Замена тормозных колодок своими руками: пошаговая схема замены колодок на передних или задних колесах в гаражных условиях

Тормозные колодки – рабочий элемент тормозной системы, который тормозным моментом замедляет скорость вращения колес за счет трения о поверхность колеса или тормозной диск. Замена тормозных колодок — процедура не сложная и по плечу даже начинающему автолюбителю даже без опыта подобной процедуры.

Каждая деталь автомобиля имеет свой рабочий ресурс, который снижается со временем. Износ тормозных колодок зависит от множества факторов и в каждом отдельном случае менять тормозные колодки придется по истечению разного времени.

Принцип работы тормозных колодок

Данный механизм крепится к центральной части колеса, именуемой ступицей, и является чем-то средним между самим колесом и ступицей. Такое расположение позволяет колодкам выполнять свою функцию снижения скорости транспорта. Механизмы дискового типа расположены на передней части вращающейся оси, когда барабанный тип – к задней.

Барабанный механизм воздействует на колодки, поддерживая их в сжатом состоянии, которое достигается благодаря двум специальным пружинам. Верхняя часть колодок входит в пазы тормозного цилиндра, когда нижняя – в ступицу.

  • При нажатии на педаль тормоза появляется давление на поршни, которые покидают пределы цилиндра.
  • Они-то и толкают колодки, преодолевая сопротивление, оказываемое двумя пружинами.
  • Благодаря трению, которое возникает между барабаном и колодками, происходит замедление барабана, что в свою очередь приводит к уменьшению скорости вращения колеса.
  • Чем больше давления на педаль тормоза, тем интенсивнее получается трение, и тем быстрее падает скорость.

При работе с механизмами дискового типа наблюдается несколько иной принцип работы.

Диагностика износа тормозных колодок

Как вы уже поняли, тормозные колодки являются основным элементом в системе торможения. И именно они обеспечивают безопасность автомобиля во время движения. Однако, как и любую другую запчасть, их приходится менять время от времени.

Из-за частого взаимодействия с другими деталями, которые слишком близко к ним расположены (барабан, диск), происходит трение между ними и специальными фрикционными накладками. Последние в свою очередь стираются, и возникает потребность в их замене.

Для определения степени износа тормозных колодок обращают внимание на следующие признаки:

  1. Во время торможения и до полной остановки транспортного средства вы слышите высокий визг. Именно он указывает на то, что поверхности накладок полностью износилась. Следовательно, барабан соприкасается теперь непосредственно с металлом.
  2. Если вы замечаете, что ваше транспортное средство начало тормозить слишком резком или же наоборот ему требуется много времени, чтобы скорость сошла на нет, это также свидетельствует о наличии пустого места между истертыми накладками и барабаном. Более того, вам требуется прилагать намного больше усилий во время нажатия на педаль газа. Дополнительные усилия при нажатии провоцируют замедление процесса торможения. В случае полного отсутствия фрикционных накладок, торможение выйдет резким, так как трение между колодкой и диском будет усиливаться. Это, в свою очередь, повлечет повреждения уже самого барабана или диска.
  3. Если вы замечаете биение в педали тормоза, это тоже один из признаков неполадки. Объясняется оно тем, что колодки изношены неравномерно.

Если вы заметили хотя бы один из вышеперечисленных признаков, не затягивайте с ремонтом.

Снятие старых накладок


Если возникла необходимость замены уже отслуживших своё накладок, то сперва предстоит их снять. Для этого нужно сбить клёпки, фиксирующие накладку к тормозной колодке. Для этой цели понадобится молоток и стамеска. Аккуратными и прицельными ударами молотка по стамеске поочерёдно сбиваются старые заклёпки.

После того, как старые накладки были успешно сняты, необходимо очистить поверхность ремонтируемой колодки. За долгий период эксплуатации автомобиля в пространстве между колодкой и набойкой скапливается грязь и ржавчина, от которых необходимо избавиться.

Зачистить деталь можно различными способами:

  • Зажать колодку в тисках и обработать поверхность болгаркой – для этих целей существуют лепестковые или тарельчатые круги с наждачной бумагой разнообразной зернистости.
  • Воспользоваться шлифовальной машинкой
  • Или использовать простую наждачную бумагу. В этом случае процесс зачистки поверхности может незначительно затянуться.

Далее протираем обработанную поверхность сухой и мягкой тряпкой, и наносим антикоррозийную пасту, либо силиконовую смазку.

Что влияет на надежность тормозной системы

Следует отметить, что есть моменты, которые оказывают большое влияние на надежность и срок эксплуатации тормозных колодок.

К ним можно отнести следующие моменты:

  1. Как и из чего изготовлены колодки.
  2. Стиль езды водителя: агрессивная, умеренная.
  3. Качество дорог.
  4. Климат и время года.
  5. Срок эксплуатации.


