Адсорбер топливной системы автомобиля: из чего состоит и как работает?

Адсорбер или абсорбер, как правильно? Любой двигатель внутреннего сгорания — это источник выбросов вредных веществ в окружающую среду. Придумываются новые и совершенствуются старые методы уменьшения вредных выбросов. Класс экологичности сегодня — это репутация автопроизводителя. Например, для того, чтобы соответствовать классу по экологичности двигателей Евро 3, в конструкции автомобиля должно быть установлено улавливающее устройство, которое обеспечит меньший выброс СО2.

Абсорбер топливный

Абсорбер — это устройство, поглощающее газы и пары, которые появляются на выходе из топливного бака в результате нагрева и испарения. С латинского sorbeo переводится поглощаю.

Когда ДВС автомобиля работает, пойманный пары направляются в систему впрыска топлива — во впускной коллектор.

Когда двигатель не работает, часть топливных паров улавливается сепаратором и подаются обратно бензобак, а часть улавливается адсорбером топливных паров, где происходит их нейтрализация.

Для чего нужен абсорбер в автомобиле

Автомобильный топливный абсорбер появился, когда установили класс экологичности двигателей Евро2. Экологические стандарты не допускают попадание паров в бензина в атмосферу, так как это сильно загрязняет окружающую среду. Топливные пары не должны попадать в автомобильный салон.

Такой системы фильтрации нет в автомобилях с карбюраторами. Абсорберы начали устанавливать на машины с инжекторными ДВС.

Можно ли убрать адсорбер? Плюсы и минусы отключения системы.

Адсорбирующая система — неотъемлемая составляющая современного транспортного средства. Исправно работающий фильтр не оказывает влияния на функционирование двигателя. Более того, он позволяет немного сэкономить на бензине, ведь задержанные топливные испарения не выбрасываются наружу, а сгорают в двигателе.

Можно ли пренебречь экологическими стандартами и убрать адсорбер из автомобиля? Сделать это возможно, и на работу автомобиля это никак не повлияет. С технической (но не экологической) точки зрения это даже лучше — пары из бака будут выходить прямо в окружающую среду, а без дополнительных банок, клапанов и трубок повысится надёжность авто.

Осуществить данную манипуляцию несложно — к сепаратору через шланг нужно подключить фильтр тонкой очистки, перекрыть сам адсорбер и сделать чип-тюнинг (прошивку двигателя).

Отключение адсорбера имеет и другие положительные стороны:

  • подкапотное пространство существенно освобождается, ведь система (особенно фильтр-банка) занимает много места;
  • исчезает известная проблема неустойчивой работы двигателя вхолостую;
  • появляется небольшая экономия средств за ненадобностью покупки нового адсорбера и клапана в случае их поломки.

При этом не следует забывать, чем грозит отключение адсорбирующей системы, а именно:

  • внутри автомобиля появится запах бензина, ведь пары частично будут идти в салон;
  • легкие углеводороды станут выбрасываться в атмосферу и загрязнять окружающую среду;
  • сам автомобиль (снаружи), возможно, тоже станет пахнуть топливом.

Про то, зачем нужен адсорбер, как он работает, и как его проверить, смотрите в следующем видео:

Адсорбирующая система — довольно простой, но полезный узел автомобиля. Техническое обслуживание этого элемента не является сложным или дорогостоящим, но при желании можно пойти вразрез с экологическими стандартами и отключить адсорбер, несколько повысив надёжность машины.

На этом у меня сегодня все. Если у вас остались вопросы, или если вы хотите дополнить статью — пишите комментарии.

С уважением, администратор

Устройство автомобильного абсорбера

Простыми словами, конструкция абсорбера — это пластиковая банка с наполненным фильтрующим улавливающим элементом. Наилучшим веществом для улавливания и нейтрализации паров топлива является активированный уголь.

Абсорбер состоит из:

  • Сепаратор. Сепаратор улавливает пары бензина и отправляет их обратно в топливный бак.
  • Клапан гравитации. Он защищает от перелива топлива в случае, когда машина перевернулась. Клапан блокирует движение топлива.
  • Датчик давления. Датчик давления выполняет важную функцию — контролирует давление паров в топливном баке. При достижения максимально допустимого давления в баке, датчик открывается и стравливает давление.
  • Фильтрующий элемент (активированный уголь). Фильтрующий элемент в абсорбере автомобиля — это уголь в крупных гранулах. Крупные гранулы позволяют парам проходить через слой угольного порошка и конденсироваться.
  • Соединительные трубки. Соединительные трубки служат для соединения всех элементов конструкции.
  • Электромагнитный клапан. Электромагнитный клапан меняет режимы улавливания топливных паров.

