Разборка, ремонт и сборка (переборка) коробки передач
Сливаем масло из коробки передач, снимаем вилку и подшипник выключения сцепления (см. соответствующие разделы). Демонтируем фланец эластичной муфты с носка вторичного вала (см. тут)… …и выключатель фонарей заднего хода . |
Механизм выбора передач можно демонтировать на автомобиле, не снимая коробки передач. Для наглядности эти операции выполняем на снятой коробке передач. Снимаем манжету механизма выбора передач. |
Устанавливаем рычаг переключения передач в нейтральное положение. Головкой «на 10» отворачиваем три гайки крепления корпуса рычага переключения передач… |
…и вынимаем механизм выбора передач. |
Соединение уплотнено прокладкой. |
Маркером помечаем взаимное расположение шайб и направляющей пластины механизма. |
Головкой «на 10» отворачиваем две гайки крепления блокировочной пластины заднего хода, удерживая болты ключом той же размерности,… |
…и снимаем блокировочную пластину. |
Отвернув еще одну гайку,… …снимаем нижнюю шайбу направляющей пластины. |
Вынув одну направляющую планку с двумя пружинами,… …снимаем направляющую пластину с нижнего конца рычага. |
Снимаем верхнюю шайбу направляющей пластины. |
Снимаем корпус рычага переключения передач. |
Вынимаем из проточек корпуса резиновые уплотнительные кольца болтов. |
Снимаем нижнюю прокладку корпуса шаровой опоры. |
Снимаем фланец с защитным чехлом… |
…и верхнюю прокладку корпуса. |
Щипцами снимаем стопорное кольцо. |
Снимаем сферическую шайбу… |
…и разъединяем рычаг и корпус шаровой опоры. |
Устанавливаем коробку передач картером сцепления на верстак. Головкой «на 10» отворачиваем десять гаек крепления нижней крышки коробки передач. |
…и уплотнительную прокладку. |
Отверткой через отверстие механизма выбора передач сдвигаем вниз шток вилки включения I–II передач (при этом включается II передача). |
Ключом «на 13» отворачиваем гайку крепления задней крышки, расположенную внутри корпуса коробки. |
Ключом «на 13» отворачиваем пять гаек крепления задней крышки, расположенных снаружи корпуса. |
Постукиваем молотком по приливам крышки, при этом отверткой (или подходящим отрезком трубы при снятом сальнике вторичного вала) удерживаем задний подшипник на вторичном валу. |
Сдвигаем крышку со шпилек и снимаем, поворачивая ее по часовой стрелке (глядя со стороны хвостовика вторичного вала), чтобы исключить задевание крышки за штоки и блок шестерен V передачи и заднего хода. |
Снимаем прокладку крышки. |
Для замены подшипника блока шестерен V передачи и заднего хода… …поддеваем ролики подшипника отверткой… |
… и вынимаем ролики из сепаратора. Поддев крючком наружное кольцо подшипника,… |
…вынимаем его из гнезда задней крышки. |
Снимаем упорное кольцо заднего подшипника вторичного вала. |
Снимаем наружное кольцо подшипника с сепаратором и роликами. |
Снимаем внутреннее кольцо подшипника. |
Снимаем распорную втулку… |
…и маслоотражательную шайбу. |
Для стопорения валов от проворачивания необходимо включить две передачи. II передача была включена при снятии задней крышки. Перед тем как включить заднюю или V передачи, освобождаем вилку включения этих передач. Для этого… …ключом «на 10» отворачиваем болт крепления вилки к штоку. |
Нажав отверткой на вилку вниз, включаем заднюю передачу. |
Накидным ключом (головкой) «на 17» отворачиваем болт крепления блока шестерен V передачи и заднего хода. |
…и снимаем блок шестерен со шлицев промежуточного вала. |
Зажимаем блок шестерен V передачи и заднего хода в тиски с накладками губок из мягкого металла. Двумя отвертками спрессовываем внутреннее кольцо подшипника блока шестерен… |
…и снимаем внутреннее кольцо. |
Снимаем втулку шестерни V передачи,… |
…саму шестерню с блокирующим кольцом синхронизатора,… |
Повернув вилку включения V передачи и заднего хода на штоке к вторичному валу,… …снимаем промежуточную шестерню задней передачи. |
Накидным ключом «на 13» отворачиваем два болта крепления крышки фиксаторов. |
Снимаем крышку и прокладку. |
Вынимаем пружины фиксаторов (пружина штока V передачи и заднего хода длиннее двух других и имеет темный цвет покрытия). |
Намагниченной отверткой вынимаем все три фиксатора. |
Вынимаем шток включения V передачи и заднего хода с вилкой. |
Намагниченной отверткой вынимаем блокировочный сухарь из отверстия картера коробки передач, которое расположено между гнездами картера под штоки V передачи и заднего хода и III–IV передач. |
Снимаем со вторичного вала ведомую шестерню задней передачи. |
Из паза вала вынимаем шпонку. |
Головкой «на 10» отворачиваем болт крепления к штоку вилки включения III–IV передач. |
В отверстие штока вставлен блокировочный сухарь,… Намагниченной отверткой вынимаем блокировочный сухарь из отверстия картера коробки передач, которое расположено между гнездами картера под штоки I–II и III и IV передач (этот сухарь заметно длиннее сухаря, расположенного между штоком включения V передачи — заднего хода и штоком включения III–IV передач). |
