Школа авторемонта — Ремонт автомобиля своими руками

Если во время работы двигателя ВАЗ 2106 слышен посторонний шум от водяного насоса (помпы) или возникла течь, эту деталь необходимо заменить. В большинстве случаев это полная замена, а не ремонт, так как стоимость детали не такая уж и высокая, всего около 600 рублей.

Итак, для выполнения данного ремонта нам понадобится следующий набор инструментов:

  1. Маленькая и средняя трещотка
  2. Главы 10 и 13
  3. Тонкое расширение
  4. Отвертка
  5. Фиксированный или фиксированный ключ 13

Теперь ниже мы более подробно разберем процедуру снятия и установки помпы. Первым делом откручиваем хомуты, которыми крепятся патрубки подачи охлаждающей жидкости:

Затем отсоедините шланг от водяного насоса:

Теперь нужно открутить две гайки крепления металлической трубы с левой стороны, по которой во внутреннюю систему отопления (радиатор печки) подается антифриз (антифриз):

А затем снимаем трубку со шпилек, с небольшим усилием вытаскивая и отводя в сторону, как показано на фото ниже:

Затем нужно открутить три болта крепления помпы к блоку двигателя ВАЗ 2106. Один из которых находится по центру вверху:

А еще двумя болтами снизу крепится водяной насос ВАЗ 2106, это наглядно показано ниже:

Тогда можно смело вынимать помпу:

При необходимости приобретаем новый насос и проводим установку в строго определенной обратной последовательности, устанавливая все снятые детали на их место.

Водяной насос системы охлаждения на классических моделях ВАЗ 2101-07 не является надежным. Средний пробег одной детали — 40 тыс. Км, после чего она выходит из строя и требует замены. Но для опытного владельца «Жигулей» есть другой выход — снять и отремонтировать насос, заменив изношенные или сломанные элементы: сальник, подшипник или рабочее колесо. Если такой подход вам близок, то перед началом работ стоит изучить подробную инструкцию по восстановлению «классической» помпы в сборе».

Неисправности водяных насосов «классики»

В старых моделях «Жигулей» для охлаждения двигателя используется специальная антифриз — антифриз, который циркулирует от водяной рубашки двигателя к основному радиатору. Вращающееся рабочее колесо насоса, встроенного в переднюю часть силовой установки, заставляет жидкость перемещаться по системе. Он приводится в движение коленчатым валом через ременную передачу.

Шкив помпы и генератора приводится во вращение ремнем от коленчатого вала

Чтобы понять причины неисправности насоса, необходимо знать его конструкцию. Деталь состоит из следующих основных элементов, выполняющих определенные функции:

  • корпус с фланцем служит для герметичного крепления к двигателю;
  • вал нужен для крепления крыльчатки и ведущего шкива;
  • роликовый подшипник обеспечивает вращение вала;
  • крыльчатка с лопастями насоса охлаждающей жидкости;
  • ступица — крепление ведущего шкива;
  • сальник предотвращает попадание антифриза в подшипник;
  • установочный винт фиксирует обойму подшипника внутри корпуса.

Причиной выхода из строя насоса обычно является роликовый подшипник и сальник

Насос прикручивается не непосредственно к блоку цилиндров, а ко второму корпусу, куда входит патрубок термостата.

Подавляющее большинство неисправностей водяного насоса происходит из-за износа двух элементов: сальника и подшипника. Владельцы «классики» сталкиваются с такими поломками:

  • протекание антифриза через сальник и вал насоса;
  • увеличенный зазор вала из-за износа подшипников;
  • крыльчатка, сломанная при аварийном контакте с поверхностью второго корпуса (происходит при увеличении зазора вала);
  • заклинивание опорных роликов и поломка вала на 2 части;

Вал со сломанным концом можно вынуть и заменить на новый

Из-за износа подшипников крыльчатка начинает соприкасаться с корпусом и выламывает отверстие, куда уходит весь антифриз

Все вышеперечисленные проблемы можно устранить заменой соответствующих элементов, при условии, что сам корпус не сломан. В этом случае меняют весь насос.

Инструменты для проведения замены

Капитальный ремонт двигателя ваз 2106 своими руками

Желательно производить замену помпы на ВАЗ-2106, а не ремонтировать ее. Стоимость нового насоса составляет около 700-900 рублей, а для работы нужно максимум час времени. И это при условии, что антифриз будет остывать до температуры окружающей среды. Для работы необходимо:

  1. Несколько ключей: «10», «13», «17». Желательно трещотки с головками, так как с ними намного удобнее работать.
  2. Герметик на основе силикона. Лучше всего белый. Красный или черный использовать нежелательно – при последующих ремонтах сложно будет очистить поверхности.
  3. Тазик для слива жидкости из системы охлаждения.
  4. Отвертки крестовые и плоские.

