Регулятор напряжения (PH)-двухступенчатый, типа РР380, имеет 2 неподвижных контакта на стойках 7 и (рис. 159) и между ними вибрирующий контакт, установленный на якоре 10. Контакт якоря с контактами на стойках образует две пары контактов; верхнюю и нижнюю. Пружиной якорь постоянно прижат к верхнему контакту, т.е. верхние контакты являются нормально замкнутыми.
Когда напряжение генератора возрастает до 13,2—14,3 В, якорь регулятора начинает вибрировать, размыкая и замыкая верхние контакты. В цепь обмотки возбуждения генератора то включается, то выключается дополнительный резистор. Это 1-я ступень регулирования.
При дальнейшем повышении напряжения генератора (с увеличением частоты вращения ротора) начинает замыкаться и размыкаться нижняя пара контактов. Это 2-я ступень регулирования. При замыкании нижних контактов оба конца обмотки возбуждения замыкаются на массу и она обесточивается.
Техническая характеристика регулятора напряжения:
- Регулируемое напряжение при температуре регулятора и окружающей среды (50±3)°С, В:
- на 2-й ступени — 14,2±0,3
- на 1-й ступени ниже чем на второй не более, чем на — 0,7
- Сопротивление между штекером «15» и «массой», Ом — 27,7±2
- Сопротивление между штекерами «15» и «67» при разомкнутых контактах, Ом — 5,65±0,3
- Воздушный зазор между якорем и сердечником, мм — 1,4±0,07
- Расстояние между контактами 2-й ступени, мм — 0,45±0,1
На «классике» можно встретить 2 типа реле регуляторов напряжения: встроенный в генератор и внешний. Разница заключается в модели генератора, который установлен на автомобиле.
На старых моделях «Жигулей» (ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2106, 2121 с карбюраторными двигателями) установлен генератор Г-221, а внешний регулятор напряжения представляет собой небольшую «коробочку», которая крепится двумя гайками на левом брызговике кузова. Как раз о замене такого регулятора и пойдет речь в этой статье.
На более поздних моделях ВАЗ (2104, 2105 и 2107) стоит генератор Г-222, а регулятор напряжения уже встроен в корпус генератора и представляет собой небольшую «таблетку» черного цвета.
Снятие и установка регулятора напряжения
Замена внешнего регулятора напряжения ВАЗ 2101-2106
1) Головкой на «8» отворачиваем две гайки и снимаем регулятор.
2) Отсоединяем два провода.
3) Крепим новый регулятор к брызговику и подсоединяем провода: оранжевый – к выводу «15», а серый – к выводу «67».
Схема подключения реле регулятора напряжения
ВНИМАНИЕ! Прежде чем пустить двигатель, убедитесь, что контакт между корпусом регулятора напряжения и «массой» автомобиля надежен, а провода к выводам «15» и «67» подсоединены правильно.
Стоимость и взаимозаменяемость
Встроенный реле регулятор напряжения 71.3702 для генератора Г-222
Средняя цена за регулятор напряжения как встроенный в щетки, так и выносной составляет около 100 рублей.
Модели генераторов Г-221 и Г-222 взаимозаменяемы, то есть вы без особых трудностей сможете поставить новый генератор от «семерки» на «копейку», но стоит уделить внимание правильному заряду АКБ. Для этого необходимо доработать электропроводку по стандартной схеме подключения.
В зависимости от ситуации, либо установить внешний реле регулятор напряжения, либо, наоборот, снять внешний и оставить один встроенный в генератор.
Нормальным напряжением в бортовой сети автомобиля считается диапазон 13,5-14,5 Вольт.
Любой автомобиль, в том числе и ВАЗ 2101, имеет два источника электроснабжения — аккумулятор и генератор. Генератор обеспечивает работу всех электроприборов во время движения. Его выход из строя может доставить автовладельцу много хлопот. Однако диагностировать неисправность и отремонтировать генератор ВАЗ 2101 своими руками довольно просто.
