снятие, ремонт и установка стеклоочистителя ветрового стекла на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099


Не работают «дворники» на автомобиле ВАЗ 2108, 2109, 21099

Отказ в работе очистителей ветрового стекла – «дворников» весьма распространенная неисправность на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099. Основными ее причинами являются проблемы с электрической частью и механическая поломка элементов стеклоочистителей. Рассмотрим ситуацию, когда дворники полностью отказали и ни как не реагируют на перемещение рычага в правом подрулевом переключателе.

Перечень неисправностей приводящих к отказу «дворников» на ВАЗ 2108, 2109, 21099

В начале электрика:

— перегорели предохранители в монтажном блоке;

Для монтажного блока старого образца – 17.3722 это №5 и №4, для новых 2114-3722010-60, 2114-3722010-10, 2114-3722010-18 – F16 и F7. Предохранители №5, F16 – очиститель, №4б А7 – омыватель.

При перегорании предохранителей возможно наличие короткого замыкания в электрических цепях не только стеклоочистителя, но и других цепях защищаемых ими. См. «Предохранители и защищаемые ими цепи монтажных блоков автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099».

— вышло из строя реле стеклоочистителя ( 52.3747, 525.3747);

Реле должно щелкать при работе. Если это не так, либо оно само неисправно, либо окислились его контакты. Порой для возобновления его работоспособности достаточно несколько раз его вынуть и обратно вставить. Неисправное реле заменяем новым.

Проверить его исправность можно переместив подрулевой переключатель в крайнее верхнее положение. В этом положении щетки должны заработать даже если реле неисправно.

Назначение контактов реле стеклоочистителя для его проверки: вход – 15, выход – S.

— неисправен подрулевой переключатель режимов работы «дворников»;

Назначение выводов переключателя для его проверки: вход тока — 53а, 1-я скорость – 53, 2-я – 53б, вход прерывистого режима – 53е, выход прерывистого режима 53.

Неисправный переключатель следует снять, разобрать, зачистить контакты, либо заменить новым.

— соскочили разъемы в электрической цепи стеклоочистителя;

В монтажном блоке это Х1, Х2, Х3, Х4, Х11, рядом с монтажным блоком соединительная колодка электродвигателя, колодка на подрулевом переключателе.

— окислились контакты в разъемах электрической цепи стеклоочистителя;

По очереди отсоединяем все соединительные колодки, зачищаем контакты мелким надфилем. Начать лучше с колодки электродвигателя рядом с монтажным блоком, так как она подвержена постоянному воздействию влаги. Здесь же можно проверить соединение «массового» провода электродвигателя.

Будет полезно: Чем отличается лада ларгус от лады ларгус кросс: сходства и различия

— сильно изношены или зависли щетки электродвигателя стеклоочистителя;

Также может подгореть коллектор, которому прижимаются щетки.

Проверить исправность электродвигателя очистителей можно подав на него напряжение напрямую от аккумулятора. Вход: 1-я скорость – серый провод от монтажного блока, 2-я скорость – серо-оранжевый провод от монтажного блока. Вход для прерывистого режима работы – серый провод от монтажного блока.

— щетки примерзли к стеклу;

— после длительной стоянки щетки прилипли к лобовому стеклу;

— повреждены, заклинили или неправильно установлены после ремонта рычаги привода механизма стеклоочистителя;

— повреждены зубья пластмассовых шестерен в редукторе электродвигателя.

Примечания и дополнения

— Другие неисправности стеклоочистителя (щетки не работают в прерывистом режиме, останавливаются во время работы, не работают синхронно и пр.) автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 изложены на нашем сайте в статье «Неисправности стеклоочистителя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099».

— Предохранители, соединительная колодка, крепление «массы», реле «дворников»

Выход из строя дворников на ВАЗ 2109: как с этим бороться?

Исправная работа стеклоочистителя очень принципиальна во время непогодицы. Он обеспечивает неплохую видимость на дороге – безопасность водителя и пассажиров. Отказ от работы дворников — всераспространенная неисправность на автомобилях. В статье рассматриваются ситуации, когда не работают дворники на автомобиле ВАЗ 2109, как отремонтировать стеклоочиститель.

Основное предназначение стеклоочистителя – убирать при помощи щеток и омывателя грязюка, капли дождика и снег с лобового и заднего стекла во время непогодицы. Если не работают дворники ВАЗ, это понижает безопасность, потому следует как можно резвее ее привести в рабочее состояние.

Для того, чтоб выявить и убрать неисправности, необходимо знать устройство стеклоочистителя.

Составляющие авто стеклоочистителя

  • электронный движок;
  • система рычагов (трапеция);
  • редуктор;
  • движок стеклоомывателя;
  • бачок;
  • насос омывателя;
  • электрический клапан омывателя;
  • щетки и пружины.
  • Не считая того, конструкция стеклоочистителя включает разные маленькие детали.

    Как это работает моторчик стеклоочистителей

    В большинстве автомобилей установлено две щетки, которые обеспечивают более эффективную чистку лобового стекла. На заднем стекле, обычно, устанавливается одинарный стеклоочиститель.

    Работает устройство в 2-ух либо 3-х режимах, которые позволяют щеткам обеспечивать прерывающуюся, неспешную либо резвую чистку.

    В общую конструкцию заходит моторчик дворников (маленький движок с редуктором), механизм возврата щеток, система рычагов и сами очистительные резинки. Наряду с очистителем можно использовать омыватель лобового стекла, который подает воду в виде направленной струи.

