Электронное управление печкой ваз разбираемся с электроникой


Электродвигатель вентилятора отопителя («печки») на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификациях — коллекторный, постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов. Имеет три скорости вращения. Скорость выбирается четырехпозиционным переключателем на панели приборов. Ниже приведены электрические схемы его включения.

Схема включения вентилятора электродвигателя («печки») автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 с «низкой» панелью приборов и монтажным блоком 17.3722

Схема включения вентилятора электродвигателя («печки») автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 с «высокой» панелью приборов и монтажным блоком 2114

Примечания и дополнения

— Электродвигатель вентилятора может подключаться к бортовой сети либо напрямую (самая высокая скорость), либо через дополнительный резистор имеющий две спирали сопротивления (0,23 Ом и 0,82 Ом). Если в цепь включены обе спирали — скорость низкая, если одна 0,23 — скорость средняя.

Еще статьи по электрооборудованию автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

Печка на ВАЗ 2121, 2131 имеет ряд преимуществ и недостатков. Один из них связан с электровентилятором, который не только слабо дует, но и в процессе работы сильно шумит и свистит. Замена его на вентилятор нового образца решит только часть проблем. Как показывает практика, лучше поставить дополнительный вентилятор от восьмерки по типу «улитка».

Смысл модернизации в том, чтобы установить на Ниву дополнительный электровентилятор от ВАЗ 2108, который будет располагаться в моторном отсеке внутри воздухозаборника, где он штатно стоит на восьмерке. Напомним, штатный вентилятор Нивы 4х4 находится внутри пластикового короба в салоне.

Потребуется: восьмерочный вентилятор печки с кожухом (каталожный номер: 2108-8101091).

Управление вентилятором можно оставить штатное, тогда доработок будет меньше всего. Либо использовать дополнительные детали от ВАЗ 2108:

  • дополнительный резистор печки (артикул: 2108-8101081), который нужно будет разместить в воздухозаборнике рядом с вентилятором;
  • переключатель скоростей вентилятора (2108-3709608), который крепим на панели в салоне внедорожника.

Воздуховоды отопителя и детали управления

1 – окно подачи воздуха в ноги водителя и пассажира; 2 – тяга управления краном; 3 – кожух отопителя; 4 – тяга заслонки обогрева ног; 5 – кран отопителя; 6, 10 – боковое сопло; 7, 9 – воздуховод бокового сопла; 8 – воздуховод обогрева ветрового стекла; 11 – центральное сопло; 12 – тяга заслонки обогрева стекла; 13 – рукоятка управления краном и заслонкой отопителя; 14 – рукоятка управления заслонкой обогрева ветрового стекла; 15 – рукоятка управления заслонкой обогрева ног; 16 – тяга заслонки управления отопителем; 17 – воздуховод внутренней вентиляции; 18 – окна обогрева ног задних пассажиров

Схема и пояснения к ней

Ниже представлена схема деталей, из которых состоит система отопителя автомобиля ВАЗ 2110.


Подробная схема устройства печки ВАЗ 2110

Стоит сказать, что в системе отопителя «десятки» действует рециркуляция, о чем сообщает нам и схема. Простыми словами: воздух циркулирует внутри ВАЗ 2110, а не забирается с улицы. Основное преимущество заключается в том, что с улицы в салоне не попадают пыль и неприятные запахи. Минусов у такой системы печки больше – стекла быстро запотевают. Рекомендуется почаще открывать окна, если температура на улице позволяет это делать. Застаивание воздуха негативно влияет на здоровье водителя и его спутников. Моторедуктор отопителя редко поддается ремонту, поэтому его сразу следует менять.

На схеме показано, как происходит автоматическое управление отоплением

Для владельцев ВАЗ 2110, которые хотят доработать систему отопителя или провести ремонт электрики, будет полезна схема автоматического управления.

https://youtube.com/watch?v=videoseries

https://youtube.com/watch?v=videoseries

Инструкция по доработке

Снять коробку воздухопритока (в народе «сапог»):

  1. В салоне отвернуть 4 гайки, ключом «на 10»;
  2. В подкапотном пространстве помощник удерживает болты этим же ключом;
  3. Снять воздухозаборник.

