Съемник шаровых опор своими руками: инструкция и материалы

Шаровые опоры относятся к расходным материалам, которые сложно демонтировать без специального оборудования.

Посадочный узел постоянно находится под силовым давлением, в результате чего металлические части буквально прикипают друг к другу. Универсальные съемники подходят не всегда, исполнение подвесок на разных автомобилях отличается друг от друга.


Даже в одном автомобиле, на каждом рычаге подвески могут применяться различные конструкции узла крепления. Покупка нескольких комплектов оснастки обходится слишком дорого, поэтому многие мастера предпочитают изготавливать съемник шаровых опор своими руками.

Для чего нужны шаровые опоры?

Конфигурация подвески автомобиля (особенно передней), должна обеспечивать строго горизонтальное расположение оси вращения колеса относительно дороги. При этом, ступица является поворотным узлом.

Перед инженерами стоит сложная задача: шарнир должен иметь свободу движения минимум на 180° во всех плоскостях. Шаровые опоры служат именно для придания подвижности подвеске, при сохранении прочностных характеристик.

Узел представляет собой стальной хвостовик с резьбой, который крепится на поворотном кулаке ступицы. На конце хвостовика расположен шарнир в виде шара в сферической оболочке.

Конструкция съемника

Для того, чтобы выпрессовать шарнир из подвески, требуется нешуточное усилие. Некоторые автовладельцы просто выбивают хвостовик кувалдой, при этом есть риск повредить резьбу.

Для облегчения демонтажа придуман съемник шаровых опор, с помощью которого можно создать усилие без ударной нагрузки. Чтобы понять, как сделать приспособление своими руками, рассмотрим различные варианты исполнения:

На иллюстрации изображен винтовой съемник шаровых опор.

  1. Палец шарнира (1) плотно установлен в корпусе поворотного кулака (2).
  2. На кулак надевается кронштейн съемника (3).
  3. C помощью винтового упора (4) создается необходимое давление на палец.

Преимущество конструкции – равномерное и направленное давление съемника на шаровую опору позволяет избежать перекосов и повреждений узла. Недостаток – инструмент можно использовать только при наличии свободного пространства над крепежной гайкой.

Несмотря на сложность конструкции, такой съемник шаровых опор можно изготовить своими руками. Вам потребуются:

  • стальной лист толщиной не менее 4 мм;
  • болт с классом прочности от 9,8 и выше;
  • гайка, или выточенная на токарном станке втулка с резьбой;
  • сварочный аппарат, болгарка.

Конструкция и размеры съемника разрабатываются под конкретную шаровую опору, приспособление не универсально.

Если место установки шаровых опор достаточно компактно, можно изготовить съемник из обрезка трубы, приварив на торцах заглушки с отверстиями. К одной из них приваривается упорная гайка.

Альтернативный метод

Напоследок отметим, что выпрессовать палец опоры или наконечника можно даже, если нет возможности изготовить съемный механизм. Но такой метод следует использовать только в крайних случаях. Для извлечения пальца потребуется наличие монтировки и молотка.

Монтировка используется в качестве рычага и ее нужно установить так, чтобы создать усилие на отжатие опоры или наконечника, к примеру, поместить ее между рулевой тягой и проушиной стойки.

После создания усилия монтировкой, необходимо молотком наносить мощные удары по телу проушины. Если все правильно сделать, то после 2-3 ударов палец выскакивает.

Недостатком этого метода является то, что из-за ударных нагрузок можно повредить проушину, поэтому желательно все же применять съемники, а не выбивать опору.

Источник

Съемник типа клин (или вилка)

На иллюстрации показан фабричный вариант. Работа с таким съемником требует физических усилий. Чем длиннее рычаг – тем легче демонтировать шарнир.

Принцип работы простой: загоняется клин между корпусом шаровой и рычагом подвески, затем с помощью рычага производится отрыв хвостовика от посадочного гнезда.

Серьезный недостаток приспособления – есть возможность повреждения рычага подвески. Пыльник шаровой опоры также рвется, поэтому использовать его повторно не получится.

Такой съемник можно изготовить из стального круга 12-16 мм. Понадобится сварочный аппарат и работа кузнеца. Клиновидную форму «вилки» лучше придать с помощью ковки: если вы просто сточите металл, утратится прочность.

После окончательной обработки самодельного съемника, его необходимо закалить. Сталь нагревается до малинового цвета, и погружается в воду или масло.