Опубликованы отзывы о работе экономителя топлива Фул Фри.

Как правильно называть адсорбер или абсорбер?

Обе концепции существуют в мире. Но несмотря на то, что «сорбео» и «абсорбео» переводятся с латинского алфавита почти одинаково: адсорбер — (от латинского Ad — он, с и sorbeo — абсорбирующий) и абсорбер — (от латинского абсорбео — I впитывают), смысловая нагрузка у обоих слов разная.

  1. В нашем случае это адсорбер, поскольку это устройство, поглощающее газообразные или растворимые вещества своей твердой поверхностью, не подвергаясь химическим реакциям. Бывают аппараты периодического и непрерывного действия.
  2. А абсорбер — это аппарат, который полностью поглощает газы (пары) внутри с последующей химической реакцией, в результате которой одно из веществ полностью поглощается специальной жидкостью (абсорбером).

Поэтому для нашей ситуации верным будет первый вариант.

Принцип работы

Одним из самых важных элементов в конструкции абсорбера является электромагнитный клапан, от работы которого зависит работа всей очищающей системы.


Схема ВАЗ 2110

Принцип работы и движение паров в системе:

Бензиновые пары поднимаются вверх топливного бака и улавливаются сепаратором, который работает в паре с датчиком гравитации. Датчик гравитации обеспечивает безопасность, не дает вытекать топливу из бака в случае ДТП, перевертыше. Уловленные пары в сепараторе конденсируются (приобретают жидкую форму) и попадают обратно в топливный бак.

Остальная часть паров топлива попадает в абсорбер, где происходит их скопление и нейтрализация. Накопление в абсорбере осуществляется при не заведенном двигателе!

После того, как ДВС автомобиля запустили, электромагнитный клапан открывается и обеспечивает соединение полостей абсорбера с впускным коллектором или дроссельным узлом (в зависимости от конструкции). Начинается процесс продувки! Через дроссельную заслонку поступает воздух с улицы и происходит смешивание с парами топлива. Далее, эта смесь направляется во впускной коллектор, откуда подается в цилиндры. Так происходит дожигание топливных паров из абсорбера.

Неисправности электромагнитного клапана

Если адсорбер почти все время находится в бесперебойном режиме, то клапан продувки может легко перестать функционировать. Это повлечет за собой повреждение бензонасоса. Если адсорбер не осуществляет правильную вентиляцию, то бензин постепенно будет скапливаться во впускном коллекторе.

Подобное приводит к довольно неприятным «симптомам»:

  • На холостом ходу появляются так называемые провалы.
  • Нарушается тяга (такое впечатление, что ТС постоянно теряет мощность).
  • При запущенном двигателе не слышны звуки работающего клапана.
  • Заметно повышается расход топлива.
  • Во время открытия крышки бензобака раздается шипение и свист.
  • Датчик топливного бака буквально живет своей жизнью (он может показывать, что бензобак полон, а через секунду – что в нем ничего нет).
  • В салоне автомобиля появляется неприятный бензиновый «аромат».

Иногда фильтрующий элемент, наоборот, издает слишком громкие звуки, которые также не являются нормой. Чтобы удостовериться, что причиной служит именно неисправный клапан, а не ГРМ, достаточно резко нажать на газ. Если звуковой эффект остался таким же, то, скорее всего, проблема именно в клапане адсорбера.

В этом случае рекомендуется немного подкрутить регулировочный винт устройства. Однако закручивать его нужно не более чем на пол-оборота. Слишком сильная фиксация приведет к ошибке контроллера. Если такие манипуляции не помогли, то нужно провести более детальную диагностику.

Клапан абсорбера: для чего нужен и на что влияет

Клапана в абсорбере — это технически простое устройство, которое работает по-разному, в зависимости от того, заведен мотор или нет. Как и все клапаны, должен открываться и закрываться.

Когда полость абсорбера забита или появилась другая какая-либо неисправность, то клапан работает со сбоями. С неисправным адсорберным клапаном могут произойти серьезные поломки автомобиля, потому что не стравливается давления из топливного бака и не происходит продувка полости.

