Заслонка печки ВАЗ 2110: причины неисправностей и ремонт
На ВАЗ десятого семейства, в которое входят модели ВАЗ 2110-2112, конструкторы применили систему внутреннего обогрева с электронным управлением, благодаря которой установленная водителем температура поддерживается в автоматическом режиме.
На ВАЗ-2110 вместо механизма ручного управления печкой с тросовым приводом основных элементов: клапан отключения подачи охлаждающей жидкости и заслонки, контроллер системы автоматического управления отопителем (САУО) с датчиком температуры и мотор-редукторы, которые регулируют положение жалюзи.
В печи этого типа больше не используется запорный вентиль подачи антифриза, а регулировка режима работы отопителя — «обогрев» или «вентиляция» осуществляется центральной заслонкой, которая направляет поток воздуха через радиатор или в обход него.
Советы бывалых автовладельцев
Евгений:
«Никогда не думал, что могу столкнуться с такой проблемой, но это произошло. После ремонта ГБЦ салон стало очень сложно прогревать. Долго искал почему, оказалось, газил двигатель. Сделал все, как советовали, охлаждайка перестала пузыриться лишь через 4 часа, но зато сейчас в салоне всегда тепло».
Саня:
«У меня ВАЗ 2109i, дул холодный на холостых. Долил охлаждайки в расширительный бочок, все стало ок».
Рустам:
«Езжу на 6-ой Мазде. Прошлой зимой нагреватель начал придуриваться: свыше 2т оборотов из нее шел горячий воздух, свыше 3т, несмотря на то, на сколько установлена температура, нагреватель вообще шпарил кипятком практически, но стоило только остановиться, воздух становится прохладным. Перебрал все возможные варианты, описанные в статье, проблема не ушла, после долгих поисков мастера СТО нашли причину – накрылась установка климат-контроля».
Рекомендуем: Что делать, если не работают дворники на ВАЗ-2110: возможные причины
Руслан:
«У меня на Приоре тоже печка на холостых дула холодом, чтобы это исправить приходилось постоянно подливать тосол. Надоело, загерметизировал нижний патрубок, теперь все работает исправно».
Олег:
«Как работник СТО, могу сказать, что самая теплая печка среди всех отечественных машин в Калине, но и она иногда дает сбой
Как правило, вся проблема кроется или в прокладке помпы, или в самой помпе, поэтому если вы являетесь владельцем названного авто, в случае чего первым делом обращайте свое внимание именно на помпу и ее составляющие»
Как устроена печка на ваз 2110
Проблемы в работе системы отопления на ВАЗ «десятка» возникают довольно часто. По этой причине владельцам данного автомобиля из отечественного автопрома необходимо много времени уделять решению проблемы или обращаться к специалистам сервисного центра за помощью и оплатой ремонта.
Чтобы понять, как отремонтировать отопитель ВАЗ 2110 и провести профилактические мероприятия, необходимо сначала продумать, из каких деталей он сделан.
Кроме того, в этот агрегат входит множество других компонентов — клапаны, арматура и другие элементы, объединенные в один блок. Агрегат заключен в корпус, размещен под капотом возле приборной панели.
Отопительные воздуховоды и системы управления
1 – воздуховоды благодаря которым обдувается задняя часть авто 2 – обшивка на тоннель 3 – воздуховоды, по которым воздух идет на ноги 4 – данное сопло прогревает центр авто. 5 – боковой обогрев 6 – обогрев боковых передних окон 7 – система управления отоплением 8 – воздухораспределительный корпус 9 – заслонка на подаче обдува ног 10 – заслонка для обдува лобового стекла 11 – печка.
Печка ВАЗ 2110, устройство отопителя, вентилятора, заслонок, видео замены радиатора печки ВАЗ 2110
Печка ВАЗ 2110 — пожалуй, самый проблемный и капризный механизм во всей конструкции автомобиля. Без неисправного внутреннего отопителя печки или радиатора на ВАЗ 2110 не обойтись, учитывая наш холодный климат. Если летом неработающая печка может вас не беспокоить, то с наступлением холодов часто оказывается, что печка на ВАЗ-2110 дует холодным воздухом. Сегодня мы постараемся подробно рассказать вам об устройстве, ремонте и замене ТЭНа в «десятке». Для наглядности дополним текст фото и видео.
Скажем сразу, конструкция системы отопления в «десятке» принципиально отличается от того, что было на старых моделях ВАЗ. Самая главная особенность и отличие внутреннего отопителя в том, что радиатор печки ВАЗ 2110 и ее вентилятор расположены не в салоне, а в моторном отсеке. Такая конструкция имеет свои преимущества, например, для замены радиатора отопления или вентилятора печки не нужно полностью разбирать переднюю панель (панель приборов).
Еще одно важное отличие — электронное управление климатическими процессами в салоне. Для этого на ВАЗ 2110 устанавливается так называемая система автоматического управления отопителем (САУО). Фото блока САУО ниже.
Кстати, агрегат САУО на «десятке» нескольких лет выпуска другой. С 1996 года выпускается 4 типа контроллеров САУО. Это следует учитывать при покупке агрегата в качестве запасной части. Именно этот прибор контролирует температуру в салоне и работу вентилятора. Температуру можно установить от 16 до 28 градусов.
Но как устроено это чудо-устройство? На потолке кабины «дюжины» стоит датчик температуры или потолочный датчик воздуха со встроенным (очень маленьким) вентилятором для циркуляции воздуха. Именно этот датчик отправляет информацию о реальной температуре в кабине, а блок SAUO дает команду на микромотор-редуктор (MMP), который, в свою очередь, открывает или закрывает главную заслонку, которая отвечает за доступ горячего воздуха в кабину. При изменении температуры в салоне потолочный датчик подает новый сигнал, микромотор-редуктор активируется поворотом заслонки, закрывая или открывая доступ горячего воздуха в салон. Таким образом, заданный температурный режим поддерживается автоматически. Также фото схемы воздуховодов отопителя ВАЗ 2110 .