Замена щеток генератора ВАЗ 2107. Фото, инструкция как заменить щётки генератора на ВАЗ 2107
Автомобили ВАЗ 2107/2105 имеют генераторы двух типов: ранние модели автомашин оборудованы генератором Г-222, а более позднего производства — генератором 37.3701. По своим характеристикам они практически одинаковые, поэтому имеют взаимозаменяемые детали.
Механика генератора такова, что для выработки электротока ротор генератора вращается от ремня, приводящегося в движение шкивом коленвала двигателя. Ток обмотки ротора, протекая через медно-графитные щётки, запитывает всю электросистему авто. Так как щетки в щеткодержателе постоянно соприкасаются с валом ротора, происходит постепенное изнашивание и возникает необходимость в их замене. Для безотказной и безопасной эксплуатации автомобиля рекомендуется проводить замену щёток через каждые 50000 км. На случай неисправности генератора в системе электрооборудования автомобиля предусмотрена индикация поломок. Когда генератор неисправен — зажигается значок лампы аккумуляторной батареи.
Для проверки на работоспособность как положительных, так и отрицательных диодов, необходимо омметром замерить сопротивление на участке между «контактом 30» и «землёй». Для этого «положительный» щуп подсоединяем к «контакту 30», а «отрицательный» к корпусу. Если прибор показывает короткое замыкание, то один из диодов пробит и требует замены. Чтобы осуществить проверку регулятора напряжения необходимо подсоединить вольтметр к щёткам. К выводу регулятора подсоединяем «плюс» от аккумуляторной батареи в 12В, а к выводу «земля» присоединяем «минус». Если же напряжение отсутствует, то регулятор дефектный и требует замены. Иногда о нарушении работоспособности или о скором выходе из строя щёток свидетельствует нарушение подачи тока в электропитании автомобиля: пропадает или меркнет свет осветительных приборов и фар, перестаёт работать прикуриватель или радиоприёмник, печка перестаёт греть или АКБ слишком быстро разряжается.
Советы по замене щёток генератора ВАЗ 2107/ ВАЗ 2105
Для осуществления быстрой и безопасной замены щёток необходима смотровая яма. Если вы уверены в обязательности замены именно щеток, то их можно поменять своими руками и без снятия генератора. Для этого отключаем питание АКБ, откручиваем два винта держателя щёточного узла и меняем узел. В другом случае, когда не получается открутить болты или нужна расширенная диагностика исправности деталей генератора, то необходимо произвести снятие генератора. Запрещено проводить проверку генератора «на искру», недопустимо даже секундное соединение зажима «30» с корпусом. В таком случае через вентили идет большой ток, что способствует быстрому выходу их из строя. Проверку необходимо осуществлять только посредством измерительных приборов. Возбраняется запуск генератора автомобиля с отсоединенным аккумулятором. Это приведёт к кратковременному повышению напряжения на клемме «30», вследствие чего придут в негодность детали выпрямителя и устройства электросети автомобиля.
Для замены щёток понадобится следующие инструменты:
- накидные ключи на «8», «13»;
- трещотка;
- набором насадок «на 13», «на 10», «на 17»; «на 19»;
- отвёртка плоская и крестообразная;
- проникающая жидкость WD 40;
- тиски (если понадобятся);
- новые щётки на генератор ВАЗ 2107.
Цена щёток ВАЗ 21013701470 составляет 34 рубля. Их аналог от UTM с артикулом HE0703A — 120 рублей.Цена актуальна для Москвы и области на лето 2022.
Особенности генератора ВАЗ 2101
ВАЗ 2101 имеет два источника электроэнергии — аккумулятор и генератор. Первый используется при выключенном двигателе, а второй — во время движения. Принцип действия генератора ВАЗ 2101 основан на явлении электромагнитной индукции. Он вырабатывает только переменный ток, для превращения которого в постоянный используется специальное устройство.
Главная задача генератора заключается в бесперебойной выработке электрического тока для поддержания работоспособности всех электронных приборов в машине, в том числе и для подзарядки аккумулятора.
Технические характеристики генератора ВАЗ 2101
Генератор связан со шкивом коленвала, приводящим в действие водяной насос. Поэтому в ВАЗ 2101 он установлен в моторном отсеке справа от двигателя. Генератор имеет следующие технические характеристики:
- номинальное напряжение — 12 В;
- максимальная сила тока — 52 А;
- направление вращения ротора — направо (относительно корпуса мотора);
- масса (без блока регулировки) — 4.28 кг.