Дополнительные советы

Закручивать болты и гайки рекомендуется с определенным усилием при помощи динамометрического ключа. Информацию о моментах затяжки можно найти в интернете на тематических сайтах. Если такого ключа у вас нет и покупать его не планируете, просто будьте внимательны. Чрезмерными усилиями можно сорвать резьбу, а ослабленные резьбовые соединения могут сказаться на безопасности. Чувствуйте меру.

Снятые болты и гайки при необходимости очищайте щеткой по металлу, обрабатывайте «Жидким ключом», смазывайте графитной смазкой. Это предотвратит закисание и облегчит работы в будущем.

После любого вмешательства в систему подвески рекомендуется делать развал-схождение на специализированных СТО.

ПОДЕЛИТЬСЯ:

Рычажный съемник

В отличие от винтового, приспособление использует как силу резьбы, так и рычага.

Принцип работы виден на иллюстрации:

Плечо рычага относительно оси шарнира увеличивает силу на резьбе как минимум в два раза. Срыв пальца шаровой происходит более равномерно. Благодаря вынесенному шестиграннику, элементы подвески не будут мешать рукоятке ключа при затяжке болта.

Рычажный съемник шаровых опор можно изготовить своими руками, только для этого потребуется больше материалов. Простейший вариант – две толстые стальные пластины, стянутые болтом.

В середину укладывается втулка: в качестве распорной оси вращения (по аналогии с бельевой прищепкой). При определенной аккуратности, приспособление нормально работает.

Если вы располагаете сварочным аппаратом, лучше изготовить конструкцию по аналогии с промышленным образцом. Размеры подбираются в соответствии с конструкцией вашей подвески.

В качестве донора может пригодиться старый рожковый ключ (20-30 лет назад не экономили на качестве металла для инструмента).

Самодельный съемник шаровой опоры, чертеж с размерами – видео

Покупаем запчасти

Подбор запчастей осуществляется по VIN-коду вашего автомобиля, что исключает ошибку подбора. Но перестраховаться и обратить внимание на шаровую опору при диагностике не будет лишним. На некоторых автомобилях левая опора отличается от правой. Выбирая производителя, прислушиваемся к рекомендациям продавца. Соотношение цены и качества должно быть удовлетворяющим. Шаровая опора – важный элемент подвески, влияющий на безопасность движения, поэтому экономить на ней не стоит.

Передние левая и правая шаровые опоры на Toyota Corolla EE90

В зависимости от производителя, к шаровой опоре может прилагаться комплект новых крепежных болтов и гаек.

Очень важный момент! Старые крепежные элементы довольно часто «закисают», что вызывает сложности при демонтаже. Порой, открутить их получается только деформировав. Срезанные резьбы, обломанные болты, сорванные грани могут заставить ехать в магазин посреди ремонтных работ, оставляя автомобиль разобранным. В случае отсутствия в комплекте новых метизов интересуемся, где их можно приобрести, возможно ли вернуть товар в случае ненадобности.

Как часто нужно менять шаровую опору?

Периодичность замены шарниров определена в инструкции по техническому обслуживанию любого автомобиля. Однако, с учетом «качества» дорог, опоры выходят из строя значительно чаще установленного срока 40-60 тысяч км.

Кроме того, если поврежден резиновый пыльник, внутрь шарнира попадает влага и грязь. Если вовремя не заметить порыв – узел выйдет из строя через несколько сотен километров.

Износ диагностируется по наличию люфта и характерному стуку подвески. Рекомендуется регулярно проверять состояние шарниров, особенно после поездок по разбитому асфальту или в условиях бездорожья.

Тем. кто ремонтирует автомобиль собственными силами в гараже, известно. что многие виды работ вряд ли можно сделать без приспособлений, в частности — без съемников. В магазинах обычно их можно купить по предварительному заказу, исполнения которого приходится ждать иногда довольно долго. Цена этого механизма тоже немалая.

С помощью предлагаемых вниманию читателей самодельных приспособлений можно извлекать пальцы шаровых опор из конических отверстий рычагов и тяг без повреждений деталей. Причем съемники почти универсальные и пригодны для ремонта соответствующих (да и других) узлов большинства автомобилей. и не только легковых.

Материал для изготовления съемников можно подобрать и приобрести в любом пункте приема черного металлического лома.

Пошаговая инструкция по изготовлению

Приспособление для съема шаровых опор довольно сложное, но если следовать пошаговой инструкции можно выполнить его самостоятельно:

Готовое приспособление пригодно для экстренной и плановой замены шаровых опор на Жигулях и Ланосе, а также некоторых марок зарубежных производителей.

