В современных автомобилях нормальная работа двигателя внутреннего сгорания обеспечивается его постоянным охлаждением (за счет циркуляции антифриза). Жидкостная система охлаждения в комплексе с воздушной поддерживает постоянную температуру в моторе около 90°C.
Однако в процессе эксплуатации ТС автовладелец может столкнуться с тем, что антифриз или тосол в двигателе начинает кипеть, возникают течи и т.п. В этой статье мы рассмотрим, почему появляется бурление тосола/антифриза в расширительном бачке, а также как устранить данную неисправность.
Другие причины
Есть ещё две неисправности, отвечающие на вопрос: почему пенится антифриз в расширительном бачке.
- Неподходящая или некачественная жидкость в системе. Известен реальный случай, когда самостоятельная, но неопытная девушка-водитель залила в систему охлаждения обычную жидкость для обмыва стёкол с отдушкой. Естественно, что такая смесь не только слегка подкрасила бачок и навсегда запечатлела след этой нелепой ошибки, но из-за наличия ПАВ вспенилась. Подобные ошибки некритичны и не приведут к резкому отказу ДВС. Просто придётся промыть систему и залить штатную охлаждающую жидкость. Редкий случай на сегодня, но антифриз также может пениться в расширительном бачке из-за низкого качества.
- Перегрев мотора с одновременной неисправностью парового клапана. При этом наблюдается выплёскивание части охлаждающей жидкости через клапана в виде шипящей, пенящейся массы. В обычных условиях, когда клапан в пробке исправен, ОЖ при перегреве интенсивно и быстро выплеснется из системы. Если же пробка не функционирует, как должна, то это может привести к разрыву или срывы патрубков с посадочных мест и даже разрушению радиатора.
Вывод здесь простой: не используйте неподходящие жидкости для системы охлаждения и следите за температурой мотора.
Всем привет! Подскажите, у меня есть подозрение что пробита прокладка ГБЦ. Выходят пузырики в расшер бачке когда газуешь( но не всегда). Могут ли они выходить если при замене мотора на контракт подсоеденили что то не правильно, и могут ли они выходить при не плотной прокладке впускного колектора (я оставил со старого мотора). С трубы выхлоп идет норм, на щупе эмульсии нет. Помогите Ребята, наобум вскрывать не хотелось бы, сами понимаете…
Комментарии 36
Как то тоже прорвало прокладку- пузыривсе дела — темпер скачет, дым белый валит, и это несмотря на живой каталик — снял голову — один горшок отмылся и поршень и камера и свеча. фрезернул башку — поставил на место с новой проклдакой. Завел прогрел- пузырьки помаленьку но идут.Я в пичали, антифриз уходил помаленьку. потом поставил машину мордой вверх градусов на 30. погонял пока термостат на большой круг не открылся. постепенно, через пару дней пузырьки пропали. пробег где то 50 тыков, 2 года — антифриз не уходит совсем.
Надеюсь все таки на воздух в системе, тк темп не скачет, выхлоп норм, фриз не уходит.
проверь свечи, должна быть какае то помытая и поверхность поршня, у мя было такое 4 целиндр был мытый тож, пузырилась и уходил не сразу
Цвет масла
Если в картере двигателя обнаружилась эмульсия серо-белого цвета, то значит ОЖ попала в масло, при этом ее уровень уменьшиться, а масла повысится.
Это могло произойти по причине прогорания прокладки ГБЦ, но не факт, тут нужно проводить дополнительную диагностику.
Как правило, сначала меняется крышка, потом бачок, а уже потом, если последний все равно раздувает, при необходимости прокладка ГБЦ. Но важно понимать, менять крышку нужно на заведомо исправную, сейчас много выпускается брака.
Неисправная работа термостата
При нормальных условиях эксплуатации термостат должен полностью открываться, чтобы обеспечить бесперебойное поступление охлаждающей жидкости. Они также должны закрываться, чтобы антифриз быстро нагревался в условиях холодного пуска двигателя. Если механизм термостата заклинит в открытом или закрытом положении, тогда это, соответственно, приведет к переохлаждению или перегреву. Неисправный термостат может открываться и закрываться спонтанно, вспенивая жидкость и приводя к появлению пузырей в радиаторе и расширительном бачке. Быстрое открытие и закрытие термостатного клапана вызовет шум внутри радиатора, т.к. жидкость будет поступать неравномерными толчками.