Переделать «сапог» и установить в него вентилятор:

  1. Срезать часть пластика немного сбоку, чтобы корпус вентилятора не мешал замку капота;
  2. Срезаем все торчащие детали крепления вентилятора и размещаем его внутри «сапога»;
  3. Закрепить вентилятор, фиксируя его корпус герметиком.
  1. Пространство вокруг сопла вентилятора закрываем подходящим материалом, чтобы предотвратить отток воздуха;
  2. Устанавливаем кожух с вентилятором на место, прокладывая провода;
  3. Проверяем, чтобы капот закрывался без проблем.

В результате должна получиться конструкция, как показано на видео:

Заслонку можно оставить, но если ее убрать, то не будет дополнительных препятствий для потока воздуха в салон.

Ремонт своими руками

Чтобы собственноручно произвести ремонт, нужно воспользоваться такими инструментами:

  • отверткой с крестовым наконечником;
  • гаечным ключом на 10.

При демонтаже нужно снять пластиковую накладку, которая расположена снаружи ветрового стекла. Чтобы ее снять, нужно открыть капот и снять 5 болтов, которые крепят накладку к кузову. Снять уплотнительную резинку с подкапотного отсека и поддеть кожух отверткой, чтобы добраться до моторчика и вентилятора печи. Теперь можно снимать мотор. Он прикреплен к кузову ВАЗ 2108 при помощи двух болтов.

Когда фиксаторы будут отсоединены, можно отключить питание и под торпедо отключить плюсовой провод печи. Минусовой крепится поверх специальной резьбы и придавливается специальной гайкой. Нужно на ощупь выкрутить гайку и откинуть минусовой провод. Отсоединив провода можно изъять моторчик и установить новый вентилятор. Вся конструкция собирается в обратной последовательности.

Важно заметить, что поломки, связанные с печью зависят также от того, какая установлена на ВАЗе панель – низкая или высокая. У обеих есть свои минусы. Например, у высокой не до конца открывается центральная заслонка. Именно она отвечает за подачу холодного и горячего воздуха в салон автомобиля. Для решения нужно отрегулировать заслонку. А чтобы добраться до нее нужно разобрать торпедо.

Если говорить о низкой панели, здесь зачастую ломается термостат. Разумеется, если он изнашивается, то печь работать не будет. Менять его рекомендуется раз в два или три года. И если замена не решит проблем, стоит заменить шланги, которые соединяют печь и радиатор.

Фотогалерея «Снятие печки и ремонт»

На фото, предоставленных ниже, можно более подробно увидеть, как происходит схема ремонта печи.

Выбор печки

Печки для автомобилей делятся на две категории в зависимости от способа подключения:

  1. печки, которые подключаются через прикуриватель;
  2. печки, которые подключаются непосредственно к системе обогрева самого автомобиля.

Первый вариант ничем не отличается от обычного домашнего обогревателя. Потребляет очень много энергии и не очень удобен в управлении — нельзя будет задать параметры штатными средствами машины.

Второй вариант более экономичен и в дальнейшем будет удобнее в использовании. На этом варианте и остановимся.

Особенности конструкций

Для ВАЗ 2110 предусмотрена установка двух типов печек — нового и старого образца. Вне зависимости от используемого двигателя (инжекторный или карбюраторный), принципиальных отличий в конструкциях печек нет.

Но чем отличаются между собой печки нового и старого образца. Попробуем разобраться.

  • Конструкция радиатора. В ней заключается основная разница между устройствами. Потому при замене радиатора со старого на новый, обязательно учтите нюансы установки;
  • Ручка контроллера на печках несколько разная. У отопителей старого образца есть главная проблема — их сняли с производства. Они не могут быть аналогом для 4 и 5-ти позиционных контроллеров, которыми начали оснащать десятки с осени 2003 года;
  • Микро моторедукторы у печек разные, начиная с сентября того же 2003 года. Разница заключается в датчиках положения вала (резисторы). Потому при ремонте убедитесь, что устройства действительно взаимозаменяемые и на вашу старую печку вы купили резисторы старого образца, а не нового. Иначе моторедуктор работать не будет.

