Тарировочные данные карбюратора ДААЗ 21073-1107010 Солекс


Проверка и регулировка уровня топлива в поплавковой камере карбюратора 21073 Солекс

Необходимые инструменты и приспособления

— Крестовая среднеразмерная отвертка

— Шлицевая среднеразмерная отвертка

Подготовительные работы

— Устанавливаем автомобиль на ровную площадку

— Снимаем корпус воздушного фильтра двигателя автомобиля

Порядок проверки уровня топлива в поплавковой камере карбюратора 21073-1107010 Солекс

Для нормальной работы карбюратора 21073 необходимо определенное положение элементов его поплавковой камеры. Поэтому проверяем два параметра: первое — сам уровень топлива в поплавковой камере и второе – положение поплавков.

Проведем работу по проверке и регулировке уровня топлива в поплавковой камере на примере только что снятого с двигателя 1,7 л автомобиля «Нива» 21213 карбюратора Солекс 21073-1107010 работа которого стала вызывать небольшие провалы при нажатии на педаль «газа». Карбюратор ни когда не подвергался самостоятельной регулировке, поэтому все размеры оригинальные (заводские).

— Запускаем двигатель автомобиля и даем ему поработать 3-5 минут

При этом поплавковая камера автоматически заполнится топливом до проверяемого рабочего уровня.

— Снимаем верхнюю часть (крышку) карбюратора

Отворачиваем пять винтов крепления крышки при помощи крестообразной отвертки.

— Замеряем расстояние от края поплавковой камеры до зеркала топлива (измеряем уровень топлива)

Используем линейку. Расстояние от края поплавковой камеры до «зеркала» топлива, в случае если уровень топлива нормальный, должно составлять 25-26 мм. См. фото выше.

Если уровень топлива соответствует норме дальнейшие измерения можно не проводить. Но на всякий случай проверим положение поплавков, вдруг один из них задевает за стенки поплавковой камеры.

— Замеряем расстояние между выступами на нижней поверхности поплавков и картонной прокладкой крышки

Для этого переворачиваем крышку карбюратора поплавками вверх и ставим ее на горизонтальную поверхность. Просовываем сверло диаметром 2 мм между выступом на нижней части поплавка и картонной прокладкой (она должна быть плотно прижата к крышке). Сверло должно входить с легким защемлением. Проводим проверку для второго поплавка. При уровне топлива 25-26 мм расстояние между поплавками и прокладкой должно составлять 2 мм. Это взаимозависимые величины. Если расстояние больше или меньше, то при помощи шлицевой отвертки и пассатижей немного подгибаем верхний язычок на рычагах поплавков. Проводим проверку еще раз.

На нашем тестируемом карбюраторе 21073 Солекс сверло 2 мм свободно прошло между прокладкой и краем поплавка. Если чуть ужать картонную прокладку, то с небольшим защемлением входит сверло диаметром 2,5 мм (еще раз повторюсь, что регулировка карбюратора не разу не проводилась и все его настройки и размеры «заводские»).

— Проверяем положение поплавков относительно стенок поплавковой камеры

Смотрим сверху на горизонтально установленную крышку карбюратора. Поплавки должны располагаться параллельно линиям оттиска на картонной прокладке крышки. Если нет, подгибаем рычаги поплавков.

Ставим крышку вертикально. Смотрим на линию подштамповки на боковой части поплавка. Она должна быть параллельна плоскости крышки. Аналогично проверяем второй поплавок. При этом язычок на рычагах должен слегка утапливать шарик иглы запорного клапана. Если параллельности нет, подгибаем рычаги поплавков и (или) язычок.

— Регулируем полный ход поплавков

Ставим крышку горизонтально. Линейкой измеряем расстояние от нижних углов каждого из поплавков до плоскости картонной прокладки крышки. Запоминаем цифру.

Поднимаем поплавки вверх, имитируя их опускание на дно поплавковой камере при падении в ней уровня топлива. Измеряем линейкой расстояние от нижних углов поплавков до картонной прокладки. Оно должно составлять: первая запомненная цифра плюс 15 мм. Например, 3 мм плюс 15 мм равно 18 мм. Если расстояние не соответствует требуемому, то добиваемся его соответствия подгиная задний язычок на рычагах поплавков и проводя проверку заново.

Все, проверка и регулировка уровня в поплавковой камере карбюратора 21073-1107010 Солекс полностью проведена пора его устанавливать на двигатель и проверять исчез ли «провал» в работе двигателя при нажатии на педаль «газа».

Примечания и дополнения

— Если уровень топлива в поплавковой камере карбюратора выставлен верно, а проблемы в работе двигателя все равно имеются, необходимо проверить герметичность запорного клапана поплавковой камеры и наличие «подсоса» постороннего воздуха в карбюратор.

Еще статьи по регулировке и настройке карбюратора 21073-1107010 Солекс

— Регулировка привода воздушной заслонки карбюратора 21073-1107010 Солекс

Сравнительный тест-ремонт

источник

Регулировка, настройка и чистка

Вносить изменения в калибровки карбюратора Солекс очень нежелательно, поскольку это очень точный и сбалансированный прибор с грамотно подобранными характеристиками.

Все регулировки носят эксплуатационный характер и редко меняются, однако их надо профилактически проверять и подстраивать при необходимости:

  • Регулировка состава смеси холостого хода проводится с применением газоанализатора, поскольку карбюратор обладает большими возможностями по обеспечению минимальных выбросов CO и CH, сводится она к установке винтом «качества» допустимого уровня вредных газов при номинальной частоте холостого хода.
  • Пусковое устройство регулируется изменением положения оболочки троса на кронштейне таким образом, чтобы заслонка была полностью открыта и закрыта в крайних положениях кнопки подсоса.

  • Уровень топлива в поплавковой камере выставляется таким образом, чтобы при перевёрнутой и установленной горизонтально верхней части карбюратора зазор между поплавками и прокладкой составлял примерно 2 мм. После чего уровень можно проверить, наживив крышку, запустив двигатель, заглушив и сняв крышку, расстояние от бензина до фланца должно быть примерно 24 мм.

Более тонкие настройки доступны лишь квалифицированному специалисту, поскольку изменение одних из них ведёт к нарушению других, так можно быстро довести прибор до нерабочего состояния.