Проверка составляющих
Естественно, разборка печки на ВАЗ 2110, проверка ее составляющих нужна, если вы недовольны ее работой, а также, если она не поддается регулировке.
Итак:
Первое, что нужно сделать – проверить, не сгорел ли предохранитель. И хотя, если это произошло, сразу напрашивается мысль – поменять сгоревший предохранитель, не спешите. Это вряд ли решит сразу проблему, вероятнее всего, что он не причина, а следствие какого-то сбоя, который необходимо отыскать; Прежде всего нужно проверить, приходит ли в движение заслонка при изменении параметров датчика отопителя
Осторожно, чтобы не оборвать провод, идущий на подсветку, снимите дефлекторы. Теперь вы сможете четко видеть, поворачивается заслонка или нет
Если нужна замена заслонки отопителя, то будет оправдана установка алюминиевой вместо пластиковой; Проверьте сопротивление температурного датчика. Если в салоне 16°С, то его сопротивление должно быть 250 Ом, при 22°С – около 200 Ом. Если это не так, то должна помочь установка нового датчика; Желательно также проверить контроллер: вытащить из гнезда, включить зажигание и, изменяя ручкой температурные параметры, замерить напряжение на длинном разъеме. Если напряжение не меняется, значит, он неисправен; Чтобы проверить моторедуктор печки, придется сделать небольшой разбор: снять жабо, добраться к приводу моторедуктора (к нему подведены коричневый и розовый провода). На разъем подать ток от аккумулятора. Если он крутится – значит исправен, нет – может понадобиться установка нового; Если отопитель работает только в одном положении, возможно, сгорело дополнительное сопротивление (резистор), через которое подключен вентилятор. Установка нового возможна лишь со стороны моторного отсека; Проверьте, не отгорели ли провода в контролере. Для этого его нужно разобрать; Справа под капотом вы найдете блок реле. Весьма возможно, что от реле, отвечающего за работу отопителя, отошел провод. Заодно проверьте реле, включающее обогрев заднего стекла. Если же у вас такой обогрев не предусмотрен, проводя тюнинг печки, вы можете включить в систему и это реле; Если воздух, поступающий в салон ВАЗ 2110, достаточно не прогревается, обязательно посмотрите уровень тосола, а также — отсутствие его утечки из отопителя;
Подключение печки ваз 2110 — Ремонт автомобиля своими руками
Системы обогрева автомобилей зимой часто выходят из строя. В этот период печь используется гораздо чаще, а значит, проявляются все слабые места этого устройства. Часто выходит из строя блок управления печкой ВАЗ-2110, как и другие элементы системы. Сегодня мы уделим этому узлу особое внимание.
Конструкция отопительной системы ВАЗ-2110
Он включает в себя три основных узла. Это блок управления печкой ВАЗ-2110, система воздуховодов, блок отопления. Печь управляется электронным блоком. Он состоит из ручек, с помощью которых водитель устанавливает желаемую температуру и интенсивность вентилятора. В состав блока также входит датчик температуры.
Что касается последнего, то необходимо автоматически запускать печку при падении температуры в салоне автомобиля более чем на два градуса ниже установленной. Датчик оснащен небольшим вентилятором. Если вы переместите ручку регулятора в положение A, в нагревательном блоке запустится небольшой электродвигатель, который управляет заслонкой.
Сам датчик температуры в ВАЗ-2110 расположен на потолке, возле лампы освещения.
Еще один важный элемент системы отопления — воздуховоды. Они запускаются непосредственно от самой печи, и каждый канал выполняет свою отдельную функцию. Поэтому центральные каналы предназначены для внутренней вентиляции.
Распределитель воздуха отвечает за подачу свежего воздуха в салон для вентиляции или горячего воздуха для обогрева. Два других воздуховода предназначены для обогрева салона заднего ряда. Остальное тоже предназначено для вентиляции. Два боковых канала обогревают зеркала и частично салон. Для обогрева ступней водителя используются отдельные форсунки.
Блок, ответственный за температуру
Центральным блоком печной системы является нагревательный блок, функция которого заключается в непосредственном обогреве салона. Этот блок организован следующим образом. Электродвигатель с лопастями вентилятора нагнетает горячий воздух, три заслонки выполняют функцию рециркуляции и закрытия / открытия каналов. Также есть радиатор.
В современных системах нового поколения теплообменники не имеют клапана. Поэтому радиатор всегда горячий, вне зависимости от времени года. Производитель заявляет, что это решило проблему с постоянной протечкой крана. Кроме того, значительно ускоряется обогрев салона. Летом приточная вентиляция выходит из радиатора.
Типичные неисправности
Летом проблемы с печкой обнаружить очень сложно. Практически не используется по прямому назначению. С наступлением зимы более актуальным становится вопрос об эффективности системы отопления. Рассмотрим типовые неисправности, с которыми чаще всего сталкиваются владельцы ВАЗ-2110. В случае серьезных проблем эффективным решением может стать только замена печки ВАЗ-2110.
Если механизм работает недостаточно эффективно, первым делом нужно проверить количество охлаждающей жидкости. Смотрят на расширительный бачок — на нем предупреждающие знаки и индикатор блокировки системы. Если жидкости мало, долейте. Иногда даже после доливки уровень охлаждающей жидкости падает. Это может указывать на наличие утечек.
