Не только гул: почему ступичные подшипники такие дорогие и как они ломаются?


Ранее мы писали о методика подбора ступицы с подшипником в сборе в этом материале. Анализируя изложенные рекомендации и запросы водителей, Avto.pro пришел к выводу, что ступичные подшипники заслуживают отдельного материала. Сегодня мы разберемся в ряде вещей. Во-первых, в классификации подшипников. Во-вторых, в методике их подбора стандартными методами и выделим несколько важных моментов. В-третьих, уделим немного внимания вопросу подделок. Данный материал поможет вам разобраться в устройстве ступиц, в их неисправностях, а также методиках выбора новых деталей для ремонта.

Коротко о колесных ступицах

Ступицу неспроста называют одним из важнейших элементов ходовой. Ступица не только соединяет колеса с отдельными элементами ходовой, но и обеспечивает их нормальное вращение. В случае неисправности ступицы эксплуатация автомобиля становится крайне небезопасной. Деталь берет на себя такие задачи:

  • Фиксация колесного диска;
  • Удержание тормозного диска или же барабана;
  • Удержание колесных узлов на полуоси;
  • Передача колесу крутящего момента с минимальными потерями.

Сама ступица представляет собой полый металлический цилиндр, имеющий внешний обод с отверстиями под крепежи (болты или шпильки) и направляющие втулки. Внутри ступицы есть полость для установки ступичного подшипника. У разных моделей есть конструктивные особенности, которые необходимо учитывать при выборе запчасти. Например, ступица может иметь посадочные места под датчик ABS. Это важно: разные модели (а иногда и разные поколения одной и той же модели) авто оснащаются ступицами под разные датчики. Например, Chevrolet Epica V200-250 – у рестайл и дорестайл версий ступицы не взаимозаменяемы, поскольку они имеют некоторые отличия в конструкции (наличие/отсутствие металлического кольца) и оснащаются разными датчиками.

Различают передние и задние ступицы. Они дополнительно подразделяются еще 2 класса в зависимости от того, каков тип привода и колес автомобиля. Последние могут ведущими и ведомыми. Выделяют несколько схем. Первая: задний привод, в кач-ве ведущих колес выступают задние (обычно неуправляемые). Ступица в большинстве случаев жестко соединена с полуосью заднего моста. Вторая: передний привод, в кач-ве ведомых колес выступают задние (неуправляемые). Ступичный узел через подшипник монтируется на цапфу, которая соединена или с рычагами подвески, или с балкой моста напрямую. Третий: передний/полный привод, вкач-ве ведущих колес выступают передние (управляемые). Схема монтажа напоминают вторую, но в передаче крутящего момента участвует ШРУС. Четвертая: задний привод, в кач-ве ведущих колес выступают передние (управляемые). ШРУСа нет, ступица монтируется на поворотном кулаке.

Основные разновидности

Тела качения в ступичных подшипниках представляют собой ролики и шарики цилиндрической либо конической формы. Они могут быть выстроены в 1 или 2 ряда. Чаще всего сегодня используются следующие виды:

  • цилиндрические шариковые/роликовые;
  • конические радиально упорные роликовые.

Современные ступичные модели, выпускаемые для автомобилей с антиблокировочными системами, являются составной частью ступицы. Они имеют конструкции закрытого типа, не обслуживаются и не ремонтируются. При поломке узла необходима замена всей ступицы.

Каждая радиальная модель в ступице зафиксирована отдельно. Все подшипники, как выше уже упоминалось, являются закрытыми и не обслуживаемыми. Регулировать их также нельзя. Возникающие в процессе эксплуатации автомобиля люфты устраняются путем насаживания подшипника на ось с помощью сильного натяга.

Некоторые подшипники (радиально-упорные) на ступицу монтируются сразу по два. Это открытые модели, устанавливаемые посредством слабого натяжения. При образовании люфтов они могут регулироваться.

