Бензонасос: где находится и как работает, описание и назначение устройства

Топливный насос в системе питания инжекторного двигателя – это электромеханическое устройство, подкачивающее топливо из бака, создающее нужный уровень давления в магистрали, обеспечивающий впрыск форсунками. При соблюдении эксплуатационных условий, БН исправно работает, в среднем 250 тыс. км. Однако, если ездить с пустым баком, пренебрегать заменой сетки насоса, использовать низкокачественное топливо, несвоевременно промывать бак, замена бензонасоса потребуется гораздо быстрее.


Такая сетка является причиной поломки топливного бензонасоса

Форсирование и тюнинг двигателя также влияют на ресурс использования. Форсунки более высокой производительности, установленные на авто, предполагают перепрошивку ЭБУ при сохранении штатного топливного устройства, который начинает работать на максимальном пределе, что приводит к перегреву и последующей поломке. Эти и перечисленные причины, естественный износ, со временем требуют от водителя замену топливного насоса.

Проверить исправность БН на инжекторном автомобиле можно, подключившись манометром к рампе. Шум при повороте ключа зажигания в виде гула и жужжания, показывает работу насоса – нагнетание топлива, создание давления. Если рабочие признаки отсутствуют, это может свидетельствовать о неисправности целой конструкции или ее отдельных частей.

Распространенными признакам поломки являются:

  1. Прерывистое движение машины;
  2. Плавающие обороты ДВС при холостом ходе;
  3. Снижение динамических показателей авто;
  4. Заторможенный запуск двигателя.

Чтобы начать процедуру замены, необходимо снять устройство. Находится оно в баке, напрямую погружено в бензин. В большинстве авто, БН расположен под днищем в задней части. Добраться до него возможно через салон.

Для демонтажа насоса потребуются инструменты:

  • набор головок;
  • рожковые ключи;
  • трубчатый ключ;
  • специальный ключ.

Несмотря на различия в креплениях устройства разных марок, принцип изъятия остается неизменным.

Важно! Непосредственно перед снятием, необходимо понизить давление из системы питания.

Делается это двумя способами:

  • отключить разъем насоса во время работы мотора, дождаться пока он заглохнет;
  • спустить определенное количество топлива, нажав на клапан рейки, находящейся под капотом.

Как только давление снизилось, можно приступать к демонтажу топливного насоса. Обязательно отключите клемму на аккумуляторе во время работы. Далее, следует придерживаться следующего алгоритма:

  • снять электрический разъем (фишку);
  • ослабить хомуты на топливных магистралях (обратная магистраль для возврата бензина в бак, трубка топливоподающая).

Теперь с топливного модуля нужно демонтировать сами магистрали. Перед тем как это сделать, необходимо обратить внимание на тип их крепления к выводам бензонасоса. Как правило, штатное крепления с помощью штуцера откручивается рожковым ключом.

Нужно ли менять весь модуль в сборе?

Ремонт выполняется после установления причины неисправности:

  1. Для начала необходимо открутить топливные магистрали, затем прижимное кольцо с помощью трубчатого ключа, в зависимости от марки и вариантов крепления. На самом топливном насосе и иных частях устройства нарисованы указательные стрелки (запомните, как они расположены, это поможет при обратной сборке);
  2. Демонтируйте уплотнительное кольцо, а затем аккуратно достаньте БН из бака, не повреждая датчики-поплавки;
  3. На посадочном месте топливного модуля находится резиновый уплотнитель. Его также достаем, потянув вверх.

Завершающий этап замены – монтаж насоса нового с заменой резиновых уплотнителей, продающихся отдельно или в комплекте. Во время установки, следите за правильным положением насоса, обращая внимание на стрелки на самом БН, кольцах и крышках. В некоторых авто они должны сойтись в одну линию, в других – стрелка на насосе должна показывать на заднюю часть авто. Поэтому, при снятии рекомендуется запомнить исходные маркировки.

Сборка осуществляется в обратном порядке. Крепежи рекомендуется затягивать с допустимым усилием. Чрезмерно затянутые элементы могут лопнуть. Если не докрутить, насос будет болтаться в баке, что также неправильно. По завершению установки, необходимо прикрепить магистрали, подключить клемму и разъем питания. При монтаже важно не поломать датчик определения уровня бензина в баке, чтобы избежать их замены в дальнейшем.