    Один из самых ненадежных частей системы, который нередко выходит из строя, является моторчик. В случае его поломки автолюбители не знают, как действовать и какие могут быть причины.

    Схема очистителя стекла

    Цифрами на схеме помечены следующие компоненты: 1 — электрический движок омывателя; 2 – электрический двигатель дворников; 3 — монтажный блок; 4 – выключатель зажигания; 5 – реле, разгружающее выключатель стеклоомывателя;

    Очиститель стекла может работать в трех режимах. Режим «I» — прерывистый. Режим «II» — постоянный. В этом режиме щетки движутся с малой скоростью. Также постоянным режимом является режим III. Он отличается от предыдущего высокой скоростью движения щеток. Включение режима осуществляется с помощью переключателя (автор видео — Автоэлектрика ВЧ).

    READ Замена моторчика печки ВАЗ 2109

    Как заменить стеклоочистители, они же дворники, они же щетки на ВАЗ 2108-ВАЗ 21099?

    Примечание! Оба дворника заменяются идентично, потому пример подмены будет показываться только на одном дворнике!

    Снятие: 1) Сначала поставьте щетку в вертикальное положение. Сразу после чего при помощи гаечного ключа отверните маленькую гайку, которая укрепляет поводок стеклоочистителя.

    Разборка электродвигателя очистителя ветрового стекла ВАЗ 2108, 2109, 21099


    Разберем ранее снятый с автомобиля электродвигатель очистителя ветрового стекла («дворников»).
    Это придется сделать если ему необходим ремонт. Например, замена слизанной шестерни моторедуктора, зачистка контактов концевого выключателя, замена щеток или якоря электродвигателя и пр.

    Необходимые инструменты

    — Ключи на «10» и «13»

    Разборка электродвигателя очистителя ветрового стекла ВАЗ 2108, 2109, 21099

    — Отсоединяем кривошипный механизм (рычаги) от электродвигателя очистителя

    Для этого ключом на «13» отворачиваем гайку его крепления и снимаем сдвинув с оси.

    — Отсоединяем кронштейн электродвигателя очистителя

    Ключом на «10» отворачиваем три гайки крепления кронштейна и снимаем его.


    Отсоединяем кривошип и кронштейн электродвигателя очистителя ветрового стекла автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

    — Разбираем моторедуктор очистителя

    Крестовой отверткой отворачиваем три винта крепления защитного колпака моторедуктора и снимаем его.


    Снимаем защитный колпак моторедуктора очистителя ветрового стекла автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099, отвернув три винта его крепления

    Отсоединяем стопорную шайбу вала шестерни моторедуктора. Поддеваем его отверткой и снимаем. А так же снимаем две шайбы под ним.


    Снимаем стопорную шайбу с вала шестерни моторедуктора и две простые шайбы под ним

    Крестовой отверткой отворачиваем винт крепления хомута проводов и снимаем крышку моторедуктора.


    Снимаем крышку моторедуктора стеклоочистителя и вынимаем его шестерню

    Извлекаем шестерню моторедуктора.

    — Разбираем корпус электродвигателя очистителя ветрового стекла

    Крестовой отверткой выворачиваем два винта крепления корпуса электродвигателя к моторедуктору. Извлекаем фиксаторы винтов. Снимаем корпус сдвинув его назад. При необходимости заменяем неисправные детали (щетки, якорь) новыми или заведомо исправными.


    Отсоединяем электродвигатель от моторедуктора очистителя ветрового стекла и разбираем его

    Собираем электродвигатель очистителя ветрового стекла («дворников») в обратной последовательности. При сборке есть некоторые особенности без знания которых произвести ее как положено не возможно. Одна из таких особенностей описана в примечания и дополнениях.

    Примечания и дополнения

    — При сборке электродвигателя очистителя ветрового стекла ВАЗ 2108, 2109, 21099 необходимо установить рычаги щеток в исходное положение. Для этого присоединяем колодку проводов к электродвигателю, включаем зажигание, включаем стеклоочиститель подрулевым рычагом и ждем пока он остановится. Отключаем. Крепим кривошип в таком положении.

    Технические характеристики моторедуктора

    Частота вращения вала при напряжении питания 14 В,

    моменте 0,15 кгс.м

    и температуре окружающей среды 25±10°С, мин –1

    Потребляемый в этих условиях ток, А, не более:

    на первой скорости

    на второй скорости

    Очиститель имеет три режима работы, они включаются правым подрулевым переключателем.

    Прерывистый режим обеспечивается электронным реле К2 типа 524.3747, установленным в монтажном блоке. Это реле также включает малую скорость моторедуктора очистителя при включении омывателя ветрового стекла.

    Реле должно обеспечивать включение электродвигателя с частотой 14±4 цикла в минуту при частоте вращения вала моторедуктора не менее 20 мин -1 , температуре 20±5°С и напряжении питания 14±0,2 В.

    При работе очистителя на малой скорости в постоянном режиме напряжение питания подводится к диаметрально противоположным щеткам.

    При работе очистителя на максимальной скорости «+» питания подводится к щетке, расположенной сбоку.

    Для разгрузки контактов выключателя зажигания очиститель подключен через дополнительное реле К6 в монтажном блоке.

    Неисправный моторедуктор рекомендуется заменять новым (возможна зачистка коллектора, контактов концевого выключателя и замена шестерен).

