Лада Приора: ЭУР, неисправности и ремонт электроусилителя

ЭУР – что это?

Электро усилитель руля — это своего рода электрический двигатель, который помогает водителю вращать рулевое колесо с меньшим усилием. ЭУР устанавливается на валу рулевого колеса и при запущенном двигателе помогает вращать руль, запитываясь от электрического напряжения.

Основная задача ЭУР в автомобиле – это снижение усилия вращения рулевого колеса водителем автомобиля.

Из чего состоит:

  • Рулевой вал;
  • Торсионный вал;
  • Электрический двигатель;
  • Блок управления ЭУР;
  • Датчик ротора двигателя;
  • Датчик вращающего момента;
  • Предохранители;

К комплектующим ЭУР можно отнести следующие элементы:

  • Рулевая рейка;
  • Рулевое колесо;
  • Датчик скорости;
  • Рулевые карданчики;

Все эти детали напрямую влияют на работу электро усилителя руля Лады Приоры.

Используем «народный» метод проверки неисправности

В случае, когда на LADA Priora не горит лампочка, а ЭУР неисправности присутствуют, а возможно, требуется провести контроль, после проведенных ремонтных работ, то можно сделать так: покрутите автомобильный руль, без включенного зажигания, запомните при этом усилие. Далее запустите двигатель и повторите действие. Если нет никаких изменений между двумя действиями, то очевидно, что ЭУР не в порядке, нужна более детальная диагностика авто, после чего выбрать наиболее подходящие способы устранения неисправности, и это, скажем вам, совсем не проблематично.

Блок управления ЭУР Приора

Данная деталь служит для просчета усилия прилагаемое на рулевое колесо и усилие, которое электродвигатель прилагает на вал рулевого колеса. Блок так же отвечает за отключение ЭУР на скорости выше 100 км/ч для более чуткого понимания автомобиля.

Располагается блок управления ЭУР на Ладе Приоре вблизи электродвигателя усилителя руля на специальном кронштейне.

Устройство

Основные составляющие ЭУР таковы:

  • электрическая часть;
  • механическая;
  • контроллер и периферия.

К первой принадлежит, в частности, электродвигатель.

Механическая часть состоит из:

  • деталей руля;
  • соединений;
  • входного и выходного валов;
  • кронштейна;
  • рычага регулировки наклона;
  • шпилек, болтов, гаек и пр.

Сюда же причисляется и рулевая рейка.

Как показала практика, чаще всего из строя выходят именно электронные приборы, то есть ЭБУ, датчики и соединяющие их распределительные клеммы.

Отличия ЭУР от ГУР

Электро усилитель отличается от гидравлического отсутствием жидкости и насоса необходимого качать эту жидкость. Так же гидравлический усилитель руля работает полностью на механике, в отличии от ЭУР, в котором механика задействована только в рейке и рулевом колесе. ЭУР намного проще и легче обслуживается, но в плане ремонта намного дороже.

Достоинства и недостатки ЭУР перед ГУР

Хоть ЭУР и более современен и технологичен у него есть как достоинства над ГУРом, так и недостатки.

Достоинства:

  • Простейшая конструкция, не требующая постоянного мониторинга за уровнем жидкости (дикстрона);
  • Нет необходимости обслуживать насос ГУР, так как его попросту нет;
  • Уменьшение усилия с увеличением скорости автомобиля;
  • Возможность программно настраивать усилие рулевого колеса;
  • Надежность конструкции;
  • Компактность, нет громоздкого насоса в подкапотном пространстве и лишних шлангов;
  • Простота рулевой рейки и ее надежность, так как она сухая и течь в ней попросту нечему (все прекрасно знают про болезнь «мокрых» реек);

Недостатки:

  • Высокое потребление мощности, в некоторых моментах ЭУР может забирать до 40% электрической мощности генератора автомобиля и давать просадки по напряжению бортовой сети;
  • Возможность перегрева электродвигателя при движении по грунтовой дороги (колее) вплоть до полного отключения ЭУР;

Как можно заметить достоинств у более современного усилителя руля намного больше, поэтому он и набирает большую популярность среди автомобилей в настоящее время.

Подведем итоги

Как видно, ЭУР Приора сам по себе не является сложной конструкцией, что несколько упрощает процесс замены отдельных компонентов системы. Однако активное использование электроники снижает надежность такой системы в целом. На практике, чаще сбои в работе электроусилителя руля возникают не по причине механических поломок, а в результате проблем с разъемами, датчиками, контактами, проводкой, управляющими модулями и т.д.

Рекомендуем также прочитать статью о том, как заменить жидкость ГУР в гидроусилителе своими руками. Из этой стати вы узнаете об особенностях замены масла в гидроусилителе руля, когда менять масло ГУР и как выполняется замена.