Как уже говорилось раннее, тормозная система автомобиля требует самого ответственного ухода. Не стоит экономить на ней. Выбирайте только качественные запчасти от проверенных производителей.

Более того, если выбранные вами колодки не подходят под размеры вашего автомобиля, ни в коем случае не беритесь за их видоизменение.

Понимайте, что любое воздействие в будущем способно нарушить ход их работы и привести к необратимым последствиям, наименьшей проблемой из которых окажется быстрое выведения из строя самих колодок.

Проверять состояние тормозного механизма необходимо каждые 10 т. км. Факторы, указывающие на необходимость замены деталей таковы:

  1. Если толщина остаточного фрикционного слоя равна 2 мм и меньше.
  2. Если на колодках присутствуют повреждения, полученные не естественным путем.
  3. Если на механизме присутствуют сколы, трещины, борозды и неровности.

Когда требуется замена?

Не упустить момент смены тормозных колодок можно, если следить за километражем. Как правило, эти детали полностью изнашиваются, прослужив своему хозяину 15 тысяч км. Хотя сейчас встречаются такие, которых хватает и на 30 тысяч км. Впрочем, эти цифры – лишь условность. Срок службы колодок зависит от многих факторов.

Решающую роль сыграет стиль езды: чем он агрессивнее, чем больше трудных подъемов и головокружительных спусков преодолеет велосипедист, тем быстрее ему придется задуматься о работе с тормозами.

Неспешные прогулки по парку в спокойном режиме позволят всей системе торможения прослужить дольше, но лишь при условии, что они правильно отрегулированы.

Как заменить передние тормозные колодки

Провести замену передних колодок проще, чем проделать то же самое с задними в силу особенностей их конструкции.

Алгоритм действий таков:

  1. Поставьте автомобиль на ровную поверхность.
  2. Поставьте транспортное средство на стояночный тормоз. Убедитесь в том, что оно не откатится назад при смене положения.
  3. Ослабьте болты, при помощи которых крепятся колеса.
  4. Используйте домкрат, чтобы поднять нужную часть авто.
  5. Теперь можно снять колесо со ступицы и оценить состояние тормозной системы.
  6. При сильном износе, выкрутите болт суппорта и аккуратно снимите сам суппорт с диска.
  7. Теперь можно снять колодки.

Перед заменой детали не забудьте полностью опустить поршень в цилиндр. Это делается для того, чтобы можно было вновь установить суппорт на его место.

Так как суппорт изготавливается из алюминия, к нему можно прилагать силу – он не повредится.

Теперь можно установить новые колодки, вернуть на место суппорт, колесо, и вернуть автомобиль в прежнее положение.

Подготовка к замене

Перед началом смены колодок необходимо провести подготовку автомобиля.

Подготовка

Необходимо шприцем или грушей откачать часть тормозной жидкости из бачка. Это необходимо для того чтобы излишки жидкости не вытекли через верх, когда тормозной цилиндр будет сжат.

Далее ослабляем трос ручного тормоза, при его чрезмерной натяжке сжатие тормозного цилиндра будет невозможно, что усложнит процесс работы.

Как отрегулировать ручной тормоз читаем тут.

Затем подготавливаем необходимый инструмент

Необходимый инструемент:

  • Головка на «7»
  • Головка Torx «E8»
  • Рожковый ключ на «10»
  • Трещотка
  • Большая плоская отвертка
  • Две монтировки

Как заменить задние тормозные колодки

При наличии механизма барабанного типа замена вышеупомянутых деталей значительно усложняется.

  1. Необходимо задомкратить машину и снять колесо. Для снятия барабана расстопаривается и выкручивается гайка, которая крепится к нему. После этого деталь аккуратно снимается со ступицы. Обязательно обращайте внимание на подшипник, который при наличии стояночного тормоза, необходимо извлечь.
  2. Теперь можно приступить к снятию пружин. На выполнение этого действия придется приложить немало усилий, так как они создают значительное давление. После этого с колодок снимаются фиксаторы. Теперь представляется возможным извлечение самих колодок.
  3. Как и в случае с передней частью авто, здесь тоже следует утопить поршень.
  4. Устанавливаются новые элементы, фиксируются при помощи фиксаторов и пружин, возвращают на место подшипник.
  5. Теперь можно вернуть на место барабан и колесо.

После этого нужно учесть такой момент, что нельзя отдельно заменить либо задние, либо передние колодки. Замену необходимо производить сразу и на всех колесах.

Лучшие производители дисков

При замене важно подобрать надежный вариант, не стоит использовать изделия от других моделей или экономить на качестве. Все диски можно разделить на три вида: недорогие, средние и премиум-сегмент. Подбирать лучше всего исходя из особенностей машины, чем мощнее на ней двигатель, тем выше требования к тормозам.