    Замена трапеции и моторчика дворников (стеклоочистителей)

    Конструкция трапеции на автомобилях ВАЗ 2109-2108 достаточно надежная и производить ее замену практически никогда не приходится, или же в исключительных случаях. Но снимать ее понадобится в том случае, если необходима замена моторчика дворников. Эта деталь выходит из строя гораздо чаще. Выполнить этот ремонт своими руками достаточно просто и для этой работы нам понадобится следующий инструмент:

    • ключ рожковый или накидной на 24
    • головка торцевая на 10
    • удлинитель
    • трещотка
    • отвертка плоская

    Полная разборка трапеции стеклоочистителя и её ремонт:

    В ходе ремонта трапеции стеклоочистителя, ни в коем случае если у вас нет соответствующего опыта не выворачивайте винт регулировки вала якоря. При его выворачивании нарушается осевой зазор у вала!

    1) В начале с помощью гаечного ключа отверните гайку, которая крепит кривошип трапеции.

    2) И после чего снимите кривошип, поддев его для этого с помощью отвертки.

    3) Теперь повторно взяв в руки гаечный ключ, отверните три болта которые крепят мото-редуктор к кронштейну.

    Замена трапеции дворников своими руками, без снятия блока предохранителей.

    весь процесс замены трапеции

    своими руками в трёх с половиной минутах. автомобиль
    ваз 2109
    . мой DRIVE 2 .

    ВАЗ 2114 замена трапеции дворников

    4) Когда три болта будут откручены, отверткой отверните два винта которые крепят провода к предохранителю, и после чего отсоедините их.

    Как Проверить Моторчик Дворников Ваз 2109

    Проверка и снятие мотора стеклоочистителя ВАЗ-2109

    Такой элемент, как двигатель, отвечающий за работу стеклоочистителей на автомобиле ВАЗ-2109, встречается не часто, но если это произойдет, его необходимо заменить.

    Это по сути просто, но сама процедура занимает много времени, особенно для тех автовладельцев, которые не имеют надлежащего опыта.

    Во-первых, вам нужно выключить систему. Для этого просто отключите отрицательный вывод на аккумуляторе.

    • поставьте рычаги стеклоочистителя в вертикальное положение;
    • снимите гайки с роликов;
    • снять защитные колпачки;
    • затягиваем гайки (одна сторона), монтажные кронштейны сверху;
    • разбирать резиновые уплотнительные шайбы;
    • в моторном отсеке жгут проводов снят с разъема;
    • откручиваем болты, которые держат нижнюю часть кронштейна;
    • ролики механизма сняты с отверстий;
    • открутите гайку, которая крепит рукоятку стеклоочистителя ветрового стекла, и снимите ее;
    • снимите болты, которые удерживают стеклоочиститель и мотор на месте;
    • отсоедините провода от биметаллического предохранителя и снимите двигатель с кронштейна.

    Все, что остается, чтобы удалить стопорное кольцо и шайбы от вала редуктора и установите новый двигатель. Сборка обратная.

    Для удобства рекомендуется слегка переместить вентилятор духовки вправо. Без этого стеклоочиститель не может быть удален. Вам также нужно будет снять крышку блока предохранителей и все реле, расположенные там.

    Прежде чем снимать сам стеклоочиститель, необходимо слегка его сдвинуть влево.

    Колодки лучше всего пронумерованы, чтобы не запутаться во время сборки.

    Разборка редуктора

    Если уборщик не работает из-за загрязнения редуктора, его легко очистить. Но ни в коем случае не отвинчивайте установленный в него регулировочный винт. в случае неприятного события вы, скорее всего, не сможете потом правильно вернуть зазор анкерного крепления.

    Процедура выглядит следующим образом:

    • снять защитную панель с коробки передач;
    • снять передачу;
    • они снимают закладные гайки, предварительно отвинтив два болта;
    • корпус редуктора отсоединен вместе с щеткодержателем от двигателя;
    • анкер снимается и очищается компрессором.

    Снятие заднего стеклоочистителя обычно выполняется тем же способом, но вам нужно будет снять обшивку двери, чтобы добраться до проводов и других частей.

    Ремонт двигателя

    Многие думают, что замена двигателя на иномарку с аналогичного двигателя позволит решить проблему с медленной работой щеток стеклоочистителя, но на самом деле «родной» мотор довольно легко чистить и смазывать.

    Если пост вызывает скорость, вам следует проверить, насколько легко вращается якорь: если движение затруднено, следует ожидать повреждения или очень высокий износ щетки. Их легко обменять на новые.

    Это также поможет очистить коллектор. для этого вам понадобится наждачная бумага. Они говорят о необходимости этой процедуры:

    • видимое загрязнение;
    • заметные царапины;
    • борозды на металле.

    Необходимо заменить якорь или коробку передач в комбинации с двигателем в сборе, если коллектор сильно изношен или перегорел.

    Контроль скорости необходим, если щетки стеклоочистителя работают очень медленно. Этому способствуют:

    • неподходящая (очень «густая») смазка;
    • износ зубчатых колес;
    • деформация стержней.

    Устранение этих проблем в основном позволяет ускорить работу стеклоочистителей и, кроме того, значительно.

    Схема подключения

    В случае затруднений эта схема позволит вам узнать, что вы делаете неправильно.

