Цепь ГРМ — приводное устройство газораспределительного механизма двигателя. Применяется для синхронизации работы коленчатого и распределительного валов на автомобилях ВАЗ-2101-2107, а также на некоторых ТС иностранного производства.
Замена цепи ГРМ и замена натяжителя цепи ВАЗ-2106, а также другой «классики», является ответственной процедурой. Ошибки при ее выполнении становятся причиной серьезных неисправностей силового агрегата.
ПОЧЕМУ изнашивается цепь грм
Естественный износ
Последствия: В результате естественного износа и несвоевременной замены ГРМ, происходит растягивание цепи ГРМ, что может привести к серьезным неисправностям двигателя.
Разрушение звезд ГРМ
Последствия: По причине разрушения и износа звезд ГРМ, с высокой вероятностью произойдет перескакивание цепи (в отдельных случаях произойдет слетание цепи ГРМ), что приводит к нестабильной работе двигателя и его поломке.
Неверная установка
Последствия: Неверная установка цепи ГРМ ощутима незамедлительно по нестабильной работе двигателя, если долго откладывать ремонт системы привода ГРМ и замену цепи ГРМ, это может привести к серьезным техническим неисправностям двигателя и дорогостоящему ремонту.
Низкое качество запасных частей
Последствия: Использование некачественных запасных частей, это небезопасная лотерея в лучшем случае — это короткий эксплуатационный период, а в худшем — это слетание цепи и дорогостоящий ремонт ДВС.
Износ натяжителя
Последствия: В результате износа натяжителя, снижается натяжение цепи, происходит ускоренный износ системы привода ГРМ. В случае полного разрушения натяжителя произойдет перескок цепи, что ведет к серьезным повреждениям двигателя и его капитальному ремонту.
Износ успокоителей цепи ГРМ
Последствия: В результате износа успокоителя, уменьшается степень натяжения цепи, происходит ускоренный износ системы привода ГРМ.
Когда пора менять цепной привод двигателя
Во время каждодневной эксплуатации автомобиля, цепной механизм больше всего подвергается нагрузкам и изнашивается. Поэтому важно знать, когда он выходит из строя, чтобы вовремя сделать замену.
У каждой цепи ГРМ есть определенный срок службы, в течении которого по общим правилам замена, не нужна. Однако бывают случаи, когда цепной привод (ЦП) внезапно рвется или часть звеньев приходят в негодность, провоцируя нестабильную работу всего двигателя.
Чтобы не пропустить этот момент, рекомендуется периодически проверять ЦП на предмет механических повреждений и обязательно перед длительными поездками на большие расстояния, а замену делать строго по техническим данным и рекомендациям производителя автомобиля.
В то же время, стоит отметить, что опытные мастера-автолюбители умеют определять поломку механизма ЦП на слух.
Так для неисправного ЦП, при включенном двигателе характерны следующие звуки:
- появление характерного звенящего шума в районе цепного механизма;
- периодические удары и стук, исходящие из района, где расположен ЦП в двигателе;
- выстрелы и микровзрывы в системе выхлопа и глушителе.
Если же нужно проверить работоспособность ЦП визуально, чтобы точно удостовериться в его (не)исправности, то необходимо вскрыть двигатель.
КАК ПОНЯТЬ, ЧТО привод грм НЕИСПРАВЕН
Неустойчивая работа двигателя
Причины: Неустойчивая работа двигателя происходит в результате смещения цепи с меток (перескок)
Решение: Замена комплекта привода ГРМ (цепь, шестерни, натяжитель, успокоители)
Посторонние звуки из под лобовой крышки ГРМ
Причины: При слабом натяжении цепи ГРМ появляется характерный стук под крышкой ГРМ
Решение: Проверка натяжителя (при необходимости замена натяжителя цепи ГРМ), замена цепи ГРМ
Не запускается двигатель
Причины: Если двигатель не запускается по причине неисправности системы ГРМ, вероятнее всего произошло слетание или обрыв цепи ГРМ, что привело к серьезным повреждениям двигателя
Решение: Капитальный ремонт двигателя
Замена натяжителя цепи в «Тойоте» глазами и руками автолюбителей
- Замена натяжителя – не панацея «Задался вопросом, как должна вести себя цепь после замены натяжителя? На днях на своей «Тойоте» сделал замену, появились посторонние звуки при нажатии на педаль акселератора. Затем шум исчез, но я вот думаю, все ли в порядке? Друг говорит, что будут проблемы с ГРМ. Ведь если цепь вытянута, новенький натяжитель быстро выйдет из строя».
- Менять натяжитель самому – страшно
«Взял сегодня натяжитель для «Тойоты». Но сам выполнять замену боюсь. Начитался отзывов автовладельцев, которые меняют самостоятельно. Нередко после такого вмешательства проблем появляется еще больше. Изучил инструкцию, как делать замену, там все показано, как нужно и как не нужно менять, но я разницы не увидел». - Страшного ничего нет
Сделать замену натяжителя в «Тойоте» своими руками просто, даже новичок справится. Лично я поставил натяжитель на крючке, нанес герметик на прокладку. Установил деталь, затянул болты, взял головку на 19 и трещотку. Затем прокрутил коленчатый вал в противоположную вращению сторону. Услышал щелчок — это натяжитель выпрыгнул. Затем прокрутил еще раз, но уже по ходу вращения. Все прекрасно слышно и понятно».Рекомендуем
«Замена АКПП в «Тойота-Королла»: в сервисе или самостоятельно» Подробнее
- Заменил, но ничего не понятно
«Столкнулся с такой проблемой при замене натяжителя в «Тойоте»: прокручиваю коленвал по часовой стрелке, но не знаю, сколько оборотов нужно сделать. У меня за 1 оборот два раза щелкнуло, когда завел мотор, было еще 2-3 щелчка. То есть, когда коленчатый вал вращается по часовой стрелке, во время пуска мотора он натягивает цепь?Когда в другой раз заводил машину, ничего не щелкало. Прокрутил коленчатый вал — ничего. Никаких шумов нет, вроде, все в порядке».