Обмотки генератора
Всего их две – роторная (возбуждения) и статорная (силовая). Принцип функционирования установки заключается в том, что выработка тока в силовой обмотке возможна лишь при выполнении следующих двух условий:
- Присутствует постоянное магнитное поле.
- Это поле вращается относительно силовой обмотки.
Только при их соблюдении будет работать генератор. Подав напряжение на обмотку ротора, получаем магнитное поле. Так как ротор вращается от коленчатого вала, выполняется второе условие. Но нужно еще обратить внимание на то, какова схема подключения генератора ВАЗ-2101. Он соединен с аккумуляторной батареей параллельно для осуществления зарядки.
Выбор генератора для ВАЗ 2101
Производитель комплектовал ВАЗ 2101 генераторами модели Г-221. Максимальной силы тока 52 А было достаточно для работы всех штатных электроприборов. Однако установка автовладельцами дополнительного оборудования (мощной акустики, навигатора, дополнительных фар и т. п.) привела к тому, что Г-221 перестал справляться с повышенными нагрузками. Возникла необходимость замены генератора на более мощный.
Без особых проблем на ВАЗ 2101 можно установить следующие устройства:
- Генератор от ВАЗ 2105 с максимальной силой тока 55 А. Мощности достаточно для работы обычной акустической системы и, например, дополнительной светодиодной ленты для освещения. Устанавливается на штатные крепления для генератора ВАЗ 2101. Отличия заключаются лишь в том, что реле регулятора встроено в корпус генератора, а на Г-221 оно расположено отдельно.
- Генератор от ВАЗ 2106 с максимальной силой тока 55 А. Выдерживает небольшие перегрузки. Устанавливается на штатные крепления Г-221.
- Генератор от ВАЗ 21074 с максимальной силой тока 73 А. Его мощности достаточно для работы любого дополнительного электрического оборудования. Устанавливается на штатные крепления ВАЗ 2101, но схема подключения немного отличается.
- Генератор от ВАЗ 2121 «Нива» с максимальной силой тока 80 А. Самый мощный в ряду аналогов. Однако его установка на ВАЗ 2101 потребует значительных доработок.
- Генераторы от иномарок. Оптимальный вариант — генераторы от «Фиат». Установка такого устройства на ВАЗ 2101 потребует заметных изменений конструкции крепления генератора и схемы его подключения без гарантий качественной работы.
Фотогалерея: генераторы для ВАЗ 2101
На самом деле водителю ВАЗ 2101 вполне достаточно будет установить генератор от «шестёрки» или «семёрки», чтобы удовлетворить все свои потребности в электроэнергии. Даже при комплексном тюнинге мощности в 60–70 ампер достаточно для поддержания работы всех приборов.
Главное о главном: генератор на ВАЗовском первенце – 2101
Ни для кого не секрет, что генераторный узел является одним из основных в системе электропитания автомобиля. Выход из строя этого механизма приведет к тому, что полноценная эксплуатация машины будет невозможна. В этой статье мы поговорим о том, какая на автомобиле ВАЗ 2101 схема подключения генератора, какие неисправности для него характерны и как произвести диагностику устройства.
Сначала разберем, как устроен генератор ВАЗ 2101 и каковы его технические характеристики. Схема, устройство узла и расшифровка составляющих элементов приведены ниже.
Схема генераторного узла «копейки»
Обозначение элементов механизма
Схема подключения
В отличие от ВАЗ 2105 и более новых моделей авто, на «копейках» генераторный узел изначально идет без регулятора напряжения. Так что для обеспечения нормальной работоспособности в схему необходимо включить внешнее регуляторное устройство.
Обозначения схемы подключения генератора такие:
- Аккумуляторная батарея.
- Обмотка.
- Сам узел в сборе.
- Обмоточный элемент статора.
- Диодный мост, предназначенный для преобразования переменного напряжения.
- Внешнее регуляторное устройство.
- Резисторы.
- Термокомпенсатор.
- Индуктивный дроссельный узел.
