Смазка для ШРУСов: виды, характеристики, подбор для конкретного вида ШРУСа и инструкция по замене

Предприятия по производству автомобилей не обходятся без использования шарниров равных угловых скоростей. Исправность работы данных комплектующих элементов определяет качество функционирование переднеприводного транспортного средства. Все сопряженные детали, имеющие достаточно высокую динамическую нагрузку, поддаются большой силе трения. Поэтому требуется обязательная шрусовая смазка – это пластичные литиевые составы, которые позволяют не только поддерживать шарниры в хорошем состоянии, но и значительно продлить срок их эксплуатации.

Что такое ШРУС его функции и виды?

ШРУСами называются шарниры равных угловых скоростей, которые применяются для обеспечения бесперебойной передачи вращательного движения от редуктора и КПП к колесам с постоянной скоростью. Их работа происходит вне зависимости от угла поворота, а также подвески либо трансмиссии. Конструкция данных деталей состоит из наружного (зафиксирован в ступице колеса) и внутреннего (расположен в трансмиссии) шарниров, закрепленных на полуоси.

Разделяют четыре типа ШРУСов:

  1. Шариковые ШРУСы – элементы, которые передают вращение при помощи шариков, расположенных в небольших канавках в корпусе шарнира. В основном они устанавливаются в переднеприводных транспортных средствах в качестве внешнего шарнира колеса для обеспечения большого крутящего момента, а также минимального люфта между составляющими элементами. Однако необходимо учесть, что из-за особой конструкции шарового ШРУСа осевые перемещения комплектующих подвески и трансмиссии компенсируется не ним, а другими устройствами.
  2. Триподные элементы – наиболее распространенный тип ШРУС, который компенсирует осевые перемещения. В корпусе конструкции закреплена трехлучевая вилка с роликами на игольчатых подшипниках, движущимся по направляющим канавкам. Трипод используется в качестве в качестве внутренних шарниров привода колес.
  3. Сухариковые (кулачковые) шарниры – они обычно устанавливаются в грузовых автомобилях. Это обуславливается тем, что в них невысокая угловая скорость вращения, за счет чего комплектующие защищены от перегрева.
  4. Спаренные карданные валы – это два соединенных шарнира, применяемые для компенсации неравномерности вращения шариков. Данный тип устанавливают в спецтехнике, а также некоторых моделях грузовиков.

Вне зависимости от типа ШРУСа смазка должна иметь хорошее качество и своевременно меняться. Подбирать подходящее средство следует с учетом типа комплектующих и технических характеристик транспортного средства, в которых они используются. В противном случае используемое вещество будет малоэффективным в снижении силы трения между деталями.

Свойства смазок для шарниров равных угловых скоростей

Состав смазки ШРУС разработан с учетом сложных условий эксплуатации шарниров, благодаря чему удается обеспечить надежную защиту механизма от воздействия различных негативных факторов, а также быстрого изнашивания. Благодаря особым свойствам, данные средства используются в следующих целях:

  • повышение коэффициента трения внутренних комплектующих частей;
  • значительное снижение механической нагрузки на все составляющие конструкции;
  • замедление износа отдельных элементов шарниров;
  • повышение защиты поверхности металлических элементов от коррозионного разрушения;
  • обеспечение нейтральной реакции с разными резиновыми шарнирными уплотнителями для защиты узла от повреждений;
  • обеспечение водоотталкивающего эффекта;
  • продление эксплуатационного срока конструкции.

В связи с этим смазывающее средство для наружных и внутренних шарниров обязательно должно иметь такие характеристики:

  1. Широкий диапазон рабочих температур – от -40°С до +140°С и выше, в зависимости от конкретной марки и артикула. Данное свойство применять состав даже в критических условиях без потери эффективности защиты соединений от нагрузки.
  2. Повышенная степень адгезии – вещество отлично сцепляется с рабочей поверхностью устройства.
  3. Высокие противозадирные свойства – за счет этого поддерживается оптимальный уровень скольжения рабочих поверхностей.
  4. Физико-химическая, а также механическая стабильность средства – данные свойства обеспечивают одинаковые характеристики состава вне зависимости от условий использования.

Чтобы обеспечить безопасную и эффективную работу транспортных средств, смазка ШРУС по характеристикам должна в полной степени соответствовать вышеперечисленным требованиям.