Головкой «на 10» отворачиваем болт крепления к штоку вилки включения I-II передач. |
Ударной отверткой с крестообразным наконечником отворачиваем три винта крепления стопорной пластины промежуточного подшипника вторичного вала. |
Винты стопорятся специальными шайбами. |
Снимаем стопорную пластину. |
Накидным ключом «на 19» отворачиваем гайку крепления оси промежуточной шестерни заднего хода, удерживая ось от проворачивания ключом «на 24». |
Вынимаем ось промежуточной шестерни заднего хода. |
Отвернув гайки крепления картера сцепления (см. тут),… …разделяем картеры сцепления и коробки передач. |
Снимаем с первичного вала пружинную шайбу с конической поверхностью (меньшим диаметром она обращена к подшипнику). |
Зажимаем в тиски с накладками губок из мягкого металла шлицевую часть первичного вала. Накидным ключом «на 19» отворачиваем болт зажимной шайбы переднего подшипника промежуточного вала. |
Снимаем зажимную шайбу подшипника. |
Двумя отвертками поддеваем за установочное кольцо передний двухрядный подшипник промежуточного вала… |
При снятии подшипника его заднее внутреннее кольцо может остаться на валу. Двумя отвертками спрессовываем заднее внутреннее кольцо подшипника… |
Вынимаем упорное кольцо заднего подшипника промежуточного вала. |
Вставив отвертку между торцами подшипника и шестерни I передачи промежуточного вала, сдвигаем задний подшипник. |
Вынимаем наружное кольцо подшипника с сепаратором и роликами. |
Снимаем внутреннее кольцо подшипника с носка вала. |
Сдвинув промежуточный вал назад,… |
…вынимаем его из картера коробки передач. |
Поддев двумя отвертками за установочное кольцо задний подшипник первичного вала,… |
…вынимаем первичный вал в сборе с подшипником и блокирующим кольцом синхронизатора. |
Щипцами разжимаем стопорное кольцо… |
Опираем торец наружного кольца подшипника на губки тисков. Молотком с пластмассовым бойком наносим удары в торец первичного вала… |
…и спрессовываем подшипник. |
Щипцами разжимаем установочное кольцо… |
Сдвинув блокирующее кольцо синхронизатора, щипцами разжимаем стопорное кольцо… |
Снимаем блокирующее кольцо… |
…и пружину синхронизатора. |
Блокирующие кольца синхронизаторов других передач снимаются аналогично. С переднего носка вторичного вала снимаем игольчатый подшипник. |
Снимаем вилки включения I и II, III и IV передач. |
Двумя отвертками поддеваем за установочное кольцо промежуточный подшипник вторичного вала… |
Наклонив, извлекаем из картера коробки передач вторичный вал в сборе с шестернями, муфтами, ступицами и блокирующими кольцами синхронизаторов. |
Снимаем с задней стороны вала втулку и шестерню I передачи в сборе с блокирующим кольцом. |
Вынимаем втулку из шестерни. |
Снимаем муфту синхронизатора включения I и II передач. |
Снимаем ступицу синхронизатора. |
Снимаем шестерню II передачи в сборе с блокирующим кольцом. |
С переднего конца вторичного вала снимаем муфту синхронизатора III и IV передач. |
Зажав вторичный вал в тиски с накладками губок из мягкого металла,… …щипцами снимаем стопорное кольцо. |
Снимаем пружинную шайбу (она установлена выпуклой стороной к переднему концу вала). |
Снимаем ступицу синхронизатора III и IV передач… |
…и шестерню III передачи в сборе с блокирующим кольцом синхронизатора. |
Сборку коробки передач проводим в обратной последовательности. Если при снятии переднего двухрядного подшипника промежуточного вала его заднее внутреннее кольцо осталось на валу, то перед установкой подшипник необходимо собрать. Для этого из наружного кольца подшипника… …отверткой аккуратно вынимаем сепаратор с шариками… |
…и надеваем его на внутреннее кольцо (снятое с вала). |
Сепаратор с шариками и внутренним кольцом вставляем в наружное кольцо подшипника. |
При сборке первичного вала… …подходящим отрезком трубы напрессовываем подшипник на вал, опираясь на его внутреннее кольцо. |
После установки в картер коробки передач вторичного и промежуточного валов запрессовываем передний и задний подшипники промежуточного вала, промежуточный подшипник вторичного вала и внутреннее кольцо подшипника блока шестерен. Наружное кольцо подшипника блока шестерен V передачи и заднего хода… …запрессовываем инструментальной головкой подходящего размера (отрезком трубы) в гнездо задней крышки. |
Вставляем в наружное кольцо подшипника сепаратор и ролики. Для предотвращения отворачивания болта крепления блока шестерен V передачи и заднего хода наносим на резьбу болта резьбовой герметик. Для удобства монтажа задней крышки устанавливаем на вторичный вал задний подшипник в сборе. Все уплотнительные прокладки желательно смазать тонким слоем силиконового герметика. При сборке механизма выбора передач наносим на шаровую опору смазку Литол-24. | Картер
Картер коробки передач «Нивы» в левой части оснащен заливным горлышком, снизу имеется сливной аналог. Отверстия блокируются заглушками с резьбой конусного типа. В сливном отсеке предусмотрен магнит, который задерживает металлические частицы, попадающие в масло вследствие износа деталей.
