Снаряженная масса автомобиля, полная масса и максимальная: в чем разница

Многим автолюбителям хорошо известны такие понятия, как снаряженная масса, полная масса и максимально допустимая масса автомобиля. Как правило, снаряженная масса авто обычно указана в техпаспорте, также данный показатель отражен в списке основных технических характеристиках модели транспортного средства. То же самое можно сказать и о полной массе.

При этом достаточно часто среди непрофессионалов в этом вопросе возникает определенная путаница. Если к этому также добавить такие понятия, как максимально разрешенная масса, расчетная масса и номинальная масса авто, в этом случае даже опытный водитель может не дать точного ответа.

Далее мы рассмотрим, что такое масса снаряженного автомобиля, полная масса автомобиля, а также что представляет собой определение «максимальная разрешенная масса» и т.д.

Отличия снаряженной, полной и максимально допустимой массы автомобиля

  • Отличия снаряженной, полной и максимально допустимой массы автомобиля
  • Что такое снаряженная масса автомобиля
  • Масса полезной нагрузки
  • Максимально допустимая (полная) масса

Характеристика массы автомобиля — это первоочередный критерий для расходования топлива и других показателей, влияющий и на всевозможные системы авто. Основные понятия, касающиеся масс транспортного средства, обычно, рассказывают в автошколе. Тем не менее, для многих автовладельцев это сложный вопрос. В данной статье мы расскажем, какая разница между полной массой иснаряженной и что это такое; а так же выясним, что такое масса полезной нагрузки и максимально допустимая масса.

  • Что такое снаряженная масса автомобиля
  • Масса полезной нагрузки
  • Максимально допустимая (полная) масса

Что такое снаряженная масса автомобиля

Снаряженная масса автомобиля — это масса транспортного средства, которая учитывает вес стандартного оборудования (запасного колеса, инструментов), массу всех эксплуатационных материалов (топлива, охлаждающей жидкости, масла и т. д.), но не учитывает массу груза, водителя и пассажиров. Другими словами, суммарное значение масс всех компонентов пустого, заправленного до полного бака ТС,что имеет все стандартное оборудование и необходимые уровни жидкостей и означает снаряжённую массу автомобиля.

Снаряженную массу еще называют массой без нагрузки, в то время, как полной массой ТС считают массу, которая включает вес оборудования, расходных материалов, а также массу водителя, массу пассажиров и груза. То есть, разница между полной и снаряженной массами заключается в весе водителя, пассажиров и грузов, перевозимых машиной.

Упомянем также такое понятие как сухая масса авто. Это настоящий вес машины как конструкции, устройства, механизма. Иначе говоря, это общая фактическая масса не снаряженного транспортного средства без каких-либо расходных жидкостей.

Масса полезной нагрузки

Теперь речь пойдет о такой важной техничной и основной эксплуатационной характеристике транспортных средств как грузоподъемность, иными словами, о массе полезной нагрузки. Это суммарный вес всего груза (отвечающий общетехническим и эксплуатационным характеристикам ТС), который перевозит автомобиль. Установив допустимую максимальную нагрузку на ось подвижного состава на метр пути, можно определить расчетную массу полезной нагрузки транспортного средства.


Условно грузоподъемность можно разделить на
расчетную и номинальную. Если расчетная учитывает только допустимый вес, который может перевезти транспорт, то номинальная учитывает и качество дороги. На твердом покрытии она может составлять от 0,5 т (для легковых авто) до более 28 т (для самосвалов).

Максимально допустимая (полная) масса

Если же говорить о разрешенной максимальной массе транспортного средства, то это масса снаряженного и предельно нагруженного автомобиля, предусмотренная разработчиком. Так же учитывается вес водителя и пассажиров. У каждой марки и модели есть собственная максимально допустимая масса, которая зависит от материалов, использованных в производстве машины, конструкции кузова и других деталей авто.

В ПДД также говорится, что подразрешенной максимальной массойавтопоезда имеют в виду сумму максимально допустимых масс всех транспортных средств, которые составляют поезд. Также стоит упомянуть, что с 2015 года КабМином Украины введены некоторые ограничения для грузовиков, направленные на сохранение целостности дорожного полотна. Как сказано в Постановлении № 8669 от 21.10: для перевозки делимых грузов, разрешенная максимальная масса грузового автомобиля составляет не более 40 тонн, что относится к дорогам общего пользования.

Как видим, все понятия предельно просты и понятны. Надеемся, все вышесказанное вам пригодиться и путаницы возникать не будет.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

Что в итоге

Как видно, понятие масса автомобиля может отличаться. Важно понимать, о какой именно массе авто идет речь в каждом конкретном случае (снаряженная, полная, разрешенная, сухая масса, расчетная, номинальная и т.д.). При этом приведенная выше информация позволяет лучше разобраться в данном вопросе, что в определенных ситуациях исключает распространенные ошибки.

Рекомендуем также прочитать, что такое крутящий момент двигателя автомобиля. Из этой статьи вы узнаете о том, чем отличается мощность ДВС от крутящего момента, а также на что влияют данные параметры.

Напоследок отметим, что многие авто, как легковые, так и грузовые, имеют специальные таблички на кузове. Указанные таблички зачастую отображают полезную информацию о том, какое давление в шинах нужно поддерживать, а также какой является полная масса автомобиля.

Эти данные позволяют повысить безопасность при перевозке пассажиров и грузов, а также удается более точно понять, сколько груза можно перевозить в том или ином автомобиле с поправкой на заявленные самим авто производителем характеристики в плане грузоподъемности. В свою очередь, это позволит избежать случайно перегрузки авто и преждевременных поломок или сильного износа узлов и агрегатов транспортного средства.

Вес автомобиля: с нагрузкой и без нагрузки

Итак, начнем с того, что масса автомобиля может быть снаряженной и полной. Именно такая информация содержится в техническом паспорте ТС. Если просто, масса авто сильно влияет на его динамические характеристики, на показатели расхода топлива и т.д. Получается, данный критерий оказывает прямое влияние на целый ряд важных показателей. По этой причине его указывают обязательно.

