Задние ступичные подшипники автомобиля — это вид подшипниковой опоры, которая обеспечивает вращение заднего колеса авто и его жесткую фиксацию на оси. Сам подшипник расположен в ступице, к которой в свою очередь крепится колесо. Подшипники отличаются: конструкцией, размерами, техническими характеристиками.
В данной статье рассмотрим такие вопросы:
- Способы замены задних ступичных подшипников;
- Причины и признаки неисправности;
- Виды ступичных подшипниковых узлов, номера и размеры;
- Советы по эксплуатации и замене.
Для начала приведем 2 типовые схемы расположения деталей. На схеме слева неразборный ступичный узел с HUB-3 (подшипник 3-поколения) – справа HUB-1 (1-поколение).
Какие бывают неисправности ступичного подшипника
- Разгерметизация уплотнений со стороны колеса и датчика ABS является основной неисправностью.
- Усталостное разрушение металла, отслоение по причине длительной эксплуатации.
- Ржавчина, которая может появиться в результате попадания воды на поверхность внутренней или внешней обоймы, а так же ступицы или оси.
- Выбор низкокачественных деталей с отклонениями по геометрическим размерам, приводит к разрушению или проворачиванию корпуса в отверстии кулака или проскальзыванию оси ступицы, колесо виляет, увеличивается люфт.
- Несоответствие количества смазки приводит к заклиниванию.
Устройство задней ступицы
Конструкция задних ступиц отличается от того, автомобиль имеет передний привод или задний. Ступица представляет собой округлую металлическую деталь с внешним ободом, на котором много мелких отверстий и одно большое внутренне отверстие.Внешний обод с отверстиями нужен для крепления колеса. В отверстия закручиваются направляющие болты и шпильки, на которых фиксируется ось колеса. Колеса крепятся, в основном, или на 4 болта, или на 5, но бывают и до 8 болтов. Внутреннее отверстие ступицы предназначено для насаживания на подшипник. Шрус устанавливается в имеющееся в ней отверстие. Некоторые ступицы имеют несколько посадочных мест для электронных датчиков АБС, скорости, и тд. Все ступицы крепятся двумя болтами и одной шайбой. Ступица сажается через подшипник на цапфу. Цапфа — это также очень важная деталь в ходовой части авто. Подшипники используются качения роликовые или конусные.
Признаки неисправности и диагностика
Главный признак – избыточный шум, который усиливается во время езды. Второй важный признак – наличие люфта у колеса.
Чтобы точнее определить неисправность, и понять с какой стороны потребуется ставить новую деталь, необходимо:
- На скорости в 10-15 км/ч резко повернуть руль влево, после чего этот посторонний шум исчезнет, то значит, что шум исходит от левого колеса, а точнее, от подшипника его ступицы.
- Если же шум пропадает при повороте вправо, то придется менять подшипник на правом колесе.
Для проведения 100% диагностики следуйте инструкции:
- Поднять авто подъемником или домкратом.
- Если авто с передним приводом, то запустите двигатель, и на месте наберите скорость в 70-80 км/ч.
- Далее следует на слух определить, от какого колеса исходит больший шум.
- Если колесо не ведущее, то раскрутить его можно руками.
- После остановки колеса нужно взяться одной рукой за верхнюю часть, в второй – за нижнюю.
- Попытайтесь раскачать колесо в вертикальной плоскости.
- Даже при наличии небольшого люфта, подшипник придется менять.
- Аналогично пошатайте колесо в горизонтальной плоскости.
Примечание:
Бывает так, что люфт появляется из-за неисправностей элементов подвески, или же по причине неправильной затяжки ступичной гайки. Чтобы убедится, что дело не в подвеске, необходимо нажать на педаль тормоза, в проверки люфта по вертикали. Если люфт не пропал, то искать причину нужно в подвеске. Так же следует проверить момент затяжки контргайки, инструкция имеется в статье «Как затянуть ступичную гайку и каким моментом».
Причины и симптомы необходимости замены
Заднему колесу не нужно поворачивать, поэтому система крепления довольно проста. Подшипник, плотно впрессованный в ступицу, крутится на валу. В конструкции не допускаются люфты, а вращение должно быть плавным.
