Как работают и для чего нужны свечи накаливания в дизельном двигателе


В дизельном двигателе топливовоздушная смесь самовоспламеняется за счет сильного нагрева воздуха в процессе его сжатия в цилиндрах. Пока температура в камерах не достигнет нужного значения, мотор находится в режиме «холодного пуска». Если эксплуатационные условия при этом будут отличаться от нормальных (например, температура окружающей среды будет ниже +5 °С), двигатель будет запускаться слишком долго. Чтобы этого не произошло, применяются свечи накаливания, принцип работы которых аналогичен погружному электронагревателю. О том, как устроена свеча накаливания и какую функцию выполняет в дизельном двигателе и пойдет речь далее.

Принцип работы и функции свечи накаливания

Варианты установки свечей накаливания Основное предназначение свечи накаливания – это прогрев внутреннего пространства камеры сгорания. А потому для каждого цилиндра устанавливается своя свеча. В отличие от бензиновых двигателей она не генерирует искру, а лишь прогревает воздух для запуска мотора.
В зависимости от конструкции самого дизельного двигателя, эти свечи могут устанавливаться в различных местах:

  • в вихревой камере;
  • в форкамере (предкамера);
  • в камере сгорания.

При включении зажигания от аккумулятора на свечи накаливания поступает напряжение. Это позволяет разогреть воздушное пространство в зоне впрыска топлива до высоких значений температуры 850-1350°С. Когда происходит нагрев, на приборной панели автомобиля загорается индикатор состояния нагревателей (свечей).

Если лампочка индикатора гаснет, это означает, что требуемая температура достигнута и двигатель может быть запущен. После запуска силового агрегата свечи накаливания продолжают цикл разогрева, пока датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя не покажет 75 °С. В стандартном режиме это занимает не более 3 минут с момента запуска мотора.

Что подарить научному руководителю мужчине,доктору наук?Читайте также: Схема подключения свечей накаливания

Основными характеристиками свечей накаливания являются следующие параметры:

  • скорость нагрева;
  • объем нагрева;
  • габаритные размеры;
  • адаптация к параметрам камеры сгорания.

Как правильно заводить дизель

Дизель спешки не любит — не только при езде, но и при запуске. Чтобы мотор завёлся уверенно, дайте свечам накаливания отработать полный цикл, и лишь затем начинайте крутить стартер.

Свечи накала начинают нагрев при включении зажигания, а об их работе сигнализирует специальный индикатор на приборной панели — жёлтая спираль. Чем холоднее на улице, тем дольше продолжается цикл накаливания. Дождитесь, пока индикатор свечей погаснет, и лишь затем начинайте заводить мотор. А в сильный мороз можно сделать и два прогрева подряд: выключить зажигание после первого накаливания и сразу включить снова, чтобы запустить его повторно. Так вы заметно повысите шансы на успешный запуск.

Как заменить свечи накаливания?

Данные детали располагаются в верхних частях ГБЦ. Для замены требуется отсоединить провода, которые располагаются под крышкой головки. Снимайте провода, подключенные непосредственно к свечам.

Дальше гаечным ключом все детали выкручиваются. Работать нужно аккуратно. После этого хорошо очистите контакты, клеммы аккумулятора, а также свечные провода. Отверстия, в которые были вкручены свечи, также необходимо очистить. Для этого можно использовать развертку.

После замены следует закрутить свечи, но не сильно. Если затяжка будет сильней, чем необходимо, то при следующей замене можно сломать деталь. А это уже дорогой ремонт. Но и очень слабо не стоит закручивать деталь, так как есть риск того, что она попросту выкрутится на ходу. Теперь остается только лишь подключить все провода обратно. Все, замена дизельных свечей накаливания успешно завершена.

Что нужно знать перед началом работ

Острая необходимость замены свечей накаливания своими руками может возникнуть в холодное время года, так как свечи повышают температуру внутри цилиндра для эффективного самовоспламенения смеси солярки и сжатого воздуха в момент прогрева ДВС. При выходе из строя более одной свечи дизель зимой уже не заводится. Также калильные свечи влияют на эффективность распыла топлива в цилиндрах.

Для самостоятельной замены необходимо иметь минимальный набор подручного инструмента: гаечный ключ, торцевой ключ-трещетку и отвертку. Полный набор подразумевает наличие перчаток, гаечные и торцевые ключи (которые имеют удлинители и замки-трещотки), развертку и плоскогубцы. Также понадобится немного графитовой и высокотемпературной смазки.

Проверка состояния свечей накаливания

За состоянием свечей накаливания необходимо тщательно следить и своевременно их менять, особенно если автомобиль эксплуатируется зимой (насколько часто менять укажет автопроизводитель). Во-первых, перед зимой нужно проверить их работоспособность, поскольку даже одна неработающая свеча не позволит завести мотор при отрицательной температуре. Если проверка таковую выявила, то лучше менять весь комплект, поскольку и остальные в скором времени могут выйти из строя.

Существует два безопасных способа проверить свечи. Первый требует участия двух человек. Потребуется вывернуть форсунки, после чего один человек будет смотреть в колодцы, а второй повернет ключ в предстартовое положение. Работающие свечи станут красными от нагрева. Однако такой метод подойдет не всем, т.к. на некоторых двигателях через колодцы форсунок свечи попросту не видны.

Второй способ проверить исправность свечей – при помощи мультиметра. Нужно выбрать режим проверки замыкания цепи, после чего одним щупом прикоснуться к корпусу свечи, а другим – к ее шляпке. Если цепь окажется замкнутой, то она работает, в противном случае ее необходимо менять.

В нормальных условиях эксплуатации менять свечи накала необходимо в среднем раз в 60 тысяч км. Если же машина постоянно эксплуатируется в предельных режимах, то не лишним будет проверить их работоспособность, хотя бы раз в сезон, а менять или с учащенным интервалом, или по выходу из строя.

Менять свечи накала нужно с осторожностью. Они довольно хрупкие и часто ломаются при попытке вывернуть

Если такое случится, то придется везти автомобиль на СТО или самостоятельно снимать головку блока, чтобы высверлить сломанную свечу и нарезать новую резьбу.