  • Так вот, снаряженная масса автомобиля — это масса ТС без нагрузки. В свою очередь, полная масса автомобиля – это масса с учетом максимально допустимой расчетной нагрузки. Чтобы четко понимать какая разница между полной массой и снаряженной массой, достаточно рассмотреть простой пример.

Другими словами, чтобы понимать, что такое снаряженная масса автомобиля, достаточно представить полностью заправленный и штатно укомплектованный авто, в котором нет пассажиров и груза. Получается, данный параметр не учитывает массу полезного груза, который способен перевозить автомобиль.

Кстати, в некоторых странах ЕС в снаряженную массу включены дополнительные 75 кг, которые представляют собой усредненный показатель массы водителя. Это значит, что в ряде случаев вес водителя все же может быть включен в снаряженную массу. Логика в этом случае такова, что наличие водителя является обязательным условием для движения авто, то есть вес водителя никак нельзя считать отдельной полезной нагрузкой.

  • В свою очередь, полная масса представляет собой суммарную массу снаряженного авто, пассажиров и водителя, а также грузов, которые способен перевозить тот или иной автомобиль. Получается, снаряженная масса — масса авто вообще без нагрузки (за исключением случаев, когда в качестве снаряженной массы еще учитывается вес водителя). В свою очередь, максимально допустимая (полная) масса – масса ТС, водителя и пассажиров в салоне, а также грузов.

Так вот, разрешенная максимальная масса или максимально допустимая (полная) масса транспортного средства представляет собой вес снаряженного и полностью нагруженного автомобиля, который допускает сам изготовитель ТС.

Добавим, чтобы понять, какой вес можно перевозить, важна масса предельно допустимой нагрузки на каждую ось автомобиля. Такие данные есть в технических характеристиках, также может иметься специальная информационная табличка, прикрепленная к кузову авто.

  • Еще добавим, что также есть понятие массы только самого автомобиля (так называемая сухая масса). Фактически, это вес машины без учета залитых технических жидкостей. Данный параметр не сильно влияет на повседневную эксплуатацию. Однако это не все. Что касается веса авто, в ряде случаев еще нужно знать, что такое масса полезной нагрузки.

Этот параметр также является важной техничной и эксплуатационной характеристикой. Простыми словами, масса полезной нагрузки – это грузоподъемность транспортного средства (суммарный вес всего груза, который может перевозить тот или иной автомобиль). Часто это понятие приравнивается к полной массе.

Сама грузоподъемность бывает расчетной и номинальной. При этом грузоподъемность определяет только максимально допустимый вес, который можно перевезти, тогда как номинальная отдельно учитывает и качество дорожного покрытия.

Если суммировать, важнейшие показатели:

  • снаряженная масса — масса готовой к эксплуатации машины со стандартным оборудованием, но без учета массы пассажиров, водителя и груза;
  • сухая масса– вес неснаряженного авто (без топлива, технических жидкостей и некоторого оснащения);
  • максимальная масса или допустимая полная масса– допустимый вес максимально загруженного автомобиля (водитель, пассажиры и груз), который предусматривает сам производитель авто;

Полезные советы

На практике, владельцы легковых авто не часто задаются вопросом максимально разрешенной массы машины. Как правило, авто просто загружают и дальше перевозят груз, не учитывая максимально допустимой массы. Однако если владелец заботиться об исправности ТС и нацелен на сохранение ресурса и увеличение срока службы автомобиля в целом, данный показатель никак нельзя игнорировать.

Причина вполне очевидна, так как в случае превышения допустимой массы возникает повышенная нагрузка на кузов, двигатель, трансмиссию, ходовую часть и подвеску автомобиля. При сильной перегрузке активно изнашивается и быстро выходит из строя в машине буквально все, начиная с двигателя и коробки передач и заканчивая амортизаторами, ступичными подшипниками, тормозными дисками и тормозными колодками.

Рекомендуем также прочитать статью о том, чем отличается КПД бензинового и дизельного двигателя. Из этой статьи вы узнаете о том, почему эти моторы имеют сильные отличия в плане КПД, а также какие плюсы и минусы характерны для данных силовых установок.

Также следует учитывать, что при максимальной загрузке даже в допустимых пределах заметно увеличивается нагрузка на сцепление и трансмиссию, а также сильно нагружаются тормоза. Еще большой вес может отказывать заметное влияние на управляемость и устойчивость ТС на дороге.

При загрузке важно правильно распределять грузы по осям, а также учитывать максимально допустимую нагрузку на каждую сторону или даже колесо. Например, производители шин и самих автомобилей специально указывают, какую нагрузку способна выдержать та или иная покрышка, какое давление следует поддерживать с учетом разной загрузки и т.д.

Зачем необходимо знать снаряженную массу автомобиля?

Существует много ситуаций, в которых вам может понадобиться информация о снаряженной массе машины. В первую очередь, это буксировка. У каждого авто есть предельная масса буксируемого груза. Если вы попросите о буксировку машину, которая технически не может тянуть ваш автомобиль, придется в последствии разбираться с различными неполадками. Следует помнить о снаряженной массе автомобиля и в тех ситуациях, когда вы проезжаете опасные места, локальные мосты через небольшие реки. На некоторых подобных местах даже присутствуют предупреждения с ограничением массы машины. Поэтому стоит следовать всегда таким правилам:

  • при покупке машины следует сразу узнать ее снаряженную массу, которая указана заводом-изготовителем;
  • необходимо выяснить формулу, по которой рассчитывалась снаряженная масса и запомнить цифру;
  • при необходимости оценить вес автомобиля вы можете прибавить к значению массы вес людей в авто;
  • также не забывайте о ситуативном багаже, который не учтен в снаряженной массе вашего автомобиля;
  • о топливе, масле, огнетушителе и аптечке переживать не стоит — эти элементы уже учтены в показателях.