Производители ШРБ-4

В советские годы изготавливанием смазки занимался исключительно Бердянский опытный нефтемаслозавод, который после распада СССР стал Публичным акционерным обществом «Азмол», расположенным за пределами РФ. Ныне это предприятие носит название AZMOL British Petrochemicals (АЗМОЛ Бритиш Петрокемикалс).

В Советском Союзе мазь для ШРУСов пользовалась не особенно большим спросом по двум причинам. Во-первых, количество автомобилей в собственности граждан было гораздо меньшим, чем в настоящее время.

Во-вторых, благодаря долговечности смазки каждому автовладельцу хватало одной банки мази надолго, так что ее не приходилось покупать часто.

Сегодня смазка ShRB-4 выпускается на Украине вышеназванным бердянским предприятием под маркой Agrinol, фасуется в 400-граммовые банки.

В России производством ШРБ-4 занимается , расположенная в деревне Старосырово на территории Новомосковского административного округа Москвы. Это предприятие фасует продукт в банки вдвое большего объема — по 0,8 кг.

Типы смазок для ШРУС

Производители предлагают несколько типов смазки ШРУС. Они отличаются не только составом, но и другими параметрами – особенностями эксплуатации, эффективностью, сроком использования.

Существует несколько популярных разновидностей смазки:

  • литиевые;
  • бариевые;
  • средства с молибденом;
  • на полимочевинной основе.

Ниже подробно рассмотрены свойства указанных средств, изучение которых позволит подобрать наиболее подходящий вариант для конкретного случая.

Литиевые смазки ШРУС

Смазки ШРУС, которые изготавливаются на основе литиевого мыла и загустителей, имеют оттенок от бледно-желтого до светло-коричневого. Ими лучше смазывать ШРУС, который будет эксплуатироваться при средней либо высокой температуре, ведь в других случаях вещество достаточно быстро теряет вязкость и не обеспечивает должной защиты шаровой конструкции в автомобилях с передним приводом.

Смазка ШРУС с молибденом

Молибденовая смазка для ШРУСа по свойствам практически не отличается от литиевой продукции. Однако за счет добавления в состав дисульфида молибдена вещество обеспечивает надежную антикоррозионную защиту металлических поверхностей.

При использовании данного состава необходимо учитывать, что в случае попадания на пыльник даже незначительного количества жидкости смазка для шарниров достаточно быстро превращается в абразив. Из-за этого появляются повреждения на внутренней поверхности шарниров равных угловых скоростей. Чтобы избежать проблем, необходимо регулярно проверять герметичность корпуса, а также состояние пыльников.

Бариевые смазки

Бариевая смазка – это наиболее технологичный и эффективный метод поддержки ШРУСов в хорошем состоянии. Такие средства обладают повышенной химической устойчивостью, а также улучшенными эксплуатационными свойствами. Кроме того, данные вещества не взаимодействуют с влагой и полимерами, поэтому подходят как для внутреннего ШРУСа, так и для наружного. Однако их не стоит использовать при низких температурах, чтобы не потерять в качестве средства.

Смазка для ШРУСов на полимочевинной основе

В последнее время для смазки гранаты часто выбирают средства, изготовленные на полимочевинной основе. В их состав входит синтетический поликарбамидный беззольный загуститель. Они являются более пластичными и существенно отличаются от традиционных веществ на мыльных загустителях.

Есть несколько характерных особенностей:

  1. Отличные антиокислительные свойства предотвращают старение смазки при эксплуатации в условиях достаточно высокой или низкой температуры. Поэтому ее нередко используют в качестве пожизненной смазки шарниров равных угловых скоростей.
  2. Вещество не коксуется при значительном повышении температуры рабочей среды. Кроме того, в процессе эксплуатации не образуются зольные отложения, поэтому не требуется специальное техническое обслуживание конструкции.
  3. Смазка «МС ШРУС», загущенная полимочевиной, характеризуется повышенной водостойкостью – данное свойство позволяет эксплуатировать устройство не только при высокой влажности, но и в условиях динамического воздействия жидкости.
  4. Повышенная стойкисть с химически активной среде (щелочи или кислоте).


Какая смазка для ШРУСов лучше при низких температурах?

Шрусовая смазка должна работать в разных условиях, в том числе и при температуре до -50°С. Наиболее подходящими для эксплуатации в холодное время года являются марки «Шрус МС Х5», «ШРУС-4», RAVENOL Mehrzweckfett mit MoS-2.