ДЛЯ замены цепи грм
Своевременная замена цепи ГРМ и системы привода ГРМ обеспечит бесперебойную работу автомобиля и избавит вас от дорогостоящего ремонта двигателя. Рекомендуется производить единоразово замену всей системы привода ГРМ, так как ролики, звезды, натяжитель и успокоители со временем изнашиваются, изношенные звезды так же могут заклинить или ускорить износ цепи.
Стоимость цепи ГРМ и других запчастей системы привода ГРМ напрямую зависит от производителя и качества их изготовления, не стоит экономить на столь важной детали двигателя, некачественные запасные части быстрее изнашиваются и могут разрушиться в самый неподходящий момент, приведя к поломки двигателя и дорогостоящему ремонту.
Грамотный подбор запчастей – это залог ремонта высокого качества и долгого эксплуатационного срока автомобиля.
Специалисты автосервиса TOR MOTORS подберут необходимые запчасти для замены ГРМ, а так же произведут полный ремонт. Всегда в наличии:
- Комплекты системы привода ГРМ
- Натяжители ГРМ
- Успокоители цепи ГРМ
- Звезды ГРМ
- Цепи ГРМ
Диагностика состояния цепи и натяжителя
Существует два способа для определения степени изношенности цепи: визуальный и компьютерный. Компьютерный применяется в основном для двигателей, где физически недоступен осмотр. Основной и самый точный способ — это считывание на плунжере натяжителя числа фиксирующих выступов.
Диагностика занимает порядка 30 минут и стоит 1000 руб. По результату считывания, делается вывод о дальнейшем ходе работ. Подробное описание, как провести диагностику на примере двигателя 1,8 TSI Шкода Октавия тут. |
ПОЧЕМУ TOR MOTORS?
Наша компания является лидером по ремонту двигателей и замене цепей ГРМ в Краснодарском крае. Мы настолько уверены в качестве нашего ремонта, что даем гарантию 6 месяцев. Также мы имеем большой склад запчастей для проведения ремонта двигателей и замены цепей ГРМ.
Мастера сервис центра TOR MOTORS в Краснодаре произведут качественный ремонт двигателя внутреннего сгорания и замену цепи ГРМ, учитывая регламент завода производителя. Наш автосервис имеет все необходимое оборудование, для осуществления диагностики и обслуживания бензиновых и дизельных силовых агрегатов. Все работы производятся в боксах с современным оборудованием.
Несвоевременная замена цепи ГРМ может привести к серьезным поломкам двигателя внутреннего сгорания и дорогостоящему ремонту: стоимость ремонта двигателя может доходить до 250 000 рублей. Для того чтобы узнать стоимость замены цепи ГРМ на вашем автомобиле, запишитесь на диагностику.
Мы меняем цепи ГРМ на 42 марках автомобилей
Зачем нужна цепь в работе газораспределительного механизма ДВС
Газораспределительный механизм обеспечивает в двигателе внутреннего сгорания впуск и выпуск рабочего топлива, используя систему клапанов. Распределительный вал двигателя, вращаясь, создает непрерывную работу клапанов ГРМ, тем самым запуская весь процесс внутреннего сгорания.
Это надо знать: Что такое ремень ГРМ и когда его надо менять
Вращение распред. вала обеспечивается работой коленчатого вала, крутящий момент от которого передается при помощи цепи или зубчатого ремня.
На концах обоих валов установлены шестеренки-звезды, на которых крепится цепь или ремень, именно они создают натяжение и необходимую скорость вращения.
Признаки неисправности ГРМ
Внешние признаки неисправности ГРМ и их причины представлены ниже.
- Слышен металлический стук в головке блока цилиндров на малых и средних оборотах двигателя. Снижается мощность двигателя. Такие неисправности возникают вследствие нарушения теплового зазора клапанов и износа подшипников и «кулачков» вала, который носит функцию распределителя.
- Металлический стук в головке блока цилиндра поступает из холодного двигателя. Мощность двигателя при этом также снижена. Такое возникает из-за неисправности гидрокомпенсаторов.
- Слышен шум в районе привода распределительного вала. Слышны хлопки в глушитель. Причину ищите либо в износе цепи привода, либо в износе зубчатого шкива привода.
- Выпускаемые отработанные газы имеют нехарактерный синий оттенок. Уровень масла в картере двигателя снижен. Мощность двигателя снижена. Это происходит из-за износа маслоотражающих колпачков, стержней клапанов и направляющих втулок. Причина также может крыться в повреждении кривошипно-шатунного механизма.
- Слышны звонкие металлические звуки при разгоне автомобиля. Двигатель работает с перебоями. Это происходит из-за образования и оседания нагара на клапанах, неисправности кривошипно-шатунного механизма и использования топлива сомнительного качества.
- В работе холодного двигателя происходят кратковременные провалы. Мощность двигателя снижается. Двигатель очень быстро и сильно перегревается. Причиной является снижение упругости, поломка и зависание клапанов.
Наиболее серьёзной неисправностью ГРМ является зависание клапанов. Это часто приводит к поломке всего двигателя. К счастью, эта неисправность в современных автомобилях учтена и встречается довольно редко.
Неисправности гидрокомпенсаторов заслуживают отдельной темы. Если вы используете слишком жидкое или грязное густое масло, то гидрокомпенсатор перестаёт устранять зазоры в ГРМ. Это приводит к заклиниванию гидрокомпенсаторов.
Нарушение теплового зазора на двигателях с регулируемым зазором может произойти не только из-за износа подшипников, но и из-за некорректной регулировки зазора.
Диагностика неисправностей ГРМ сложна из-за схожести их признаков. Диагностика чаще всего проводится путем снятия крышки головки блока цилиндров и осмотра элементов конструкции.
Дополнительно рекомендуем прочитать статью нашего специалиста, в которой рассказывается о том, как происходит замена ремня ГРМ.