Принцип включения дизельного мотора

Топливно-воздушная смесь, находящаяся в цилиндре под давлением, нагревается до 900°С. Для обеспечения условий возгорания, конструкция обладает высокой прочностью. Горючая смесь воспламеняется от степени сжатия, а не от свечи. При температуре окружающей среды ниже плюс 5°С вплоть до сильных морозов, камера сгорания нуждается в принудительном прогреве при помощи керамических или штифтовых свечей накала.

Свеча накаливания в дизельном двигателе способна прогреть зону впрыска до 1000°С за считаные секунды. Когда происходит включение дизеля, данные устройства работают до достижения температуры жидкости охлаждения плюс 75°С.

В связи с повышенными требованиями экологов, благодаря своим уникальным свойствам, свечи зажигания начинают функционировать на холостых оборотах. Устройство данных деталей способствует снижению количества вредных выбросов дизельного двигателя в атмосферу.

Конструктивные особенности различных видов свечей

Данные конструкции могут быть выполнены как из керамики закрытого типа, так и из металла — открытые. Нагревательный элемент изготовлен в виде спирали.

В металлических штифтовых конструкциях имеются спирали: нагревательная и регулировочная. Благодаря первой происходит быстрое нагревание, вторая служит для защиты конструкции от перегрева.

Состав керамических деталей более сложен:

  1. Корпус из металла.
  2. Трубка нагревательная.
  3. Болт с гайкой соединительные.
  4. Спираль регулировочная.
  5. Керамическое наполнение.
  6. Электрод центральный.
  7. Резьбовая часть.

Керамические детали более предпочтительны, благодаря их способности быстро производить нагрев и обеспечивать очень высокую температуру.

Под воздействием электрического тока происходит нагревание спирали. Высокая температура в моторе не дает элементу нагреваться выше 850°С, подогрев длится в течение короткого времени: от 4 сек до 2 мин. За продолжительностью подогрева ведет наблюдение электронный блок управления, который отслеживает температуру жидкости охлаждения через специальные датчики.

Пока подогрев продолжается, горит контрольная лампочка, расположенная на приборной панели. Выключение лампы свидетельствует о полной готовности движка к запуску.

Как они это выдерживают?

Кроме свечей накаливания, по одной на каждый цилиндр, система предпускового подогрева состоит также из блока управления, реле включения и температурного датчика, однако именно свечи выходят из строя чаще всего. Почему?

Читайте также: Как сделать отзывы в Инстаграм?

При запуске наконечник свечи за несколько секунд раскаляется до 1000 градусов, а в керамических свечах — до 1350 градусов. Какой материал способен выдержать такие нагревы бесконечно?

Кроме тяжелых условий работы на срок службы влияет торговая марка, которая отражает качество изготовления свечей. Однако даже в случае использования качественных изделий риск выхода свечей из строя существенно увеличивается, если они отработали 80-100 тыс. км.

Сложной конструкцию свечей не назовешь. В общем виде это корпус, нагревательный элемент, или — другое название — калильная трубка со спиралью внутри, клемма для присоединения электропроводки.

Какие свечи накала лучше купить

В этом разделе представлен список свечей накала, которые лучше купить для своего автомобиля, чтобы обеспечить не только нормальный подогрев топлива перед запуском, но и быть уверенным в их долговечности. Стоит отметить, что список не носит коммерческого характера, и не рекламируется ни одну торговую марку, представленную в нем. Рейтинг составлен на основании отзывов их эксплуатации, которые были найдены в сети интернет.

NGK

Японская компания NGK Spark Plug Co., Ltd является ведущим в мире производителем свечей накаливания для различных видов автомобильной техники. Свечи накала NGK предназначены для работы в условиях самых низких температур, поэтому могут использоваться даже в условиях крайнего севера. К преимуществам свечей NGK относится:

  • многолетний опыт компании по производству свечей накала для самой разной техники, и постоянное обновление ассортимента за счет новых разработок;
  • компания выпускает свечи накаливания для более чем 260 моделей европейской автомобильной техники (что составляет около 86% рынка);
  • высочайшее качество изготовления и работы свечей зажигания NGK;
  • уникальная конструкция корпуса свечей, подразумевающая использование защитного слоя от коррозии, эффективную теплопередачу, газонепроницаемое уплотнение, прочность корпуса, высокое сопротивление деформации, высокую надежность;
  • выпуск различных типов свечей, в том числе, с металлическим стержнем и керамические высокотемпературные свечи накаливания, способные развивать температуру +1350°С, которую свеча набирает за две секунды.

Отзывы и тесты, найденные в сети интернет, позволяют утверждать, что на самом деле свечи накала НГК являются одними из лидеров на данном рынке. Они обладают чрезвычайно высокими эксплуатационными характеристиками. Однако у них есть два недостатка. Первый — высокая цена. Однако во многом она оправдана, поскольку свечи гарантировано будут надежно и долго работать. Второй недостаток заключается в большом количестве поддельной продукции. Соответственно, перед покупкой необходимо тщательно проверять товар.

На что обращать внимание при выборе

Для того, чтобы ответить на вопрос о том, какие свечи накала лучше на дизель, необходимо определиться с тем, по каким характеристикам нужно выполнять выбор. Существует несколько критериев.

Материал изготовления

Сравнение свечения металлической и керамической свечей накала

В настоящее время свечи накаливания делятся на два основных класса по материалу изготовления. Наиболее распространенные и дешевые — металлические, их еще называют штифтовыми. Они имеют металлическую оболочку из стойкого сплава железа, хрома и никеля. У них нагревательный элемент изолирован от корпуса теплопроводным порошком (обычно это оксид магния). Этот материал не только изолирует спираль, но и надежно защищает ее от вредных вибраций, которые могут механически повредить ее.

Другой тип свечей накаливания — так называемые керамические. У них нагреватель сделан из тугоплавкого керамического сплава, который способен продолжительное время выдерживать работу при максимальных температурах с сохранением заданных эксплуатационных характеристик. Защитная оболочка у них выполнена из силиконнитрита. Это керамический материал, который обладает чрезвычайно высокими показателями теплопроводности. Конструкция керамической свечи позволяет разогреваться ей до рабочей температуры за рекордное время — около 2 секунд. Таким образом, зачастую водитель может сразу же запускать двигатель, не выжидая времени разогрева.