Как видите, знать показатель снаряженной массы для владельца автомобиля необходимо. Это один из важных моментов технических характеристик, который учитывает все тонкости, коих набирается порой до 500 килограмм. Вы никогда не посчитаете оптимальный вес машины, если будете знать только чистую массу. Но узнайте, участвовал ли в подсчете снаряженной массы для вашего автомобиля фактор веса водителя. Это можно уточнить у официального дилера или на сайте производителя в технической поддержке владельцев.

Экскурс в историю становления ограничений на размеры грузовых автомобилей

Основным нормативным документов относительно ограничений на размеры грузовых автомобилей в Европе является Директива совета ЕС №96/53/ЕС. Первыми государствами старого света, изменившими допустимую длину и массу автопоездов до 25,25 м и 60 т, были Швеция и Финляндия. В этих странах разрешена эксплуатация двух типов автопоездов: сформированных из трехосного тягача и 5-осного прицепа, выполненного на базе серийного 3-осного полуприцепа с 2-осной подкатной тележкой и седельно-прицепные автопоезда (СПА), где к серийному полуприцепу прицепляется 2-осный прицеп, обычно с центральной осью. На отечественных дорогах автопоезда новых образцов появились достаточно давно. Они курсируют между городами Швеции, Финляндии и Санкт-Петербургом, Москвой.В рамках международных перевозок эти транспортные средства также должны были появиться, но законодательство стран Европы (за исключением Швеции и Финляндии) не настолько совершенно, чтобы в краткие сроки изменить ограничения на габариты грузовых автомобилей. Аналогичная ситуация и в странах СНГ. Полезный объем таких автопоездов достигает 160 кубических метров. Скандинавские государства не сразу пришли к длине автопоездов в 25,5 метров. Сначала им удалось разрешить грузовые автомобили длиной в 24 метра. Стандартов определяющих допустимые нормы массы грузовых автомобилей и автомобилей-тягачей на постсоветском пространстве сейчас нет. Единственный подходящий ГОСТ отменили больше 25 лет назад. По нему полная масса 5-осного седельного или одноприцепного автопоезда не должна была превышать 40 тонн, длина 20 метров, а с двумя прицепами – 24 метров. Эксперты считают противоречивым и необдуманным«Соглашение о массах и габаритах транспортных средств, осуществляющих межгосударственные перевозки по автомобильным дорогам стран-участников СНГ», которое вступило в силу 4 июня 1999 года. Предельно допустимая масса автопоезда по этому «соглашению» должна составлять 44 тонны. Даже в североамериканских странах, где действуют самые жесткие в мире нормы в отношении осевых нагрузок и масс автопоездов, этот показатель составляет 48 тонн. Аналогичная ситуация с 6-осным седельным автопоездом, масса которого не должна превышать 38 тонн. При этом в Европейском союзе согласно Директиве ЕС №96/53 допустимая масса автопоезда – 44 тонн. Наиболее либеральное отношение к размерам грузовых автомобилей у Китая. Какие-либо ограничения там существуют только на бумаге.По документам, регламентированы нормы, аналогичные Директиве ЕС №96/53/ЕС, но на дорогах встречаются «монстры» огромных размеров. В Северной Америке длина полуприцепа не должна превышать 16,15 м, а ширина – 2,6 м. В Европе аналогичные ограничения строже: длина – 13,6 м, ширина – 2,6 м. Из-за подобных разногласий в отношении допускаемых стандартов усложняется процесс перевозки грузов контейнерами. Так 45, 48 и 53 футовые контейнеры в Европе не встречаются вообще, хотя в США и Канаде повсеместно эксплуатируются.

Что такое паспорт транспортного средства и зачем он нужен

Паспорт транспортного средства (ПТС) – это один из основных документов на автомобиль, который содержит в себе информацию о технических характеристиках автомобиля, сведения о владельцах и учете/снятии с учета транспортного средства.

Фото: образец ПТС

ПТС утвержден Приказом МВД РФ, Министерства промышленности и энергетики РФ и Министерства экономического развития и торговли РФ от 23 июня 2005 г. N496/192/134 «Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств».

Паспорт ТС является документом строгой отчетности и печатается на бланках синего цвета, изготавливаемых предприятием «Госзнак». Все бланки имеют защитную полосу и специальные водяные знаки.

ПТС могут выдавать следующие органы:

  • Таможни. При перевозе автомобиля через границу.
  • Органы ГИБДД. В случае замены или утраты ПТС.
  • Заводы-изготовители. При первичной покупке автомобиля.

В ПТС содержатся 24 графы:

  • VIN (идентификационный номер). Как правило, он состоит из 17 цифр и букв. Это заводские характеристики автомобиля.
  • Марка и модель автомобиля. Название и марка могут быть вписаны как на русском, так и на английском языке.
  • Тип транспортного средства (легковой, грузовой, мотоцикл и т. д.).
  • Категория транспортного средства (A, B, C, D, E).
  • Год выпуска автомобиля.
  • Модель и номер двигателя.
  • Шасси, рама.
  • Кузов. Речь идет о номере, который может быть схож с VIN, или, например, для американских автомобилей, которые предназначены для внутреннего рынка, отличаться.
  • Цвет кузова.
  • Мощность двигателя (л. с.).
  • Рабочий объем двигателя (куб. см).
  • Тип двигателя.
  • Разрешенная максимальная масса автомобиля.
  • Масса без нагрузки (кг).
  • Страна-изготовитель.
  • Одобрение типа ТС. Другими словами, экологический класс: Евро-1, 2, 3, 4, 5.
  • Страна вывоза автомобиля.
  • Серия, номер таможенной декларации.
  • Таможенные ограничения.
  • Наименование и ФИО собственника автомобиля.
  • Адрес.
  • Организация, которая выдала ПТС.
  • Адрес организации, выдавшей ПТС.
  • Дата выдачи ПТС.