Какие смазки для ШРУСов использовать не следует?

Для смазки нельзя использовать любой шрус или литол. Необходимо обязательно ознакомиться с составом и определить, будет ли работать средство в определенных условиях. В частности, запрещено смазывать ШРУСы следующими веществами:

  • графитовой смазкой;
  • «Смазкой 158»;
  • техническим вазелином;
  • маслами, содержащими углеводородные соединения;
  • вещества, в состав которых входит кальций либо натрий;
  • различные составы на основе цинка или железа.

Графитная смазка, как и остальные перечисленные вещества, не только не обеспечивают должной защиты пыльника и других элементов от износа, но и снижает качество работы транспортного средства.

Правильно смазываем трипоидный шарнир

Несмотря на то, что в основе конструкции трипоидного шарнира лежит применение игольчатых подшипников, смазывать их 158 смазкой, какая обычно используется для игольчатых подшипников, категорически запрещено. Дело в том, что для ее изготовления используют литиевый загуститель, и работать ей можно при температуре не выше 120 ○ C, а температура внутренней гранаты достигает 160 ○ C. Так как смазка для внутренней гранаты довольно жидкая, ее лучше наливать внутрь пыльника, установленного на привод, а после этого собирать трипоид. Заливать нужно от 100 до 130 г смазки. Точнее на вопрос, «сколько?» ответит производитель.

1200 руб. за фотоотчёт

Платим за фотоотчёты по ремонту авто. Заработок от 10 000 руб/мес.

Пишите:

Смазка для ШРУСа обеспечивает нормальную работу шарнира равных угловых скоростей, снижает уровень трения, повышает КПД механизма и предотвращает появление коррозии на поверхности отдельных деталей шарнира. Многих водителей интересует естественный вопрос — какую смазку использовать для ШРУСа? Мы собрали для вас информацию и сравнительные характеристики представленных в магазинах смазок, которую и предлагаем вашему вниманию. Еще в материале дана практическая информация по их применению, а также отзывы и личный опыт использования 6-ти популярных смазок некоторыми автовладельцами.

Замена смазки в ШРУСах

Поменять смазку ШРУСа достаточно просто, поэтому можно выполнить работу самостоятельно. Для этого нужно следовать пошаговой инструкции:

  1. Для начала необходимо снять ШРУС – последовательность снятия устройства зависит от особенностей конструкции транспортного средства, поэтому здесь нет единственного алгоритма действий.
  2. Разборка тубы ШРУСа – нужно с помощью отвертки аккуратно снять два стопорных кольца.
  3. Демонтаж пыльника и уплотнительного кольца, а также их проверка на наличие различных повреждений – если они будут выявлены, следует выполнить замену.
  4. Извлечение всех внутренних деталей с последующей разборкой.
  5. Промывка элементов в бензине либо растворителе – следует тщательно удалить остатки старой смазки.
  6. В стакан закладывается около 90 г смазки – набивать вещество в емкость нужно постепенно.
  7. Установка трипода на прежнее место.
  8. В конце нужно добавлять недостающее количество смазки в ШРУС – понадобится примерно 120-150 г вещества. Чтобы набить стакан плотно, нужно в процессе постепенно перемещать ось трипода.
  9. Сборка конструкции выполняется в обратном к демонтажу порядке. При этом необходимо проверить, чтобы ось симметрии сепаратора должна идти перпендикулярн корпусу. В конце необходимо смазать канавки и затем плотно затянуть все хомуты либо кольца.

Все комплектующие элементы должны быть хорошо смазанными, поэтому следует правильно рассчитывать количество вещества.

Как часто менять смазку?

Смазка для гранаты должна меняться каждые 80-100 тысяч км. Однако необходимо учесть, что в случае эксплуатации транспорта в достаточно суровых условиях лучше проводить замену после пробега в 50-60 тысяч км.

Основные характеристики смазывающего состава

Поскольку для многих автомобилистов важно, чтобы смазка выполняла все заявленные функции, производители стараются разрабатывать такие составы, характеристики которых позволяют это сделать. Если попытаться перечислить параметры, которые обладают такая продукция, то получится следующий перечень:

  • широкий диапазон температур при использовании – до 100 градусов Цельсия, а иногда и больше;
  • обеспечение прочного сцепления с поверхностью, иными словами, смазка очень липкая;
  • отличные противозадирные свойства. Состав обеспечивает нормальное скольжение детали на протяжении длительного периода;
  • стабильность в механическом, физическом и химическом плане. Производителям крайне важно, чтобы смазка сохраняла свои свойства независимо от воздействия внешней среды и нагрузок.