Изготовленный съемник не является универсальным и не может использоваться для разных узлов, но если в первый раз его удалось выполнить, то последующие варианты получатся гораздо легче.

15 лет я ремонтирую разного рода автомобилей, включая такие марки как Ваз, Уаз, Chevrolet, Mazda, Kia и многие другие. Все что связано с коробкой, двигателем или ходовой. Вы можете написать мне свой вопрос ниже в комментариях и я постараюсь развернуто на него ответить.

Источник

Съемник винтовой для снятия шаровых пальцев

Основные детали съемника изготовлены из стальной полосы сечением 18×3 мм общей длиной 460 мм. Также подойдет и круглый пруток диаметром 18 мм, но его нужно доработать: от фрезеровать или сточить напильником с противоположных сторон параллельные грани с расстоянием между ними 13 мм. Для изготовления съемника потребуются, кроме обычных инструментов (ножовка по металлу, напильники, пассатижи и др.), «болгарка» и сварочный аппарат.

Конструкция съемника несложная и понятна из рисунка и фотографий.

Планка (верхняя деталь) сварена из двух полос сечением 18×13 мм (хотя можно подобрать и одну, таких же размеров). Длина каждой полосы — 95 мм. В планке, почти по центру, выполнено резьбовое сквозное отверстие М12, а у конца вырезан паз длиной 20 мм, шириной 13 мм и глубиной 2 мм под фиксирующий винт М12х55 (чтобы планки не поворачивались одна относительно другой). Клиновая вилка (нижняя деталь) сварена из трех полос: две полосы длиной по 95 мм по краям, в середине — полоса длиной 55 мм. На заготовках в местах сварки предварительно снимаем фаску 3×45° по всей длине. Сварные швы следует обстучать и зачистить.

Чертежи съёмников. Приспособления для ремонта. Инструмент

В данной теме будут даваться чертежи съёмников и приспособлений для ремонта автомобиля, а также чертежи специального инструмента.
На настоящий момент имеются следующие чертежи:

Чертёж съёмника гайки штока стойки передней подвески.

Чертёж универсального винтового съёмника пальцев рулевых тяг.

Чертёж стяжек пружин передней и задней подвесок.

Чертёж съёмника для выпрессовки сайлент-блока амортизатора задней подвески.

Чертёж съёмника для запрессовки сайлент-блока амортизатора задней подвески.

Чертёж съёмника ступичного подшипника переднего и заднего колёс.

Выколотки для выбивания ступичного подшипника

Фото выколоток для выбивания ступичного подшипника

Оправки для запрессовки ступичного подшипника

Фотография оправок для запрессовки ступичного подшипника переднего и заднего колеса ВАЗ-2108, ВАЗ-2109, ВАЗ-21099, ВАЗ-2113, ВАЗ-2114, ВАЗ-2115. На фотографии также показаны кольца от старых ступичных подшипников, они также помогают при запрессовке.

Чертёж съёмника для замены резинометаллических шарниров задней балки.

Замена резинометаллических шарниров задней балки

Фотография съёмника

Чертёж съёмника для замены сайлентблоков рычага передней подвески.

Фотографии съёмника

Съёмник для замены сайлентблоков рычага передней подвески

Приспособление для сжатия тормозных цилиндров.

Приспособление для сжатия тормозных цилиндров изготовлено из старых тормозных колодок. Вроде всё видно на фото.

Фото приспособления для сжатия тормозных цилиндров.

Чертёж приспособления сжатия тормозных цилиндров

Источник

Съемник-вилка

У кого же нет ни денег, ни станков, и даже хороших слесарных навыков, предлагаю изготовить самому очень простой и надежный съемник.

Материал: стальной пруток диаметром 18 мм. Съемник сварен из трех деталей в виде вилки. Для изготовления потребуются «болгарка» (хотя можно обойтись ручной ножовкой по металлу и большим драчевым напильником) и сварочный аппарат (если его нет, то можно обратиться к сварщику даже невысокой квалификации).

Принцип работы съемника очень простой. Сначала отвинчиваем гайку с шарового пальца. Вставляем вилку съемника между рычагом и тягой насколько можно (до упора) и ударяем молотком по штырю. Если надо — удар повторяем до тех пор, пока стержень шарового пальца не выйдет из конического гнезда рычага.

Самодельный съемник шаровых опор: 19 фото пошагового изготовления своими руками.

Предлагаем Вашему вниманию самодельное приспособление — съёмник для шаровых опор сделанное умельцем Александром Панковым.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]