Назначение
Назначение датчика скорости ВАЗ 2115 состоит в измерении скорости автомашины на проезжей части. Эта информация необходима водителю, чтобы грамотно оценивать ситуацию на дороге и принимать соответствующие решения. В местах с ограничением максимальной скорости датчик скорости необходим водителю, чтобы избежать нарушений и штрафов.
К тому же, датчик скорости необходим для более точного управления автомобильным средством. Перед поворотами, при движении под уклоном, обгоне впереди проезжающих автомашин и иных специфичных ситуациях, водитель должен обращать внимание первым делом на скорость своего транспортного средства на данный момент. В противном случае, допустив ошибку при вождении на фоне неправильно отображающейся текущей скорости автомобиля, существует риск серьезного ДТП с не самыми приятными последствиями.
Устройство
Устройство датчика скорости ВАЗ 2115 характерно для многих подобных моделей. Как и у большинства аналогичных датчиков скорости, ВАЗ 2115 осуществляет измерение скорости автомобильного средства путем использования механических и электроузлов, совместно работающих по известному автомобилистам принципу Холла.
Датчик считывает показания с привода спидометра, который расположен в корпусе КПП. Датчик имитирует механический трос спидометра и затем преобразует механические вращающиеся движения в электрические импульсы и передает их на блок управления двигателем, а тот на приборную панель автомобиля.
Датчик скорости – признаки неисправности
Во время эксплуатации автомобиля абсолютно любой марки могут ломаться некоторые детали, порой это происходит и с контроллером скорости. Проблемы с ним на пятнадцатой модели ВАЗа – не слишком распространённая поломка, но всё-таки она периодически может случаться.
О неисправности датчика скорости может поведать маршрутный компьютер, выдавая коды ошибки:
- Код Р0500 – говорит о том, что со скоростного датчика не поступают данные;
- Код Р0503 – означает, что сигналы работают с прерыванием.
Также о вышеуказанной проблеме могут говорить другие признаки:
- Нестабильная работа с последующей поломкой спидометра. Начинается всё с того, что стрелка на циферблате хаотично дёргается.
- Понижение мощности двигателя.
- Слишком высокий расход топлива.
- Изменение количества оборотов двигателя.
Конечно, вышеуказанные проблемы могут говорить не только о проблемах с датчиком скорости, но, как говорят специалисты, его в данных ситуациях проверяют в первую очередь.
Принцип действия
Благодаря устройству измерительного прибора, которое обсуждалась в предыдущем абзаце, представляется возможным осуществление следующего действия для замера скорости автотранспортного средства по дороге:
- Как только покрышка на диске оборачивается на триста шестьдесят градусов относительно своей начальной оси, механический ободок устройства немного изменяет свое положение, о чем тут же становится известно водителю в виде “километров в час”.
- Данный путь предустановлен конструкторами автомашины в ЭБУ двигателя, чаще всего он равен двум радиусам шины. То есть ее полной длине.
- Не забывайте, что для определения скорости происходит деление пройденного пути на время, затраченное в движении.
Привод спидометра: виды и отличия
Спидометр – это важный элемент в машинах, а также нескольких других транспортных средств, так как он необходим для слежения за скоростью, чтобы не нарушить правила ПДД. Но это не последняя функция этого устройства.
Все возможные спидометры обладают скоростным магнитным узлом, благодаря вращению магнитов, образовывается поток, он передвигается через катушку тем самым способствуя индукции вихревых токов. Они, тем самым, начинают создавать еще магнитные поля. Они действуют между собой, стрелка устройства передвигается по шкале частоты, с помощью этого вращается магнит.
Все спидометры делятся на три категории.
Механические спидометры. В спидометре такого типа процесс измерения скоростного режима и индикация происходит благодаря механическому устройству. В качестве датчиков используется шестеренка, которая соединяется со второстепенным валом КПП, в качестве этого выступает узел скорости с указателем стрелки и счетчик барабана. Раньше использовали спидометры в виде барабана и ленты. Но их перестали применять уже достаточно давно.
Электромеханические спидометры. В этих приборах измерение скорости проходит с помощью разных электронных или электромеханических датчиков, которые подключены к КПП. Индикация скорости происходит благодаря миллиамперметру или скоростному узлу механического спидометра, а индикация расстояния — счетным барабаном, которая приводит в движение шаговый электромотор.
Принцип работы автоматической коробки передач, что делать, если она сломалась
Электронные спидометры. Это развитие новых электромеханических спидометров, главным отличием считается замена одометра — в электронном устройстве он полностью цифровой.
Проверка
Для того, чтобы проверить устройство на наличие каких-либо повреждений, дефектов или неисправностей, необходимо провести визуальный осмотр при помощи использования специализированного оборудования.
На вид датчик измерения скорости ВАЗ 2115 не должен иметь видимых повреждений, корпус и провода должны быть целыми, не покрытыми коррозией или ржавчиной. От устройства не должен исходить неприятный масляный запах, с него не должно капать никакой жидкости, а само оно должно плотно держаться в установочном гнезде.
Как проверить
В первую очередь проводим визуальный осмотр. Провода должны быть целыми, не иметь явных заломов и повреждений изоляции. Также проверяется чистота контактов на разъеме. После осмотра проверяем электрическую часть устройства.
