Каждый автомобилист знает о том, что генератор – это довольно-таки важный элемент в конструкции любого автомобиля, благодаря которому удается привести двигатель в движение и обеспечить все системы транспортного средства необходимой энергией.
Автомобиль российского производства Нива в модификации 21214, 2121, 21213 – транспортные средства, с которыми сталкивался практически каждый второй автолюбитель в России.
Несмотря на выпуск нескольких моделей, наполнение Нивы практически ничем не отличается. Так, производители использовали в качестве генератора в машинах агрегаты с артикулами 9412.3701, 371.3701.
Описание устройства
На автомобилях Нива 21214 стоит генератор типа 9412.3701, на ВАЗ 21213 – типа 371.3701, на Ниве Шевроле установлен генератор 2123. Все они представляют собой электромашины переменного тока с электромагнитным возбуждением, имеющие встроенный выпрямительный блок с кремниевыми диодами и электронным регулятором напряжения. Максимальный ток, который вырабатывает генераторный узел типа 9412.3701, составляет 80 А, напряжение — 13,2 — 14,7 В, вращение – правое.
Конструкция узла 21214
Крышки узла крепятся со статором с помощью 4-болтов. В крышках установлены подшипники. В них осуществляется вращение вала ротора. В переднем подшипнике внутренняя обойма зажата гайкой вместе с упорным кольцом и шайбой. В задней крышке также запрессован 2-й подшипник.
Статор имеет 3-х фазную обмотку, одни из концов которой соединяются с выпрямительным блоком, состоящим из 6 диодов. Из них — 3 диода отрицательные, 3 — положительные. Соответственно полярности они впрессованы в пластины. Вся конструкция составляет выпрямительный блок, который расположен на тыльной крышке генераторного узла закрытого защитным кожухом.
В конструкцию узла входят также контактные кольца, щетки. На тыльной стороне задней крышки находится щеткодержатель, который конструктивно соединен с регулятором напряжения. В выпрямителе находится конденсатор, обеспечивающий защиту электросети от скачков напряжения.
Вывод «В» генераторного агрегата должен быть подключен к плюсовой клемме АКБ, а минус аккумулятора к массе автомобиля. Если подключение будет неправильным, это приведет к пробою диодов.
Генератор Нива 21214
Что представляет собой генератор
Генератор – устройство переменного тока, у которого в процессе работы возникает электромагнитное возбуждение. Конструкция генератора имеет встроенный выпрямительный блок, оборудованные диодами, выполненными из кремния, а также электронным регулятором напряжения.
Таким образом, агрегат из механической энергии создает электрическую и подпитывает аккумулятор автомобиля, а также обеспечивает энергией его устройства и системы. Схема соединений генератора на Нива-2121, 21213, 21214 представлена на рисунке.
Основные неисправности и способы их устранения
Проверка исправности агрегата выполняется с помощью мультиметра. После того, как будет запущен мотор, напряжение на клеммах аккумулятора должно составлять 13,6 В. Если значение выше или ниже, это говорит об обрыве или замыкании обмоток, окислении контактных колец, неисправности в щеточном узле, регуляторе напряжения.
Генераторный узел может плохо работать из-за слабого натяжения ремня или его обрыве. В этом случае нужно отрегулировать натяжение или заменить ремень. Неисправный регулятор напряжения, подлежит замене. Если обнаружен пробой, замыкание, повреждение обмоток ротора, его следует заменить. При обрыве или замыкании в обмотках статора требует его замены. При повреждении диодов меняется выпрямительный блок.
Характеристики штатного генератора
Основные характеристики генератора, установленного заводом-производителем в Нива 21214, 21213, 2121, будут рассмотрены на примере генератора типа 9412.3701:
- ток – 80А;
- напряжение – 13,2 В,
- вращение – правое.