Нас интересует 4-я позиция
Такую поломку сложно не заметить. Во время движения вы будете слышать явный вой или гул в задней части машины (в поворотах усиливается). Для более «целевой» проверки нужно поддкомкратить заднее колесо и сильно раскрутить его (по возможности). Если во время вращения услышите шум — пора менять. Стуки при поперечном «шевелении» означают крайнюю степень износа. В последнем случае не затягивайте с ремонтом.
Не должно быть стуков
Проверьте оба колеса. На слух не всегда можно правильно определить сторону. Поломку обнаружили, теперь переходим к подготовке.
Причины неисправности ступичного подшипника
Силы трения – основной враг для шариков или роликов. Со временем смазка теряет свои качества и начинается истирание сферической поверхности элементов, заключенных внутри обойм. Признак – чрезмерный нагрев, нарастающий гул во время движения, металлический скрежет.
Выход из строя одного из элементов сборки: оси или ступицы непременно скажется на работе подшипника: увеличится сила ударов на обоймы, появится чрезмерная осевая и радиальные нагрузки.
Другие причины:
- экстремальная езда;
- плохие дорожные и климатические условия: грязь, пыль, выбоины;
- неправильная установка, регулировка, применение ударных способов при сборке узла.
Монтаж ступицы и тормозного барабана (собираем всё обратно)
Когда всё собрано, осталось лишь установить ступицу на место.
- Одеваем её на ось и как можно дальше монтируем её.
- Взяв новую гайку оси задней ступицы, накручиваем её и подтягиваем. Не забываем законтрагаить её.
- Устанавливаем упорную шайбу.
Собираем ступицу обратно
- Монтируем ранее снятый тормозной барабан колесо и затягиваем все болты.
- Когда колесо установлено, можно продиагностировать проделанную работу на состояние подшипника ступицы вышеописанным способом.
Замена подшипника заднего колеса
Так же имеются несколько методик ремонта:
- Со снятием стойки;
- Без снятия стойки;
- С помощью съемника/пресса;
- Без съемника/пресса.
Первые шаги в инструкции аналогичны практически для всех легковых автомобилей:
- Выбираем ровную площадку.
- Ослабляем гайки колеса.
- Вывешиваем домкратом заднее колесо.
- Подкладываем опору под заднюю часть машины, под переднее колесо ставим противооткатный упор.
- Опускаем автомобиль с помощью домкрата на опору.
ИНСТРУКЦИИ ПО ЗАМЕНЕ ПО МАРКАМ АВТОМОБИЛЕЙ:
На нашем сайте можно посмотреть подробные инструкции с фото и видео для всех видов конструкций и методик следующие модели авто:
- Chevrolet:
- Lanos
- Aveo
- Lacetti
- Fusion
- Nexia
- Logan
- 206
- Газель
- Accent
- Sportage
Примечание:
Если в списке нет вашего авто, выбирайте по марке, в 90% случаях инструкция подойдёт для Вас!
Пошаговая инструкция: замена подшипника задней полуоси
В начале статьи показаны схемы устройства основных узлов задней полуоси автомобиля КИА Спортейдж. У данного автомобиля в исполнении 2WD и 4WD различная конструкция заднего ступичного узла, поэтому для примера ремонта мы взяли этот автомобиль.
Различия в ступичном узле: Слева HUB-3 – неразборный узел. Справа HUB-1 – разборный узел: в отверстие кулака 1 последовательно запрессовывают HUB-1, затем ось ступицы 2.
- Демонтаж колеса.
- Выкручиваем 2 диаметрально расположенных винта крепления тормозного диска.
- Отвинчиваем 2 болта крепления суппорта.
- Демонтируем суппорт, проверяем нужно ли менять колодки.
- Снятие тормозного барабана (диска).
- Откручиваем центральную гайку, снимаем прижимную шайбу.
- Попытка выбить полуось при помощи молотка иногда безрезультатна.
- Выдавливаем полуось съемником, откручиваем крепления рычагов и опор, освобождаем кулак.
Фотоотчёт:
Замена подшипника задней ступицы с помощью специального съемника без снятия узла
- Устанавливаем на шпильки ступицы приспособление, именуемое ударный молоток.
- Потребуется несколько сильных ударов, ступица снимется, но часто на ней и внутри кулака остаются обоймы.
