Способы проверки компрессии, причины низкой компрессии. Ремонт мотора или его замена?


Показатель компрессии – это один из важнейших параметров в работе двигателя внутреннего сгорания. С его помощью можно определять исправность деталей цилиндро-поршневой группы, степень износа ЦПГ или поршневых колец. Этот показатель зависит от степени сжатия конкретного мотора (отношения рабочего объема к длине хода поршня). Чем более форсирован движок с большей степенью сжатия, тем выше его параметры компрессии.

Со временем детали ЦПГ изнашиваются, появляются зазоры, машина теряет свою мощность. Общая потеря от такой работы может достигать 15-25-ти процентов. Двигатель работает с перебоями, не выдает свои паспортные показатели, превышает средний расход топлива. Поэтому возникает необходимость проверить компрессию в цилиндрах, и осуществить это можно своими руками, не обладая уникальными знаниями.

Способы проверки компрессии в цилиндрах

Можно мерить давление в полевых условиях, имея под рукой только набор ключей и тряпку. Но такой замер лишь даст ответ на вопрос, присутствует ли она в цилиндрах или нет. Правильно измерить компрессию и установить ее точное значение не получится. Проверка компрессии в двигателе – простая процедура, которую можно осуществить самостоятельно. Однако для этого потребуется специальный прибор – компрессометр.

Основные нормативные показатели

Все необходимые данные можно взять из документации по ТО той или иной марки автомобиля.

Основные данные, с учетом проверки только на прогретом двигателе, представлены ниже.

Нормативный уровень компрессии:

  1. Современные бензиновые автомобили, которые заправляются бензином марки А-95, 98 – от 11 до 14 атмосфер (разброс с показаниях от 0,5 до 1,0 атмосфер);
  2. Старые авто, заправляемые бензином А – 80, А-92 – от 9 до 10 атмосфер (разброс с показаниях от 0,5 до 1,0 атмосфер);
  3. Современные дизельные авто – около 45 атмосфер (разброс с показаниях от 2 до 3,0 атмосфер);
  4. Старые дизельные авто – около 28 атмосфер (разброс с показаниях от 2 до 3,0 атмосфер).

В зависимости от установленного дизельного двигателя нормативные показания могут варьировать от 28 до 45 атмосфер.

С помощью проверки компрессии двигателя можно диагностировать следующие неисправности.

Приборы для замера компрессии

Чтобы проверить значение компрессии в цилиндрах нам потребуется компрессометр. Это прибор, состоящий из нескольких частей. К ним относится:

  • специальный манометр. Лучше брать деталь со шкалой, размеченной от 0 до 35-ти Бар. Этот параметр может измеряться в атмосферах, кгс/см кв. или МПа, но общепринятой единицей измерения является именно Бар, равный 0,99 атмосфер;
  • гибкий шланг, который вкручивается непосредственно в манометр. Снабжен клапаном для стравливания давления. Это поможет осуществить замер компрессии, как на бензиновых, так и на дизельных ДВС;
  • одна или несколько насадок, которые вкручиваются в мотор на место свечей зажигания;
  • При выборе товара на рынке, желательно не покупать самые дешевые измерители. Как правило, их долговечность невелика. Но если вы не автомеханик, и не планируете часто использовать прибор, приобретать профессиональный комплект тоже бессмысленно. Следует остановить внимание на моделях среднего ценового сегмента. Цена таких приборов составляет 750-1100 рублей.

Марка прибораМинимальная стоимость, руб.
ЗМЗ-406510
Измерит625
Автодело670
Друг ПРО750
Друг1100
ТопливаМерПро ВАЗ, ГАЗ ТопАвто1290
JTC3135

Компрессометры

Категория

Упаковкой выгоднее! Цена за упаковку 4 шт.: 2 272 р. Цена за ед. товара: 568 р. 655 р.

Упаковкой выгоднее! Цена за упаковку 4 шт.: 3 476 р. Цена за ед. товара: 869 р. 966 р.

Упаковкой выгоднее! Цена за упаковку 4 шт.: 3 292 р. Цена за ед. товара: 823 р. 884 р.

Упаковкой выгоднее! Цена за упаковку 4 шт.: 3 608 р. Цена за ед. товара: 902 р. 1002 р.

Упаковкой выгоднее! Цена за упаковку 4 шт.: 2 404 р. Цена за ед. товара: 601 р. 659 р.

Упаковкой выгоднее! Цена за упаковку 4 шт.: 2 608 р. Цена за ед. товара: 652 р. 719 р.

Упаковкой выгоднее! Цена за упаковку 4 шт.: 3 044 р. Цена за ед. товара: 761 р. 818 р.