Стоимость штатных моделей электрогенераторов составляет 5-7 тыс. рублей. При возникновении поломки агрегата возможна замена его составных частей либо полная замена на оригинал или аналоги. Цена наиболее распространенных представлена в таблице.
Аналог | Артикул | Стоимость, в рублях |
Генератор ВАЗ-2104-21073,21214 | 9412.3701-03 | 5900 |
Генератор ВАЗ-2104-21073,21214 | 372.3701-03/05 | 3800 |
Генератор ВАЗ 2121-21213,21214 | 9412.3701 | 5450 |
Из таблицы видно, что в процессе замены генератора на Ниве можно отдать предпочтение более дешевому универсальному аналогу.
Нюансы переноса генератора
Недостатком отечественных внедорожников Нива является расположение генераторного агрегата — внизу моторного отсека. На него постоянно попадают загрязнения при передвижении по бездорожью, кроме того постоянно капает ОЖ. Решает проблему перенос генератора наверх (автор видео – SARTANETS).
Для переноса понадобится набор ключей, кронштейн, болты крепления, клиновой ремень. Сделать кронштейн переноса генератора можно своими руками по приведенному ниже чертежу.
Чертеж самодельного кронштейна
Последовательность действий при переносе:
- Демонтируем пропеллер, помпу и снимаем ремень.
- Открутив штатный кронштейн, можно снимать генератор.
- Спиливаем наплыв вокруг борта ГБЦ и на блоке цилиндров.
- Затем следует выкрутить два болта и две шпильки.
- Далее устанавливается узел на новый кронштейн и производится окончательная сборка.
Таким образом, перенести генераторный узел наверх несложно.
Инструменты:
В районе работы был вроде сервис. Отдам тачку, а сам в офис пока ее зачинят. Заряда аккурат хватило доехать до бокса.
Последние метры докатили ручками. Вышел электрик и грозным уверенным голосом сказал, что сегодня у него все забито, не сможет сделать. Но проблема решилась сразу сама собой.
Моя недвижимость уже стояла в боксе и уехать сама не могла. А товарищ, что должен был приехать, еще не появился. В общем мне быстро диагностировали, что сгорел диодный мост.
Автозапчасти были в квартале от СТО. Через час я уже снова был на колесах Ура ура!
Детали и расходники:
Сгорел диодный мост фото из сети. При преодолении луж залить его будет куда сложнее, чем нижние. Вот я и задумался, а быть может поставить генератор помощнее, ибо в планах поставить багажник и конечно же люстру, 4 лампы от hella думаю вполне отлично впишутся.
Плюс также буду ставить лебедку, а она тоже садит АКБ нехило.
И если гена слабый, то при борьбе с бездорожьем мы можем получить ситуацию, когда в темноте буксуем, включили люстру, движок кипит — оба вентилятора молотят в полную силу, тянем лебедкой — хватит ли гены на 80 ампер? Такое потребление энергии, конечно, будет не часто, но когда случится — лучше ведь перестраховаться?
Руководство по снятию и подключению генератора
Для снятия агрегата необходимо подготовить набор инструментов: ключи на «10» и «19», трещетки с головками, молоток и небольшой удлинитель.
Процесс состоит из следующих действий:
- В первую очередь снимается отрицательная клемма с АКБ.
- Далее необходимо демонтировать защиту двигателя и правый брызговик.
- Затем с помощью молотка аккуратно выбиваем крепежный болт и вынимаем.
- На следующем этапе нужно отсоединить все провода, идущие к генератору: штекер и провода затянутые гайкой.
- Затем откручивается вернее крепление, на котором находится натяжитель ремня.
- Сняв ремень узел можно демонтировать через отверстие, которое образовалось после снятия защиты.
- После замены или ремонта агрегат устанавливаем на место в обратном порядке.
Нива Шевроле — какой лучше генератор — на 80 или на ампер? Плюсы и минусы
Просадка напряжения.Нива Шевроле.
Лампа гореть не должна; если горит, значит, есть замыкание.
