С каждой новой моделью автомобилестроительные корпорации стремятся все больше усложнить оптическое оборудование, так что владельцу нового автомобиля подчас непонятно, где в его машине габаритные огни, где фары ближнего света, а где противотуманки. Сложности с использованием светотехники все более увеличиваются в светлую ясную погоду, когда простому автомобилисту и вовсе не ясна логика строгих требований использования каких-либо оптических приборов. А за неправильно включённое световое оборудование полагается штраф. Кроме того, это может отрицательным образом сказаться на безопасности движения. Поэтому сегодня мы детально разберемся, в чем отличие противотуманных фар от фар дневного света, и являются ли эти приборы взаимозаменяемыми.
Сложные современные оптические приборы
Назначение ДХО и ПТФ
В начале прошлого столетия с использованием оптического оборудования на автомобилях все было просто и понятно. Машины имели только передние фары, которые включались исключительно в темное время суток и задние фонари. Бесполезность фар в дневное время даже привела к моде так называемых поднимающихся фар, когда днем оптика была скрыта. Все изменилось с увеличением автомобильного трафика, когда частота происшествий вынудила правительства государств, а также руководство автомобильных компаний задуматься об улучшении видимости автомобилей на дорогах в том числе и днем. Сначала водителей обязали включать фары ближнего света в дневное время, а потом автопроизводители начали устанавливать на машинах дневные ходовые огни, которые автоматически включаются при работающем двигателе и горят всегда вне зависимости от условий видимости.
Дневные ходовые огни
Противотуманные фары появились раньше и предназначены для использования в тяжелых метеоуслових. То есть не только во время тумана, но также во время дождя и снегопада. В таких условиях обычные фары дневного света не эффективны, поскольку они отражаются от мельчайших частиц влаги и снега и создают мутную пелену, которая только ухудшает видимость. Противотуманки дают плоский горизонтальный луч, который светит непосредственно над дорожным полотном, не подсвечивая толщу тумана.
Противотуманные фары
Можно ли установить доп фары по ПДД?
Нет, нельзя. Это, к сожалению или счастью, по состоянию на 2022 год запрещено сразу двумя нормативно-правовыми актами:
- Основными положениями по допуску ТС к эксплуатации (Приложение к ПДД), пункт 3.1 которых указывает, что запрещается езда на автомобиле, если, в частности, количество световых приборов не соответствует его конструкции,
- Техническим регламентом О безопасности колёсных ТС, который также предписывает, что количество фар должно соответствовать заявленному изготовителем.
Таким образом, размещать дополнительные фары, каким бы источником света они не обладали – родным галогеновым или же ксеноновым или светодиодным – запрещено.
Можно ли внести изменения в конструкцию официально?
Но ряд тюнинговых и других доработок, как мы знаем, можно зарегистрировать официально в ГИБДД. Например, можно узаконить газобаллонное оборудование или установить дополнительно фаркоп на машину. Можно ли аналогично поставить доп фары как источники освещения и внести изменения в ГАИ? Нет!
Дело в том, что такие изменения просто не допустимы, потому как регламент напрямую запрещает установку дополнительных основных источников освещения. И это касается как ближнего дальнего света фар, так и противотуманных огней.
Но есть в Техрегламенте такой термин, как «факультативный источник освещения». Для них также есть свои требования, и, увы, никаких дополнительных фар на легковых автомобилях этим правовым актом не предусмотрено.
Допфары можно установить только на транспортные средства категории N3, а к ним относятся исключительно грузовики массой свыше 12 тонн. А легковые авто относятся к категории M (M1).
Таким образом, даже если вы запланируете зарегистрировать изменение конструкции, установив факультативно фары, помимо заводских, то, помимо дорогостоящей формальной процедуры таких изменений, включая прохождение дополнительных экспертиз и испытаний на соответствие безопасности, в конечном итоге в учёте вам откажут.