Антифриз и его свойства: что нужно знать
Антифризом называют охлаждающие жидкости, имеющие низкую температуру замерзания. Они состоят из разных пропорций воды и концентрата (например, этиленгликоля или пропиленгликоля, причем последний более дорогой, но менее токсичный). Тосолом является советская торговая марка, на деле же это отдельная разновидность антифриза.
Идем далее. Изначально двигатели охлаждались водой, но от нее пришлось отказаться из-за ряда свойств: низкая температура кипения (100°C), расширение объема в морозы при замерзании, в результате чего блок и головка двигателя трескаются и это приводит к дорогостоящему ремонту или замене элементов.
У антифриза же, по сравнению с водой, температура кипения выше, а замерзания ниже. При использовании антифриза крайняя температура кипения варьируется от 108 до 125 °C. Причиной такого разбега является разный состав, что влияет и на качество охлаждающих жидкостей. Чем меньше их цена, тем ниже становится температура кипения. Особо некачественные антифризы закипают уже при 85°C. Вполне очевидно, что при покупке экономить нежелательно, так как от качества ОЖ зависит исправность работы и срок службы двигателя.
При этом важно помнить, что даже температуроустойчивые антифризы по тем или иным причинам закипают. Давайте рассмотрим основные причины закипания антифриза (тосола).
Пена в радиаторе из-за прогоревших прокладок
Прогоревшие или вышедшие из строя прокладки головки блока цилиндров – одна из наиболее распространенных очевидных причин образования пузырей в охлаждающей жидкости. Если прокладка прогорает между цилиндром и водяной рубашкой, то в последнюю попадут компрессионные газы, а воздух просочится через головку в систему охлаждения. Из-за испорченной прокладки головки происходит обильное образование пузырьков в радиаторе и расширительном бачке. В результате это приводит к быстрому перегреву.
Чего нельзя делать, когда кипит двигатель
Существует ряд строгих правил, ограничивающих действие водителя во время возникновения ситуации, когда кипит антифриз в радиаторе, расширительном бачке или другом элементе системы охлаждения. Эти правила призваны обезопасить человеческое здоровье от нанесения ему тяжелых травм, так и от того, чтобы минимизировать материальные потери, которые могут возникнуть в описанной ситуации.
- Не нагружать двигатель (не газовать, а вместо этого нужно максимально сбросить обороты до значения холостых, обычно в районе 1000 об/мин).
- Резко не останавливаться и глушить мотор, думая что двигатель перестанет кипеть, наоборот все только усугубится.
- Не прикасаться к раскаленным деталям подкапотного пространства!
- Пока идет пар из-под крышки расширительного бачка или другого узла и пока бурлит тосол в системе категорически нельзя открывать крышку расширительного бачка! Делать это можно лишь по прошествии указанного выше времени.
- Нельзя поливать двигатель холодной водой! Нужно дождаться, чтобы мотор остыл самостоятельно.
- После остывания двигателя и доливания нового антифриза нельзя ехать после достижения температуры более +90 градусов.
Соблюдение этих несложных правил обеспечит безопасность водителя, а также минимизирует степень поломки и, следовательно, возможные материальные затраты.
Закипание охлаждающей жидкости
Со временем радиаторы ржавеют и окисляются, особенно если их не промывать и не соблюдать соответствующее соотношение антифриза и воды. Частицы ржавчины, слизи и грязи будут забивать трубки сердцевину радиатора и нарушать работу термостата и рабочего колеса водяного насоса. Чрезмерно высокая температура и ржавчина станут причиной кипения охлаждающей жидкости, и появятся мелкие пузырьки, которые можно будет увидеть в горловине радиатора или расширительном бачке.
Воздушные карманы в системе охлаждения, как правило, являются результатом плохой промывки или не полностью заполненного радиатора. Пробки приводят к снижению объема жидкости, что часто сказывается на росте рабочей температуры. В результате через впускную горловину радиатора или в расширительном бачке видны пузыри воздуха.
>
Проверяем качество бачка
Для этого необходимо заглушить сливное отверстие в бачке, плотно закрутить крышки и в схему подключить манометр. Воздух подается под давлением компрессором.