Непосредственно установка

Прежде чем начать монтаж, нужно позволить мотору остыть. Лучше, чтобы он остывал естественно. Затем необходимо слить ОЖ в заранее подготовленную и чистую емкость. Она еще будет полезна, поэтому лучше побеспокоится о том, чтобы она осталась максимально чистой.

Далее возьмите новый дополнительный насос на печку «Газель» и со стороны крыльчатки скрутите саморезы. Резиновую прокладку, которую вы обязательно там обнаружите, для профилактики протекания нужно промазать герметиком на силиконовой основе. Затем соберите эту конструкцию обратно, однако саморезы выбросьте, а вместо них установите тонкие длинные болты под обыкновенные гайки. Так можно сделать соединение максимально герметичным.

Модернизация заслонки на ВАЗ-2110

Неисправности с работой заслонки часто приводят к тому, что салон греется очень плохо и медленно. Ошибка — это блок управления печкой ВАЗ-2110. Контроллер не работает должным образом. Устройство не выдает команду на выдвижение заслонки. В этом случае рекомендуется проверить датчик температуры. Ручка контроллера устанавливается в крайнее положение и затем несколько раз откручивается слева направо. Температуру воздушного потока необходимо регулировать вручную. Таким образом проверяется рабочее состояние датчика в одном из крайних положений ручки. Если воздушный поток изменяет температуру в крайнем положении ручки, датчик необходимо заменить. Если потепление не меняется, причину нужно искать в другом месте.

Модификации автомобиля

ВАЗ-2108. Базовая модель автомобиля, на нее устанавливался карбюраторный двигатель объемом 1,3 литра, оснащалась как 4-х, так и 5-ступенчатой коробкой передач.

ВАЗ-21081. Модификация автомобиля с дефорсированным двигателем объёмом 1.1 литра и 4-х ступенчатой коробкой передач.

ВАЗ-21083. Модификация автомобиля с карбюраторным двигателем объёмом 1.5 литра. На данный автомобиль устанавливали 5-ступенчатую коробку передач.

ВАЗ-21083-00. Модификация автомобиля ВАЗ-21083 в стандартной комплектации, индекс такой длины начали присваивать с 2001 года.

ВАЗ-21083-01. Модификация автомобиля ВАЗ-21083 в комплектации «норма».

ВАЗ-21083-02. Модификация автомобиля ВАЗ-21083 в комплектации «люкс».

ВАЗ-21083-20. Модификация ВАЗ-21083, но с инжекторным, 1.5 литровым двигателем. На автомобиль устанавливалась 5-ступенчатая коробка передач.

ВАЗ-21083-21. Как и предыдущая модель, но в комплектации «норма».

ВАЗ-21083-22. Модификация автомобиля ВАЗ-21083 с инжекторным двигателем и 5-ступенчатой коробкой передач в комплектации «люкс».

ВАЗ-21083-37. Спортивная модель с инжекторным двигателем объёмом 1.5 литра и 5-ступенчатой коробкой передач. Разработана для участия в НГС «Кубок Лада»

ВАЗ-210834 «Тарзан». Прототип полноприводного внедорожника, разработанный в 1998 году на основе модели 21083. Автомобиль делался следующим образом, на раму автомобиля ВАЗ-21213 «Нива», на которую уже были установлены подвеска, рулевое управление, двигатель, коробка передач и раздатка посадили кузов от ВАЗ-21083. Места стыка рамы с кузовом закрыли пластиковыми накладками, которые похожи на пороги. Так же были увеличены колесные арки, на которые поставили накладки, изменились бамперы.

ВАЗ-21084. Опытно-промышленная партия автомобилей с двигателем увеличенного объема 1,6 литра. Это был двигатель ВАЗ-21083, но с увеличенным по высоте блоком на 1,2 миллиметра, в котором была несколько изменена головка и установлены новый коленчатый и распределительные валы. Так же была видоизменена поршневая, новые поршни были обрезаны на 1,8 миллиметра по высоте, а их диаметр составлял 82 миллиметра.

ВАЗ-21085. Модификация с инжекторным 16-клапанным двигателем от ВАЗ-2112 объёмом 1500 см3 и мощностью 92 лошадиные силы. Автомобиль комплектовался 5-ступенчатой коробкой передач.

ВАЗ-21086. Экспортная ВАЗ-2108 с правым рулем для стран с левосторонним движением.