То же можно сказать про чистку карбюратора. Применение грубого металлического инструмента приведёт к изменению сечений каналов и жиклёров. Допускается только промывка деталей и каналов корпуса специальными аэрозольными очистителями карбюраторов после полной разборки.

Следует помнить, что в старых карбюраторах начинается образование окислов алюминия в каналах, очистить которые невозможно, поэтому рекомендуется раз в 5-7 лет заменять карбюратор новым, экономия топлива оправдает затраты.

Замена во всех подробностях

Регулировочные винты карбюратора солекс 2108
Подобрав по номерам жиклеры карбюратора Солекс, можно приступить и к их замене, в отличие от расточки эту операцию вполне реально провести и самостоятельно дома. Кстати говоря, не всегда поводом служит неправильно подобранный элемент, очень часто в процессе эксплуатации эти детали изнашиваются, засоряются, что приводит к изменению диаметра и состава смеси со всеми вытекающими последствиями. Кроме того, автовладельцы таким способом повышают мощность своего «железного коня» или, наоборот, уменьшают расход бензина. В общем, замена жиклеров вполне годится в категорию тюнинга транспортного средства.

Чтобы извлечь жиклеры от Солекс, придется демонтировать двигатель и, конечно, разобрать его. Перед тем как вытащить силовой агрегат обязательно отсоедините минусовой провод от АКБ, а затем снимите корпус воздушного фильтра. Заранее приготовьте чистую ветошь и растворитель, например, уайт-спирит, чтобы очистить поверхность мотора от загрязнений. Теперь необходимо найти место крепления приводного троса к воздушной заслонке и немного ослабить фиксирующий эти части винт. Проделайте то же самое и с болтом, крепящим оболочку троса. Для этой цели прекрасно подойдет рожковый ключ. Отсоединив от карбюратора трос, снимите и шланг подвода картерных газов с патрубка.

Извлечение жиклеров от Солекс

Чтобы отсоединить топливный шланг от штуцера, кроме гаечного ключа понадобится еще и крестовая отвертка. Сначала ослабляем затяжку крепежного хомута, затем демонтируем шланг и болтом М8 глушим отверстие в последнем. Необходимо снять шланг вакуумного регулятора. Также отсоединяется от вывода электромагнитного клапана и клемму провода. Берем плоскую отвертку и отжимаем с ее помощью наконечника тяги дроссельной заслонки, после чего извлекаем его. Теперь появилась возможность вытащить и возвратную пружину.

Чтобы снять карбюратор нужно приготовить накидной и рожковый ключ на «13». Первым откручиваются 3 гайки, посредством которых деталь крепится к впускному трубопроводу, а вторым – крепежная. Пользуясь случаем, осмотрите прокладку карбюратора, возможно, и ей не помешает замена. Если узел будет снят длительное время, то обязательно заглушите впускной трубопровод ветошью. Чтобы осуществить замену жиклеров в карбюраторе, осталось снять с него крышку. Берем плоскую отвертку и откручиваем эти детали. Сначала убираем топливные жиклеры, потом воздушные. В кольцах последних деталей найдете эмульсионные трубки, чтобы вытащить, их следует поддеть надфилем.

Замена прокладки карбюратора

Главный топливный элемент вторичной камеры обозначается буквой «А», а первичной – «Б». Затем приступаем и к снятию воздушных жиклеров, маркирующихся «В» и «Г» для вторичной и первичной камеры соответственно.

Замена не должна делаться вслепую. Визуально оцените состояние жиклеров. Наличие рисок, царапин и неровностей на их внутренней поверхности недопустимо, так как эти дефекты снижают пропускную способность. Негативное влияние имеет и загрязнение деталей смолами. Перед установкой новых жиклеров желательно проверить их на специальном стенде, так вы сможете увидеть, насколько соответствует указанная пропускная способность элементов реальным показателям.

Установка новых деталей Солекс

Если уж начали разбирать карбюратор, то неплохо было бы изучить и состояние остальных его частей, может быть, замена жиклеров не единственная потребность этого узла. Откручиваем винт ускорительного насоса и демонтируем последний вместе с клапаном и уплотнительными кольцами. Затем извлекаем из штатного места кольца и диффузоры обеих камер. Чтобы вытащить из ускорительного насоса канал, необходимо открутить крепежный винт.

Далее извлекаем вместе с корпусом топливный жиклер и достаем его. Демонтировать диафрагму можно после того, как откроете ее крышку и достанете пружину. Раскрутив болтовые соединения, разъединяем корпус карбюратора и дроссельной заслонки. Теперь появился доступ к теплоизоляционному элементу и картонным прокладкам. Снимаем крышку вместе с регулировочным винтом, затем извлекаем последний с уплотнительным кольцом. Все детали с дефектами ждет замена, остальные части хорошенько промываем в специальном средстве. Жиклеры и прочие отверстия продуваем сжатым воздухом. Собираем в обратном порядке.

Как подобрать жиклеры для Солекс?

При грамотном подборе жиклеров на карбюратор Солекс двигатель будет работать плавно и стабильно даже при частых нагрузках. При этом получится еще и сэкономить до 35% бензина в городском режиме. В первую очередь следует определиться с главным элементом, а потом уже можно перейти и к воздушному. Причем огромное значение при подборе имеет объем мотора. Если он большой, то лучше использовать вторичные жиклеры маленького сечения. Диаметр деталей с калибровочными отверстиями в первой и второй камере могут несколько отличаться.

Вы легко можете найти специальные таблицы, в которых указывается оптимальное соотношение индексов топливных и воздушных жиклеров для Солекс, а также прогнозируется полученная смесь и даже поведение авто. Например, если взять топливный элемент большой производительности, а воздушный, напротив, малой, то будет переобогащенная смесь, которая не воспламеняется. В подборе вам поможет таблица, где указывается оптимальный диаметр всех жиклеров в зависимости от типа двигателя и марки карбюратора.

Таблица соотношения индексов жиклеров

Определиться с видом и размером жиклеров для Солекс очень важно, но необходимо их еще и купить. На этом этапе необходимо знать, какую информацию скрывают цифры, нанесенные на верхней части элементов. Не редкость, когда на поверхность детали наносится два обозначения, и в каждом из них скрыт определенный параметр. Например, цифры «21» и «23» соответствуют наружному диаметру дозирующего элемента. Увидев на главных топливных жиклерах обозначение «95» или «97,5» можно судить о производительности, так как это обозначение характеризует пропускную способность элемента. На воздушных элементах также указывается их производительность, но это значение обычно находится в пределах «125» и «155».

