ВАЗ Ока с двигателем 0,75 л – популярный малолитражный легковой автомобиль девяностых и двухтысячных годов, завоевал сердца многих автомобилистов благодаря своей маневренности, достаточно высокой проходимости и экономичности. Но расход топлива не всегда мог быть одинаковым, во многой степени зависел от того, как настроен карбюратор Ока 11113.
В настоящее время эти малолитражки еще ездят на дорогах нашей страны, и запчасти для авто пользуются спросом. Также для «Окушки» продаются карбюраторные узлы (КУ) различных модификаций, ремкомплекты, жиклеры, прокладки и прочие детали, их можно купить в специализированных магазинах, а регулировку и ремонт топливной системы выполняют не только специалисты, но и многие автовладельцы самостоятельно.
Устройство карбюратора автомобиля Ока
Автомобили под маркой «Ока» выпускались с 1987 и вплоть до 2008 года, сначала производилась модификация ВАЗ-1111 (с двухцилиндровым мотором 0,65 литра). Обновленная модель ВАЗ-11113 была запущена в производство в 1995 году, и она получила движок объемом 749 см³. Первоначально для 0,65-литровых движков Димитровградским автоагрегатным заводом был разработан карбюратор ДААЗ серии 1111, сочетал в себе элементы КУ типа «Озон» и «Солекс». Позже для 0,75-литрового ДВС (двигателя внутреннего сгорания) стала выпускаться модель ДААЗ-11113, которая в дальнейшем претерпела небольшую модернизацию.
Карбюратор 11113 представляет собой устройство для создания воздушно-топливной смеси в определенной пропорции, задает стабильную работу автомобильного двигателя во всех режимах. Корпус этого узла состоит из 3-х частей: верхней крышки, средней (главной) части, где размещается поплавковая камера, и нижней части с дросселями (заслонками), само карбюраторное устройство – 2-камерное, с последовательным открытием дросселей.
Карбюраторный узел включает в себя:
- главную дозирующую систему (сокращенно – ГДС), функционирующую на всех режимах, в составе которой имеются диффузоры, жиклеры подача топлива/ воздуха для обеих камер;
- систему холостого хода (сокращенно – ХХ), позволяющую стабильно работать двигателю на минимальных оборотах и экономично расходовать топливо;
- экономайзер, обогащающий топливную смесь при высоких оборотах и больших нагрузках;
- насос-ускоритель, его основная функция – обеспечить равномерную работу без провалов при любом, даже самом резком нажимании на педаль акселератора (газа);
- пусковое устройство, позволяющее бесперебойно запускать холодный мотор при низкой температуре воздуха;
- поплавковую камеру, за счет нее сохраняется постоянный уровень бензина в карбюраторе, требуемый для стабильной работы ДВС.
- переходную систему, которая дает возможность осуществить плавный набор оборотов, без рывков, во время открытия вторичной камеры.
Каждая из систем в этом узле выполняет свою определенную задачу, а настройка и регулировка осуществляются с помощью регулировочных винтов, подбора жиклеров, установки углов положения дроссельной и воздушной заслонки.
Чистка карбюратора ВАЗ Ока своими руками
Наиболее частая проблема отказа нормальной работы движка «Окушки» – засорение карбюраторного узла, причем, забиваться соринками и грязью могут как жиклеры, так и различные каналы. При этом возникают всяческие проблемы:
- пропадает холостой ход;
- ДВС не развивает обороты;
- мотор троит;
- повышается расход топлива;
- из выпускной трубы глушителя идет черный дым.
В некоторых случаях ремонта, как такового, не требуется, можно обойтись только чисткой карбюратора. Одна из самых распространенных проблем малолитражек ВАЗ – засорение каналов ГДС, когда движок не набирает обороты при открытой заслонке 1-ой камеры карбюратора, хотя холостой ход не теряется. Здесь достаточно часто удается продуть сжатым воздухом КУ на месте, не снимая самого топливо-смесительного устройства. Выполняем эту операцию своими руками приблизительно таким образом:
- при заглушенном двигателе открываем капот, в первую очередь демонтируем корпус воздушного фильтра (КВФ);
- сжатым воздухом (с помощью ручного насоса, «груши» или компрессора) продуваем каналы ГДС;
- после такой чистки запускаем двигатель, проверяем, как мотор набирает обороты;
Если работа ДВС после проведенной операции нормализовалась, можно ставить на место воздушный фильтр, если нет – повторяем продувку еще раз.
Регулировка привода воздушной заслонки
Если двигатель не развивает полную мощность и не имеет достаточного отклика дроссельной заслонки, это может быть связано с неполным открытием воздуха в карбюраторе или дроссельных заслонок.
Одной из причин сложного запуска двигателя могло быть неполное закрытие воздушной заслонки.
Вам понадобится: Ключ «8».
Перед началом работы снимите воздушный фильтр (см. Подраздел 3.9).
Вытяните ручку воздушной заслонки на панели приборов до упора.
. воздушная заслонка должна полностью закрываться.
Полностью нажмите ручку воздушной заслонки. В этом случае воздушная заслонка должна полностью открыться. Это можно проверить.
