Нужно ли открывать банки при зарядке автомобильного аккумулятора


Разряженная батарея – явление не столь уж редкое даже для новых АКБ. Водительская невнимательность, несоблюдение правил эксплуатации, неисправность оборудования – причин, приводящих к глубокому разряду батареи, насчитывается немало.

Поэтому даже автовладельцы с небольшим стажем нередко оказываются перед необходимостью осуществления зарядки аккумулятора с использованием внешнего зарядного устройства. Один из важных вопросов, возникающих при этом – следует ли выкручивать пробки в случае их наличия, насколько это необходимо и всегда ли нужно так поступать.

На всех ли аккумуляторах надо открывать пробки при зарядке

Если у вас стоит необслуживаемая батарея, с вероятностью 95% её конструкция не предусматривает наличие пробок как таковых, так что здесь поставленный выше вопрос не имеет особого смысла.

Что же касается обслуживаемых и малообслуживаемых разновидностей, то и здесь ситуация не является абсолютно однозначной. В значительной степени необходимость выполнения таких действий обусловлена такими факторами, как возраст батареи, а также степень её разряда.

В зависимости от этих критериев можно говорить о четырёх возможных сценариях:

  • новая АКБ разряжена частично;
  • новая батарея, глубокий разряд;
  • возрастной аккумулятор разряжен несильно;
  • старая АКБ разряжена до состояния, когда завести мотор невозможно.

Для определения, обязательно ли откручивать по время зарядки пробки аккумулятора, воспользуемся следующей таблицей:

Степень разряда АКБВозраст батареиНужно ли открывать пробки
НебольшаяНебольшойЕсли придерживаться определённых правил при зарядке (использовать рекомендуемые значения тока и напряжения), то выкручивать пробки необязательно. Новые батареи характеризуются поздними сроками закипания электролита, однако при отсутствии автоматического режима следует регулярно проверять состояние батареи.
БольшаяНовая АКБИ в этом случае открытие банок является необязательным, если не принимать во внимание процедуру измерения плотности электролита с использованием ареометра.
НебольшаяСтараяМнение экспертов разделяется. Многое зависит от времени закипания раствора серной кислоты после того, как аккумуляторов зарядится полностью.
БольшаяВозрастнаяВсе шесть банок нужно открыть обязательно, поскольку старые батареи быстро закипают, будучи даже не полностью заряженными.

Порядок действий

Процесс снятия заглушек с батарей зависит от их вида. Встречаются выступающие из корпуса и сделанные под единую конструкцию пробки, расположенные на одном уровне с аккумулятором. В первом случае сложности появятся только при прикипании заглушек.

Для их снятия можно использовать плоскогубцы или переставные клещи. Сильно давить на корпус аккумулятора не стоит, иначе можно сорвать резьбу и повредить АКБ.

Во втором случае, когда крышки находятся на одном уровне с корпусом АКБ, рекомендуется использовать стандартную крестообразную отвертку или пятирублевые монеты. Заглушки при этом также могут быть прикипевшими, поэтому нужно соблюдать осторожность – не давить слишком сильно на корпус батареи. Лучше всего зацепить резьбу крышки монетой через плоскогубцы и откручивать ее постепенно. При этом в обоих случаях снимать заглушки нужно не полностью – достаточно слегка открутить их, чтобы газ мог свободно выйти.

С какой целью выкручивают пробки аккумулятора

Основная цель откручивания пробок в крышке аккумулятора – предотвращение накопления в банках излишков газа, образующегося при кипении электролита. Если этот процесс будет интенсивным, при забитых дренажных отверстиях возможно появление избыточного давления, грозящего взрывом батареи.

Особенно это актуально для возрастных АКБ, у которых кипение электролита начинается довольно рано. Но и для новых батарей накопление в верхней части корпуса взрывоопасных водорода и кислорода представляет большую опасность: достаточно одной искры, чтобы такой аккумулятор взлетел на воздух. А это, в свою очередь, чревато разлётом на большие расстояния едкого вещества, способного испортить всё, что встретится на его пути, включая ценные вещи и предметы, находящиеся в данном помещении.

Зачем это делают

Вполне логично о том, нужно ли откручивать пробки при непосредственной зарядке автомобильного аккумулятора. А для этого следует понимать, для чего выполняют такую процедуру.

Снятие пробок объясняется необходимостью исключить риск поломки АКБ из-за повреждения корпуса и его разрыва.

Взрыв АКБ на практике маловероятное явление на современных батареях. Это актуально для старых моделей, где отсутствует специальное отверстие в виде клапана, необходимое для спуска пара при перезаряде. 99% современных АКБ такой клапан имеют.

Решение о том, нужно ли выкручивать пробки из своего аккумулятора при зарядке батареи, принимается исходя из конкретных обстоятельств.

Повреждение и разрыв корпуса могут потенциально возникнуть из-за того, что при полном заряде АКБ, когда на неё продолжает поступать напряжение (зарядный ток), электролит в банках начинает активно кипеть. Кипение провоцирует образование паров из серной кислоты, что ведёт к существенному увеличению внутреннего давления. Давление давит на внутренние стенки батареи, и в итоге их может разорвать.

Когда банки АКБ можно не открывать

Анализируя, всегда ли при зарядке АКБ нужно откручивать пробки, необходимо отметить тот единственный случай, когда все эксперты единодушны в своём мнении.