Кто-то уверен, что не нужно спешить с подбором новых жиклеров, а увеличить пропускную способность детали можно, расточив ее диаметр. Однако делать эту операцию следует только на высокоточном оборудовании. В гаражных условиях с помощью дрели и сверла изменять диаметр жиклеров нельзя, так вы только испортите их. Поэтому если по каким-либо показателям деталь не подходит, следует приобрести новый элемент, соответствующий требованиям.

Принцип действия

Система вентиляции поплавковой камеры карбюратора солекс

Работает «Солекс 21073» следующим образом. Бензин попадет в поплавковую камеру при помощи впускного штуцера – топливо также проходит через фильтр-сетку, где очищается, и идет через игольчатый клапан. Камера с поплавком двухсекционная, а секции между собой соединены. В них будет одинаковое количество бензина. Такая конструкция позволяет значительно снизить влияние наклонов кузова на уровень топлива в данной камере.

Тем самым обеспечивается более стабильная работа двигателя. По мере того как камера наполнится, поплавок, прижимая часть игольчатого клапана, перекрывает доступ горючего в камеру. Так поддерживается постоянный уровень бензина в механизме. Далее из поплавковой камеры бензин сквозь жиклеры попадает в смесительные колодцы. В эти же колодцы через специальные отверстия в эмульсионных трубках или воздушных жиклерах попадает воздух. Далее в них бензин и воздух смешивается. В результате образуется топливная смесь. Она попадет в малые, а также в большие диффузоры устройства. Это главная дозирующая камера. В зависимости от режима работы двигателя, в карбюраторе могут запускаться те или иные механизмы и системы. Когда владелец пытается запустить двигатель «на холодную», чтобы обогатить топливную смесь, в дело вступает пусковое устройство. Его водитель запускает из салона – это подсос.

Когда ручка вытянута максимально, воздушная заслонка первой камеры полностью закрыта. Вместе с этим дроссельная заслонка в первой камере открывается на расстояние пускового зазора. Он настраивается при помощи регулировочного винта на карбюраторе «Солекс». Регулировка зазора позволит настроить обороты в режиме холостого хода.

Как восстановить работу карбюратора?

Для ремонта чаще всего приходится снимать устройство с двигателя. Вначале демонтируют воздушный фильтр. Затем снимаются топливопроводы, воздушные трубки, провода и тросики. далее откручивают гайки крепления.

Разбирать карбюратор лучше всего на столе, либо на другой удобной поверхности. Детали следует раскладывать в некотором порядке. Это поможет не растерять их. Процесс регулировки игольчатого клапана выполняют при помощи специального шаблона. Для промывки прибора необходимо использовать специальные жидкости. Жиклеры на замену можно приобрести в любых авто-магазинах. Зачастую, разборка и промывка карбюратора помогает решить массу проблем.

Проверка и регулировка оборотов холостого хода двигателя с карбюратором 21073 Солекс

Устройство, снятие, ремонт и регулировка карбюратора на автомобиле «ока»

— Двигатель автомобиля прогрет до рабочей температуры 80-90º

— Воздушная заслонка карбюратора полностью открыта («подсос» утоплен до упора)

— Дроссельные заслонки первой и второй камер полностью закрыты

— Корпус воздушного фильтра с фильтрующим элементом не демонтирован

Проверка оборотов холостого хода двигателя с карбюратором 21073 Солекс

Обороты холостого хода двигателя с карбюратором Солекс 21073-1107010 должны находится в пределах 750-800 об/мин (для автомобиля «Нива»). Проверяется по штатному или подключенному внешнему тахометру. На холостом ходу двигатель должен работать ровно, без перебоев. При резком нажатии на педаль «газа» двигатель обороты ХХ увеличиваются без «провалов», а при сбросе «газа» уменьшаются, двигатель при этом не глохнет.

Если картина не соответствует требуемой, проводим регулировку оборотов холостого хода.

Самая элементарная регулировка оборотов холостого хода автомобильного двигателя с карбюратором 21073-1107010 Солекс сводится к вращению винта регулировки «количества» топливной смеси. По часовой стрелке – обороты увеличиваются, против – уменьшаются. Винт «количества» своим наконечником двигает рычаг дроссельной заслонки первой камеры и тот приоткрывает или наоборот прикрывает дроссельную заслонку. Тем самым регулируется количество топливной смеси, поступающей в цилиндры двигателя (См. «Принцип действия системы холостого хода карбюратора Солекс»).

Полная регулировка оборотов холостого хода автомобильного двигателя с карбюратором 21073 Солекс

— Подключаем тахометр или используем штатный в щитке приборов

— Запускаем двигатель

Несколько раз нажимаем на педаль «газа» доводя обороты до 2500-3000 об/мин перед началом регулировки.

— Винтом «количества» устанавливаем минимальные устойчивые обороты холостого хода

Наконечник винта при этом слегка нажимает на рычаг дроссельной заслонки и чуть-чуть приоткрывает ее. Разрежение в трубке от вакуумного регулятора опережения должно отсутствовать.

— Винтом «качества» повышаем их до максимально возможного значения

Шлицевой отверткой с тонким лезвием вращаем винт «качества» в разные стороны, добиваясь максимальной частоты вращения коленчатого вала (ориентируемся по тахометру).

При заворачивании винта количество топливной эмульсии попадающей в топливную смесь уменьшается, и она становится бедной, при отворачивании топливная смесь наоборот обогащается.

Исходное положение винта «качества»: 1-1,5 оборота от полностью завернутого состояния.

— Винтом «количества» устанавливаем обороты в пределах 950 об/мин

Так же ориентируемся по тахометру. Винт заворачиваем — дроссельная заслонка приоткрывается — обороты растут.

— Винтом «качества» устанавливаем обороты ХХ в пределах 750-800 об/мин

Заворачиваем его по часовой стрелки при помощи шлицевой отвертки.

Проверяем работу двигателя (см. выше).

При необходимости регулировку повторяем.