Признаки неисправностей клапана абсорбера

Есть несколько признаков, симптомов, по которым можно выявить техническое состояние клапана:

  1. Датчика топлива показывает то полный бак, то пустой.
  2. После запуска двигателя, через мину 5-10 начинают плавать обороты.
  3. На холостых оборотах при нажатии на педаль, автомобиль начинает глохнуть.
  4. Двигатель не набирает обороты при движении. Долго разгоняется.
  5. При открытии крышки бензобака чувствуется вакуум, слышен свист.
  6. Повышен расход топлива.
  7. На холодную (когда мотор заведен, но еще не нагрелся) слышны стуки абсорбера, как будто стучат клапана.

Причиной выхода из строя абсорбера — это не всегда клапан. Это может быть сильное загрязнение абсорбирующего элемента, в данном случае угля. Газы должны спокойно проходить через гранулы угля и конденсироваться там.


Клапан стоит очень дешево. Поэтому есть возможность менять при обнаружении признаков не правильной работы двигателя. Можно также фильтрующий элемент адсорбера заменить своими руками: разобрать, старый уголь высыпать, насыпать новый уголь крупными гранулами.

Чистка адсорбера своими руками, проверка клапана адсорбера и его регулировка

Обратите внимание, если причина сбоев в работе ДВС именно в проблемах с адсорбером, запрещено удалять данный элемент или подключать шланг от мотора и шланг от бака напрямую, минуя систему.

В противном случае создаваемое от двигателя разрежение может повредить бак, топливо попадет в двигатель и т.д. Также если убрать клапан, ЭБУ двигателя сразу покажет ошибку, мотор перейдет в аварийный режим работы и т.д.

Наиболее правильным и дорогим вариантом является замена адсорбера. Если же владелец по той или иной причине не имеет возможности приобрести данный элемент, можно попробовать очистить старый.

  • В ряде случаев, если адсорбер забит, его можно почистить. Для этого достаточно снять колбу и аккуратно разобрать. Внутри находится уголь (адсорбент).

Далее уголь можно высыпать и прогреть его в духовке, постепенно повышая температуру. Следует быть готовым к тому, что при нагреве будет слышен сильный и неприятный запах, также уголь начнет дымить.

Уголь нужно медленно нагреть, сначала до 100 градусов Цельсия, затем прогреть около часа. Далее уголь из адсорбера разогревается до 300, после чего выдерживается до того момента, ока не исчезнет запах. В процессе «прожарки» также уголь нужно время от времени перемешивать.

После окончания прогрева следует оставить уголь в духовке и выждать, пока он не остынет. Снятые ранее с корпуса сетки и губки, а также резинки (предварительно почищенные), ставятся на место, затем уголь засыпается обратно в корпус адсорбера. Кстати, старые губки можно заменить на новые, изготовив их из подручного синтапонового материала.

  • Если рассматривать клапан адсорбера, данный элемент отвечает за вентиляцию и направляет топливный конденсат в двигатель. При этом нельзя исключать вероятность поломки клапана продувки адсорбера.

В норме клапан издает характерные щелчки, которые слышно на ХХ или когда на улице понижена температура воздуха. Щелчки указывают, что система поглощения паров работает (щелкает клапан адсорбера). Если резко нажать на педаль, звук останется таким же, то есть независимо от оборотов мотора.

Рекомендуем также прочитать статью о том, как проверить бензонасос в автомобиле. Из этой статьи вы узнаете о признаках неисправности бензонасоса, а также о способах проверки данного элемента.

Если же клапан стучит сильно, это может указывать на необходимость его регулировки. Регулировать нужно регулировочным винтом, который следует проворачивать на 0.5 оборота. Если перетянуть, ЭБУ может выдать ошибку.

Если же клапан продувки адсорбера дает сбои в работе, это можно выявить путем диагностики ошибок или механической проверкой работы клапана. Как правило, часто имеют место повреждения по электрической части, при этом в памяти ЭБУ фиксируются соответствующие ошибки.

Что будет, если убрать клапан абсорбера топливных паров

Можно ли убрать клапан полностью? Некоторые так и делают, думая, что из-за клапана повышается расход топлива и авто разгоняется медленнее.


На самом деле, если адсорбер с клапаном исправны, то ДВС наоборот работает как часы и расход при этом на оптимальном уровне. Экономия не столь ощутима от дожига остатков паров топлива, но и выбора в атмосферу меньше.

На вопрос, можно ли убрать клапан абсорбера совсем? Ответ: да, можно. На двигатель не влияет его наличие или отсутствие. Влияет только то, если он установлен и неисправен.

Минусы автомобиля без клапана и абсорбера:

  • запах бензина в салоне;
  • загрязнение окружающей среды;

Плюсы машины без клапана и абсорбера:

  • появляется больше место под капотом (кому-то может это важно);
  • не нужно менять абсорбер и клапан.