Все эти параметры характеризуют смеси, как качественные и высокофункциональные составы. Продукция отличается хорошими тех. параметрами за счет уникального состава. Здесь следует отметить, что у продукции разных брендов может быть разный состав. Некоторые подробности о смазках для ШРУСа можно найти видеоролике:

Применение смазок для ШРУСов

Для применения смазки для шарикового ШРУСа необходимо подобрать средство подходящей марки, исходя из типа и особенностей комплектующих элементов.

Для смазки внутреннего ШРУСа подойдут:

  • Slipkote Polyurea CV Joint Grease;
  • Mobil SHC Polyrex 005;
  • VAG G052186A3;
  • Мобил Мобилгрис XHP 222;
  • BP Energrease LS-EP2.

Любое из этих средств можно нанести, не снимая деталей из конструкции.

Для наружной смазки в ШРУСах можно использовать следующие марки:

  • Mobil Mobilgrease special NLGI 2;
  • Liqui Moly LM 47 Langzeitfett + MoS2;
  • Chevron SRI Grease NLGI 2;
  • ХАДО ШРУС;
  • смазка «ШРУС-4».

Молибденовые

Более прогрессивный вариант, который делается все с того же литиевого мыла, вот только теперь добавкой выступает дисульфид молибдена. Смазочные свойства такие же, как и у предыдущего варианта. В то же время, молибденовые составы отличаются одним важным преимуществом – они обладают высокими антикоррозионными свойствами.

Добиться этого помогло использование в составе солей металлов, что заменили некоторые кислоты. Кроме того, вещество является полностью безопасным для резиновых и пластиковых элементов, так что оно не приведет к преждевременному износу пыльника.

Из минусов такого вещества стоит выделить низкую стойкость перед влагой. Как результат, если под пыльник попадет даже немного воды, в силу определенных химических реакций состав превращается в абразив. Это лишь способствует трению, что приводит к ряду поломок ШРУСА. Чтобы предотвратить подобную ситуацию, необходимо регулярно проводить проверку узла.

Среди самых популярных вариантов, доступных в нашей стране, следует выделить смазки ШРУС-4 и LM47.

Лучшая смазка для ШРУСов

При покупке данной продукции можно руководствоваться отзывами пользователей, рекомендациями специалистов по обслуживанию техники и производителей транспортных средств.

В рейтинг смазок ШРУС входят пять популярных средств:

  1. ШРУС-4 – продукция российского производства, которая применяется для смазывания шариковых подшипников шарниров наружного типа, деталей в телескопических стойках, карбюраторах. Она изготавливается на основе гидроксистеарата лития и подходит для использования при температурах от -40°С до +120°С.
  2. Смазка ШРУС-МС ВМПАВТО – черный вазелинообразный состав отечественного производства, которое по консистенции принадлежит к классу ⅔ по системе NLGI. Его диапазон пенетрации 265-295 по классу 2 и 220-250 по классу 3. Обычно вещество используется для обработки подшипников с целью снижения трения внутри них. Следует отметить, что его консистенция сохраняется даже после повреждения пыльника.
  3. Liqui Moly LM 47 Langzeitfett + MoS2 – немецкая смазка, которая изготавливается в виде пластичной жидкости с достаточно густой консистенцией. Данное вещество имеет темный, почти черный цвет. В качестве загустителя используется литиевый комплекс, кроме которого в составе присутствуют различные присадки, минеральное базовое масло, а также твердые частицы для снижения силы трения между элементами. Данная продукция отлично подходит для обслуживания наружных ШРУСов, которые эксплуатируются при температурах от -30°С до +125°С.
  4. RAVENOL Mehrzweckfett mit MoS-2 – вещество, которое производится в Германии с добавлением дисульфида молибдена. Оно устойчиво к соленой воде, а также отлично сохраняет свои эксплуатационные свойства в широком диапазоне температур – от 30°С до +120°С.
  5. ХАДО для ШРУСов – украинская смазка из бюджетной категории, которая предназначается для обработки наружных шарниров. Она имеет светло-янтарный оттенок и содержит специальный ревитализант, замедляющий деформацию и износ комплектующих узлов.
  6. STEP UP – американская литиевая смазка, которую можно использовать для внутренних и наружных ШРУСов. Это высокотемпературное вещество, работающее при температуре до +250°С. Его отличительной особенностью является наличие в составе литиевого комплекса, специального кондиционера SMT2, а также дисульфида молибдена.