. на шарике фиксатора рычага, который должен войти в отверстие в рычаге. Если заслонка не открывается или не закрывается полностью, необходимо отрегулировать ее привод.
Для регулировки ослабьте болт крепления тяги к рычагу управления стартером.
Поверните рычаг воздушной заслонки, пока он полностью не откроется.
Полностью вытяните шток из корпуса и затяните болт крепления штанги к рычагу управления воздухом (убедитесь, что шток не прогибается).
Вытяните ручку воздушной заслонки (на панели приборов) до упора. Если воздушная заслонка закрыта не полностью, открутите болт крепления упорного кожуха.
Переместите кожух до полного закрытия заслонки. Затяните болт крепления кожуха. После этого еще раз проверьте и, при необходимости, отрегулируйте полное открытие воздушной заслонки с помощью стержня.
Регулировка уровня бензина Ока 11113
Если уровень топлива в поплавковой камере (ПК) значительно меньше положенного, топливная смесь будет обедненной, автомобиль может плохо разгоняться, возникает вероятность увеличения расхода горючего. При увеличенном уровне также возрастает потребление бензина, в том и другом случае необходимо отрегулировать положение поплавка до нужной нормы. Если заливает карбюратор, причина неполадки, скорее всего, связана не с регулировкой, а с неплотным прилеганием запорной иглы к седлу, и в таком варианте требуется уже замена запорного механизма в ПК.
Выполнить регулировку достаточно просто даже водителю с начальными слесарными навыками, делается это следующим образом:
- так же, как и в случае с продувкой, сначала снимаем КВФ;
- затем отключаем трос подсоса:
- отсоединяем топливные шланги («обратку» и основной);
- откручиваем пять винтиков крепления верхней крышки карбюратора;
- убираем в сторону крышку и прокладку;
- берем штангенциркуль или специально обрезанный кусок линейки, измеряем расстояние от верхней кромки корпуса до поверхности бензина, оно должно быть в пределах 22-23 мм;
- если полученные показания отличаются от нормы, производим подгиб язычка поплавка в ту или другую сторону, добиваясь нужного результата;
- если получилось нормально отрегулировать, закрываем крышку, устанавливаем на место корпус в сборе с воздушным фильтром.
При выполнении всех этих операций нужно учитывать один нюанс: при снятии и при монтаже крышки карбюратора 11113 запорная игла из нее выпадает, необходимо снятие производить аккуратно, чтобы не потерять деталь, а устанавливать, создавая разрежение (например, с помощью резиновой груши, за счет вакуума игла держится и не падает).
Конструктивные особенности
Несмотря на то, что за основу при создании взяли «Солекс» от «Восьмерки», у карбюратора «Оки» есть некоторые конструктивные особенности:
- Поплавок и запорная игла – разделены. Первый элемент установлен в поплавковой камере, второй – располагается в крышке. Из-за этого технология регулировки уровня топлива отличается от обычного «Солекс»;
- Поплавковая камера – одна, и располагается она сбоку основной дозирующей системы (а не по бокам, как у «Солекс»);
- Поплавок закреплен в камере, причем таким образом, что обеспечивается постоянная нормальная подача бензина при ускорениях, движениях на подъем;
- Тарировка (сечение отверстий) жиклеров меньше, чем у ДААЗ от 2108.
Что касается отличий карбюраторов моделей «Ока» 1111 и 11113, то они сводятся только к разной тарировке жиклеров.
На модели 1111 используются топливные жиклеры с тарировкой 95 (на 1-й и 2-й камерах) и воздушные – 190 (1-я камера) и 95 (2-я).
У версии 11113 установлены 95-е топливные жиклеры (на обеих камерах) и 170-й (1-я), 85 (2-я камера).
Поскольку размерные параметры жиклеров «Солекс» идентичны и отличаются только сечения, на «Ока» возможна модернизация карбюратора для повышения мощности путем установки жиклеров больших сечений (но при этом вырастет и потребление бензина).
Настройка холостого хода
Пропадание холостого хода, нестабильность малых оборотов, частая остановка двигателя доставляют немало хлопот автовладельцам, для устранения подобных неисправностей приходится снимать карбюратор. Но в некоторых случаях можно обойтись и без разборки/ сборки КУ, ограничившись только продувкой.
Прочистку канала ХХ можно выполнить следующим образом:
- заглушив двигатель, сняв КВФ и отсоединив питающий провод, отворачиваем электромагнитный клапан ХХ;
- затыкая пальцем руки канал в том месте, где вывернули электромагнитный клапан (ЭМГ), запускаем ДВС, подгазовываем, даем мотору некоторое время поработать;
- продуваем жиклер и сам ЭМГ, ставим детали на место, подсоединяем проводок;
- винтом количества немного добавляем оборотов, выполняем запуск мотора;
- если прочистка прошла успешно, движок уже будет функционировать на холостом ходу, но с повышенными оборотами;
- теперь, заворачивая винт качества, производим регулировку топливной смеси, закручиваем до тех пор, пока двигатель не начнет несколько сбавлять обороты и «сбоить»;
- чуть откручивая винт качества, добившись устойчивости функционирования движка, винтиком количества устанавливаем ХХ в пределах положенной нормы (850-900 об/мин).