Интересно, что требованиям экологических стандартов Евро-5 и Евро-6 соответствуют лишь керамические свечи накала, поскольку они практически с первых секунд обеспечивают сгорание дизельного топлива в оптимальном режиме. То есть, с минимальными выбросами, с минимальным количеством угарных газов.

Многие автолюбители не могут определиться с выбором — керамические или металлические свечи накала купить в свой автомобиль? Однозначного ответа в данном случае нет. Керамические свечи обладают гораздо более высокими эксплуатационными характеристиками, и менять их нужно крайне редко. Однако они обладают существенным недостатком — высокой ценой. Поэтому их имеет смысл устанавливать на новые и/или дорогие импортные автомобили, которые требовательны к отдельным частям двигателя, в частности, свечам накаливания. В остальных же случаях переплачивать смысла нет, и можно пользоваться стандартными металлическими свечками. Однако их выбор необходимо проводить уже по дополнительным параметрам.

Количество спиралей

Наиболее распространенными являются свечи с одной нагревательной спиралью. Они относятся к первому поколению. Время их разогрева составляет около 10 секунд. Однако в последнее время все большую популярность приобретают свечи с двумя спиралями накаливания. Они предназначены для более длительной работы на холодном двигателе. Вторая спираль является так называемой регулирующей. Ее использование позволило добиться двух преимуществ. Первое — малое время разогрева, составляющее около 2…5 секунд. Второе — снижается нагрузка на основную спираль, что продлевает срок ее эксплуатации.

Использование саморегулирующихся свечей (с двумя спиралями) способствует лучшему сгоранию дизельного топлива, уменьшению количества угарных газов и других вредных веществ в атмосферу. Европейские экологические стандарты Евро-4, Евро-5 и прочие жестко регламентируют эти требования. Именно это и стало причиной появления свечей с двумя спиралями накала.

Поэтому перед тем как выбрать свечи накала, необходимо дополнительно уточнить в документации, какой именно тип свечей подходит для двигателя вашего автомобиля. И приобретать соответствующий узел. Обратите внимание, что геометрические размеры, посадочные и крепежные элементы у свечей первого и второго поколения могут быть одинаковыми. И отличаться они будут лишь количеством спиралей.

Заменять их между собой нельзя. Дело в том, что свеча с двумя нагревательными спиралями выдерживает дольше времени в разогретом состоянии. То есть, предназначена для работы в длительном тепловом режиме. И если вместо нее установить свечку с одной спиралью накаливания, то она попросту перегорит. Именно этот факт зачастую становится причиной того, что у некоторых автолюбителей очень часто перегорают новые свечи через короткий промежуток времени после установки. Ситуация усугубляется, если на улице температура окружающего воздуха значительно ниже нуля (сильные морозы). В этом случае, если вместо двухнитиевой свечи накала была установлена однонитиевая, то вероятность ее быстрого выхода из строя значительно увеличивается.

Существует еще один тип свечей — для облегченного пуска. Их конструкция предусматривает использование одной спирали, однако с изменяемым сопротивлением. Его значение меняется в процессе разогрева двигателя, что обеспечивает не только легкий запуск мотора в холодное время года, но и меньшую нагрузку на свечу и электросистему автомобиля в целом.

Соответственно, при выборе той или иной свечи накаливания, необходимо знать не только геометрические размеры свечки, но и ее характеристики. И выбирать лучше по электронному каталогу. В идеале, конечно, покупать оригинальные запасные части, однако в связи с тем, что большинство из них неоправданно дорого стоят, то можно найти и их более дешевые аналоги.

Количество полюсов

Современные свечи накала могут иметь один или два полюса подключения. Однополюсное подключение более простое. При этом «плюс» питания подается на свечу, а «минус» (масса) выводится на корпус. Более сложные двухполюсные свечи имеют раздельные контакты отдельно для «плюса» и «минуса».

Потребляемое напряжение

Различные свечи накала выпускаются на различные рабочие напряжения — от 6 до 24 Вольт. Для большинства легковых автомобилей это значение составляет 12 Вольт. Существуют свечи накаливания с функцией послесвечения. Они монтируются в комплекте с дополнительным электрическим сопротивлением. Это обеспечивает работу свечи до запуска двигателя на максимальной мощности, а после запуска мотора эта мощность снижается для того, чтобы уменьшить нагрузку на регулировочную спираль.

Электрическое сопротивление

Как правило, значение сопротивления у спирали находится в пределах 0,5…1,8 Ом. Оно зависит от конкретной модели свечки, а также ее типа. Так, у керамических свечей соответствующее значение меньше, а у металлических — больше. Значение электрического сопротивления напрямую влияет на коэффициент полезного действия свечи.

Температура работы

В среднем рабочая температура свечей накала находится в пределах +1000°С…+1350°С. Это зависит от конкретной марки свечки. У металлических образцов температура будет ниже, а у керамических — выше. Выбор температурного режима необходимо выполнять в соответствии с требованиями автопроизводителя. Обычно в документации указывается конкретный температурный диапазон для свечей накала.

Стандартные характеристики

Речь идет о геометрических размерах и прочих технических параметрах. В частности:

  • диаметр и шаг резьбы крепления: от М10×1,0 до М18×1,5;
  • размер ключа: 12, 14, 17, 21 мм;
  • покатость конуса: 63°, 93°, 123°;
  • общая длина: 58…137 мм;
  • длина рабочей части: 17…35 мм;
  • диаметр рабочей части: 4…6 мм.

Информацию о свечах, подходящих для конкретного двигателя, можно узнать из его технической документации. А выбор делать, обязательно учитывая данные параметры.

Ресурс свечей и причины выхода из строя

По словам экспертов, ясно говорить о ресурсе свечей накаливания очень сложно. Меняют их каждые год-два, в зависимости от качества самого изделия. Если рассуждать о ресурсе свечей опираясь на километраж, можно прийти к следующей закономерности:

  1. Изделия с металлической спиралью становятся непригодными после 50-80 тысяч километров пробега;
  2. Изделия с керамической спиралью служат вдвое дольше металлических – до 160 тысяч километров;
  3. Некоторые японские свечи накаливания для автомобилей премиум-класса могут «отъездить» 240 тысяч километров.

Отметим лишь, что поломка одной свечи особого эффекта на двигатель не окажет. Две рабочие свечи гарантируют работу в теплое время года. Однако во всех случаях желательно менять их целым комплектом, поскольку даже одна нерабочая деталь скажется на консистенции дизельного топлива, и, соответственно, работе двигателя.