В ходе проверки проверяется какое давление держит бачок и на каком этапе срабатывает клапан.
Прибор для измерения картерных газов
Монометром можно измерить давление, нормальные показатели не должны превышать 60 миллиметров ртутного столба. Вначале убеждаются, нет ли засора в трубке сапуна. Также проверяют уровень масла в двигателе. Модель измерительного прибора подбирают, исходя из мощности и типа двигателя. Важно убедиться, что аппарат подходит по диаметру калиброванного отверстия.
В машинах с вентиляционной системой закрытого типа необходимо отсоединить трубку сапуна. На канал внутри впускного коллектора ставят заглушку. Манометр присоединяют к кончику трубки. К самому аппарату подключают датчик давления.
Двигатель должен поработать с нагрузкой и с частотой вращения, при которой достигается номинальная мощность. Нужно дождаться, пока выровняются показания манометра.
Манометр
После стабилизации прибора, записывают результаты. Затем можно снять прибор, вытащить заглушку и заново подсоединить трубку.
Важно учитывать, что на двух моторах с одинаковым рабочим объемом расход газов может отличаться. Такая ситуация возможна, когда у рассматриваемые модели дифференцируются по показателям работы на единицу времени и вращающему моменту.
Расход картерных газов в машинах с дизельным двигателем | |
Мощность двигателя | от 280 до 450 литров |
Объемный расход картерных газов на режиме холостого хода | 4-120 л/мин |
Объемный расход в режиме номинальной мощности | 140-130 л/мин |
Массовый расход в режиме холостого хода | 0,7-5 г/ч |
Массовый расход на режиме номинальной мощности | 5-10 г/ч |
Самодельный прибор для измерения картерных газов
Используя подручные материалы, можно измерить давление картерных газов, выраженное в литрах в минуту. Операцию удобнее выполнять с помощником. Понадобятся следующие материалы:
Вначале нужно отключить и заглушить продувочные шланги. Далее потребуется набрать немного воды в таз. Канистру заполнить доверху водой и закрыть крышкой. Теперь ее нужно перевернуть, поставить в таз и аккуратно открыть крышку.
Запускается двигатель. Один конец шланга подключают к маслозаливной горловине, другой загибают вверх и опускают в канистру. Когда газы начнут выходить, важно сразу засечь время по секундомеру. Если движок работает нормально, показатели не должны превышать 20л/мин.
В каких случаях наличие масла в сапуне не связано с картером
Перед диагностикой рекомендуется убедиться, что неприятные симптомы действительно связаны с газами. Попадание масла возможно и в других случаях, например, если залито большее количество жидкости, чем положено по нормативам. Возможно, что сапун установлен неправильно, и его перемещение устранит проблему.
Масло в сапуне
Иногда масло проникает из внутренних элементов силового агрегата, в том числе, форсунок. Влияет и манера вождения, а также состояние дорожного полотна. Масляные частицы могут оставаться при активном перемещении мотора в поперечном направлении.
Что такое картерные газы
В процессе работы ДВС формируется высокое давление внутри цилиндра. Во время сгорания топливовоздушной смеси выхлопные газы частично прорываются сквозь поршневые кольца и проникают в полость картера. При неполном сгорании бензина и во время такта сжатия в картер попадают также пары топлива, масла, воды.
Все эти газы в совокупности называют картерными. Когда они скапливаются, увеличивается давление в картерном пространстве, а побочным эффектом становится ускоренный износ мотора. Также наблюдается разжижение и ухудшение качества моторного масла.
Газы в расширительном бачке
Товарищи дизелисты не проходите мимо! Рено кенго-мотор F8Q 632 1.9 D Уже какой месяц ковыряю машину сам т.к. ни кто не хочет, а вернее не умеет крутить дизеля, а за 70 км тащить желания нет. Установил я другой мотор(блок на плоскость не проверял), голову с ремонта поставил-болты гбц оставил старые (у меня их 20 шт) прокладка гбц стояла на моторе, но на ней не ездили-просто кинули на мотор поставили голову и закрутили болты(не обтягивали) Беда в следующем: -идут газы в расширительный бачек -выдавливает термостат (купил новый в сборе, ставлю корпус старого то же)термостат крепится 3 болтами на 7 к голове там стоит 2 на 7д. и 1 8д. сильно не ругайте, ткните пальцем куда посмотреть, чему больше уделить внимание, что заменить кроме прокладки гбц и болтов.