Ведущая ось обычно оснащается радиальными ступичными деталями, тогда как ведомая — радиально-упорными. Например, российский автомобиль ВАЗ оснащен следующим образом:

  • ВАЗ 2107 — расположенные сзади ступицы оснащены шариковыми подшипниками (по одному, а передние — коническими (по два);
  • ВАЗ 2108 — на задней оси установлены конические узлы, а впереди — цилиндрические двухъядерные компоненты.

Устройство подшипника

Ступичные подшипники являются одними из самых сильнонагруженных элементов колесного транспорта. Они воспринимают вес автомобиля, разнонаправленные нагрузки, удалы, вибрации и т.п. Но так это все же подшипник, его устройство можно описать в паре предложений. К основным элементам ступичного подшипника относят:

  • Тела качения;
  • Сепаратор;
  • Наружную и внутреннюю обоймы (кольца).

Здесь все просто: пара колес из высокопрочного металла, между которыми запрессованы тела качения, которые отделяются от корпуса изолятором. В зависимости от типа и назначения подшипника может вращаться его внешняя или внутренняя обойма. Дополнительным элементов детали может являться электронный датчик. Далее мы подробнее классифицируем ступичные подшипники и читатель обнаружит, что они могут иметь дополнительный конструктивный элемент.

Регулировочные работы

Для проведения регулировочных работ потребуется стандартный набор ключей, молотка и отвертки. Регулировка на всех авто практически идентична и отличаться может лишь в некоторых деталях. Технология регулировки такая:

  • Послабляем колесные болты на ступице, которую необходимо отрегулировать;
  • При помощи домкрата вывешиваем и снимаем колесо;
  • Используя молоток и отвертку сбиваем защитный колпачок, установленный по центру ступицы;
  • Пассатижами отгибаем усики стопора и вытаскиваем его;
  • Заворачиваем ступичную гайку до упора, а после отворачиваем обратно на ¼ оборота;
  • Проверяем легкость вращения ступицы. Крутиться она должна легко и без заеданий;
  • Собираем все обратно и снова проверяем люфт.

Если путем регулировки устранить люфт не удалось, или при вращении есть подклинивания и хруст, подшипник подлежит замене.

Как уже отмечено, цилиндрические подшипники не регулируются, поэтому появление гула и обнаружение люфта указывает на необходимость замены.

Четыре поколения ступичных подшипников

По мере развития автомобилестроения активно велась доработка ступичных подшипников. На данный момент существует 3 самостоятельных поколения подшипников: от 1 до 3 (обычно обозначаются римскими цифрами I-III). Отдельно выделяют четвертое поколение, о котором позже. В англоязычных источниках поколения называются Hub-I, Hub-II и т.д. С этими же обозначения вы можете столкнуться и в русскоязычных источниках. Там же могут быть пояснения вроде «1 поколение», «2 поколение» и т.д. Отдельно стоит выделить нулевое поколение ступичных подшипников. Это однорядные шариковые, реже конические роликовые подшипники. Вот основные особенности «актуальных» поколений:

  • HubI. Радиально-упорный шариковый или роликовый конический подшипник с уплотнением или без него. Обеспечивает простую регулировку преднатяга, чем не могут похвастаться подшипники нулевого поколения;
  • HubII. Дальнейшее развитие Hub-I, в котором подшипник получил отверстия под крепежи на внешнем фланце. Легко монтируются-демонтируются и центрируются. Совместимыми с системами ABS. Конструкция закрытая;
  • HubIII. Имеют пару фланцев с крепежными отверстиями. Еще проще в монтаже-демонтаже и регулировке. В случае некоторых изделий преднатяг установлен еще на заводе. Интеграция современных датчиков ABS крайне проста. Конструкция закрытая.

Подробную информацию обо всех поколениях подшипниках вы можете найти в обучающих материалах. Хорошие руководства с описаниями каждого поколения и его преимуществами перед предшествующими можно найти у NTN-SNR. Данные материалы переведены на русский язык. Компания ведет работу над новым поколением ступичных подшипников: Hub-4 (GEN4 H/J). Заметьте, что в обозначении этого поколения римская цифра обычно не используется. По факту это ступичный подшипник, встроенный в ШРУС.

