особенности конструкции коробки передач автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099

5-ступенчатая МКПП ВАЗ 2109 производилась на предприятии в Тольятти с 1987 по 2005 годы и ставилась на все многочисленные переднеприводные модели АвтоВАЗа на платформе 2108-09. Данная трансмиссия рассчитана на крутящий момент силовых агрегатов до 1.6 литра и 120 Нм. В девятое семейство также входят 5-мкпп: 2113, 2114 и 2115. Главное, что нужно – это постоянно следить за ее состоянием, контролировать рабочие процессы и не подвергать сильному напряжению. КПП ВАЗ 2109 – это надежность, а также низкая стоимость обслуживания, так как российские детали гораздо доступнее зарубежных.

Полезные советы

Крайне важно следить за исправностью КПП, а в случае обнаружения признаков поломки незамедлительно их устранять. Своими руками или с помощью автосервиса — это уже ваше личное решение.

Эксплуатируя автомобиль в условиях города, переключать передачи приходится чаще. Потому тут рекомендуется использовать моторное масло. Так эффективность синхронизаторов сохраняется дольше. Для трасс лучше подходит трансмиссионное масло, повышающее ресурс подшипников, шестеренок, хотя синхронизатор служит меньше.


Внутреннее устройство коробки

Пропадает масло

В отличие от моторного, уровень трансмиссионного масла редко кто проверяет. А зря, ведь иногда можно достать попросту сухой щуп. Если не предпринять вовремя меры, появится повышенный шум (поскольку шестерни работают на сухую). По каким причинам течет масло из коробки? Есть несколько факторов:

  • Неплотное прилегание крышки картера.
  • Изношенные сальники валов.
  • Неплотно закрученная крышка для слива масла.
  • Трещины в поддоне трансмиссии (решается заменой элемента).

Стоит отметить, что при отсутствии или недостаточном уровне масла коробка работает не в своем температурном режиме. Поскольку помимо смазывающих свойств данная жидкость принимает на себя часть температурных нагрузок. При утечках масла коробка может попросту перегреться.

Устройство

Чтобы понимать суть ремонта, разборки и сборки КПП, первым делом необходимо познакомиться с ее устройством. В случае с ВАЗ 2109 устройство коробки следующее:

  1. На первичном валу расположен блок из ведущих шестерней, находящихся в постоянном зацеплении с ведомыми шестернями передач при движении вперед;
  2. На втором валу имеются ведомые шестерни с игольчатыми подшипниками. Там же располагается пара синхронизаторов;
  3. Вторичный вал создан совместно с ведущей шестеренкой основной передачи;
  4. К фланцу коробки двухсателитного дифференциала крепится ведомая шестеренка основной передачи;
  5. Подшипники дифференциала всегда монтируются с натягом, регулирование которого осуществляется путем подбора разных по толщине колец.

Трудно или с хрустом включается передача

Проблема является следствием выхода из строя синхронизаторов. Зачастую изнашиваются синхронизаторы первой и второй передачи. Сперва водитель замечает трудности при включении нужной скорости. Затем все это начинает сопровождаться хрустом, как на 53-м ГАЗоне. Насильно давить на рычаг не стоит – так вы повредите блок шестерен. Если наблюдается проблема с синхронизаторами, используйте двойной выжим с перегазовкой. Только так вы сохраните элементы КПП, двигаясь до места ремонта.

Если коробка при движении начинает стучать, скорее всего, сломался зуб шестерни вала или главной пары. Элемент ремонту не подлежит и меняется целиком.

Неисправности и их устранение

Ремонт коробки передач во многом зависит от характера и типа неисправности. Существует несколько вариантов поломки данного агрегата, в каждом из которых следует предпринимать соответствующие действия для их устранения.