Переливает карбюратор
Нередко на Оке возникает ситуация, когда заливает карбюратор, при такой неисправности обычно очень сложно завести машину, а в иных случаях движок и вовсе не запускается. Здесь может быть несколько причин неполадки:
- не держит игольчатый клапан;
- бензонасос создает слишком большое давление топлива (если не установлена «обратка»);
- неправильно выставлен уровень в ПК (больше нормы);
- не герметичен поплавок.
Поиск причины дефекта обычно начинается с осмотра деталей поплавковой камеры, а если присутствует значительный перелив и пахнет бензином, в первую очередь следует обратить внимание на запорный механизм.
Что надо подготовить
Обратка делается через тройник. Используется также шланг, выдерживающий давление бензина. Его длина в 70 см будет достаточной. Понадобится обратный клапан от «восьмёрки», фильтр бензонасоса и около десятка металлических хомутов.
Рекомендуется использовать также топливный жиклёр 125 карбюратора. Только его надо модернизировать – проделать резьбу, грамотно поработав над штуцером. В заглушке надо сделать дыру меньшего размера, чем на штуцере.
Цена деталей, которые будут использоваться в процессе модернизации, не превысит 100 рублей. Шланг и фильтр можно использовать старые. Наверняка в гараже завалялись.
Установка «Солекса» на Оку
Добиться экономии топлива, более стабильной работы двигателя часто удается, выполнив ремонт карбюратора, заменив ремкомплект, произведя грамотную регулировку. Но не всех владельцев малолитражных авто устраивает динамика мотора, его приемистость, поэтому некоторые водители производят тюнинг – устанавливают КУ «Солекс» от автомобилей 2108-09. Цена этого узла относительно небольшая, и многие могут позволить себе такую установку, но потребуются некоторые дополнительные детали и небольшая доработка. Понадобятся запчасти:
- толстая проставка под карбюратор;
- 2 тонких прокладки;
- хомуты;
- топливные патрубки (по необходимости).
В любом случае нужно будет что-то сделать с корпусом воздушного фильтра: или модернизировать уже имеющуюся в наличии деталь, или приобрести ее от модели ВАЗ-2108 (09). Здесь все дело в цене, и если хочется сэкономить, то лучше, разумеется, заняться модернизацией. Замена стандартного карбюраторного узла на «Солекс» производится так:
- снимаем старый КУ (демонтируем воздушный фильтр в сборе, отсоединяем топливные шланги, тягу газа, трос подсоса, откручиваем четыре гайки крепления);
- на коллекторную площадку устанавливаем тонкие прокладки, а между ними – проставку;
- прикручиваем Solex четырьмя гайками;
- прикрепляем тягу газа, проблем возникнуть не должно, здесь обычно не требуется подгонки;
- подсоединяем провод ЭМГ;
- закрепляем хомутами топливные патрубки, если «обратки» на машине нет, устанавливаем заглушку на соответствующий штуцер;
- трос воздушной заслонки нужно будет «перекинуть», иначе его длины не хватит;
- соединив и установив все, кроме «воздухана», накачиваем топливо бензонасосом в поплавковую камеру, пробуем произвести запуск движка.
Регулировку холостого хода следует проводить только после полного прогрева ДВС, настраивается ХХ с помощью заворачивания и отворачивания винтов качества и количества. Сначала «количеством» немного поднимаем обороты (примерно до 1000), затем закручиваем винтик качества до того момента, пока движок не заработает тише, появятся небольшие перебои. Немного «добавляем качество», чуть выворачивая винт, «количеством» добиваемся оборотов в стандартных пределах 850-900 об/мин.
В завершение устанавливаем на место «воздухан», проводим испытания на дороге. Если расход топлива кажется большим, или не устраивают холостые обороты, ХХ всегда можно отрегулировать на месте, уже не снимая корпуса воздушного фильтра.
Автомобили «Ока» благодаря компактным размерам и стабильной работе силового агрегата были довольно популярны в России на протяжении последних десятилетий. И сегодня их эксплуатация не вызывает у владельцев нареканий. Однако со временем каждое транспортное средство будет нуждаться в качественном ремонте и регулировке основных параметров работы. В частности, карбюратор на «Оке» является самым чувствительным агрегатом в оснащении автомобиля, поэтому требуется к себе особого внимания.
Какие карбюраторы устанавливаются на автомобили «Ока»
Для оснащения силовых агрегатов автомобилей «Ока» используются карбюраторы производства Димитровградского автоагрегатного выпускаются карбюраторы ДААЗ специальной серии.
Карбюратор ДААЗ-1111 имеет некоторые специфичные отличия от аналогичных устройств. Так, поплавковая камера механизма размещается не вдоль карбюратора, а поперёк. Благодаря такому устройству карбюраторный механизм может получать дополнительное обогащение смеси непосредственно в момент резкого ускорения или торможения.
Карбюраторный механизм, используемый для оснащения автомобилей «Ока»
Сам по себе ДААЗ-1111 обладает упрощённой конструкцией, так как содержит минимальное количество электронных компонентов. Главными деталями узла считаются:
устройство пуска двигателя;
две камеры внутреннего сгорания;
поплавковая камера и поплавок.