- Замок.
- БП.
- Световой индикатор на контрольном щитке.
- Реле для работоспособности индикатора.
Схема соединений устройства
Диагностика своими руками
Как подключить генератор и какая схема зарядки ВАЗ 2101, мы разобрались, теперь поговорим о диагностике. Неисправностей генераторного узла на «копейке» достаточно много. Выйти из строя могут щетки генератора, шкив генератора и другие элементы конструкции.
Чтобы проверить генераторный узел на ВАЗ 2101, можно воспользоваться несколькими вариантами:
- Диагностика при работающем двигателе. Нужно завести машину, в том случае, если на приборке горит индикатор, следует вытащить подсос и увеличить обороты силового агрегата до полутора тысяч. в минуту. Затем на две секунды отключите отрицательную клемму от АКБ, и если в этот момент мотор заглох, то механизм является нерабочим и нужно его проверить. Больше, чем на несколько секунд, АКБ не отключайте, поскольку это приведет к неработоспособности диодного моста.
- Еще один вариант проверки – с использование тестера. Этот вариант позволяет определить работоспособность щеток, а также обмотки возбуждения. Чтобы сделать это, нужно будет отключить всю проводку, которая идет к механизму, и произвести диагностику сопротивления. Используя тестер, замерьте сопротивление между контактом 67, а также корпусом устройства. Узел является исправным в том случае, если в ходе проверки уровень сопротивления составил в районе 4.2-4.7 Ом при 20-градусной температуре помещения или воздуха. Если показатель получился другой, то вероятнее всего, необходима замена щеток генератора.
- Проще всего проверить так: подключить мультиметр на клеммы АКБ и завести авто. Если генератор исправен, то будет зарядка, а если нет, то не будет напряжения АКБ.
Разборка и сборка устройства
Как своими руками разобрать механизм для дальнейшего ремонта?
Подробная инструкция по разборке генератора представлена ниже:
- В первую очередь производится демонтаж устройства из моторного отсека, после снятия его следует очистить от грязи. Чтобы сделать это, может потребоваться компрессор и тряпка, намоченная керосином.
- Демонтаж самого шкива с узла осуществляется с применением специального съемника. Чтобы снять этот элемент, нужно выкрутить гайку и, заранее зафиксировав съемник, спрессовать сам шкив. Шпонку вместе с конической шайбой можно демонтировать.
- Далее, выкручиваются гайки со стяжных винтов, в общей сложности их четыре, после чего можно демонтировать заднюю крышку. Из места установки извлекается роторный элемент.
- После этого откручиваются гайки, которые фиксируют наконечники диодных компонентов с контактами обмоток статора. Далее, из колодок необходимо демонтировать штекер центрального контакта обмотки устройства и отсоединить статорный элемент от крышки.
- После выполнения этих действия выкручивается гайка винта, которая фиксирует выпрямительный блок. Разобранный механизм подлежит ремонту или замене. Дальнейшие действия по сборке осуществляются в обратной последовательности.
Схема подключения генератора ВАЗ 2101
Подключение генератора ВАЗ 2101 осуществляется по однопроводной схеме — к каждому прибору подсоединяется один провод от генератора. Это позволяет легко подключить генератор своими руками.
Особенности подключения генератора ВАЗ 2101
К генератору ВАЗ 2101 подсоединяется несколько разноцветных проводов:
- жёлтый провод идёт от контрольной лампы на приборной панели;
- толстый серый провод идёт от реле регулятора на щётки;
- тонкий серый провод идёт на реле;
- оранжевый провод выполняет роль дополнительного разъёма и обычно при монтаже соединяется с тонким серым проводом.
Неправильное подключение проводов может спровоцировать в электрической цепи ВАЗ 2101 короткое замыкание или скачки напряжения.
Как снять генератор
Для проведения демонтажа вам потребуются следующие инструменты:
- Ключи гаечные на 10, 13 и 17.
- Монтажная лопатка.
- Проникающая смазка типа WD-40.