ВАЗ-21087. Экспортная дефорсированная модификация ВАЗ-21081 для стран с левосторонним движением.

ВАЗ-21088. Экспортная модификация модели ВАЗ-21083 с правым рулем.

ВАЗ-2108-91. Модифицированная «восьмерка» с двухсекционным роторно-поршневым двигателем ВАЗ-415, объемом 1,3 литра и мощностью 140 лошадиных сил.

ВАЗ-2108 ИКС. Разработка данной модификации началась в 1985 году по заказу Аэрофлота. Всего было выпущено 10 автомобилей, которые были предназначены для измерения коэффициента сцепления взлетно-посадочной полосы. На основе полученной информации прогнозируется дистанция торможения воздушных судов, а в случае мокрой взлетно-посадочной полосы — и скорости начала аквапланирования. Данные этих замеров диспетчер передает на борт самолёта, заходящего на посадку.

Снятие и разборка отопителя на автомобиле с двигателем ВАЗ-21124

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Разъединяем колодку проводов питания электродвигателя отопителя.

  1. Отсоединяем колодку проводов от разъема дополнительного резистора.

  1. Крестообразной отверткой ослабляем затяжку хомута…

  1. Тем же инструментом ослабляем затяжку хомута…

Пароотводящий шланг от радиатора отопителя не отсоединяем, т. к. хомут его крепления труднодоступен. Проще отсоединить этот шланг от патрубка расширительного бачка (см. Снятие расширительного бачка) и снять корпус отопителя вместе со шлангом.

  1. Выводим пароотводящий шланг из хомута на штанге очистителя ветрового стекла.

  1. Отсоединяем от микромотор-редуктора привода заслонки колодку проводов питания.

  1. Отсоединяем колодку проводов от датчика положения заслонки.

  1. Головкой «на 10» с удлинителем отворачиваем гайку верхнего крепления корпуса отопителя к кузову в правой части моторного отсека.

  1. Головкой или ключом «на 8» отворачиваем саморез верхнего крепления корпуса отопителя, расположенный рядом с креплением штанги привода очистителя ветрового стекла.
  1. Отворачиваем гайку верхнего крепления теплозащитного щитка чехла рулевой рейки.

  1. Высокой головкой «на 10» с удлинителем отворачиваем две гайки нижнего крепления корпуса отопителя (показаны стрелками).

  1. Вынимаем корпус отопителя из моторного отсека автомобиля.

При демонтаже электродвигателя отопителя в сборе с крыльчаткой снимаем крышку фильтра очистки воздуха, поступающего в систему вентиляции и отопления салона.

Демонтировать электродвигатель отопителя можно и на автомобиле, однако для этого придется проделать все операции, необходимые для снятия корпуса отопителя в сборе. Можно лишь не вынимать корпус из моторного отсека, а только выдвинуть на достаточное расстояние.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Отсоединяем трубку вентиляции электродвигателя.

  1. Крестообразной отверткой отворачиваем три самореза крепления фланца электродвигателя к корпусу.
  1. Вынимаем саморезы…

  1. Поддеваем отверткой…

  1. Для снятия радиатора отопителя…

  1. Крестообразной отверткой отворачиваем три самореза и снимаем их вместе с расположенными под ними шайбами.

  1. Вынимаем радиатор из корпуса отопителя.

  1. Для снятия микромотор-редуктора привода заслонки отопителя крестообразной отверткой отворачиваем три самореза крепления микромотор-редуктора.
  1. Вынимаем саморезы и снимаем расположенные под ними стопорные шайбы.

  1. Поддеваем отверткой…

Дальнейшей разборке узлы отопителя не подлежат. При выходе из строя лучше заменить их новыми. Детали корпуса разъединять нет смысла, т. к. обычно они не выходят из строя до конца срока службы автомобиля.

Устанавливаем снятые узлы и детали в обратной последовательности.

При установке корпуса отопителя в сборе на автомобиль следует быть готовым к тому, что корпус отопителя входит на свое место с трудом. Начинать установку корпуса следует от середины моторного щита, направляя правую (по ходу автомобиля) часть корпуса вначале в сторону правого борта и вниз, а затем вверх. Лучше проводить установку с помощником.