Chevrolet Niva Niva67 › Бортжурнал › Генератор А на Шевроле Ниву. Как чувствовал, заказал КЗАТЭ…
Работа генератора контролируется контрольной лампой в комбинации приборов.
Яркое горение лампы или свечение ее вполнакала говорит о неисправностях.
Проехал еще с километр и по показаниям напряжения в сети стало точно ясно, заряда нет, еду «на батарейках», и надо срочно решить куда же ехать.
Ремонт электрической части
Для начала, генератор надо снять. Перед отсоединением проводки, тщательно зарисуйте или сфотографируйте схему соединения. Расположите узел на чистой поверхности, мусор не должен попадать внутрь. Как подключить генератор на ниве:
Отсоедините регулятор напряжения и плату диодного моста. Прозвоните диоды и соединительные шины тестером.
Неисправные радиодетали обычно видно без измерения. Их ремонт невозможен, только замена.
Осмотрите токосъемные дорожки ротора. Медная поверхность должна быть без оксидного налета, трещин и прочих повреждений.
При необходимости можно зачистить ее мелкой шкуркой.
Подключите тестер к обмоткам статора и ротора, и проверьте их на обрыв или короткое замыкание. Замена генератора не потребуется, обмотки легко восстанавливаются. После устранения поломок, соберите корпус, не повреждая внутренние части.
Установите узел на место, затяните приводной ремень, и проверните коленвал, не заводя двигатель. Тем самым, вы проверите правильность установки.
Затем заведите мотор, и проверьте напряжение заряда. Если оно превышает 13,8 вольт – ремонт завершен успешно.
Установка генератора от нивы 214-й
Всем привет. В теплое время года машина отказывалась заряжать аккамулятор а как наступили холода генератор также еле вытягивал 12.5 вольт под нагрузкой а с клапанами и компрессором и подавно и терпение закончилось. Было решено НЕ ПОКУПАТЬ от 2106, 2105, 2107 и тому подобное а сразу от инжекторной нивы 214-й. Принцип снятия генератора до боли простой и нет необходимости к применению танца с бубном, и описан на просторах драйва миллион раз
Снимаем старое заржавевшее говно-генератор, нижнее и верхнее крепление.
Так как нижняя планка 2106 на два болта а нивовская планка на три болта то путем не хитрых действий чуть подрезаем прокладку поддона и молотком чуть чуть легкими движениями заминаем масло поддон на месте стыка и окей
Вставляем генератор в посадочное гнездо и надеваем ремень от 2106 и тут оп нежданчик, стандартный болт от 2106 не подходит и подрываемся и бежим за болтом генератора который длинный от 2110. Устанавливаем это дерьмо но не затягиваем так как потом станет понятно что генератор натянуть не получится и ослабляем его, подбираем вехний болт по длине, натягиваем ремень но не до усрачки и тогда все будет отлично.
По поводу проводки: на стандартной жигадрыга проводке, на генератор идет 3 провода коричневый под шпильку(а может и два таких), желтый и черный, так вот, как раз черный наш клиент, отрезаем фишку и изолируем или выдираем весь провод до реле регулятора и его тоже убираем с обратной стороны. Остальные провода подсоединяем согласно старой схеме.
После всех проделанных операций, все проверяем не накосячил-ли где, заводим, и радуемся! НО! После того как заводишь( как бы сказал мой батя заводят за щеку о двигатель запускают) лампа зарядки горит но гак дашь газу лампа тушнет и все становится гуд. Как я понел это особенность инжекторов, лечится всеэто дело заменой реле рс-702 на реле рс-527, реле пока не ставил но надеюсь на положительный результат. Всем удачи!
Источник
Что делать, если генератор вышел из строя в дороге
Поломка влечет за собой не только потерю заряда аккумулятора. Если генератор заклинит, может оборваться ручейковый ремень. В этом случае потеряет работоспособность все навесное оборудование автомобиля. Дальнейшее движение станет невозможным.
