Десятое семейство тольяттинского автогиганта оснащалось инжекторными моторами. Первые выпуски машин с 8-клапанными головками, а последующие с 16-клапанными. И те, и другие моторы оборудовались электронными блоками управления (далее ЭБУ). Главный контроллер собирает показания с нескольких датчиков и настраивает сбалансированную работу двигателя (далее ДВС). Датчик температуры на ВАЗ 2110 также отвечает за взаимодействие с ЭБУ, и в случае его неисправности загорается сигнал «Check Engine», что в переводе с английского звучит, как «Проверьте двигатель». Далее расскажем, где стоит температурный датчик на ВАЗ 2110, как его проверить и поменять.
Внимание! На инжекторных «десятках» стоит 2 датчика охлаждающей жидкости. Один для стрелки на приборной панели, а второй для обмена данными с ЭБУ и включением вентилятора радиатора. Он называется ДТОЖ. Именно ему посвящена статья.
Принцип работы
Механизм действия датчика температуры на семействе ВАЗ 2110–2112 основан на изменении параметров сопротивления в зависимости от окружающего режима t°C. По сути, перед нами электронный резистор с негативным коэффициентом температур. То есть, чем ниже t°C, тем выше сопротивление прибора, и наоборот.
Таблица 1. Рабочие температуры и параметры ДТОЖ
Температура, t°C | Сопротивление, Ом |
100 | 177 |
40 | 1459 |
25 | 2796 |
0 | 9420 |
−20 | 28680 |
−40 | 100700 |
Представленные величины можно использовать для проверки датчика тестером. Об этом чуть ниже.
Какую функцию выполняет ДТОЖ в системе ЭБУ
На инжекторных машинах нет заслонки (подсоса). Теперь топливо обогащает или обедняет блок управления, используя величины t°C, поступающие с ДТОЖ. Кроме этого, главный контролер следит за рабочей температурой двигателя и даёт команду на включение вентилятора в случае его перегрева.
Функции СО
Система охлаждения отвечает за отвод лишнего тепла, которое генерируется во время работы силового агрегата. Если двигатель перегреется, последствия могут быть катастрофическими.
Схема системы охлаждения
Помимо отвода тепла, СО дополнительно выполняет несколько других функций:
- Способствует ускорению прогрева мотора до оптимальной рабочей температуры;
- Прогревает воздух внутри салона;
- Охлаждает смазочную систему;
- Охлаждает выхлопные газы.
Всего на автомобилях может использоваться три типа системы охлаждения:
- Воздушная. Процесс охлаждения осуществляется путем обдувания агрегатов воздухом;
- Жидкостная. Охладителем выступает специальная жидкость — вода, тосол или антифриз;
- Комбинированная. Оба типа охлаждения смешиваются в одной системе.
Если говорить конкретно про ВАЗ 2110, то здесь применяют жидкостную систему охлаждения, а в роли охладителя выступает тосол или антифриз.
Причины и признаки неисправности
Мастера сервисных мастерских говорят, что в 90 % случаев поломка датчика температуры на ВАЗ и других марках автомобилей происходит по естественным причинам. Чаще всего, возникает обрыв внутренних контактов резистора. Как следствие, ДТОЖ отправляет на ЭБУ некорректные параметры, например, пусковую t° двигателя в пределах 0 °С. Блок управления считает мотор холодным и даёт команду другому датчику — ДМРВ убавить подачу воздуха, то есть, обогатить смесь. Поэтому прогретый мотор начинает работать странно, «взахлёб» с провалами. Вот ещё 3 наиболее частые причины некорректной работы ДТОЖ:
- Нарушена герметичность корпуса датчика.
- Произошёл обрыв электропроводов.
- Слетела колодка электропитания.
В перечисленных случаях ЭБУ не видит в системе ДТОЖ, поэтому привлекает внимание водителя сигналом «Check Engine» на приборной панели. При этом работа автомобиля становится необычной:
- двигатель запускается с трудом и норовит заглохнуть;
- обороты плавают даже на прогретом моторе;
- чувствуется сильная детонация;
- пропадает былая мощность.
Кроме этого увеличивается расход топлива, а из выхлопной трубы идёт тёмный дым. Необходимо сделать диагностику. Для этого можно отправиться в автосервис, или установить на смартфон специальное приложение и купить адаптер Bluetooth.
Контроль расхода воздуха
Расположение датчика массового расхода воздуха (ДМРВ) — на воздуховоде, идущем от фильтра к дроссельной заслонке. Прибор состоит из 3 элементов, находящихся внутри воздушного потока. Первый измеряет температуру входящего потока, а 2 других нагреваются до определенной степени. Чем сильнее поток, проходящий сквозь воздушные датчики ВАЗ-2110, тем интенсивнее они охлаждаются. Контроллер, подающий напряжение, определяет расход воздуха по энергии, затрачиваемой на подогрев 2 элементов по отношению к температуре первого измерителя.