Может потребоваться нож для удаления старой прокладки, но делать это нужно аккуратно, чтобы не нанести вред поверхности.

Руководство по ремонту помпы

Для устранения неисправности водяного насоса ВАЗ 2101-07 нужно снять его с автомобиля. Замена шкива — исключение, в этом случае насос разбирать не нужно. Для проведения ремонтных работ подготовьте следующий набор инструментов и материалов:

  • молоток;
  • плоская отвертка;
  • стандартный набор головок и ключей (размеры 9-22 мм);
  • монтажное полотно (крепление);
  • емкость 10 литров и садовый шланг длиной 1 м для слива антифриза из блока цилиндров;
  • 1 литр антифриза для доливки;
  • тканевые тряпки и перчатки.

Для сброса водяного насоса потребуются стандартные слесарные инструменты

Для замены шкива понадобятся ключи и лом; нет необходимости в лотке для незамерзания и шланге.

Отдельно для вытаскивания крыльчатки нужно подготовить съемник болтов с наружной резьбой М18х1,5. Также очень желательно иметь тиски, без них разобрать помпу крайне неудобно. Если вам нужно снять пластиковую крыльчатку нового образца, обязательно приготовьте метчик M18 x 1,5, чтобы нарезать в нем резьбу. Старые металлические рабочие колеса лепятся на заводе.

Чтобы нарезать качественную резьбу, нужно использовать 2 метчика — номер один и два

Подготовительный этап — снятие детали

Перед разборкой агрегата необходимо опорожнить водяную рубашку двигателя, чтобы антифриз не потек через технологическое отверстие после разборки насоса. Для этого откручиваем болт — колпачок, расположенный на левой стенке блока цилиндров (если смотреть в сторону автомобиля). Подставьте под отверстие таз и тюбик, чтобы не пролить антифриз на землю.

Чтобы опорожнить блок цилиндров, открутите крышку и снимите крышку радиатора

Открутив заглушку на блоке, откройте верхнюю заглушку радиатора — охлаждающая жидкость стечет быстрее.

Когда поток антифриза спадет и начнет стекать по стенке блока, снова закрутите крышку и приступайте к разборке агрегата, выполняемой согласно подробной инструкции:

    Гаечным ключом на 17 мм ослабьте гайку на длинном крепежном болте генератора, расположенном под корпусом генератора. Полностью откручивать гайку не нужно.

Чтобы освободить генератор и ослабить ремень, открутите гайку под его гнездом

Ремень привода генератора, вращающий шкив помпы, снимается после откручивания стопорной гайки на кронштейне

Насос снимается после откручивания четырех крепежных гаек

ослаблять крепления шкива помпы удобнее, когда ремень привода генератора натянут, что не дает вращаться валу.

Когда ремень натянут, легче открутить болты шкива

После разборки очистить седло водяного насоса от остатков прокладки и герметика, а также очистить двигатель и прилегающие узлы от капель антифриза.

Как снять и поменять крыльчатку

Практика показывает, что разрушение лопаток рабочего колеса происходит от контакта с ответной частью корпуса, когда вал насоса очень ослаблен. Поэтому выход из строя лопаток других эффективных насосных элементов происходит крайне редко и является результатом производственного брака. Но если вы обнаружите только такую ​​неисправность, процедура ограничится заменой крыльчатки без дальнейшей разборки детали.

Выход из строя рабочего колеса обычно сопровождается износом подшипника насоса

На водяных насосах автомобилей ВАЗ 2101-07 крыльчатки двух типов:

  • старая модель, металлическая, с внутренней резьбой М18 с шагом 1,5 мм;
  • новый чемпион: беспроводные пластиковые элементы.

Все новые рабочие колеса сделаны без внутренней резьбы

Рабочие колеса обоих типов крепятся к валу одинаково, запрессовывая их с натягом. Демонтаж пластикового элемента нового образца производится в следующем порядке:

  1. Зафиксируйте ступицу вала в тисках и вбейте резьбу в рабочее колесо. Перед использованием смажьте прибор моторным маслом или другим жидким маслом.
  2. Вверните съемник для болтов в отверстие и слегка затяните внешний болт.
  3. Поворачивая головку внутреннего болта по часовой стрелке, вытащите крыльчатку и снимите ее с вала.

