связи и корректируют его в режиме реального времени, что позволяет избежать просадки напряжения при включении потребителей..

Процесс замены начинается со снятия старого РН и конденсатора (новый РН со встроенным конденсатором). Затем в соответствии со схемой подключения нового РН отрезаем доп.диоды от клеммы «D» на диодном мосте, превращая ее в «D+», перерезав перемычку. Кто не планирует в будущем использовать клемму «D» — просто удаляем все 3 доп.диода. Точка «W» промаркирована на крышке генератора.

Регуляторы напряжения генераторов автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

В генератор автомобилей ВАЗ 2108, 21081, 21083, 2109, 21091, 21093, 21099 может устанавливаться несколько модификаций регуляторов напряжения. До 1998 года на автомобили ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификации (с карбюраторными двигателями) устанавливался генератор 37.3701. Его регулятор напряжения 17.3702 состоит из двух частей: щеточного узла и собственно самого генератора. На регуляторе напряжения имеется дополнительный вывод. Регулятор крепится на задней крышке генератора.

Технические характеристики регулятора напряжения 17.3702

Тип: встроенный

Регулируемое напряжение: при 4000 об/мин вала генератора — 13,9-14,3 В, при 2200-10000 об/мин — 13,5-14,6 В

Падение напряжения при токе возбуждения 3 А между выводами «Ш» и «-«: 1,3 В

Изменение тока нагрузки: 0,3-36 А

Масса: 0,065 кг

После 1998 года ВАЗ 2108, 2109, 21099 с карбюраторным двигателем устанавливался генератор 37.3701 с регулятором напряжения 61.3702-02 объединяющем регулятор и щетки. Без дополнительного вывода. Он взаимозаменяем с двухсоставным регулятором. Крепится на задней крышке генератора.

Технические характеристики регулятора напряжения 61.3702-02

Регулируемое напряжение: при 4000 об/мин вала генератора — 13,6-14,1 В

Номинальный ток: 5 А

Для ВАЗ 21083, 21093, 21099 с инжекторным двигателем 2111 применялся генератор 9402.3701 с регулятором напряжения. Регулятор установлен под задней пластиковой крышкой генератора.

Примечания и дополнения

— На генераторы автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 импортного производства устанавливаются регуляторы напряжения иных модификаций. Подбирать регулятор напряжения для таких генераторов следует исходя из рекомендаций производителя.

TWOKARBURATORS VK -Еще информация по теме в нашей группе ВКонтакте

Про совместимости регуляторов напряжения и генераторов ВАЗ

В зависимости от генератора установка регулятора напряжения нового образца может быть выполнена без переделок, либо может потребовать замены клемм на выводах «B+» и «D+» и доработку диодного моста генератора.

Простая замена РН без переделок может быть произведена на генераторах:

  • — 372.3701 установка РН 1702.3702-01 — ВТН.
  • — 9402.3701/3202.3771 установка РН 9111.3702 — ВТН, 9111.3702И2 — ВТН, либо 9333.3702-02 — ВТН.
  • — 5102.3771 установка РН 846.3702 — Орбита.

Описание процедуры проверки работоспособности регулятора напряжения

В том случае, если все-таки установлена неисправность в указанном реле, то в руководстве по техническому обслуживанию автомобиля совершенно четко описана процедура выявления поломки. Сразу стоит заметить, что главное преимущество модели 2109 — это инжектор для подачи топлива. Это значительно улучшает характеристики машины. А инжектор напрямую связан с компьютером, который осуществляет беспрестанный контроль за качеством работы и состоянием самого инжектора. В том случае, если выходит из строя эта составляющая, то выходит из строя и инжектор.

Рассматриваемая поломка сопровождается такими неполадками, как:

  • увеличение расхода топлива при одновременном снижении силы тяги автомобиля;
  • тусклый свет лампочек габаритных огней, поворотников и панели приборов в салоне.

Дефектовка генератора Ваз 2109

Рере регулятор Ваз 2109:

1 – щеткодержатель, 2 – щетки, 3 – регулятор напряжения

Диагностика реле регулятора генератора Ваз 2109

Проверьте исправность регулятора напряжения Ваз 2109. Подсоедините контрольную лампу 12 В к щеткам. Подайте напряжение 12 В: “ ” на клемму, а “–” на “массу” щеткодержателя. Контрольная лампа должна загореться

Увеличьте напряжение до 15–16 В – лампа должна погаснуть. Если лампа не гаснет или не загорается при напряжении 12 В, замените регулятор со щеткодержателем

Проверьте легкость перемещения щеток в щеткодержателе и их выступание. Если щетки выступают из щеткодержателя менее чем на 5 мм, замените регулятор напряжения со щеткодержателем. При обнаружении на щетках сколов и трещин замените регулятор