Свеча накаливания будет работать достаточно долго при соблюдении следующих условий:

  • Топливные форсунки исправны. Засоренная форсунка не распыляет топливо, а подает его струей прямо на свечу, из-за чего она перегорает;
  • Свеча чистая. Продукты сгорания могут откладываться на рабочей части, из-за чего деталь со временем может замкнуться на «минусе», то есть корпусе автомобиля, и выйти из строя навсегда;
  • Установка была проведена неправильно. Свеча – деталь достаточно нежная. Чрезмерное усилие на ключ ее попросту сломает;
  • Герметичность узлов двигателя. Загрязнение маслом является нередкой причиной выхода из строя многих деталей автомобиля. К примеру, от утечек масло сгорают и свечи зажигания в бензиновых/газовых двигателях.

Исправная деталь чистая, ее наконечник не имеет вздутий. Внешние повреждения обычно говорят о сильной затяжке при монтаже, а обломанный наконечник говорит о проблемах с впрыском топлива. Советуем проверять свечи каждый год на предмет указанных изменений.

Как показывает практика, чаще всего выход из строя происходит из-за неправильного их подбора и следующего за ним перегрева. Этот пункт мы не описали выше просто потому, что для всех потребителей энергии из бортовой электросети автомобиля справедливо правило: всегда выбирайте запчасть, которая удовлетворяет параметрам автомобиля. Если правило не соблюдается, любая свеча выходит из строя очень рано.

Последствия несвоевременной замены

Независимо от того, какие хорошие свечи накала были использованы в конкретном автомобиле, рано или поздно они выходят из строя. Несвоевременная замена (то есть, замена не по регламенту) может привести к весьма печальным последствиям для двигателя, и соответственно, для автовладельца это может вылиться дорогостоящими ремонтами. Поэтому менять эти агрегаты необходимо вовремя.

Так, если ездить на одних свечах 50…70 километров пробега, то происходит кородирование стержня свечи от уплотнительного конуса до резьбы, и даже за резьбой. Это приводит к «приростанию» корпуса свечи к корпусу головки блока цилиндров. Соответственно, при попытке выкрутить ее из посадочного места зачастую происходит ее поломка либо в районе резьбы, либо сразу за шестигранником. Из-за этого большой кусок свечи остается внутри головки блока цилиндров, а извлечь его оттуда очень проблематично. Для этого нужно демонтировать головку, и использовать дополнительные станки и оборудование (координатно-расточной станок). Для уменьшения вероятности таких случаев рекомендуется смазывать резьбу свечи специальной смазкой.

Вторая распространенная проблема, связанная с долгой эксплуатацией свечи накала, проявляется в том, что у нее может выйти из строя непосредственно нагревательный элемент. Причем выходы из строя могут быть самые разные. Например, он может отгореть и упасть в камеру сгорания. А это может привести к очень серьезным последствиям, таким как разрушение поршня, разрушение клапанного механизма и других ответственных и дорогих элементов двигателя.

Другой вариант выхода нагревательного элемента из строя — это ситуация, когда он «раздувается» в виде груши. Это приводит к тому, что при демонтаже свечи из ее посадочного места такая «груша» отламывается и попадает в цилиндр двигателя. Ситуация аналогичная описанной выше.

Еще одна распространенная проблема, связанная с заменой свечей накала на дизель, обоснована неправильным моментом затяжки при установке свечки. Чаще всего это выражается в том, что устанавливавший ее мастер, не пользовался динамометрическим ключом, а выбрал момент затяжки «на глаз», обычно превышая необходимое значение. Зачастую при этом корпус свечи подламывается, в нем появляется микротрещина. Свеча продолжает нормально работать, однако в образованном месте излома начинается процесс кородирования металла. А это приводит к тому, что при демонтаже свечки из ее посадочного места она обычно ломается именно в образованном месте излома. Как правило, значение соответствующего момента затяжки составляет около 15…20 Н·м (отличается у различных машин, поэтому дополнительную информацию ищите в мануале к автомобилю). Затягивать необходимо с помощью динамометрического ключа.

Если на вашем автомобиле свечи накаливания работают уже свыше 30…40 тысяч километров пробега, и при этом их установка проводилась без использования динамометрического ключа, то лучше не демонтировать их самостоятельно, а обратиться за помощью в специализированный сервис. В таких организациях демонтаж свечей накала производят с помощью специальных вибрационных съемников, которые не только непосредственно откручивают свечу, но и передают на ее корпус вибрацию, тем самым расшатывая ее в ее посадочном гнезде, и предотвратить поломку ее корпуса. Вибрация нивелирует действие ржавчины, из-за которой свеча прикипает к корпусу.

Делаем выбор правильно

Свечи накала выбираются исходя из характеристик двигателя автомобиля и его электронного блока. Проще всего вести поиски, имея VIN-код транспортного средства. Можно обойтись и без него, руководствуясь следующими данными:

  1. Марка вашего авто;
  2. Объем двигателя;
  3. Год выпуска;
  4. Тип кузова.

Из основных характеристик изделия нужно обращать внимание на следующее:

  • Диаметр, шаг резьбы, а также размер под ключ;
  • Линейный размер рабочей части;
  • Тип подключения. Могут быть два полюса или один. Если полюс один, то свеча выводится на корпус автомобиля. Двухполюсные подключаются к отдельному проводу;
  • Номинальное напряжение;
  • Скорость, с которой происходит нагрев. Электроника автомобиля «подогнана» под определенную скорость нагрева;
  • Материал свечи. Исходит из предыдущего пункта. Быстро греющимися являются керамические свечи, но если время нагрева, которое зафиксировано в управляющем электронном узле, равняется, скажем, 25 секундам, даже керамика окажется непригодной.

По сути, в выборе вы должны опираться на геометрию, марку производителя авто, характеристики двигателя и ЭБУ. Скрупулезным должен быть выбор свечи для автомобиля, в автоматике которого нет датчика нагрева. Ситуация для владельцев новых автомобилей без модификаций проще: сразу берите OEM-запчасть или близкий к ней аналог.

Расположение

О том, где находятся свечи зажигания, знают практически все, а вот свечи накаливания располагаются в зависимости от того, какой марки двигатель.