Примечания и дополнения

Если обороты холостого хода двигателя с карбюратором Солекс 21073 не поддаются регулировке, либо после нее двигатель все равно работает с перебоями и глохнет, следует обратить внимание на следующие моменты:

— Правильность установки и исправность электромагнитного клапана карбюратора

— «Подсасывание» лишнего воздуха в карбюратор (колечко на ЭМК, прокладка под карбюратором и пр.)

— Загрязненность системы холостого хода (см. «Прочистка системы холостого хода карбюратора Солекс»)

— Правильность установки угла опережения зажигания (см. «Установка угла опережения зажигания на карбюраторном двигателе автомобиля Нива»)

— Исправность двигателя (зазор в клапанах)

— Исправность системы зажигания (свечи, бронепровода, крышка трамблера, бегунок, резистор)

Регулировать обороты холостого хода двигателя автомобиля можно на слух, но для этого необходим определенный опыт ремонта и обслуживания автомобилей.

Еще статьи по карбюратору Солекс 21073-1107010

источник

Признаки неисправности карбюраторов

Признаками неправильной работы карбюратора «Солекс» являются:

  • невозможность запуска силового агрегата;
  • усложнённый запуск холодного или горячего двигателя;
  • неустойчивый холостой ход;
  • слишком высокие или слишком низкие обороты ХХ;
  • увеличенный расход бензина;
  • снижение мощностных характеристик мотора;
  • рывки и провалы во время резкого нажатия на педаль акселератора.

Рассмотрим более детально каждый из симптомов в разрезе возможных неисправностей.

Двигатель не запускается вообще или запускается, но сразу глохнет

Если двигатель автомобиля не запускается (при заведомо исправной системе зажигания), возможно, что топливо не попадает в его цилиндры. Чтобы проверить, поступает ли оно во впускной коллектор, необходимо снять корпус воздухофильтра и 2–3 раза повернуть сектор привода дроссельных заслонок, наблюдая за «носиками» распылителя. Топливо из них должно брызгать тонкими, но цельными струйками. Если этого не происходит, стоит проверить работу бензонасоса, а также состояние сетчатого фильтра карбюратора.

Также возможно заклинивание иглы топливного клапана в закрытом положении, перекрыв поступление бензина в поплавковую камеру. Для того, чтобы вернуть игле её нормальное положение, достаточно аккуратно ударить чем-нибудь (например, ключом) по корпусу карбюратора. В дальнейшем игольчатый клапан нужно будет обязательно заменить.

Если двигатель запускается и сразу глохнет, это может быть результатом обеднения топливной смеси или неисправностью электромагнитного клапана. В первом случае необходимо проверить впускной трубопровод на подсос постороннего воздуха, а также отрегулировать качество смеси.

Для проверки электромагнитного клапана в данной ситуации следует отсоединить от него провод питания, включить зажигание и наконечником провода коснуться несколько раз его контакта. При касании должен раздаваться характерный щелчок, свидетельствующий о том, что электромагнит срабатывает. Не будет лишним выкрутить клапан, осмотреть и прочистить струёй воздуха его жиклёр, а также проверить состояние резиновой прокладки.

Затруднённый запуск холодного двигателя

Обычно проблемы с запуском холодного силового агрегата возникают вследствие неправильной регулировки или неисправности устройства запуска. Если во время пуска воздушная заслонка перекрывает канал не полностью, это приводит к чрезмерному обеднению топливной смеси. Двигатель при этом «схватывает» местами, но все равно глохнет. Неполное открытие заслонки, наоборот, ведёт к переобогащаению горючей смеси, из-за чего увеличивается расход бензина, а также возможно возникновение детонации.

Устраняется подобная проблема путём регулировки пускового устройства.

Затруднённый запуск прогретого двигателя

Основной причиной затруднённого запуска мотора «на горячую» также является переобогащение смеси. Оно может быть вызвано неправильной регулировкой пускового устройства, а также чрезмерно высоким уровнем бензина в поплавковой камере. В последнем случае, горючее переливает, что, опять же, ведёт к увеличению его расхода.

«Перелив» — достаточно распространённое явление для «Солекса». Если, взглянув на прокладку между карбюратором и крышкой, вы обнаружите, что она мокрая, а в моторном отсеке присутствует устойчивый запах бензина – «перелив» налицо. Он может возникать из-за:

  • неправильной настройки поплавкового механизма;
  • проблем с иглой топливного клапана (залипание иглы в открытом положении);
  • повреждения поплавка;
  • задевания поплавка за стенку камеры.

Для устранения этой проблемы необходимо разобрать карбюратор, проверить клапан и произвести регулировку поплавкового механизма.

Неустойчивый холостой ход

Нормальный холостой ход силового агрегата — один из основных критериев для оценки работы карбюратора. Его нарушение может быть вызвано:

  • загрязнением жиклёров и каналов ХХ;
  • поломкой электромагнитного клапана;
  • неисправностью блока управления ЭПХХ;
  • повреждением резинового уплотнителя (кольца) винта качества топлива.

Засорение жиклёров устраняется путём их промывки и продувки. Неисправные клапан, блок ЭПХХ и уплотнитель подлежат замене.

Слишком высокие или слишком низкие обороты на холостом ходу

Слишком высокие или слишком низкие обороты двигателя при его работе на холостом ходу могут являться следствием:

  • загрязнения каналов воздушного или топливного жиклёров;
  • подсоса лишнего воздуха;
  • неправильной регулировки оборотов холостого хода (качество-количество);
  • слишком высокого или низкого уровня бензина в поплавковой камере;
  • неполного открытия или закрытия воздушной заслонки.

Устраняется такая неисправность путём регулировки карбюратора после его прочистки и промывки.

Повышенный расход топлива

К превышению расхода топлива могут привести следующие неисправности карбюратора:

  • неисправность системы экономайзера ПХХ;
  • неправильная регулировка состава горючей смеси;
  • засорение каналов воздушных жиклёров;
  • неполное открытие воздушной заслонки;
  • слишком высокий топливный уровень в поплавковой камере.

Проблема повышенного расхода горючего решается путём диагностики и регулировки карбюратора.

Снижение мощности двигателя

Снижение мощностных показателей силового агрегата вызывается обеднением топливной смеси. Машина при этом долго разгоняется, а при резком нажатии на педаль акселератора двигатель «захлёбывается», появляются кратковременные провалы.