Но здесь речь идёт именно о стандартных конструктивно фарах, который чаще всего ставят на бампер или в решётку радиатора автомобиля. А есть в регламенте и ещё один отдельный термин – «фара-прожектор».
Прожектор на крышу
Допускается установка такого устройства на автомобиль только в том случае, если он предусмотрен конструкцией. Об этом прямо говорят те же требования к факультативным источникам света.
Противотуманки, если их не было
Другой вопрос, если у вас автомобиль штатно выпускался без противотуманных фар, но вы решили их дополнительно установить. Здесь ситуация двоякая:
- если на вашу модель автомобиля всё же есть модификации, которые оборудуются ПТФ, то в данном случае это не является изменением конструкции, к тому же, если вы поставите именно штатные «противотуманки» на предусмотренные места вместо заглушек, то вряд ли инспектор на дороге это заметит,
- если же штатно «туманки» вообще не устанавливались на вашу машину, то, увы, оборудовав ими её, вы формально меняете конструкцию, так как заводом-изготовилетем они не предусматривались, со всеми вытекающими последствиями, о которых мы и поговорим ниже.
Зачем включать фары днем
Разобравшись с назначением противотуманных фонарей и фар дневного света, поговорим о том, для чего вообще возникает необходимость включать какие-либо световые приборы в светлое время суток. Увеличение мощности силовых установок серийных автомобилей совместно с улучшением качества дорог приводит к том, что с каждым годом скорости для движения становятся выше. Известно, что с увеличением скорости, глаз водителя начинает примечать все меньше деталей. Среди постоянно мелькающих построек, бликов от луж, фонарей, на большой скорости сложно заприметить встречный автомобиль. Особенно это касается машин с темной окраской кузова, которые попросту сливаются с асфальтом, что приводит к возникновению внештатных ситуаций.
Автомобиль с включенными фарами лучше заметен днем
В связи с этим было принято решение обязывать водителей подсвечивать свои машины даже днем. Таким образом, включённые фары в светлое время суток – это не прихоть сотрудников Госавтоинспекции, а необходимость, продиктованная современными реалиями.
Противотуманные фары и фонари
Подобный тип источника света входит в общую систему освещения автомобиля. Светотехника предназначена для более интенсивного освещения автодороги ночью, а также в непогоду, когда видимая дистанция недостаточна для безопасного передвижения. К этой системе относятся:
- Приборы головного света, задние огни и стоп-сигналы.
- Освещение автосалона, подсветка бардачка, багажного отделения.
- Передние противотуманные фары и задние противотуманные фонари.
- Подсветка регистрационных знаков и приборов информационной панели управления.
Можно ли ездить днем с противотуманками
Доказано, что автомобиль с включенными фарами днем становится заметнее для других участников дорожного движения. Но можно использовать вместо дневных ходовых огней противотуманные фары? Обратимся к правилам дорожного движения Российской Федерации. Пункт 19, регулирующий правила использования внешних световых приборов, гласит, что днем на любых машинах должны быть включены фары ближнего света или дневные ходовые огни. При этом четвертый подпункт соответствующих правил допускает использование противотуманок вместо фар ближнего света в светлое время суток. Таким образом, использование противотуманных фар в дневное время не будет являться нарушением ПДД и не повлечет за собой наложение штрафа. Но дневные ходовые огни сконструированы таким образом, что потребляют меньше энергии, а значит при их использовании расход топлива будет ниже. Стоит отдельно отметить, что использование габаритных огней вместо дневных фар строго запрещено и расценивается инспекторами ГИБДД как не включённые фары.
Штрафа за использование ПТФ вместо ДХО не будет
Чем грозит?
На самом деле, возможных на практике 2022 года наказания целых 3:
- штраф 500 рублей за незарегистрированные в ГИБДД изменения в виде установленных доп фар,
- лишение прав на срок от полугода до года за несоответствие режима работы световых приборов,
- аннулирование регистрации машины.
Но только 2 из этих мер ответственности за такое нарушение законны. Но давайте обо всём по порядку.