Осмотрите контактные кольца. Если на них есть задиры, риски, царапины, следы износа от щеток и т.п., кольца необходимо прошлифовать. Если повреждения колец нельзя удалить шкуркой, проточите кольца на токарном станке, сняв минимальный слой металла, и затем прошлифуйте

Проверьте омметром (тестером) сопротивление обмотки ротора, подсоединив его к контактным кольцам. Если омметр покажет “?”, значит в обмотках обрыв и нужно заменить ротор

Трехуровневый регулятор напряжения ваз 2109 карбюратор

Трехуровневые регуляторы напряжения с установочным комплектом предназначены для автоматического поддержания напряжения на зажимах генератора переменного тока транспортных средств.

Применяются на автомобилях с генераторами, обмотка возбуждения которых подключается в плюсовую цепь.

Регуляторы позволяют обеспечить оптимальный режим заряда аккумуляторной батареи в зависимости от ее состояния и температуры окружающей среды, регулируя напряжение зарядки в широких пределах. Применение таких регуляторов продлевает срок службы аккумуляторной батареи.

В зависимости от типа генератора автомобиля, регуляторы поставляются в комплекте с соответствующим щеточным узлом или установочным корпусом интегрального регулятора напряжения и соединительным проводом.

Конструкция приборов предусматривает встроенный трехпозиционный тумблер для переключения уровней напряжения:

— положение переключателя «min» (13,6В) — для работы при высокой температуре окружающей среды (>20ºС), а также при эксплуатации в особо тяжелых условиях (движение в пробках, затяжные подъемы в горах и пр.);

— среднее положение переключателя (14,2В) – для работы при температуре окружающей среды от 0ºС до 20ºС;

— положение переключателя «max» (14,7В) — для работы при отрицательной температуре окружающей среды, а также для подзарядки разряженного аккумулятора.

Трехуровневые регуляторы напряжения применяются взамен штатных.

В генератор автомобилей ВАЗ 2108, 21081, 21083, 2109, 21091, 21093, 21099 может устанавливаться несколько модификаций регуляторов напряжения. До 1998 года на автомобили ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификации (с карбюраторными двигателями) устанавливался генератор 37.3701. Его регулятор напряжения 17.3702 состоит из двух частей: щеточного узла и собственно самого генератора. На регуляторе напряжения имеется дополнительный вывод. Регулятор крепится на задней крышке генератора.

Тип: встроенный

Регулируемое напряжение: при 4000 об/мин вала генератора — 13,9-14,3 В, при 2200-10000 об/мин — 13,5-14,6 В

Падение напряжения при токе возбуждения 3 А между выводами «Ш» и «-«: 1,3 В

Пониженное напряжение на генераторе.

Ещё одна не редкая неисправность, когда контрольная лампа при работе двигателя тухнет, но со временем появляются признаки посаженного аккумулятора. Причины этого может быть несколько. Первая причина это пробой основного диода выпрямительного моста. Выявляется путём замера напряжения на выводе 30 генератора при включенном и выключенном дальнем свете фар. Если при выключенных фарах напряжение норма или близко к ней, а при включенных начинает падать, то необходимо сменить диодный мост. Если установлен генератор КАТЭ, то это можно сделать, не снимая генератора с двигателя. Но прежде чем менять диодный мост обратите внимание на натяжку ремня и состояние шкива генератора. Если дно шкива блестит, то это свидетельствует о пробуксовке ремня из-за износа шкива, что является второй причиной слабой зарядки. В этом случае надо заменить ремень, а если новый ремень проваливается в ручей шкива, то необходимо заменить шкив. Натягивать через мерно ремень в таком случае не имеет смысла. Кроме того может привести к порче подшипников якоря.

Так же слабой зарядки может быть в плохом контакте на выводе 30 генератора, в клеммах аккумуляторной батареи или в соединении минусовой клеммы с массой двигателя. Плохой контакт на выводе 30 обнаруживается на ощупь. Только при этом будьте осторожны. Вывод может иметь сильный нагрев. Если клемма не греется, то при помощи вольтметра проверьте напряжение по всем соединениям при включенном дальнем свете фар. Падение напряжения на 0,5 В свидетельствует о плохом контакте.

Все неисправности когда нет зарядки аккумулятора ваз 2109 описаные выше можно устранить самостоятельно и за небольшое время. Кроме описанных выше есть ещё много неисправностей, но для их обнаружения и устранения необходимы более глубокие знания и намного больше время. Останавливаться на них тут не имеет смысла.


admin 17/10/2014

«Если Вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста выделите это место мышкой и нажмите CTRL+ENTER» «Если статья была Вам полезна, поделитесь ссылкой на неё в соцсетях»

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]