Вверху картера ввинчен сапун, препятствующий повышению давления в КПП при чрезмерном нагреве. Если этот элемент неисправен, возможно появление активного протекания смазки через уплотнители. В таком случае наблюдается пересыхание деталей, что увеличивает износ комплектующих элементов.
1. оттяжная пружина; 2. контргайка; 3. регулировочный элемент; 4. шплинт; 5. вилка; 6. толкатель; 7. крепежный болт; 8. цилиндр рабочий.
Особенности нивовской конструкции
К особенностям нивовской трансмиссии впору отнести наличие межосевого дифференциала, который связывает задний и передний мост. В результате колеса могут вращаться не только под разными углами, но и с разными угловыми скоростями, что существенно влияет на управляемость в условиях непроходимости дорог.
Межосевой дифференциал находится в раздаточной коробке и по своей конструкции аналогичен межколесным.
Ключевым отличием межосевого дифференциала Нивы является возможность блокировки при вращающихся с одинаковыми характеристиками карданных валах. Блокируют межосевой дифференциал вручную только в сложных условиях проходимости, когда нужно преодолеть большую яму, колею или снеговой занос при условиях отсутствия пробуксовки.
На практике механическая блокировка при некотором неудобстве оказывается лучше, чем современная электромагнитная муфта, используемая для этих целей. Например, Renault Duster не так легко справится с задачей в условиях сурового бездорожья, так как цифровой блок управления может обеспечить передачу ограниченного момента. При этом данный эффект не будет наблюдаться у Нивы с механической блокировкой.
Если оставить межосевой дифференциал заблокированным, это не только скажется в виде повышенного износа, но и значительно снизит управляемость автомобиля. Включенный режим блокировки дифференциала будет отмечен горящим индикатором на приборной панели Нивы. Обратите внимание, что блокировка не исключит потерю сцепления одним колесом.
Для преодоления сложных участков трансмиссия позволяет использовать низшую передачу с высоким передаточным числом (2,135), при высшей передаче параметр составляет 1,2 и предназначен для движения в нормальных условиях. В раздаточной коробке указаны разные режимы высшей и низшей передачи. Низшая включается перед въездом на заснеженный участок, зыбкие грунты, горки и при подсоединенном грузе на буксировке. Низшая передача компенсирует недостаток мощности в меру «сильного» двигателя Нивы и позволяет преодолевать труднопроходимые участки, которые под силу только мощным автомобилям.
Описание возможных проблем с раздаткой
В процессе работы транспортных средств повышенной проходимости детали и узлы раздатки постепенно приходят в негодность, вследствие износа. Чаще всего случаются следующие перебои в работе механизма:
Не включается передний мост. Перегревается раздатка.
Утечки и повышенный расход масла раздатки.Несанкционированное отключение переднего моста.Замена масла в раздатке Нива 2121
Для обеспечения работоспособности транспортного средства необходимо своевременно производить техническое обслуживание. замена масла входит в обязательный перечень работ по ТО машины. Для смены расходного материала в раздатке Нива 2121 потребуется трансмиссионное масло в объеме 0,8 – 1,5 литров.
Периодичность замены смазочной жидкости равна 45 000 км пройденного пути. Первая процедура проводится спустя 60 000 км, а далее – в соответствии с установленным графиком.
Внимание: При возникновении проблем с переключением передач, посторонних звуков, вибраций и колебаний необходимо проверить состояние, а также количество масла в раздаточной коробке и трансмиссии в целом.
Порядок замены масла в раздатке внедорожника Нива:
- прогреть автомобильные системы и механизмы, для этого нужно завести мотор и проехаться на небольшое расстояние;
- установить машину на эстакаду или над специальной смотровой ямой;
- очистить заливную и сливную пробки раздатки от грязи и пыли;
- подставить под слив емкость для сбора отработанного материала;
- открутить пробки и слить жидкость;
- удалить металлические фрагменты, стружку, осколки и прочие элементы износа;
- завинтить пробку;
- залить в промывочную жидкость (около одного литра);
- запустить мотор;
- прогнать рычаг по передачам раздатки с небольшими задержками;
- выключить двигатель;
- слить промывочный состав;
- заправить раздатку новым маслом;
- проверить уровень масла ;
- при необходимости добавить нужное количество.
Для раздатки внедорожника Нива 2121 чаще всего используются трансмиссионные масла известных брендов Mobil, ТНК, Castrol класса GL-4.
голоса
Рейтинг статьи