В ПТС автомобиля, помимо вышеуказанной информации, можно включить данные обо всех владельцах автомобиля, об изменении технических характеристик транспортного средства, о выдаче дубликата ПТС.

Копии паспортов, выполненные любым способом, в том числе фотокопии или светокопии, не могут служить заменой подлинников паспортов.

Европейские нормы токсичности выхлопных газов дизельных двигателей грузовых автомобилей

Требования генеральной ассамблеи ООН в части выбросов загрязняющих веществ для тяжелых грузовых автомобилей,оснащенных дизельным двигателем, г/(кВт. ч) На каждом грузовом автомобиле должна проставляться маркировка в соответствии с его стандартом. Для обозначения используются буквы латинского алфавита.

Стандарт (год) Оксид углерода – СО Углеводороды – НС Оксид азота – N0x Дымность – Smoke
Евро-0 (1988)
Евро-1 (1992)
Евро-2 (1996)
Евро-3 (2000)
Евро-4 (2005)
Евро-5 (2008)
Евро-6 (2013)

Автотранспортное средство, отвечающее соответствующим требованиям обозначается буквой размещаемом на кабине или бампере грузовика:

  • U – «Umwelt» («Природа»), стандарт Евро-1,
  • E – «Green Lorry» («Зелёный грузовик»). Понятие «Green Lorry» включает в себя следующие требования: нормы выброса загрязняющих веществ EURO-2, нормы шума- 78-80 дБА. На такой грузовик заполняют сертификат соответствия и устанавливают табличку U или E
  • S – «Supergreen» («Очень зелёный»), стандарт Евро-2
  • G – «Greener and Safe Lorry» («Более безопасный и «зелёный» грузовик»)
  • L – «Larmarm Kraftfahzeuge» (тягач с низким уровнем шума) в Австрии с 1 декабря 1989 года грузовик, движущийся ночью (с 22:00 до 5:00) по территории Австии, должен соответствовать этим нормам по шуму.

С 2001 вывели еще одно определение автотранспортного средства — «ЕВРО-3 безопасный», оно действует с 2002 года. Такой грузовик должен соответствовать по выхлопам нормам «ЕВРО-3», а по шуму обычные 78-80 дБА. Тогда вешается знак зеленого цвета с белой окантовкой и цифрой 3 белого цвета. Для машин, которые соответствуют «ЕВРО-4» и «ЕВРО-5» знаки зеленого цвета с белой окантовкой и цифрами 4 и 5.

Все вышеприведенные знаки должны в обязательном порядке подтверждаться сертификатом завода-изготовителя и находиться на борту автомобиля.

Зачем необходимо знать снаряженную массу автомобиля

Существует немало ситуаций, в которых могут понадобиться знания о снаряженной массе авто. Прежде всего, это буксировка, так как у каждого транспортного средства есть предельно-допустимая масса буксируемого груза.

Так же стоит помнить об этом значении в тех ситуациях, когда машина проезжаете локальные мосты через реки или опасные места. Нередко на подобных местах присутствуют предупреждения, в которых содержится информация об ограничении массы транспортных средств. Поэтому специалисты рекомендуют следовать некоторым правилам:

  • В случае необходимости оценить вес машины прибавить к значению массы авто вес водителя и всех пассажиров.
  • Покупая авто сразу узнать снаряженную массу, указанную производителем.
  • Следует выяснить формулу, которая применялась для расчета снаряженной массы, запомнить или записать эту цифру.
  • Не стоит переживать о топливе, масле, аптечке, огнетушителе – данные элементы автоматически учитываются в показателях.
  • Не забывать о багаже, который не учитывается в снаряженной массе авто (ситуативный багаж).

Из данной информации стоит сделать вывод, что показатель снаряженной массы – важная информация и для владельца автомобиля ее знать необходимо. Это один из важных параметров технических характеристик, который учитывает иногда до 500 кг дополнительного веса авто.

Вы никогда не сможете посчитать оптимальный вес своего автомобиля, если будете знать только его сухую массу.

Что будет при перегрузке?

Дело в том, что при проектировании машины особое внимание уделяется развесовке по осям. У переднеприводных моделей до 60% веса сконцентрировано впереди, ближе к моторному отсеку, благодаря чему достигается развесовка 60/40. Она помогает лучше загрузить переднюю ведущую ось и обеспечить автомобилю максимальную управляемость. При нарушении распределения массы центр тяжести смещается от предписанного инженерами места на уровне бедер водителя назад, из-за чего поведение машины на дороге искажается.

Укладывать поклажу можно в багажник или на задние места пассажирского ряда, в некоторых случаях — на крышу. Если поместить туда разрешенные 500 кг, то центр тяжести переместится в зону пассажирского дивана, отчего машина будет хуже слушаться руля. Курсовая устойчивость ухудшится.

При перегрузе примерно на 200 кг подвеска просядет, амортизаторы выработают свой ход и автомобиль не сможет гасить колебания кузова. Толчки от ям и кочек будут передаваться прямиком в кузов, что будет вести к росту ударных нагрузок и возможному выходу из строя элементов подвески. Страдают в первую очередь упорные подшипники, сайлентблоки и резинометаллические шаровые опоры, которые способны потерять целостность и выйти из строя.

Но главное, что при резком торможении корму может занести, особенно если начать жать на педаль в повороте.

Помимо этого, тормоза могут не справиться с лишним весом, отчего путь до полной остановки значительно увеличивается.


Обязан ли водитель проводить осмотр машины перед выездом? Подробнее

Новый стандарт ПТС

Бумажный паспорт транспортного средства (ПТС) в своем нынешнем виде, к которому мы привыкли, появился в 1993 году. До этого единственным документом на автомобиль был техпаспорт, который включал не только основную информацию о машине, но и регистрационные данные, а также отметки о техосмотре. Если, к примеру, машину угнали вместе с техпаспортом, автовладелец оставался без каких-либо документов на автомобиль. В связи с этим и появился новый стандарт, согласно которому каждый автовладелец получал три документа: паспорт транспортного средства (ПТС), который можно не возить с собой, свидетельство о регистрации и талон техосмотра.

