Эксплуатация любого транспортного средства с неисправной тормозной системой запрещена, поэтому первые симптомы лучше обнаружить до того, как они превратятся в полноценную поломку.
Главный тормозной цилиндр (ГТЦ) не просто так назвали «главным», от его работы зависит очень много, например то, насколько эффективно будет происходит торможение, когда вы нажмете на педаль тормоза. Главный или основной цилиндр расположен под капотом и связан с педалью тормоза.
Что такое главный тормозной цилиндр и для чего нужен
Главный тормозной цилиндр и бачок.
Торможение осуществляется за счет того, что колодки прижимаются к диску. Это делается поршнями, которые приводятся в действие гидравлической системой с тормозной жидкостью. Однако для работы тормозной механики необходимо, чтобы давление как-то передавалось нажатием педали. Для этого и нужен главный тормозной цилиндр, передающий механическое воздействие водителя гидравлической системе через усилитель.
Учитывая важность детали, ее стараются сделать максимально надежной. Но еще большую надежность может обеспечить только дополнительная система, поэтому во всех современных машинах ГТЦ двухсекционный. Каждая секция обслуживает независимый контур, который в случае поломки первого будет дублироваться, хотя и с меньшей эффективностью.
Подключение контуров при этом может осуществляться:
- Параллельно (4+2). Один контур задействован на все колеса и имеет страховку на передних.
- Параллельно (2+2). Один контур отвечает за передние колеса, второй – за задние.
- Диагонально (2+2). Каждый контур задействован на одно переднее и одно заднее колесо по диагонали.
Как правило, диагональная система используется в переднеприводных авто, а параллельная 2+2 в заднеприводных.
О проверке ГТЦ
Неисправности главного тормозного цилиндра могут повлечь за собой его ремонт, а также полную замену. Проверку тормозного цилиндра рекомендуется начинать с внешнего осмотра. Необходимо тщательно его проверить на наличие внешних дефектов и протекания тормозной жидкости. После визуального обследования, нужно проверить работу педали тормоза. Для этого на нее необходимо надавить и убедиться, что отсутствует ее заедание и проваливание.
Что касается главного тормозного цилиндра, то он может не только изнашиваться, но и со временем покрываться ржавчиной изнутри. Такое часто происходит из-за того, что в тормозной жидкости содержится в определенных количествах кислород и вода.
Устройство цилиндра выполнено таким образом, что если произойдет утечка тормозной жидкости из первой секции, то другая останется в рабочем состоянии. То есть первый поршень пройдет сквозь собственную секцию, и придаст движение второму поршню, который в свою очередь создаст необходимый уровень давления для работы собственной секции.
Если же протечет вторая секция
, то срабатывание первой будет выглядеть совершенно по-другому. При работе поршня в исправной секции, происходит вовлечение в работу поршня из неисправной. Тот в свою очередь беспрепятственно движется вперед и упирается в ограничитель движения, тем самым перекрывая выходное отверстие. В свою очередь возрастает давление в первой секции, что влечет торможение механизмов колес.
В итоге при нажатии на педаль тормоза происходит ее проваливание. Эффективность торможения при этом наблюдается лишь в конце хода педали.
Как работает главный тормозной цилиндр
Устройство главного тормозного цилиндра: 1 — Корпус с компенсационными отверстиями; 2-3 — Поршень привода контура; 4 — Распорная шайба; 5. Шток;
Чтобы облегчить водителю комфортное и уверенное торможение, в современных машинах воздействие на педаль передается через усилитель тормоза, зачастую – вакуумный. Нередко главный тормозной цилиндр закреплен на крышке усилителя, образуя с ним единый блок. При этом над цилиндром располагается компенсационный бачок, в котором имеется запас тормозной жидкости, который может пригодиться при незначительных утечках или естественном испарении.
Шток, идущий от вакуумного усилителя, упирается в сдвоенный поршень. Так как поршни расположены на одной оси, усилие штока сдвигает их одновременно, позволяя создавать давление сразу в двух контурах. При этом в расширяющиеся позади рабочих полостей отсеки из бачка также поступает жидкость. Это позволит избежать разряжения в контурах, которое может возникнуть, если отпустить педаль резко. Убрав усилие на шток, поршень возвращается пружинами в исходное положение, после чего давление в цилиндре выравнивается.
Устройство
В состав ГТЦ входят:
- корпус со штуцерами, подводящими жидкость от расходного бачка и отводящими к магистралям рабочих цилиндров;
- поршни первого и второго контуров;
- уплотнительные резиновые манжеты, расположенные в проточках поршней;
- возвратные пружины, сжимающиеся при движении поршней;
- пыльник, прикрывающий место входа штока от ВУТ или педали в углубление тыльной стороны первого поршня;
- резьбовая пробка, закрывающая цилиндр с торца, открутив которую можно собрать или разобрать цилиндр.