- Можно поддомкратить одно из передних колес автомобиля, и покрутить его с включенным зажиганием (мотор не заводим). На информационном контакте (центральный вывод) с помощью мультиметра проверяются скачки напряжения.
- Если снять датчик, необходимо приспособление для принудительного вращения штока. На клеммы питания подается напряжение 12 вольт, тестер соединяется с минусовой клеммой и сигнальным контактом. При вращении регистрируем импульсы. Если их нет — датчик необходимо поменять.
Для замены понадобится ключ на 21. Неисправную деталь меняем при сброшенной минусовой клемме аккумулятора.
Совет: Не следует экономить, покупая дешевый датчик сомнительного производителя. Фирменная деталь не так дорого стоит, чтобы рисковать поломкой в пути, где не будет возможности диагностировать, и заменить сенсор скорости.
Замена
Для самостоятельной замены счетчика необходимо предварительно снять корпус воздушного фильтра. Затем, используя гаечный ключ, нужно открутить датчик против часовой стрелки, довольно часто датчик откручивается без усилия рукой.
После демонтажа старого датчика можно устанавливать новый, обязательно совместив штырь датчика с пазов в приводе спидометра.
Замена детали может проводиться в автосервисе профессионалами. У них есть все необходимое оборудование и навыки для проведения сложной процедуры замены важной детали.
Меняем датчик скорости на ВАЗ-2115 своими руками
В процессе эксплуатации автомобиля периодически из строя могут выходить те или иные детали. Не является здесь исключением и датчик скорости. Проблемы с его работой на «пятнашке», конечно, не самая распространенная поломка, однако все-таки они случаются. О неисправности можно узнать благодаря бортовому компьютеру. В частности:
- код Р0500 сигнализирует об отсутствии поступления информации с датчика скорости;
- код Р0503 – о прерывающемся сигнале.
Помимо этого, есть еще определенные признаки, по которым можно понять, что проблемы именно с этим узлом автомобиля. К ним, в частности, относятся неустойчивая работа спидометра или его полное «умирание», снижение мощности двигателя и повышенный расход топлива. Обратите также внимание и на обороты двигателя. При проблемах с датчиком скорости они плавают на холостом ходу. Иногда заведенный автомобиль может попросту заглохнуть, стоя или катясь на «нейтралке».
Конечно, приведенные выше причины не всегда указывают на проблемы с датчиком скорости, однако специалисты рекомендуют проверять его при такой симптоматике одним из первых. Соответственно, нужно знать, где именно искать проблемную деталь.
В «пятнашке» датчик скорости расположен на задней стороне коробки передач, возле дифференциала. Перед тем как приступать непосредственно к демонтажу, сперва убедитесь, что все провода целые, и нет никаких обрывов.
Заодно проверьте также и их фиксацию. Если здесь все в порядке, значит, отключаем аккумуляторную батарею и приступаем к снятию датчика. Для этого нужно взять минимальный набор инструментов:
- отвертки – фигурная и плоская;
- плоскогубцы;
- гаечные ключи – на 10 и 21.
Для того чтобы процесс замены был более удобным, рекомендуется снять адсорбер. Сделать это несложно. Нужно просто открутить соответствующие гайки и отвести адсорбер в сторону. Сама процедура займет очень мало времени, зато существенно облегчит доступ к датчику. Далее зажимаем фиксатор, после чего снимаем колодку с проводами.
Теперь можно приступать и к снятию самого датчика. Его нужно поворачивать против часовой стрелки до тех пор, пока устройство не будет выкрученным. Затем вынимаем его полностью, используя для этого ключ на 21. Осталось только очистить место, где был датчик, от грязи, и можно приступать к установке нового.
Работать здесь нужно довольно аккуратно. Все дело в том, что корпус датчика изготовлен из пластмассы. Соответственно, он не очень устойчив к серьезному механическому воздействию, и при чрезмерном усилии может попросту сломаться в руках. Далее установите устройство таким образом, чтобы пазы ДС и втулки точно совпали. В ином случае датчик не удастся правильно посадить на место и зафиксировать. Если все сделано правильно, можно приступать к финальному этапу. То есть осталось только лишь надежно зафиксировать датчик. Особо усердствовать здесь не нужно. Достаточно просто закрутить устройство по часовой стрелке до появления первого серьезного сопротивления. Сильно зажимать не нужно, поскольку риск сломать новый, довольно хрупкий прибор весьма высок.
Кстати, если вы сомневаетесь в том, что первопричиной проблем, возникших в работе автомобиля, является именно датчик скорости, то рекомендуется провести небольшую проверку, и только после этого отправляться покупать новый, если, конечно, будет нужно. Суть данного метода проста. Просто попросите у кого-то из приятелей одолжить вам заведомо работоспособный датчик и установите его на свое авто. Если проблемы исчезли, значит, нужно покупать новый. Однако бывает и так, что никаких изменений в лучшую сторону так и не произошло. Это означает, что следует продолжить поиск первопричины проблемы.
Как видим, в процедуре замены датчика скорости на вазовской «пятнашке» действительно нет ничего сложного. Даже если вы раньше никогда этого не делали, вся работа вряд ли займет более 30 минут. При этом не стоит забывать о сэкономленных средствах, которые пришлось бы выложить из своего кармана при визите на автосервис. Ну и удовлетворение от удачно проделанной своими руками работы – также немаловажный момент для любого мужчины.