- Выводим полуось из отверстия кулака.
- Достаем стопорное кольцо из гнезда кулака.
- Заряжаем винтовой съемник – набор из длинного штока (болта) и набора шайб и круглых пластин (блинов) под диаметры внешних и внутренних обойм, широких колец.
- Круглую пластину упираем в отверстие кулака, пропускаем шток (длинный болт) в отверстие пластины. На другой конец штока надеваем пластину по диаметру наружной обоймы, прижимаем гайкой. Начинаем закручивать болт, на задержку с обратной стороны ставим ключ.
- Используйте в качестве ключа мощный гайковерт или ручной инструмент с удлинителем. Корпус подшипника подастся вперед, чтобы он вышел дальше, добавим широкое кольцо.
Важно знать:
Обратите внимание на подбор пластин съемника: они должны соответствовать диаметрам обойм.
Фотоотчёт:
Инструкция по замене ступичного подшипника со снятием узла
Пункты до 7-го такие же, что и в пошаговой инструкции.
- Выкручиваем болт крепления датчика ABS, вытаскиваем из гнезда, убираем в сторону.
- Откручиваем болты тяг и рычагов, прикрепленных к цапфам кулака.
- Разбираем механизмы ручника: обратите внимание на направляющие штифты пружинок, если делаете впервые, сфотографируйте положение деталей.
- Освобождаем тросик ручника, с обратной стороны достаем фиксирующую скобу, вытаскиваем тросик.
- Откручиваем 2 болта крепления стойки амортизатора от цапфы кулака.
- Снимаем узел полностью.
Фотоотчёт
Замена подшипника задней ступицы на прессовочном станке
- Достаем стопорное кольцо.
- После демонтажа ступицы, устанавливаем струбцину или съемник.
- Выпрессовываем вначале ступицу, затем подшипник.
Сборка узла
- После покупки новой детали, запрессовываем её в ступицу
- Посмотрите следует ли менять стопорное кольцо на новое.
- Запрессовываем ступицу в узел.
- Далее производим монтаж в обратном порядке.
Фотоотчёт
Замена ступичного фланцевого узла заднего колеса
Неразборный узел, когда подшипник совмещен со ступицей, заменить проще: отсоединяют фланец заднего моста, достаточно открутить несколько болтов, но это зависит от конструкции фланца.
- Снимаем суппорт, тормозной диск – операции, как и в предыдущих инструкциях.
- Если диск зажат— прокрутите регулировочное колесико отверткой через специальное отверстие. В зависимости с какой стороны снимаете диск, вращение зубцов колесика вниз или вверх.
- Получить доступ к болтам крепления фланца HUB-3 можно после снятия амортизатора. Предварительно положите под рычаг стойки подставку.
- Открутите 4 болта крепления фланца, отсоедините разъем ABS, снимите ступичный подшипник.
- Сверьте номера старого и нового подшипников задней ступицы.
- Зачистите посадочное место фланца. Монтаж в обратной последовательности.
Фотоотчёт
Видео-инструкции
Замена заднего ступичного подшипника на Kia Sportage
Kia Sportage — замена заднего ступичного подшипника
Зачем подшипник в ступице
На фланец ступицы крепится колесный диск или непосредственно обод колеса. На нее также устанавливаются элементы тормозной системы. Если закрепленные на ступице колеса ведущие, она выступает частью автомобильной трансмиссии. Ступица переднего поворотного колеса является элементом рулевого управления. Диаметр ступицы значительно больше, чем у ее внутреннего отверстия, куда запрессовывается подшипник. Ее длина обычно превышает диаметр этого отверстия.
Высокая прочность и конструкция ступицы не требует ее частой замены. В то же время замена ступичного подшипника впрессованного в нее, должна производиться чаще. Эта деталь удерживает вместе с другими такими же подшипниками вес машины, обеспечивая вращение колес. В ступицах ведомых осей, не испытывающих больших нагрузок, обычно применяются конические однорядные подшипники. Для ведущих применяют конические подшипники с двумя рядами, которые выдерживают вдвое большую нагрузку, чем однорядные.