Причинами такого явления могут быть:

  • неправильная регулировка состава смеси;
  • подсос воздуха;
  • низкий уровень топливной смеси в поплавковой камере.

Провалы, рывки

Возникновение рывков и провалов при нагрузке на двигатель происходит вследствие:

  • засорения сетчатого фильтра на входном штуцере карбюратора;
  • засорения топливного жиклёра;
  • подсоса воздуха;
  • низкого уровня топлива в поплавковой камере;
  • неисправности ускорительного насоса.

Основы подбора

Если ставим, к примеру, Солекс 21041 (объем 1,8) на движок 1,5. Данный карбюратор с диффузором 24х26, топливный – 102,5, а это маловато для движка 1,5. Ищем по совпадению камер и диффузора. Находим ближайший из вариантов: Солекс 21073. Он с диффузором 24х24 и с ТЖ – 107,5. А первые камеры практически совпадают. Кстати, если диффузоры почти одинаковые, а объем мотора – поменьше, то и засасывание бензина будет меньшим (жиклер бедноват). Значит, необходимы ТЖ (жиклеры топлива) от 110. Набираем несколько.

Далее надо определиться

, что вы хотите получить: экономную неторопливость или затратную приемистость. В зависимости от решения, подбираем и ТЖ: для корректировки обогащения или обеднения смеси воздуха и топлива (обедненная приведет к экономии бензина, но будет сказываться на динамике разгона авто).

Как подобрать жиклеры для Солекс?

При грамотном подборе жиклеров на карбюратор Солекс двигатель будет работать плавно и стабильно даже при частых нагрузках. При этом получится еще и сэкономить до 35% бензина в городском режиме. В первую очередь следует определиться с главным элементом, а потом уже можно перейти и к воздушному. Причем огромное значение при подборе имеет объем мотора. Если он большой, то лучше использовать вторичные жиклеры маленького сечения. Диаметр деталей с калибровочными отверстиями в первой и второй камере могут несколько отличаться.

Вы легко можете найти специальные таблицы, в которых указывается оптимальное соотношение индексов топливных и воздушных жиклеров для Солекс, а также прогнозируется полученная смесь и даже поведение авто. Например, если взять топливный элемент большой производительности, а воздушный, напротив, малой, то будет переобогащенная смесь, которая не воспламеняется. В подборе вам поможет таблица, где указывается оптимальный диаметр всех жиклеров в зависимости от типа двигателя и марки карбюратора.

Таблица соотношения индексов жиклеров

Определиться с видом и размером жиклеров для Солекс очень важно, но необходимо их еще и купить. На этом этапе необходимо знать, какую информацию скрывают цифры, нанесенные на верхней части элементов. Не редкость, когда на поверхность детали наносится два обозначения, и в каждом из них скрыт определенный параметр. Например, цифры «21» и «23» соответствуют наружному диаметру дозирующего элемента. Увидев на главных топливных жиклерах обозначение «95» или «97,5» можно судить о производительности, так как это обозначение характеризует пропускную способность элемента. На воздушных элементах также указывается их производительность, но это значение обычно находится в пределах «125» и «155».

Кто-то уверен, что не нужно спешить с подбором новых жиклеров, а увеличить пропускную способность детали можно, расточив ее диаметр. Однако делать эту операцию следует только на высокоточном оборудовании. В гаражных условиях с помощью дрели и сверла изменять диаметр жиклеров нельзя, так вы только испортите их. Поэтому если по каким-либо показателям деталь не подходит, следует приобрести новый элемент, соответствующий требованиям.

Система холостого хода

Этот узел необходим для того, чтобы снабжать камеры сгорания горючей смесью на самых минимальных оборотах. Благодаря данной системе силовой агрегат не заглохнет, когда нагрузки нет. Горючее в систему попадет по основному жиклеру в первую камеру. Через жиклер ХХ, где затем смешается с кислородом, топливо попадает в систему через воздушный клапан. Данный механизм позволяет обеспечить устойчивую работу двигателя на холостых оборотах без нагрузки.

Далее горючая смесь попадет в первую камеру через специальный канал, расположенный под дроссельной заслонкой. Топливный механизм, ведущий к выпускному отверстию ХХ, закрыт винтом качества. Это регулировочный винт, которым можно регулировать и изменять характеристики карбюратора. Работу мотора в режиме холостого хода на механизме «Солекс 21073» настраивают также этим элементом. За счет него определяется величина зазора дроссельной заслонки первой камеры в режиме ХХ.

Главная дозирующая камера – принцип работы

В процессе работы мотора, цилиндры создают разряжение, которое втягивает воздух из воздушного фильтра и подает в диффузоры – это главные дозирующие системы. После этого, весь кислород уходит через сечение заслонки первой камеры и жиклеры карбюратора солекс 21073. Благодаря жиклерам дроссельной заслонки второй камеры и уменьшенному диаметру диффузора первой камеры, скорость потока воздуха увеличивается, а в зоне распыления достигает предельных значений.

В последствие, после прохождения через воздушный жиклер дроссельно заслонки первой камеры, воздух смешивается с горючим и всасывается в каналы впускного коллектора, который распределяет массу топливной смеси по цилиндрам двигателя. Чтобы увеличить КПД, распределение происходит в те цилиндры, где впускной клапан открыт и имеется нужное разряжение. Такой принцип работы обеспечивает снижение расхода топлива и исключение загрязнения ГРМ.

Назначение и конструкция карбюраторов «Солекс»

Выпуск лицензионных карбюраторов «Солекс» начался с выходом на отечественный рынок переднеприводных малолитражек.

На поворотах, крутых подъёмах и максимальных ускорениях предыдущие модели не могли обеспечить топливно-воздушной смесью двигатель, расположенный перпендикулярно направлению движения.

Особенности карбюраторов «Солекс»

Карбюраторы семейства «Солекс» не являются взаимозаменяемыми с другими моделями карбюраторов ДААЗ.

Но внутри семейства различные модификации очень похожи друг на друга, незначительно различаясь размерами дозирующих элементов и формой управляющих рычагов.

Различные модификации «Солекс» отличаются размерами дозирующих элементов и формой управляющих рычагов

Так, карбюраторы 21083 двигателей объёмом 1,5 л отличаются от карбюраторов 21081 двигателей объёмом 1,1 л, увеличенными на доли миллиметра диаметрами пусковых зазоров заслонок.