Модернизация заслонки на ВАЗ-2110
Неисправности с работой заслонки часто приводят к тому, что салон греется очень плохо и медленно. Ошибка — это блок управления печкой ВАЗ-2110. Контроллер не работает должным образом. Устройство не выдает команду на выдвижение заслонки. В этом случае рекомендуется проверить датчик температуры.
Ручка контроллера устанавливается в крайнее положение и затем несколько раз откручивается слева направо. Температуру воздушного потока необходимо регулировать вручную. Таким образом проверяется рабочее состояние датчика в одном из крайних положений ручки.
Если воздушный поток изменяет температуру в крайнем положении ручки, датчик необходимо заменить. Если потепление не меняется, причину нужно искать в другом месте.
Устройство и принцип функционирования системы охлаждения движка «десятки».
Любая система охлаждения призвана не только охлаждать детали, но и выполнять некоторые другие функции, а именно:
- вентиляции и кондиционирования, производя нагрев воздуха в системе отопления;
- охлаждения воздуха в турбонаддуве;
- охлаждения в АКПП рабочей жидкости;
- охлаждения смазки, а точнее масла в данной системе.
Устройство системы охлаждения инжекторного двигателя ВАЗ 2110.
- Радиатор отопителя
- Пароотводящий шланг радиатора отопителя
- Шланг отводящий
- Шланг подводящий
- Датчик температуры охлаждающей жидкости (в головке блока)
- Шланг подводящей трубы насоса
- Термостат
- Заправочный шланг
- Пробка расширительного бачка
- Датчик указателя уровня охлаждающей жидкости
- Расширительный бачок
- Выпускной патрубок
- Жидкостная камера пускового устройства карбюратора
- Отводящий шланг радиатора
- Подводящий шланг радиатора
- Пароотводящий шланг радиатора
- Левый бачок радиатора
- Датчик включения электровентилятора
- Электродвигатель вентилятора
- Крыльчатка электровентилятора
- Правый бачок радиатора
- Сливная пробка
- Кожух электровентилятора
- Зубчатый ремень привода механизма газораспределения
- Крыльчатка насоса охлаждающей жидкости
- Подводящая труба насоса охлаждающей жидкости
- Шланг подвода охлаждающей жидкости к дроссельному патрубку
- Шланг отвода охлаждающей жидкости от дроссельного патрубка
- Датчик температуры охлаждающей жидкости в выпускном патрубке
- Трубки радиатора
- Сердцевина радиатора
Принцип работы системы охлаждения инжекторного двигателя.
Ежели говорить непосредственно о системе охлаждения ВАЗ 2110, то она является жидкостной, ее циркуляция происходит в принудительном порядке, а заливка осуществляется в расширительный бачок.
Основой для создания жидкости, используемой в данной системе, является вода в совокупности с этиленгликолем. Такая жидкость способна замерзнуть только при максимально низких температурах, а также создавать повышенную температуру кипения. С помощью добавления в нее различных присадок можно увеличить срок работы сальника, а также замедлить процесс коррозии самой системы. Полная заливка жидкости требует последней в объеме 7,8 литра.
Движение же жидкости по всей системе охлаждения ВАЗ 2110 инжектор обеспечивается с помощью центробежного насоса, который закреплен в блоке цилиндров и включается в работу благодаря зубчатому ремню привода ГРМ.
Как известно, жидкость постепенно нагревается от трения рабочих поверхностей деталей. И уже в зависимости от достигнутой температуры жидкости система охлаждения циркулирует изначально по малому кругу, а после нагрева начинает двигаться уже по большому. То есть когда достигается определенная точка нагрева, срабатывает термостат, после чего он открывается и меняет направление движения жидкости. Данный процесс уже регулируют пара клапанов, находящихся в этом термостате. В нем перепускной клапан регулирует движение охлаждающей жидкости по малому кругу, а основной – по большому. Таким образом, при открытии одного из этих клапанов, другой закрывается, и наоборот.
До тех пор пока хорошо двигатель не прогреется, перепускной клапан находится в открытом положении, а жидкость охлаждения перетекает по малому кругу через блок цилиндров, дроссельную заслонку и радиатор обогревателя. Этот отопительный радиатор встроен непосредственно в систему охлаждения мотора, посему, когда жидкость через него проходит, осуществляется обогрев салона автомобиля.
В тот момент, когда происходит нагрев охлаждающей жидкости до 85°С, начинает открываться основной клапан термостата при закрытии перепропускного. В этот момент охлаждающая жидкость проходит одновременно и по малому, и большому кругу. А уже при 102°С – жидкость поступает в радиатор, перетекая при этом только по большому кругу. Там, благодаря потоку воздуха извне происходит ее охлаждение.
Получается, что инжекторная система мотора ВАЗ 2110 устроена таким образом, что если поток воздуха плохо производит охлаждение жидкости, то с помощью сигнала электронного блока управления автоматически включается вентилятор. А в случае сильного нагрева жидкости начинает происходить увеличение ее в объеме, и тогда ее излишки возвращаются назад в расширительный бачок. В данном бачке располагается клапан, который и поддерживает необходимое давление в системе.
Контролировать и проверять уровень охлаждающей жидкости нужно только при холодном силовом агрегате авто. Если заметите регулярное ее уменьшение, то обязательно проверьте всю систему на герметичность. Ну, а полную замену охлаждающей жидкости в ВАЗ 2110 инжектор необходимо делать через каждые 75000 километров пробега.
Как устроена печка ВАЗ-2112
Комфорт водителя во многом определяется нормальной работой печки. В ВАЗах чаще всего выходит из строя именно эта система, и чтобы быстро решить проблему, нужно ознакомиться с устройством печки, разобраться в ее схеме и хорошо понять принцип работы. В данной статье речь пойдет о системе обогрева ВАЗ-2112.