Со временем ПТС оброс множеством дополнений и сегодня, помимо основной информации об автомобиле, его владельце и регистрационных данных, может рассказать об изменениях в конструкции машины, значительных повреждениях после аварий, уплате утилизационного сбора и так далее. Все это уже довольно сложно уместить на бумажном носителе формата А4.

Еще одним стимулом создания нового стандарта ПТС стало образование Евразийского экономического союза: новый паспорт должен стать единым в России, Белоруссии, Казахстане, Киргизии и Армении. Соответствующее соглашение было подписано в 2014 году. Разработчиком и оператором назначена , созданная в структуре Госкорпорации Ростех.

Обязательного обмена бумажного ПТС на его электронный вариант не предусмотрено – автовладельцы, имеющие автомобили с бумажными паспортами, смогут продолжать ими пользоваться. Переходный период действует до 1 ноября 2022 года, после чего бумажные ПТС на новые транспортные средства выдаваться не будут.

Моменты инерции

При одинаковом положении центра масс и равных массах ав­томобили могут иметь разные значения моментов инерции. В целом инерционные свойства конструкции, наряду с указан­ными выше показателями масс, могут быть охарактеризованы тремя значениями моментов инерции (относительно трех взаимно пер­пендикулярных осей, проходящих через центр масс). Момент инер­ции относительно вертикальной оси оказывает большое влияние на управляемость автомобиля и устойчивость его против заноса. Момент инерции относительно горизонтальной поперечной оси влияет на плавность хода автомобиля. Момент инерции относительно горизонтальной продольной оси может оказать влияние на устой­чивость автомобиля против поперечного опрокидывания.

В процессе проектирования конструктор имеет возможность вли­ять на величины моментов инерции автомобиля в основном за счет изменений в его компоновочной схеме.

Какие автомобили относятся к легковым по назначению

Качества, которыми сегодня наделены все самые востребованные (в том числе и легковые) модели, разрабатывались путем проб и ошибок. История автомобилестроения насчитывает уже более 100 лет, и все это время непрерывно идет развитие.

Совершенствование шло в следующих направлениях:

легкость в производстве;

наличие места под багаж, уровень вместимости;

пассажирский и водительский комфорт;

простота использования и управления, ценовая доступность.

В ходе «эволюции» мы получили модели, которые сегодня и относят к легковым:

от 3 до 5 дверей (от хэтчбеков и седанов до «универсалов»);

с 4-5 местами в салоне, где два обязательно спереди – для водителя и одного пассажира;

с багажным отсеком;

с одним (обычно передним) приводом.

Также автомобили классифицируют и по назначению:

Пассажирские легковые.

К этой категории относится малогабаритный автотранспорт с небольшой грузовой вместимостью, предназначенный для перевозки пассажиров по городским дорогам. Данный класс обладает низкой проходимостью, и направлять его в сторону от адаптированного дорожного покрытия нежелательно. К подклассу пассажирских можно отнести и спортивные авто.

Указанный вид легковых авто мало подходит для гонок, все направлено на обеспечение владельцу комфортного и удобного вождения. «Спортивность» автомобиля определяется широким спектром дополнений. К такому подклассу относят как рядовой транспорт со «спортивным обвесом», так и полноценные высокодинамичные версии.

Внедорожники.

Эти автомобили обладают высокой проходимостью и благодаря своей конструкции спокойно передвигаются по бездорожью. К широко востребованной прослойке относятся кроссоверы (так называемые паркетные внедорожники), которые, по сути, являются промежуточным звеном между внедорожниками и пассажирскими авто.

Проходимость таких машин по уровню выше «пассажирских», однако к полноценным внедорожникам их нельзя отнести. Кроссоверы не обладают той комплектацией, которая бы позволила им без проблем преодолевать бездорожье.

Коммерческие.

Такие легковые автомобили конструктивно изготавливаются по подобию пассажирских, но к ним не относятся. Их предназначение – малые коммерческие грузоперевозки.

Наметилась любопытная тенденция, согласно которой такие автомобили функционально постепенно возвращают к пассажирским. Например, Citroen Berlingo, относящийся к грузовому классу, со свободным отсеком 3 м3 позади передних сидений при обновлении в Multispace получил задние пассажирские сидения вместо вместительного «багажника». От традиционного «пассажирского» варианта он отличается высоким потолком и более просторным салоном.

Какой прицеп можно буксировать с категорией В

Полная масса ваз 2114. Все автомобили вазХарактеристики автомобиля ВАЗ 2114

Многие владельцы легковых машин периодически сталкиваются с необходимостью перевозки довольно габаритных и тяжёлых грузов. Особенно часто такая потребность возникает у представителей малого бизнеса, которым необходимо транспортировать свои товары или материалы для производства, а также у заядлых дачников, которым необходимо везти на дачу садовое оборудование, а с дачи – продукты своего летнего труда. Незаменимым помощником в этих случаях становится прицеп, который существенно расширяет транспортировочные возможности машины. Но он же нередко является и источником проблем с автоинспекторами.

Прицеп, автоинспектор и права категории В

Если сам полностью загруженный автомобиль весит, допустим, 3 200 килограммов, то общий вес получившегося автопоезда составляет 3 950 килограммов. На основании такого нехитрого расчёта некоторые инспекторы ДПС выписывают водителям штрафы за превышение разрешённого веса, мотивируя свои действия отсутствием у «нарушителей» открытой категории ВЕ. Но правы ли в этих случаях представители закона?

Что на самом деле говорится в законе?

Если мы внимательно прочтём описание категории В, открыв статью 25 Закона 196-ФЗ (Глава IV), то любому станет ясно, что требование о не превышении автопоездом веса в 3 500 килограммов относится лишь к тем автомашинам, которые везут тяжёлый (больше 750 килограммов) прицеп. К примеру, если ваш нагруженный прицеп весит 1 300 килограммов, то перевозить его можно лишь машиной весом больше 1 300, но меньше 2 200 килограммов.

