Как проверить крышку расширительного бачка на любом автомобиле

Крышка расширительного бака один из самых простых механизмов в автомобиле. При этом выход его из строя может привести к серьезным поломкам двигателя. У многих возникает вполне очевидный вопрос: «А что там может сломаться? Это же просто крышка». На самом деле даже на первых моделях авто расширительный бак оснащался надежным запором.

Любопытных автовладельцев при разборе крышки могло удивить наличие в ее конструкции пружин и клапанов. Возникает вопрос, а для чего такие сложности при закрытии емкости с охлаждающей жидкостью.

В этой статье попробуем разобраться с этим. Начнем с назначения, перейдем к признакам, а после узнаем, как проверить крышку расширительного бачка. В конце пара советов от специалистов.

Назначение крышки бачка

В системе охлаждения работающей силовой установки постепенно повышается давление. Вызвано это нагревом антифриза. Этот параметр требует постоянной корректировки. Именно для этого и нужна крышка расширительного бака.

Стабильно высокое или низкое давление может сместить температуру закипания жидкости. В обычных условиях вода вскипит при +100 °C, антифризу и тосолу нужно около 120 °C. Рабочая же температура двигателей современных автомобилей уже вплотную подошли к этому порогу.

При некоторых режимах работы охлаждающая жидкость быстро нагревается. Чтобы предотвратить перегрев мотора, нужно поднять температуру кипения жидкости. Для этого достаточно повысить давление в системе.

Это натолкнуло инженеров на мысль, что в целях препятствия кипения охлаждающей жидкости в двигателе, при непродолжительном, но сильном его перегреве, нужно поддерживать стабильное давление в пределах 1.1-1.5 кгс/см2. Такого показателя вполне достаточно, ведь при еще большем значении, конструкцию придется комплектовать более прочными и надежными элементами.

Крышка расширительного бачка поддерживает требуемое давление, и при необходимости впускает воздух в бачок или спускает лишний.

Признаки и возможные последствия неисправности детали

Чаще всего последствием неисправности крышки является закипание ОЖ, иногда сопровождающееся выбрасыванием последней из расширительного бачка – нередкое явление для автомобилей ВАЗ. Если это происходит при рабочих температурах двигателя, то, скорее всего, пробка не держит необходимое давление.

Закипание ОЖ автомобиля

Другая причина этого же явления – из-за неисправности вакуумного клапана в СОД попал воздух и образовал пробку, которая нарушает нормальную циркуляцию, а значит, и охлаждение ОЖ. Зимой из-за воздушной пробки может плохо работать печка. Неприятные последствия: потеря ОЖ, которую приходится регулярно подливать. Такое случается, когда из-за повышенного давления в СОД жидкость «выгоняется» через стыки между штуцерами и патрубками, надетыми на них, через хомуты.

Плачевные последствия:

  • разрыв некачественных патрубков или тех, что давно не менялись (картина, знакомая не только владельцам ВАЗ);
  • появление течи в основном или отопительном радиаторе;
  • разрывает корпус термостата (для Nexia обычное дело – на 2 части);
  • лопнувший расширительный бачок.

Появление течи в основном радиаторе

Все эти признаки-последствия неисправности крышки являются результатом повышенного давления в СОД. Последнее – не редкость для автомобилей ВАЗ 2108, 2109 и особенно 2110 с бачками нового образца. Конечно, очевидно, что пластик этих расширительных емкостей оставляет желать лучшего, но, тем не менее, тут дело и в неисправности пробки. Так что крышка, регулируя давление в СОД, еще и оберегает ее элементы от механических повреждений.

Конструкция крышки расширительного бачка

Запор к емкости должен прилегать плотно, без зазоров. Для лучшего соединения крышка комплектуется уплотнительной резинкой. Свинтив ее с бачка и взглянув на внутреннюю поверхность, можно увидеть своеобразный датчик регулировки давления.

Как уже упоминалось выше, в крышке имеется два клапана. Один предназначен для предотвращения перегрева двигателя, второй препятствует разгерметизации из-за возросшего давления.

Каждый из них получил название, соответствующее его назначению. На автомобилях ВАЗ клапан высокого давления называется предохранительным, низкого – вакуумным. Оба устройства находятся в состоянии покоя, пока значение давления не приблизится к предельной величине.