Подготовка двигателя к замерам

В инструкции по эксплуатации для моделей ВАЗ 2106, 2107, 2108 нет конкретных рекомендаций, после какого пробега необходимо измерять компрессию. Однако стоит взять за правило, проводить эту процедуру вместе с заменой свечей. Стандартные свечи ходят 15-20 тысяч км. При замене деталей нелишним будет померить давление в цилиндрах – это поможет вовремя выявить неисправности. Есть признаки, когда эту процедуру надо провести раньше:

  • двигатель плохо заводится на холодную;
  • мотор не выдает положенной мощности и тяговых характеристик;
  • не работает один или несколько цилиндров (троит);
  • повышенный расход топлива;
  • начался «жор» масла, а из выхлопной трубы обильно пробивается сизый дым.

Перед тем, как мерить компрессию, необходимо подготовить двигатель. Его следует прогреть до рабочей температуры 70-90 градусов. Если это лодочный двухтактный агрегат – до 60-80-ти градусов. Запасаемся стандартным набором ключей, а также специальной свечной насадкой. Теперь все готово к замерам.

Случай из практики

Исходные данные:

  • Двигатель: 1ZZ-FE (1,8 л);
  • Симптомы: повышенный расход масла (примерно 1 литр на 400 км).

Результаты промеров (4 цилиндра): 15, 14,5, 15 и 14,5 бар. Известно, что стандартным значением является 13,2 бар. После того, как померить компрессию, демонтировали ГБЦ, но в цилиндрах ещё оставалось масло. Вывод здесь очевиден: залегли маслосъёмные кольца, что и вело к расходованию масла. В общем, высокие показатели компрессии – ещё не залог исправности двигателя.

Инструкция по проверке компрессии в двигателе

Далее дана пошаговая инструкция по определению компрессии на бензиновом карбюраторном или инжекторном двигателе.

  1. Прогреваем мотор.
  2. Снимаем насвечники со свечей зажигания.
  3. У моделей с карбюратором надо сбросить клемму коммутатора.
  4. Отсоединяем шланг бензонасоса, чтобы исключить подачу топлива в камеры сгорания. Можно проводить измерения, не отсоединяя топливную магистраль, но тогда бензин попадет на зеркало цилиндра и может снять масляную пленку, что впоследствии приведет к задирам.
  5. Выкручиваем все свечи из своих посадочных мест, чтобы обеспечить коленвалу минимальное сопротивление вращению.
  6. Вкручиваем шланг измерительного прибора в резьбовое соединение.
  7. Помощник садится за руль, выжимает до упора педаль газа и проворачивает стартер. Стрелка манометра начнет колебаться и остановится в определенном положении. Чтобы грамотно определить компрессию, необходимо ограничиться первыми четырьмя качками. То есть двигатель должен сделать один рабочий цикл. На работающем моторе после этого откроется выпускной клапан и давление упадет. Поэтому даже неисправный агрегат может «надуть» неплохие значения.
  8. Осуществляем проверку во всех четырех цилиндрах, анализируем результаты.


Порядок определения компрессии на дизельных агрегатах принципиально схож с инструкцией, но есть несколько моментов:

  1. На дизеле установлены свечи накаливания. Проверять компрессию надо через эти технологические отверстия.
  2. Питание осуществляет не карбюратор или инжектор, а топливный насос высокого давления (ТНВД). Если двигатель оснащен архаичным механическим ТНВД, то можно использовать запорный кран, а затем демонтировать топливную магистраль. Для выключения электрического устройства достаточно просто извлечь соответствующий предохранитель из блока.

Также возможна ситуация, когда померить компрессию на горячем моторе попросту невозможно. Это происходит, когда:

  • автомобиль попросту не заводится;
  • мотор снят с транспортного средства.

В таком случае приходится мерить компрессию на холодную. При отсутствии аккумулятора подсоединяется пусковое устройство. Процедура не отличается от вышеописанной абсолютно ничем. Однако показания компрессионного прибора априори будут ниже из-за наличия тепловых зазоров в моторе. От оптимального значения стоит отнять 25-30%.

Если на агрегате нет стартера, то замерить компрессию можно при помощи специального пневмотестера. Прибор загоняет воздух в цилиндр и создает там максимальное давление. А второй циферблат показывает количество утечки.

Если под рукой нет специализированных приборов, то можно проверить наличие компрессии в домашних условиях. В свечной колодец вставляется плотная тряпка и проворачивается стартер. Исправный двигатель при должной компрессии попросту вытолкнет ее за счет создавшегося давления. Некоторые умельцы даже создают свои самодельные компрессометры, однако их исправность вызывает сомнения.