Первоначально отключаете аккумуляторную батарею и отсоединяете провода от генератора. Желательно все работы производить при слегка приподнятой передней части автомобиля либо на смотровой яме, эстакаде. Перед тем как снять генератор, нужно ослабить приводной ремень. Для этого полностью выкручиваете ключом на 17 гайку с верхней шпильки крепления корпуса к блоку двигателя. С ней никаких проблем возникнуть не должно.
Корпус генератора нужно придвинуть к блоку, после чего снимаете ремень. Проблематично окажется ослабить нижний болт крепления. Он близко к земле, на него часто попадает пыль, грязь, вода. Поэтому заранее обработайте резьбовое соединение проникающей смазкой.
Устройство генератора ВАЗ 2101
Для своего времени конструкция генератора Г-221 оказалась довольно удачной. Он без доработок устанавливался и на последующие модели завода — ВАЗ 2102 и ВАЗ 2103. При должном обслуживании и своевременной замене вышедших из строя элементов он мог эксплуатироваться долгие годы.
Конструктивно генератор Г-221 состоит из следующих основных элементов:
- ротор;
- статор;
- реле регулятора;
- полупроводниковый мост;
- щётки;
- шкив.
Генератор Г-221 крепится к двигателю на специальном кронштейне. Это позволяет жёстко зафиксировать устройство и в то же время защитить его от высоких температур.
Ротор
Ротор — подвижная часть генератора. Он состоит из вала, на рифлёную поверхность которого напрессована стальная втулка и клювообразные полюсы. Эта конструкция выполняет функции сердечника электромагнита, вращающегося в двух шариковых подшипниках. Подшипники обязательно должны быть закрытого типа. В противном случае из-за недостатка смазки они быстро выйдут из строя.
Шкив можно считать как частью генератора, так и отдельным элементом. Он устанавливается на вал ротора и при необходимости легко снимается. Шкив при работающем двигателе вращается коленвалом через ремень и передаёт вращающий момент ротору. Чтобы шкив не перегревался, на его поверхности имеются специальные лопасти, обеспечивающие естественную вентиляцию.
Статор с обмотками
Статор состоит из ряда специальных пластин, изготовленных из электротехнической стали. Для повышения устойчивости к нагрузкам в четырёх местах по наружной поверхности эти пластины соединены сваркой. На них в специальные пазы уложена обмотка из медной проволоки. Всего статор содержит три обмотки, каждая из которых состоит из двух катушек. Таким образом, для выработки генератором электричества используется шесть катушек.
Реле регулятора
Реле регулятора — это маленькая пластинка с электрической схемой внутри, предназначенная для контроля напряжения на выходе генератора. На ВАЗ 2101 реле расположено вне генератора и крепится на задней крышке с внешней стороны.
Диагностика и устранение неисправностей генератора ВАЗ 2101
Существует ряд признаков и сигналов, по которым можно определить, что неисправен именно генератор.
Загорается контрольная лампа зарядки
На приборной панели ВАЗ 2101 есть индикатор зарядки АКБ. Он загорается, если заряд аккумулятора близок к нулю. Это, как правило, происходит при неисправном генераторе, когда питание электроприборов осуществляется от АКБ. Наиболее часто лампочка загорается по следующим причинам:
- Проскальзывание клиновидного ремня на шкиве генератора. Рекомендуется проверить натяжение ремня, а при сильном износе заменить его на новый.
- Выход из строя реле индикатора зарядки АКБ. Следует проверить исправность реле с помощью мультиметра.
- Обрыв в обмотке статора. Необходимо разобрать генератор и зачистить все его элементы.
- Сильный износ щёток. Потребуется замена всех щёток в держателе, даже если изношена только одна из них.
- Короткое замыкание в схеме диодного моста. Следует заменить перегоревший диод или полностью весь мост.
Аккумулятор не заряжается
Одной из задач генератора является подзарядка аккумулятора во время движения. Если этого не происходит, следует обратить внимание на следующие моменты.
- Провисание клиновидного ремня. Необходимо отрегулировать его натяжение или заменить.
- Ослабление креплений наконечников проводов, соединяющих генератор с аккумулятором. Следует зачистить все контакты или заменить повреждённые наконечники.
- Выход из строя аккумулятора. Проверяется и устраняется установкой новой АКБ.