Комфортность езды зимой зависит от правильной работы печки
Замена отопителя
Ваз 2110 дополнительный отопитель салона
Для проделывания данной операции, необходимо знать и уметь делать следующее:
- Автомобиль необходимо подготовить к процессу ремонта, изъятия деталей, механизмов и прочих частей.
Примечание: автомобиль необходимо установить на ровной поверхности дороги. Не следует производить ремонт без специальных подставок под колеса, которые удержат автомобиль на месте. Также, необходимо позаботиться о ручном тормозе, который необходимо включить. Не следует забывать о ключе зажигания, который необходимо прихватить с собой.
- После установки автомобиля, его предварительной подготовки необходимо отсоединить отрицательную клемму с аккумуляторной батареи.
- Используя особый накидной ключ с цифрой «12» необходимо слегка ослабить гайку крепления клеммы провода. Эту операцию необходимо проводить с отрицательным выходом. Клемма снимается с батареи.
- Декоративную накладку на двигатель необходимо удалить.
Демонтаж декоративной накладки
Примечание: так как автомобиль ВАЗ 2110 имеет несколько вариантов двигателя, необходимо описать демонтаж декоративной накладки на обоих вариантах двигателя.
- Двигатель 2112 (1,5і) — необходимо используя торцовый ключ с цифрой «10» открутить 4-ре гайки крепления, которые присоединяют пластмассовую накладку к крышке головки блока цилиндров.
Ваз 2110 схема отопитель салона
- Маслоналивная головка имеет крышку, которую необходимо открутить и снять.
- Извлекается пластмассовая накладка.
- Двигатель 21124 (1,6і) — требует снятия четырех креплений, которые выполнены из резины. Они предохраняют крышку головки блока цилиндров.
- Пластмассовая накладка двигателя снимается легким движением руки вверх. Вместе с крышкой отсоединяются и крепежные элементы, следует быть предельно внимательным, чтобы не растерять их.
Как устроена печь
Модели ВАЗ 2110 первых годов выпуска оснащены печкой по старинке.
Следует знать, что устройство старомодной печки ВАЗ 2110 не имеет существенных отличий от новой версии вне зависимости от используемого силового агрегата, за исключением нескольких моментов, о которых пойдет речь ниже:
- даже микро-редукторы разные. У устаревших элементов резисторы немного другие. Поэтому перед началом ремонтных работ убедитесь, что приборы действительно взаимозаменяемы, и что вы приобрели старые нагревательные элементы для старой версии духовки, а не новые. В противном случае возникнут сложности с функционированием этого элемента.
- конструкция радиатора. Основное отличие духовок именно в этом. Итак, если вы намерены установить новый радиатор вместо устаревшего варианта, то нужно учесть некоторые нюансы установки;
- ручка контроллера на устройствах немного отличается. У старой техники есть серьезный недостаток: ее больше не производят. По этой причине регуляторы положения 4 и 5, произведенные до 2004 г., не подходят для новой печи;
Как починить печку
Как уже было сказано, системы отопления на моделях ВАЗ 2110 по конструкции практически ничем не отличаются друг от друга. И неважно, какой двигатель под капотом: карбюраторный или инжекторный.
Так что руководство по ремонту, описанное ниже, может быть использовано всеми владельцами «десятки» ВАЗов».
Если вы планируете капитальный ремонт печки, изготовленной до 2003 года, мы рекомендуем сначала приобрести радиатор. Медный элемент более подходит, так как он более эффективен и позволяет печи лучше работать.
Ремонт
Как мы уже отмечали, устройство печек на десятках с карбюраторным и инжекторным двигателями не имеет отличий практически никаких. Потому приведенная ниже инструкция по ремонту подойдет владельцам ВАЗ 2110 с тем и другим типом силового агрегата.
Если вы планируете провести капитальный ремонт своей печки старого образца, советуем начать с приобретения радиатора. Используйте медный, поскольку он обладает большей эффективностью и способствует лучшей работе отопителя.
Чтобы грамотно провести ремонт, четко следуйте представленным пунктам в нашей инструкции и опирайтесь на видео материалы.
- На блоке двигателя имеется пробка, через которую сливается охлаждающая жидкость в любую емкость. Если этот же тосол или антифриз планируете использовать еще раз, выбирайте чистую тару.
- Далее нужно отодвинуть вперед жабо. На этот процесс уйдет достаточно много времени, потому наберитесь терпения.
- Далее нужно снять стеклоочистители и максимально избавиться от всего, что может помешать в процессе ремонта.
- Демонтируйте корпус вашей печки. Он делится на две части, о чем важно знать заранее. Передняя часть корпуса печки снимается непосредственно вместе с вентилятором.
- После этого наступает этап демонтажа салонного фильтра. Проверьте его текущее состояние. Если фильтр загрязнен, это отличный повод заменить его.
- Следующий этап предполагает снятие второй части корпуса.
- Ослабьте немного крепление используемых на шлангах хомутов. Это позволит вам легко снять шланги.
- Приложив определенное усилие, теперь наконец-то можно извлечь радиатор со своего посадочного места.
Обратная сборка
На самом деле обратная сборка узла предполагает только следование в противоположной последовательности операций. Разбирая печку, у вас появляется возможность параллельно проинспектировать другие элементы своего автомобиля, убедиться в их работоспособности.
Приучите себя к тому, что во время сложных ремонтных работ нужно попутно проверять компоненты, которые не относятся к текущей проблеме, которую вы решаете. Даже если деталь пригодна к использованию, но уже достаточно износилась, проще ее поменять сейчас, нежели через пару месяцев заново проводить тяжелые демонтажные работы.