Стоит знать, что автовладельцы не всегда могут заметить неисправности в работе клапанов крышки. Визуальный осмотр в большинстве случаев не дает точную информацию об исправности устройств. А ведь поломка одного из клапанов чревата серьезными последствиями и может привести к дорогостоящему ремонту.

Последствия выхода из строя крышки расширительного бачка

Это зависит от того какой из клапанов вышел из строя. При поломке механизма стравливания избыточного давления, в лучшем случае сорвет какой-либо патрубок и вытечет ОЖ. Если водитель этого не заметит, то двигатель очень быстро перегреется.

В худшем случае может разорвать расширительный бак, образуется трещина в радиаторе либо отопителе салона. В этом случае придется хорошо потратиться на ремонт.

Если предохранительный клапан заклинит в открытом положении, в системе не будет давления, нужного для нормальной работы охлаждения. Соответственно снизится температура кипения.

В случае выхода из строя вакуумного клапана последствия также могут быть неприятными. Это приведет к возникновению воздушной пробки, в итоге из печки будет дуть холодный воздух при хорошо прогретом двигателе. В холода это не прибавит комфорта при вождении.

Признаки неисправности крышки расширительного бачка

Выход из строя даже одного из клапанов крышки может привести к определенным неисправностям автомобиля и неудобствам вождения. На необходимость проверить работоспособность механизмов могут указать косвенные симптомы. К ним относятся следующие:

  • из-под капота повалил густой белый дым;
  • идет холодный воздух из печки при разогретом двигателе;
  • сорвало хомуты на патрубках;
  • разрыв трубок системы охлаждения;
  • появилась трещина на радиаторе;
  • разорвало расширительный бачок;
  • сжались резиновые трубки.

Дым чаще появляется, если давление в системе превысило допустимое значение. Высокая температура двигателя и холодный воздух из печки указывают на его низкий показатель

Нормальное давление в системе охлаждения поддерживает оптимальную работу двигателя и обогревателя салона. Поломка крышки расширительного бака, ведет к росту температуры мотора, что влечет за собой выход из строя клапанов и цилиндров. Вернуть автомобилю рабочее состояние поможет только капремонт.

Способы проверки

Перед тем как проверить пробку расширительного бачка, необходимо знать, что в автосервисах для такой операции применяются специальные нагнетающие насосы. Они настроены таким образом, чтобы доводить проверку до критических значений сработки. Тогда будет видно, произошло ли открытие или закрытие в нужный момент.

Самостоятельное тестирование не всегда дает объективные показания. Однако при его проведении удается в большинстве случаев выявить потерю работоспособности узла.

Контроль эксплуатационных характеристик осуществляется следующим образом:

  • На остывшем двигателе снимаем крышку и осматриваем для выявления сколов, трещин или пробоин. Все уплотнения должны быть пластичными и обеспечивать герметичность. Не должно быть механических повреждений.
  • Даже если выявлены какие-то незначительные повреждения, то возвращаем все на свои места, плотно закручиваем и заводим мотор.
  • Ожидаем, когда прогреется ДВС в течение нескольких минут и осторожно начинаем выкручивать крышку по резьбе. В том случае, когда послышится небольшой хлопок, аналогичный звуку открытия бутылки с напитком, нужно знать, что происходит сдерживание давления в системе.
  • Внимательно проводим осмотр толстых гибких шланг системы охлаждения. Если замечено вдавливание их вовнутрь, то это признак того, что клапан стимулирует образование нежелательного вакуума внутри полостей.

Иногда проводят тест на проверку устранения минимального давления. Для этого вывинчиваем, снимаем крышку и сжимаем один из гибких толстых шлангов. Далее завинчиваем все на место и лишь после этого отпускаем шланг. При работоспособных клапанах шланг вернется в нормальное состояние, а в противном случае, останется сжатым.

Иногда после раскручивания клапан остается внутри бачка. Такая ситуация не является нормой, поэтому необходимо искать изделию работоспособную замену.

Как проверить работоспособность крышки расширительного бачка

Во избежание ожогов, проверка проводится на полностью остывшем двигателе. К тому же у разогретый антифриз в радиаторе находится под давлением. При выкручивании пробки он может выплеснуться наружу и оставить серьезные ожоги.