Штраф
Он предусмотрен частью 1 статьи 12.5 КоАП, которая прямо ссылается на Основные положения ПДД. А, так как мы выше выяснили, что, устанавливая дополнительные огни на машину, количество световых приборов не соответствует конструкции, то, увы, штраф может грозить нам вполне законно.
Лишение прав
И это как раз незаконное наказание. Дело в том, что также незаконно в 2022 году по части 3 статьи 12.5 привлекают водителей, у которых в галогеновые фары установлены LED-лампы или ксенон, как за нарушение режима работы световых приборов.
Аналогично суды могут постановить и с дополнительными фарами – если стоят не предусмотренные конструкцией огни, то режим работы нарушен. Для многих автолюбителей это может показаться абсурдным умозаключением. Тем не менее, также абсурдно это звучит и по отношению к ксенону, потому как режим работы по тому же регламенту может быть проблесковым или постоянным, и к типу источника света никак не относится. А потому на практике может быть всё что угодно.
Впрочем, недавнее Постановления Верховного суда прямо запретило лишать прав «ксенонщиков» по этой норме ответственности. А потому и за допфары применение этой санкции, хотя и возможно, но маловероятно.
Если фары мигают
Другое дело, если вы установили не просто дополнительные источники света, а такие, которые моргают. В этом случае вас уже могут лишить прав – опять же не совсем законно.
Почему незаконно? Потому что в данном случае часть 3 статьи 12.5 предусматривает ответственность за нарушенный режим работы световых приборов и не соответствующий Основным положениям цвет их огней. Обратите внимание, и в официальной трактовке санкции эти 2 условия также скреплены союзом «и». То есть оба условия должны выполняться одновременно. В вашем же случае, если фары светят белым, жёлтым или оранжевым цветом, то это разрешается ПДД, просто нарушен режим работы.
Но здесь также может примениться и норма части 4 этой же статьи, предусматривающая лишение прав на срок от года до полутора лет с конфискацией допфар за управление автомобилем, на котором установлены устройства для подачи специальных световых сигналов. А за использование таких фар в движении применяется часть 5 со сроком лишения до 2 лет.
Прекращение регистрации автомобиля
А вот эта угроза уже реальна и, главное, в 2022 году вполне законна.
Многие автовладельцы знают, что в случае обнаружения незарегистрированных изменений в конструкцию авто поставить на учёт ГИБДД такую машину будет нельзя – вам в соответствии с законодательством откажут в регистрационных действиях.
Но не все знают, что при выявлении таких же оснований уже стоящее на учёте ГАИ транспортное средство подлежит аннулированию регистрации.
На практике такое происходит следующим образом:
- вас на дороге останавливает инспектор ДПС и требует документы для проверки,
- он чаще всего сразу видит, что на вашем автомобиле установлены дополнительные фары, которые с завода не предусмотрены
- смотрит в свидетельство о регистрации и не видит там отметки о зарегистрированном изменении конструкции,
- на основании этого выписывает вам штраф 500 рублей и составляет рапорт, который далее направляет своему начальнику,
- начальник уже рассматривает дело и принимает решение о принудительном прекращении регистрации,
- вы, в свою очередь, узнаете о таком решении, получив по адресу регистрации соответствующее письмо,
- восстановить учёт вы сможете, только приехав в ГИБДД и показав автомобиль с устранённым нарушением – то есть снятыми доп фарами.
А если вы будете продолжать ездить на машине, у которой прекращена регистрация – даже со снятыми фарами, то при следующей остановке сотрудником ГИБДД вас ждёт уже изъятие госномеров и СТС и перемещение автомобиля на спецстоянку. Далее вам придётся заплатить ещё и пошлину за выдачу новых номеров.