Единственный нюанс, на который стоит обратить при обратной сборке — это тип печки. Если у вас отопитель старого образца, в этом случае важно уделить внимание паре вопросов.
- Когда на место монтируется пластиковый корпус, проследите за четким попаданием педали в предназначенный для нее паз.
- Проверьте, насколько все узлы плотно прилегают к своим посадочным местам. В противном случае могут возникнуть неприятные последствия, которые вынудят осуществлять демонтаж всего узла заново. А это, как вы уже поняли, процесс не из легких.
Все, теперь остается только вернуть охлаждающую жидкость обратно в систему и надежно затянуть пробку. Протестируйте автомобиль в гаражных условиях, прежде чем выезжать на дороги общественного пользования.
Решение проблем
Теперь поговорим о том, как устранять возникающие проблемы, устранять неполадки и вернуть отопитель в нормальный режим работы.
Каждая разбивка требует отдельного рассмотрения.
Не регулируется температура
Если нет возможности регулировать температуру воздушных потоков, проблема кроется в блоке управления или заслонке, либо не работает датчик температуры на потолке внутри салона.
Для проверки поверните регулятор до упора вправо и поместите руку под струю воздуха. Если горячий воздух поступает только тогда, когда регулятор находится в максимальном положении для нагрева, замените датчик. Если это не помогает, замените регулятор. Когда тепло поступает в другие места на контроллере, датчик не должен быть виноват.
Обязательно убедитесь, что шок не заблокирован. Добраться до него можно через моторный отсек. Если требуется замена, замените стандартную пластиковую шторку алюминиевой. Он более стойкий.
Дует холодом
Если на вашем ВАЗ 2110 стала дуть холодным воздухом печка, то нужно искать причины. Причина выхода из строя кроется в мотор-редукторе. Подобная ситуация встречается в 9 из 10 случаев, поэтому искать альтернативных виновников вряд ли придется.
Мотор-редуктор подлежит замене. Это делается следующим образом:
- Бахрома и дворники возвращаются на место. Работа сделана.
- Дворники сняты;
- Откручиваем три самореза, удерживающие мотор-редуктор;
- Рюш демонтируется;
- Отсоедините проводку;
- На место вышедшего из строя устройства устанавливается новый. Попросите помощника изменить режимы положения регулятора и в это время вы установите мотор-редуктор;
Но есть 1 случай из 10, который заставит вас поменять обогреватель из-за износа старого. Как показывает практика владельцев ВАЗ 2110, для замены больше подходит отопитель от 2112. К тому же можно выбирать между двумя вариантами печки: 2112-01 или 2112-02. Первый — без воздушного фильтра, а второй вариант — без него.
Стекла запотевают, ноги не обогреваются
У моделей ВАЗ нередко возникает проблема, когда воздух нормально выходит из печки, но при этом не греет ноги и не уходит в стекло.
Проблему можно решить обновлением воздуховодов и устранением имеющихся трещин в салоне и воздуховодах горячего воздуха. Это довольно сложная процедура, выполнение которой позволит надолго забыть о проблеме с печкой, которая не греет ножки и не взрывает боковые окна.
Не лишним будет смонтировать предпусковой подогреватель. За счет этого быстрее нагревается салон.
Режимы работы
Настраивать работу отопителя можно вручную или автоматически. То есть, можно выставить датчик температуры соответственно своим желаниям, например, на 22°С. Если все исправно, то производители обещают, что отклонения будут не более 2°С, после чего реле снова включит обогрев, а после достижения заданных параметров – отключит. Но если случаются сбои, то после проверки работоспособности, вполне возможно, что нужна будет замена датчика или реле.
Можно настроить автоматический режим. Для этого существует специальный винт, так называемый – настроечный. Желательно производить регулировку при закрытых окнах-дверях. Ручка вентилятора при этом должна стоять в положении «А», а температуру выставьте по своему усмотрению.
Возьмите в салон проверочный термометр. Если по истечению 15 минут температура не будет соответствовать заданным параметрам, значит – нужно извлекать из гнезда контроллер и поворачивать винт его регулировки. По часовой стрелке – для увеличения температуры, против – для ее снижения. Если это не помогает, то необходима замена датчика.
Блок САУО без панели
Кроме того, может понадобиться установка нового блока управления, а то и тюнинг всей отопительной системы.
Составные детали и процессы отопителя ВАЗ-2112
- резистор;
- электропневматический клапан;
- заслонка на канале печки;
- клапан управления заслонкой рециркуляции;
- радиатор и его кожух;
- заслонка управления печкой;
- водоотражающий дефлектор воздухозаборника;
- арматура на отводе пара и на подающих трубопроводах;
- крышка от облицовки печки.
- кожух от воздухозаборника системы отопления, состоящий из передней и задней частей;
- микромотор-редуктор с управлением заслонкой;
- моторчик печки в корпусе и вентилятор;
- опорная площадка для рычага срабатывания люка управления отопителем и самого рычага;
- дефлектор рециркуляции на воздухозаборнике;
Радиатор расположен горизонтально под панелью приборов. Он заключен в пластиковый корпус. В конструкцию радиатора входят два пластиковых бачка и пара алюминиевых трубок, на которых отформованы пластины. С левой стороны бака находится выпускное отверстие для пара. Прохождение всасываемого воздуха через радиатор зависит от положения заслонок. Если амортизаторы находятся в крайнем положении, весь воздушный поток может пройти через радиатор или не пройти вовсе.
Отсутствие крана — плюс или минус?