предыдущая страница20.2.7. Кузова автомобилей с двигателями ВАЗ-21114 и ВАЗ-21124следующая страница 21. Приложения

Электросхема печки и основные неисправности

В «девятке» система отопления ВАЗ действует при помощи электропривода. В руководстве по эксплуатации ВАЗ 2109 высокая панель приведена электросхема работы печки. Схема подключения отопителя салона состоит из:

  • электродвигателя вентилятора;
  • замка зажигания, что осуществляет включение печки;
  • переключателя режимов работы;
  • дополнительного резистора;
  • монтажного блока предохранителей (за печку в «девятке» отвечает предохранитель F4).

Когда в салоне плохо греет печка ВАЗ 2109, причин тому может быть масса.

Типичные неисправности

Как и в любом механизме, в отопительной системе могут возникнуть неполадки (автор видео — Андрей Куземский).

Если моторчик печки ВАЗ 2108 сломался, можно понять это, сопоставив некоторые симптомы:

  1. Если при переключении режимов работы мотор не работает, возможно, причина поломки прячется в резисторе. При ремонте нужно заменить резистор на новый, потому что он не подлежит починке.
  2. Если перегорел предохранитель, нужно проверить изолированность якоря, расположенного на массе. Возможно, произошло замыкание.
  3. Если при переключении режима вентилятор отопителя ВАЗ 2108 вращается с одной скоростью, это может быть следствием загрязнения или окисления коллектора. В случае ремонта стоит прочистить коллектор и, если ничего не изменилось и вентилятор продолжает «барахлить», можно заменить подшипники.

Если мотор печки ВАЗ 2108 даже не подает признаков жизни, значит причина не в его устройстве, а в разрыве цепи. Чтобы понять, так ли это, можно воспользоваться вольтметром.

Поиск неисправности системы отопителя (печки) ВАЗ

Когда перестает работать отопитель (печка) на автомобилях ВАЗ, особенно в зимний период, можно вообще лишится возможности передвижения на автомобиле. Иногда после сильного намерзания, невозможно отчистить стекла для обзора, и если отопитель не функционирует, даже добраться до СТО, будет проблематично.

Но, как правило, печку можно отремонтировать на месте, не прибегая к услугам мастеров. Используя схему и правила поиска неисправностей, вполне можно обойтись своими силами.

Элементы отопительной системы

Схема печки наглядно показывает расположение его основных функциональных элементов. Надо отметить, что устройство печки на моделях ВАЗ-2108, 2109 и 21099 одинаковое. Многие автовладельцы знают о том, что в этих моделях отопитель не доработан до конца. В итоге салон должным образом не обогревается, поэтому принимается решение о доработке печки своими руками. Как раз-таки в этом случае важно знать устройство отопителя, чтобы ничего не напутать.

Конструкция печки автомобиля ВАЗ-2109 будь то высокая панель или низкая абсолютно идентичная. Поэтому представленная информация пригодится владельцам этой модели с любой приборной консолью.

Зная основные моменты и что где располагается, уже можно попытаться самостоятельно разобраться с возникающими проблемами и починить появившиеся неисправности, сэкономив при этом средства и время на поездках по СТО.

Вентилятор печки ВАЗ 2108, как и другие важные детали, является ключом отопительной системы автомобиля. Как и любая другая система, эта имеет свои нюансы и может нагрянуть с внезапной поломкой. Решение некоторых популярных проблем, даже тех, что связаны с заменой изделия, можно узнать ниже в статье.

Что такое вентилятор печки

Автомобильный отопитель, который в народе называют печкой, предназначен для выполнения простой и одновременно важной функции — обогрева салона. Кроме этого, устройство помогает устранять запотевание стёкол в холодную и сырую погоду. При нормальной работе системы отопления в салоне «девятки» должна поддерживаться температура +20 ˚С при тех же показателях за бортом, но только со знаком минус. В ногах при максимальном режиме обогрева значение должно поддерживаться на уровне +25 ˚С. Одним из важных узлов печки, помимо радиатора, является вентилятор. Назначение этого устройства, его неисправности и ремонт следует рассмотреть более детально.