Ступичные подшипники имеют закрытую конструкцию, что предполагает их использование до почти полного износа. Они не нуждаются в замене смазки. Однако своевременная замена ступичного подшипника необходима, прежде всего, потому, что он обеспечивает безопасное движение, под действием серьезных радиальных и боковых нагрузок.
Виды конструкций ступичных узлов заднего колеса
- HUB-1 имеет два ряда радиально упорных шариковых или роликовых узлов, заключенных в ячейки сепаратора.
Заводское уплотнение надежно герметизирует внутренние детали от попадания воды, абразивных частиц, Смазка препятствует силам трения. Эксплуатация при нормальных условиях достигает пробега 100 000 км.
- HUB-3 – сборная конструкция с фланцем.
Фланцы крепятся: один к кулаку — второй соединен с тормозным и колесным диском. При выходе из строя, примерно 150 000 км пробега в нормальных условиях эксплуатации, меняют целиком. HUB-3 со шлицами предназначен для ведущих колес.
Так же в конструкции данных подшипников добавляют встроенные датчики ABS/скорости.
- Два однорядных подшипника запрессованы внутри ступицы.
Их запрессовывают в ступицу с двух сторон, сборка насаживается на цапфу кулака, крепится ступичной гайкой. Конструкция характерна для не ведущих задних и передних колес некоторых моделях авто. Комплектуются сальниками, а в некоторых случаях регулировочным проставочными кольцом.?
Как определить поломку
Велик шанс ошибиться и сделать неправильный выбор. В результате этого, вы станете владельцем транспортного средства, которое постоянно ломается, выходит из строя. Конечно же, на обслуживание такой машины вы потратите много времени.
В этом случае вам придется регулярно посещать СТО, приобретать те или иные запчасти, выполнять ремонтные работы. Удовольствия от использования подобного транспортного средства практически нет, а вот забот — “полон рот”.
Именно поэтому, если вы решили обратиться ко вторичному автомобильному рынку, вам необходим надежный друг и помощник. Речь идет о сотрудничестве с компанией, которая занимается автоподбором.
Далее они предложат их вам, предварительно проверив. Обращаем ваше внимание на тот факт, что профессионалы выполняют несколько уровневую проверку.
Изначально они определяют целостность конструкции, качество отдельно взятых комплектующих. Далее внимательно изучаются документы. На этапе оформления покупки необходимо правильно выполнить все шаги — переоформление в МРЭО, оформление документов купли-продажи и так далее.
Имея помощника, который регулирует все вышеперечисленные вопросы, вы легко и просто сможете найти подходящее транспортное средство и стать его обладателем.
Опорный подшипник стойки — признаки неисправности, проверка подшипника стойки и его замена (110 фото)Сайлентблоки задней подвески: признаки износа и замена своими руками. 110 фото и видео мастер-класс
- Замена наконечников рулевых тяг — самостоятельная диагностика и рекомендации как починить своими руками рулевую тягу (95 фото + видео)
Какую компанию выбрать? Мы никогда не подведём своего клиента, предложим ему лучшие транспортные средства, которые лично проверили на основе 105 пунктов. blockquote>
Также, мы отлично торгуемся и снижаем заявленную стоимость. Вместе с нами вы сможете совершить не только надежную, но и выгодную покупку. Подробности нашей работы, отзывы клиентов, а также перечень услуг с их подробным описанием вы найдете на страницах сайта.
Автомобиль является частью жизни современного человека. Нет никаких сомнений в том, что личное авто — это удобно и практично. Однако, не у каждого есть своя машина. Дело в том, что в большинстве случаев мы ориентируемся на первичный автомобильный рынок.
Советы по обслуживанию и эксплуатации подшипников
- Как смазать подшипник ступицы.
- Не допускайте попадания пыли в смазку и подшипники. Смазка наружных поверхностей предотвращает образование коррозии. Для наружной смазки проделайте такие операции:
- Сначала требуется чисто промыть керосином посадочное место обоймы, вытереть насухо, затем смазать тонким слоем смазки посадочную поверхность. Наденьте чистую резиновую перчатку, нанесите на ладонь смазку и втирайте в подшипник, затем вставьте деталь внутрь и дополнительно протрите поверхность ветошью, которая смочена смазкой.