В любом случае, применительно в ЭУР необходимо начинать с компьютерной диагностики, а уже затем переходить к углубленной проверке всех компонентов системы по отдельности.

Напоследок отметим, что игнорировать проблему с электроусилителем нельзя. Некоторые владельцы пытаются сбросить ошибки ЭУР, не определяя и устраняя причины. На самом деле, необходимо понимать, что исправное состояние и полная работоспособность усилителя руля является залогом комфортной и безопасной езды.

По этой причине усилитель рулевого управления, причем независимо от типа, необходимо периодически проверять и обслуживать (в случае с ГУР нужно следить за герметичностью и менять масло гидроусилителя, в случае с ЭУР, как минимум, следует выполнять углубленную диагностику). Такой подход дает возможность увеличить срок службы системы, а также позволяет избежать непредвиденных поломок усилителя рулевого управления автомобиля.

Технические характеристики ЭУР

НаименованиеПоказатель
Номинальное напряжение, (В)13,5
Рабочее напряжение, (В)10-15
Максимальный ток, (А)55
Ток в покое, (А)0,5
Момент сопротивления в покое, (Нм)0,8
Масса, (кг)9,3
Рабочая температура, (⁰С)-40…65

Меры профилактики

Чтобы сделать срок службы рулевой рейки Приоры максимальным, следуйте несложным правилам эксплуатации:

  • неровности, ямы и лежачих полицейских нужно проезжать на небольшой скорости и аккуратно;
  • периодически осматривать состояние пыльников и сальников;
  • масло в ГУР следует прогревать перед началом движения (короткие повороты рулём);
  • не рекомендуется часто удерживать руль в крайнем правом или левом положении.

Соблюдая эти нехитрые правила, можно избежать дорогого ремонта или замены узла.

Снятие и установка

Для проведения работ по снятию и установке электроусилителя руля на Приоре необходимо подготовить специальный инструмент, который понадобится в процессе производства работ.

Понадобится:

  • Молоток;
  • Клин (подойдет зубило);
  • Трещотка;
  • Удлинитель для трещотки;
  • Головка на «8» и «13» мм;

После подготовки инструмента можно приступать к работе.

Снятие

  • Отключаем массовую клейму с АКБ;
  • демонтируем кожух рулевой колонки;
  • Снимаем замок зажигания, открутив болты;
  • Снимаем все разъемы с блока усилителя руля;
  • Отворачиваем гайку рулевого кардана и с помощью клина ослабляем его зацепление на шлицах;
  • Отворачиваем гайки крепящие усилитель к кузову (4 шт);
  • Вынимаем конструкцию из автомобиля;
  • Сборку производим в обратной последовательности;

Проблемы в работе гидроусилителя

Все поломки ГУР Приоры, а также причины и методы их устранения перечислены в таблице:

НеисправностьПричина Способ устранения
При повороте руля ощущается отдача (толчки в противоположную сторону)Износ или слабая натяжка ремня привода насосаЗамена или регулировка натяжения ремня
Для поворота руля нужно прикладывать большое усилиеИзнос ремня насоса или слабое натяжение. Низкий уровень жидкости в бачке. Засорен фильтр бачка с жидкостью. Низкое давление насоса или воздушная пробка в системе. Недостаточное количество холостых оборотов двигателя.Отрегулировать или заменить ремень привода. Долить жидкость в бачок. Заменить или прочистить фильтр. Заменить насос. Удалить воздушную пробку. Отрегулировать холостой ход.
Требуется большее усилие для вращения руля в среднем положенииНеисправен насос или рулевой механизмПроверка, ремонт или замена насоса. Найти и устранить неисправность рулевого механизма
Требуется большее усилие для поворота руля в одну из сторонНасос вышел из строяРемонт или замена насоса
Рулевое управление нечёткоеНедостаточно жидкости в бачке или ее утечка. Воздух в системе гидроусилителя. Выработка ресурса.Долить жидкость и устранить утечки, если они есть. Удалить воздушную пробку. Проверить узлы рулевого управления и заменить при необходимости. Заменить шины.
Требуется большое физическое усилие, чтобы быстро повернуть рульОслабло натяжение ремня. Воздух в системе. Неисправен насос. Поломки деталей механизма рулевого управления. Плавающие холостые обороты.Натянуть ремень. Удалить воздушную пробку. Заменить насос, если ремонту не подлежит. Проверить и устранить неисправности деталей рулевого механизма. Отрегулировать холостой ход.
Шум при работе ГУРаМало жидкости в бачке. Жидкость сбрасывается через предохранительный клапан (при повороте руля в крайнее положение слышен свист).Долить жидкость и устранить течь. Удалить воздушную пробку. Проверить давление насоса, отремонтировать или заменить деталь.
Вибрация руляВоздушная пробка. Нарушена балансировка колес или повреждены шины.Удалить воздух. Отбалансировать колеса или заменить шины

В практическом плане ГУР чаще меняют на новый или на заведомо исправный. Оригинальное устройство стоит немало, поэтому выбирают аналоги. Модели китайских производителей зарекомендовали себя как недорогой вариант неплохого качества.