В том же случае, когда собственный нагруженный вес машины меньше 3 500 килограммов, т.е. соответствует категории В, суммировать вес машины и прицепа закон не требует, если вес прицепа не превышает 750 килограммов. А значит, водитель машины весом в 3 200 килограммов вполне может везти 750-килограммовый прицеп по нашим дорогам, и никакого нарушения в этом нет. Для вождения такого автопоезда вполне достаточно прав с открытой категорией В. Эта норма соответствует аналогичным нормативным требованиям любой европейской страны.

Что такое категория ВЕ?

Подкатегория ВЕ действительно необходима для вождения легковых автомашин с прицепом, но под её действие подпадают далеко не все случаи. Всё та же статья 25 предельно чётко описывает, в каких случаях необходимы права с открытой подкатегорией ВЕ. Это перевозка прицепа весом больше 750 килограммов в нагруженном состоянии машиной категории В, т.е. полный вес которой с максимальной нагрузкой не больше 3 500 килограммов. При этом максимальный вес загруженного прицепа может превышать массу ненагруженной автомашины, которая его перевозит.

Если так вышло, что вам необходимо периодически использовать тяжёлый прицеп, вес которого больше 750 килограммов, придётся озаботиться открытием водительских прав для категории ВЕ. Для этого необходимо пройти обучение в автошколе, т.е. выучить ПДД, относящиеся к езде с прицепом, и сдать экзамен на практическое вождение. Следует знать, что открыть категорию ВЕ могут лишь те, кто провёл за рулём больше одного года и не получил за это время взысканий от работников ДПС.

Практические рекомендации по вождению машины с прицепом

Бывалые водители могут дать новичкам несколько советов, касающихся движения по дороге легковой машины с прицепом.

  • Тише едешь – устойчивей прицеп. Ехать на высокой скорости в сцепке с прицепом тяжело, так как при превышении определённого скоростного порога его начинает раскачивать в стороны, что снижает устойчивость вашего автопоезда. Поэтому лучше не спешить.
  • Оптимальный автопоезд состоит из полноприводной, длиннобазной, тяжёлой машины с коротким задним свесом и двухосного длиннобазного прицепа, центр массы которого располагается как можно ниже, а колея максимально широка. Сцепка должна быть длинной.
  • Неудачный автопоезд состоит из переднеприводной короткобазной машины с длинным задним свесом, маломощной и лёгкой, сцепленной коротким дышлом с одноосным, высоким и узкоколейным прицепом.
  • Следует быть особенно внимательным, если задняя подвеска машины сильно изношена, а давление в шинах ниже, чем это необходимо по нормативу. Негативно сказывается на устойчивости поезда перегруз прицепа и неправильная загрузка, когда на шар приходится минимальный вес. Кроме того, ухудшение ходовых качеств прицепа неизбежно, если он «обут» в разные по качеству шины.

«Категория» налога на авто

Размер ставки транспортного налога в первую очередь зависит от категории, к которой относится тот или иной «железный конь». Кто бы мог подумать, что именно с определением этого показателя у бухгалтеров могут возникнуть серьезные проблемы.

Статьей 14 Налогового кодекса транспортный налог отнесен к региональным. Это означает, что он устанавливается и вводится в действие не только Кодексом, но и законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующего региона. Плательщиками налога являются лица, на которых в соответствии с законодательством зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения согласно статье 358 Кодекса. При этом налоговая база в отношении машин, имеющих двигатели, определяется как мощность оного. Пунктом 1 статьи 359 НК предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются региональными властями в зависимости от мощности двигателя, а также его категории. Именно здесь и начинаются вопросы.

Где собака зарыта

Согласно положениям статьи 358 Кодекса в качестве категорий транспортных средств, применительно к которым установлены соответствующие налоговые ставки, поименованы, в частности, легковые и грузовые автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу. Однако по техпаспорту, который составляется на каждую машину, категорий может быть всего пять — A, B, C, D и прицеп. Тем не менее в паспорте есть и еще одна строка — «Наименование (тип ТС)», в которой указывается точная характеристика транспортного средства, например, «легковой», «автобус», «грузовой» и т. д.

В результате нередки ситуации, когда в техпаспорте может быть указано: «Категория ТС: «В», тип ТС: «грузовой» (или «автобус», или даже «специальный»). И хотя категория «В» установлена для легковых автомобилей, однако сюда, к примеру, попадают и малые грузовые авто массой до 3,5 тонн. Вот эта «грузопринадлежность», как правило, и «всплывает» в типе ТС. Конечно, налогоплательщикам выгоднее проигнорировать второе определение и платить налог по ставке, предусмотренной для легкового автомобиля. Однако ревизоры в подобной ситуации, несмотря на указанную в техпаспорте категорию «В», требуют платить налог как за грузовое авто.

«Руководственный» хаос

Между тем из буквального прочтения статьи 361 Налогового кодекса, которая регулирует расчет транспортного налога, абсолютно не следует, что ставку необходимо определять с учетом типа машины. Более того, Налоговый кодекс вообще не содержит ссылок на порядок определения категории автомобиля. Согласно Методическим рекомендациям тех же налоговиков по применению главы 28 «Транспортный налог», утвержденным приказом МНС от 9 апреля 2003 г. № БГ-3-21/177, руководствоваться в данном случае нужно следующими документами. Во-первых, принять во внимание необходимо Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденный постановлением Госстандарта от 26 декабря 1994 г. № 359 (далее — Общероссийский классификатор). Во-вторых, следует учитывать нормы Конвенции о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 г., далее — Конвенция), ратифицированной указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 г. № 5938-VIII. На практике же инспекторы нередко «приплетают» также и Отраслевую нормаль ОН 025 270-66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями» (далее — Отраслевая нормаль). При этом на деле налоговики в каждом конкретном случае ссылаются на «удобный» в данный момент документ.