Большинство европейских автомобилей на дорогах стран Восточной Европы оснащены ступичными подшипниками Hub-1. Это несколько упрощает подбор запчастей для ремонта. А вот более современные модели от VAG, PSA и Daimler-Benz почти поголовно оснащены ступичными подшипниками следующего поколения Hub-II. Отдельные модели авто имеют Hub-III – это касается некоторых Opel, Lancia и прочих. Если отличить представителей второго и третьего поколений на глаз может быть тяжело, то вот отличить их от нулевого и первого очень просто – такие подшипники не имеют специальных отверстий под крепеж (если проще: не имеют фланца).

Симптомы поломки

Вот тут самое интересное — как определить неисправность, есть несколько сто процентных методов.

1) «Сухой» хруст. Когда ступичный подшипник выходит из строя, то появляется звук как бы хруста при движении. Это перекатываются сферические элементы. Они разбили обойму в которой находились и теперь расположены не равномерно. Этот звук вы не с чем не перепутаете, поверьте, в салоне этот звук прекрасно слышится. Это самый первый симптом – как появился такой звук сразу же едем на СТО.

2) Вибрация. Если подшипник уже хорошо изношен, то должна появиться вибрация, как в руль так и в кузов. Это говорит о том, что сферические элементы уже хорошо износили обойму подшипника, еще немного и возможно наступит «клин». Срочно меняем.

3) Машину тянет в сторону. Также возможно, часть с неисправным элементом не работает нормально – если можно так выразится, она немного стопорится, а поэтому автомобиль будет тянуть в ту или иную сторону, как при неправильном сход-развале.

Признаки неисправности ступичного подшипника

Запчасти на Lancia ypsilon

Вода дистиллированная
YPSILON I hatchback (843) (10.03 — 12.11)

Запчасти на Chevrolet epica

Масло моторное EPICA sedan (V250) (06 — )
Вне зависимости от конструкции ступицы и использующихся в ней подшипников весь узел будет эксплуатироваться в жестких условиях. Нет ничего удивительного в том, что со временем они полностью выйдут из строя. Средний ресурс хорошей детали составляет 100-120 тысяч километров. Если условия эксплуатации не слишком сложные, то он будет еще больше. Вот основные маркеры неисправности ступичного подшипника:

  1. Гул, который становится тем громче, чем выше скорость автомобиля;
  2. Появление вибраций рулевого колеса и кузова;
  3. Хруст при езде на любых скоростях.

Третий маркер свидетельствует о критическом износе подшипника – разрушении одного из колец. Активно эксплуатировать автомобиль с таким ступичным подшипниках категорически не рекомендовано. Колесо может заклинить или сорваться с оси. Последнее, впрочем, происходит редко, но игнорировать проблему износа подшипника не стоит.

Как и было указано выше, скорость износа детали обусловлена условиями эксплуатации. При езде по некачественным дорогам, частых ударах и сильных вибрациям детали качения будут изнашиваться быстрее, на также начнется деформация их дорожек на обоймах подшипника. При попадании внутрь детали пыли, грязи и песка износ многократно ускорится. Чтобы такого не происходило, современные подшипники оснащаются металлическими или пластиковыми крышками, защищающими «начинку» подшипника. Отметим, что заложенная в закрытый подшипник смазка рассчитана на всю последующую эксплуатацию. Необходимость обслуживания этой детали находится под вопросом.

Диагностика

Проверить жизнеспособность подшипника ступицы совсем просто, это сможет сделать даже абсолютно далекий от механики человек. С соответствующей стороны, где прослушиваются подозрительные звуки, передок поддомкрачивается, чтобы колесо зависло в воздухе; Диск держится руками за верх и низ и раскачивается: одной рукой толкаете, второй тянете на себя. Если колесо свободно поддается воздействию, подшипник уже негоден к службе. Даже на первый взгляд незначительный люфт свидетельствует о том, что подшипник начал сыпаться; если же скат просто болтается, значит, меры нужно принимать срочно.