Существует несколько методов проверки. Рассмотрим каждый из них:

  • Визуальный осмотр – нужно внимательно осмотреть крышку, она не должна иметь следов повреждения (сколов, вмятин и т.д.). Если такие есть, то со временем в этом месте появится очаг коррозии и металла будет постепенно разрушаться. В этом случае крышку следует хорошо зачистить и покрасить заново. А лучше заменить испорченное изделие на новое.
  • Проверка пружины – в каждой крышке есть пружины, которые относится к предохранительным клапанам. Для проверки их нужно сдавить пальцами. Если она не оказывает практически никакого сопротивления, значит вышла из строя. На разборной крышке можно заменить нерабочую пружину. Но чаще пробки необслуживаемые, поэтому потребуется купить новую.
  • Проверка вакуумного клапана – его нужно потянуть пальцами так, чтобы он открылся. Затем бросить и посмотреть, как он вернулся в обратное положение. Также нужно внимательно осмотреть седло механизма на наличие в нем следов загрязнений и отложений. Если они имеются есть два решения. Первое – попробовать отчистить его. Второе – поставить новую крышку. Выбор метода решения зависит от степени загрязнения вакуумного клапана.
  • Проверка клапана на срабатывание – для этого понадобится специальное оборудование. О нем мы поговорим чуть ниже.

Можно воспользоваться народным методом проверки крышки расширительного бака. Проводится он следующим образом: хорошо прогревается мотор и на незаглушенном автомобиле прощупывается патрубок радиатора. Если давление ощущается, значит крышка исправна, если легко сминается – клапан пропускает.

Есть еще один народный метод, но опытные водители подтвердят, что он не рабочий. Суть его заключается в следующем: на заведенном моторе нужно сдавить верхний патрубок рукой. Если крышка рабочая, то в этот момент в расширительном бачке поднимется уровень жидкости. Можно еще снять один конец патрубка и посмотреть, как будет вытекать жидкость. Но дело в том, что сжатие руками не создаст давления, требуемого для поднятия клапана.

Проверка крышки на основных моделях ВАЗ

Опытные владельцы отечественных машин взяли за правило менять крышку от расширительного бачка каждые два — три года. С одной стороны, такое внимание к мелочам значительно упрощает работу системы охлаждения ДВС, а с другой — крышка стоит меньше 100 рублей, поэтому совершенно каждый водитель может позволить себе её покупку.

Да и замена крышки не вызывает каких-либо трудностей. Вначале нужно на остывшем автомобиле выкрутить крышку с бачка. Затем вкрутить новую до упора.

Видео: диагностика работоспособности крышки

Проверяем крышку на ВАЗ 2108/2109

Конструкция «восьмёрок» и «девяток» производства АвтоВАЗа позволяет выполнить проверку работоспособности крышки бачка за одну минуту. Операция выглядит следующим образом:

  1. Открыть капот остывшего после езды автомобиля.
  2. Открутить крышку расширительного бачка.
  3. Сжать как можно крепче рукой подводящий шланг.
  4. Попутно закрутить крышку обратно.
  5. После этого опустить шланг.

Если место сжатия сразу же приобретает первоначальную упругость, значит, клапана на крышке работают исправно. В том случае, если оно долго ещё не может восстановиться, рекомендуется заменить крышку бачка на новую.


Работу крышки бачка охлаждающей жидкости на ВАЗ 2109 можно проверить своими руками, просто сжав патрубок с тосолом

Как проверить работоспособность крышки на ВАЗ 2110/2111/2112

Процедура проверки клапанов на крышке такая же, как и для предыдущих моделей ВАЗ. Единственный нюанс на ВАЗ десятого семейства заключается в том, что при откручивании крышки из бачка сам клапанный механизм может выпадать из полости крышки. Это не показатель поломки, но, скорее всего, ненадёжно зафиксированный элемент не будет долго работать.


На ВАЗ десятого семейства крышка расширительного бачка имеет обыкновение выкручиваться из горловины без клапанов

Проверка крышки с помощью подручных средств

Провести проверку работоспособности клапанов на крышке довольно просто при наличии нужных инструментов. Для начала требуется отсоединить любой патрубок системы охлаждения. Затем при помощи компрессора с манометром (это поможет узнать точное давление сброса) нужно подать воздух в систему. Шипение из крышки укажет на то, что клапан открылся.

Обратите внимание: если клапан не спустил воздух, не рекомендуется быстро сбрасывать давление, так как при открытии крышки или отсоединении патрубка может выплеснуться антифриз. В нормальных условиях этому препятствует клапан.