    • Коробка передач Jamit (1);
    • термобиметаллический предохранитель (2);
    • двигатель (3);
    • клапан омывателя (3);
    • монтажный блок (4);
    • выключатель зажигания (5) и реле (6);
    • переключатель (7);
    • Реле стеклоочистителя K3 (8);
    • «А». контакты щёток стеклоочистителя помечены;
    • «Б». выход на 30-й контакт генератора;
    • а. 2-я скорость;
    • б. 1-й;
    • C. пружинный выключатель;
    • g и d. его контакты;
    • конденсаторы фильтра. С1, С2;
    • дроссели. L1, L2.

    15.4 Проверка двигателя стеклоочистителя

    Проверка двигателя стеклоочистителя

    Электродвигатель стеклоочистителя расположен в водонепроницаемом кожухе под лобовым стеклом, электродвигатель заднего стеклоочистителя расположен в задних воротах. Для проверки удалите соответствующую подложку. Мотор стеклоочистителя будет рассматриваться в будущем, а задний стеклоочиститель будет работать правильно.

    1. Сначала выясните, является ли неисправный двигатель более чистым двигателем или напряжением. Для этого действуйте следующим образом.
    2. Отсоедините многожильный разъем от электродвигателя стеклоочистителя.
    1. Используйте вспомогательный кабель для подачи напряжения от положительной клеммы аккумулятора к клемме c. (Отрицательный полюс двигателя соединен с аккумулятором минус через корпус).
    2. Двигатель стеклоочистителя теперь должен работать на 1-й ступени (медленно). Если это не работает, это означает, что двигатель или 1-я передача неисправны.
    3. Подключите положительный кабель к терминалу и слева от терминала с. Теперь мотор должен быстро работать на 2-й ступени.

    Проверка заднего дворника

    1. Подключите положительный кабель аккумулятора к клемме A, а массу к клемме B вилки и проверьте, работает ли двигатель.
    1. Затем отсоедините заземление от клеммы B и немедленно подключите его к корпусу двигателя. Двигатель должен остановиться и остановиться.
    1. Подключите вспомогательный кабель от положительной клеммы аккумулятора к клемме б. Подключите заземление от отрицательной клеммы аккумулятора к клемме a. Терминал б расположен внизу слева, терминал и внизу справа.
    2. Двигатель стеклоочистителя должен работать на шаге 1 (медленно). Если это не работает, двигатель или первая ступень неисправны.
    1. Подключите отрицательный кабель к терминалу с. Терминал с расположен над терминалом и. Теперь мотор должен работать второй шаги (быстро).

    Проверка заднего дворника

    1. Подключите положительный кабель аккумулятора к терминалу и. заземляющий кабель к терминалу б подключите и убедитесь, что двигатель работает.
    2. Затем удалите землю из терминала. б и сразу подключить к корпусу двигателя. Двигатель должен остановиться и остановиться.
    3. Если мотор стеклоочистителя неисправен, установите новый, см. Раздел. Обогреватель, система освещения, бытовая техника. Раздел Снятие и установка мотора заднего стеклоочистителя.
    4. Подсоединить разъем электродвигателя переднего стеклоочистителя.

    Двигатели не работают на автомобиле ВАЗ 2108, 2109, 21099

    Отказ дворников. «дворников». очень распространенная неисправность автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099. Его основными причинами являются проблемы с электрической частью и механическим поломкой элементов стеклоочистителя. Рассмотрим ситуацию, когда щетки стеклоочистителя полностью вышли из строя и никоим образом не отреагировали на движение рычага в правом переключателе рулевой колонки.

    Ремонт моторчика

    Многие думают, что замена моторчика на аналогичный от иномарки сможет решить проблему с медленной работой дворников, но на самом деле часто достаточно просто произвести чистку и смазку «родного» двигателя.

    Если нарекание вызывает скорость работы, то необходимо проверить, насколько легко вращается якорь: при затрудненном движении следует заподозрить повреждение или слишком высокую изношенность щеток. Их нетрудно поменять на новые.

    Поможет также чистка коллектора – для этого потребуется мелкая наждачная бумага. О необходимости данной процедуры говорят:

    • видимое загрязнение;
    • заметные царапины;
    • борозды на металле.

    Потребуется заменить якорь или редуктор вместе с двигателем в комплекте, если коллектор слишком изношен или подгорел.

    Регулировка скорости работы нужна, если стеклоочистители функционируют слишком медленно. Этому способствует:

    • неправильная (слишком «тугая») смазка;
    • изношенность шестеренки;
    • деформация тяг.

    Устранение этих проблем в основном и позволяет ускорить дворники и притом существенно.

    Неисправности моторчика и способы устранения

    Давайте рассмотрим, как действовать, если не работает моторчик стеклоочистителя, и чем могут быть вызваны такие проблемы. Есть несколько вариантов:

    1. Электродвигатель не работает, биметаллический предохранитель бездействует, а вставка плавкая, отвечающая за питание дворников, целая. В таком случае нужно проверить исправность проводки, качество соединения всех контактов, определить имеющиеся повреждения и устранить их.

    Если с проводкой все в норме, то стоит проверить переключатель стеклоочистителя. Если он барахлит, просто замените его. Может не работать и сам двигатель – такое часто случается при залипании щеток или подгорании контактных соединений.

    В таком случае нужно сделать ремонт моторчика стеклоочистителя – провести его ревизию, заменить неисправные элементы, выполнить очистку загрязненных узлов. Важно проверить целостность проводки, которая соединяет электродвигатель и колодку.