Кроме этого, некоторые модели 21083 имеют дополнительные узлы и функции.

Таблица: особенности различных моделей карбюраторов

Модель карбюратораОсобенностиМодель автомобиляОбъём двигателя, л
ДААЗ 2108–1107010
  • ВАЗ-2108;
  • ВАЗ-2109.
1,3
ДААЗ-21081–1107010
  • ВАЗ-21081; ВАЗ-21091;
  • ЗАЗ-1102.
1,1
ДААЗ-21083–1107010
  • ВАЗ-21083;
  • ВАЗ-21093;
  • ВАЗ-21099.
1,5
ДААЗ-21083–1107010–31полуавтоматическое пусковое устройство
  • ВАЗ-2108;
  • ВАЗ-2109;
  • ВАЗ-2110;
  • ВАЗ-2111.
1,5
ДААЗ-21083–1107010–35двухступенчатое пусковое устройство
  • ВАЗ-2108;
  • ВАЗ-2109.
1,5
ДААЗ-21083–1107010–62электронное управление составом топливной смеси
  • ВАЗ-2115;
  • ВАЗ-2109.
1,5
ДААЗ-21083–1107010–05для двигателя с микропроцессорным зажиганиемВАЗ-21091,5
ДААЗ-21412–1107010без штуцера сливаАЗЛК-2141–011,5
ДААЗ-21412–1107010–30без штуцера слива, для двигателя с микропроцессорным зажиганиемАЗЛК-2141–231,8
ДААЗ-1111–1107010инерционный обогатитель смеси
  • ВАЗ-1111;
  • ВАЗ-11113.
  • 0,65;
  • 0,75.
ДААЗ-21051–1107010тяговый привод дроссельных заслонок, без штуцера слива
  • ВАЗ-2105;
  • ВАЗ-21072.
  • 1,5;
  • 1,3.
ДААЗ-21053–1107010тяговый привод дроссельных заслонок, без штуцера слива
  • ВАЗ-21074;
  • ВАЗ-21061.
1,6
ДААЗ-21051–1107010–30тяговый привод дроссельных заслонок, без штуцера слива
  • ВАЗ-2105;
  • ВАЗ-2104.
1,5
ДААЗ-21053–110701–62полуавтоматический привод воздушной заслонки
  • ВАЗ-2107;
  • ВАЗ-21072;
  • ВАЗ-21074.
  • 1,5;
  • 1,3;
  • 1,6.
ДААЗ-21073–1107010один распылитель ускорительного насоса
  • ВАЗ-2121;
  • ВАЗ-21213.
  • 1,6;
  • 1,7.

Конструкция и принцип работы

Карбюратор — навесной узел, который смешивает воздух с бензином в оптимальной для эффективной работы двигателя пропорции.

Неисправности карбюратора затрудняют запуск двигателя, увеличивают расход топлива, снижают мощность и ухудшают динамику автомобиля.

Воздух и бензин смешиваются в специальной камере. В карбюраторах «Солекс» таких камер две.

Обычно используется только первая, а вторая подключается только на высоких оборотах.

Бензонасос доставляет топливо в поплавковую камеру через игольчатый клапан.

При избытке топлива поплавки поднимаются, давят язычком на иглу и прекращают подачу бензина.

Излишки топлива возвращаются в бак через возвратный штуцер.

Затем топливо смешивается с воздухом. Для предотвращения избыточного обогащения смеси поток топлива замедляется жиклёрами и эмульсионными трубками.

Все эти элементы — поплавок с игольчатым клапаном, воздушный и топливный жиклёры, эмульсионные трубки и смесительные камеры с заслонками — образуют главную дозирующую систему.

В карбюраторе воздух смешивается с бензином в оптимальной для эффективной работы двигателя пропорции

Кроме неё, в состав карбюратора входят:

  • пусковое устройство;
  • система холостого хода;
  • экономайзер принудительного холостого хода (ЭПХХ);
  • переходные системы смесительных камер;
  • ускорительный насос;
  • экономайзер мощностных режимов (ЭМР);
  • эконостат;
  • механизм блокировки.

Провод винта количества

Удивление многих автолюбителей вызывает провод с разъёмом, торчащий из карбюратора.

Этот провод относится к экономайзеру принудительного холостого хода.

Если двигатель стоит без нагрузки, по этому проводу поступает сигнал от карбюратора, и ЭПХХ перекрывает подачу топлива.

По проводу винта количества поступает сигнал от карбюратора и ЭПХХ прекращает подачу бензина

Работает эта система следующим образом. Когда водитель отпускает педаль акселератора, заслонка перекрывает поток воздуха, рычаг управления возвращается в исходное положение и упирается в регулировочный винт количества.

К этому винту и подсоединён провод. Касание рычагом винта — это и есть сигнал , посылаемый на ЭПХХ для прекращения подачи топлива.

Достоинства и недостатки тюнинга

Карбюратор Солекс собирается из стандартных деталей и узлов от различных производителей и не подлежит индивидуальной подгонке. Но литой корпус, выполненный из алюминиевого сплава, диффузоры, жиклёры заслонки, а также крепеж имеют необработанные заусенцы, выступы, шероховатости. Задача тюнинга – убрать все препятствия на пути движения воздушно-топливной смеси посредством шлифовки, полировки каналов и деталей, с которыми соприкасается топливный поток, а также доработки диффузоров и подгонки жиклеров в соответствии с индивидуальными требованиями автолюбителя.

Для выполнения указанных работ необходимо демонтировать карбюратор с впускного коллектора двигателя и снять крышку. Следует добиться полного совмещения всех отверстий прилегающих друг к другу съемных частей. Это делается при помощи шабера или напильника.

Нужно снять воздушную заслонку и заменить винты ее крепления с круглой шляпкой на винты с плоской шляпкой. Затем немного рассверлить отверстия, чтобы «утопить» выступающие части креплений. Это позволит уменьшить гидродинамическое сопротивление при прохождении воздушно-топливной смеси. Целесообразно поменять игольчатый клапан на клапан с резиновым наконечником для предотвращения переливания бензина.