Проверка проводится в два этапа:

  1. Сначала пальцем приподымается пятачок механизма. Идеально если он передвигается с приложением минимальных усилий (практически без сопротивления).
  2. На холодном моторе на свое посадочное место устанавливается крышка. Затем отсоединяется патрубок, идущий к расширительному бачку и через него подуть в радиатор. Клапан срабатывает при небольшом избыточном давлении, поэтому у любого человека получится создать его. Если крышка в рабочем состоянии, вы услышите характерное шипение при выходе воздуха.

Важно! Для такой процедуры лучше использовать компрессор, если он есть, иначе вы рискуете хлебнуть антифриза.

Как самому проверить крышку на «Приоре», «Гранте», «Калине»

Кажется, что достаточно выкрутить крышку из расширительного бачка и осмотреть её внутренности, чтобы понять специфику проблемы. Однако это не так. Например, в сервисных центрах используют специальные насосы давления, которые могут нагнетать нужное количество атмосфер. Создавая искусственное давление в системе охлаждения, прибор позволяет вычислить корректность срабатывания клапанов.

Прибор для диагностики крышек бачка ВАЗ имеет манометр и насос

Но у водителей нет этого дорогостоящего оборудования, поэтому приходится справляться с тем, что есть в стандартном гараже. Диагностика качества работы крышечки бачка будет менее точная, однако можно будет выявить основные неисправности клапанов:

  1. Заглушить двигатель.
  2. Выкрутить крышку с горловины бачка.
  3. Осмотреть изделие на наличие трещинок, вмятин, сколов. Может быть, разорвалась или сильно износилась уплотнительная прокладка.
  4. В том случае, если видимых повреждений нет, крышку следует закрутить обратно и завести мотор.
  5. Дождаться, пока двигатель нагреется до своей штатной температуры.
  6. Начать потихоньку выкручивать крышку с бачка.
  7. Если в процессе откручивания слышится свист выходящего воздуха (этот звук можно сравнить с выходом газов при открывании лимонада), то крышка находится в рабочем состоянии, так как она сдерживает давление в бачке и шлангах.
  8. После этого нужно снова заглушить двигатель.
  9. Осмотреть патрубки системы охлаждения. Если они втянуты внутрь, то плохо работает вакуумный клапан крышки, так как давление в системе предельно низкое.

Рекомендуем: Как выставить зажигание с помощью стробоскопа?

Крышку расширительного бачка можно выкручивать только после того, как остыл двигатель Рабочая крышка не должна иметь расширений, трещин или вмятин Все патрубки должны на всём своём протяжении иметь равный диаметр, без утолщений и сжиманий Это интересно: Предварительная диагностика

Это типовая схема проверки клапанов крышки расширительного бачка на всех моделях транспортных средств производства АвтоВАЗ.

Проверка прокладки крышки

Проверяя клапана есть смысл сразу убедиться в герметичности верхней прокладки крышки бачка. Даже когда воздух со свистом проходит через крышку, это лишь свидетельствует об исправности клапана. Но если крышка закрывается негерметично, через щель постепенно будет испаряться антифриз. Как следствие упадет его уровень в системе.

Также возможен и обратный процесс, когда система засасывает воздух из атмосферы, вместо того, чтобы взять антифриз из расширительного бачка. Это приводит к образованию воздушных пробок (завоздушивание).

Чтобы провести проверку, нужно отсоединить патрубок, идущий от расширительного бачка и надуть через него воздух в систему. Давление требуется небольшое – примерно 1.1 бар. Затем закройте трубку и прислушайтесь. Если шипения нет – все нормально. Для большей точности можно сделать мыльный раствор и по периметру нанести его на пробку. Ели прокладка негерметична, появится пена. В этом случае потребуется замена детали.

Проверка прибором для диагностики крышки расширительного бачка

Многие, кто интересовался проверкой пробки системы охлаждения, слышали о специальном приборе для диагностики. Такой инструмент стоит довольно недешево, в 2022 году я слышал о приблизительной сумме в 15 000 рублей. Далеко не каждый автовладелец может позволить себе купить такой тестер. Поэтому он доступен только для автосервисов, которые постоянно занимаются устранением подобных проблем.

Рядовой автовладелец, при желании, может собрать аналогичный прибор самостоятельно. Для этого понадобятся следующие компоненты:

  • радиатор – можно взять с любой старой машины, состояние не имеет значение, главное, чтобы была целая верхняя часть, куда крепится крышка;
  • наждачная бумага;
  • холодная сварка;
  • ниппель от камеры;
  • компрессор с точным манометром.