- Использовать можно любую антикоррозионную смазку, на рынке продаются специализированные смазки для подшипниковых узлов. При нанесении соблюдайте количество смазки – не должно быть подтёков с узла.
- Смазка подшипника внутри возможна, если он открытого типа или имеет резиновые уплотнения. Добавите смазку внутрь, но тут так же необходимо соблюдать важное правило – не должно быть излишков смазки (неоднократно прокрутите обоймы, лишняя смазка выйдет, её следует убрать).
Рекомендуемая смазка представлена в таблице:
Марки смазки | Производители | Загуститель | Базовое масло |
RareMax AF-1 | Kyodo Yushi Co., Ltd. | Карбамид | Минеральное масло |
6459 Grease N | Showa Shell Sekiyu, K.K. | Карбамид | Минеральное масло |
Pyronoc Universal N-6C | Nisseki Mitsubishi Oil Corporation | Карбамид | Минеральное масло |
HB-1 | Kyodo Yushi Co., Ltd. | Карбамид | Минеральное масло |
Ronex MP | Exxon/Mobil | Литий | Минеральное масло |
- Как продлить срок службы.
Затягивайте гайку оси с рекомендуемым моментом. Чрезмерный натяг вызовет избыточное трение, смазка нагреется, высохнет, трущиеся детали деформируются. Недостаточный момент крепления вызовет люфт больше допустимого, что приведет к преждевременному износу. Используйте для ремонта подшипников оригинальные запасные части (гайку, шплинт, стопорыне кольца и т.д).
Рассчитать срок службы «Калькулятор срока службы ступичных подшипников»
Читайте статью «Момент затяжки ступичных подшипников»
- Какой подшипник ступицы выбрать по производителю, и на что обращать внимание при покупке.
Оригинальный номер указан на корпусе, его рекомендует устанавливать производитель. Если нет возможности достать оригинал, есть бренды на замену. Главное, чтобы совпали размеры и технические характеристики. На упаковке смотрите надписи, штрих код, выбитый номер на корпусе, комплектацию.
Читайте в статье «Рейтинг лучших производителей ступичных подшипников»
- Комплект ступичного подшипника — что в него входит.
Рем комплект включает расходные детали: ступичные гайки 1 или 2 шт., колесные болты – комплект, стопорное кольцо 2 шт. шплинт. Возможны сальники, наружные обоймы и даже смазка.
- Что использовать пресс или съемник.
Для качественной работы используйте пресс, снимите узел в сборе, отвезите на СТО, за небольшую плату произведут замену деталей узла за 1-1,5 часа. Съемник применяют при замене самостоятельно, покупают или берут в аренду. Рука помощника пригодится для задержки ключа.
Важный момент:
Не давите на внутреннюю обойму подшипника, так как это может привести к повреждению элементов подшипникового узла.
- Подшипники с АБС.
Наличие импульсного кольца легко проверить металлическим предметом, приложенным к одной из сторон уплотнений. Намагниченную сторону ставят внутрь отверстия кулака к разъему считывающего датчика.
Способ первый, как демонтировать подшипник
Существует большое количество специальных приборов, которые еще на заводской сборке получили единственное назначение – выполнять быстро демонтаж подшипника, не требуя силовых вложений и финансовых затрат от автомеханика или владельца авто. Применение специальных инструментов для демонтажа подшипника с вала – это прекрасное и самое простое решение выполнить ремонт. Себя можно избавить от непредвиденных ситуаций. И для этого надо только следовать инструкции. Обычно стандартный съемник представляет собой резьбовой вал, который накручен на специальные вспомогательные держатели. Они выполняют роль фиксаторов. При помощи такого простого съемника выполняется фиксация и демонтаж подшипника. Все гениальное – просто!
Съёмник подшипников
Этапы работы со съемником
- Берем съемник, подводим его к изношенному подшипнику.
- Зажимаем подшипник съемником.
- Приступаем к умеренным вращательным движениям, чтобы «стянуть» подшипник с посадочного места. Помните, что движения должны быть поступательными, без особого нажима, чтобы не повредить элементы слаженной системы.
Таким образом, решается вопрос, как снять подшипник ступицы в автосервисах. Использование специального инструмента и вспомогательного оборудования облегчает работу, удешевляет и ускоряет процесс ремонта.