Все элементы устройства объединены в общей чашке корпуса. Защиту от грязи, налипания пыли и климатических неблагоприятных условий обеспечивает крышка корпуса.
Для удобства эксплуатации и обслуживания карбюратор делится на три части:
Верхняя, которая состоит из крышки с фланцем, шпилек крепежа воздушного фильтрующего элемента и топливного штуцера.
Средняя — сам корпус карбюратора, в котором находятся диффузоры и поплавковая камера.
Нижняя состоит из дроссельных заслонок и тяги приводов.
Карбюратор на «Оке» осуществляет свои функции точно так же, как и аналогичные механизмы, установленные на других транспортных средствах. Топливо подаётся в полость поплавковой камеры, откуда направляется в первую или вторую камеру для обогащения воздухом. Специальные распылители дробят капли бензина, поэтому они легко смешиваются с воздухом и превращаются в топливовоздушную смесь. Эта смесь через диффузоры попадает в карбюратор и далее в мотор.
Таблица: параметры дозирующих систем карбюратора ДААЗ-1111–1107010
Конструкция
Карбюратор автомобиля Ока
Карбюратор на машине ОКА довольно простой, так как он включает в себя минимум электроники. Среди основных его элементов можно выделить:
- Пусковое устройство;
- Клапан;
- Рычаг регулировки соотношения смеси на низких оборотах и его блок;
- Штуцер;
- Дроссельные заслонки;
- Оси заслонок первой и второй камер;
- Рычаг механизма запуска;
- Фиксатор троса привода заслонки воздуха на рычаге механизма запуска;
- Штуцер подвода выхлопных газов;
- Фиксатор троса управление заслонкой.
Помимо этого, ведь механизм объединен в одном целостном корпусе, сверху которого располагается крышка. Такая конструкция позволяет обеспечивать надежную работу всего двигателя в любых погодных условиях. А в случае возникновения каких-то проблем, его можно попытаться починить с минимальным набором инструментов.
Ремонт устройства
Самостоятельный ремонт карбюраторного устройства подразумевает чёткое определение неисправности, умение правильно демонтировать механизм и промыть его. К тому же в случае сильного износа может потребоваться замена того или иного элемента конструкции.
Если автовладелец не имеет практического опыта в обслуживании автомобилей, не рекомендуется самостоятельно предпринимать какие-либо действия.
Видео: выполнение ремонтных работ на ДААЗ-1111 своими руками
Неисправности и их диагностика
Специфика строения полостей карбюратора ДААЗ-1111 заключается в том, что выхлопные газы выводятся не сразу, а постепенно. То есть двигательный агрегат вынужден испытывать некоторые затруднения при работе на высоких оборотах. Помимо этого, вся конструкция ДААЗ-1111 не исключает попадания смазочных жидкостей в карбюратор, что может быстро привести к его загрязнению.
Если система зажигания работает без перебоев, то на карбюраторе «Оки» могут возникнуть следующие неисправности:
нестабильность работы двигательного агрегата (виной тому может стать нагар на топливных жиклёрах или сбои в работе экономайзера);
некорректное срабатывание педали газа во время движения (засорились отверстия жиклёров);
ухудшение динамических качеств автомобиля происходит из-за критического понижения уровня топлива в поплавковой камере — двигателю просто не хватает горючего для полноценной работы на повышенных оборотах;
рывки при движении говорят о том, что в поплавковой камере образовался нагар, поэтому нарушено нормальное движение топлива в системе;
нестабильность оборотов свидетельствует о том, что нужно провести регулировку пускового устройства карбюратора.
Однако главным признаком, который свидетельствует о неисправности работы карбюратора, можно считать резкое увеличение потребляемого горючего.
Обслуживание, регулировка
Благодаря простой конструкции и минимального количества электроники, карбюратор на «Ока» является достаточно надежным узлом. Но для поддержания его в полностью работоспособном состоянии, требуется периодическое обслуживание.
Признаками того, что нужен ремонт карбюратора «Ока» являются такие симптомы:
- Затрудненный запуск мотора;
- Неустойчивая работа на ХХ;
- Возникновение провалов, рывков при нагрузке, резком открытии дросселей;
- Падение мощности;
Поскольку такие же симптомы имеют проблемы с системой зажигания, то не лишним будет проверить ее работоспособность вместе с системой питания.
Основным недостатком карбюратора является наличие большого количества каналов и компонентов с отверстиями малого сечения, которые со временем забиваются сором, в них откладываются смолистые отложения, содержащиеся в топливе.
Обслуживание карбюратора сводится к полной разборке, промывке и продувке каналов, жиклеров, трубок. При этом, для прочистки не рекомендуется использовать металлические предметы (иголки, шило), чтобы не повлиять на сечения отверстий, хотя допускается применение для прочистки деревянных предметов (зубочисток).
При несильных загрязнения также помогают спец. средства для чистки карбюраторов, использование которых не требует демонтажа и разборки узла – промывка осуществляется на установленном карбюраторе и заведенном двигателе.