Промывка сеточки насоса необходима, если во время диагностики, топливный модуль не выдает необходимого давления или работает на возможном пределе для его поддержания. Для очистки нужно демонтировать БН, находящийся под сидением. Помимо сетки потребуется промывка самого бензобака, особенно если транспортное средство эксплуатировалось длительное время. Такие меры необходимы потому, что мусор и грязь в баке могут ускорить выход из строя нового фильтра. После промывки или замены фильтра насоса, нужно прочистить инжекторные форсунки и регулятор давления в рампе. Такие меры помогут устранить посторонние шумы в насосе.

Когда требуется замена моторчика бензонасоса? Тогда, когда после промывки, БН продолжает шуметь. Также замена необходима в случаях низкого давления топлива или при его скачкообразных изменениях, которые видны на момент диагностики с помощью манометра. Если БН свистит или гудит, это также является поводом для замены. В данном случае, можно сэкономить средства на ремонте и не менять топливный насос в сборе. Насос демонтируется, а затем разбирается на детали. Моторчик продается отдельно, изношенный снимается, новый устанавливается. Датчик топлива и корпус при их исправности оставляется от старого БН.


Рекомендуем моторчик ATS

Как снять с подачи бензонасоса быстросъем?

Необходимо аккуратно нажать на кнопочки по бокам штуцера и потянуть от модуля бензонасоса. Если быстросъемный разъем не выходит, не торопясь обработайте его жидким ключом, продуйте компрессором и повторите процедуру. После этого можно осуществлять демонтаж.


Аккуратно снять разъем с модуля бензонасоса

Когда нужен ремонт контактов внутри модуля, а точнее на клемме питания?

Восстановительная процедура требуется при сгорании контактов. Как правило, подгоревший контакт является причиной недостаточной силы тока, а значит и слабого давления в системе. Ремонтные работы можно осуществить в сервисе либо починить самостоятельно. Рассмотрим один из вариантов как это сделать. Снимаем фишку насоса и внимательно смотрим на контакты. Если один из них сгорел, его нужно почистить иголкой, остальные поджать на фишке. Для усиления сопряжения, контакты в разъеме БН можно немного изогнуть. Эти меры помогут вернуть топливное устройство в рабочий режим, без полной замены.


В основном такая картина бывает на топливных насосах ваз

Важные моменты

Процедура, изложенная выше, кажется довольно простой, но, тем не менее, есть пара нюансов, о которых следует упомянуть.

Во-первых, бензин. Когда откручиваются бензопроводы, он начинает вытекать прямо на крышку (особенно часто это бывает, если автовладелец забыл сбросить давление в бензопроводе с помощью сапуна, о чём упоминалось выше). Да, бензина вытекает немного, однако запах бензина в салоне — это ведь не то, что нужно автовладельцу, верно? Поэтому перед тем как снимать бензопроводы, следует положить на крышку насоса тряпочку и тщательно подсунуть её отвёрткой во все щели. Тряпка впитает вытекший бензин, затем её можно будет выбросить, что позволит избавиться от запаха в салоне.

Во-вторых, стопорная пластина бензонасоса. Как показывает практика, это хрупкая вещица, и сломать её, неаккуратно поддев отвёрткой, не просто легко, а очень легко. А найти эту деталь в продаже тяжело, продаётся она только в комплекте с целым бензонасосом, а это лишняя трата денег. Дело осложняется ещё и тем, что стронуть эту пластину с места одной только плоской отвёрткой удаётся далеко не всегда (особенно если автовладелец пытается разобрать насос впервые), поэтому иногда приходится прибегать к помощи молотка и зубила, а это, в свою очередь, многократно увеличивает риск поломки пластины.

Как видим, сложностей с самостоятельной заменой сетки насоса на «Ладе Калине» нет, и если в точности следовать приведённым выше инструкциям, проблем не возникнет даже у тех, кто делает это впервые. Главное — набраться терпения и соблюдать технику безопасности. В обязательном порядке следует снять клемму с аккумулятора! В противном случае банальная замена сетки может обернуться пожаром.

Проверить снятый бензонасос

Неисправность в насосе не всегда значит, что поломано само устройство. Причина может быть в какой-либо детали или агрегате. К примеру, часто встречается такая проблема как перегорание предохранителя. В каждой марке он имеет свое расположение, о котором говорится в инструкции. Зачастую, блок предохранителей нужно искать с левой стороны от руля или под капотом.