Назначение устройства

Назначение моторчика заключается в повышении эффективности системы отопления и циркуляции воздуха в салоне автомобиля. Его работа основывается на заборе воздуха снаружи и его последующей подаче в салон через радиатор. В результате прохождения воздушного потока через теплообменник воздух в салон попадает уже прогретым.

Схема работы отопителя: а — ВАЗ 2108; б — ВАЗ -2108–01: 1- рабочее колесо вентилятора; 2 — воздуховод обогрева ветрового стекла; 3 — заслонка обогрева ветрового стекла; 4 — заслонка обогрева ног водителя; 5 — заслонка центрального сопла; 6 — центральное сопло; 7- радиатор; 8 — заслонка управления отопителем; 9 — окно обогрева ног водителя; 10 — воздуховод внутренней вентиляции

Где расположен моторчик на ВАЗ 2108/09

Моторчик печки на ВАЗ 2108/09 установлен в нише моторного отсека перед лобовым стеклом, что кардинально отличается от конструкции отопителя классических «Жигулей», у которых вентилятор установлен в салоне. Узел представляет собой электродвигатель с насаженной на него крыльчаткой, посредством которой воздух нагнетается в салон.

Моторчик печки на ВАЗ 2108/09 установлен в нише моторного отсека перед лобовым стеклом

Схема подключения

Для облегчения поиска возможных неисправностей с вентилятором иногда может требоваться схема монтажа, основными составляющими которой являются:

  • монтажный блок предохранителей;
  • замок зажигания;
  • дополнительный резистор;
  • электродвигатель вентилятора;
  • переключатель режимов работы.

Схема подключения моторчика печки состоит из монтажного блока предохранителей, замка зажигания, дополнительного резистора, электродвигателя вентилятора, переключателя режимов работы

Внутренне устройство и принцип работы

Система отопления, установленная на ВАЗ-2109, имеет свои отличия и особенности относительно других автомобилей линейки АвтоВАЗа.

Отопитель состоит из пары пластмассовых кожухов (справа и слева), которые соединены между собой по всему периметру скобками-фиксаторами. В пазы кожухов закладывают особый жгутик, чтобы его хорошо уплотнить. Вентилятор подаёт воздушный поток во внутреннее пространство машины. Печка ВАЗ-2109 сконструирована так, чтобы вентилятор можно было достаточно просто самостоятельно достать со стороны двигательного отсека.

Электромотор вида 45.37230 крепят к кожуху, на его валу располагается вентилятор. Чтобы получить его нужную частоту вращения, было предусмотрено добавочное сопротивление. Его прикрепили слева в отверстие кожуха отопителя при помощи винта.

Радиатор отопительной системы

В корпус печки вмонтирован радиатор подогревания воздушных потоков, которые затем дуют в салон. Тремя винтами этот элемент системы прикручивают к правому кожуху и уплотняют пенополиуретановой прокладкой.

Конструкция радиатора представляет собой совокупность:

  • 2 ряда трубок.
  • 2 ряда охлаждающих пластинок.
  • 2 пластиковых бака.

Имеет две пары патрубков, он подсоединён к охлаждающей системе резиновыми трубами, там при помощи насоса обеспечивается циркуляция ОЖ. В кожухе крана на оси подводящей магистрали стоит пластинчатый клапан, который имеет отверстие, оно пропускает охлаждайку. Рычажок клапана соединяется тягой с рычажком рукоятки, которая также управляет процессом нагревания воздушных потоков. Если повернуть этот рычаг, то отверстие в клапане откроет магистраль для поступления ОЖ в радиатор.

Чтобы обеспечить равномерное отопление салона автомобиля, в печке имеется два центральных сопла, а также левое и правое, к которым подведены воздуховоды.

Вытяжная вентиляция

В машине установлена вытяжная вентиляция, которая осуществляет циркуляцию воздуха из салона на улицу. Она располагается сзади от проёмов кузова для боковых стёкол.

Также воздух проходит наружу сквозь дефлекторы при движении автомобиля. Процесс вентиляции производится за счёт разрежения, которое возникает у дефлекторов при движении. Отсасывание воздуха производится из задней части салона под облицовкой дефлектора, для этого отжимаются резиновые клапана и через отверстие дефлектора воздушный поток идёт на улицу.

Клапаны из резины нужны для того чтобы препятствовать проникновению уличного воздуха в салон автомобиля.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]