Если в старых моделях ВАЗ есть кран, с помощью которого можно перекрыть подачу тосола к радиатору, то ВАЗ-2112 подобным элементом не оснащается. Если двигатель работает, радиатор нагревается независимо от времени года. Подобная особенность конструкции печки позволяет добиться небольшой инерции, которая присуща системе при запуске. Другими словами, необходимая температура будет достигнута за более короткое время. Кроме того, пользователю не придется сталкиваться с утечками, которые возникают в результате утечки из крана. Электронный блок управления, формирующий необходимые команды, отвечает за возможность удобно управлять работой печки.
Распиновка блока управления отопителем приора
Цветные электросхемы VAZ 2170-71-72 LADA Priora |
Схема управления двигателемСхема соединения переднего жгута проводов автомобиляСоединение жгута панели приборовСоединение заднего жгута проводов автомобиля
Цветные электросхемы VAZ 2170 LADA Priora
Схема электронного управления двигателемСхемы соединения жгута проводов передней,задней части автомобиля дверей, крышки багажника
Схема электрических соединений жгута панели приборов |
Перечень элементов схемы электрических соединений жгута панели приборов автомобиля LADA 2170
1,2,3- колодки жгута панели приборов к жгуту переднему;4 – колодка жгута панели приборов к жгуту заднему;5 – контакты колодки монтажного блока;6 – выключатель сигнала торможения;7 – комбинация приборов;8 – модуль управления светотехни-кой;9 – модуль надувной подушки безопасности водителя;10 – выключатель звукового сигнала;11 – колодка диагностики;12 – переключатель режимов бортового компьютера;18 – выключатель зажигания;14, 15 – колодки к блоку управления электроусилителем;16 – контроллер электропакета;17 – переключатель световой сигнализации;18 – переключатель стеклоочистителей;19 – моторедуктор распределения воздушного потока;20 – блок управления отопителем;21 – переключатель электродвигателя отопителя;22 – выключатель обогрева заднего стекла;23 – часы;24, 25 – колодки жгута панели приборов к радиоаппарату;26 – выключатель аварийной сигнализации;27 – плафон освещения вещевого ящика;28 – выключатель освещения вещевого ящика;29 – колодка жгута панели приборов к жгуту системы зажигания;30 – блок управления системы надувных подушек безопасности.Al, А2, АЗ – точки заземления жгута панели приборов.Б – колодка монтажного блока.
Жгут панели приборов – 2170-3724030.
Схема электрических соединений жгута системы зажигания
Перечень элементов схемы электрических соединений жгута системы зажигания автомобиля LADA 2170
1 – контроллер;2 – колодка жгута системы зажигания к жгуту панели приборов;3 – блок предохранителей основной;4 * датчик скорости;5 – датчик неровной дороги;6 – датчик контрольной лампы давления масла;7 – датчик положения дроссельной заслонки;8 – датчик температуры охлаждающей жидкости;9 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;10 – датчик массового расхода воздуха;11 – регулятор холостого хода;12 – реле электробензонасоса;13 – предохранитель цепи питания электробензонасоса (15 А);14 – реле зажигания;15 – предохранитель реле зажигания (15 А);16 – предохранитель цепи питания контроллера (7,5 А);17 – датчик положения коленчатого вала;18 – датчик кислорода;19 датчик фаз;20 – датчик детонации;21 – электромагнитный клапан продувки адсорбера;22 – датчик кислорода диагностический;23 – катушка зажигания;24 – свечи зажигания;25 – форсунки;26 – колодка жгута проводов катушек зажигания к жгуту системы зажигания;27 – колодка жгута системы зажигания к жгуту проводов катушек зажигания;28 – колодка жгута системы зажигания к жгуту форсунок;29 – колодка жгута форсунок к жгуту системы зажигания.А – к клемме ‘плюс’ аккумуляторной батареи;Bl, В2 – точки заземления жгута системы зажигания.С1 – точка заземления жгута проводов катушек зажигания.Жгут проводов системы зажигания – 2170-37240*26.Жгут проводов катушек зажигания – 1118-3724148.Жгут проводов форсунок – 11186-3724036.
Перечень элементов схемы электрических соединений жгута переднего автомобиля LADA 2170
1 – стартер;2 – батарея аккумуляторная;3 – генератор;4 * колодки жгута АКБ и стартера и жгута переднего;5-7 колодки жгута переднего к жгуту панели приборов;8 – выключатель подкапотной лампы;9 – фара левая;10 – фара правая;11 -датчик уровня тормозной жидкости;12 – датчик температуры воздуха;13 – электродвигатель омывателей;14 – выключатель лампы света заднего хода;15 – электровентилятор двигателя;16 – моторедуктор заслонки отопителя;17 – резистор добавочный;18 – электродвигатель стеклоочистителя;19 – блок предохранителей основной;20 – электродвигатель отопителя;21, 22 – сигнал звуковойAl, А2, Bl, В2 – точки заземления жгута переднего.Жгут проводов передний – 2170-3724010.Жгут проводов АКБ с корпусом – 2170-3724080.Жгут проводов соединительный аккумуляторной батареи и стартера – 2170-3724070.
Описание системы отопления на «Двенашке»
В автомобилях ВАЗ 2112 применяется приточно-вытяжная вентиляция. В этом случае воздушный поток попадает через специальные отверстия, которые расположены в накладках лобового стекла. Сам воздух может подаваться принудительно, под действием вентилятора отопителя или произвольно. Из салона воздушный поток выходит через щели, расположенные между дверными панелями, а также на их концах. В эти отверстия встроены специальные клапаны, которые позволяют воздуху выходить наружу, а также задерживают его поступление, улучшая теплоизоляцию салона.