Как происходит проверка и замена предохранителя или реле

Перед тем, как заменить неисправный предохранитель, необходимо выполнить диагностику по следующему принципу:

  1. Убедитесь, что потребитель действительно не работает.
  2. Найдите по таблице соответствующий предохранитель.
  3. Достаньте его и проверьте состояние плавкой части.
  4. Если убедиться в целостности нити невозможно, прозвоните его при помощи мультиметра.
  5. Наличие обрыва при прозвонке двух контактов говорит о перегоревшей вставке.

В данном случае следует повторно установить новый предохранитель и попробовать использовать потребитель.

В случае повторного перегорания вставки, повторная установка новой вставки запрещена! Необходимо проверить цепь оборудования на наличие короткого замыкания.

Реле проверяется проще – отсутствие щелчков с его стороны может говорить о проблемах в цепи или неисправности самого реле.

Достаточно вытащить его и установить на его место любое другое соседнее со схожим номиналом и контактами. Если установка нового реле устранит неисправность, то именно в нем было дело.

Описание и назначение предохранителей в салоне Лады Приора

Салонный блок является основным. Именно от него по кузову расходятся все остальные потребители. В зависимости от комплектации, плавкие вставки и реле могут иметь разное назначение. Более подробно все расписано в таблицах.

Таблица салонных предохранителей:

НомерНоминалСтандарт/нормаНорма+кондиционер/Люкс
F125Вентилятор охлажденияЗапасной
F225Обогрев заднего стеклаПитание реле обогрева стекла, блок управления электропакетом, элемент обогрева заднего стекла, питание монтажного блока
F310Дальний свет правой блок-фарыДальний свет правой блок-фары, щиток приборов, индикатор дальнего света на щитке
F410Дальний свет левой блок-фарыДальний свет левой блок-фары
F510КлаксонПитание реле клаксона, питание монтажного блока, включение тревожного сигнала штатной охранной системы
F67,5Ближний свет левой блок-фарыБлижний свет левой блок-фары
F77,5Ближний свет правой блок-фарыБлижний свет правой блок-фары
F810Сигнал тревоги штатной сигнализацииПитание монтажного блока, сигнал тревоги штатной сигнализации
F925ОтопительЗапасной
F107,5 или 10Салонный плафон, подсветка щитка приборов, стоп-сигналЩиток приборов, концевой выключатель стоп-сигнала, лампы сигналов торможения, освещение салона, дополнительный стоп-сигнал
F1110 или 20Мотор стеклоочистителяПитание монтажного блока, стеклоочиститель, кнопка обогрева заднего стекла, очиститель заднего стекла, блок управления подушек безопасности
F1220/10«Плюс» после замка зажиганияЩиток приборов, ЭБУ электропакета, ЭБУ электромеханического усилителя руля, концевой выключатель лампы заднего хода, блок управления штатных парктроников
F1315ПрикуривательПрикуриватель
F145Габарит левой блок-фары, освещение номерного знака и багажникаГабаритный свет по левому борту, щиток приборов, индикатор включенного света, освещение номерного знака и багажника, ЭБУ электропакета
F155Габаритный свет правой блок-фарыГабаритный свет по правому борту, плафон вещевого ящика
F1610Питание АБСПитание АБС
F1710Левая ПТФЛевая ПТФ
F1810Правая ПТФПравая ПТФ
F1915Обогрев сиденийВыключатель обогрева сидений, элементы обогрева
F205 или 10ИммобилайзерВыключатель и сигнализатор рециркуляции воздуха в салоне, питание монтажного блока, реле ближнего света и габаритов, питание реле вентилятора отопителя, ЭБУ стеклоочистителя, ЭБУ климат-контроля, датчик света и дождя
F217,5 или 5Задние ПТФАварийная сигнализация, ЭБУ климат-контроля, питание колодки диагностики
F2220ЗапаснойМотор стеклоочистителя – автоматический режим очистки, питание монтажного блока, питание реле высокой скорости стеклоочистителя
F237,5ЗапаснойБлок управления стеклоочистителем
F24С 24 по 30 РезервС 24 по 30 Резерв
F25
F26
F27
F28
F29
F30
F3130ЭБУ электропакетаЭБУ электропакета
F32ЗапаснойЗапасной

Таблица Реле:

Номер релеОбозначение
K1Электровентилятор охлаждения (Норма) или ближнего света (комплектация ЛЮКС)
K2Обогрев стекла
K3Реле стартера
K4Реле зажигания
K5Резерв
K6Реле омывателя и стеклоочистителя
K7Реле дальнего света фар
K8Звуковой сигнал
K9Сигнал тревоги штатной сигнализации
K10Реле ПТФ
K11Обогрев сидений
K12Запасной

Чтобы запитывать цепи ЭБУ двигателя, в салоне также размещают небольшой блок плавких вставок и реле под торпедо в центральной части салона.