Если ремонт в полевых условиях невозможен, постарайтесь дотянуть до ближайшего сервиса на аккумуляторе. В дневное время суток необходимо выключить все световые приборы, включая ДХО. Блоки комфорта должны быть обесточены.
Отключите один из вентиляторов охлаждения радиатора (если на улице не слишком жарко). При экономном расходовании ампер-часов, на одном аккумуляторе можно ехать до 3 часов.
Что понадобится для улучшения?
В первую очередь, конечно же, сам генератор и реле напряжения типа ВТН (9111.3702). Позже вы почувствуете разницу, почему мы выбрали именно его.
Кроме того понадобится крепежный механизм от ВАЗ 21214, планка, кронштейн и болт самого генератора, но от ВАЗ 2110. В плане механической установки проблем возникнуть не должно. Старые крепежки снимаются, а на их место устанавливаются от Нивы – справится любой.
Самое сложное – это подключение.
Установка генератора с Нивы 21214 на классику
Вам не хватает стандартного генератора? Можно поставить более мощный генератор с Нивы. Предлагаемый генератор отличается способом крепежа, и вырабатывает ток достигает восьмидесяти ампер.
Для установки необходимо подготовить:
1. Кронштейн, предназначенный для крепления генератора модификации 21214-3701650. 2. Компенсационную втулку для крепления генератора модели 2110 (сайлент-блок из резины, номер можно уточнить в каталоге), укомплектованную ответной шайбой (фигурной), № по каталогу 2110-3701638. 3. Крепежный болт генератора (позиция 2110-3701376) с гайкой (в каталоге – 2110-3701686), гровер не предусмотрен, но поставить его не помешает. 4. Еще один болт М10×1,25×20 (15970521), если крепление кронштейна выполнено с применением 2-х болтов. 5. Планку натяжную (позиция 21214-3701635). 6. Болт М8×25 в комплекте с гайкой 2110-3701686, аналогичный применяемому для крепления генератора в нижней точке. 7. Необходимый инструмент.
Порядок выполнения замены генератора.
1. Изъять из кронштейна закрепленную в нем разрезную втулку, на ее место установить сайлент-блок (стороной с металлом внутрь). 2. Демонтировать генератор. 3. Со старого генератора снять расположенный под крышкой удлинитель контакта обмотки возбуждения. 4. Отвинтить нижнее крепление установленного кронштейна (ключ с головкой х17, 3, иногда 2 болта). 5. Убрать старую планку (ключ с головкой х17). 6. Легко наживить на место новую планку. 7. Надежно закрепить подготовленный новый кронштейн, в котором закреплена компенсационная втулка (сайлент-блок). 8. Снабдить генератор удлинителем, снятым со старого (для обмотки возбуждения), смонтировать его на место и вставив болт, одеть на него ребрами внутрь фигурную шайбу, от руки закрутить гайку. 9. Надеть приводной ремень, вставить крепежный болт в стальную планку и крепежное отверстие генератора (верхнее), тоже от руки подтянуть. 10. Зажать окончательно гайку крепления стальной планки к мотору. 11. Выполнить натяжение ремня, затянуть все наживленные от руки крепления. 12. Зафиксировать провода.
Ремонт и обслуживание генератора ВАЗ 2121
Электрооборудование автомобиля представляет собой взаимосвязанный комплекс. Генератор, аккумуляторная батарея, стартер, освещение, вспомогательное оборудование…
Вся схема построена вокруг источника электроэнергии. Стало быть, поломка и последующий ремонт – это серьезная проблема для владельца ВАЗ 2121.
Подключение такое же, как и на остальных автомобилях ВАЗ тех лет выпуска. А нагрузка существенно выше. Современные моторы добавляют таких потребителей, как электронные модули управления двигателем. Электрические вентиляторы охлаждения и дополнительные системы комфорта, увеличивают потребляемый ток.