Уплотнение щелей передней панели воздуховодов торпеды
Основная проблема хорошего обдува боковых стекол заключается в наличии большого количества щелей в системе воздуховодов торпеды, которые следует всего лишь уплотнить, снизив тем самым потери тепла и заметно повысив давление потока воздуха для обдува боковых стекол автомобиля.
Прокладка каналов отопителя
Вам понадобится силикон либо антискрип (моделин). Уплотняем по периметру все щели в верхней и нижней части торпедной панели. Также не забываем “просиликонить” все крепежные отверстия. На этом первый этап работы можете считать оконченным.
Особенности конструкций
На ВАЗ 2110 предусмотрена установка печей двух типов — новой модели и старой. Вне зависимости от используемого двигателя (инжекторный или карбюраторный) принципиальных отличий в конструкции печки нет.
Но в чем разница между новыми и старыми печами? Попробуем разобраться.
- С сентября 2003 года в печах установлено несколько микромоторных редукторов. Разница заключается в датчиках положения вала (сопротивлениях). Поэтому при ремонте убедитесь, что приборы действительно взаимозаменяемы и вы приобрели для своей старой печки старомодные резисторы, а не новую. В противном случае мотор-редуктор работать не будет.
- Дизайн радиатора. В этом главное отличие устройств. Поэтому при замене радиатора со старого на новый обязательно учитывайте нюансы установки;
- Ручка контроллера на плитах немного отличается. У старомодных обогревателей есть большая проблема: они сняты с производства. Они не могут быть аналогами 4-х и 5-ти позиционных регуляторов, которые начали комплектовать десятками осенью 2003 года;
Схема и пояснения к ней
Ниже представлена схема деталей, из которых состоит система отопителя автомобиля ВАЗ 2110.
Подробная схема устройства печки ВАЗ 2110
Стоит сказать, что в системе отопителя «десятки» действует рециркуляция, о чем сообщает нам и схема. Простыми словами: воздух циркулирует внутри ВАЗ 2110, а не забирается с улицы. Основное преимущество заключается в том, что с улицы в салоне не попадают пыль и неприятные запахи. Минусов у такой системы печки больше – стекла быстро запотевают. Рекомендуется почаще открывать окна, если температура на улице позволяет это делать. Застаивание воздуха негативно влияет на здоровье водителя и его спутников. Моторедуктор отопителя редко поддается ремонту, поэтому его сразу следует менять.
На схеме показано, как происходит автоматическое управление отоплением
Для владельцев ВАЗ 2110, которые хотят доработать систему отопителя или провести ремонт электрики, будет полезна схема автоматического управления.
Устройство отопительного приспособления
Отопление ВАЗ-2110, благодаря которому автомобилист может комфортно себя чувствовать в своем мобильном имуществе в любое время года, состоит из нескольких отдельных устройств, работающих в тесном контакте. Центральным устройством агрегата является радиатор, с помощью которого нагреваются воздушные потоки, поступающие в салон. Для того чтобы отремонтировать или поменять радиатор придется искать способы попасть под капот.
Вторым по значимости устройством можно назвать воздухораспределитель, в котором по «десятке» кабины работает несколько форсунок. По сравнению со старомодными моделями, предшествовавшими выпуску ВАЗ-2110, в новой машине появился испаритель, нашедший место в системе кондиционирования.
Работой печки управляет специальный блок СУАО. В инструкции по эксплуатации ВАЗ-2110 это устройство имеет другое название (контроллер). Агрегат работает совместно с датчиком температуры, расположенным в салоне. Датчик передает информацию о температуре в блок, после чего данные сравниваются (учитывается информация, отображаемая на ручке). Как только система обнаруживает разницу температур в 2 °, в салон сразу же подается горячий или охлажденный воздух.
Чтобы понять, как работает ТЭН, нужно обратить внимание на ручку устройства; Особого внимания заслуживают два крайних положения: MAX и MIN. Дело в том, что при установке ручки на один из этих показателей система начинает отдавать тепло, не учитывая данные с датчика температуры.
Печка ВАЗ-2110 предусматривает наличие такого устройства, как мотор-редуктор. Задача этого устройства — открывать и закрывать заслонку. Небольшой электродвигатель чрезвычайно важен в работе каменки. Даже при незначительной неисправности мотор-редуктора система сможет подавать автовладельцу либо только холодный, либо только горячий воздух. Если это устройство выйдет из строя при закрытой заслонке, вся система перестанет выполнять свою функцию. Основные составляющие отопительного прибора:
- мотор-редуктор.
- радиатор;
- блок СУАО;
- потолочный датчик;
- рычаг;
- устройство, распределяющее воздушные потоки;
- амортизатор;
Предназначение радиатора
Печка ВАЗ-2110 новой модели имеет радиатор, через который поступающий в автомобиль воздух нагревается. Довольно часто в глобальной сети можно встретить схемы, на которых радиатор обозначен как теплообменник. Процесс нагрева в приборе возникает из-за протекания горячего антифриза. Радиатор подключается к системе охлаждения силового агрегата через несколько патрубков и шлангов. Хладагент непрерывно циркулирует внутри теплообменника. Положение заслонки определяет объем поступающего воздуха и его направление. Когда заслонка печки находится в промежуточном положении, часть воздуха проходит через теплообменник, а оставшийся объем в обход радиатора. На схеме видно, что радиатор новой конструкции отличается от остальных моделей несколькими полезными улучшениями.
Диагностика неисправностей системы рециркуляции
Если при нажатии кнопки наружный воздух продолжает поступать, это свидетельствует о наличии неисправности в системе. Определить причину поломки можно, проведя диагностику системы охлаждения, предполагающую выполнение следующих действий:
- включение зажигания, запуск силового агрегата;
- установление режима максимальной скорости вращения вентилятора;
- нажатие клавиши рециркуляции.