Внутренний болт съемника упирается в конец вала и толкает крыльчатку вверх

Старые металлические элементы (точнее чугун) просто раздавливают съемником, так как резьба в них уже нарезана производителем.

Новое рабочее колесо надевается на вал и прижимается легкими ударами молотка через адаптер, чтобы не сломать лопасти. Обратите особое внимание на соединение элемента: нижняя часть должна упираться в графитовое кольцо на сальнике, затем установить его на 2-3 мм (внутри находится пружина). Плоская поверхность вращающегося рабочего колеса плотно прижимается к кольцу, обеспечивая герметичность соединения.

После установки нижний край рабочего колеса должен прилегать к масляному уплотнительному кольцу

Видео: технология демонтажа крыльчатки

Инструкция по замене подшипника и сальника

В насосах классических моделей «Жигули» подшипник и вал являются уникальной запчастью и продаются в сборе. В результате при поломке вала он также меняется вместе с роликоподшипником.

Вал насоса продается в собранном виде с подшипником и доступен различной длины

Покупая новый вал для водяной помпы ВАЗ 2101-07, обязательно возьмите старую деталь с собой в магазин. Дело в том, что в продаже есть ремкомплекты на различные автомобили, различающиеся длиной и диаметром оси, и не всегда продавец разбирается в таких мелочах.

Для замены вала необходимо действовать следующим образом:

  1. Вытяните крыльчатку съемником, как описано в предыдущем разделе.
  2. Ослабьте и открутите стопорный винт плоской отверткой.
  3. Удерживая корпусной насос одной рукой, ударьте молотком по грузу концом вала. Если деталь не поддается, зажмите насос в тисках и вытащите его из дерева через направляющую.

После разборки крыльчатки старое дерево сшибают молотком

Ступица насаживается на вал легкими ударами молотка

Вставляя подшипник в обойму корпуса, убедитесь, что отверстия для установочных винтов совпадают с обеих сторон. Не пытайтесь затянуть колпачок слишком сильно, иначе при следующей замене возникнут проблемы с разборкой и насос придется полностью заменить.

Сальник устраняется при вращении вала толстым концом

Если необходимо заменить протекающий сальник, от него легко избавиться, используя старый вал. Отшлифуйте корпус подшипника, затем переверните его другим концом и вставьте в отверстие насоса. Затем забейте стальную ось молотком до тех пор, пока сальник не отвалится. Это связано с тем, что второй конец вала под ступицей короче и больше в диаметре. Вставьте новый сальник в седло до упора с помощью круглого адаптера, например отрезая трубку.

Железа хорошо вставляется в тело с помощью оправки

Установка нового шкива

Замена шкива водяного насоса несложная и не требует снятия детали с двигателя, а также слива охлаждающей жидкости. Самый простой способ разборки выглядит следующим образом:

  1. Сначала ослабьте три болта, удерживающие шкив.
  2. Ослабьте гайки, удерживающие генератор и натяжение ремня.
  3. Поддерживая генератор монтажной лопаткой, прижмите ее к двигателю и снимите ремень.
  4. Отверните вручную 3 болта крепления и снимите шкив.

Для замены шкива не нужно сливать тосол и разбирать помпу

Установка новой запчасти и сборка агрегата производятся в обратной последовательности. Соблюдайте порядок действий: сначала установите шкив и максимально затяните болты гаечным ключом, затем наденьте ремень. Окончательная затяжка шкива производится после натяжения ремня привода генератора.

Видео: как меняются детали помпы

Можно ли устранить течь насоса в пути

О потере части антифриза в дороге свидетельствует повышение температуры охлаждающей жидкости и снижение уровня в расширительном бачке. Если вы обнаружили утечку и уверены, что виноват насос, можно попробовать устранить проблему. Неисправности, вызывающие протечки антифриза, следующие:

  • стык между фланцами помпы и блоком цилиндров потерял герметичность, из-под прокладки течет антифриз;
  • в корпусе насоса образовалась трещина;
  • корпус был разрушен ударом крыльчатки.

В отверстие в корпусе спереди вставляется клин и покрывается холодной сваркой

Как правило, проблемы с утечкой водяного насоса являются критическими, и их сложно решить в процессе. Попробуйте сжать протекающую прокладку, затянув 4 гайки крепления насоса, для чего вам нужно будет снять ремень привода генератора и шкив. Не переусердствуйте: на шпильках Ø8 мм порвать резьбу несложно.

Попробуйте заделать небольшую трещину химическим составом — холодной сваркой. Если есть возможность, привяжите пластырь к телу чем-нибудь, чтобы он не упал, долейте воды и отправляйтесь в гараж. Заделать большой зазор от крыльчатки не получится, нужно искать вариант буксировать машину или вызывать эвакуатор.