С радиатора обрезается расширительный бачок и глушатся все соты, чтобы через низ не проходил воздух. То же самое нужно сделать и с боковыми стенками. Затем проделывается отверстие, в него вставляется ниппель от камеры и тщательно заделывается холодной сваркой. На этом все, прибор готов.

Теперь можно переходить к испытаниям. Проверяемая крышка устанавливается на посадочное место. Компрессор присоединяется к ниппелю, и через него в бак накачивается воздух. Сравнивая показания манометра с моментом спуска избыточного давления, можно судить о работоспособности крышки.

Главное преимущество такой самоделки – это дешевизна приспособления. Недостаток – трудоемкость изготовления и неуниверсальность. То есть прибор подойдет только если диаметр крышки и резьба совпадают. В противном случае придется делать еще одно устройство, но уже из подходящего радиатора.

Тестер поможет определить рабочий диапазон давлений крышки расширительного бака. В зависимости от типа двигателя показания могут отличаться:

  • Бензиновый автомобиль. Предохранительный клапан открывается при 83-110 кПа, для вакуумного давление открытия составляет -7 кПа.
  • Дизельный транспорт. Для предохранительного клапана значение должно быть 108 кПа, ±15 кПа. Вакуумный откроется при 83 кПа.

Приведенные выше значения являются усредненными, однако по ним вы можете ориентироваться. Более точные данные по давлению предохранительного и вакуумного клапанов можно найти техпаспорте к вашему автомобилю, либо на сайтах производителей. Если же при тестировании полученные значения сильно отличаются от указанных, то можно судить о неисправности данного узла. Следовательно, крышку нужно заменить на новую либо попробовать восстановить.

Ремонт крышки расширительного бачка

Крышки радиаторов на современных автомобилях делаются чаще неразборными, так что отремонтировать ее вряд ли получится. Так самостоятельно можно удалить следы коррозии, и покрасить изделие заново либо заменить резиновые прокладки.

Но если же вышел из строя одни или оба клапана, разобрать их не получиться, так как корпус в большинстве случаев литой. В случаях, когда к ним можно добраться, есть вариант попробовать отчистить их от грязи и заменить пружины. Хотя это временная мера и вскоре вам все равно придется идти за новой крышкой.

Как работает крышка радиатора

Для того, чтобы лучше понять суть проверки крышки радиатора, для начала необходимо обсудить ее устройство и схему. В первую очередь необходимо отметить, что антифриз в системе охлаждения находится под повышенным давлением. Это обстоятельство сделано специально для того, чтобы повысить температуру кипения охлаждающей жидкости, поскольку рабочая температура двигателя немного превышает традиционные +100 градусов по шкале Цельсия. Обычно температура кипения антифриза находится в районе +120°С. Однако она зависит, во-первых, от давления внутри системы, а во-вторых, состояния охлаждающей жидкости (по мере старения антифриза снижается и температура его кипения).

Через крышку радиатора не только заливают антифриз непосредственно в корпус радиатора (хотя обычно доливают антифриз в расширительный бачок соответствующей системы), но и через нее выходит в расширительный бачок охлаждающая жидкость, превращенная в пар. Устройство крышки радиатора автомобиля достаточно простое. Ее конструкция подразумевает использование двух прокладок и двух клапанов — перепускного (другое название — паровой) и атмосферного (другое название — впускной).

Перепускной клапан размещен на подпружиненном плунжере. Его задача состоит в том, чтобы плавно контролировать давление внутри системы охлаждения. Обычно оно составляет около 88 кПа (отличается у разных автомобилей, а также зависит от условий работы двигателя у конкретного двигателя). Задача же атмосферного клапана противоположная. Так, он предназначен для обеспечения постепенного выравнивания атмосферного давления и повышенного давления внутри системы охлаждения в ситуации, когда двигатель выключен и остывает. Использование атмосферного клапана обеспечивает два аспекта:

  • Исключается резкий скачек температуры охлаждающей жидкости в момент остановки помпы. То есть, исключается тепловой удар.
  • Исключается перепад давления в системе в то время, когда температура охлаждающей жидкости постепенно снижается.