Речь идёт о непродолжительной подзарядке новой АКБ. Если, измерив напряжение на клеммах батареи, вы получите значение порядка 12.3–12.4 В, то при «правильно» выставленных начальном токе и напряжении на восстановление номинальной ёмкости уйдёт на более 3 часов. В подобных ситуациях не просто можно, а рекомендуется заряжать аккумулятор с закрытыми пробками, поскольку пар, который образуется внутри электролита, при выходе наружу может спровоцировать возгорание и даже взрыв.

Тем более что непродолжительная зарядка небольшим током не нанесёт батарее ни малейшего вреда.

Однозначным можно считать мнение специалистов и в другом крайнем случае, когда АКБ старая и сильно разряжена. Во всех других случаях не существует единого мнения, можно ли выполнять зарядку батареи, не открывая пробки.

Можно считать, что наиболее правильным будет компромиссное решение – частичное выкручивание пробок, которое будет способствовать сбросу излишков давления и одновременно препятствовать накоплению ядовитых и взрывоопасных газов в непосредственной близости от корпуса источника питания и выплёскиванию кислоты при её закипании.

Выбор зарядного устройства

Как только автомобилист разобрался, при зарядке аккумуляторов надо ли открывать пробки или нет, необходимо позаботиться о выборе автоматического зарядного устройства, ограничивающего ток зарядки или вовсе прекращающего подавать питание при определенных условиях.

Наша редакция рекомендует присмотреться к следующим моделям, которые можно купить в специализированных автомобильных магазинах:

  • Aurora Sprint 6;
  • FUBAG MICRO 80/12;
  • CTEK MXS 3.8;
  • КЕДР-АВТО-10;
  • Орион PW-150.

Как правильно откручивать крышки банок аккумуляторной батареи

Если вы полагаете, что это элементарная процедура, то это значит, что вы просто не сталкивались с батареями, у которых пробки не выступают над поверхностью крышки, а спрятаны заподлицо. В первом случае действительно всё просто и понятно, достаточно последовательно открутить все 6 крышек. Если рукой это сделать не удаётся, можно воспользоваться широкими пассатижами или клещами. Главное – не переусердствовать с зажимом, иначе пластиковая крышка может лопнуть, и тогда вам придётся искать ей замену.

Меры предосторожности

Процедура откручивания пробок не такая уж безопасная. Дело в том, что внутри батареи находится химически агрессивная жидкость, которая при неосторожных действиях может попасть на открытую кожу, приведя к химическим ожогам.

Поэтому при выполнении данной процедуры необходимо работать в защитных перчатках. Кроме того, операция в любом случае должна производиться в хорошо проветриваемом помещении, будь то гараж, подвальное помещение, хозпостройка или балкон.

Многие автовладельцы имеют своё мнение на этот счёт, которое вряд ли возможно изменить. Столь же многочисленна армия водителей, которые так и не смогли окончательно выработать своё видение ситуации.

Этому способствует тот факт, что аргументы и одной, и другой стороны выглядят вполне убедительно. Так, противники откручивания пробок утверждают, что при использовании автоматических ЗУ откручивать крышки банок нет необходимости, поскольку процесс зарядки прекращается до начала интенсивного кипения электролита. Многое зависит и от конструкции самой пробки. Если на ней имеется вентиляционное отверстие, и оно не засорено, то откручивать пробки тоже не нужно – стравливание газов будет происходить через эти отверстия.

С другой стороны, откручивание пробок – это дополнительная мера безопасности, рекомендуемая и производителями, и экспертами. Приоткрытые пробки позволят защитить поверхность батареи от брызг кипящего электролита, так что оптимальным можно считать именно это решение. Не следует забывать и о том, что в обслуживаемых моделях АКБ при зарядке периодически нужно проверять плотность раствора соляной кислоты. Делается это с помощью ареометра, который поочерёдно опускается в каждую из банок. При закрытых пробках этого сделать нельзя.

Что делать, если пробок нет, и почему

А что делать, когда аккумулятор необслуживаемый? В батареях этой модели испарение воды отсутствует практически полностью, так как в случае закипания электролита он конденсируется в лабиринтной крышке и возвращается в банку. Если же по какой-то причине произошло большое скопление пара, то для его отвода используются клапаны сброса давления.

Если в результате этого уменьшилось количество жидкости в банках, то пополнить ее можно, сделав аккумулятор обслуживаемым. Как правило, это приходится делать с дешевыми моделями, неспособными прослужить прописанный производителем срок эксплуатации.

Предварительно рекомендуется удалить с поверхности АКБ все наклейки, так как некоторые производители с их помощью маскируют пробки.

Установка пробок на банки аккумулятора осуществляется следующим образом:

  • с поверхности батареи удаляем наклейку;

  • тщательно очищаем поверхность;

  • на поверхности явно видны круглые вмятины, под которыми находится банка;


Места расположения банок

  • в серединах окружностей делаем керн с помощью шила;

  • полученные отметки используем для сверления отверстий диаметром 12 мм, так как именно такой размер имеют медицинские пробки, продающиеся в любой аптеке;

  • чтобы стружка, образующаяся в результате сверления, не попадала в полость банки, на крышке аккумулятора с помощью бытового скотча крепим пылесос;

  • включаем пылесос и сверлим отверстия;


Изготовление отверстий

  • получается отверстие, в которое впритирку входит медицинская пробка;

  • таким образом, необслуживаемый аккумулятор превращается в обслуживаемый.

Соответственно, теперь в АКБ можно доливать электролит и измерять его плотность. Откручивать такие крышки, конечно же, не надо, так как они просто вытаскиваются.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]