НеисправностьВозможные причиныЧто нужно делать
Возникает шум в КПП
  • Износились зубья на шестеренках;
  • Износились подшипники;
  • Снизился уровень масла в коробке передач
  • Долейте масло;
  • Замените изношенные подшипники;
  • Поменяйте при необходимости сальники
Передачи переключаются с трудом
  • Сцепление выжимается не полностью;
  • Деформировалась тяга, которая управляет механизмом переключения скоростей;
  • Нарушилась целостность реактивной тяги;
  • Ослабло крепление шарнира или штока, который выбирает передачу;
  • Неправильно отрегулирован привод переключения скорости;
  • Сломались пластиковые компоненты привода переключения передачи
  • Попробуйте выпрямить тяги. Если это невозможно, замените их;
  • Затяните плотнее винты крепления;
  • Отрегулируйте привод переключения скоростей;
  • Замените поврежденные компоненты
Возникает самопроизвольное выключение передач
  • Повредились или износились торцы зубцов синхронизатора на шестеренке и муфте;
  • Возникли трещины, расслоилась резина на задних опорах;
  • Некорректно отрегулировали привод переключения скоростей;
  • Неправильно натянули защитный кожух тяги, из-за чего передача включается не полностью
  • Замените изношенные, деформированные элементы;
  • Поправьте положение кожуха (чехла) тяги;
  • Отрегулируйте привод
Передачи включаются с шумом, треском
  • Сцепление отключается не полностью;
  • Износилось блокирующее кольцо синхронизатора передачи, которая включается
  • Замените блокирующее кольцо
Возникла утечка масла из КПП
  • Износ сальника первичного вала;Износ шток
  • выбора скорости;
  • Поломка уплотнителя валика привода спидометра;
  • Ослабло крепление крышки на КПП или картера;
  • Повредился герметик, имеющийся под крышкой КПП;
  • Ослабло крепление закрытия сливного отверстия
  • Замените прокладки, используйте новый герметик и прокладки;
  • Подтяните все имеющиеся крепежные элементы;
  • Проверьте состояние сливной пробки

В большинстве случае проблемы с КПП устраняются путем ее демонтажа и разборки. Не беритесь за подобную работу, не обладая должными навыками и опытом.

Вылетает передача

Если во время движения у вас вылетает скорость, скорее всего, изношен блок шестерен. Также выходят из строя замки на шестерне и муфте. Данные элементы меняются целиком на новые.

Стоит отметить, что передача на «девятке» может вылетать и по причине слишком быстрого переключения. Завод-производитель рекомендует выдерживать двухсекундную паузу при переходе на повышенную скорость. Если игнорировать эту проблему и далее, можно столкнуться с выходом из строя синхронизаторов.

Демонтаж

Чтобы демонтировать коробку, рекомендуем вам опираться на инструкцию, четко следовать последовательности и закреплять навыки наглядными видео.

  • Отключите минусовую клемму с аккумулятора, слейте из системы КПП масло.
  • Открутите болты, которые удерживают защиту картера, и снимите ее.
  • От картера сцепления отключите массу (провод).
  • На наконечнике троса привода сцепления немного ослабьте натяжение гаек.
  • С рычага сцепления снимите наконечник троса.
  • Отключите колодку от тягового реле.
  • Отключите провод, идущий на тяговое реле стартера.
  • Демонтируйте непосредственно сам стартер.
  • Отключите тягу привода от наконечника шарнира. Речь идет о тяге, которая осуществляет переключение скоростей.
  • Отсоедините трос от привода спидометра автомобиля.
  • Открутите крепление шарового шарнира рулевой тяги.
  • Извлеките, выпрессуйте палец шарнира рулевой тяги из поворотного рычага стойки.
  • Хвостовик внутреннего ШРУСа привода передних колес следует выдавить и отвести в сторону.
  • Отключите второй ШРУС.
  • Демонтируйте щит картера сцепления.
  • Освободите коробку переключения передач от креплений, удерживающих ее на двигателе.
  • Снимите коробку.


Аккуратно снимаем КПП

Обязательно перед непосредственным снятием коробки отведите ее в горизонтальной плоскости от мотора. Затем выведите из зацепления первичный вал. Внимательно следите за тем, чтобы не повредились лепестки от пружины сцепления.

Технические характеристики КПП ВАЗ 2109

Типмеханика
Количество передач5
Для приводапередний
Объем двигателядо 1.6 литра
Крутящий моментдо 120 Нм
Какое масло литьТНК Транс КП 80W-85
Объем смазки3.4 литра
Замена маслараз в 75 000 км
Замена фильтракаждые 75 000 км
Примерный ресурс150 000 км

Разборка

Сняв КПП, можно приступать уже непосредственно к главному — разборке. Это позволит вам по ходу работы менять поврежденные элементы, определять имеющиеся неисправности и своими силами решать возникающие проблемы.