Таким образом, перечисленные факторы являются ответом на вопрос, на что влияет крышка радиатора. На самом деле частичный выход ее из строя обычно приводит к тому, что температура кипения антифриза снижается, а это может привести к его закипанию в процессе работы мотора, то есть, перегреву двигателя, что само по себе очень опасно!

Какую лучше купить крышку

Вопрос, которым рано или поздно задается почти каждый автовладелец. Наверное, сразу стоит обратить внимание, что по характеристикам она должна полностью соответствовать той, что стояла раньше. То есть иметь такой же диаметр, шаг резьбы, размеры клапанов, а также аналогичное рабочее давление.

В большинстве современных автомобилях установлены пробки, рассчитанные на эксплуатацию при показателях 0.9-1.1 бар. Но перед тем как покупать крышку, следует уточнить эти данные, так как иногда встречаются исключения.

Сегодня в продаже можно встретить так называемые «тюнингованные» крышки расширительного бачка. Они рассчитаны на работу при более высоком давлении – порядка 1.3 бар. Делается это для еще большего увеличения температуры кипения охлаждающей жидкости, благодаря чему поднимается КПД двигателя. Такие изделия устанавливаются на спортивные автомобили, силовые установки которых работаю с большими, но кратковременными нагрузками.

Для обычного автомобиля, который используется для езды по городу, такие крышки совершенно не подходят. Их установка приведет к ряду негативных факторов, среди которых следующие:

  • Детали системы охлаждения работают «на износ» – это ведет к уменьшению их ресурса и преждевременному выходу из строя. Хорошо, если после такой затеи лопнет патрубок или слетит хомут, и вы вовремя успеете заметить вытекший антифриз. Но все может закончиться значительно хуже – может лопнуть радиатор или расширительный бак. А это уже приведет к очень недешевому ремонту.
  • Уменьшение эксплуатационного срока антифриза. Все технические жидкости имеют определенный диапазон рабочих температур. Превышение его ведет к снижению эксплуатационных характеристик антифриза, что негативно сказывается на сроке его работы. Если вы все же решили поставить тюнингованную крышку, почаще меняйте охлаждающую жидкость.

Отсюда вывод – не экспериментируйте, а пользуйтесь рекомендованными заводом-изготовителем деталями. Относительно вопроса, какого лучше бренда купить крышку расширительного бачка, то однозначного ответа нет, у всех изделий есть свои особенности. Главное, чтобы деталь была оригинальной.

Устройство крышки

Важно понимать, что запорный элемент для расширительных бачков есть на любом автомобиле, под капотом которого установлен ДВС. И не принципиально важно, дизельный он, бензиновый или работающий на газу.

Потому проблема с выходом из строя этого узла может встречаться на любых авто, включая такие модели как:

  • Лада Калина;
  • Форд Фокус;
  • Газель Некст;
  • Дэу Ланос;
  • Фольксваген Пассат;
  • Лада Приора;
  • ВАЗ 2110;
  • Рено Логан;
  • Опель Астра;
  • ВАЗ 2114;
  • Шевроле Лачетти и пр.

Вы уже поняли, что крышка служит не только для предотвращения выливания ОЖ из бачка. Это еще и регулятор давления в системе.

Внутри крышки, выполненной обычно из пластика, скрывается клапан. Именно он берет на себя такую ответственность. Клапан погружается внутрь расширительного бачка, и по мере необходимости нагнетает или стравливает избыточное давление.

Прежде чем покупать новый элемент, если прежний вы заподозрили в поломке, его можно проверить. Выбирать следует аналогичный тип запорного механизма.

Учтите, что все современные иномарки в подавляющем большинстве случаев перешли на одноклапанные крышки для расширительных бачков. То есть физически присутствует лишь одна конструкция клапана. Просто он может выполнять одновременно сразу две функции. В то время как на отечественных автомобилях до сих пор можно встретить пару клапанов. Каждый из них отвечает за выполнение соответствующей функции. Хорошо это или плохо, судить сложно. Но факт остается фактом.

Срабатывание крышки происходит только тогда, когда фиксируется избыток давления или его дефицит в системе. Для каждого авто есть свои нормы температуры и давления для срабатывания элемент.

Купил новую крышку, а она не работает. Что делать

Владельцы ВАЗов 2110 и 2114 иногда сталкиваются с ситуацией, когда на купленной новой крышке расширительного бачка не работает один или оба клапана. В этом случае ее можно попробовать доработать. Чаще нарушения в работе клапанов связаны с использованием производителем слишком жестких пружин.