    Следующий этап – проверка биметаллического предохранителя, который нужно почистить, а в случае невозможности ремонта просто выбросить и заменить новым. Если не помогло, проверьте обмотку якоря моторчика на целостность. Если цепи нет, то необходимо заменить якорь или весь механизм в комплексе.

    2. Биметаллический предохранитель работает, моторчик не запускается, а предохранитель питания постоянно перегорает. Первое, что нужно сделать – проверить целостность рычагов. Часто они не срабатывают из-за возникшей деформации или примерзания щеток к лобовому стеклу.

    Хуже всего, если причиной такой проблемы является короткое замыкание в цепи якоря. Здесь ремонт неисправности возможен только двумя способами – путем установки нового якоря или замены редуктора.

    3. Не работает режим с прерыванием работы. Здесь проблема или в реле, или в переключателе стеклоочистителя. В первом и во втором случае лучше выполнить замену неисправного элемента.

    4. Дворники не останавливаются в режиме прерывания. Причина – выход из строя реле или неисправность концевых выключателей. В последнем случае кулачок шестеренки редуктора просто не дожимает пружинную пластинку. Проблема решается путем небольшого подгиба.

    Схема подключения


    В случае возникновения затруднений данная схема позволит выяснить, что вы делаете неправильно.

    • редуктор дворника (1);
    • предохранитель термобиметаллический (2);
    • моторчик (3);
    • клапан омывателя (3);
    • блок монтажный (4);
    • замок зажигания (5) и реле (6);
    • переключатель (7);
    • К3 реле передних дворников (8);
    • «А» – отмечены контакты колодки дворников;
    • «Б» – выход на 30 контакт клеммы генератора;
    • а – вторая скорость;
    • б – первая;
    • в – пружинка выключателя;
    • г и д – его контакты;
    • конденсаторы отфильтровывающие помехи – С1, С2;
    • дроссели – L1, L2.

    Ваз 2109: ремонт стеклоочистителя — правильное выполнение

    Стеклоочиститель («дворник») ваз 2109

    Стеклоочистители предназначены для очистки лобового стекла от капель дождя в непогоду, а так же от пыли и грязи и обеспечивают водителю хорошую видимость. При этом щетки стеклоочистителей установленные правильно, очищают большую площадь. Качество очистки стекла во многом зависит от того, насколько плотно щетки прижимаются к стеклу. Конечно, не стоит забывать, что стеклоочиститель (в силу своего устройства) очищает не всю поверхность лобового стекла, из-за этого обзор в снегопад либо сильный дождь значительно ухудшается. При отказах (неисправностях) в работе дворников вам придется произвести ремонт стеклоочистителя ваз 2109. Не бойтесь выполнить эту несложную процедуру своими руками, воспользуйтесь нашей статьей и сэкономьте ваши деньги.

    Причины неисправности

    Слабое место этого мотора – то, что по цепи питания достаточно большое количество контактов. Это влияет и на напряжение, и на возможные причины неполадок в работе: пропал или нестабилен контакт на одном звене цепи, и уже стабильной работы стеклоочистителя не получается. При этом вполне возможно, что мотор и не виноват. Поэтому перед тем, как вы решите, что нужна его замена, проверьте контакты по всей цепи.

    • Предохранитель. Обратите внимание на предохранитель, он тоже может быть неисправным;
    • Работоспособность. Дальше следует проверить сам включатель на исправность;
    • Рабочие параметры. Омметром проверьте сопротивление в прерывателе цепи между клеммами. Если показывает «ноль», нужно менять прерыватель;
    • Правильность подключения. Не включая стеклоочиститель измерьте сопротивление между четвертой клеммой и массой. Оно тоже должно быть нулевым. В противном случае нужно правильно восстановить заземление;
    • Напряжение. Включите низкую скорость стеклоочистителя и проверьте напряжение на пятой клемме. Оно равно напряжению батареи, а моторедуктор не работает? Его нужно менять.


    Причины неисправности моторчика стеклоочистителя ВАЗ 2110

    Как снять

    Прежде всего, необходимо обесточить систему. Для этого просто отключают минусовую клемму на батарее.

    • выставляют рычаги дворников в вертикальную позицию;
    • открутив гайки, снимают их с валиков;
    • удаляют защитные колпачки;
    • скручивают гайки (по одной с каждой стороны), крепящие кронштейны вверху;
    • демонтируют резиновые уплотняющие шайбы;
    • в подкапотном пространстве снимают с разъема жгут проводов;
    • откручивают болты, удерживающие нижнюю часть кронштейна;
    • валики механизма вынимают из отверстий;
    • отвинчивают гайку, крепящую кривошип стеклоочистителя, и снимают его;
    • демонтируют болтики, удерживающие редуктор дворников, и моторчик на месте;
    • отсоединяют провода от предохранителя биметаллического и снимают двигатель с кронштейна.

    Остается только убрать с редукторного вала стопорящее кольцо и регулирующие шайбы, и установить новый моторчик. Сборка производится в обратном порядке.
    Для того чтобы работать было удобнее, советуем немного сместить вентилятор печки вправо. Без этого снять стеклоочиститель не удастся. Потребуется также убрать и крышку блока предохранителей и все реле, находящиеся там.

    Сам стеклоочиститель необходимо перед снятием также немного сдвинуть влево.