Как определить износ системы и когда нужна замена
Во время работы цепь ГРМ находится в изогнутом положении и постоянно нагревается. Эксплуатация в таких условиях вызывает растягивание и провисание. Это сказывается и на прочности. Постепенно цепь начинает провисать из-за износа шарнирных соединений звеньев, как следствие — она начинает перескакивать на один-два зубца. Причиной неисправностей и обрыва является амортизационный износ.
Провисание цепи ГРМ в результате износа
Визуально выявить износ цепи или по издаваемому ей звуку фактически нереально. Помимо этого провести такой осмотр невооружённым глазом также нельзя. Поэтому при замене детали учитывают только её ресурс. Эксплуатационный срок зависит от силового агрегата транспортного средства, условий эксплуатации и пробега.
Завод-изготовитель даёт рекомендации по смене ГРМ для каждого силового агрегата. Однако на практике реальные сроки эксплуатации цепи могут значительно отличаться и варьируются в зависимости от условий использования авто. Завод-изготовитель даёт свои рекомендации на основе проводимых на полигоне тестов, а каждодневная езда в городском режиме разрушает деталь гораздо быстрее. Помимо этого изменяться сроки замены могут и в зависимости от климатических условий, что характерно для России.
Подробное описание замены привода газораспределения
Замена цепи ГРМ Киа Рио 3 предполагает использование следующих инструментов:
- ключи (14, 17, 19 и 22);
- взяты (14, 17 и 19);
- отвертки с плоской головкой;
- удлинитель;
- кривошип.
- Порядок замены деталей основных рабочих агрегатов Киа Рио 3, отвечающих за распределение газа, будет представлен ниже.
Демонтаж крышки головки блока цилиндров (и установка при сборке)
Замена цепи Киа Рио 3 предполагает снятие крышки головки блока цилиндров. Сначала снимаются катушки зажигания. На машине их четыре. Сначала откручиваем болты крепления крышки колодца свечи зажигания. Каждая катушка закреплена болтом, который необходимо ослабить. Детали вынимают по очереди из колодцев, от них отсоединяют блоки с проводкой, затем снимаем две трубы, отвечающие за вентиляцию картера ДВС (скреплены хомутами с ушками).
Снимаем крышку блока цилиндров
Крышка ГБЦ прикручивается шестнадцатью болтами, откручивать которые нужно строго по схеме. При затяжке болтов после сборки необходимо соблюдать момент затяжки. Для первого прохода он должен быть равен 3,9-5,9 Н * м, для второго — 7,8-9,8 Н * м.
При разборке крышки необходимо вынуть прокладку из ее пазов, а также вынуть прокладку из колодцев свечей. Высушивают оставшееся масло, устанавливают новые уплотнения на место старых и проводят окончательную сборку (после замены выработавших ресурс деталей).
Установка первого поршня в верхнюю мертвую точку
Поршень первого цилиндра должен принять положение ВМТ (верхняя мертвая точка), чтобы время газораспределения не было нарушено позже.
Ставим ярлыки
ВМТ устанавливается по меткам на звездочках распределительных валов. На шкиве коленчатого вала метка должна совпадать с меткой «0» на выступе крышки, за которой расположена цепь. В противном случае двигатель не будет работать должным образом. Также нужно ориентироваться на расположение засечок на звездочках (они должны быть заподлицо с поверхностью ГБЦ и друг напротив друга). Цепь Киа Рио 3, если она установлена неправильно после замены, необходимо снять, а коленчатый вал повернуть в нужное положение.
Сливаем масло и демонтируем кронштейн правой опоры
На автомобилях Киа Рио 3 ГРМ и его детали меняются при сливе масла и снятии кронштейна правой подушки двигателя. Требуется емкость для слива содержимого системы смазки.
Слейте масла
Сначала откручивается крышка маслозаливной горловины, затем (после предварительной очистки щеткой и тряпкой) откручивается и полностью откручивается сливная пробка в масляном поддоне. Масло будет горячим, поэтому необходимо соблюдать меры предосторожности.
Разборка кронштейна осуществляется следующим образом:
- Под картер помещается опора (через деревянную накладку).
- Отвинчиваются крепежный болт и две гайки на шпильках.
- Ослаблена гайка, удерживающая кронштейн в держателе. Деталь удалена.
Снимаем ремень навесного оборудования и натяжитель
Ремень Kia Rio 3 необходим для работы дополнительного оборудования (например, генератора). Ремень снимается просто, для этого достаточно приподнять машину, снять правое колесо и повернуть ролик натяжителя против часовой стрелки с помощью гаечного ключа. Ослабленный ремень легко снимается с ролика натяжителя. Следы износа, масла и трещин говорят о необходимости замены ремня.
Следующим шагом будет отпустить насос гидроусилителя руля (открутить верхний болт) и сдвинуть его в сторону. Затем откручивается болт крепления натяжителя ремня (имеет обратную резьбу). Также откручиваются крепления нижнего кронштейна правой опоры. Деталь удалена. Промежуточный ролик освобожден. Процедура необходима, чтобы добраться до крышки, за которой находится дистрибьюторская сеть Kia Rio 3.
Демонтаж помпы
Замена цепи ГРМ на Киа Рио 3 предполагает снятие водяного насоса. Для разборки необходимо открутить крепеж, предотвращающий вращение шкива помпы. Насос крепится к силовому агрегату пятью болтами. Их переворачивают вверх ногами, корпус выталкивают и снимают с сиденья.
Разобрать насос
Старая прокладка снимается и меняется в обязательном порядке.
Снятие шкива коленвала и генератора
Следующим шагом при замене ремня ГРМ на Киа Рио 3 будет снятие шкива коленвала и разборка генератора. Шкив необходимо удерживать специальным приспособлением. Он фиксируется по центру болтом.
Шкив коленчатого вала
Что касается генератора, то работы нужно производить с отсоединенным от минусовой клеммы проводом. На первом этапе отключается блокировка проводки. Затем снимается защитный колпачок, отпускается шнур питания. Откручиваются нижний и верхний болты крепления генератора. Устройство удалено полностью.
