13.02.2022 19 498 ВАЗ 2107
Автор:Иван Баранов
Коробка передач — одна из основных составляющих ходовой части авто. Она должна быть всегда правильно отрегулирована и исправно работать. Для осуществления самостоятельного ремонта КПП необходимо знать, как снять коробку на ВАЗ 2107. В статье дана подробная инструкция и видео, в которых описан и показан процесс снятия коробки, перечислены необходимые для работы инструменты.
Замена коробки передач может потребоваться в следующих случаях:
- выходе ее из строя;
- при появлении шумов, свидетельствующих о ее неисправности;
- при неисправной коробке могут заблокироваться колеса во время движения;
- течь масла также свидетельствует о неполадках.
Загрузка …
[ Скрыть]
Снятие МКПП
В любом случае, чтобы произвести ремонт коробки передач ВАЗ-2107, потребуется ее снять с автомобиля. А для того чтобы это сделать нужно загнать автомобиль на смотровую яму или эстакаду.
Первым делом нужно снять с рычага переключения передач стержень. После этого нужно отверткой открутить саморезы крышки, закрывающей отверстие пола кузова авто. На этом работы внутри салона закончены, все последующие действия по снятию производятся снизу автомобиля.
Находясь под автомобилем нужно:
- Снять приемную трубу выхлопной системы;
- Затем откручивается и снимается стартер с картера маховика;
- От коробки передач отсоединяется карданный вал.
Для удобства снятия коробки нужно отсоединить поперечину задней опоры двигателя и трос привода спидометра.
Далее от коробки передач отсоединяется цилиндр гидропривода сцепления. Важно, чтобы при отсоединении цилиндра, случайно не снять с него гидравлический шланг.
После этого нужно отвернуть болты с помощью которых крепится крышка картера сцепления (ключ на 10). Далее приступают к непосредственному снятию коробки, а поскольку вес ее значительный, под нее нужно установить надежную опору.
Затем при помощи торцового ключа откручиваются болты благодаря которым крепиться картер сцепления к двигателю. Теперь, чтобы снять коробку ее нужно аккуратно сдвигать назад, постепенно выводя первичный вал со ступицы ведомого диска сцепления.
Делать это нужно осторожно, чтобы не допустить смещения ведомого диска, иначе установка коробки на место будет затруднена. В принципе, работы по снятию завершены, можно производить ремонт коробки передач ВАЗ-2107.
Так же читайте — Ремонт автоматической коробки передач, особенности ремонта.
Промежуточный вал
Предназначен для передачи крутящего момента определенной величины от первичного к вторичному. Вращается на подшипниках 2, 22 и 19. Шестерни составляют с валом единое целое. В этом же блоке установлены шестерни пятой скорости 18 и задней 20. Последняя устанавливается на отдельном валу 21, соединенном с вторичным на шлицах.
Для залива масла в коробку передач ВАЗ 2107, слева в корпусе предусмотрено специальное отверстие 11, закрываемое пробкой. Низ корпуса закрывается стальной крышкой, которая крепится десятью гайками. Все соединения крышек с корпусом коробки загерметизированы специальными прокладками, предотвращающими протекание масла. Подшипники первичного, вторичного и промежуточного валов закрыты сальниками, которые не дают вытекать маслу из поддона коробки передач.
Заправочный объем масла для коробки передач ВАЗ 2107 равен примерно 1,6 литров. Некоторые автолюбителя предпочитают заливать масло через верх, в месте, где ручка вставляется в КПП. Такой метод значительно проще стандартного, так как ручка находится в салоне и получить к ней доступ не составляет особых проблем, чего нельзя сказать о заливном отверстии.
Управление переключением передач осуществляется набором вилок, которые приводит в движение ручка. Устройство и основные детали механизма переключения скоростей наглядно иллюстрирует следующая схема.
Здесь номерами 1, 2 и 16 обозначены вилки переключения скоростей: третьей и четвертой, первой и второй, задней и пятой соответственно. Номерами 5, 7 и 9 обозначены штоки соответствующих вилок, которые приводит в движение ручка 8, выведенной в салон автомобиля ВАЗ 2107.