Comments 54
ГБЦ и блок плоскостях тоже надо шлифонуть по плоскости только не в ручную а на станке
экономика должна быть экономной?
что значит прокладка стояла на моторе? бу что ли поставили? если ее зажали и сняли то в мусторку!
Гадать тут нечего. Голову на опрессовку и проверку привалочной, блок тоже привалочную проверить. От перегрева эти головы рвет под форкамерой. Может направляющими новыми порвали. Масса вариантов. Прокладки и болты Рейнц на трёх таких моторах уже по 50т отбегали, без вопросов. Болты лучше новые если думаешь ездить. Затяжка идёт с пластической деформацией(тянутся), может лопнуть при повторном использовании. А в общем мотор живучий, удачный
Большая вероятность виноваты болты, если есть возможнасть выкрути два болта и сложи резьба на резьбу между просвета не должно быть, если резьба потянулась то в этом проблема.
Доброго времени суток, Уважаемые! Вопрос. 1. Появление пузырьков газа в расширительном бачке начинается сразу после запуска двигателя или нет? 2. Цвет ОЖ изменился или остается прежним?
Пояснения к вопросам: К 1 вопросу. — Если газ в расширительном бачке появляется сразу, можно грешить- на прокладку, на поверхности блока и ГБЦ. — Если газ появляется по мере прогрева- имеем наличие микротрещины (микротрещин) в металле блока (что маловероятно), ГБЦ( очень часто), турбины(если она присутствует, встречается не редко).
К 2 вопросу. Если цвет ОЖ изменяется ( как правило, приобретает коричневатый оттенок с небольшими маслянистыми разводами) -это от того, что в ОЖ попадают выхлопные газы, грешим: — на все, что связано с выпускной стороной ГБЦ, как правило это микротрещенки в районе выпускного клапана и коллектора ( очень часто бывают в районе седла клапана); — Турбина со стороны входа отработавших газов (микротрещины в корпусе турбины).
Если цвет не поменялся, то это скорее всего дует из турбины( если она есть), т.е. микротрещины со стороны нагнетания. К сожалению, не все микротрещины можно обнаружить путем опрессовки в обычных условиях. Некоторые из них открываются только при сильном прогреве металла. Обязательно обратите внимание на уровень ОЖ, в любом случае она, при наличии микротрещин должна убывать, хоть чуть чуть, но должна
При вскрытии ГБЦ, прокладку менять обязательно! Болты можно не менять( зависит от величины удлинения( есть такое понятие в теории ДВС) и от того сколько раз уже вскрывали и как затягивали( если история об этом умалчивает — лучше поменять).
Прикинуть на плите плоскости блока и ГБЦ обязательно, если они из люминтия, чугунину ведет редко она скорее треснет На то, что криво щлифанули- можно грешить, но маловероятно, так как такие вещи обычно не на коленке делают… ну если только у станка плита кривая! Как то так… Но начинать надо всегда от простого — понаблюдайте! Заведите мотор, и наблюдайте за бачком с ОЖ и многое станет ясно! Удачи Вам! Крыму Привет!
газы в расширительный бачек.
Меняй ГБЦ- трещина где-то.
Сообщений: 15 423 Из: Далека
+1 трещина в блоке. имхую, что по трассе особо не напрягает и сильно не греется авта, а по городу ездить невозможно, плюется тосолом? угадал?
если бы газы не шли в бачок, подумал бы про термостат.
Сообщение отредактировал Миха Злобный
— Dec 2 2014, 15:33
+1 трещина в блоке. имхую, что по трассе особо не напрягает и сильно не греется авта, а по городу ездить невозможно, плюется тосолом? угадал?
если бы газы не шли в бачок, подумал бы про термостат.
в сервисе где менял прокладку под головой мастер сказал что голова нормальная. может помпа?