Смена сальника коленвала
Сальник коленвала установлен в крышке, за которой спрятана цепь. Его нужно будет заменить. Вынуть деталь можно плоской отверткой. Но если и этого не получается, в обойму вкручиваются винты и плоскогубцами вытаскивается сальник коленвала Киа Рио 3.
Сальник коленчатого вала
Новый сальник смазывается маслом (обрабатывается входящая в двигатель рабочая кромка). Опрессовка производится подходящей оправкой (можно головкой из набора) с помощью молотка.
Демонтаж крышки и цепи ГРМ Киа Рио 3
Крышка фиксируется четырнадцатью болтами, которые необходимо открутить. Натяжитель цепи ГРМ Kia Rio 3 имеет башмак, который отводится назад и фиксируется шпилькой. Отвинчивается крепеж натяжителя, деталь убирается в сторону. Распредвал выпускных клапанов поворачивается по часовой стрелке, так что цепь можно снять со звездочек. Замена цепи предполагает установку новой детали по указателям.
Источники
- https://autonissancar.ru/kia/rio/rio-3/menyaem-tsep-grm-kia-rio-3
- https://g-light-auto.ru/shhetki-stekloochistitelya/remen-ili-tsep-grm-kia-rio-3-zamena.html
- https://artikul-cars.ru/kia/rio-3-sedan-2011-2015/engine/cep
- https://www.autoservice-korean.ru/inf/rio/zamena-remna-grm/
- https://kiarioinfo.ru/ekspluataciya/zamenit-remen-ili-cep-grm.html
- https://rad-star.ru/pressroom/articles/zamena-tsepi-na-grm/
- https://razborov.net/kia/kogda-menyat-cep-grm-kia-rio-3.html
После замены цепи или ремня ГРМ двигатель не заводится: основные причины и устранение неполадок
Перед началом диагностики привода ГРМ рекомендуется сразу проверить исправность работы системы зажигания, состояние АКБ, правильность подключения элементов системы питания, электронных датчиков ЭСУД и т.д. Если неисправностей не выявлено, тогда переходим к приводу газораспределительного механизма.
В списке основных причин, по которым после замены ремня ГРМ машина не заводится или проблемы появились после того, как менялся цепной привод, специалисты выделяют возможные повреждения клапанного механизма и сбитые фазы газораспределения в результате неправильной установки.
Подобные неисправности могут встречаться на разных моделях авто
Прежде всего, важно знать, что ошибки во время замены привода ГРМ могут привести не только к сбоям, но и к последующим поломкам. Также нужно отдельно учитывать и причину, по которой пришлось менять элементы привода
Двигатель не заводится: загнуло клапана
Например, если произошел обрыв ремня ГРМ, затем ремень поменяли и машина не заводится, тогда не следует исключать загиб клапанов после такого обрыва. Дело в том, что в момент разрыва ремня на многих двигателях сбиваются фазы газораспределения, распредвал не крутится, ГРМ перестает работать. Это значит, что клапана перестают своевременно открываться и закрываться.
Однако поршни в цилиндрах все равно продолжают двигаться. Часто бывает так, что клапана остаются открытыми, в результате чего поршни ударяют по ним. В этом случае происходит загиб клапанов, также повреждения могут затронуть и поршни. При этом одной заменой ремня ГРМ такую проблему уже не решить, так как двигателю требуется отдельный дорогостоящий ремонт.
Отметим, что раньше производители ДВС учитывали риск загиба и протачивали на поверхности поршня специальные выемки под клапана. При этом наличие таких проточек снижает мощность двигателя, в результате чего от подобного решения на современных моторах отказались.
Проверить клапана в полевых условиях можно путем снятия крышки клапанов, после чего двигатель проворачивается вручную и оценивается работа механизма. Если будет замечено, что какой-либо клапан не работает, тогда его загнуло. Учтите, такая проверка является всего лишь поверхностной диагностикой, так как даже с погнутыми клапанами механизм зачастую визуально будет нормально работать.
По этой причине для точной оценки состояния клапанов предпочтительнее снимать ГБЦ. После снятия погнутые клапана можно быстро определить, а также сразу приступить к процедуре их замены
Обратите внимание, все клапана рекомендуется менять сразу на новые, а не выполнять замену только погнутых. Также в процессе установки нужно обязательно выполнить притирку клапанов
Замена ГРМ выполнена неправильно
Неквалифицированная замена привода ГРМ часто приводит к тому, что после замены цепи грм плохо заводится двигатель, не заводится мотор с ременным приводом и т.д. Проблема заключается в том, что ремень ГРМ может быть не выставлен по меткам и фазы не совпадают.
Результатом становится то, что работа механизма газораспределения и системы зажигания не синхронизирована, смесь сжимается в одном цилиндре, а искра образуется в другом.
По указанным причинам важным моментом является точное совпадение меток на шкивах
В процессе замены следует повышенное внимание уделить положению меток. Двигатель выставляется в положение окончания такта сжатия в первом цилиндре, после чего проверяется положение меток
Если замечено отклонение, тогда это причина отказа мотора заводиться. В подобной ситуации ремень ГРМ нужно снять, правильно выставить шкив распредвала с учетом меток. Добавим, что на многих моделях автомобилей также имеется специальная метка на маховике, которая тоже должна совпадать.
Следует отметить, что маховик обычно грязный. Во многих случаях это затрудняет обнаружение метки. Как показывает практика, на маховике кроме риски-метки, которую нужно выставлять, также могут присутствовать характерные углубления-ямки. Если по ошибке вместо риски выставить край ямки, который визуально похож на метку, тогда двигатель не будет запускаться.
Также в процессе замены привода ГРМ на машинах с карбюратором может сбиться зажигание. Достаточно часто нарушение подачи искры по цилиндрам можно определить путем установки свечного бронепровода первого цилиндра на четвертый, а провода с четвертого цилиндра на первый. В ряде случаев после такой перестановки двигатель можно завести.