При этом происходит срабатывание клапана и закрытие заслонки. Если автомобиль движется с постоянной скоростью и заслонка полностью закрылась на протяжении нескольких секунд – система работает исправно. При наличии подозрительных звуков (щелчков, хлопков) и движении заслонки рывками можно говорить о наличии проблем.
Слабая подача тёплого воздуха, модернизация печки
Одна из основных проблем отопителя ВАЗ-2110 — негерметичность и некачественная сборка, низкое качество элементов воздуховода.
Печка может дико раскалять поступающий на неё воздух, но до салона может доходить едва ощутимое тёплое дыхание отопителя. Все дело в негерметичности соединений воздуховодов, а их, к сожалению, достаточно много. Во-первых, рекомендуют загерметизировать первичные воздуховоды, между ними и самой печкой зачастую фиксируется утечка прогретого воздуха, он попросту греет моторный щиток.
Модернизация печки для ног водителя, об этом напишем отдельную статью. На фото наша редакционная машина.
Для устранения этого недостатка, к сожалению, придётся потратить не один час, поскольку добраться к воздуховодам без демонтажа передней панели невозможно.
Нужно проверять и герметизировать каждое место стыка пластиковых воздуховодов и их стыки с дефлекторами обдува салона и стекла. Особо разочаровавшиеся в заводской печке личности полностью выбрасывают стоковые воздуховоды и меняют их на гофрированные рукава, которых полно в строительных магазинах. Стыки при этом герметизируют монтажной пеной или моделином.
Конечно, работы море, но потраченное время стоит того — после модернизации абсолютно весь тёплый воздух будет поступать только по назначению.
Видео о доработке заслонки отопителя ВАЗ-2110
Если печка на ваз 2110 дует холодным воздухом, но при этом сама раскалена до температуры 90 градусов, то причина скрывается в штатных воздуховодах. Скорее всего, они или повреждены, или отвалились от самой печки. И чтобы до них добраться придётся разобрать и снять всю панель. Если всё же не удаётся их восстановить, можно просто заменить их на гофрированные рукава, купленные в стройматериалах и установить их. А все стыки плотно и тщательно загерметизировать монтажной пеной или моделином.
Если печка на ваз 2110 дует холодным воздухом, то причина тут одна – печной радиатор забит. Если двигатель охлаждается водой, то в радиаторе может образовываться ржавчина, а при высоких температурах ещё и накипь. Мелкие патрубки в радиаторе могут забиться, если смешать (случайно) антифриз с тосолом, эта смесь просто свернётся. Кроме того некоторые недальновидные автолюбители добавляют в охлаждающую жидкость специальный радиаторный герметик, так же забивающий изнутри радиаторы. Проверить его довольно просто. Нужно прогреть двигатель до температуры 90 градусов включить печку и на ощупь проверить впускной и выпускной патрубки печки. Если температура на них разная, то радиатор просто забит и подлежит замене. А вот процесс его замены довольно трудоёмкий.
Демонтаж воздуховодов
Иногда кроме снятия дефлекторов приходится снимать и сами воздуховоды (понадобиться это может в случае их повреждения либо сильного засорения).
Для того, чтобы выполнить их демонтаж, нужно:
- снять дефлекторы (как это сделать, было описано выше);
- снять приборную панель, выкрутив саморезы крепления;
- отсоединить боковые воздуховоды (левый и правый), выкрутив по два самореза, крепящих их к центральному воздуховоду;
- отсоединить центральный воздуховод, выкрутив три самореза — один в центре и два по краям.
После того, как воздуховоды будут прочищены либо заменены на новые, их установку и сборку выполняют по указанной схеме, но в обратной последовательности.
Типичные неисправности
Ниже приведены основные неисправности отопительных систем:
- При включении отопления дует горячий воздух. В этом случае причин может быть множество. Необходимо продиагностировать моторчик печки, моторедуктор, температурный регулятор на потолке, контроллер САУО. В некоторых случаях проблема заключается в радиаторе, который из-за некорректной работы не может прогревать воздушный поток, который проходит через него.
- Нередко причиной некорректной работы отопительной системы являются заслонки, которые не в состоянии хорошо открываться или закрываться. Поскольку заслонка выполнена из пластмассы, она имеет свойство деформироваться со временем, в этом случае решить проблему позволит установка металлической заслонки. Чтобы понять, в каком состоянии находится этот элемент, необходимо просто демонтировать дефлектор. Включите отопление о попробуйте повернуть регуляторы — если заслонка в принципе не реагирует на ваши действия, то проблему нужно искать дальше.
- Выход из строя вентилятора можно определить по отсутствию характерного шума. Но если шума нет, проблема может заключаться в вышедшем из строя предохранителе либо в окислившихся контактах проводки. Для того, чтобы добраться до вентилятора, нужно произвести демонтаж так называемого фартука.
- В моторном отсеке находится радиатор отопительной системы, рядом с вентилятором. Для демонтажа радиатора вентилятор также нужно будет снять. Если радиатор начал течь, под ковриками в салоне вы сможете увидеть лужи охлаждающей жидкости, иногда такая проблема заключается в плохих хомутах. Так или иначе, необходимо определить место утечки и решить проблему для восстановления работоспособности системы.
- Многие владельцы «десяток» сталкиваются с такой проблемой, как отсутствие подсветки на панели управления отопителем. Автолюбители связывают отсутствие подсветки с неисправностями печки, однако это в корне неправильно. Если подсветка отсутствует, это может быть связано только с проводкой (автор видео — Aleks B).