- Повреждения регулятора напряжения. Рекомендуется зачистить все контакты регулятора и проверить целостность проводов.
Аккумулятор выкипает
Если АКБ начала выкипать, то, как правило, её срок службы подходит к концу. Чтобы не рисковать новым аккумулятором, рекомендуется точно выявить причину выкипания. Это может быть:
- Отсутствие постоянного контакта между корпусом регулятора напряжения генератора и массой. Рекомендуется зачистить контакты, а при необходимости заменить их.
- Замыкание в регуляторе. Необходимо заменить регулятор напряжения.
- Выход из строя АКБ. Следует установить новый аккумулятор.
Сильный шум во время движения
Генератор ВАЗ 2101 обычно работает довольно шумно. Причина шума — наличие в конструкции генератора соприкасающихся и трущихся элементов. Если же этот шум стал нестандартно громким, появились стуки, свист и грохот, необходимо выявить причину подобной ситуации. Обычно это связано со следующими неполадками.
- Ослабление фиксирующей гайки на шкиве генератора. Следует затянуть гайку и проверить все стыки креплений.
- Выход из строя подшипников. Потребуется разобрать генератор и заменить подшипники.
- Короткое замыкание в обмотке статора. Необходима замена статора в сборе.
- Скрип щёток. Рекомендуется зачистить контакты и поверхности щёток.
Схема зарядки ВАЗ с инжекторными двигателями
Такая схема идентичная схемам на других моделях ВАЗов. Она отличается от предыдущих, способом возбуждения и контроля на исправность генератора. Он может быть осуществлен при помощи специальной контрольной лампы и вольтметра на панели приборов. Также через лампу заряда происходит первоначальное возбуждение генератора в момент начала работы. Во время работы генератор работает “анонимно”, то есть возбуждение идет напрямую с 30-го вывода.Когда включается зажигание, то питание через предохранитель №10 идет на лампу зарядки в панели приборов. Далее через монтажный блок поступает на 61-й вывод.
Три дополнительные диода обеспечивают питание регулятору напряжения, а он в свою очередь передает его на обмотку возбуждения генератора. В этом случае контрольная лампа будет гореть. Именно в тот момент, когда генератор будет работать на обкладках выпрямительного моста напряжение будет гораздо выше, чем у аккумуляторной батареи. В этом случае контрольная лампа не будет гореть, потому что напряжение с ее стороны на дополнительных диодах будет ниже, чем со стороны статорной обмотки и диоды закроются. Если во время работы генератора контрольная лампа горит в пол накала, то это может означать, что пробиты дополнительные диоды.
Проверка работоспособности генератора ВАЗ 2101
Выход и строя генератора — ситуация довольно неприятная. Специалисты рекомендуют периодически (не реже двух раз в год) проводить оценку его работоспособности для определения оставшегося ресурса.
Нельзя проверять работоспособность генератора на ВАЗ 2101 при отключении от АКБ при работающем двигателе, так как высока вероятность скачка напряжения.
Это можно сделать как на стенде в СТО, так и с помощью осциллографа. Однако не менее точные результаты можно получить и в гаражных условиях с помощью обычного мультиметра.
Проверка генератора мультиметром
Для проверки генератора можно использовать как аналоговый, так и цифровой мультиметр.
Специфика проверки не позволяет проводить работу в одиночку. Поэтому необходимо заранее пригласить товарища, так как один человек должен будет находиться в салоне, а другой — контролировать показания мультиметра в подкапотной части машины.
Алгоритм проверки предельно прост и заключается в выполнении следующих действий.
- Мультиметр устанавливается в режим измерения постоянного тока.
- Прибор подсоединяется к клеммам аккумулятора. На неработающем двигателе он должен показывать от 11.9 до 12.6 В.
- Помощник из салона заводит двигатель и оставляет работать на холостом ходу.
- В момент запуска двигателя регистрируются показания мультиметра. Если напряжение резко упало, ресурс генератора незначителен. Если же напряжение, напротив, подскочило (примерно до 14.5 В), то избыточный заряд в ближайшем будущем приведёт к выкипанию АКБ.
Видео: проверка генератора ВАЗ 2101
Нормой считается небольшое падение напряжения в момент запуска мотора и быстрое восстановление рабочих характеристик.