Компенсационные отверстия расположены в верхней части корпуса цилиндра, они могут перекрываться при движении поршней, разобщая полость высокого давления и расходный бачок с запасом жидкости.
По теме: Что такое тормозной суппорт и как он работает (виды, устройство, ремонт)
Сам бачок обычно прикреплён непосредственно к цилиндру через уплотняющие манжеты, хотя может быть и вынесен в иное место подкапотного пространства, а соединение производится через шланги низкого давления.
Признаки неисправности главного тормозного цилиндра
Зачастую в автомобилях предусматриваются датчики давления, способные обнаружить его падении в контуре. Они оповестят водителя о неполадках на приборной панели. И все же нелишним будет узнать симптомы тех или иных неисправностей тормозной системы, так как причины могут оказаться разными.
Для начала посмотрим на симптомы, не указывающие на поломку цилиндра:
- Увод в сторону при торможении;
- Скрипы при торможении;
- Нагрев колодок на определенном колесе.
Все это может говорить о проблемах в колесах, контурах или заклинивании колодок. Также могут возникать утечки из рабочих цилиндров, бывают проблемы в вакуумном усилителе или нарушается целостность компенсационного бачка. Увеличившийся ход педали может говорить об износе колодок.
Что до ГТЦ, его основные неполадки заключаются в:
- износе манжет, прокладок и уплотнителей;
- использовании некачественной тормозной жидкости;
- попадании в гидравлику мелких частичек вроде стружки или песчинок;
- утечке из соединительных стыков.
К признакам неисправности тормозного цилиндра можно отнести следующие симптомы:
- Медленное торможение. Может говорить о потере герметичности манжет.
- Большое усилие при нажатии педали. Часто вызвано набуханием резины в поршневых уплотнителях.
- Короткий ход педали тормоза. Говорит о засоре компенсационного отверстия из-за чего жидкости в цилиндре некуда деться. Иногда отверстие перекрывается разбухшими уплотнителями.
- Провал педали ближе к концу хода. Говорит об износе манжет, что приводит к перетеканию жидкости за поршень.
- Колодки продолжают удерживать диски. Возможен клин поршня или засор в перепускном отверстии.
И все же некоторые признаки не всегда являются следствием выхода из строя ГТЦ. Провалы педали могут случаться при завоздушивании трубок, а слабое торможение может говорить о поломке усилителя тормоза. Как бы там ни было, любые симптомы в ухудшении торможения требуют немедленной диагностики не только цилиндра, но и всей системы.
Выход ГТЦ из строя и его замена
Одна из частых причин, по которой выходит главный тормозной цилиндр из строя является его разгерметизация. На практике это заметно невооруженным взглядом: тормозной цилиндр будет постоянно протекать, оставляя характерный след и специфический запах. Уровень тормозной жидкости в бачке будет непрерывно уменьшаться. Все эти признаки указывают на необходимость отремонтировать ГТЦ и не допустить непоправимых последствий.
Разгерметизация тормозного цилиндра
является веской причиной для его замены на новый механизм. Такие неисправности главного тормозного цилиндра, как повреждение и сильный износ поршневых уплотнительных манжет, входной манжеты, пружины возврата поршня, а также его задиры и сильная изношенность зеркала механизма указывают на обязательный ремонт или полную замену ГТЦ.
От исправной работы тормозной системы зависят Ваша жизнь и безопасность. Поэтому при появлении вышеперечисленных признаков, необходимо срочно устранить неисправность, чтобы не произошло внезапного отказа тормозов на дороге.
Как проверить главный тормозной цилиндр
Техобслуживание и диагностика авто предусматривает проверку уровня тормозной жидкости каждую неделю: при резком уменьшении можно судить об утечках. Кроме того, ее важно своевременно менять, так как со временем ухудшается качество жидкости, что приводит к преждевременному износу частей. Стоит обращать внимание и на совместимость с манжетами, так как некоторая автохимия может их повредить. И, конечно, следует своевременно менять все резиновые уплотнители, обращая внимание на заявленный производителем срок службы. Оптимальным будет прибегать к ремкомплекту со всеми резинками каждые 100 тысяч км пробега, и лучше не экономить на качестве комплектующих.
При появлении симптомов неисправности ГТЦ желательно проверить его, и начать необходимо с визуального осмотра. Если при осмотре корпуса будут обнаружены капли тормозной жидкости, следует демонтировать гидроцилиндр для поиска проблемы с герметичностью. Также к распространенным неполадкам можно отнести перетекание жидкости через уплотнители, что несложно проверить: если при нажатии на педаль из бачка будет слышаться бульканье, уплотнители подлежат замене. И, конечно, особое внимание стоит уделить поведению педали: как уже отмечалось, короткий ход или провалы могут говорить о необходимости чистки цилиндра и замены всех резиновых элементов. Лучше всего об их состоянии можно судить, демонтировав деталь и разобрав ее: иногда помимо незначительных повреждений прокладок можно обнаружить и трещину в самом цилиндре. В таком случае деталь придется заменить целиком.