Ксенон
Про ксенон ходит множество различных небылиц, например, что он в России запрещен. Отнюдь – если автомобиль оборудован как нужно (читай, имеет ксенон с завода), то никаких проблем у владельца не будет. Иное дело, если ксенон появился в автомобиле по воле владельца. Определить законность ксенона довольно просто – если на фаре стоит маркировка, которая начинается с буквы «D», это фара для ксенона, если первая буква «H», то для галогена. И это не глупое требование – рассеивание света у ламп разного типа отличается, и фара изначально должна быть сконструированной именно для такого типа света. Обычно для ксенона используется линзованная оптика (это автоматически не означает, что если есть линза можно ставить ксенон), но есть примеры реализации заводского ксенона и в рефлекторной фаре.
Можно ли установить ксенон самостоятельно? Если на ваш автомобиль есть заводские комплекты, то без проблем. Купил штатные фары и омыватель, смонтировал. А если нет, то разговаривать нечего. Законно установить ксенон, например, на «девятку» нельзя – не выпускаются сертифицированные фары для ксенона под этот автомобиль. А устанавливать в штатные, пусть даже и с омывателем, все равно незаконно. Омыватель, кстати, на всех фарах с ксеноном обязан присутствовать, потому что свет этот очень сильно меняет свойство рассеивания на грязных фарах.
Этот автомобиль будет слепить встречных
Такие же правила и для установки ксенона в другие виды фар, например, противотуманные. Если нет заводских сертифицированных вариантов, то законной такая процедура не будет.
Еще одна небылица, что ксенон в обычных фарах можно отрегулировать так, чтобы он не слепил. Конечно, опустить световой луч пониже можно, но тогда водитель будет видеть дорогу не так, как нужно. Стандарты освещенности для ближнего и дальнего света придумывались не от балды, а с конкретными требованиями по видимости. Опущенный световой пучок ксенона будет светить ярко, но недостаточно далеко, а если его поднять, то неминуемо ослепит встречных.
Светодиодные лампы в ПТФ – это законно?
Ответить на данный вопрос возможно сразу: да, LED-лампы можно устанавливать в противотуманные фары, но при выполнении 2 условий.
- «противотуманка» для возможности использования со светодиодной лампой должна иметь маркировку, согласно Правилам ООН №19,
- сама LED-лампочка должна соответствовать Правилам ООН №128.
Поправки в Правила ООН, позволяющие устанавливать в обычные фары вместо ламп накаливания светодиодные лампы, на 2022 год все еще находятся в стадии разработки.
Украшение
Световой тюнинг – дело тонкое
Чего только не придумано для различного светового украшения автомобиля – ленты светодиодов, подсветки всего чего только можно, переливающиеся диски, светящиеся логотипы… Список можно продолжать очень долго. Как закон реагирует на все эти элементы декора? Естественно, все возможные варианты не прописаны в документах, есть лишь общие требования, которым все «навороты» должны соответствовать. Глобальных требований два: 1. Не мешать работе штатных осветительных приборов. 2. Не провоцировать негативные явления, например, ослепление встречных или попутных водителей, искажения образа транспортного средства и т.д. Второй пункт, конечно, расплывчат, но, в целом, его можно описать так – чтобы по световым приборам можно было определить границы автомобиля, а также направление его движения (посему красные источники света и нельзя устанавливать на переднюю часть).
Обычно под запрет попадает все, что светит вперед или назад (например, подсветка рамки номера или логотипа компании) – легко ослепить других водителей, да и цвет часто не соответствует требованиям, а вот другие виды (например, подсветка днища, дверей или дисков) обычно можно устанавливать, но, конечно, проконтролировав что они не мешают другим водителям. Кроме того, нужно обязательно зарегистрировать переделку – процедуру мы уже описали чуть выше.
В целом, тюнинг светотехники трудная задача. Нужно уложиться в скромные рамки разрешенного, а потом еще долго и муторно регистрировать переделку. Недаром на большинстве форумов советуют – если хочешь, чтобы на твоем автомобиле были ДХО или туманки, покупай сразу нужную модификацию с завода, проблем не будет. Ну а тем, кто хочет украсить свой автомобиль, придется пройти тернистый путь. Зато все будет законно.
[vote_83]