  • Зачистите и тщательно отмойте все наружные поверхности коробки передач.
  • Разместите коробку в вертикальном положении и демонтируйте заднюю крышку.
  • Снимите кронштейн троса сцепления, после чего резиновым молотком сбейте заднюю крышку с КПП.
  • Извлеките старую уплотнительную прокладку. Она пойдет под замену.
  • Включите любую из двух передач — 3 или 4.
  • Открутите болт, который удерживает 5 передачу, после чего включите ее.
  • Одновременное включение указанных скоростей позволит зафиксировать вал и не допустить его проворачивание.
  • Открутите гайку на вторичном валу, а затем и на первичном.
  • Снимите синхронизатор 5 скорости вместе с вилкой.
  • Извлеките вилку из муфты. Синхронизатор снимайте максимально аккуратно. Если допустить схождение муфты со ступицы, подпружиненные шарики, которые фиксируют синхронизатор, попросту рассыпятся.
  • Снимите кольцо блокировки синхронизатора 5 скорости.
  • Извлеките ведомую шестерню 5 скорости со вторичного вала.
  • Извлеките упорного кольцо, расположенное на игольчатом подшипнике.
  • Снимите сам игольчатый подшипник с шестерни 5 скорости.
  • Демонтируйте ведущую шестерню с ведущего вала и снимите пластину подшипника.
  • Теперь со вторичного вала следует удалить втулки игольчатого подшипа, а также извлечь упорную шайбу.


Ювелирная работа

  • Достаньте кольцо, которое фиксирует подшипник первичного вала, а затем аналогичного кольцо вторичного вала.
  • Открутите пробку фиксатора и извлеките шарик, пружинку фиксатора. Далее вы сможете достать еще пару фиксаторов.
  • Снимите заднюю опору двигателя.
  • Открутите пробку фиксатора задней передачи, наклоните коробку и достаньте таким образом шарик фиксатора и пружину.
  • Демонтируйте крепежные болты картера сцепления и картера коробки.
  • Действуя максимально аккуратно, рассоедените два агрегата. Чтобы это сделать, в картерах имеются пазы, куда вставляются концы отвертки. Покачивая, можно без особых проблем рассоединить элементы.
  • Снимите картер коробки передач.
  • Открутите болт крепления вилки переключения 1 и 2 скоростей.
  • Снимите вилку и шток.
  • Открутите болт крепления вилки 3 и 4 скоростей.
  • Выделите головку штока из зацепления с рычагом, снимите ее вместе с вилкой с вашей КПП.

Разбирая коробку на части, обязательно обращайте внимание на состояние элементов. Если вовремя обнаружить неисправности и заменить компоненты КПП, можно обойтись недорогим, но очень эффективным самостоятельным ремонтом.


Разобранная КПП

Машина дергается при старте, невозможно включить передачу

Не всегда причиной неисправности является сама КПП ВАЗ-2109. Ремонт ее может не спасти, если неисправен узел сцепления. А ведь именно эта система взаимодействует с КПП и двигателем. Именно через диск сцепления передается крутящий момент от маховика на вал трансмиссии. Обычно данный узел служит не менее 120 тысяч километров. Но на многих «девятках» установлены одометры старого образца, которые обнуляются на 100 тысячах.

Водителю трудно контролировать, когда была заменена та или иная деталь в сцеплении. Если машина дергается при старте, а коробка включается с трудом, скорее всего, был изношен диск. На нем стираются пластины и вылетают демпферные пружины. Также загибаются лепестки на корзине сцепления. Про подшипники мы уже сказали, что они шумят. Все это в совокупности влияет на поведение авто на дороге.

На что обратить внимание

Итак, следуя инструкции, разбираем КПП вашего ВАЗ 2109. Попутно обращаем внимание на следующие моменты:

  1. Подшипники. При их износе возникает гул коробки. Плюс изношенные подшипники негативно влияют на состояние прочих элементов КПП;
  2. Синхронизаторы и уплотнительные шайбы. Если их состояние оставляет желать лучшего, то передачи плохо переключались именно из-за них. Замените их;
  3. Система сцепления, сухари, фиксаторы ступицы муфты. Все это подлежит отдельной замене при наличии следов износа, дефектов;
  4. Блокирующие кольца, синхронизаторы. При наличии сколов, зазубрин даже и не думайте над альтернативными решениями, сразу меняйте;
  5. Дорожки подшипников. Со временем они изнашиваются. При обнаружении следов выработки выполните полную замену. В таком состоянии им осталось совсем чуть-чуть до поломки;
  6. Зазор между шестеренками и блокирующими кольцами. В норме он составляет не меньше 0,6 мм. При отклонениях решение одно — замена колец;
  7. Стопорные кольца. При потере упругости эти элементы следует обязательно менять, поскольку свои функции они более выполнять не смогут.

Собирая КПП, не забудьте смазать новые прокладки слоем литола. А при запрессовке сальников делайте это рабочей кромкой внутрь. Металлическая обойма должна располагаться с наружной стороны.