Владельцы карбюраторных автомобилей, я думаю, помнят как в салоне машины часто пахло бензином, из-за чего у некоторых начинает болеть голова. За одно это уже лучше не снимать клапан и абсорбер, а своевременно менять при поломкам.

Как поменять только клапан?

Бывают ситуации, когда в замене нуждается только клапан адсорбера. В этом случае достаточно потратить 5-10 минут личного времени, чтобы выполнить весь комплекс работ.

Клапан продается в любом магазине, а его цена (для автомобилей ВАЗ) всего 600-1000 рублей.

Одновременно с клапаном стоит поменять и датчик адсорбера, ведь в его функции входит управление клапаном. Замена обязательна при наличии шумов, которые напоминают потрескивание.

Начинать работы необходимо с диагностики исправности клапана. Делается это следующим образом:

  • Подготовьте пару проводов и мультиметр.
  • Освобождайте фиксатор и снимайте колодку жгута от продувочного клапана.
  • Подключайте «минусовой» проводник мультиметра к «массе» авто.
  • Поверните ключ в замке зажигания и замеряйте напряжение на выходе «А». Нормальное напряжение — 12 Вольт. Если его нет, то варианта два — вышел из строя ЭБУ или разряжен АКБ.
  • Послабляйте хомут, фиксирующий трубку к клапану, и демонтируйте шланг с патрубка. С помощью отвертки демонтируйте клапан с адсорбера, а после подавайте напряжение 12 Вольт от АКБ. «Плюсовой» провод подается на вывод «А», а «минусовой» — на «B».
  • Как только напряжение поступает на разъемы, клапан открывается (издается характерный щелчок). Если этого не произошло, то клапан меняется.

Замена клапана производится по следующему алгоритму (на примере ВАЗ-2114):

  • Отбрасывайте «минус» от АКБ;
  • Отбрасывайте штекер от КПА;
  • Освобождайте хомут патрубка входа, чтобы получить доступ к клапану;

  • Демонтируйте устройство с датчика ДМРВ и отводите его в сторону;
  • Отгибайте фиксаторы клапана и производите демонтаж устройства;
  • Отводите крепление в сторону на один сантиметр;
  • Тяните клапан по пазам;

  • Отбрасывайте подводящие штуцера. Здесь возможны проблемы со вторым штуцером, в котором предусмотрена специальная защелка. Чтобы ее демонтировать, стоит поджать специальные усики из пластмассы. Сделать это легко — достаточно утопить фиксатор в случае, когда штуцер слегка приподнят вверх.

  • Монтаж нового устройства производится по обратному алгоритму.

Что такое адсорбер?

Для более лёгкого понятия, как происходит фильтрация в адсорбере, его изучение лучше начать с терминологии.

В латинском языке есть слово «sorbeo» (переводится как «Поглощение»), по-русски – «Сорбация» — это процесс поглощения разнообразных веществ из окружающей среды путём использования твёрдых тел или жидкости.

Адсорбация – это процесс накапливание каких-либо веществ на поверхности сорбента.

В адсорбере в качестве сорбента выступает активированный уголь, на поверхности которого скапливаются пары топлива.

Где установлен?

Как правило, адсорбер устанавливается под капотом справа по ходу движения автомобиля, например, в ВАЗ 2110 он имеет форму бочки.

В других автомобилях он может быть квадратным и устанавливаться слева от двигателя (по ходу движения), под воздуховодом (Lada Granta), вакуумным усилителем тормозов (некоторые модели Nissan) или в районе радиатора. В ВАЗ 2114 он находится рядом с аккумулятором и воздушным фильтром.

На Volkswagen Passat B3 адсорбер расположен под воздушным фильтром с правой стороны по ходу движения.

Другие автомобили: см. Руководство по эксплуатации модели.

Как отключить или удалить адсорбер на машине и нужно ли перепрошивать ЭБУ?

Следует понимать, что при снятии адсорбера отключается соленоидный клапан, который подключен напрямую к контроллеру и управляется последним.

Это приведет к появлению ошибки p0443, о которой мы уже упоминали выше. Трубки тоже заглушены, особенно та, которая идет к впускному коллектору.

В чем недостаток такого отключения?

Дело в том, что по патрубку, идущему во впускной коллектор, постоянно втягивается воздух, даже в режиме холостого хода происходит так называемая малая продувка адсорбера. На высоких оборотах от 1500 до 2000 и выше возникает большая утечка.