Схема работы механизма переключения следующая: когда ручка 8 изменяет свое положение, ее шарнир входит в зацепление с выемкой на одном из штоков, другой конец которого жестко сцеплен с вилкой болтом 3. Вилка, в свою очередь, входит в паз на соответствующей шестерне переднего (16, 23, 24, 25) или промежуточной (20) заднего хода. Таким образом, ручка 8 обеспечивает перемещения вилки и происходит зацепление определенной шестерни вторичного вала с соответствующей ей шестерней промежуточного. При этом цепочка передачи крутящего момента замыкается, вторичный вал начинает вращаться со скоростью, соответствующей передаточному числу зацепленных в данный момент шестеренок. При включении задней скорости, в отличие от остальных, ручка при движении «утапливается» вниз.
Как видим, схема устройства коробки ВАЗ 2107 достаточно сложная, поэтому не рекомендуется заниматься ее ремонтом, не имея соответствующих навыков. Лучше доверить это дело специалистам.
Разборка коробки
Повышенная шумность коробки передач может быть вызвана износом или выходом из строя ее подшипников валов, а также значительным износом шестерен и синхронизаторов. Чтобы определить, что вызывает повышенный шум, потребуется ее разборка.
Работа это довольно сложная в технологическом плане, и если автолюбитель не уверен в своих силах, то лучше обратиться на специализированное СТО, иначе в последующем неправильная сборка может привести более значительным последствиям, или же к тому, что коробка передач работать не будет.
Но, если решено было самому производить ремонт коробки передач ВАЗ-2107, то для этого потребуется набор ключей и головок, мощная отвертка, съемники для снятия подшипников.
Порядок работы.
Первым делом откручивают гайки с помощью которых крепится корпус рычага переключения и снимают рычаг с коробки.
Затем снимается кронштейн крепления выхлопной трубы. После этого откручиваются болты крепления задней и нижней крышек коробки. Этого будет достаточно, чтобы визуально определить состояние шестерен и синхронизаторов.
Если замечен значительный их износ, то, скорее всего причина повышенного шума в них. Но стоит также и проверить валы коробки на осевое смещение. Если таковое имеется, то подшипники также сильно изношены и требуют замены.
Для проведения работ по замене изношенных частей потребуется полная разборка коробки передач. Для этого вначале снимают заднюю крышку, открутив гайку ее крепления, доступ к которой возможен после снятия нижней крышки.
Для удобства ее снятия потребуется переместить вниз ползун 1-2 передачи. Затем несильно постукивая по крышке, снимают ее со шпилек.
Чтобы получить доступ к подшипнику 5-й передачи и заднего хода, нужно выпрессовать заглушку. После чего извлекается блок 5-й и передачи заднего хода.
Съемником аккуратно извлекается подшипник и сальник вторичного вала из корпуса крышки. При следах заметного их износа, они заменяются на новые.
Признаки необходимости замены (ремонта) коробки передач Ваз 2107
- Повышенный шум и вибрация в агрегате.
- Затрудненное переключение или самопроизвольное выключение передач.
- Утечка масла из КПП.
- Блокировка колес.
- Отсутствие вращения кардана при включенной передаче и работающем двигателе.
Для устранения большинства проблем не требуется полная замена КПП, однако проведение ремонта требует ее снятия и установки.
Перечень необходимого инструмента
- Набор гаечных ключей (лучше головок с карданными шарнирами) на 10, 13, 19 мм.
- Отвертка и пассатижи.
- Длинный брусок, которым можно подпереть коробку (как вариант, короткий прочный брусок и домкрат).
Дальнейшая разборка
Для дальнейшей разборки коробки от нее отсоединяется картер сцепления. Это даст возможность доступа к сальнику передней крышки коробки. Если замечено подтекание масла, то сальник нужно заменить.
Дальше выкручивается болт подшипника передней крышки, болт блока шестерен и болт крепления промежуточного вала. После чего откручивается пластина, под которой находится пружины и фиксаторы ползунов.
Пружины и фиксаторы тоже изымаются, важно заметить, какая пружина стояла в каком гнезде, поскольку пружина 5-й передачи и заднего хода несколько длиннее.
После этих процедур снимается блок шестерен. Но перед этим нужно запомнить расположение дистанционных колец. Вначале снимаются шестерни 5-й передачи вместе со штоком переключения. В большинстве случаев шестерни имеют ограничители хода в виде стопорных колец, снимать их нужно аккуратно.