Если дизельный мотор состоит из одной вспомогательной камеры сгорания, то она устанавливается непосредственно в этой камере сгорания. Если же он поделен на цилиндры, то она устанавливается в форкамере или вихревой камере.

Современные моторы обладают прямым впрыском топлива, а это значит, что вихревых камер уже не ставят. Свечи накаливания греют непосредственно сам цилиндр.

Разбираемся с керамикой

Владельцы современных дизельных автомобилей во многих случаях могут вместо износившихся металлических свечей накаливания поставить керамические. Переплатив, они получают целый набор «бонусов». А именно:

  • Возможность начать езду почти сразу после запуска мотора. Способствует этому сверхбыстрый нагрев;
  • Практически вечный ресурс свечи накала, особенно если она была произведена одной из фирм, о которых мы поговорим позже;
  • Близкая к нулю вероятность выжечь нагревательную спираль.

Здесь можно провести аналогию с иридиевыми свечами зажигания, используемыми в бензиновых и газовых двигателях. Цена кусается, но появляется возможность сэкономить для себя то, что в денежный эквивалент перевести очень трудно: собственные нервы. Качественное керамическое изделие или не меняют вообще, или от силы один раз за весь жизненный цикл автомобиля. Разумеется, если за ним ухаживать должным образом. Тогда вам, скорее всего, вообще не придется проверять свечи на предмет нагара и механических повреждений – поставил и забыл.

Особенности конструкции

Дизельные двигатели, разумеется, не имеют таких колоссальных отличий как роторно-поршневой двигатель Ванкеля, устройство которого абсолютно не похоже на «анатомию» традиционного ДВС, но у него имеется ряд особенностей, которые проводят между ним и бензиновыми моторами черту.

У дизеля также есть кривошипно-шатунный механизм, но его степень сжатия существенно выше – 19-24 единицы против 9-11 единиц соответственно. Принципиальное отличие дизельного двигателя от бензинового заключается в том, как формируется, воспламеняется и сгорает топливно-воздушная смесь.

У дизельного ДВС отсутствуют свечи зажигания и, соответственно, воспламенение топливно-воздушной смеси происходит от сжатия. При этом, воздух и солярка подаются раздельно. Также следует отметить, что практически ни один современный дизель не обходится без системы наддува, которая используется для повышения рабочих характеристик агрегата. Для оптимизации наддува в максимально широком диапазоне оборотов используются турбонагнетатели с изменяемой геометрией. Дизельный агрегат имеет более высокий коэффициент полезного действия, но он тяжелее и выдает больший крутящий момент при низких оборотах, нежели бензиновый ДВС.

Краткий экскурс по брендам

Как уже было сказано, оригинальные свечи являются приоритетными. Вы купите именно то, что подойдет вашему транспорту.

Ощутимо сэкономить можно купив свечи японских брендов Denso и NGK или немецкого Beru. Все три варианта очень хороши. Особенно радуют изделия NGK – эта компания производит самые совершенные детали для систем зажигания, причем значительная их часть поставляется прямо на заводы крупных автоконцернов.

Нельзя не обратить внимание также на американскую фирму Champion и немецкую Bosch. Это однозначные призеры «зрительских симпатий», ведь их продукция составляют большую часть рынка свечей накала в России и Украине.

Также если вы решили сэкономить обратите внимание на датскую фирму JP Group и польскую Maxgear – их продукция уступает таковой от вышеперечисленных брендов, но соответствует всем стандартам качества. Лучший вариант для неновых дизельных автомобилей.

Характерные симптомы

Задуматься над тем, как проверить свечи накала в дизеле, стоит при следующих характерных признаках:

  • Двигатель удается запустить с большим трудом.
  • На холостых оборотах силовой агрегат работает в неравномерном режиме.
  • В выхлопе присутствует белый оттенок.

Если свечи менялись не так давно, то это может указывать на брак со стороны производителя. В остальном можно быть уверенным в неисправности одного из элементов. В любом случае необходимо провести диагностику, посетив СТО или сделав все самостоятельно.

Стоит учесть, что проблемы со свечами хорошо проявляются в холодное время года (осенью или зимой), тогда как летом определить неисправность довольно затруднительно.

Можно ли экономить на подделке

Запомните: покупка поддельных свечей накаливания по факту оказывается дороже, чем покупка оригинальных. Такие изделия не обеспечивают качественный нагрев топлива, быстро выходят из строя и могут повредить вашему мотору.

Дабы не купить поддельную свечу, лучше лишний раз воспользоваться благами нашего времени. Найдите оригинальную свечу и сфотографируйте ее. Наверняка на вашем авто уже стоит такая, а значит, далеко идти не придется. Сравнив потенциальную покупку с фото, можно быстро вычислить фальсификат:

  • Металл оригинальной запчасти хорошо обработан: нет сколов, заусениц, плохо проработанных деталей, как-то некачественной гравировки и т.п.;
  • Размеры обеих деталей идентичны.

Также не забывайте изучать упаковку. Крупные фирмы тратят немалые деньги на материалы и дизайн упаковок. На упаковке с оригинальной свечой всегда можно найти информацию об изделии, проверочные коды, причем все хорошо пропечатано и не содержит в себе ошибок.

К вопросу о подделках

В настоящее время на полках автомагазинов можно нередко встретить поддельные свечи накала. В основном их производят на территории Китая и Российской Федерации. Естественно, что качество у таких изделий намного хуже, чем у оригинальных. И, соответственно, они не только будут эксплуатироваться меньшее количество времени, но и не будут соответствовать заявленным характеристикам. Более того, они могут нанести прямой вред двигателю автомобиля. Поэтому при выборе тех или иных свечей накаливания необходимо применять нехитрые методы, позволяющие свести к минимуму вероятность покупки фальсификата.

В первую очередь необходимо пользоваться услугами проверенных магазинов, которые имеют все разрешительные документы на проведение торговли. Также желательно, чтобы они имели официальные разрешение от производителей тех или иных товаров на реализацию их оригинальной продукции, то есть, были их официальными представителями. Не стоит совершать покупки в мелких киосках с сомнительной репутацией.