Тянуть и дергать можно смело: колесо выдерживает гораздо более серьезные нагрузки, чем может оказать человек без дополнительной техники. Суммируя все сказанное, на вопрос, можно ли ездить, если гудит подшипник ступицы, следует ответить так: допускается, пока гул еще совсем тихий, на небольшой скорости, объезжая малейшие колдобины – и желательно в направлении автомагазина или СТО. Даже рисковые водители считают, что больше 200 км с такими симптомами проезжать не стоит, если вы цените свою жизнь и не готовы жить с тяжким грузом вины за чужую

Методики проверки детали

Если вы слышите отчетливый гул при езде, а его источником являются колеса, то ступичные подшипники стоит проверить. Если же подшипники стали источником «сухого» хруста, то их ресурс практически исчерпан – замените их как можно скорее. А вот в первом случае автомобиль пока можно эксплуатировать. Выделяют несколько способов проверки:

  1. Поддомкратить колеса, включить двигатель, набрать обороты и оставить автомобиль на нейтральной передаче. Прислушаться к работе колес. В гудящих колесах стоят неисправные подшипники;
  2. Поочередно вывесить каждое из колес, взяться руками и покачать в горизонтальной и вертикальной плоскостях, а затем прокрутить. Сильные люфты укажут на неисправность подшипника. Более точную проверку можно осуществить с напарником – он выжмет тормоз, когда вы начнете покачивать колесо;
  3. Попросить напарника выполнить ряд очень резких поворотов на скорости 15-20 км/ч, пока вы прислушиваетесь к работе колес. Так можно определить, на какой стороне автомобиля находится неисправный подшипник. В случае двухрядных подшипников такая проверка не всегда дает точный результат.

На неисправность также указывает ряд вещей, о которых мы писали в предыдущем разделе. Помимо гула также стоит обратить внимание на вибрации рулевого механизма. Если проблемные ступичные подшипники долгое время не менять, то водитель столкнется с несколькими проблемами. Во-первых, возрастет риск возникновения аварийный ситуаций. Во-вторых, кузову и рулевому механизму будут передаваться сильные вибрации, что негативно скажется на эксплуатационном ресурсе отдельных элементов авто. В-третьих, снизится управляемость автомобиля. В-четвертых, немного снизится топливная экономичность автомобиля и снизится тяга двигателя.

Что будет если не менять

Многие автолюбители катаются с неисправными ступичными подшипниками, да еще и разгоняются под 100 и выше километров в час – ребята это очень опасно, запомните это связующий элемент колеса, который отвечает за его вращение. Если он разбит, то в любой момент его может заклинить. А это резкая остановка одного из передних колес. Теперь представьте если у вас скорость 100 км/ч – вы на такой скорости просто вылетите на обочину это в лучшем случае, но можете вылететь и на «встречку», а тут и до аварии недалеко. Бывали случаи когда машины переворачивались. Так что ребята подшипник ступицы – это очень опасно, если не хотите менять так ездите с небольшими скоростями, до 40 км/ч, иначе может закончится все очень плачевно.

Методики выбора ступичного подшипника

Для начала рассмотрим классические методики поиска. Они дают точный результат как при поиске в магазине, так и при покупках на сетевых площадках. Наиболее точным принято считать поиск по VIN-коду. Так как сегодня он реализован не на всех сетевых площадках, мы рассмотрим остальные. А именно:

  • Поиск по каталожному номеру. Такие номера можно найти на тематических порталах, форумах, в блогах автолюбителей, а также специальных таблицах, где дана полная информация об изделиях;
  • По параметрам вашего авто. А именно: марки и модель, год выпуска, рестайл/дорестайл (иногда это важно), параметры двигателя и прочее. Обычно хватает марки и модели, но бывают исключения. Подобным образом легко найти запчасти в общем каталоге Avto.pro.