Недорогие варианты

Низкая цена не значит такое же качество, просто производители ориентированы на рынок автомобилей с пробегом или на дешевые модели, в которых используют самые простые диски небольшого размера. Лучше всего себя показали следующие бренды:

  1. Avantech. Южнокорейский производитель, который поставляет продукцию на конвейеры некоторых автоконцернов. Сплав чугуна с углеродом придает особую прочность, а специальное покрытие защищает от коррозии. Этот вариант на порядок дешевле большинства аналогов с сопоставимым качеством.
  2. Nipparts. Нидерландская компания производит тормозные диски для азиатских автомобилей и продает их на всей территории Европы. Их отличает хорошее качество, высокие стандарты безопасности, а также небольшая цена. При производстве проходят проверку на эффективность торможения для лучших показателей.
  3. Bosch. Немецкий бренд, но все заводы находятся в Азии, при этом качество соответствует всем стандартам, продукцию поставляют на многие автомобильные конвейеры. Диски дешевые, но подойдет этот вариант только тем, кто используется машину в стандартном режиме, если зачастую приходится экстренно тормозить или двигаться по горам, лучше выбрать другого производителя, при высоких нагрузках эффективность сильно снижается.
  4. NIBK. Производить детали для тормозных систем японская компания стала только в конце прошлого века, но качество и надежность сделали ее популярной во всем мире. Широкий ассортимент позволяет найти диски и колодки для большинства моделей, цены на среднем уровне.
  5. Ferodo. Британский концерн, производящий тормозные диски. Их изготавливают по специальной технологии нелинейной обработки, что обеспечивает качество и большой срок службы.

К сведению! Некоторые автоконцерны рекомендуют определенных производителей запасных частей. Лучше следовать их рекомендациям, так как все предлагаемые бренды прошли проверку и обеспечивают безопасность и надежность.

Покупать диски стоит в магазинах, заслуживающих доверия. В продаже очень много подделок, которые на порядок дешевле, но качество настолько низкое, что срок службы сокращается в разы. Обращаться к официальному представителю бренда, если он есть.

Средний и дорогой ценовой сегмент

Используют как замену оригинальным изделиям, которые чаще всего стоят намного дороже. Продукцию среднего класса отличает хорошее качество, все представленные бренды работают давно и процесс производства у них отлажен. Лучшие варианты:

  1. Blue Print. Британская компания с заводами в Азии. Производят из стали, поверхность перфорируют особым образом, чтобы обеспечить лучшее сцепление с колодками и минимальный тормозной путь.
  2. Masuma. Японский бренд, у которого количество заводского брака самое низкое из всех представленных компаний, продукцию закупают некоторые азиатские производители автомобилей. В продаже часто встречаются подделки.
  3. Schneider. Немецкая компания, ориентированная на автомобили, используемые в экстремальном режиме и повышенных нагрузках. Производит вентилируемые диски с перфорацией, которые очень эффективно тормозят в сложных условиях. Но и колодки будут изнашиваться намного быстрее.
  4. Lucas (TRW). Немецкий производитель деталей тормозной системы. Изделия окрашивают в черный цвет, что защищает их от коррозии и делает узнаваемыми. Цена невысокая, но некоторые модели имеют короткий срок службы, особенно при агрессивной езде.
  5. Brembo. Итальянская компания, которая производит качественные диски по специальной технологии, что обеспечивает гарантийный срок использования до 80 000 километров. Модельный ряд постоянно обновляют, вариантов много, поэтому можно подобрать их почти под любую модель.

Эту группу отличает хорошее качество, она подходит для повседневной езды, а есть варианты и для тех, кто использует машину под высокими нагрузками. Подбирать стоит исходя из мощности двигателя и характера эксплуатации, иногда есть смысл поставить диски увеличенного размера для повышения эффективности торможения.

Что касается дорогих вариантов, качество всегда высокое, но у каждого есть свои особенности:

  1. Fremax. Подходят для экстремального вождения, упакованы без доступа воздуха, поэтому обезжиривать поверхность не надо.
  2. DBA. Имеют перфорацию, что обеспечивает хорошее торможение даже при попадании воды, стойкие к перегреву, большой ресурс.
  3. АТЕ. Поставляет продукцию многим производителям, есть линейка для экстремальной езды, она выдерживает высокие температуры без нарушения геометрии.
  4. Otto Zimmermann. Производят диски для концерна ВАГ и других европейских производителей. Качество высокое, выделяется хорошая стойкость к износу.
  5. EBC. Дорогие изделия для спорткаров и машин премиум-класса. Показатели брака минимальны, эксплуатационные характеристики одни из лучших.

Не стоит покупать на малолитражку дорогие варианты, так как разницы в сравнении с дешевыми моделями почти не будет из-за невысоких нагрузок. При выборе можно почитать отзывы, так как для разных марок есть свои оптимальные по цене решения.

Фото-инструкция по диагностике и замене тормозных колодок

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]