    Регулировочные шайбы лучше пронумеровать, чтобы при сборке их не перепутать.

    Разборка редуктора

    Если дворник не работает из-за загрязненности редуктора, то его нетрудно будет почистить. Но ни при каких обстоятельствах не выкручивайте регулирующий винт, установленный в нем – в противном случае вы скорее всего не сможете впоследствии правильно восстановить зазор якоря.

    • с редуктора снимают защитную панель;
    • извлекают шестеренку;
    • достают гайки закладные, отвернув предварительно два болтика;
    • корпус редуктора отсоединяют вместе со щеткодержателем от моторчика;
    • якорь достают и очищают компрессором.

    Снятие заднего дворника в целом производится по такому же алгоритму, но придется еще убрать обшивку двери, чтобы добраться до проводов и других элементов.

    Как снять

    Прежде всего, необходимо обесточить систему. Для этого просто отключают минусовую клемму на батарее.

    • выставляют рычаги дворников в вертикальную позицию;
    • открутив гайки, снимают их с валиков;
    • удаляют защитные колпачки;
    • скручивают гайки (по одной с каждой стороны), крепящие кронштейны вверху;
    • демонтируют резиновые уплотняющие шайбы;
    • в подкапотном пространстве снимают с разъема жгут проводов;
    • откручивают болты, удерживающие нижнюю часть кронштейна;
    • валики механизма вынимают из отверстий;
    • отвинчивают гайку, крепящую кривошип стеклоочистителя, и снимают его;
    • демонтируют болтики, удерживающие редуктор дворников, и моторчик на месте;
    • отсоединяют провода от предохранителя биметаллического и снимают двигатель с кронштейна.

    Принцип работы и предназначение моторчика

    Моторчик стеклоочистителя является одним из основных компонентов всей системы. Его предназначение заключается в обеспечении движения щеток по лобовому и заднему стеклу (если речь идет о хетчбеке или универсале). Сам моторчик стеклоочистителя поддерживает работу в нескольких режимах — медленном, прерывистом, и наиболее быстром.

    В целом конструкция дворников включает в себя электродвигатель стеклоочистителя с редуктором, узел, который возвращает щетки на место, а также рычаги и сами щетки. Как правило, с щетками функционирует и омывательное устройство, обеспечивающее подачу воды на стекло. Сам моторедуктор стеклоочистителя считается одним из наиболее ненадежных компонентов, который выходит из строя достаточно часто.


    Электродвигатель для отечественной «десятки» в снятом виде

    Приступаем к ремонту

    Наша инструкция подходит для ваз 21099 ремонт и замена стеклоочистителей.Снимается механизм дворников ветрового стекла на ваз2109 и других моделях при необходимости полной замены (если они полностью вышли из строя), для ремонта либо выполнения других работ, когда его наличие мешает ходу их выполнения. Вам понадобится набор рожковых ключей и набор отверток, чтобы выполнить на ваз 2109 ремонт своими руками дворников, действуйте в такой последовательности:

    • Отсоединяем провод минусовой клеммы аккумулятора
    • Поворачиваем оба рычажка щеток дворников в вертикальное положение, откручиваем их крепящие их гайки
    • Снимаем рычажки щеток с валиков стеклоочистителя

    Откручиваем и снимаем рычажки щеток стеклоочистителя

    Примечание: Если вдруг рычаг вам не удается снять усилием руки, открутите гайку, крепящую рычаг дворника, только не до конца, во избежание повреждения резьбы.

    При помощи плоскогубцев (пассатижей) сдергиваем рычаг со шлицев, затем полностью откручиваем гайку. Снимаем рычаг стеклоочистителя.

    • Снимаем защитные колпачки, по одному с каждой стороны
    • Отворачиваем по одной гайке от верхнего крепления кронштейна с двух сторон
    • Снимаем специальные выравнивающие резиновые шайбы, расположенные с двух сторон
    • Открываем капот на автомобиле ваз 2109, отсоединяем разъем с проводками от колодки
    • Затем смещаем вентилятор отопителя в правую сторону по отсеку, расположенному перед ветровым стеклом, если этого не сделать, то вентилятор будет мешать нам, вынуть стеклоочиститель.
    • Снимаем крышку с блока предохранителей и реле
    • Вынимаем из монтажного блока все реле: так как они мешают снятию дворника

    Отсоединяем разъем от колодки. Вынимаем все реле, чтобы не мешали снятию дворника

    • Отворачиваем болт нижнего крепления от кронштейна стеклоочистителя.
    • Сжимаем, пластмассовый держатель проводков и вынимаем его из щели в кузове
    • Снимаем держатель с проводков, чтобы его не потерять
    • Выводим валики механизма дворников из отверстий расположенных в кузове
    • Сдвигаем стеклоочиститель таким образом, чтобы его двигатель находился в широкой части нашего отсека, расположенного перед ветровым стеклом (это место установки вентилятора печки)
    • Поворачиваем стеклоочиститель, и выводим его двигатель из отсека
    • Сдвигаем дворник в сторону блока предохранителей и реле
    • Вынимаем его из отсека
    • Отворачиваем гайку, крепящую кривошип механизма дворника
    • Снимаем кривошип с валика редуктора дворника, поддев его плоской отверткой