Чтобы решить проблему, первым делом нужно разобрать крышку. Делается это с помощью плоской отвертки и пассатижей. При разборке важно запомнить какая деталь где стояла, так как они могут разлететься в разные стороны.

После извлечения пружинок, их нужно немного подрезать – большая (с предохранительного клапана) укорачивается на один виток, у маленькой (с вакуумного) убирается два витка. Укорачивая первую деталь, важно учитывать момент срабатывания механизма. Здесь главное не переусердствовать и не срезать лишнее. Со второй пружиной немного проще – она должна оказывать хоть минимальное давление после закрытия.

По завершению процедуры, компоненты собираются в обратном порядке. Теперь нужно провести проверку работоспособности системы и убедиться, что клапана срабатывают в нужный момент.

Доработка новой детали – что делать, если она не функционирует?

Когда выясняется, что крышка упорно не хочет сбрасывать избыточное давление и/или не способна восстановить потери воздуха в СОД, ее можно доработать. Больше всего, почему-то, нареканий со стороны владельцев ВАЗ, модели 2109 в том числе, покупающих новые пробки. Понятное дело, что причина неправильной работы клапанов крышки кроется в слишком большой жесткости их пружин.

Чтобы выполнить доработку крышки, например, для ВАЗ 2109, ее сначала надо разобрать. Делать это надо аккуратно, используя плоскогубцы и тонкую отвертку с плоским жалом. Надо постараться запомнить, где что стояло, чтобы пружинки не улетели бог знает куда. После того, как крышку для бачка ВАЗ 2109 удалось разобрать, наступает время кусачек. Ими надо укоротить пружинки: большую, для предохранительного клапана, как правило, на 1 виток, а маленькую – на 2.

Укорачивание пружинки пробки

Для второй длина удаляемого отрезка не критична – лишь бы она вообще подпирала вакуумный клапан при его закрытии и не оказывала сопротивление давлению наружного воздуха в 0,03–0,1 кгс/см 2 . С большой пружинкой сложнее – как бы не переборщить. Надо смотреть по ее жесткости и тому давлению, при котором предохранительный клапан открылся при проверке крышки бачка ВАЗ 2109. После укорачивания пружинок крышку собираем в обратной последовательности. Перед эксплуатацией желательно еще раз проверить, как она работает.

Несколько советов по поддержанию исправного состояния системы

Избежать большинства проблем, от мелких неприятностей до серьезных поломок, связанных с крышкой расширительного бачка, можно, если придерживаться нескольких правил. Профессионалы советуют следующее:

  • Меняйте крышку расширительного бака не реже одного раза в 2-3 года. Агрессивные компоненты охлаждающей жидкости воздействуют на детали механизма и уплотнители, постепенно разрушая их.
  • Берите только оригинальную крышку на замену изношенной. Некоторые аналоги не позволяют работать двигателю при нужных температурах.
  • Проверяйте и настраивайте клапана только на холодном двигателе, иначе вы рискуете получить ожог от выплеснувшегося под давлением кипятка.
  • Используйте тюнингованные крышки расширительного бака только временно. Такая деталь не обеспечит оптимальные параметры работы двигателя, поэтому плохо подходит для установки на автомобиль.

В большинстве случаев, чтобы восстановить работоспособность механизма, достаточно просто почистить клапана и уплотнительные резинки от загрязнений и осадка. Если же такая процедура не помогла, тогда проще купить новую, так как современные крышки расширительного бачка делаются неразборными.

Как все устроено

Основной задачей герметизирующего приспособления на расширительном баке является выдерживание определенного давления для системы. В таком случае резьбовое соединение обязано обеспечивать высокую плотность прилегания поверхностей после навинчивания.

Устройство крышки расширительного бачка предполагает наличие встроенного клапана, обеспечивающего баланс напряжений. В зависимости от текущей ситуации выполняется одна из задач:

  • происходит процесс стравливания избыточного объема в атмосферу;
  • выполняется нагнетание объема, чтобы избавиться от вакуума внутри;
  • клапан находится в закрытом положении, без взаимодействия с окружающим пространством.

Необходимо учитывать, что в старых отечественных автомобилях нагнетанием и сбрасыванием давления занимаются два независимых клапана. В современных машинах для обеих операций обходятся одним клапаном.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]