Из возможных поломок узла можно отметить:
- Выход из строя электромагнитного клапана;
- Порыв мембраны ускорительного насоса;
- Износ посадочных отверстий осей дросселей;
- Коробление плоскости корпуса дросселей из-за неравномерной затяжки;
Настроек у ДААЗ «Ока» не так уж и много – регулируется уровень в поплавковой камере и обороты ХХ.
Первая операция выполняется так:
- Демонтируем крышку;
- Замеряем высоту выступа вершины запорной иглы над плоскостью крышки, держа крышку строго горизонтально (чтобы игла «смотрела» вниз). Нормальным считается высота выступа 10 мм. Если показатель не соответствует, нужно добавить прокладку под седло иголки;
- Ставим крышку на место;
- Ручной подкачкой насоса закачивает топливо в карбюратор (нужно его заполнить полностью);
- Снимаем крышку;
- Замеряем расстояние от поверхности топлива до верхней плоскости корпуса. При нормальной регулировке этот показатель должен соответствовать 23-24 мм. Если расстояние больше или меньше, регулируем путем подгибания язычка на поплавке (для уменьшения количества – подгибаем вверх, а для увеличения – вниз).
Регулировка оборотов ХХ выполняется винтом качества. Работы следует выполнять на прогретом моторе и с включенными электроприборами (чтобы создать нагрузку). Суть регулировки сводится к тому, что нужно вращая винт добиться оборотов мотора на уровне 800-1000 об/мин.
Как снять
Процедура снятия достаточно проста, однако рекомендуется придерживаться чёткого плана действий, чтобы не повредить внутренние компоненты карбюратора в процессе демонтажа. Для успешного проведения работы потребуется всего три инструмента:
рожковый ключ на 8;
рожковый ключ на 13;
Перед началом работы необходимо отсоединить провод от минусовой клеммы аккумулятора. Это действие обезопасит вас от возможных повреждений током.
Порядок демонтажа карбюратора ДААЗ-1111 выглядит следующим образом:
Установка карбюратора на «Оку»
Обратная установка карбюраторного механизма на автомобиль после чистки и ремонта может представлять собой трудоёмкую процедуру. Для того чтобы силовой агрегат работал в нормальном режиме, необходимо правильно подключить все составляющие карбюратора и надёжно их зафиксировать.
Начало работы по установке ДААЗ-1111 основано на установке прокладки. Элемент надевается на шпильки и плотно прижимается к поверхности впускного коллектора. После чего на своё место устанавливается сам карбюратор:
Сначала вкручиваются две гайки крепления на передней стороне.
С задней стороны закручиваются другие две гайки, после чего в прежнее положение можно вернуть клапан экономайзера.
Первым делом подключается патрубок, который подаёт в механизм горючее. Рекомендуется для его фиксации использовать новый хомут.
Далее подсоединяется шланг вакуумного регулятора.
Разъём, который идёт от мотора, подключается к клапану экономайзера принудительного холостого хода. Перед подключением целесообразно убедиться в том, что разъём чистый и не имеет деформаций.
К штуцеру подсоединяется шланг вентиляции картера.
Наконечник промежуточной тяги рычага прикручивается к соответствующему месту на карбюраторе.
Тяга привода возвращается на место и подключается к магистралям.
Далее рекомендуется установить воздушный фильтр на место и проверить работоспособность системы. Если в местах соединений выступает бензин, нужно ещё раз тщательно выполнить протяжку.
Регулировка привода дроссельных заслонок
Вам понадобятся: ключи на «8» и «13» (два), отвертка.
Перед началом работы снимите воздушный фильтр (см. Подраздел 3.9).
Регулировка исполнительного механизма производится дроссельной заслонкой первой камеры карбюратора. Дроссельная заслонка второй камеры приводится в действие рычагом дроссельной заслонки первой камеры.
Полностью нажмите педаль акселератора. В этом случае дроссельные заслонки должны открываться полностью (рычаг дроссельной заслонки должен двигаться к передней части автомобиля до упора).
Убедитесь, что створки полностью открыты. Для этого нажмите на кончик промежуточного звена. Если его можно переместить дальше, необходимо отрегулировать агрегат.
Отпустите педаль акселератора, и заслонки должны полностью закрываться. Рычаг дроссельной заслонки должен повернуться, перемещая промежуточное звено до упора в обратном направлении. Если этого не происходит, необходимо отрегулировать привод.
Для регулировки ослабьте одну из регулировочных гаек. Закручивая еще одну гайку, убедитесь, что заслонка полностью открыта и закрыта
Обратите внимание, когда вы закручиваете гайку 1, дверь открывается, а гайка 2 закрывается. Затем затяните ослабленную гайку.
Если длины штока недостаточно, отрегулируйте положение дросселей (в этом случае дроссельная заслонка закрывается не полностью).
. ослабьте контргайки на концах промежуточных звеньев.
. снимите конец штока с рычага промежуточной трансмиссии.
.. Закрепите конец оболочки штока к кронштейну примерно посередине.
. открутив или завинтив наконечники, измените длину промежуточного звена так, чтобы.
. можно было подключить без перемещения рычагов. Закрепите кончики контргайками. Затем перепроверьте и при необходимости отрегулируйте полное открытие дроссельной заслонки штоком.