    Поддев плоской отверткой, снимаем кривошип с валика редуктора

    • Отворачиваем три болта, крепящих редуктор дворника с электродвигателем
    • Откручиваем два винтика, крепящих провода электродвигателя стеклоочистителя
    • Отсоединяем провода от биметаллического термо предохранителя
    • Снимаем с кронштейна двигатель стеклоочистителя
    • Затем снимаем стопорное колечко с вала редуктора дворника
    • Снимаем регулировочные шайбы с вала редуктора

    Совет: Обязательно промаркируйте все регулировочные шайбы для того, чтобы при сборке механизма стеклоочистителя установить их в том же количестве и на свои родные места

    • Откручиваем три винта, крепящих крышку редуктора дворника
    • Снимаем крышку редуктора

    Откручиваем винты (их три), они обозначены стрелочками, чтобы снять крышку редуктора

    Предупреждение: Разбирая редуктор стеклоочистителя, не откручивайте (вообще не трогайте) регулировочный винт, (на фото вверху он обозначен красным) иначе вы нарушите осевой зазор (он отрегулирован на заводе) вала якоря.

    • Снимаем панель с редуктора дворника
    • Вынимаем шестерню редуктора дворника
    • Откручиваем два винта (второй располагается за корпусом редуктора дворника) и вынимаем две закладные гайки

    Откручиваем винты и вынимаем закладные гайки

    • Снимаем корпус редуктора дворника с корпуса электродвигателя вместе со щеткодержателем
    • Вынимаем якорь из корпуса двигателя дворника
    • Продуваем корпус после разборки электродвигателя сжатым воздухом для того, чтобы удалить из него угольную пыль
    • Снимаем стопорные колечки с обоих валиков механизма дворников
    • Затем снимаем регулировочные шайбы с двух валиков механизма стеклоочистителя.
    • Вынимаем тяги из кронштейна и снимаем с обоих валиков регулировочные шайбы
    • Вынимаем уплотнительные кольца из специальных проточек с обеих сторон от кронштейна.

    Дальше разобрать систему трапеции невозможно, ее тяги имеют полностью неразборную конструкцию (фото внизу):

    • 1 – обозначен кривошип
    • 2 — короткая тяга дворника
    • 3 — шарнир тяг
    • 4 — это валик механизма дворника
    • 5 — длинная тяга

    Неразборная конструкция тяг дворника

    • Проверяем пружинки щеток, если пружинки щеток электродвигателя повреждены либо потеряли упругость, заменяем щетки новыми
    • Проверяем легкость перемещения щеток в щеткодержателе
    • Заменяем изношенные либо имеющие сколы щетки, они должны свободно перемещаться и без заеданий
    • Припаиваем выводы новых щеток (при замене) к щеткодержателю

    Проверяем упругость пружинок и плавность перемещения самих щеток

    • Зачищаем коллектор при помощи мелкой шкурки (наждачной бумаги), если он загрязнен либо на нем присутствуют риски, царапины и т.д.
    • Если коллектор сильно изношен или обгорел, заменяем якорь либо редуктор в сборе с электродвигателем
    • Обнаружив следы заедания на самих шейках якоря, зачищаем их при помощи мелкой шкурки

    Шейки якоря обозначены стрелками, проверяем состояние шеек и коллектора

    • Заменяем шестерню редуктора электродвигателя с поломанными либо сильно изношенными зубьями
    • Выправляем погнутые тяги дворника. Если их выпрямить невозможно, заменяем всю трапецию стеклоочистителя
    • Если обнаружены повреждения шлицев либо резьбы валиков, заменяем трапецию стеклоочистителя целиком
    • Подгоревшие либо окисленные контакты механизма самоостановки зачищаем, с помощью мелкой шкурки
    • Заменяем порванные, потерявшие упругость либо потрескавшиеся резиновые подушки, и другие резиновые детали

    Функциональность и качество современных дворников

    Надо сказать, что качество дворников и их размер оказывают огромное влияние на безопасность движения автомобиля. Поэтому подбор нужного стеклоочистителя остается очень важным занятием. Надежность и качество дворников определяются тем, что они:

    1. не издают скрипящих звуков;
    2. имеют длительный срок эксплуатации;
    3. отлично чистят стекло.

    При отсутствии любого из описанных выше качеств теряется комфортность нахождения в автомобиле, появляется опасность попасть в дорожно-транспортное происшествие из-за пониженной видимости, особенно в дождь. Размер установленных дворников играет важную роль. Если он немного больше требуемого, то сила, прижимающая щетку к стеклу, особенно когда это бескаркасные дворники, заметно снижается. В результате стекло очищается плохо.

    Кроме того, большой размер щетки будет влиять на плоскость очищения. Щетка может задевать своим краем уплотняющую резину лобового стекла, и тогда она не касается рабочей поверхности. На автомобиле Калина большая щетка начинает задевать кромку двери водителя. Когда размер щетки намного меньше положенного, происходит уменьшение площади очистки. Лобовое стекло не очищается полностью.

    Вместе с тем, маленькие дворники оставляют на стекле грязный островок. Каким должен быть размер щеток на ВАЗ 2114? Эта модель автомобиля оборудована двумя щетками, очищающими лобовое стекло. Они имеют одинаковый симметричный размер, равный 51 см. Однако имеется возможность установить щетки, размер которых будет немного изменен.

    Со стороны водителя щетка может быть длиной 53 см, а со стороны пассажира — 51 см. При установке одинаковых щеток размером 53 см в центре стекла начнет образовываться небольшая полоска воды. Заднее стекло автомобиля также оснащено стеклоочистителем.