Таблица дополнительного монтажного блока:

НаименованиеНоминалОбозначение
Предохранитель F115Питание главного реле и блокировки стартера
Предохранитель F27,5Питание ЭБУ
Предохранитель F315Питание топливного насоса
Реле К1Главное реле
Реле К2Реле топливного насоса

Вставки в этом блоке перегорают реже, зато очень часто выходят из строя реле. Поэтом при неполадках топливного насоса, следует заглядывать, в первую очередь, сюда.

Ремонт электроусилителя руля на приоре своими руками

Современные модели автомобилей кардинально отличаются от своих предшественников. Изменения можно увидеть во всем. Однако одним из самых весомых достижений стало более легкое управление транспортным средством. Если ранее для вращения руля нужно было прикладывать немало усилий, сейчас все намного проще. Более того, практически одной рукой можно провернуть руль управления, когда машина находится в заглушенном состоянии. Все это благодаря установленному ЭУР. Но иногда случается, что не работает гидроусилитель руля на приоре.

С помощью этого аппарата усилие, которое требуется для вращения руля, уменьшается в разы. Иными словами – управлять можно смело одной рукой без лишнего напряжения.

На старых моделях автомобилей ВАЗ устанавливалась другая система – гидравлическое усиление, но начиная с «Калины» производители перешли на ЭУР, чем приятно порадовали покупателей. Недостатки, которые имеет ЭУР, полностью устранены в новой модели. В случае ее поломок, устройство чинится намного проще. Но и недостатки тоже имеются.

ЭУР имеет три следующие основные составляющие:

  • механическая;
  • электрическая;
  • ЭБУ с периферией.

Механика включает в себя детали управления руля и части, которые соединяют весь механизм. Сюда же входит арматура, выполняющая роль крепежа.

В категорию «электрическая составляющая» входит мотор усилителя – самая слабая часть, которая чаще всего подвергается поломкам. Также имеются разъемы с датчиками и ЭБУ.

Определяем рабочее состояние ЭУР по лампочке на приборе

Каждый раз, садясь в автомобиль и проворачивая ключ зажигания, стоит обращать внимание на панель — значок в виде руля и восклицательного знака. Во время включения зажигания он загорается и если вся система находится в рабочем состоянии, то спустя несколько минут автоматически потухает

Если же продолжил светиться – явный признак выхода из строя.

В таком случае следует проводить диагностику, используя компьютерные технологии

Важно получение кодов поломки и их расшифровка. Иногда предоставляются только коды

Стоит запомнить простое правило – все неисправности, связанные с ЭУР выдают числовые комбинации, начинающиеся с буквы «С»

Обратите внимание — значение «С 1013» говорит о низком напряжении, которого недостаточно для полноценной и безопасной работы электроусилителя

Причина данной неисправности может быть не одна. Из самых распространенных – поломка пары проводов (или одного). Они могут не функционировать из-за ослабления или пригорания. Их очень легко отыскать по цвету – красный и черный. Вторая проблема – большой предохранитель на устройство. Он легко поддается замене или ремонту. И третья – нехватка сети в машине. Самостоятельно устранить эту неполадку практически невозможно, обратитесь к специалистам.

Выясняем рабочее состояние электроусилителя с помощью руля

Распространенная причина проверки — не горит лампочка, указывающая на ЭУР

Важно обратить внимание на техническое состояние после проведенного капитального ремонта. Делается это легко: не заводя машину, прокрутите руль. Затем запустите мотор и проделайте то же действие

Если приложенная сила была одинаковой, это значит следующее – не работает ЭУР на приоре

Затем запустите мотор и проделайте то же действие. Если приложенная сила была одинаковой, это значит следующее – не работает ЭУР на приоре.

Причина неисправности может быть в работе одной из трех составляющих. Проблемы с механической частью говорят о нерабочем состоянии вала, соединений или арматуры. Если загвоздка в этом, колеса просто не подчиняются поворотам руля управления. Если дело не в механике, работа будет объемнее и сложнее. Если сломались сервомотор или усилитель – можно забыть о ремонте. Лучше купить новый ЭУР и сделать его установку самостоятельно – так будет быстрее, дешевле, практичней и надежней. И последний вариант, по которому могла возникнуть поломка – неисправность проводов. Это очень важные компоненты, с помощью которых подаются сигналы от внешних датчиков. Данный случай также легко чинится в домашних условиях, достаточно изначально приобрести электрическую проводку и провести монтаж.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]