Регулировка карбюратора «Ока» после ремонта своими руками
После того как карбюратор ДААЗ-1111 побывал в ремонте, обычно требуется регулирование пускового устройства. Для этих целей понадобится простой набор инструментов:
рожковый ключ на 7;
Регулировать пусковое устройство необходимо на снятом с мотора карбюраторе, так как в ином случае полноценно провести настройку не получится. Предлагаемая инструкция сможет обеспечить стабильный и быстрый пуск двигателя «на холодную». Для этого потребуется скорректировать работу двух заслонок в первичной камере:
Рычаг управления воздушной заслонкой провернуть против часовой стрелки до упора. Удерживать рычажок в этом положении до тех пор, пока заслонка не закроется полностью.
Используя отвёртку, опустить шток пускового устройства. При опускании штока заслонка воздуха будет постепенно приподниматься.
В этот момент нужно будет проверить толщину между нижней частью заслонки и стенкой карбюратора. В зазор должно входить сверло с диаметром 2.2 мм. В случае если зазор больше/меньше, рекомендуется опускать шток до тех пор, пока отверстие не будет точно соответствовать толщине сверла.
После этого, не отпуская рычажок воздушной заслонки, нужно будет перевернуть корпус карбюратора. Сверлом с диаметром 0.8 мм также проверяется зазор между дроссельной заслонкой и стенкой камеры. Необходимо отрегулировать толщину щели посредством вращения упорного винтика.
При достижении рекомендуемых показателей можно считать регулировку пускового устройства завершённой.
Видеоинструкция: порядок регулировки
Выполнение работ с карбюратором ДААЗ-1111 благодаря простоте его конструкции не считается трудновыполнимой задачей. При наличии минимального количества инструментов и практического опыта работы с карбюраторными механизмами автовладелец может справиться с поставленной задачей своими силами. Чаще всего необходима чистка элементов карбюратора от нагара, а также регулировка некоторых параметров работы. Внимательность и аккуратность при выполнении необходимых действий можно считать залогом качественного выполнения всех работ для оптимизации работы ДААЗ-1111.
Засорившийся карбюратор автомобиля становится источником головной боли для любого автовладельца. Водитель автомобиля ОКА в этом смысле исключением не является. Если карбюратор вовремя не отремонтировать, о комфортной езде можно будет забыть. Можно ли отремонтировать это устройство своими силами? Разумеется.
ВАЗ 11113
Регулировка привода карбюратора
Выполняется при замене карбюратора , а также при износе или замене деталей привода.
- При полностью нажатой педали «газа» дроссельные заслонки должны быть полностью открыты, а при отпущенной — закрыты.
- Если это не так, отворачивая или заворачивая регулировочные гайки на переднем наконечнике троса привода (со стороны карбюратора), добиваемся правильного положения дроссельных заслонок.
- Натяжение троса при полностью отпущенной педали проверяется так: оттягиваем трос на середине ветви возле карбюратора на величину около 10 мм, при этом дроссельные заслонки не должны открываться. Если оттянуть ветвь на большую величину (около 15 мм), они должны начать приоткрываться.
Регулировка уровня топлива в поплавковой камере
Выполняется при замене игольчатого клапана, поплавка (см. также » Диагностика неисправностей двигателя «).
- Снимаем крышку карбюратора (см. » Разборка карбюратора «,) и замеряем выступание игольчатого клапана над крышкой, которое должно составлять 10 мм. Если это не так, заменяем прокладку или клапан с прокладкой.
- Установив поплавок нижней частью на ровную поверхность, измеряем расстояние от нее до центра оси поплавка. Оно должно составлять 23,1 мм. Регулируем размер подгибанием рычажка.
- Измеряем расстояние от язычка до верхней плоскости поплавка, которое должно составлять 2,0 мм.
- В качестве калибра можно использовать сверло.
- Регулируем расстояние подгибанием язычка. При этом его опорная поверхность должна быть перпендикулярна оси игольчатого клапана.
Регулировка пускового устройства
Выполняется на снятом карбюраторе.
- При повороте рычага управления воздушной заслонкой против часовой стрелки до упора воздушная заслонка должна полностью закрыться. Если она не закрывается, устраните причину заедания (или выправьте деформированную заслонку).
- При полностью закрытой воздушной заслонке дроссельная заслонка первой камеры должна быть приоткрыта на пусковой зазор С ( см. рис ).
- Этот зазор регулируем, поворачивая тонкой шлицевой отверткой винт на рычаге привода дроссельной заслонки.
- При полностью закрытой воздушной заслонке нажимаем вручную (можно отверткой, палочкой и т.п.) на шток пускового устройства до упора. При этом воздушная заслонка должна приоткрыться на пусковой зазор (см. таблицу выше). В качестве калибра используем сверло.
- Для регулировки зазора ключом «на 8» ослабляем контргайку винта, расположенного на крышке пускового устройства. Вставив в прорезь тонкую шлицевую отвертку, отворачиваем (для увеличения зазора) или заворачиваем (для уменьшения зазора) винт, после чего затягиваем контргайку.