Существует и другая конструкция прибора ДМРВ с кремниевой сеткой и двумя элементами, действует он по такому же принципу. Маркировка первого типа — 2112-1130010, второго — 21083-1130010. Получая сигналы от этих устройств, процессор делает расчет и меняет продолжительность впрыска топлива ВАЗ-2110. О поломке датчика говорят такие признаки:
- двигатель глохнет при переходе с больших оборотов на холостой ход;
- нестабильная работа на холостом ходу;
- возникают трудности при запуске мотора;
- повышение расхода топлива.
Заменить устройство контроля ДМРВ не составляет труда, нужно отсоединить провода, снять старый датчик с воздуховода и поставить новый.
Где стоит ДТОЖ
Все переднеприводные автомобили ВАЗ получили поперечную установку ДВС. Если посмотреть вниз, между головкой блока и корпусом воздушного фильтра, то можно увидеть место расположения ДТОЖ. Он встроен в патрубок фланца охлаждающей жидкости и смотрит по ходу движения, то есть в сторону радиатора. К нему подходит колодка с двумя проводами. (Чуть ниже, непосредственно в блоке, стоит ещё один датчик температуры ОЖ. Благодаря ему мы видим уровень t°C на приборной панели. К устройству подходит 1 бело-зелёный провод).
Определение положения коленчатого вала
Задача данного элемента — определять расположение поршней, по которому контроллер выдает искру в тот или иной цилиндр. На автомобилях ВАЗ-2110 инжектор 8 клапанов и последующих моделях датчик стоит около зубчатого шкива коленчатого вала. В более ранних десятках с карбюратором устройства могли находиться внутри механического распределителя зажигания. Тогда они имели название датчик Холла и контролировали положение поршней по вращению распределительного вала.
Прибор представляет собой магнит с небольшой катушкой, вырабатывающий электрические импульсы при приближении металлической массы, роль которой играют зубцы шкива.
Магнитный измеритель Холла ВАЗ-2110 — важнейший элемент в работе двигателя, и в случае выхода датчика из строя мотор даже не заведется.
Благо, прибор весьма надежен и функционирует длительное время. Замена проста и описания не требует.
Какой датчик выбрать
Независимые эксперты автомобильной индустрии и специалисты сервисных мастерских придерживаются во мнении, что покупать лучше оригинальные запчасти или брендовые аналоги. Последние подбираются по кодам в специальных программах совмещения. У датчика температуры охлаждающей жидкости, семейства ВАЗ 2110–2112, заводской номер 21120–3851010–00. Иногда на окончании вместо 00, можно увидеть: 01, 02, 03. Это говорит о том, что прибор сделан на одном из смежных предприятий АвтоВАЗа.
Таблица 2. Цена оригинального ДТОЖ и его зарубежных аналогов
Производитель | Номер | Сумма, руб. |
GM АвтоВАЗ | 21120–3851010–00 | 250 |
АвтоВАЗ | 21120–3851010–82 | 165 |
Magneti marelli | 1719 16011 150 | 355 |
Hella | 6PT 009 107–271 | 735 |
Eps | 1.830.098 | 1080 |
Источники: autopiter.ru, exist.ru.
Интересный факт. Некоторые владельцы покупают на свои «десятки» исключительно иностранные запчасти. Те же амортизаторы, стойки, пружины, ремни ГРМ, электрооборудование и другие детали «оттуда» — служат гораздо дольше.
Артикулы
Для датчиков кислорода сначала использовалось обозначение 21120-3850010. Затем появился артикул с цифрами 1118 (см. фото). Похоже, он относится к датчику нового типа. Проще будет использовать артикулы BOSCH.
Выхлопная система двигателя ВАЗ-21120
Перечислим артикулы остальных датчиков:
- ДМРВ (21124 или 21120): 21083-1130010-01, -10, -20;
- ДМРВ (мотор 21120 c ЭБУ Январь 4.1): 2112-1130010, -01;
- ДПДЗ : 2112-1148200;
- РХХ: 2112-1148300-02;
- ДПКВ : 2112-3847010, -01, -03, -04;
- ДТОЖ : 2112-3851010, -01, -02, -05;
- Датчик скорости : 2110-3843010-13, -18;
- ДПРВ : 2112-3706040, -02, -03;
- ДД: 2112-3855020, -01, -02, -03;
- Датчик давления масла: 2106-3829010, -01, -02;
- Датчик уровня тосола : 2110-3839310-10, -11, -12, -13, -14;
- Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости: 2101-3808600, -02, 2106-3828010.