Видео: заделка трещины корпуса

С финансовой точки зрения восстановление насоса более выгодно, чем полная замена, так как это позволяет сэкономить около 50% стоимости новой детали. Учитывая, насколько часто на Жигулях случаются небольшие поломки, такая разница в цене играет роль. Технология замены подшипника и сальника на водяной помпе ВАЗ 2101 подходит и для других автомобилей, оснащенных классическим двигателем: ВАЗ 2121 Нива и ее модификации, Нива-Шевроле».

↑ Как снять насос охлаждающей жидкости?

Сливаем жидкость из системы охлаждения двигателя.

Отсоедините верхнюю и нижнюю трубки термостата.

Снимите ремень генератора.

Отсоедините тягу управления генератора и ослабьте ее нижнюю опору. Подносим генератор к крылу.

Гаечным ключом на 13 отверните три болта и снимите приводной шкив насоса охлаждающей жидкости.

Гаечным ключом на 10 мм открутите две гайки, крепящие шланг слива жидкости к радиатору отопителя, а также ослабьте затяжку гайки, крепящей шланг к выпускному коллектору.

С помощью гаечного ключа размером 13 открутите три болта (один вверху и два внизу), которыми насос крепится к блоку цилиндров, и снимите насос охлаждающей жидкости.

Между насосом и блоком устанавливается прокладка.

С помощью ключа «13» отверните четыре гайки и снимите крышку насоса в сборе. Между крышкой и корпусом установлена ​​уплотнительная прокладка.

↑ Сборка помпы ВАЗ 2106

Собираем насос с новой крышкой и новыми уплотнителями. Устанавливаем на двигатель в обратной последовательности.

Замена помпы на ВАЗ 2107 (фото и видео)

Особенности замены замка зажигания в ниве шевроле: как поменять своими руками
Выход со строя помпы ВАЗ 2107, или водяного насоса, может выражаться в двух поломка: образовании течи охлаждающей жидкости и появлении гула или стука. При первой неисправности требуется немедленная замена, так как постепенное вытекание охлаждающей жидкости может привести к перегреву или даже заклиниванию двигателя. Появление гула является первым признаком выхода со строя подшипника, и может, со временем, привести к остановке помпы. Следствием этого, как и в первом случае, может стать перегрев двигателя ВАЗ 2107. Так что замена станет лишь делом времени, и тянуть с ней не стоит.

  • Ключ на 8;
  • Ключ на 10;
  • Ключ на 13;
  • Ключ на 17;
  • Отвертка;
  • Емкость для сбора охлаждающей жидкости.

Из запасных частей и материалов следует запастись новой помпой и охлаждающей жидкостью, так как при выполнении работы потребуется ее доливка или замена. Выбирая новую помпу, рекомендуется покупать родную вазовскую, заводского изготовления. Другие могут оказаться худшего качества, и в результате может оказаться, что деньги и время потрачены абсолютно зря, и в ближайшее время потребуется новая замена.

Для начала необходимо слить охлаждающую жидкость из блока двигателя, или из всей системы, если все же решили ее заменить. Для этого необходимо выкрутить болт в блоке (и в радиаторе, в том случае, если выполняется полная замена), предварительно сняв пробку на радиаторе.Далее, при помощи ключа на 17 отпускаем гайку натяжения генератора и снимаем приводной ремень со шкива помпы.

В последнюю очередь, откручиваем четыре болта крепления помпы к блоку цилиндров двигателя.Теперь ее больше ничего не держит, смело снимаем помпу с двигателя ВАЗ 2107. Перед установкой новой очищаем посадочное место от смазки. Также при установке новой помпы, обязательна замена прокладки, иначе придется повторять всю процедуру заново. Для обеспечения герметичности системы настоятельно рекомендуется прокладку посадить на герметик.Установка помпы ВАЗ 2107 производится в обратной последовательности. Сложностей в процессе сборки возникнуть не должно.

Слишком сильно натянутый ремень может быстро выйти из строя, а недостаточная натяжка может привести к пробуксовке ремня, и как следствие, к пропаданию зарядки или перегреву двигателя.По окончании процедуры, следует залить охлаждающую жидкость. Нужно не забыть открыть кран отопителя, чтобы исключить образование воздушных пробок в системе охлаждения. Залив жидкость до нужного уровня, заведите двигатель и прогрейте его до рабочей температуры. Дав поработать ему некоторое время, заглушите двигатель, и, дав ему остыть, долейте недостающий объем.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]