Пусковое устройство: 1 — рычаг пускового устройства; 2 — дроссельная заслонка; 3 — упорный винт приоткрытия дроссельной заслонки; 4 — рычаг на оси дроссельной заслонки первой камеры; 5 — трос управления пусковым устройством: 6 — нижняя кромка паза кулачка; 7 — верхняя кромка паза кулачка: 8 — пружина воздушной заслонки; 9 — воздушная заслонка: 10-рычаг на оси воздушной заслонки; 11 — шток диафрагмы пускового иеханизма: 12 — диафрагма пускового механизма: 13 — упорный (регулировочный) винт диафрагмы; 14 — винт крепления рычага пускового устройства; В — пусковой зазор воздушной заслонки; С — пусковой зазор дроссельной заслонки.
Регулировка системы холостого хода
Выполняется при ТО, нарушениях в работе двигателя (см. « Диагностика неисправностей »).
- Регулировка выполняется на прогретом двигателе. На заводе двигатель регулируют на минимальную частоту вращения коленчатого вала 820-900 мин-1 и содержание оксида углерода (СО) 0.5-1,2%, после чего напрессовывают на головку винта ограничительную пластмассовую втулку. Если поворотом втулок не удается восстановить заводские параметры регулировки, выворачиваем винт, ломая втулку, затем вращением винта количества устанавливаем частоту вращения коленчатого вала, а винтом качества — содержание в отработавших газах оксида углерода.
- При нажатии на педаль «газа» двигатель должен без перебоев увеличивать частоту вращения коленчатого вала, а при отпускании педали — не глохнуть.
- При повороте винта количества по часовой стрелке частота вращения коленчатого вала увеличивается.
- При повороте винта качества по часовой стрелке содержание СО в отработавших газах увеличивается.
ВАЗ Ока с двигателем 0,75 л – популярный малолитражный легковой автомобиль девяностых и двухтысячных годов, завоевал сердца многих автомобилистов благодаря своей маневренности, достаточно высокой проходимости и экономичности. Но расход топлива не всегда мог быть одинаковым, во многой степени зависел от того, как настроен карбюратор Ока 11113.
В настоящее время эти малолитражки еще ездят на дорогах нашей страны, и запчасти для авто пользуются спросом. Также для «Окушки» продаются карбюраторные узлы (КУ) различных модификаций, ремкомплекты, жиклеры, прокладки и прочие детали, их можно купить в специализированных магазинах, а регулировку и ремонт топливной системы выполняют не только специалисты, но и многие автовладельцы самостоятельно.
Модели карбюраторов для автомобилей ОКА
Существует несколько модификаций автомобилей ОКА. Самой первой машиной этой марки была модель 1111. Её выпускали на заводах ВАЗ и КамАЗ. Эта модель имела объём двигателя 0.65 литра и комплектовалась карбюратором марки ДМЗ, который производился на автоагрегатном заводе в Димитровграде.
Основные элементы карбюратора ДААЗ 1111 для автомобиля ОКА
Затем появилась новая модель автомобиля ОКА — 11113. Объём двигателя у этой машины был чуть больше и составлял 0.75 литра. Соответственно, немного изменился и карбюратор. На модель 11113 устанавливаются карбюраторы ДААЗ 1111. Это устройство производится на том же заводе в Димитровграде. От своего предшественника этот карбюратор отличается лишь увеличенным размером смесительной камеры. Во всём остальном устройство не претерпело никаких изменений.
Распространённые неисправности карбюратора и их причины
- карбюратор «стреляет». Это — наиболее распространённая неисправность, связанная с карбюраторами машин ОКА. Обычно проблема возникает из-за некачественного бензина. Из-за него в карбюратор начинает поступать слишком бедная топливная смесь, после чего водитель слышит под капотом громкий хлопок, напоминающий пистолетный выстрел. Для устранения проблемы следует слить некачественное топливо, сменить бензоколонку и почистить карбюраторные жиклёры;
- избыток бензина в карбюраторе. Если в устройство поступает слишком много бензина, то завести автомобиль очень трудно: двигатель запускается, но тут же глохнет. Для устранения этой проблемы необходимо точно отрегулировать карбюратор, а если проблема не ушла — установить новый комплект свечей зажигания;
- нет бензина в карбюраторе. Если бензин не поступает в карбюратор, то автомобиль просто не заведётся. Обычно топливо перестаёт поступать из-за засора в одной из камер устройства или из-за плохой регулировки. Решение только одно: снять карбюратор, полностью его разобрать и промыть;
- в карбюраторе образовался конденсат. Эта проблема встречается редко, но не упомянуть о ней нельзя. Чаще всего конденсат появляется в карбюраторе зимой, в сильные морозы. После этого машина очень плохо заводится. Если завести всё же удалось, надо как следует прогреть двигатель в течение 10–15 минут. Обычно этого бывает достаточно для полного устранения конденсата.
Демонтаж карбюратора автомобиля ОКА 11113
Прежде чем переходить к демонтажу карбюратора, следует определиться с необходимым инструментарием.
Инструменты и материалы
- комплект рожковых ключей;
- отвёртка плоская, средних размеров;
- комплект накидных ключей.
Последовательность операций
- Открывается капот автомобиля, с аккумулятора снимается отрицательная клемма.