Три последних датчика к блоку ЭБУ не подключаются. Зато может быть подключён датчик неровной дороги (2123-1413130). На работу двигателя он влияет, хотя и закреплён на кузове.
Вообще на хэтчбеках ВАЗ-2112 датчики могут использоваться другие – не те, что указаны в списке. Но тогда речь идёт о 8-клапаннике. А всё, что мы указали, относится к 16-ти клапанам, вот схема этого двигателя.
Как проверить
В истории много случаев, когда собственник ставит новую запчасть, а она не работает. Поэтому, после покупки датчика температуры рекомендуется измерить сопротивление перед установкой на тот же ВАЗ или другой автомобиль. Для этого понадобится мультиметр (тестер). Переводим его в омметр. При комнатной температуре (+23 °C, +25 °C), показания должны быть в районе 2780 Ом (как в таблице №1). Если опустить ДТОЖ в стакан с кипяток (+100 °C), немного подержать и снять показания, на экране тестера должен появится результат в границах 175–180 Ом. Значит покупка в исправном состоянии. Можно устанавливать на машину.
Как заменить датчик температуры охлаждающей жидкости на ВАЗ 2110-ВАЗ 2112?
Внимание! Перед тем, как купить новый датчик, посмотрите маркировку на старом и точно такую же маркировку на новом, купите, если вы купите любой другой датчик, он может просто не давать вам показаний или просто показывать их неправильность, к тому же в комплект с новым датчиком, проверьте, при необходимости пошла новая медная шайба, если ее нет, купите отдельно, для наглядности на картинке ниже данная шайба отмечена красной стрелкой, но есть только одна но! Данный датчик, показанный на фото ниже, совершенно не относится к этим датчикам, которые мы сегодня разобьем вместе с вами, как следует из фото ниже, которое взято только для иллюстрации, чтобы вы понимали, что он предназначен для медная колодка и где она может быть на счетчике!
Демонтаж: 1) Сначала проверьте, какие элементы препятствуют доступу к этому датчику, вот пример мешающего корпуса воздушного фильтра, подумайте, как его снимать или нет, о том, как снимать, читайте в статье: «замена воздуха» корпус фильтра в ВАЗ ».
2) Двигаясь дальше, помните, что мы говорили вам, что жидкость необходимо слить из системы охлаждения, поэтому используйте статью под названием «Замена охлаждающей жидкости в вашем автомобиле», где объясняется, как слить охлаждающую жидкость, но вы можете не сливать датчик в течение замена, просто немного грязи в двигателе в целом, сделайте все, как считаете нужным, в обоих направлениях поможет вам заменить любой из двух датчиков на вашем автомобиле в обычном режиме.
3) Итак, после слива жидкости выберите заменяемый датчик и не забудьте снять минусовый зажим с аккумулятора (О том, как снять зажим читайте «здесь в этой статье»), после выбора отключите все, что подключен к датчику, который вы собираетесь менять (см. фото ниже)
После отключения датчика (также посмотрите фото ниже, они хорошо видны), открутите датчик и снимите его с автомобиля, замените на новый датчик, если охлаждающая жидкость не слита из системы, в примечании ниже написано осторожно
Внимание! Если вы решили не удалять охлаждающую жидкость, а просто заменить датчик, первое, что нужно сделать, это взять в руки второй датчик и немного покрутить старый датчик, когда можно будет повернуть вручную, отведите ключ в сторону и вручную датчик начинает крутить, делайте это медленно и держите датчик за отверстие, потому что вы не будете уверены, когда открутите его, и жидкость начнет вытекать по краям датчика, после откручивания датчика возьмите вытащите его и поставьте на его место новый, жидкость немного вытечет, если вы все сделаете правильно, наконец, прикрутите новый датчик до конца и проверьте, работает ли он, проворачивая двигатель и наблюдая, исчезнут ли все симптомы или нет!
После установки датчика все выполняется в порядке, обратном разборке, но не забудьте нанести герметик (это на ваше усмотрение) на края датчика, как показано на фото ниже (нижнее фото показывает другое. датчик, просто для пояснения), но если вы уже закончили датчик и вам нечего протекать, не забудьте смазать края.
Проверка датчика температуры охлаждающей жидкости:
Проверяем датчики как мы сказали идентичные, просто у них немного разные показания, проверим емкость или поднимем (стаканчик удобно или просто чайник можно использовать) и нагреем до определенной температуры (температуры, до которой можно нагреть емкость. показан на картинках ниже, например, прогреть его до 100 градусов и проверить термометром, опустить датчик в нагретую воду (но только ту часть, которая была завернута в отверстия в двигателе, контакты датчика не нужны быть опущенным в воду), затем подключите провода к датчикуи проверьте его сопротивление омметром.