Если был обнаружен такой сбой, тогда привод газораспределительного механизма нужно выставить правильно, при необходимости также производится дополнительная корректировка и настройка системы зажигания.
Регламент и периодичность работ
Цепь ГРМ, как и любая другая деталь автомобиля, имеет свой рабочий ресурс. На его продолжительность влияют эксплуатационные условия, модель и марка машины и тип мотора. В среднем срок использования цепи составляет 60 тысяч километров пробега или два года, однако слишком затягивать со сменой детали не стоит. Ждать, пока она не износится до такой степени, что начнёт разваливаться, тоже не нужно. Многие современные модели транспортных средств имеют интегрированные датчики, оповещающие водителя о сроках замены данной детали.
У цепи ГРМ также имеется свой ресурс эксплуатации. Спустя 100 тысяч километром пробега она вытягивается и провисает. Причина этому — износ шарнирных соединений и возрастание расстояния между ними. В итоге, несмотря на нормальную компрессию, настроенные клапана и исправные системы зажигания и питания, силовой агрегат с перебоями функционирует на холостом ходу. Цепь перескакивает на один-два зубца. Это может спровоцировать либо просто остановку силового агрегата, либо замятие клапанов и капитальный ремонт мотора.
Возможные неисправности
В семействе автомобилей Волжского автозавода, которые получили названия «классики», привод ГРМ исполнен в цепном варианте. Ресурс хорошей двухрядной цепи выше любого ремня, к тому же цепь лучше защищена от любых внешних воздействий, находясь внутри блока двигателя. Моментальное растяжение цепи исключено, к тому же цепь, в отличие от ремня, не проскользнёт при резкой прогазовке двигателя. Обратная сторона: шумность и некоторая громоздкость — не столь бросаются в глаза при эксплуатации ВАЗ-2107.
Схема натяжителя: 1 — звёздочка распредвала; 2 — цепь ГРМ; 3 — успокоитель цепи; 4 — звёздочка привода вспомогательных агрегатов; 5 — звёздочка коленчатого вала; 6 — башмак натяжителя; 7 — гидравлический натяжитель цепи; 8 — штуцер масляной магистрали
К сожалению, цепь также не вечна. Она тоже растягивается — только не сразу, а постепенно, в результате выработки металлических пальцев о зубья шестерён.
Признаки того, что цепь растянулась и нужно диагностировать степень её исправности, следующие:
Если цепь лишь слегка потянулась, можно компенсировать проседание, увеличив прижим башмаком натяжителя. Когда же предел регулировок исчерпан, помочь может только замена цепи.
Растяжение цепи даже в несколько миллиметров заметен на глаз
Для того, чтобы лучше представлять, когда можно обойтись малой кровью, а когда менять цепь, производитель установил приблизительный ресурс нормальной работы привода ГРМ, которое на «семёрке» составляет 60 тысяч километров. При использовании свыше указанного срока появляется риск не просто растяжения, а перескока зубьев при работе, либо обрыва узла.
Перескок цепи на один-два зубца шестерни ведёт к нарушению фаз газораспределения, что скажется на сбоях в работе даже на холостых оборотах, не говоря уже о работе под нагрузкой.
Обрыв цепи приводит к исчезновению синхронизации между оборотами коленчатого и распределительного валов. В результате поршни по инерции бьют в отрытые вовнутрь цилиндра клапаны, деформируются сами и деформируют их. Поршни «семёрочного» мотора имеют специальные выточки, защищающие клапаны от загиба. Но если двигатель проходил капитальный ремонт с заменой цилиндро-поршневой группы, поршни вполне могут и не иметь выточек, тогда риск серьёзных повреждений вырастает. Следите за цепью привода и вовремя меняйте её.
Цепной ГРМ: как он устроен и как менять цепь
Нет в двигателе элементов более или менее ответственных, но все же есть механизм, неправильная сборка которого может обнаружиться только после окончания монтажа и попытки пуска двигателя. Да, именно попытки – и зачастую неудачной. «Перепрыгни» мастер на один зуб или ошибись хоть в одной метке – и привет, разборка! Хорошо, если привод ГРМ ременной – а если это цепь, которая заключена в корпус и прикрыта крышкой… Но обо всем по порядку.
Зачем нужен привод ГРМ?
Для тех, кто пришел сюда просвещаться, традиционно дадим краткий экскурс в устройство и предназначение газораспределительного механизма. Если говорить вкратце, то его роль – обеспечение связи между открытием/закрытием клапанов и перемещением поршня (а вместе с ним и коленчатого вала), для чего необходимо соединить коленчатый вал с валом распределительным. В смысле передаточного числа соединение это жесткое: оно всегда составляет 2 к 1 – то есть на два оборота коленвала приходится один оборот распредвала.
Вообще, привод ГРМ обеспечивает соблюдение фаз газораспределения. Страшно звучит? На деле все не так уж пугающе, достаточно начать с азов. Двигатели, которые мы рассматриваем – четырехтактные, то есть при их работе постоянно выполняются четыре такта: пуск – сжатие – рабочий ход – выпуск. Фазами же называют моменты открытия клапанов, выраженные в угле поворота коленвала. Да-да, так и пишут: угол открытия впускного клапана – 12 градусов перед ВМТ (верхней мертвой точки, где поршень останавливается перед тем, как пойти вниз). Значит, клапан начнет свое открытие благодаря кулачку распредвала, когда поршень немного не дойдет до ВМТ. Немного – это те самые 12 градусов поворота коленчатого вала. Еще 12 градусов по часовой стрелке – и поршень в ВМТ. Ну а фазы – это график открытия клапанов.
Если на двигателе предусмотрены фазовращатели (например, система VANOS от BMW), то углы этих фаз могут изменяться. Но углы открытия клапанов существуют не в отрыве от системы: в зависимости от них работает система впрыска топлива и система зажигания (если мотор бензиновый). Получается, если при установке привода ГРМ мастер ошибся, то клапан начнет открытие не за 12 градусов, а, например, за 14, но вот впрыск и зажигание сработают в надежде на то, что все верно. Не вовремя открытые и закрытые клапаны станут следствием неустойчивой работы двигателя, а если «перескок» окажется значительным, то и до встречи клапана с поршнем недалеко.