Затем извлекается задний подшипник промежуточного вала и этот вал извлекается из корпуса. После этого из корпуса достается ползун, отвечающий за включение 3 и 4 передачи, заранее открутив от него болт крепления вилки включения.
Таким же образом извлекается ползун 1 и 2 передачи. При их извлечении важно не потерять блокировочные сухари, находящиеся в картере коробки.
Закончив с ползунами можно извлекать первичный вал. Последующей операцией будет снятие стопорной пластины, за которой находится подшипник вторичного вала.
После его снятия появится возможность извлечения вторичного вала. Разборка завершена.
Вторичный вал
Является продолжением первичного в пространстве. На нем собраны шестерни первой (23), второй (24) и третьей(25) передач, свободно перемещающиеся и в определенных положениях входящие в зацепление с соответствующими шестернями промежуточного вала 1. Все шестерни имеют разный диаметр, благодаря чему обеспечивается изменение величины передаваемого крутящего момента.
Вторичный вал вращается на подшипниках 9, 11 и 12. Первый из них – роликовый, устанавливается в первичный вал, остальные запрессованы в картер и заднюю крышку соответственно.
Повышенная шумность
После разборки нужно провести дефектовку деталей коробки. Если замечен сильный износ зубьев шестерни, они подлежат замене. Замену шестерен лучше производить по очереди. Чтобы не попутать шестерни.
Очень многие шестерни имеют стопорные кольца. Такую же дефектовку проходят и синхронизаторы. Заметив хоть незначительный их износ или повреждения – они заменяются.
Особое внимание нужно приделить состоянию подшипников. Они не должны иметь люфта, появления глубоких беговых дорожек шариков.
Хотя, даже если подшипник внешне и выглядит исправным его лучше заменить. Этим исключается возможность появления шума после сборки коробки.
Самопроизвольное выключение скорости
Если же ремонт коробки передач ВАЗ-2107 связан с самопроизвольным выключением какой-либо передачи, то в таком случае пристальному вниманию подлегают ползуны и фиксаторы.
Нужно осмотреть состояние посадочных мест фиксаторов. Если края посадочных мест имеют сильный износ, то ползуны нужно заменить.
Еще один метод восстановления посадочных мест используют некоторые умельцы. Для этого на посадочные места наносится слой металла при помощи сварочного аппарата. А затем при помощи болгарки в нанесенном металле вырезаются новые посадочные места.
Метод довольно прост, но не очень эффективен, поскольку нанесенный металл по своей структуре мягче, а значит, износ его будет значительно быстрее.
Фиксаторы, при ремонте желательно заменить, так же, как и пружины, которые поджимают их к ползунам.
Делается это потому, что пружины постоянно находятся в поджатом состоянии и со временем сседаются, из-за чего не создают должного усилия на фиксаторы.
Подшипник первичного вала ВАЗ-2107: номер, цена, какой лучше купить, размер (5 ступка, 4 ступка)
В МКПП «Классики» конструкторами предусмотрен радиальный открытый однорядный шарикоподшипник 6 класса точности, который на 90% воспринимает радиальные нагрузки. Для выбора данной запчасти необходимо обращать внимание на радиальный и осевой зазор, легкость вращения, внешний вид изделия (отсутствие коррозии, трещин, забоин, раковин). Прежде чем купить подшипник первичного вала КПП для «семёрки» ознакомьтесь с перечнем рекомендуемых производителей. Перечисленные заводы-изготовители выпускают качественные изделия по приемлемым ценам с точными размерами согласно ГОСТ 520-211.