Замена
Перед ремонтом необходимо выполнить ряд подготовительных мероприятий. Во-первых, для машины следует выбрать ровную площадку. Можно в гараже, можно на открытом воздухе. Во-вторых, приготовьте инструмент: рожковые и накидные ключи (19 мм, 13 мм, 10 мм, 8 мм). А ещё понадобится ёмкий медицинский шприц 100–250 мл, к нему трубка от капельницы 15–20 см и банка 0.5–1 л (чтобы не сливать тосол/антифриз). Последовательность действий такая:
- Ждём, пока мотор полностью остынет.
- Шприцем откачиваем из расширительно бачка ОЖ (100–200 мл.).
- Откручиваем минусовую клемму АКБ (ключ 10–13 мм).
- Отвинчиваем крепёж корпуса воздушного фильтра (ключ 8 мм).
- Бережно откидываем «кастрюлю» вправо.
- Отсоединяем колодку питания от ДТОЖ.
- Отворачиваем датчик (ключ 19 мм).
- Очищаем привалочную площадку от грязи.
- Вкручиваем новый ДТОЖ.
Сборку необходимо провести в обратной хронологии. Герметиком пользоваться не надо, так как медное уплотнительное кольцо прекрасно обжимается и герметизирует соединение. Запускаем двигатель. Проверяем его работу и осматриваем ремонтную зону на предмет утечки тосола. На всё мероприятие 15–20 минут.
Список выдаваемых кодов ошибок, определяющих неисправность температурного датчика:
Коды 0112 и 0113 определяют проблемы регулятора МРВ, связанных с, соответственно, низкими и высокими температурными показателями. Не спешите покупать новый датчик. Поскольку элемент является обычным терморезистором, изменяющим значения сопротивления от температуры.
Коды ошибок ДМРВ на ВАЗ 2110
Его очень просто проверить мультиметром, сняв с ВАЗ и погрузив в воду, доведенную до температуры кипения, замерить сопротивление по мере остывания жидкости и сравнить с табличными величинами. Если все нормально — проблема может быть вызвана засорением датчика либо в контактах.
Коды 0115 и 0116 говорят о том, что показания регулятора охлаждающей жидкости некорректны. Это также может быть связано с выходом из строя датчика, его закороткой либо иными проблемами, рассмотренными ранее в статье.
Коды 0117 и 0118, наконец, говорят о том, что температура, зафиксированная измерителем ТОЖ ВАЗ 2110, выходит за пределы нормальных значений. Семерка на конце означает слишком низкие значения, в восьмерка — слишком высокие. В таком случае стоит проверить всю охлаждающую систему и в том числе сам регулятор.
Где купить аксессуары для автомобиля
Запчасти и другие изделия для автомобиля легко доступны для приобретения в автомагазинах вашего города. Но существует другой вариант, который недавно получил ещё и значительные улучшения. Долго ждать посылку из Китая больше не требуется: в интернет-магазине АлиЭкспресс появилась возможность отгрузки с перевалочных складов, расположенных в различных странах. Например, при заказе вы можете указать опцию «Доставка из Российской Федерации».
Переходите по ссылкам и выбирайте:
Автомобильная сигнализация 12 В, кнопка запуска и остановки двигателя, противоугонная система | Универсальный датчик температуры масла 10 мм для автомобилей | Автомобильный электрический привод дроссельной заслонки, контроллер |
Датчик давления в шинах с подсветкой, высокоточный цифровой измеритель | Набор отверток для снятия уплотнителей | 20 шт., обжимные зажимы с плоскогубцами |
Другие приборы контроля
Остальные датчики также связаны с контроллером и выполняют важные функции. Поломка любого из них ведет к возрастанию расхода горючего, потере разгонной динамики или нестабильной работе силового агрегата. Вот их перечень:
- определитель положения дроссельной заслонки;
- датчик детонации;
- измеритель скорости;
- датчик кислорода;
- определитель фаз.
Элемент, определяющий угол поворота дроссельной заслонки, установлен на ее корпусе и напрямую связан с осью. Задача — способствовать подаче лишней порции топлива в цилиндры при резком нажатии на педаль акселератора. Принцип работы сходен с насосом — ускорителем в карбюраторе, только электронного типа. Прибор часто выходит из строя, особенно после мойки двигателя.
Не в пример надежнее функционирует датчик детонации, стоящий на блоке цилиндров с передней стороны. В отличие от других устройств, генерирует сигнал самостоятельно, действуя по принципу пьезоэлемента. Чем сильнее детонационные вспышки в цилиндрах, тем большее напряжение подается на контроллер, а тот регулирует угол зажигания, стремясь детонацию погасить. При необходимости меняется с помощью гаечного ключа.