Все диффузоры карбюратора необходимо отполировать, спилить технологические отливы на мостиках и придать им более обтекаемую форму. Скорость потока топливной смеси в смесительной камере достигает 120 метров в секунду, и любые шероховатости будут затруднять поступление воздуха.

Тюнинг карбюратора не только влияет на приёмистость мотора, увеличивает его мощность, но и значительно повышает расход топлива. Прежде чем собрать механизм после доработки, рекомендуется промыть все его детали специальной жидкостью для очистки карбюратора, а затем продуть сжатым воздухом отверстия.

Карбюратор Солекс – одна из лучших инженерных разработок, успешно эксплуатирующихся на российских внедорожниках Нива. Карбюраторные двигатели ремонтопригодны, просты в обслуживании и надежны. Проведение тюнинга позволяет добиться значительного улучшения работы двигателя и повысить его экономичность.

Регулировка оборудования

Перед тем, как проводить настройку карбюратора необходимо выставить зажигание, убедиться в полной исправности системы. Нередко случается так, что именно некорректность работы узла становиться причиной многих поломок.

Итак, окончательная доработка карбюратора возможна, когда зажигание в норме, мотор прогрет до минимально — допустимой температуры в 40 градусов, высоковольтные провода и оплётки целы и исправны.

  • винт качества смеси прокручиваем против часовой стрелки до того момента, пока силовой агрегат не наберёт максимальные обороты;
  • винт количества смеси также добавляем до достижения максимальной отметки оборотов мотором;
  • теперь проводим тонкую настройку качества смеси, но при этом удерживаем показатель оборотов на уровне не более 800 — 850 об/мин.

На этом регулировка холостого хода окончена. Опытные мастера могут «на слух» определять обороты.

Следующий этап: регулировка заслонок, их привода.

Подбор видов жиклеров на карбюратор Солекс 21073. Все, что нужно знать

Хорошо, если есть знакомый карбюраторщик. А если нет? Можно попробовать произвести наладку своими руками, но для этой процедуры нужно знать, как минимум, побольше информации о самом карбюраторе.

Подбор видов жиклеров на карбюратор Cолекс 21073

– одна из составных частей его настройки для наиболее разумной дальнейшей эксплуатации. А прежде чем сменять одно на другое, надо в корне понять: зачем, и что это за деталь такая?

Поэтому, можно сказать, что все начинается с топливного жиклера – его подборки и настройки. После, уже во вторую голову, к нему нужно подобрать воздушный. Начинать – строго с первой камеры, пока не настроили, второй заниматься не рекомендуется ни в коем случае.

Правило:

жиклеры подбираем по объему движка. А лучше всего перед началом настройки найти заводской Солекс, соответствующий объему агрегата на вашей машине, и от него переставить (или поставить такие же) жиклеры.

Далее надо определиться

, что вы хотите получить: экономную неторопливость или затратную приемистость. В зависимости от решения, подбираем и ТЖ: для корректировки обогащения или обеднения смеси воздуха и топлива (обедненная приведет к экономии бензина, но будет сказываться на динамике разгона авто).

Движок 1,5 Д

. карб – Солекс 21073. В первой – ТЖ 115-й, ВЖ – 155 ZD. Во второй – ТЖ 115, ВЖ 135 ZC. ХХ – 41-й. Бензин АИ 80. Расход – трасса 10, город 12.

А вообще-то, кроме подборки жиклеров, есть еще масса полезных и интересных нюансов настройки Солекса, для того, чтобы он правильно работал и совмещался с двигателем вашего карбюраторного автомобиля.

Начинать всегда следует с выставления уровней в камерах. Вручную они устанавливаются по положениям самих поплавков в зависимости от крышки агрегата (все делается по специальным шаблонам). И зря вы думаете, как многие доверчивые пользователи Солексов, что там с завода, мол, все уже выставлено. Чтобы не привело к переливам и нагрузке на иглу – производим соответствующие настройки, подгибая язычки поплавков.

После установки уровней, можно заняться и холостым ходом. Он зависит от положения винтов качества и количества смеси (кручение производить при убранном подсосе).

Итоги

Конечно же понятно, что не существует предела улучшениям. Порой они даже могут переходить в излишества: просверлить, например, заслонку дросселя, отполировать МД, запаять эпульсионные трубочки на карбюраторе. Но, как говорят, что сверх меры, то нездорово. А вот такая процедура, по своему увлекательная, как подбор видов жиклеров на карбюратор Cолекс 21073, к примеру – вещь достаточно необходимая для правильной настройки агрегата и полнейшей совместимости его с моторным отсеком. А в результате вы получаете экономную и хорошо реагирующую на газ машину.

Наиболее распространенными являются карбюраторы Солекс модификаций 21053, 21083, 21073, 21041. Отличаются они тарировочными данными, т.е. сечением больших диффузоров (БД), значением и типом жиклеров и прочими потрохами, и рассчитаны под определенный объем двигателя и его тип.

21083 – «базовая» модификация карбюратора с самым маленьким сечением диффузоров 21х23, рассчитан на поперечно расположенный «зубильный» двигатель объемом 1,5л. Особо популярен тем, что из него можно получить солекс любой модификации, а так же уникальный, проточить под любое значение диффузоров и так далее. Ставить на двигатель объемом больше чем 1,5л нежелательно – на высоких оборотах он будет душить двигатель из-за маленького сечения БД. Стоит ометить, что 21083 готовит обедненную смесь (в силу особенности мотора 2108) и для получения хорошей динамики на двигателе УЗАМ желательно поменять жиклеры.

Схема и принцип работы

Виды и модификации карбюраторов для данного автомобиля могут быть самыми различными, но принцип работы остается прежним.

При холодном пуске движка, водитель закрывает воздушную заслонку, чтобы ограничить приток воздуха и увеличить количество бензина. Это позволяет облегчить запуск и вывести обороты, необходимые для стабильной работы.