В процессе обратной сборки коробки передач следует обрабатывать все трущиеся компоненты маслом, не забывать про герметик для соединения картеров сцепления и КПП. Сделать все своими руками вполне реально.

Не нашли интересующую Вас информацию? на нашем форуме.

Кулиса

Если звенит кулиса КПП на ВАЗ-2109, не стоит расстраиваться. Эта проблема есть у всех владельцев «девяток». Причем звенит кулиса как на «убитых», так и на относительно свежих машинах. Об этом дефекте знает и само представительство АвтоВАЗа. А вибрация возникает из-за неправильного расположения точек опоры ДВС и коробки. В итоге узлы вибрируют, и звон передается на все остальные части, в том числе на кулису. Одни решают эту проблему установкой уплотнительного кольца в районе кулисы, другие привыкают и ездят так, со звоном.

Особенности ремонта

Данный процесс производится на снятой с автомобиля коробке. Операция состоит из нескольких этапов:

  1. Снятие щупа из КПП.
  2. Демонтаж кронштейна троса сцепления и задней крышки.
  3. Откручивание болта вилки пятой скорости, а также гаек первичного и вторичного вала.
  4. Демонтаж шестерни пятой передачи с вилкой вторичного вала и синхронизатором.
  5. Извлечение упорной пластины и втулки из вторичного вала.
  6. Демонтаж шестерни пятой передачи.
  7. Откручивание винтов упорных шайб вторичного вала и стопорных колец подшипников.
  8. Снятие пробок, пружин и шариков фиксаторов заднего хода. Процесс производится на наклоненной коробке.
  9. Откручивание болта крепления и 12 гаек картера трансмиссии. Элемент отделяется от картера сцепления шлицевой отверткой.

После разбора КПП ВАЗ-2109 заменить нужно все изношенные элементы:

  • Подшипники.
  • Валы.
  • Шестерни.
  • Шток переключения передач.
  • Сальник полуосей и валов.

Сборка КПП ВАЗ-2109 производится в обратной последовательности. Картер садится на новый герметик.

Основополагающим принципом, которому должно отвечать конструктивное устройство коробки передач «ВАЗ 2109», является достижение увеличения эксплуатационных характеристик транспортного средства в совокупности с минимизацией расхода топлива. Основными инструментами реализации данных задач в механических трансмиссиях вообще, и в МКПП «ВАЗ 2109» в частности, служат:

Рациональность подбора числа передач.

Оптимизация величины передаточных чисел.

Рост качественного уровня процесса переключения передач.

Важность последнего трудно переоценить, поскольку плавность переключения гарантирует не только существенное повышение степени надежности систем, узлов и агрегатов автомобиля, но и снижение астеничности (утомляемости) водителя. Устройством, обеспечивающим плавность переключения, является синхронизатор коробки передач «ВАЗ 2109», схема которой представлена ниже.

Синхронизация передач переднего хода выполняется при помощи выравнивания частоты вращения вторичного вала КПП и частоты вращения шестерен постоянного зацепления, свободно на нем вращающихся.

Многих отечественных автолюбителей интересует вопрос: «Как разобрать КПП «ВАЗ 2109» самостоятельно?». Это продиктовано не только соображениями экономии, но и желанием получить практический опыт ремонта своего «железного друга».

Разборка КПП «ВАЗ 2109»

Основными показаниями к выполнению данного процесса, характеризующегося достаточной трудоемкостью, служат: замена элементов коробки передач, вышедших из строя, или проведение капитального ремонта. Предварительные мероприятия включают в себя:

Болтается рычаг

Если болтается рычаг КПП на ВАЗ-2109, следует проверить исправность шарнира (карданчика) коробки. Они имеют конусный болт, который может раскручиваться. В большинстве случаев проблема решается его подтяжкой. Отметим, что с завода этот болт плотно затянут. Его откручивают с целью регулировки кулисы.

Люфт еще возникает из-за поломки возвратной пружины, что находится в механизме КПП. Она обычно меняется каждые 4 года или 100 тысяч километров пробега.

Также раскручивается и конусный болт. Он имеет меньшие размеры, чем карданчик, и находится внутри самой коробки под элементом переключения передач.

Остальные отличия

  • на переключении отсутствует придаточная втулка;
  • не одинаковое количество передач;
  • маркировка специальной краской чисел на шестернях передающих элементов;
  • расположение подшипников шарикового характера в картерных гнездах;
  • на данной передаче устанавливается синхронизатор, оборудованный блокировочным кольцом;
  • шестеренка 5 передающего элемента установлена на шпицы первичного вала;
  • форма крышки на задней системе передаточного типа отличается большей глубиной.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]