Статьи / Практика Эволюция ГРМ: шестерни, цепь и ремень Любите спорить на автомобильную тему и рассуждать, что лучше — ремень или цепь? Ничто так не придает спорщику значимости, как знание истории развития механизмов! Мы расскажем вам о том, как… 87451 3 15 26.12.2014
Какие бывают приводы
Существует несколько способов соединения коленчатого вала с распределительным: ременной, цепной, шестеренный и комбинированный (это как раз наш случай). В целом из их описания все уже понятно – по крайней мере, с первыми тремя. В последнем случае зачастую совмещают шестеренный и цепной типы.
У каждого типа привода есть свои достоинства и недостатки. Ремень прост в обслуживании и относительно недорог, цепь более надежна в сравнении с ремнем, но требует смазки, шестерни почти идеальны, но их вес и монтаж при сборке – сущий ад. Комбинируют же разные типы, если необходимо достичь требуемого результата за меньшие средства.
Что может выйти из строя?
Разумеется, у разных типов привода ГРМ возможные неисправности и поломки тоже различаются. Рассмотрим их все по порядку – и начнем с ремня. Самая первая и основная проблема здесь – это износ самого ремня, выраженный в его потрепанности и растяжении. Также возможны срезы зубьев ремня. Ну а вторым «слабым звеном», конечно же, являются ролики – натяжителя и промежуточные. Они так же, как и ремень, изнашиваются, а потому зачастую требуют замены вместе с ремнем. Заодно при замене ремня проверяют и износ зубьев на зубчатых шкивах привода распределительных валов.
Если привод ГРМ осуществляется цепью, то основных вариантов неполадок два: либо вытянулась цепь, либо износились зубья звездочек, либо произошло и то и другое. Наиболее распространенный вариант – первый. В случае замены цепи вместе с ней заменяют башмак натяжителя и успокоитель. Эти две детали необходимы для выравнивания работы цепи. Ведь ремень упругий сам по себе и натягивается за счет собственной эластичности. Цепь таких свойств лишена – а потому, чтобы во время работы и перепадов оборотов звенья цепи не закусило, устанавливается успокоитель, который представляет из себя металлическую пластину с пластиковой рабочей частью, о которую (разумеется, не без смазки) «трется» цепь. Ну а для постоянного натяга цепи установлен натяжитель и башмак, похожий на успокоитель, но закрепленный только с одной стороны (чтобы иметь возможность его перемещения).
Цепь металлическая, а потому требует постоянной смазки. Из-за этого она располагается в корпусе и накрыта металлической крышкой. В некоторых случаях (как в нашем) для улучшения ее смазки дополнительно устанавливают распылитель масла, направленный непосредственно на цепь.
Если говорить о ремонтопригодности – то есть о простоте замены цепи, то здесь все зависит от производителя. Например, в Mercedes «любят» заменять цепь без снятия крышки – более того, они указывают это как основной способ замены. Способ этот известен с момента появления цепи и заключается в следующем: с помощью специального приспособления цепь размыкают – вытягивают из одного звена ось. Получается два конца, к одному из которых подсоединяют звено новой цепи, после чего проворачивают коленвал и «прогоняют» новую цепь по кругу, одновременно с этим вытягивая цепь старую. Потом остается только соединить звенья новой цепи осью. Вроде бы ничего сложного – но только в теории. На деле вероятность «перескока на зуб» при таком методе самая высокая.
Регламентированные сроки службы цепи также полностью зависят от производителя: кто-то говорит, что через 150 тысяч километров ее пора менять, а кто-то (Honda, к примеру) заявляет ее ресурс «на весь срок службы двигателя». Бывает, что для улучшения характеристик привод разделяют на две цепи (любят такое в Hyundai). В таком случае замену придется выполнять исключительно со снятием передней крышки.
Статьи / Практика Цепь или ремень ГРМ — что лучше? Пожалуй, что этот вопрос входит в десятку самых философских вопросов автомобилестроения вместе с правым и левым рулем, дизелем и бензином, «механикой» и «автоматом». Наконец-то мы разложим д… 228724 26 20 30.12.2014
Шестеренный привод ГРМ – самый древний. Из очевидных преимуществ стоит упомянуть то, что он лишен таких болезней, как у ремня или цепи. В шестернях ничего не растягивается и не расслаивается, зубья не перепрыгивают, натяжитель не нужен… Правда, в этом случае необходимо пристально следить за качеством моторного масла – но это не самое главное. Основная сложность шестеренного привода в том, что если его по каким-то причинам пришлось разобрать, то собрать его обратно с сохранением всех меток будет довольно проблематично. Более того, есть такие двигатели (к примеру, 2,5 TDI от Volkswagen), у которых собрать привод ГРМ или проверить правильность фаз газораспределения без набора специальных приспособлений невозможно! У них просто нет соответствующих меток на шестернях. Так что если у вас двигатель именно этого концерна, и привод у него шестеренный, то прежде чем обращаться за помощью мастера, убедитесь, что у последнего имеется набор спецприспособлений – в противном случае вы просто застрянете на станции.
Комбинированный привод: выше уже было указано, что зачастую это шестерни плюс цепь. У нашего «пациента» схема именно такая. Здесь от шестерни коленчатого вала приводятся: шестерня привода распредвала, масляный насос, правый и левый балансирные валы, топливный насос высокого давления, вакуумный насос и насос системы гидроусилителя рулевого управления. Однако, чтобы не громоздить еще больше, конструкторы решили, что распределительные валы лучше подсоединить через цепь – тогда не придется устанавливать дополнительно промежуточные шестерни и усложнять жизнь ремонтникам. Ко всему прочему, при необходимости цепь можно заменить тем дедовским способом, который любят в Mercedes-Benz. К счастью, в Mitsubishi решили не тревожить воображения мастеров и тщательно пометили относительное расположение шестерен друг относительно друга (это будет хорошо видно ниже).