Так как современные сетевые площадки для торговли формируют собственные базы кроссов и имеют специальные отделы, занимающиеся уточнением применяемости деталей, оба метода имеют право на жизнь. Особняком стоит метод поиска ступичного подшипника по геометрии. Мы не рекомендуем прибегать к такому методу, поскольку есть шанс подобрать неподходящую деталь. Посудите сами: пара подшипников имеют одинаковый наружный и внутренний диаметр (параметры обоймы), но из-за разницы в углах наклона тел качения и грузоподъемности их взаимозаменяемость находится под вопросом.

Если вы решили вести поиск по параметрам подшипника, то изучите то изделие, которое у вас уже есть. Вам нужно знать его точную геометрию. Очень пригодится каталожный номер – с ним будет проще найти именно ваш подшипник в таблицах. Уже в ходе поисков обращайте внимание на параметры d, D, T, B, а также грузоподъемность, радиус фаски. Также берите в расчет тела качения, число рядов, тип подшипника (открытый, закрытый), совместимость со ступицей с датчиком ABS. При полном или максимально близком к полному соответствии геометрии подшипник можно смело заказывать и ставить на свой автомобиль. Остается открытым вопрос качества подобранной детали. Здесь важно разбираться в фирмах-производителях.

Как осуществляется ремонт

Для ремонта подшипника SNR важно помнить, что этого делать нельзя. Так как данная деталь не подлежит ремонту. И дело не в размере. Она выходит из строя с концами. Так как при снятии повреждаются все цепляющиеся элементы, которые уже не восстановишь. Поэтому стоит только снять ее с места, как уже ее можно выкидывать. Деталь SNR не очень дорогая, значит, замена ее по карману каждому. Это лучше, чем потерять колесо на трассе и ремонтировать уже не ступицу, а всю машину. Ремонту не подлежит и колпак, так как при снятии он повреждается.

Если вы решились на замену элементов подшипника, в том числе и колпаков, то нужно быть очень осторожными, так их снятие стоит больших усилий. Используйте только проверенные методы для снятия. В частности, воспользуйтесь выпрессовкой. Просто выбивать ломом – портить посадочные места. Также помните, что, вынимая гайки и болты, а также снимая колпаки (колпаки еще можно аккуратно снять, если они не приклеились к гайкам), вы должны будете заменить эти детали новыми.

Также важно помнить, что необходимо поставить обратно только родные детали той же модели, например, SNR. Только в этом случае авто будет работать исправно и дальше. Не пытайтесь найти замену SNR. Ее нет.

Экскурс по брендам

После того как водитель подобрал подходящие модели ступичных подшипников с учетом их применяемости, ему стоит обратить внимание и на фирму-производителя. Одни компании являются поставщиками на конвейеры автоконцернов и вторичному рынку предлагают запчасти, которые немногим уступают оригиналам. Другие предлагают бюджетные варианты худшего качества. А третье занимаются переупаковкой продукции первых двух. Что выбрать? Для начала определимся с теми фирмами, чья продукция достойна внимания тех водителей, которые рассчитывают получить запчасть максимально высокого качества:

  • SNR (Франция);
  • NTN (Япония);
  • INA (Германия);
  • Toyo (Япония);
  • SKF (Швеция);
  • Timken (США).

Вторыми на очереди идут фирмы-упаковщики. К несчастью, практически все крупные упаковщики к нынешнему дню уже не столь избирательны в выборе поставщиков, как это было раньше. Это означает, что при покупке их запчастей водитель может получить деталь как хорошего качества, так и посредственного. Но при этом цены будут довольно низкими. Обратить внимание стоит на Ruville (Германия), (Великобритания), Corteco (Германия).

Что можно сказать о производителях бюджетных ступичных подшипников? Качество из изделий варьируется от низкого до среднего. Водителям стоит изучать отзывы о таких фирмах в соответствующем разделе Avto.pro. Так как подшипник ступицы является высоконагруженной деталью, экономия на нем нецелесообразна – вы по итогу можете потратить на покупку новой запчасти и ее установку больше, чем если бы изначально взяли хорошее шведское или японское изделие. Однако если ваш бюджет ограничен, присмотритесь к ассортименту вышеуказанных упаковщиков. Отметим лишь, что претензий к Corteco становится все больше. Компания активно переупаковывает недорогие китайские подшипники и выдает их за продукт премиум-класса.