Особенности диагностики
Первое, на что нужно обращать внимание — показания на приборной панели. Как правило, они раньше реагируют на неисправность, чем вы сумеете ее диагностировать в процессе эксплуатации. Так, если в тормозной системе есть проблемы, то на приборной панели должна загореться соответствующая лампа.
При появлении первых сигналов неисправности в тормозной системе, первое, чему нужно уделить внимание — осмотру тормозного цилиндра (на нем не должно быть явных следов течи).
Кроме этого, уделите внимание каждому из выходов тормозных контуров, местам стыков и так далее. После внешнего осмотра проверяйте давление в тормозной системе (сделать это можно с помощью специального манометра).
Полученное в процессе измерений давление сравнивается с тем, что рекомендует производитель автомобиля. Если измерения показали серьезную разницу, то можно говорить о выходе из строя одного из контуров. Отдельно стоит проверить герметичность контура, но выполнить эту работу можно лишь на специальном оборудовании.
Как показывает практика, одной из главных причин поломки ГТЦ является его разгерметизация. Заметить это несложно по появлению течи и характерного запаха. Повреждение корпуса, выход из строя возвратной пружины, износ манжет (уплотнительной и входной) или зеркала узла — все это повод для замены главного тормозного цилиндра.
Зная, как определить неисправность главного тормозного цилиндра, вы сможете выявить проблему на ранней стадии, устранить ее и исключить риски для жизни. Удачи на дорогах и конечно же без поломок.
Советы по профилактике
При соблюдении несложных рекомендаций вы продлите жизнь тормозам:
Своевременно меняйте жидкость;
Подбирайте рабочий раствор (РР) в соответствии с автопаспортом;
Еженедельно проверяйте уровень РР;
Перед каждой поездкой осматривайте все элементы системы на подтеки;
После проблем с системой не забывайте отрегулировать педаль;
В постоянном контроле нуждаются:
Для устранения серьезных неполадок обязательно обращайтесь к профессиональным автомеханикам.
Найти подходящую по расположению, перечню и стоимости услуг мастерскую можно на сайте-агрегаторе Uremont.com.
Какие параметры тормозной системы проверяют на стенде?
Выделяют два вида диагностики тормозов: дорожный и стендовый.
Дорожный служит для расчета:
длины тормозного пути;
устойчивости авто при торможении;
скорости срабатывания тормозов;
максимально возможного уклона дороги, на котором способен устоять автомобиль.
Стендовый метод используют для вычисления:
удельной силы торможения;
коэффициента неравномерности тормозных возможностей колес.
Работа заключается в том, что датчики фиксируют реактивные моменты. Благодаря зарегистрированным данным вы получаете точную информацию о состоянии каждого из элементов ТС.
Видео на тему
Проблемы, возникшие с тормозами в пути, считаются критическими и подлежат немедленному устранению. Виновником неисправности зачастую является основной цилиндр, установленный в подкапотном пространстве и жестко соединенный с педалью.
Чтобы выяснить причину поломки и самостоятельно отремонтировать агрегат, необходимо знать устройство главного тормозного цилиндра (ГТЦ) и его принцип действия. В процессе диагностики нужно различать и отсеивать неполадки других элементов системы.
Содержание статьи: |
Попробуйте наш сервис по подбору СТО
Создание заявки абсолютно бесплатно и займет у вас не более 5 минут
Транспортные средства включают в себя большое количество элементов, обеспечивающих полноценную эксплуатацию. Стоит ли говорить, что среди таких систем нет малозначимых. Особенно когда речь идет о тормозной системе, напрямую обеспечивающей безопасность водителя.
Главный тормозной цилиндр можно смело назвать ключевой частью в схеме тормозных гидроприводов. Поэтому ГТЦ стараются сделать максимально надежным. И все же предотвратить сбои в работе можно только своевременной профилактикой, так как без обслуживания в автомобиля рано или поздно перестает работать любая система.
Пневматика
гидравлические (например, в “Тойота Королла” или “Рав 4”);
пневматические (грузовики, тягачи и другой большегрузный транспорт).
В первом случае в качестве “рабочего тела” выступает масло, во втором – газ.
Как проверить пневматическую тормозную систему? Здесь важно следить за герметичностью, обращая пристальное внимание на соединения. Определить утечку сжатого воздуха можно на слух или мыльным раствором.
Исправляется заменой или подтяжкой испорченных элементов.
При проверке необходимо:
давление в приводе 0,6 МПа;
включить потребители сжатого воздуха;
При падении уровня ниже 0,05 МПа в течение получаса в свободном положении элементов управления (или 15 минут при работающих).
Стояночный тормоз проверяют в выключенном состоянии, утечку определяют на слух. Если она есть, корень проблемы в цилиндровых уплотнителях.
Пружинные камеры проверяют, если в приводных контурах ручника и тормозах задней телеги есть сжатый воздух.
При проблемах с герметичностью использовать транспортное средство нельзя.