Чем хорош описанный тип привода? Тем, что для передачи вращения такому количеству оборудования пришлось бы иметь цепь длиной в несколько метров или ставить несколько цепей (некоторые, правда, так и делают), а это – значительное удорожание в случае ремонта. Кроме того, шестерни все же надежней, и выйти из строя могут только конкретные элементы, например, масляный насос или вакуумный насос, а сами же приводные шестерни – только в исключительных случаях. Что касается проблем с цепью, заменить ее не представит особого труда.
Что проверяют во время капитального ремонта?
Статьи / Практика Капремонт турбодизеля Mitsubishi с пробегом 500 тысяч километров: головка блока цилиндров Никто этого не избежит. Рано или поздно Он постучится к вам в… головку блока или блок цилиндров. Он – это капитальный ремонт двигателя. Времена «миллионников» давно канули в лету, и масштабн… 12792 0 1 28.09.2016
С ремнем все предельно ясно: благодаря относительной простоте и дешевизне, дело ограничивается заменой всех деталей – ремня и роликов. В случае, если привод ГРМ цепной, для начала измеряют длину цепи – иногда в заводских руководствах предоставляют данные диаметра обмотанной вокруг звездочки цепи. Сами звездочки проверяют на наличие сколов и износа зубьев: этих параметров достаточно, чтобы понять, требует ли замены цепь.
Если ГРМ приводят шестерни, то при ремонте мастера измеряют зазор в их зацеплении. На валы ставят две шестерни, одну из них блокируют, на один зуб второй устанавливают индикатор и, перемещая ее, замеряют зазор. Если износ чрезмерный – шестерни идут под замену, причем обе. Также проводится визуальная проверка зубьев на износ и сколы: если все в порядке, то шестерня возвращается на свое место. Комбинированный тип привода ГРМ в описании не нуждается – он сочетает в себе диагностику включенных в него типов.
Работа с приводом ГРМ Mitsubishi Pajero Wagon
Всю биографию и характеристики двигателя и модели данного экземпляра мы рассказали в предыдущей статье – напомню лишь, что ему 550 тысяч километров от роду, и «кормили» его исключительно хорошим маслом. Разобрав мотор и разделавшись с ГБЦ, мы приступили к приводу ГРМ.
При разборке механизма обошлось без каких-то особенно интересных процедур, заслуживающих описания, так как таких ответственных моментов, как с головкой блока, вроде выкручивания болтов в определенной последовательности, здесь практически нет. Самое главное при разборке – просто ничего не потерять. Но чистоты информации ради все же уточню, что демонтировать пришлось термостат, водяной насос (помпу), шкив коленчатого вала, компрессор системы кондиционирования и генератор. Остальное, как указывалось выше, приводится шестернями.
1 / 3
2 / 3
3 / 3
Закончив с вышеперечисленным, мы выкрутили болты крепления и сняли вакуумный насос, а следом за ним и насос гидроусилителя рулевого управления. После этого, изрядно потрудившись, сняли ТНВД. На заметку: вот тут-то часто длина болтов крепления неодинакова, и чтобы избавить себя от ненужной двойной, а то и тройной работы, все болты необходимо помечать. Сняв все лишнее, мы выкрутили болты крепления крышки механизма привода ГРМ и предельно осторожно (так как все установлено на герметике) отделили крышку от блока цилиндров.
Добравшись до сути, мы по очереди демонтировали все элементы привода – снятая ГБЦ делает это возможным и куда менее сложным этапом. Цепь даже не стали осматривать и измерять – пробег не оставлял ей шансов, и она сразу отправилась под замену. Все остальное после снятия ушло на мойку и последующий осмотр.
А осмотр этот выявил поразительные способности всех элементов к износоустойчивости – ни сколов зубьев, ни предельных зазоров в зацеплениях.
Состояние зубьев и корпуса масляного насоса говорит о том, что мы с мастером будем долго вспоминать используемое масло. Повторюсь: хоть насос и выглядит как новый, на самом деле его просто помыли!
Между крышкой привода ГРМ и блоком цилиндров установлена специальная пластина, причем довольно массивная. Не вдаваясь в ее изоляционно-укрепляющие функции, ее просто отдали на очистку и мойку.
А вот еще одну добрую весть принесла проверка диаметров опорных шеек балансирных валов – здесь все тоже оказалось в порядке. Неудивительно, что не сходящая с лица улыбка хозяина этого «боливара» озаряла сервисную зону в течение всей дефектовки.
Сборка по сравнению с разборкой оставила более яркие впечатления. Прежде всего наносим герметик на поверхность той самой промежуточной пластины, ставим ее на блок цилиндров и затягиваем болты ее крепления.
1 / 4
2 / 4
3 / 4
4 / 4
Главный здесь, по сути, коленвал, потому и шестерню ставим на его хвостовик в первую очередь. Надеваем вручную, на шпонку, потом лишь немного ручкой молотка стучим по ней, чтобы усадить окончательно.
1 / 3
2 / 3
3 / 3
Затем совмещаем метки и устанавливаем шестерню привода распредвала. На ней стоит звездочка, на которую будет надета цепь привода распределительных валов.
1 / 3
2 / 3
3 / 3
На оси этой шестерни монтируем масляный распылитель, который дополнительно смазывает цепь.
После нее – шестерня промежуточная, от которой будут вращаться шестерни насоса гидроусилителя и вакуумного насоса.
Подготовив и установив первый балансирный вал, устанавливаем промежуточную шестерню между шестерней распределительных валов и шестерней балансирного вала. Расположение балансира предельно важно, потому необходимо внимательно устанавливать шестерню, четко совмещая нанесенные метки. Здесь, повторюсь, отдельное спасибо стоит сказать производителю – они ясно видны и заметно облегчают работу.
1 / 2
2 / 2
После этого примеряем цепь. На ней тоже есть метки – выкрашенные звенья. Метки эти совмещаются с метками на звездочках. Далее наступает очередь масляного насоса – его разбирали для проверки.