- Воздушная заслонка крепится к тяге с помощью болта на 12. Этот болт слегка ослабляется рожковым ключом.
Болт воздушной заслонки карбюратора автомобиля ОКА ослабляется с помощью рожкового ключа
Болт на кронштейне карбюратора автомобиля ОКА ослабляется рожковым ключом
Тяга воздушной заслонки карбюратора автомобиля ОКА снимается вручную
Промежуточная тяга карбюратора автомобиля ОКА снимается с помощью плоской отвёртки
Вентиляционный шланг с карбюратора автомобиля ОКА снимается вручную
Провода экономайзера холостого хода автомобиля ОКА отключаются вручную
Вручную снимается шланг вакуумнго регулятора на карбюраторе автомобиля ОКА
Отвёрткой ослабляется хомут главного топливного шланга карбюратора на автомобиле ОКА
Кронштейн воздушного фильтра автомобиля ОКА снимается вручную
После откручивания крепёжных гаек карбюратор с автомобиля ОКА снимается вручную
Очистка карбюратора от нагара и загрязнений
Большинство проблем с карбюратором возникает из-за некачественного топлива. Именно оно является причиной появления налёта, нагара. Оно же вызывает засоры топливных каналов. Для устранения всего этого придётся воспользоваться специальной чистящей жидкостью для карбюраторов. Она представляет собой баллончик со спреем. К баллону обычно прилагается комплект насадок для промывки каналов карбюратора. Есть множество производителей жидкости, но особой популярностью у автолюбителей пользуется жидкость HG3177, позволяющая идеально промыть карбюратор за несколько минут.
Инструменты и расходные материалы
- ветошь;
- несколько зубочисток;
- отрезок тонкой стальной проволоки длиной 30 см;
- баллон со сжатым воздухом;
- защитные резиновые перчатки и очки;
- комплект рожковых ключей;
- плоская отвёртка;
- жидкость для чистки карбюратора.
Последовательность действий
- Снятый с автомобиля карбюратор полностью разбирается.
Полностью разобранный и подготовленный к очистке карбюратор ДААЗ 1111 для автоомобиля ОКА
Регулировка карбюратора автомобиля ОКА
- Рычаг воздушной заслонки до упора поворачивается против часовой стрелки и удерживается. В этом положении воздушная карбюраторная заслонка должна быть плотно закрыта.
В крайнем нижнем положении рычага заслонка карбюратора автомобиля ОКА должна быть полностью закрыта
Пусковой шток карбюратора на автомобиле ОКА утоплен плоской отвёрткой до упора
Зазор на воздушной заслонке карбюратора автомобиля ОКА измеряется щупом
Зазор воздушной заслонки на автомобиле ОКА регулируется вращением упорного винта
Зазор дроссельных залонок на карбюраторе автомобиля ОКА измеряется с помощью щупа
Зазор на дроссельных заслонках карбюратора автомобиля ОКА регулируется вращением упорного винта
Регулировка зазоров карбюратора автомобиля ОКА — видео
Снять и отрегулировать карбюратор автомобиля ОКА — задача не из лёгких. Тем не менее, она вполне по силам даже начинающему автолюбителю. При условии, что он будет в точности следовать этой инструкции. Особое внимание следует уделить проверке карбюраторных зазоров. Если хотя бы один из них не будет выставлен правильно, новых проблем с карбюратором избежать не удастся.
Диаметр диффузора, мм | 20 | 25 |
Диаметр смесительной камеры, мм | 28 | 36 |
Тарировка главного топливного жиклера | 95 | 95(102,5)* |
Тарировка главного воздушного жиклера | 170 | 85 |
Тарировка топливного жиклера жиклера холостого хода и диаметр переходной системы второй камеры | 41 | 0,50 |
Диаметр воздушных жиклеров холостого хода и переходной системы второй камеры, мм | 1,5 | 0,7 |
Диаметр топливного жиклера эконостата, мм | — | 0,95 |
Диаметр распылителей ускорительного насоса, мм | 0,40 | 0,35 |
Подача топлива ускорительным насосом, см3 за 10 ходов | 8,0+2,0 | |
Пусковые зазоры заслонок, мм воздушной дроссельной | ||
2,2+0,2 | ||
0,7–0,8 |
Принцип работы
Карбюратор на автомобиле ОКА работает по той же схеме, что и подобные модели на других машинах. Бензин из поплавковой камеры по топливной системе направляется в колодцы для формирования смеси с воздухом. После этого за счет распылителей эта смесь подается в диффузоры основного механизма, то есть карбюратора на ОКЕ.
Устройство обеспечения работы холостого хода забирает бензин из колодца, после чего оно перемещается через жиклеры и создает определенную смесь с воздухом в заданных пропорциях. Помимо этого, к ним добавляется воздух из первой и второй камер карбюратора. Кстати, его количество регулируется вручную, путем вращения специального винта, отвечающего за уровень открытия дроссельной заслонки.
Когда дроссель открывается незначительно, то смесь бензина и воздуха направляется в камеру. При колебаниях топлива экономайзер проводит регулировку и обеспечивает ровную работу двигателя.