К сожалению, нет единой позиции по данному вопросу и у судей. Арбитры могут как освободить фирму от уплаты доначисленного инспекцией налога, довольствуясь ссылкой на категорию «В» (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 13 июня 2007 г. № Ф04-4154/2006(35097-А81-26), от 4 апреля 2007 г. по делу № Ф04-1859/2007(32961-А75-15), так и отказаться признать подобное решение налоговиков недействительным (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24 апреля 2006 г. по делу № А29-3981/2005а). В одном случае, когда данных техпаспорта недостаточно, судьи признают правомерным применение Общероссийского классификатора (постановление ФАС Уральского округа от 19 декабря 2007 г. № Ф09-10585/07-С3, от 24 июля 2007 г. № Ф09-5697/07-С3). В другом — отмечают, что данный нормативный акт регулирует иные правовые отношения, не связанные с налогообложением (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 24 октября 2006 г. по делу № А10-1939/06-Ф02-5462/06-С1). Аналогичная ситуация складывается и вокруг Отраслевой нормали. Так что при обращении в суд быть полностью уверенным в исходе судебного разбирательства нельзя.

Максимальная нагрузка на ось грузового автомобиля в России

Еще одним параметром, контролируемый данным нормативным актом (приложением №2) является допустимая нагрузка на ось. Регламентируется для автомобильных дорог рассчитанных на 6 т, 10 т и 11,5 т соответственно. Значение имеет также расстояние между сближенными осями и тип колес (односкатные или двускатные).

Таблица 2018-2019 года

Расположение осей транспортного средства Расстояние между сближенными осями (метров) Допустимые осевые нагрузки колесных транспортных средств в зависимости от нормативной (расчетной) осевой нагрузки (тонн) и числа колес на оси
для а/д, рассчит. на осевую нагрузку 6 тонн/ось для а/д, рассчит. на осевую нагрузку 10 тонн/ось для а/д, рассчит. на осевую нагрузку 11,5 тонн/ось
Одиночные от 2,5 м и более
Сдвоенные оси прицепов, полуприцепов, грузовых автомобилей, автомобилей-тягачей, седельных тягачей при расстоянии между осями (нагрузка на тележку, сумма осевых масс) до 1 (включительно)
от 1 до 1,3 (включительно)
от 1,3 до 1,8 (включительно)
от 1,8 до 2,5 (включительно)
Строенные оси прицепов, полуприцепов, грузовых автомобилей, автомобилей-тягачей, седельных тягачей при расстоянии между осями (нагрузка на тележку, сумма осевых масс) до 1 (включительно)
до 1,3 (включительно)
от 1,3 до 1,8 (включительно)
от 1,8 до 2,5 (включительно)
Сближенные оси грузовых автомобилей, автомобилей-тягачей, седельных тягачей, прицепов и полуприцепов, с количеством осей более трех при расстоянии между осями (нагрузка на одну ось) до 1 (включительно)
от 1 до 1,3 (включительно)
от 1,3 до 1,8 (включительно)
от 1,8 до 2,5 (включительно)
Сближенные оси транспортных средств, имеющих на каждой оси по восемь и более колес (нагрузка на одну ось) до 1 (включительно)
от 1 до 1,3 (включительно)
от 1,3 до 1,8 (включительно)
от 1,8 до 2,5 (включительно)

Примечание к таблице:

1. В скобках приведены значения для двухскатных колес, без скобок — для односкатных.

2. Оси с односкатными и двухскатными колесами, объединенные в группу сближенных осей, следует рассматривать как сближенные оси с односкатными колесами.

У СТС поменяются размеры и внешний вид

Внешний вид свидетельства о регистрации (СТС) — одного из основных водительских документов — в будущем изменится. Данные о VIN-номере, мощности, цвете кузова переедут с лицевой на оборотную сторону свидетельства, на лицевой стороне будут указаны личные данные автовладельца. Приказом МВД также вводится СТС нового поколения — пластиковое и уменьшенное до размеров водительских прав.

ГИБДД разместила на портале regulation.gov.ru несколько документов, связанных с вступлением в силу в августе 2022 года закона «О государственной регистрации транспортных средств», о котором “Ъ” ранее подробно рассказывал. Один из них — проект приказа МВД «Об идентифицирующих транспортное средство документах». В нем будут установлены новые требования к паспортам транспортного средства (ПТС) и свидетельствам о регистрации.

Определенный интерес для автовладельцев представляют изменения во внешнем виде свидетельств

. Сейчас сведения на лицевой стороне СТС размещаются в таком порядке: VIN-номер; марка, модель; тип ТС; категория ТС; год выпуска ТС; номер шасси (рамы); цвет; мощность двигателя; экологический класс двигателя; масса. На оборотной стороне указываются данные собственника, включая ФИО, адрес.

Теперь личные данные водителя перенесут на лицевую сторону свидетельства.

Примерная форма бланка новых СТС

Сугубо технические данные (VIN, модель) будут помещены на задней стороне свидетельства.

Примерная форма бланка новых СТС

По сведениям “Ъ”, такое решение ГИБДД приняла после изучения международной практики использования водительских документов.

Нововведения также касаются новых размеров СТС

. Нынешний размер свидетельства, напомним, 115 х 80 мм (или 105 x 75 мм без пластиковой обертки). Приказом вводится два типа — «обычное» СТС на бумажной основе и пластиковое СТС нового поколения с закругленными концами и уменьшенное до размеров водительского удостоверения (85,6 х 54 мм). В такие свидетельства в будущем будет встроен чип. Госпошлина за новые СТС введена заранее, в августе 2018 года: 1,5 тыс. руб. за пластиковые свидетельства, 500 руб.— за бумажные.