Второй балансирный вал проходит через корпус масляного насоса. Зачем было так делать – вопрос интересный, но ответа на него мы не получим. Ну что ж, так, значит так – ставим шестерню привода балансира и насоса, совмещая метки. Вал занимает место в корпусе насоса, и вся эта сборка ставится мастером в блок цилиндров.
Основным параметром насоса является зазор в зацеплении зубьев ведущей и ведомой шестерни – и здесь, как мы помним, проблем не было, и насос собрали. Правда, затем конструкторская мысль почему-то пошла по непонятному для нас пути.
Стоит заметить, что перед «капиталкой» был куплен полный набор прокладок и уплотнителей, в том числе и на масляный насос. Установка же этой сборки отняла немало времени и нервов, так как совместить метки шестерни насоса и коленчатого вала оказалось очень затруднительно.
Закончив с этим хлопотным делом, мы поставили на место новенькие башмак натяжителя и успокоитель цепи, затем окончательно поставили цепь и зафиксировали ее пластиковым хомутом.
Не без определенных мучений поставили шестерню привода топливного насоса высокого давления – и на этом всё! Все, что могло быть поставлено под крышку — смонтировано!
1 / 4
2 / 4
3 / 4
4 / 4
Теперь пришла очередь крышки. Полюбовавшись чистотой ее поверхности, мы тщательно высушили ее и обезжирили, подготовив к установке. Предварительно на ее привалочную поверхность нанесли специальный герметик. Покрывать им поверхность нужно так, чтобы сам герметик не попал в отверстия – в таком случае есть вероятность ошибиться с моментом затяжки болтов крепления. Еще хуже, если герметик попадет в масляные каналы: он их незамедлительно забьет, и можно «заработать» масляное голодание.
1 / 3
2 / 3
3 / 3
После нанесения герметика крышку поставили на блок цилиндров и равномерно затянули болты крепления крышки – не забыв, что здесь длина болтов может быть разной. Выполнив эту операцию, можно удовлетворенно вздохнуть и сказать, что с ГРМ мы разделались. Остались внешние элементы: новая помпа, насос гидроусилителя и вакуумный насос – но это, как говорится, уже совсем другая история.
1 / 5
2 / 5
3 / 5
4 / 5
5 / 5
После установки головки блока и распределительных валов нужно обязательно проверить, чтобы метки совпадали.
Для этого мы провернули коленвал на два полных оборота и, увидев окрашенные звенья цепи напротив меток на звездочках распредвалов, окончательно выдохнули с облегчением. Эта проверка, кстати, применима ко всем типам приводов: после полной сборки надо провернуть коленвал на два полных оборота, и упаси вас, если метки «поплывут» – значит, сборка была нарушена, и придется все разобрать и собрать по новой. В нашем случае все ожидаемо оказалось в порядке – осталось лишь поставить на место новые термостат и генератор (их профилактически заменили), а также все снятое навесное оборудование.
На этом работа по переборке газораспределительного механизма была закончена. В следующей части мы расскажем вам о том, каких работ потребовал блок – хотя там, надо признать, все оказалось еще лучше.
Опрос
Приходилось ли вам ремонтировать ГРМ на своем автомобиле?
Ваш голос
Всего голосов:
Последствия поломки механизма газораспределения для двигателя
Обрыв цепи или дефекты роликов приводят к потере связи между коленчатым и распределительным валами. Размещённые в ГБЦ клапана останавливаются и замирают в позиции, в которой были на момент обрыва цепи. Поршни при этом функционируют без остановок. Поскольку поршни и клапана работают синхронно, в результате остановки клапанов поршни сталкиваются с ними. В итоге обе детали полностью разрушаются. В зависимости от конструкции двигателя данная проблема решается либо заменой системы клапанов и прочих деталей поршневой группой, либо установкой нового мотора.
Это интересно: Как правильно клеить тонировку: мастер-класс и советы экспертов
Последствия разрыва цепи привода ГРМ
Инструменты и запчасти
Набор необходимых инструментов
При замене привода ГРМ потребуется следующий инструмент:
- вороток с удлинителем;
- головки размером 10, 12, 14 и 22 мм;
- накидной ключ 12 мм;
- плоская отвёртка;
- нож;
- устройство, фиксирующее шкив коленвала.
Необходимые оригинальные запчасти
Список необходимых оригинальных запчастей для G4KD с артикулами:
- цепь привода ГРМ – 24321-25000;
- натяжитель цепи – 24410-25001;
- болт – 24349-25001;
- успокоитель – 24431-25001;
- успокоитель – 24420-25002;
- натяжитель механический в сборе – 24460-25001;
- болт – 24388-25001;
- болт – 24348-25001 (2шт.);
- прокладка клапанной крышки – 22441-2G100;
- передний сальник коленвала – 21421-25002;
- уплотнительное кольцо насоса – 25130-25002;
- ремень поликлиновый – 25212-2G750;
- ременной натяжитель вместе с роликами – 25280-2G100(2G105);
- шкив холостой ролик – 25287-25110;
- термостойкий герметик – 703141420.
Зависит ли износ цепи от типа двигателя — турбированного, атмосферного, рядного или V-образного?
Зависит. Основная нагрузка на цепь ГРМ ложится при старте, когда ей нужно сдвинуть с места все валы. Чем больше по объему и размеру мотор, тем, соответственно, больше нагрузка, выше износ. V-образные двигатели имеют две головки блока, которые также добавляют нагрузки. А вот наличие турбонаддува на ГРМ почти не влияет, поскольку турбина включается в работу уже на заведенном моторе. Разве что из-за меньшей степени сжатия на турбомоторах старт чуть проще. Собственно, на равномерном ходу износ и цепи, и ремня минимальный.
Не стоит забывать, что механизм ГРМ состоит не только из цепи. Различные пластиковые элементы конструкции ГРМ также изнашиваются, поскольку и они сопротивляются температуре и химической среде, а потому тоже требуют замены.