Проверка генератора на машине
В первую очередь нужно посмотреть, цел ли ремень генератора. Если он не порван, тогда проверяется натяжение ремня. Затем очередь за аккумулятором. Тестером (мультиметром) замеряем напряжение на клеммах. Оно должно быть в районе 12−12,7 вольт. Если все нормально, запускаем двигатель. Если батарея разряжена, заряжаем и опять заводим мотор.
Замеряем напряжение на клеммах аккумуляторной батареи (АКБ). Оно должно быть в заданных пределах, обычно от 13,2 до 14,5 вольт. Но на современных автомобилях эти пределы могут отличаться. Если имеется руководство по эксплуатации, то можно ознакомиться с ним. Отклонение от заданных значений в любую сторону является неисправностью. Эти отклонения могут быть трёх видов:
- Отсутствие зарядного тока — генератор не работает.
- Зарядный ток есть, но ниже минимального значения — идёт недостаточный заряд АКБ.
- Напряжение выше максимального значения — перезаряд АКБ.
Все три случая говорят о существующей неисправности в системе электрического снабжения автомобиля. нужно провести комплексную проверку генератора.
Но перед этим проведите визуальный осмотр всех проводов и кабелей, которые идут от генератора к аккумулятору. Не должно быть видимых повреждений, обрывов и окислений электропроводки. Обязательно проверьте клеммы на аккумуляторе, стартере и генераторе. Они должны быть чистыми и сухими. Любые окисление, ржавчину и грязь надо почистить. Нередко это помогает восстановить утраченный контакт и автомобиль начинает работать, как положено. Если же это не помогло, приступаем к детальной проверке.
Использование мультиметра
Для дальнейшей проверки лучше снять генератор с автомобиля. В первую очередь снимите с генератора реле-регулятор и проверяем его. Для проверки стабилизатора напряжения понадобятся мультиметр и зарядное устройство с регулирующимся напряжением. Лучше будет вместо зарядного устройства использовать блок питания. Регулировки напряжения от 0 до 16 вольт будет вполне достаточно.
Плюс блока питания соедините с регулятором — обычно это штекерное соединение «папа». Минус цепляйте к минусу, он обычно выводится на ухо крепления реле. Красный провод тестера соедините с плюсовым проводом блока питания, чёрный — с минусом. К щёткам подсоедините два зачищенных провода, по одному на каждую. К другим предварительно зачищенным концам подсоединяется лампочка (ее можно на время проверки снять с задних фонарей автомобиля). Стенд для проверки готов.
Прозвонка реле-регулятора
Подключите к сети блок питания, осторожно ручкой регулятора начинайте поднимать напряжение. Одновременно с этим следите за показаниями мультиметра. Лампочка в самом начале не должна гореть, но по мере поднятия напряжения должна загореться, сначала в пол-накала и по мере прибавления яркость должна увеличиваться
Лампочка в самом начале не должна гореть, но по мере поднятия напряжения должна загореться, сначала в пол-накала и по мере прибавления яркость должна увеличиваться.
Читать также: Толщиномер не показывает значения
При достижении отметки в 14,5 вольт регулятор должен сработать, отсекая напряжение. Лампочка после этого должна потухнуть. Принято считать, что стабилизатор рабочий, если он отсекает ток на значениях от 14,2 до 14,8 вольт. Если же это происходит на более низких или более высоких показателях, то регулятор напряжения неисправен. А также реле неисправно, если отсечение тока отсутствует вовсе.
В случае неисправности реле меняем его на новое. Если же оно исправно, продолжаем проверку.
Ремонт генератора ВАЗ 2101 своими руками
Отремонтировать генератор ВАЗ 2101 своими руками довольно просто. Все работы можно разделить на пять этапов:
- Демонтаж генератора с автомобиля.
- Разборка генератора.
- Дефектовка.
- Замена износившихся и неисправных элементов на новые.
- Сборка генератора.
Первый этап: демонтаж генератора
Для демонтажа генератора ВАЗ 2101 потребуются:
- рожковые ключи на 10, 17 и 19;
- монтажная лопатка.