Многие современные производители автомобильных запчастей пользуются современными методами защиты своей продукции с помощью онлайн-проверки. Так, существует несколько подобных методов. Это может быть проверка упаковки по имеющемуся на ней коду через официальный сайт производителя. Или сканирование нанесенного на упаковку QR-кода и получение соответствующей информации на том же сайте производителя свечей. Изготовители проявляют изобретательность в этой нише.

Если вы уверены, что в двигателе вашего автомобиля изначально была установлена оригинальная свеча, которая вышла из строя, имеет смысл сфотографировать ее. Это поможет визуально сравнить оригинал и изделие, предлагаемое в магазине.

Не забывайте визуально проверять свечу. Ее корпус должен быть качественно изготовлен, металл хорошо обработан, на корпусе нет сколов, заусениц, некачественной гравировки и так далее. Аналогично и с упаковкой. Именитые производители не жалеют средств на изготовлении качественных упаковок, в том числе для их защиты. Полиграфия должна быть качественной, а картинки четкими, а в описании товара на должно быть ошибок.

Заключение

Свечи накала — важная деталь дизельного двигателя, и к их выбору необходимо подходить со всей ответственностью. В первую очередь необходимо учитывать их размеры, чтобы они подходили для конкретного двигателя. Во-вторых, их тип. Лучше, конечно, покупать керамические свечи накаливания, однако они стоят достаточно дорого, поэтому их лучше устанавливать на дорогие иномарки. В большинстве же случаев вполне подойдут и металлические свечки. Что касается конкретных торговых марок, то все зависит от соотношения цены и качества, а также доступности определенных свечей в конкретном регионе страны, поскольку немалое значение на доступность оказывает логистика. Если у вас был позитивный или негативный опыт использования тех или иных свечей накаливания — напишите об этом в комментариях.

Как проверить изделия перед покупкой?

При выборе свечей накаливания для дизеля, цена которых зависит от фирмы-производителя и разновидности, стоит обязательно проверять эти детали. Не стоит приобретать поддельные элементы, они не прослужат долго. Лучше сразу обратить внимание на оригинальные детали.

Чтобы отличить оригинальный элемент от подделки, стоит обратить внимание на металл, которым обработана свеча. На ней не должно быть некачественной гравировки, заусениц или иных дефектов. При покупке комплекта оба узла должны быть идентичны. Обратить внимание стоит также на упаковку: на ней должна быть вся информация о свече, не содержащая ошибок.

Проверка свечей накаливания на дизель происходит при помощи вольтметра, омметра или мультиметра. Настраивается соответствующий режим работы. Можно также проверить работоспособность свечи, не подключая ее к электросети авто. Для этого нужно подсоединить плюсовый щуп к электроду, в минусовый к раме или блоку двигателя. Даже у нерабочего элемента есть сопротивление, хотя оно должно быть маленьким. Если же его вовсе нет, это говорит о неисправности свечи накаливания.

В некоторых инструкциях сами производители пишут о том, как можно проверить свечу накаливания. Существует несколько способов.

Как продлить срок работы?

Замена свечи накаливания на дизель, как отмечают эксперты, должна происходить каждые два года или даже чаще. Все зависит от качества выбранного изделия. Если у свечи металлическая спираль, она прослужит не более 80 тысяч км пробега, керамический аналог – до 160 тысяч км пробега. Но есть и свечи «премиум-класса» японского производства, на которых можно ездить без замены до 240 тысяч км.

Если свеча накала вышла из строя, а их в авто две, это не сильно повлияет на работу автомобиля. Но в любом случае, по рекомендации специалистов, стоит менять весь комплект сразу.

Чтобы свеча накаливания работала долго, стоит соблюдать следующие условия:

  • заменить топливные форсунки в случае их неисправности (засоренная деталь не распыляет топливо, и оно падает прямо на свячу, тем самым способствуя ее перегоранию);
  • не допускать засорение самой свечи, поэтому периодически стоит прибегать к ее чистке;
  • правильно устанавливать детали (свеча — довольно нежный элемент, резким или сильным нажатием на ключ можно ее сломать);
  • узлы двигателя должны быть герметичны (утечка масла ведет к загрязнению многих узлов авто, в том числе и свечей).

Если сильно утянуть свечу накаливания при установке, можно увидеть, что она погнулась, а значит, долго не проработает. Также она может перегореть, если неправильно подобрать модель к марке авто.

Проверка снятой свечи

Подать напряжение от “плюса” аккумулятора на клемму свечи, а корпус свечи — на “массу”. У исправной свечи сразу нагревается калильная трубка. Через 10 секунд она раскаляется и начинает светиться, в противном случае — свечу следует заменить.

Если свечи накаливания на легковых дизелях встречаются повсеместно, то более эффективные и такие необходимые зимой предпусковые обогреватели — крайне редко. И это понятно, ведь большинство дизельных иномарок рассчитано на климат Центральной Европы и к нашим зимам абсолютно не адаптировано. Автомобили из Скандинавии, а также немецкие, французские, ориентированные на наш рынок, значительно лучше подготовлены к эксплуатации в зимних условиях и имеют на этот счет в конструкции ряд “изюминок”, в том числе предпусковые подогреватели. Пусть их устанавливают за дополнительную плату, зато в паре с таймером такой подогреватель творит чудеса — машина “оживает”, как по звонку будильника. К приходу хозяина все готово к поездке: двигатель теплый, салон прогрет, не нужно соскребать лед со стекол и т.д.

Описание признаков неисправностей элементов накаливания

Поломки свечей накала проявляются следующими дефектами:

  1. Мотор не хочет запускаться.
  2. Неравномерность работы холодного движка.
  3. Появление выхлопных газов белого цвета.

Если автовладелец недавно производил замену всех свечей, то причина может крыться в неисправности элемента по вине производителя. Бракованную деталь нужно выкрутить и заменить на новый экземпляр. Неисправности элементов накаливания наиболее заметны в зимнее время. Понижение температуры в окружающей среде вызывает появление большего количества признаков неисправностей элементов накала.

Чтобы облегчить процесс демонтажа, используется специальный съемник свечей накаливания дизельных двигателей. Его нужно применять в комплекте с инструментом, приспособленным под квадратную или шестигранную головку.