Для проверки состояния насоса нужна диагностика. После оценки состояния предохранителя, проверяется напряжение на устройстве. Нужно исключить поломки, связанные с АКБ. Посредством тестера (мультиметра) измеряется напряжение на клемме. Результатов нет? Значит нужно проверить контакты. Они должны находится на своих местах и быть подключенными к массе. Окисление или обрыв одного контакта может стать причиной отказа всей системы топливного модуля. Если, обрыв исключен, но показатель напряжения снижается более, чем на 1 вольт, значит контакт окислен или проблема в проводке. Если с контактами все в порядке, тогда неполадка в БН.

Работа насоса проверятся по следующей схеме:

  1. Предохранитель. Если при повороте зажигания насос не жужжит, необходимо поверить пластину на предохранителе БН, она должны быть цельной;
  2. Реле. Если от него не слышатся щелчки, нужно проверить катушку реле на наличие обрывов, подключив 12 В лампу к контактам;
  3. Питание. Для проверки подачи к насосу, необходимо подсоединить к разъему вольтметр, рабочее напряжение должно быть от 12 до 12,5 В. Сопротивление обмотки статора измеряется на момент поступления питания;
  4. Проверить БН на работоспособность можно, если напрямую подать питание от аккумуляторной батареи. Такой способ проверки покажет производительность насоса. Также на этом этапе рекомендуется проверить уровень загрязненности фильтр грубой очистки;
  5. Проверка на давление может осуществляться в нескольких режимах: статическом и динамическом. Замер давления в этих состояниях покажет работоспособность форсунок, обратного клапана. Оптимальный уровень давления от 3 до 3,7 атм (зависит от марки авто). После того, как машина будет заведена, давление в рампе не должно резко снижаться.


Проверить насос можно сняв с авто и подключить к 12 в

Где расположен бензонасос на 2106, 2107 и других моделях

Расположение бензонасоса на карбюраторных и инжекторных классических ВАЗах разное. У первых он установлен слева (если смотреть из салона) на блоке цилиндров двигателя на специальном приливе, и крепится к нему при помощи шпилек через теплоотводящую проставку из эбонита. Привод механического бензонасоса осуществляется от промежуточного вала двигателя через эксцентрик и толкатель (шток).


Механический бензонасос на классике установлен на специальном приливе на блоке цилиндров двигателя

В инжекторных «Жигулях» насос входит в конструкцию топливного модуля. Он расположен внутри бензобака. Конструкция электрического насоса состоит из электромоторчика постоянного тока и специальной формы крыльчатки, насаженной на его вал. Питание электродвигателя осуществляется от бортовой сети автомобиля. Электрическая цепь устройства защищена отдельными предохранителем и реле.


Электрический топливный насос на инжекторных моделях классики установлен в бензобаке

Замена прокладки под топливным насосом

Рекомендуется замена резиновых уплотнителей, в том числе прокладки насоса, находящейся под бензонасосом. Эта часть предназначена для одноразового использования, поэтому она не устанавливается повторно после снятия устройства.


Кольцо прокладка

Что делать, если сломан штуцер насоса? Требуется его срочный ремонт или замена новым. Зависит от специфики поломки, поломался ли штуцер на крышке модуля бензонасоса, на самом насосе или речь идет о штуцерах подачи-отдачи топлива. При серьезной проблеме, рекомендуется приобрести новый комплект вместе с крышкой, продающейся в автосервисе.

Признаки и причины неисправности

ТНВД по устройству остается механизмом, сложно поддающимся диагностике в гаражных условиях. Выявление неисправностей происходит на специальных стендах. В большой группе факторов, подтверждающих неполадки в магистральном или другом типе ТНВД – наличие в системе посторонних сред – воды, горючего и загрязнений. На практике проблемы с насосом выявляются по повышенному расходу топлива, перегреву двигателя, падению динамики и мощности, увеличению количества дыма в выхлопных газах. На отсутствие срабатывания форсунок укажет затрудненный запуск мотора, перебои на холостом ходу и увеличение шума во время езды.