Подшипник ступицы переднего колеса – что он собой представляет?

Передняя подвеска автомобиля выполняет огромное количество функций, основная из них — обеспечение управляемости автомобилем. Для надёжности между осью поворотного кулака и ступицей устанавливают по два подшипника. Они могут отличаться по размерам, но обязательно имеют конусную форму. Закрепляются они на оси упорной шайбой и гайкой. Чем сильнее затягивать гайку, тем плотнее будут прижиматься ролики. Это даёт возможность очень точно проводить регулировку для исключения люфта. Для водителя существует один не очень удобный фактор при эксплуатации автомобиля. Из-за отсутствия штатной защиты и возможности загрязнения при нарушении целостности сальника подшипник ступицы колеса требует постоянного внимания. Очень часто смазочный материал вытекает от высокой температуры или вымывается при частом взаимодействии автомобиля с водой. Соответственно, в корпус ступицы попадает дорожная пыль и песок. Абразивный мусор приводит к износу деталей, которые придётся обязательно менять.

Вывод

Выявить неисправность ступичного подшипника и произвести его замену с использованием запчасти достаточно просто. Даже демонтаж старой и монтаж новой детали водитель может произвести самостоятельно. На вторичном рынке представлены запчасти как крупных компаний, так и малоизвестных производителей. Мы рекомендуем обращать внимание на продукцию известных фирм или купить оригинал. Проблема подделок стоит остро. Обращайте внимание на цену (она не должна быть сильно ниже среднерыночной), упаковку, полиграфию, гравировку, защитные признаки и комплектацию. На фирменных подшипниках обычно выгравирована страна производства.

Стоит ли покупать оригинал?

Часто советуют покупать оригинальные подшипники. Оригинал — это деталь, выбранная автопроизводителем для реализации на рынках. Именно такие детали поставляются на конвейеры. Покупая оригинальный подшипник, вы будете точно уверены, что он подойдёт вам. Но здесь возникает несколько вопросов, которые требуют решения.

Оригинал или подделка?

Оригинальные подшипники все одинаковые, и, внимательно его изучив, вы найдёте гравировку. Она располагается на грани верхней либо нижней части. На ней должно быть указано несколько данных:

  • производитель (логотип);
  • страна производства;
  • обозначение цифровое либо буквенно-цифровое детали, размеров;
  • возможна дополнительная информация;
  • в комплекте обязательно должна присутствовать гайка ступицы (обычно одноразовая), могут быть штифты либо болты, сальники.

  1. Торговая марка SKF
  2. Полное обозначение подшипника
  3. Страна-производитель
  4. Код даты производства
  5. Отклонение среднего наружного диаметра ∆Dm [мкм] и положение максимального эксцентриситета наружного кольца
  6. Отклонение среднего диаметра отверстия ∆dm [мкм] и положение максимального эксцентриситета внутреннего кольца
  7. Маркировка упорного торца, штамповка
  8. Серийный номер (только для комплектов подшипников)
  9. «V-образная» маркировка (только согласованные комплекты подшипников)

Если страна происхождения не указана, это не оригинал, а подделка.

Стоит ли переплачивать за оригинал?

Как правило, вы найдёте на рынке совершенно аналогичные подшипники разных фирм. Так стоит ли платить больше за оригинал, ежели другие фирмы выпускают такие же детали? Если вы решите обратить внимание на какую-либо фирму, то выбирайте известных, популярных производителей, поставляющих детали на конвейеры. Кто-то предпочитает японские фирмы, кто-то европейскую продукцию, например, доверяют лишь германскому качеству. Определить, какой фирмы подшипник ступицы лучше, кому отдать предпочтение, вам поможет наш рейтинг самых лучших производителей. Даже если эти компании предлагают изделия китайского производства, это будет высококачественная продукция, отвечающая всем требованиям. Обращайте внимание не на страну происхождения, а лучше на бренд поставщика.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]