В прошивке ЭБУ учитываются постоянные утечки воздуха и расход паров топлива при образовании топливовоздушной смеси, несмотря на то, что все это проходит от датчика массового расхода воздуха, причины неисправности которого могут можно найти, перейдя по ссылке.

Если вы заткнете шланг, что многие делают, определенное количество воздуха не попадет во впускной коллектор, минуя ЭБУ, но ЭБУ все равно примет это во внимание.

То есть контроллер учитывает один объем воздуха, но фактически входит другой (меньший). В результате количество топлива вырабатывается блоком управления двигателем на основе большего количества воздуха, чем подается. Это приводит к обогащению топливовоздушной смеси.

В результате двигатель не работает должным образом, потому что смесь постоянно обогащается там, где это нужно и не нужно, и увеличивается расход топлива.

Также стоит рассказать о переходном режиме работы двигателя, который может проявляться при приближении к перекрестку, светофору, лежащему милиционеру, моменту выхода газа.

В этот момент может произойти неисправность — снижение скорости ниже минимальной. Двигатель вроде задыхается, не хватает воздуха, причина в слишком обогащенной смеси. Через несколько секунд ситуация разрешится в электронном виде.

Поэтому отключение адсорбера будет правильным следующими способами:

  1. После снятия устройства в трубе, проходящей непосредственно перед расходомером, установите насадку диаметром 1 мм. Это хотя бы частично решит проблему, так как будет дозироваться только воздух без паров бензина.

  2. ЭБУ мигает (сложно). Если устранить ошибку проверки невозможно, возможно, потребуется изменить настройку микросхемы двигателя, а это дорого.
  3. Разборка всей системы за исключением электромагнитного клапана, который как минимум.
  4. Установкой резистора (эмуляции клапана) в электрическую цепь 200 — 250 Ом и 2 Вт. Для этого согните ножки резистора и вставьте его в микросхему клапана. Закрепляем все изолентой. Но это не всегда помогает.

Как отключить адсорбер на ВАЗ 2110, 2112, 2114

Принимая во внимание вышеперечисленные рекомендации, мы делаем следующее:

  1. Отсоедините разъем питания от клапана.
  2. Отсоедините все шланги от адсорбера и снимите адсорбер вместе с суппортом.
  3. Закрепляем вентиль в том месте, где можно дотянуться до заглушки проводами и трубами.
  4. Подсоедините к нижнему штуцеру шланг с топливным фильтром (см. Фото ниже).
  5. По окончанию верхнего штуцера: подключаем патрубок, идущий на впускной коллектор.
  6. На патрубок, идущий к бачку, ставим еще один фильтр, аналогичный первому.

При такой схеме при открытии клапана в систему поступает чистый воздух, правда, без паров бензина.

Исключаем клапан

Этот способ еще проще. Разбираем все, включая клапан. На патрубок, идущий от бензобака, надеваем топливный фильтр, а патрубок, идущий на впускной коллектор, амортизируем болтом с хомутом.

Последствия этого метода описаны выше, но этот метод тоже имеет право на жизнь.

Что касается Приоры, Гранты, Лады Ларгус, Газели и других автомобилей, то отключение амортизатора аналогично описанному выше.

Toyota Chaser

Стоит рассмотреть одну из иномарок, например Toyota Chaser.

Принцип отключения аналогичен предыдущим:

  1. Найдите клапан баллона. Он расположен рядом с датчиком массового расхода воздуха на корпусе воздушного фильтра.
  2. Отсоедините от нее микросхему с проводами и все шланги (может включиться управление на панели приборов).
  3. Найдите адсорбер, отсоедините от него трубы и подключите.
  4. Отсоедините патрубок, идущий к клапану, от дроссельного узла и соедините его болтом с хомутом.
  5. Надеваем топливный фильтр от карбюратора ВАЗ на патрубок, ведущий к баку.

В чем подвох перепрошивки с Евро 4 на Евро 2

Многие просят ЭБУ от Евро-4 до Евро-2, как правило так делают при снятии катализатора и установке смеси. В этот момент может произойти (намеренно или случайно) отключение адсорбционного клапана, и ЭБУ не контролирует последний и никак не контролирует его.

В результате в случае неисправности клапана двигатель будет работать с перебоями, и ошибка не будет отображаться на комбинации приборов. Чтобы в этом убедиться, закройте вентиль и понаблюдайте за работой двигателя.

Если версия подтверждается, заглушите трубы адсорбера и закройте клапан, контроллер все равно не управляет им.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]