Авто не заводится после замены

После замены бензонасоса машина не заводится? Это явление встречается не редко. Во многих случая, это не проблема. Авто не может сразу завестись, поскольку насосу требуется время для накачки давления, которое было до этого снижено. Чтобы довести давления до оптимального уровня, нужно включить зажигание на 5 секунд, чтобы загорелась приборная панель. Далее, крутим мотор стартером. Если не получилось с первой попытки, следует подождать около минуты и повторить снова.

Если прокрутки стартера не помогли завести мотор, значит имеет место быть одна из перечисленных причин:

  • при сборке или подключении БН были допущены ошибки;
  • новый топливный модуль неисправный;
  • сбилась охранная система авто или произошла блокировка;

При монтаже и подключении нового насоса не исключены сбои различного характера: от неисправности клапанов на БН до поломки контактов, клемм или разъемов.

Важно выявить точный характер неполадки, определить ее тип – электрический или механический. Самая простая поломка относится к питанию топливного насоса, она либо есть, либо нет. Если речь идет об иммобилайзере или сигнализации, то противоугонная система может отключить питание БН, не давая запуститься машине. О засоре фильтра также не стоит забывать. В случае залипания клапанов, устройство может работать и воспроизводить характерные звуки, но в холостую.

Перечисленные неисправности не дают горючему поступать в рампу, поэтому двигатель не может стартовать. Для четкого определения причины, важно убедиться, что в рейке отсутствует бензин. Далее, рекомендуется демонтировать и подключить БН от габаритов либо батареи напрямую. Этот способ считается наиболее быстрым для проверки устройства.

Классификация и устройство ТНВД

Насосные секции, обеспечивающие высокое давление топлива для дизельного двигателя, бывают трех типов:

  • Рядные механизмы – плунжерные пары на каждый цилиндр;
  • Распределительные, для легковых авто, более компактные;
  • Магистральные, применяются в системах снабжения топливом.

Последний тип ТНВД относится к системам нового поколения, управляется компьютером. Не стоит путать инжекторный двигатель с топливным насосом высокого давления, так как это прежде всего система впрыска.

По виду плунжерного привода топливные насосы бывают пневматические, гидравлические и механические.

Качество топлива

Кроме несоблюдения периодичности обслуживания еще одной частой причиной, которая приводит к неисправности бензонасоса, является бензин. Не на всех АЗС его качество одинаковое. На некоторых из них нарушаются правила транспортировки и хранения. В результате систематических заправок на таких АЗС в баке скапливается большое количество посторонних частиц, которые забивают сетку бензонасоса.

Это проявляется потерей мощности двигателя, рывками машины при движении и, как ни странно, перерасходом топлива. Приходится снимать бензонасос и проводить его обслуживание. Если этого не сделать, то ездить на машине станет невозможно, топливо просто перестанет поступать к форсункам. Причина этого хорошо видна на фото бензонасоса с забитой сеткой.

Принцип работы

Электронный блок управления подает на обмотку бензонасоса напряжение 12 В. Крыльчатка начинает вращаться вместе с ротором двигателя. При этом бензин прижимается к стенкам корпуса и выдавливается из него в топливную магистраль. Далее он поступает на рампу и распределяется по форсункам. В то же время в центре вращающейся крыльчатки образуется разряжение, которое немедленно заполняется новой порцией бензина из бака.

Пока вращается двигатель, процесс непрерывно повторяется. При этом в системе устанавливается рабочее давление порядка 2,5 атм. Поддерживать его помогает редукционный клапан. Он открывается, если превышено пороговое значение. Обратный клапан предназначен для сохранения давления после выключения бензонасоса. Таков вкратце принцип работы. Теперь о том, где находится бензонасос инжекторного двигателя.

Какие могут случиться поломки?

На «Форде-Фокусе» замена бензонасоса осуществляется примерно по такой же схеме, как и на любом другом инжекторном автомобиле. Но что может привести к такому, прямо скажем, недешевому ремонту?

Давайте разберемся с тем, какие неисправности могут случиться с насосом:

  1. Поломка реле включения или предохранителя.
  2. Разрушение крыльчатки.
  3. Износ щеточного узла.
  4. Повреждение электропроводки.
  5. Выход из строя обмотки статора или ротора.
  6. Засорение фильтрующего элемента.

В целом, это все поломки, которые могут произойти с бензонасосом на любом автомобиле. Причем снимать и ремонтировать насос придется только в случаях 2, 3, 5 и 6. В остальных случаях снимать его нет необходимости.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]