Подробнее разобраться во всех нюансах процедуры поможет видео, расположенное ниже.

Утечки воздуха

Сжатый воздух стремится покинуть цилиндр, и это естественно. Соответственно утечка воздуха возможно через все, что не герметично закрыто.

Рассмотрим ситуацию потери компрессии из-за утечки воздуха.

Для того, чтобы выявить причину необходимо сделать следующее:

  1. Выставить цилиндр немного не доходя до ВМТ;
  2. Поставьте машину на ручники и включите либо 4, либо 5 передачи;
  3. Откройте масло заливную горловину;
  4. Направьте в цилиндр струю сжатого воздуха давлением не менее 2, но не более 3 атмосфер. Для этого можно воспользоваться либо компрессором, либо накаченной автомобильной камерой.

На что следует обратить внимание:

  1. Шипение и выход воздуха через свечное отверстие находящееся рядом, что свидетельствует про «пробитие» прокладки блока цилиндров;
  2. Не плотно закрыт впускной клапан, если наблюдается выпуск с шипением воздуха из карбюратора;
  3. Выход потока воздуха из маслоналивной горловины означает, что дела плохи. Это значит, что, либо прогорел поршень, либо в нем образовалась трещина;
  4. Если воздух выходит через выхлопную трубу, смотрите выпускной клапан, скорее всего он прогорел.

Так же минимизация утечки воздуха достигается, когда:

  1. Цилиндр полностью круглый, без царапин на его поверхности;
  2. Идеально притерты клапана, и они надежно прилегают к седлам;
  3. Замки колец поршня имеют минимальные зазоры;
  4. Поршневые кольца герметично прилегают к гильзам цилиндров и плотно лежат в своих канавках.

Анализ данных

Если правильно все делать, то получится снимать корректные значения. Для разных типов двигателя существуют свои нормативы, с которыми стоит сравнить полученные результаты.

Тип мотораМинимальное значение, БарОптимальный показатель, Бар
Старые бензиновые моторы со степенью сжатия до 8,51113
Новые двигатели, со степенью сжатия от 8,51214-15
Дизельные агрегаты2230

Как замерить давление на снятом моторе

В основном процедура нужна, если вы покупаете только двигатель, зачастую у частных продавцов. Такое тестирование поможет вам разобраться, насколько рабочим является данный агрегат. Простой запуск мотора в этом случае будет недостаточным, желательно, чтобы мотор был верно установлен и зафиксирован. К нему надо подключить провода, стартер, батарею и насос топливной подачи.

В некоторых случаях подключается ещё и коробка передач, если запуск стартера происходит только через неё (как для переднеприводных машин). В этом случае коэффициенты компрессии будут относительно верны. Для более простого замера можно сделать прокрутку коленчатого вала до ВМТ, заблаговременно подсоединив к мотору манометр для фиксирования данных. Но стоит учитывать, что «холодные» измерения могут иметь значительные отличия от действительных коэффициентов компрессии.

Так же читайте: Что такое трансмиссия коробки АМТ

Выявление неисправностей


Теперь нам известно, сколько Бар должно быть в цилиндрах. Если замер компрессии показал меньшие значения, то надо провести дефектовку деталей цилиндро-поршневой группы.

  • самым безобидным является залегание поршневых колец после простоя. Лечится простой заливкой раскоксовки шприцом в свечные каналы;
  • прогар поршня. Диагностируется путем прощупывания головки поршня тонкой проволочкой через отверстие;
  • деформация, прогар или зависание клапана. Цилиндр просто не работает на малых оборотах, а значение давления критически мало;
  • изношенные кольца и маслосъемные колпачки. Диагностируется при помощи нутрометра. Сигналами становится увеличенный расход масла или сизый дым выхлопных газов;
  • трещина в перемычке или скол поршня. Масло попадает в камеру сгорания, где сгорает, образуя сизый выхлопной дым. Деталь подлежит замене.

Конечно, при диагностировании серьезных поломок, кузов авто следует загонять на сервис и проводить замену дефектных деталей, однако своевременное установление диагноза поможет избежать лишних трат. И замер компрессии в цилиндрах – как раз такая процедура.

Варианты измерений на горячем моторе

Есть несколько видов замера компрессии на разогретом двигателе, иногда водители применяют технику комбинирования этих способов для получения более точных данных.

Замеры с открытым дросселем

Измерения с открытой заслонкой удобней проводить с помощником, который будет выжимать педаль. Низкие показатели для этого измерения будут демонстрировать неплотное примыкание клапанов, дефекты или изнашивание кулачка распределительного вала, разгерметизацию прокладки ГБЦ.

Читайте: Как работает АБС на автомобиле

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]