Полезные советы

  1. Перед наступлением холодного времени года проверять элементы накала следует независимо от того, хорошо или плохо заводится дизель.
  2. Проверка на дизеле путем оценки искры рекомендуется только для старых авто. Не следует проверять данным способом калильные решения на «свежей» модели, которая оснащена сложной системой электронного управления двигателем.
  3. В случае обнаружения неисправности оптимально менять весь комплект, а не один или два вышедших из строя элемента.
  4. Старайтесь приобретать продукцию известных производителей, так как дешевые решения имеют заметно меньший срок службы, а также зачастую демонстрируют низкую эффективность накала нагревательного элемента.

Напоследок добавим, что для уверенного запуска дизельного двигателя зимой необходимо правильно подбирать, заряжать и обслуживать аккумулятор для дизеля, заправлять качественную солярку по сезону, в случае необходимости использовать антигели. Также в случае с моторами на дизтопливе целесообразно установить предпусковой подогреватель солярки или систему предпускового подогрева двигателя типа Webasto.

Источники

  • https://instapie.biz/blog/svechi-dlya-dizelnogo-dvigatelya-kakie-luchshe/
  • https://automobile-zip.ru/systems-and-nodes/sveci-nakalivania-dla-dizela.html
  • https://etlib.ru/blog/1035-horoshie-svechi-nakala–kakie-luchshe-stavit
  • https://eldomo.ru/avto/top-8-luchshih-svechej-nakalivaniya-dlya-dizelya-kakie-svechi-luchshe-vybrat
  • https://avto.pro/autonews/kak_vibrat_svechi_nakala-20170216/
  • https://FB.ru/article/426401/kak-vyibrat-svechi-nakalivaniya-dlya-dizelya-harakteristiki-tsena-i-otzyivyi
  • https://orsarm.ru/pochinka/svechi-podogreva-dizelnogo-dvigatelya.html
  • https://gil-service.ru/ts/svechi-nakala-dlya-dizelya.html

[свернуть]

Резюме

Каждый заинтересованный человек после того, как прочитает данную статью, сможет вывести для себя несколько важных фактов. Многие люди не знали о том, что дизельный мотор не имеет системы зажигания, и теперь понимают почему владельцы дизельных автомобилей зимой часто ковыряются под капотом своих машин.

В статье также описаны плюсы и минусы такого двигателя, и как достигается такой низкий уровень загрязнения окружающей среды.

Мнения потребителей

Свечи зажигания НЖК Если с параметрами СЗ автолюбитель может определиться благодаря мануалу, то с торговой маркой дела обстоят сложнее, так как ассортимент известных и не очень брендов достаточно велик. Для упрощения подбора предлагаем вам ознакомиться с мнениями потребителей о свечах зажигания НЖК.

Отзыв 1

Перепробовал свечи зажигания многих известных марок, но остановил свой выбор на НЖК. При их использовании нагар практические не образовывается, искра стабильная, ее мощности достаточно для нормального пуска мотора. Использую расходные материалы этого производителя уже 7 лет, главное покупать у проверенных людей, чтоб не приобрести подделку. Используя их, мне не приходилось внепланово менять свечи, они полностью отрабатывали весь срок эксплуатации. Все расходные материалы я меняю одновременно это масло, фильтр, свечной комплект.

Отзыв 2

Все автолюбители заноют, как непросто подобрать хороший комплект свечей зажигания. Предложений на авторынке много, брендов масса, а качество практически всегда оставляет желать лучшего. В одном магазине мне предложили комплект НЖК, продавец так его расхваливал, что я решил купить. Правду говоря, на какой-то особенный эффект я не рассчитывал. Из достоинств могу выделить то, что основной электрод выполнен из меди для быстрого охлаждения свечи, а корпус полностью герметичен, тоесть препятствует попаданию влаги. Проработал этот свечной комплект гораздо дольше, чем стандартный набор свечей других производителей. Всем рекомендую.

Отзыв 3

Я купил поддержанную машину и решил сразу же поменять расходные материалы. Когда достал свечи зажигания, они были в полном порядке, хотя хозяин меня уверил, что не менял их 2 года. Это был комплект НЖК, я недолго раздумывал, купил точно такие же и установил их на авто. Машинка на них проработала уже полгода, двигатель заводится отлично даже при минусовой температуре, мотор не троит, авто едет плавно. Из недостатков вижу только стоимость, она выше, чем у других производителей. Рекомендую этот бренд.

Отзыв 4

При плановой смене свечей решил испробовать не родные свечи, а НЖК. Искренне считал, что это японская марка, но в итоге они были изготовлены во Франции. Меня это не огорчило, так как я знаю, что большинство торговых марок работают по всему миру и на качество выпускаемой продукции это не влияет. Перед покупкой свечного комплекта ознакомился с маркировкой производителя и выбрал на авторынке продукцию с нужным мне обозначением. Результатом остался доволен, движок работает без перебоев, не троит, заводится в любую погоду.

Проверка мультиметром (тестером)

Тестер для проверки свечей накала дизеля используется в трех режимах:

  1. Замер показания сопротивления;
  2. Способом прозвона (если поддерживается);
  3. Замер показания потребляемого тока.

Все способы можно применить, не снимая изделия с двигателя. Но таким образом мы ответим только на вопрос – «исправна свеча или нет». Выяснить в каком она состоянии и причины ее поломки не удастся.

Прозвон цепи

Для проверки способом прозвона необходимо:

  1. Отсоединить питающий провод от свечи накала;
  2. Выставить на тестере регулятор в нужное положение;
  3. Минусовой щуп прижать к блоку двигателя, плюсовой – к электроду.
  4. Наличие звука указывает на то, что спираль целая.

Если вы используете аналоговый тестер, то нужно ориентироваться по стрелке, ее отклонение указывает на целостность цепи.

Также это можно сделать и на снятой свече, только вместо блока щуп нужно приложить к корпусу изделия.

Первый и третий способы более информативны, но здесь есть свои особенности, которые важно знать

Замер сопротивления

Тут важно понимать принцип взаимосвязи блока ЭБУ с сопротивлением спирали, которое в новой свече накала должно быть в пределах 0.7-1.8 Ом. ЭБУ ориентируется на потребляемый нагревательными элементами ток (А), который в зависимости от их прогрева меняется

Величина тока обратно пропорциональна величине сопротивления

ЭБУ ориентируется на потребляемый нагревательными элементами ток (А), который в зависимости от их прогрева меняется. Величина тока обратно пропорциональна величине сопротивления.