Как Минэкономики предложило ужесточить техосмотр

В разделе «особые отметки», согласно новому приказу, может быть внесена информация о дополнительной маркировке транспортного средства

. Ее будут наносить для дальнейшей идентификации автомобиля в случаях, когда у машины сгнили или проржавели заводские идентификационные номера на кузове или раме. Требования к нанесению такой маркировки в ГИБДД также разработали, их установят отдельным приказом, сообщили в ведомстве, проект документа на regulation.gov.ru вывесят в ближайшее время. Подобная мера также предусмотрена законом «О государственной регистрации транспортных средств».

Ранее глава ГИБДД России Михаил Черников заявлял, что в будущем ведомство, возможно, вообще откажется от СТС, переведя их в полностью электронный вид. В ГИБДД планируют разработать мобильное приложение для смартфонов, куда будут закачиваться данные о водительских правах, СТС, страховке. Переход на электронные ПТС, напомним, уже начался.

голоса

Рейтинг статьи

Законодательство и общие положения

Большегрузный транспорт является серьезной нагрузкой на дорожное полотно. Чтобы свести к минимуму его повреждения и обеспечить безопасность на дорогах, были разработаны ограничения по максимальной массе грузового авто и введена ответственность за их нарушения.

В Российской Федерации эти нормы приведены в Федеральном законе № 257 и Постановлении Правительства № 272. Следить за выполнением норм обязана Госавтоинспекция.

Водителям грузовых авто следует обратить внимание на следующие моменты:

  • Нормы действуют исключительно на трассах общего пользования, имеющих территориальное или федеральное значение.
  • Машины с перегрузом должны ездить только по специальным дорогам.
  • Если дорожное полотно не способно выдержать установленную законом нагрузку, его владелец вправе установить свои ограничения.
  • Перед тем как снизить ограничения по максимально допустимой массе машины, должно быть проведено обследование состояния дорожного полотна.
  • На трассах с ограничениями для большегрузного транспорта должны быть установлены дорожные знаки, предупреждающие водителей об этом.
  • Нормы по нагрузке на ось зависят от инструкции по эксплуатации транспортного средства.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за нарушение правил движения тяжеловесных автомобилей

Статья 12.21.1 ч.1 КоАП РФ

Движение тяжеловесного автомобиля с превышением разрешенной максимальной массы автомобиля на величину от 2 до 10 процентов без специального разрешения, либо с превышением максимально допустимой массы автомобиля, указанной в специальном разрешении, на величину от 2 до 10 процентов

Наказание:

штраф на водителя — от 1000 до 1500 рублей, штраф на должностных лиц, ответственных за перевозку — от 10000 до 15000 рублей, штраф на юридическое лицо — от 100000 до 150000 рублей, а в случае фиксации правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, штраф налагается на собственника (владельца) автомобиля в размере 150000 рублей

Статья 12.21.1 ч.2 КоАП РФ

Движение тяжеловесного автомобиля с превышением разрешенной максимальной массы автомобиля на величину более 10, но не более 20 процентов без специального разрешения

Наказание:

штраф на водителя — от 3000 до 4000 рублей, штраф на должностных лиц, ответственных за перевозку — от 25000 до 30000 рублей, штраф на юридическое лицо — от 250000 до 300000 рублей, а в случае фиксации правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, штраф налагается на собственника (владельца) автомобиля в размере 300000 рублей

Статья 12.21.1 ч.3 КоАП РФ

Движение тяжеловесного автомобиля с превышением разрешенной максимальной массы автомобиля на величину более 20, но не более 50 процентов без специального разрешения

Наказание:

штраф на водителя — от 5000 до 10000 рублей или лишение права управления ТС на срок от 2 до 4 месяцев, штраф на должностных лиц, ответственных за перевозку — от 35000 до 40000 рублей, штраф на юридическое лицо — от 350000 до 400000 рублей, а в случае фиксации правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, штраф налагается на собственника (владельца) автомобиля в размере 400000 рублей

Статья 12.21.1 ч.4 КоАП РФ

Движение тяжеловесного автомобиля с превышением максимально допустимой массы автомобиля, указанной в специальном разрешении, на величину более 10, но не более 20 процентов

Наказание:

штраф на водителя — от 3000 до 3500 рублей, штраф на должностных лиц, ответственных за перевозку — от 20000 до 25000 рублей, штраф на юридическое лицо — от 200000 до 250000 рублей, а в случае фиксации правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, штраф налагается на собственника (владельца) автомобиля в размере 250000 рублей

Понятие снаряжённой массы

Это наиболее распространённое понятие, на котором акцентируют внимание автопроизводители, официальные дилеры и на которое смотрят сами водители.

Снаряжённая масса любого автомобиля – это вес или масса транспортного средства, в которую входит вес всего стандартного оборудования, эксплуатационных материалов, но при этом не принимается во внимание вес груза, пассажиров и водителя.

К стандартному оборудованию обычно относят запасное количество и инструменты. Что же касается эксплуатационных материалов, то здесь рассматривают топливо, моторное и трансмиссионное масло, охлаждающие жидкости и прочие компоненты.

Можно несколько иначе описать, что такое снаряжённая масса в любом заводском автомобиле. Это общий вес компонентов пустого в плане груза, водителя и пассажиров транспортного средства, но с заправленным топливным баком, со всеми стандартными инструментами, оборудованием и рабочими жидкостями. Фактически это машина в том виде, которая поставляется в автосалоны. В ней собрано всё самое необходимое, но нет ничего лишнего, что постепенно будет накапливать уже сам автовладелец.

Определить значение этой характеристики не сложно. Это обусловлено тем, что снаряжённая масса, как и полная масса автомобиля, зачастую прописывается в документации. Но означают они разные параметры. Потому для начала следует заглянуть в технический паспорт. Также подобные сведения доступны ещё до покупки машины, поскольку производители и продавцы обязательно прописывают эти параметры в перечне технических характеристик.

Важно добавить, что в ЕС приняли несколько иную норму, согласно которого вес водителя включают в суммарную снаряжённую массу. При этом учитывается стандартный вес 75 килограмм.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]