Смазанные качественным составом ШРУСы – обязательное требование для эксплуатации автомобиля, особенно в агрессивных условиях. При выборе смазки необходимо учитывать особенности конструкции шарниров равных углов скорости, а также условия использования транспорта. Выбрать походящее средство и выполнить замену можно самостоятельно либо при помощи специалиста.

Аналоги

Точного зарубежного аналога ШРБ-4 не существует по простой причине. Сегодня производители смазывающих материалов и продавцы убеждают потребителя в преимуществах мазей, которые долговечностью не отличаются. Это обусловлено тем, что по законам рыночной экономики это свойство товара является невыгодным — бизнес-субъекты заинтересованы в максимальных объемах производства и продаж.

Литиевые смазочные вещества иностранного производства:

  1. ХАДО;
  2. RENOLIT;
  3. Very Lube.

Перечень молибденовых смазочных материалов, импортируемых в Россию:

  1. BP;
  2. Liqui Moly;
  3. Mobil;
  4. Texaco.

Подлинным аналогом продукции пионера отечественного химпрома называют мазь ШРБ-4 производства «Эксперт-Ойл», но правильнее говорить, что эта одного и того же товара, производитель которого перешел в статус заграничной компании (см. ниже).

Также заменителями ШРБ-4 являются Лимол и ШРУС-4 российских производителей.

Согласно оценке ряда экспертов, заменой смазки служат любые технические мази на основе бария.

Смазочные продукты, требующие детального уточнения

Ликвидные рыночные площадки предлагают продукты, требующие уточнения, где они могут использоваться. То есть смазки для внутреннего узлового элемента, трипода, или применять, как универсальный продукт.

  • Первой в списке на анализ стоит смазочная консистенция под названием RedLine CV-2, содержащая молибден красный. В инструкции по использованию разъясняется, что материал содержит в молекулярной структуре атомы молибдена органического. На английском языке утверждение сопровождается фразой Red Moly.

На форумах о смазке разные толкования. Иные хвалят, какая она классная! Другие встают во фронт, доказывая, что годится исключительно для шариковых шарниров. Мнения противоположные, но не критичные по эмоциональному накалу, что в итоге приводит к нейтральному выводу — можно использовать для шарниров шарикового исполнения и для приподов.

Неисправности

Современные ШРУСы, используемые в автомобильной технике обладают очень большим ресурсом, сопоставимым со сроком службы транспортного средства. Однако и они могут выйти из строя, зачастую, совершенно неожиданно для автовладельца.

Чаще всего причиной поломки ШРУСа служит негерметичный пыльник. Причиной его износа являются плохие дороги и частая езда по пересеченной местности.

В процессе эксплуатации через поврежденный кожух внутрь узла проникает дорожная грязь, влага, реагенты и другие загрязнения. Смешиваясь со смазкой, заложенной в деталь, образуется абразивная паста, которая вызывает сильный износ. Сначала возникает хруст при поворачивании, а затем происходит заклинивание или потеря роликов подшипников.

Следующей причиной поломки является агрессивный стиль вождения и неграмотное вмешательство в конструкцию транспортного средства. Следует помнить, что гражданский автомобиль не рассчитан на частые торможения трансмиссией и резкие старты с пробуксовками. При трогании с вывернутыми колесами, когда ШРУСы частично заблокированы, возникают очень высокие нагрузки на элементы шарниров.

Владельцы тюнингованых автомобилей также попадают в группу риска. Это связанно с тем, что при разгоне двигателя банально забывают о модернизации штатных приводов и ШРУСов, которые не рассчитаны на передачу дополнительного крутящего момента и нагрузки.

Последней причиной, по которой шарниры выходят из строя, является старение смазочного материала внутри узла. Это естественный процесс, от которого никто не застрахован. Поэтому в целях профилактики неисправностей, наряду с осмотром состояния пыльников, нужно производить замену смазки.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]