Т.е. свечи накала отключаются тогда, когда их сопротивление в результате нагрева увеличивается, а сила тока, проходящего через спираль, уменьшается. По достижении определенного значения тока на ЭБУ поступается сигнал, что свечи прогреты и их нужно отключить.

Если сопротивление, в результате неисправности нагревательных элементов, завышено (больше номинального), то сила тока уменьшается раньше, чем это необходимо.

В этот момент на ЭБУ поступает сигнал (в нашем случае преждевременный), что свечи накала прогреты и их нужно отключить, что и происходит. При этом температура воздуха в цилиндрах остается не достаточной для уверенного запуска двигателя.

Замер потребляемого тока

Наиболее информативный способ, который предполагает запуск еще холодного двигателя. Т.е. свечи накала снимать не нужно.

Благодаря замеру потребляемого тока можно быстро выявить неисправный нагревательный элемент. При этом достоверность полученного результата будет приближаться к 100%.

Но здесь важно понимать, какие типы свечей накала установлены в двигателе и какой у них нормативный ток потребления. К примеру, если взять стрежневые изделия, то они могут быть однополюсными и двухполюсными

К примеру, если взять стрежневые изделия, то они могут быть однополюсными и двухполюсными.

Первые подключаются по классической схеме – масса на корпусе, отходит один вывод. Потребляют от 5 до 18 А.

Вторые определяются по наличию двух выводов, могут потреблять до 50А.

Чтобы замерить потребляющий ток необходимо в электрическую цепь, питающую свечу накала, последовательно подключить тестер в режиме «амперметр».

Для этого:

  1. Отключаем от изделия запитывающий провод;
  2. Переводим мультиметр в режим амперметра;
  3. Подключаем один щуп к питающему проводу, второй – к центральному выводу свечи накала.
  4. Потребуется помощник. Заводим автомобиль (двигатель должен быть холодным) и снимаем показания с прибора.

В первые секунды, сопротивление на электроде будет минимальным, так как двигатель еще холодный, соответственно и тестер будет показывать максимальную силу тока.

По мере прогрева свечи, сопротивление в ней будет повышаться, а сила тока падать. Это будет отображаться на приборе. Снижение должно проходить без резких перепадов, постепенно. А затем, на каком-то этапе, ток должен стабилизироваться.

Результаты проверки каждой свечи лучше записывать, чтобы затем их можно было сравнить. Они должны быть максимально идентичными.

Если поведение какой-то свечи накала отличается от других, то скорее всего прогреваются только ее середина или кончик. Отсутствие тока будет указывать на обрыв в цепи.

Здесь уже придется выкручивать изделие и повторно проводить проверку, но уже визуально наблюдая процесс накала. Как правило, это уже делается с помощью аккумулятора, подключенного напрямую (смотрите дальше).

Отзывы

Многие автовладельцы отмечают, что свечи накаливания не относятся к категории дорогостоящих и не требуют частой замены. При этом лучше все-таки приобретать продукты средней ценовой категории и дополнительно за ними ухаживать (это касается чистки). Многие владельцы авто отмечают хорошее качество именно японских деталей — они редко выходят из строя.

Также не стоят на месте и фирмы-производители свечей, использующие новые технологии, которые значительно увеличивают срок службы изделия. Но обязательно стоит выбирать оригинальные изделия, а не подделку.

Ассортимент свечей NGK

  • NGK Laser Iridium — это свечи зажигания с ресурсом до 100.000 км
    . Центральный электрод сделан из благородного металла — иридия.
  • NGK Laser Platinum — качественные свечи с центральным электродом, который имеет платиновое напыление
    . Драгоценный металл способствует снижению износа свечи. Специальные гофрированные рёбра исключают возгорание.
  • NGK Platinum VX — это свечи зажигания с платиновым напылением для обычных бензиновых двигателей. Высокая эффективность зажигания сочетается с долгим сроком службы. Диаметр центрального электрода такой свечи составляет всего 0.8 мм
    .
  • NGK Standard — недорогие свечи зажигания с никелевым
    центральным электродом. Стандартная серия с высоким ресурсом работы за небольшую цену.
  • NGK V-Line — это свечи зажигания с насечкой на центральном электроде в форме буквы V
    . Такое решение способствует более эффективному воспламенению.
  • NGK V-Power — свечи зажигания с V
    -образной насечкой.
    Быстрое зажигание
    возможно даже при сниженном напряжении. Медный сердечник обеспечивает качественный теплоотвод.
  • NGK Racing — профессиональные свечи зажигания
    для высоких нагрузок. Используются в гоночных авто.
  • NGK LaserLine — свечи зажигания для машин с газовыми двигателями
    . Всего несколько модификаций охватывают 95% рынка подобных автомобилей.
  • NGK Glow — свечи накаливания со специальной нагревательной спиралью
    . Используются в автомобилях с дизельными двигателями.
  • NGK D-Power — это серия свечей накаливания. Запуск двигателя возможен даже при низкой температуре. В данной серии есть керамические свечи
    , предназначенные для экстремально высоких температур, их артикул начинается с буквы
    C
    .

Цена вопроса

Приобретая свечи автомобильные NGK не стоит экономить, покупая более дешевый вариант. Таким образом, можно нарваться на поддельные свечи, которые прослужат недолго либо будут работать неэффективно.

1. BPR6ES (цена от 250 руб.)

2. D-Power (цена от 900 руб.)

3. LPG Laser Line (цена от 960 руб.)

4. Комплект Iridium IX (цена от 3390 руб.)

Одни из лучших

Зачастую из-за широкого ассортимента свечей зажигания автолюбителям непросто сделать правильный выбор. Как советуют специалисты, стоит присмотреться к следующим компаниям, которые считаются одними из лучших:

  • BRISK.
  • BOSCH.
  • DENSO.
  • CHAMPION.
  • NGK.

При этом практически каждый производитель обладает своими особенностями. Это можно понять из отзывов о свечах NGK V Line.

Они подходят тем водителям, которые ездят на автомобилях Volvo, BMW, Ferrari, Ford или Volkswagen. Бренд Champion сотрудничает с не менее популярными производителями автомобилей в лице Alfa Romeo, GM, Suzuki, Jaguar, Volvo.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]