Карбюратор 21073 дааз устройство и принцип работы: схема устройства и работы карбюратора I — первая камера; II — вторая камера; 1 — рычаг привода ускорительного насоса; 2 — регулировочный винт пускового устройства: 3 — диафрагма пускового устройства; 4 — воздушный канал пускового устройства; 5 — электромагнитный запорный клапан; 6 — топливный жиклер холостого хода; 7 — главный воздушный жиклер первой камеры; 8 — воздушный жиклер холостого хода; 9 — воздушная заслонка; 10 — распылитель главной дозирующей системы первой камеры; 11 — распылитель ускорительного насоса; 12 — распылитель главной дозирующей системы второй камеры: 13 — распылитель эконостата: 14 — главный воздушный жиклер второй камеры; 15 — воздушный жиклер переходной системы второй камеры; 16 — канал балансировки поплавковой камеры; 17 -поплавковая камера; 18 — игольчатый клапан; 19 — калиброванное отверстие перепуска топлива в бак; 20 — топливный фильтр карбюратора; 21 — штуцер подачи топлива; 22 — диафрагма экономайзера мощностных режимов; 23 -топливный жиклер экономайзера мощностных режимов; 24 — шариковый клапан экономайзера мощностных режимов; 25 — поплавок; 26 — топливный жиклер эконостата с трубкой; 27 — топливный жиклер переходной системы второй камеры с трубкой; 28 — эмульсионная трубка второй камеры: 29 — главный топливный жиклер второй камеры; 30 -выходное отверстие переходной системы второй камеры; 31, 33 — дроссельные заслонки: 32 — щель переходной системы первой камеры; 34 — выходное отверстие системы холостого хода; 35 — блок подогрева карбюратора; 30 -регулировочный винт состава <��качества>смеси холостого хода; 37 — штуцер вентиляции картера двигателя; 38 -штуцер для подачи разрежения к вакуумному регулятору зажигания; 39 — штуцеры отбора разрежения для системы рециркуляции; 40 — главный топливный жиклер первой камеры; 41 — эмульсионная трубка первой камеры; 42 -шариковый клапан ускорительного насоса; 43 — диафрагма ускорительного насоса.

В процессе прогрева, подсос воздуха увеличивают, чтобы уменьшить обороты и исключить перебои. Таким образом, воздушная заслонка полностью открывается, а количество бензина снижается. Другие способы прогрева – не предусмотрены конструкцией.

Бензин через топливный фильтр подается в поплавковую камеру, а затем в главную дозирующую систему смесительной камеры. Схема закачки воздуха и смешение его с бензином в диффузоре происходит за счет разряжения, возникающего при работе клапанного механизма и поршней, сжимающих и выталкивающих рабочую смесь.

Система второй камеры предназначена для увеличения притока воздуха к распылителю во время работы двигателя под большой нагрузкой, когда обороты большие.

Чтобы двигатель стабильно работал на холостых оборотах, а малые не давали ему заглохнуть и исключили перебои, предусмотрена система холостого хода. А для поддержания уровня топлива, используемого в карбюраторе солекс 21073, есть целая схема работы поплавковой системы. Рассмотрим работу каждой системы по отдельности.

Карбюратора ДААЗ 21073 — устройство

Прибор Димитровградского автоагрегатного завода предназначен для смешения топлива и воздуха и состоит из двух основных компонентов:

  1. Корпус;
  2. Верхняя крышка.

Также в основе устройства лежат поплавковая камера для балансировки уровня топлива, подаваемого в диффузор, ускорительный насос, экономайзер принудительного холостого хода и эконостат. В верхней крышке расположены: эмульсионная трубка или эмульсионные колодца, штуцеры, предназначенные для распыления топлива в диффузоре, а также воздушная заслонка, необходимая для холодного пуска силового агрегата. Карбюратор Солекс 21073 на Ниву установлен и настроен с завода, а его устройство и тарировочные данные обеспечивают хорошие динамические показатели при минимальном расходе топлива.

Тарировочные данные

Наименование21073 сток21073 мой21053-***21053-***-20
1-я камера2-я камера1-я камера2-я камера1-я камера2-я камера1-я камера2-я камера
Объем двигателя1700150015001600
Главный диффузор2424242423242324
гтж107,5115115115102,5115107,5110
ГВЖ150135150135150135140165
ТЖ XX и переходи. Система 139423940
ТЖУН45354035404540
Кулачек УН4745
ТЖ ЭМР40404040
Кулачок воздушной заслонки6673
Соотношение т/в0,7170,8520,7670,8520,6830,8520,7680,667
Соотношение т/в суммарно0,7810,8070,7630,713

Тарировочные данные карбюратора 21073-1107010

Параметрыпервая камеравторая камера
Диаметр смесительной камеры, мм3232
Диаметр диффузора, мм2424
Главная дозирующая система:
маркировка топливного жиклера

маркировка воздушного жиклера

107,5

117,5

150

135

Тип эмульсионной трубкиZDZC
Система холостого хода и переходная система первой камеры:
маркировка топливного жиклера

маркировка воздушного жиклера

39

140

Переходная система второй камеры:
маркировка топливного жиклера

маркировка воздушного жиклера

70

140

Экономайзер мощностных режимов:70
Эконостат:
условный расход топливного жиклера

маркировка топливного жиклера

усилие сжатия пружины при длине 9,5 мм, Н

40

1,5±10%

Ускоршельный насос: маркировка распылителя подача топлива за 10 циклов. смЗ
маркировка кулачка
14

4

Пусковые зазоры: воздушной заслонки, мм дроссельной заслонки, мм3,0
Маркировка рычага управления воздушной заслонкой6
Диаметр отверстия для вакуумного корректора, мм1,21,2
Диаметр отверстия игольчатого клапана, мм1,81,8
Диаметр отверстия перепуска топлива в бак, мм0,700,70
Диаметр отверстия вентиляции картера двигателя, мм1,5

Поплавковый механизм

Карбюратор «Солекс» 21073, на «Ниву» устанавливаемый, имеет поплавковую камеру из двух секций. Они находятся по обе стороны от основных камер устройства. Система представляет собой два поплавка из эбонита, которые закреплены на рычаге.

Последний качается на оси, запрессованной в приливах крышки прибора. На кронштейне имеется язычок. Элемент через специальный шарик нажимает на иглу игольчатого клапана. Поплавковый механизм служит для регулировки уровня топлива, необходимого для нормальной работы карбюратора. Игольчатый клапан – неразборного типа. Он не ремонтируется. Корпус клапана устанавливается на резьбе в карбюраторной крышке. Шарик сохраняет иглу от ударов при движении машины. Если камера окажется пустой (например, если водитель использует ГБО), тогда поплавки будут стучать.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]