Ну выверни свечи, осмотри область где помпа. Трещину в ГБЦ, проверяют в специальной ванне. Если голову ремонтировали, там после фризы, надо шлифовку проводить, проводили? На заведенной, откройте бачок, разумеется на нагретой осторожно, и погазуйте, сразу видно будет. Там и протяжка болтов ГБЦ важна, если не равномерно закрутили, то ждет сюрприз. Мастер, мастеру рознь. Я так не понял, про крышку термостата, это где? Может новшества какие?
Сообщение отредактировал sporky
— Dec 2 2014, 18:54
Мы на пятнашке так же, поменяли голову два раза, меняли помпу, все меняли, когда уже нечего стало менять), поменяли блок и помогло,оказалась трещина в блоке, в одном из цилиндров едва заметная полоска, больше на царапину похожая. Главное на холодную и на трассе все хорошо, стоит встать в пробку то все закипает и бачок раздувает от давления. А что помпа думаешь там лопасти отвалились)
Профилактические меры
Если вы хотите избежать серьезных расходов, то должны заботиться о состоянии системы охлаждения.
Вот несколько советов, которые помогут предотвратить возникновение неполадок:
- Своевременно меняйте антифриз
- Обращайте внимание не на страну производства охлаждающей жидкости, а на ее состав и характеристики
- Не покупайте подозрительно дешевые антифризы с признаками явного контрафакта
- При вспенивании жидкости как можно быстрее обращайтесь к специалистам для выяснения и устранения причин
Какой материал для прокладки лучше
Прокладки из разных материалов
При замене прокладки у многих автовладельцев возникает резонный вопрос, какая прокладка лучше — из металла или паронита? Каждый из этих материалов имеет свои преимущества и недостатки. При этом нужно понимать, что если производитель рекомендует использовать прокладки из определенного материала, то необходимо придерживаться этих требований.
Как правило, металлическая прокладка более крепкая, чем ее паронитовый аналог. Поэтому ее целесообразно ставить на мощные турбированные или форсированные двигатели. Если же вы не планируете тюнинговать мотор вашего автомобиля, а просто эксплуатируете его в щадящем режиме, то для вас не имеет большого значения выбор материала. Соответственно, вполне подойдет и паронитовая прокладка. Тем более, что этот материал является более гибким, и способен плотнее прилегать к рабочим поверхностям.
Также при выборе необходимо учитывать, что материал, из которого изготовлена прокладка, не оказывает первоочередное влияние на срок ее службы. Гораздо более важным показателем является то, как была установлена прокладка. Дело в том, между отдельными группами отверстий очень тонкие стенки. Поэтому, если прокладку установить не точно на посадочное место, то велика вероятность прогара даже у самого крепкого материала.
Самым явным признаком, того, что прокладка была установлена неверно, является ее быстрый выход из строя. Также если вы неправильно установили ее, машина может попросту не завестись. У дизельных двигателей при этом еще может слышаться и стук поршней. Это происходит по причине того, что поршень задевает край прокладки.
Почему пробивает прокладку ГБЦ
В большинстве случаев причиной, по которой возникают проблемы с прокладкой ГБЦ, является банальный перегрев. Из-за него крышку блока может “повести”, и нарушится плоскость, по которой прокладка прилегает к двум соприкасающимся поверхностям. Как следствие, возникает разгерметизация внутренней полости со всеми вытекающими последствиями. Изменяют свою геометрию, в основном, алюминиевые головки. Чугунные таким неисправностям не подвержены, они скорее дадут трещину, чем искривятся, да и то в самых крайних случаях.
Схема протяжки болтов ГБЦ на ВАЗах «классике»
Также из-за перегрева прокладка может накалиться до таких температур, при которых она изменит свою геометрию. Естественно, в этом случае также произойдет разгерметизация. Особенно это актуально для железо-асбестовых прокладок.
Еще одна причина — нарушение момента затяжки болтов. Пагубное влияние оказывает как очень большое, так и малое значение момента. В первом случае прокладка может разрушиться, особенно если она выполнена из некачественных материалов. А во втором — пропускать выхлопные газы наружу, не препятствуя им. При этом газы вместе с атмосферным воздухом будут пагубно влиять на материал прокладки, постепенно выводя ее из строя. В идеале болты необходимо закручивать с помощью динамометра, показывающего значение момента, кроме этого, соблюдать при этом последовательность их закручивания. Справочную информацию об этом можно найти в мануале.