- Открытый: 6-50706АУ (заменяемый без разборки КПП)
- Закрытый: 6-180502К1УС9 (заменяемый с разборкой КПП)
Таблица стоимости и рекомендуемых производителей
№ п/п | Завод-изготовитель | Номер (артикул/маркировки) | Цена 2022 год, руб | Комплект | |||
Стопорное кольцо | Подшипник | Прижимное кольцо | Инструкция по монтажу | ||||
1 | VBF (ВПК) Россия Аналог | 50706АУ.P6R10.20Q6 | 270 | — | + | — | — |
2 | ГПЗ Россия Аналог | 6-50706АУ | 200 | — | + | — | — |
3 | SPZ (3 ГПЗ) Россия Аналог | 6-50706АЕ1УШ | 450 | — | + | — | — |
4 | СПЗ-4 Россия Аналог | 6-50706АУ | 220 | — | + | — | — |
Перечень полного комплекта подшипников КПП на ВАЗ 2107
Вал | Номера по ГОСТу / ISO |
Первичный | 6-50706АУ / 6706N |
6-180502К1УС9 / 62202.2RS | |
Вторичный | 6-205КУ / 6205 |
6-50306КУ / 6306N | |
464904Е / AR-491298А | |
Промежуточный | 6-92705К / 613441 (SKF) |
6-156704 / 616073 (SKF) |
Таблица размеров подшипника 6-50706АУ
Характеристика | Единица измерения | Значение по ГОСТ (ТУ) |
Диаметр отверстия, d | mm | 30 |
Наружный диаметр, D | mm | 75 |
Номинальная высота, B | mm | 19 |
Диаметр канавки для стопорного кольца, D1 | mm (min-max) | 71,32 — 71,83 |
Положение канавки, a | mm (min-max) | 3,07 — 3,28 |
Ширина канавки, b | mm (min-max) | 1,6 — 1,9 |
Радиус монтажных фасок, r | mm (min) | 1,5 |
Грузоподъемность динамическая, С | kH | 32,8 |
Грузоподъемность статическая, С0 | kH | 17,8 |
Номинальные обороты | об/мин | 10000 |
Радиальный зазор | mm | 0,01-0,024 |
Тип стали | — | ШХ-15 |
Твердость стали и шариков | HRC | 61-65 |
Угол контакта | град. | |
Момент затяжки | kN*M | — |
Шероховатость колец | Ra | 0.32 |
Количество шариков | шт. | 7 |
Диаметр шарика | mm | 14,288 |
Вес | г. | 400 |
Рабочая температура | градусы | +/-50 |
Затрудненное переключение
Причинами затрудненного переключения передач может являться сильное загрязнение кулисы рычага или заедание ползунов.
Для того чтобы определить причину данной неисправности нужно взять корпус рычага переключения и проверить, нет ли заедания при перемещении рычага. Если таковой имеется, нужно установить причину и устранить ее.
Если же рычаг в корпусе перемещается без особых усилий, значит причина в ползунах. После снятия их с корпуса коробки передач, нужно внимательно осмотреть их. Обычно в местах заедания на ползунах остаются отметины в виде потертостей и царапин.
Затем нужно осмотреть посадочные места ползунов на наличие частиц, вызывающих заедание. Также как вариант может быть небольшой изгиб самого ползуна. В таком случае ползун заменяется.
Изучаем устройство КПП чтобы поменять подшипник первичного вала
Перед тем как поменять подшипник, ознакомьтесь с устройством четырех ступенчатой коробки передач (в пяти ступенчатой расположение шарикоподшипника «первички» аналогичное). Замене подлежит позиция №4, для этого сначала необходимо демонтировать КПП.
- Набор накидных ключей или головок с трещоткой;
- Две широких плоских отвертки;
- Круглогубцы;
- Молоток, тиски, деревянный брусок.
Как снять КПП и подшипник первичного вала у ВАЗа 2107
Операция по замене или демонтажу КП производится в яме или на подъёмнике, в исключительных случаях используйте прочные подпорки с домкратом, но это не безопасно. Под задние колеса устанавливаются упоры, включается ручной тормоз с нейтральной передачей. Для безопасности выполнения замены отсоединяем минусовую клемму от аккумулятора, дальнейшие операции выполняем согласно инструкции.
- Снимаем кардан от редуктора и муфты, как это сделать читайте в статье по замене подвесного подшипника ВАЗ 2107.
- Теперь демонтируем выхлопную (приёмную) трубу коллектора, она держится на трёх болтах.
- Находим рабочий цилиндр сцепления на корпусе коробки передач и откручиваем.
- Далее отсоединяем кабель с массой, а так же клемму огней заднего хода.
- Теперь снимаем трос спидометра (так называемый датчик скорости) и откручиваем нижний картер сцепления.
- Откручиваем нижние и верхние болты крепления КПП к двигателю ключом на 19.
- Задняя часть МКПП держится на траверсе (ласточке), для демонтажа опоры скручиваем две гайки со шпилек.