    Размер щетки в данном случае не превышает 30 см. Разрешается установка дворника длиной в 33 см. Он прекрасно вписывается в размер стекла. Некоторые автолюбители устанавливают даже щетку размером 40 см, однако для них необходимо специально увеличивать границу хода.

    Другими словами, дворник не должен задевать уплотнитель стекла. Для этого нужно снять моторчик, сместить несколько зубьев и поставить его на место.

    Замена моторчика стеклоочистителя ВАЗ

    Дворники на лобовом стекле Иногда мотор-редуктор выходит из строя. Постоянно работают щетки, не срабатывает реле отключения. При включении регулятора мотора не функционируют дворники. В некоторых случаях они не выключаются. Чтобы ликвидировать такие поломки, требуется замена моторчика.

    Мотор-редуктор стеклоочистителя представляет собой самый обыкновенный трехскоростной электродвигатель. В нем аналогично типовым мотор-редукторам имеется биметаллический предохранитель, расположенный непосредственно на корпусе или спрятанный внутри. Замена моторчика достаточно проста. Необходимо открутить четыре болта крепления. Однако при этом возможно появление таких трудностей:

    1. плохое расположение мотора;
    2. необходимость отметки расположения кривошипа.

    Под кривошипом понимается искривленная тяга, соединяющая моторчик и рычаги трапеции. При неправильной установке кривошипа можно поломать зубья нового мотора. Технология замены выглядит следующим образом.

    • Отключается блок предохранителей.
    • Делается отметка местонахождения кривошипа.
    • Освобождается крепление кривошипа.
    • Откручиваются болты крепления трапеции.
    • Снимается мотор-редуктор.

    Иногда моторчик сложно достать из-за его расположения. Для удобства необходимо отодвинуть блок предохранителей, предварительно открутив болты крепления.

    Признаки поломки

    Почему могут не работать дворники? Причин достаточно много, поскольку стеклоочистители ВАЗ 2109 состоят из множества компонентов.

    Выход или частичная поломка любого из них может привести к отказу или нарушению правильной работы дворников.

    К числу признаков можно отнести следующие явления:

    • Дворники полностью остановились, не реагируют на нажатие рычагов;
    • Перестал работать прерывистый режим стеклоочистителей;
    • Дворники работают слишком медленно;
    • Активированный из салона режим работы стеклоочистителей не соответствует реальным движениям щеток.

    Как и признаки, причины неисправности могут быть разнообразными:

    • Окисление контактов;
    • Выход из строя предохранителя;
    • Обрыв электрической цепи дворников;
    • Неисправность червячной передачи;
    • Отказ в работе переключателя;
    • Поломка электродвигателя очистителей и пр.

    Для устранения неполадок с дворниками на вашем ВАЗ 2109 вовсе не обязательно обращаться на СТО. Работу вполне можно выполнить своими руками, сэкономив приличную сумму денег.

    Ремонт заключается в выполнении нескольких операций:

    • Разборка узла;
    • Выявление неисправностей;
    • Устранение причин поломки очистителей;
    • Обратная сборка.

    Первым делом нужно научиться снимать стеклоочистители. Это откроет вам доступ к устройству и всем его компонентам.

    Демонтаж дворником осуществляется для их ремонта, замены, модернизации или при работе с другими компонентами вашего автомобиля.

    Достаточно соблюдать указанную последовательность действий предварительно ознакомиться со схемой дворников, чтобы все сделать правильно.

    1. Для начала отключите минусовую клемму АКБ, чтобы обесточить машину.
    2. Снимите рычаги щеток, переведя их в вертикальное положение и открутив крепежные гайки. Выкручивайте гайки аккуратно, дабы не вытолкнуть рычаг. Иначе под действием пружины он вылетит в стекло и разобьет его.
    3. Открутив крепежи, рычаги можно снять. Не всегда удается сделать это вручную, потому вооружитесь плоскогубцами. Старайтесь не повредить резьбовой участок. Дабы этого избежать, накрутите гайку обратно на шлицы, но не полностью.
    4. Со шлицов с каждой стороны снимите защитные колпачки, выполненные из пластика.
    5. Открутите верхние крепежные гайки кронштейном и снимите их. Под ними имеются резиновые шайбы, которые также демонтируются.
    6. Поднимите капот и отключите колодку проводов, которая питает двигатель стеклоочистителя.
    1. Открутите крепежные винты вентилятора печки и немного сместите его в сторонку. Так при демонтаже очистителя он не помешает вам.
    2. Демонтируйте с блока реле и предохранителей крышку. Снимать нужно не только реле дворников, но и все остальные. Иначе они помешают вам при дальнейших процессах.
    3. Открутите нижнюю крепежную гайку механизма, извлеките пластиковый держатель жгута проводов от электромотора из отверстия в кузове машины. Теперь можно снять держатель, дабы он не потерялся в ходе ремонта.
    4. Остается протолкнуть валик механизма внутри, затем приподнять электромотор и механизм стеклоочистителя немного вверх и в сторону. Так вы легко сможете извлечь узел.

    Выполнив полную разборку узла, вы сможете проверить состояние каждого механизма дворников, определить причину возникших неисправностей.

    Проверка состояния элементов

    Разобрав конструкцию дворников на своем ВАЗ 2109, вы можете определить поврежденные компоненты, которые привели к неполадкам. Как именно найти виновников, мы вам расскажем.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]